Урок по теме "Повторение и обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация" Урок путешествие в страну «Синтаксис и пунктуация»



Скачати 42.18 Kb.
Дата конвертації27.04.2016
Розмір42.18 Kb.

Открытый урок по теме "Повторение и обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация"


Урок - путешествие в страну «Синтаксис и пунктуация».

Цель: - Систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация», формировать практические знания по теме;

-   воспитывать стремление к индивидуальной самореализации и чувства товарищества;

- развивать устную речь, воображение, память, умение работать в группах. Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка?

Всели правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок.

-  Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну «Синтаксис и пунктуация» (2 слайд). В пути нас ждёт много интересных заданий.

-  Кстати, что изучает синтаксис? А пунктуация? (ответы детей).

-  А путешествовать мы будем на сказочном паровозике (3 слайд).

-  Кто водит поезда? (машинист)

(один из учащихся назначается машинистом).

2. Первая станция «Словосочетание».

-  Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание» (4 слайд).

-  Что такое словосочетание?

-  Приведите примеры фраз, которые не являются словосочетаниями. На практике проверить можно точно, кто смог теории усвоить прочно.

-  Я называю фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.

Падают листья, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, дождливая осень, у леса.

[Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют). А теперь, сверим ответы (5 слайд).

- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.

-  Проверим, что записали мальчики (6 слайд).

-  Что можно составить из словосочетания? (предложения)

-  Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

-  Следующая станция, куда мы отправляемся, называется «Простое предложение» (7 слайд).



3. Станция «простое предложение».

- Что такое простое предложение?

Задание. У каждой группы на парте лежат конверты.

-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.

- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло. (Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания).

1  группа. Куда летят осенью перелётные птицы?

2  группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.

3  группа. Как восхитительно раскрасила осень кленовые листья! -Докажите, что это просто предложение.

- С задание справились, можно отправляться дальше в путь. -Но, что это? Наш поезд застрял в тоннеле (8 слайд).

На доске записано стихотворение.

-  Прочитайте глазками стихотворение.

-  Кто готов прочитать выразительно?

-  Ребят, почему это ловушка? (нужно расставить знаки препинания).

-  Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

-  Спишите это стихотворение, расставив недостающие знаки препинания (после один из учеников расставляет недостающие знаки препинания на доске).

-  Проверим, правильно ли вы расставили знаки препинания (слайд 9).

-  Мы проехали с вами полпути, пришло время немного отдохнуть.



4. Физкультминутка(10 слайд).

-    Отправляемся дальше в путь, и следующая наша станция «Сложное предложение» (11 слайд).



5. Станция «Сложное предложение».

-  Почему предложение называется «сложное»? (ответы учащихся).

-  А сейчас мы с вами из слов будем составлять предложения. - Я читаю вам первое предложение, из него вам нужно записать только определение. Как подчеркиваем определение? (один ученик на доске записывает).

Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение.

Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение.

Из предложения Осень щедро одаривает леса краской взять обстоятельство.

Из предложения Земля постелила на лугу разноцветный ковер взять сказуемое.

Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь взять обращение.

(Взаимопроверка. Поменялись тетрадками с соседом по парте, возле каждого

правильно записанного слова ставим плюс). (12 слайд)

-   Подымите руку, кто нашёл все б слов (5,4,3...). (За правильные ответы выставляются оценки).

-   А теперь из этих слов нужно составить и записать предложение. Порядок слов менять нельзя, можно изменить окончание. Если нужно, добавьте предлог.

-   Прочитайте предложение, которое у вас получилось (заслушиваются ответы учащихся).

-   Подумайте, верно ли, что это сложное предложение.

-   Как сделать это предложение сложным? (ответы учащихся. Сначала учащиеся составляют сложное предложение устно).

-   А сейчас каждый запишет свое сложное предложение. Но мы не будем переписывать предложение заново, а продолжим наше.

- Во что превратиться точка в конце простого предложения? Почему?

6. Разминка для глаз.

- Мы двигаемся дальше. Впереди светофор. Внимательно следим глазками, какой свет (называются цвета и фигуры, расположенные на доске).



7- Мы добрались до последней станции, и называется она «Творческая» (13 слайд).

-   На партах лежат листочки, возьмите их и прочитайте предложения, которые там записаны.

-   Верно ли, что это текст?

-   Расставьте предложения в нужном порядке, обозначая их цифрами.

-   Проверяем (устно).

-    А теперь давайте проверим, в каком порядке нужно было расставить предложения (14 слайд).



-  А теперь запишите свои 3-5 предложения на тему «Осень». 8. Итог.

-  Ребята, посмотрите ещё раз на предложения и словосочетания, которые мы записали в течение урока. Какая тема объединяет их? (тема природы) (15 слайд). Подведение итогов. Выставление оценок (16 слайд).


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка