Учебное пособие по практике 2015 г



Сторінка1/6
Дата конвертації11.04.2016
Розмір0.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6

монограмма ярпк


Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области



Ярославский педагогический колледж


150029, г. Ярославль,

улица Маланова, 14



Телефон: (4852) 32-64-14

Факс: (4852) 32-64-14



Харавинина Любовь Николаевна



ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Учебное пособие по практике



2015 г.

Печатается по решению редакционного совета ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж


Рецензенты:

Колесова Н.А., заведующий профессиональной практикой ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж,

Кораблева А.А., кандидат педагогических наук, преподаватель ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Харавинина Л.Н.

Ознакомительная практика: учебное пособие по практике для студентов СПО / под ред. Л.Н. Харавининой. - Ярославль, 2015. - 68 с.


Методические рекомендации включают основные положения образовательной программы данного вида практики, раскрывающие положения ФГОС СПО специальностей

050146 Преподавание в начальных классах;

050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании; а также практические и контрольные задания, рекомендации для обучающихся по выполнению заданий, диагностический материал по отдельным темам, связанными с изучением направлений педагогической деятельности учителя начальных классов и анализа разных аспектов образовательного процесса, положения о том, как организовать свой умственный труд, исследовательскую и самостоятельную работу.

Пособие рекомендовано студентам педагогического колледжа, преподавателям и руководителям учебной и производственной практики, а также специалистам различных направлений системы образования.

В данном пособии в п.4 и п.5 включены материалы, подобранные
Т.А. Соболевой, преподавателя ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж.

© ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, 2015



© Л.Н. Харавинина, к.п.н., 2015




ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.




ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….

4




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ






Педагогическая деятельность

6



Самообразование в педагогической деятельности

11



Особенности документов, определяющих содержание освоения специальности

15



Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития и самообразования студента

16



Возможности библиотек (музеев) города Ярославля для самообразования студента

23



Виды работы с текстом

25



Целеполагание в педагогическом процессе

31



Малые формы педагогического взаимодействия с младшими школьниками

33



Педагогическое мастерство учителя

35



Образовательное пространство школы

38



Наблюдение и анализ внеурочной формы организации педагогического процесса

39



Наблюдение и анализ урока в начальной школе

40



Требования к устному выступлению

42



Защита реферата (учебная конференция)

44



Самооценка деятельности за период учебной практики

45



Итоговая конференция по практике

47




Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

49




ПРИЛОЖЕНИЕ

Условные обозначения



50

54





СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


55



ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые студенты, Вы начинаете осваивать замечательную педагогическую специальность. Вы избрали прекрасную профессию, и у кого-то из вас сбудется мечта детства — стать настоящим учителем начальных классов. Вместе с тем, поступая в педагогический колледж, далеко не каждый из вас четко представляет, как можно стать настоящим педагогом, что для этого надо делать, хотя и кажется, что за годы школьной жизни о труде учителя узнали все.

Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: когда пошли первый раз в первый класс и подарили первые цветы своей первой учительнице. Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир - мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем предметам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

В какой мере вам удастся стать настоящим УЧИТЕЛЕМ, успешно работать с детьми и взрослыми, это зависит не только от качества подготовки, которую вы получите в колледже, но и от собственных усилий, от дальнейшего самообразования и самовоспитания.

Вы держите в руках учебное пособие, автор которого исходит из желания помочь будущим учителям в успешном освоении этой благородной профессии. Стать профессионалом не так просто: надо в совершенстве знать свое дело и многое уметь. Наша книга призвана оказать первую педагогическую помощь в начале избранного вами пути. В диалоге с книгой вы можете рассчитывать на помощь в самосовершенствовании своей личности на пути к избранной профессии. Автор искренне желает вам успеха в этом нелегком деле!

Профессиональная подготовка студентов предполагает, наряду с вооружением системой специальных и психолого-педагогических знаний, формирование и совершенствование целостной системы педагогических умений и навыков, слияние теоретической и практической подготовки. Эту важную функцию выполняет учебная и педагогическая практика в образовательных учреждениях, которая способствует адаптации студентов к реальным условиям сложной и многообразной школьной жизни и педагогической деятельности, формированию опыта жизнедеятельности в школьном коллективе, выступает как форма активного творчества, позволяет развивать и совершенствовать будущим педагогам профессионально необходимые педагогические качества и способности.

Целью учебной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) является знакомство студентов с особенностями профессиональной деятельности учителя начальных классов, с системой его профессиональных знаний, умений, профессионально-значимых личностных качеств.

Задачами учебной (ознакомительной) практики являются:



  • изучить специфику профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов;

  • сформировать умения наблюдать, анализировать и оценивать эффективность образовательной работы с младшими школьниками, вести педагогическую документацию;

  • формировать интерес к исследовательской и экспериментальной работе, умений анализировать передовой педагогический опыт и творчески использовать его в работе;

  • познакомить с педагогической техникой учителя начальных классов;

– познакомить с методикой диагностики условий образовательной среды.

Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы обучающегося, входит в профессиональный модуль ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования.

Учебная (ознакомительная) практика осваивается обучающимся рассредоточено, при параллельном изучении дисциплин «Педагогика», «Психология», МДК.01.01. «Теоретические основы организации обучения в начальных классах». Учебная (ознакомительная) практика проводится на 1(2) курсе в 1(3) семестре.

Практика проводится рассредоточено, без отрыва от аудиторных занятий.

В ходе освоения профессионального модуля и при освоении учебной (ознакомительная) практики обучающийся должен:

иметь практический опыт:


  • диагностики уровня сформированности педагогических умений, качеств, способностей учителя;

  • наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями,

  • разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

  • ведения учебной документации.

В соответствии с целями и задачами практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • находить необходимую информацию в сети ИНТЕРНЕТ;

  • работать с методической литературой по заданным темам, составлять библиографию, аннотацию;

  • анализировать посещенные уроки на основе различных схем анализа;

  • проводить самооценку уровня профессиональной компетенции;

  • работать в парах и группах;

  • оформлять документацию по практике.

Учебная (ознакомительная)практика организуется в ГПОАУ ЯО ЯрПК, в областной научной библиотеке им. Некрасова, в базовых школах г. Ярославля.

Каждый студент, посещая школу, обязан доброжелательно относиться к учащимся, педагогическому и вспомогательному персоналу школы, проявляя к ним такт, внимание и уважение. Во время практики студент должен стараться проявить инициативу в работе, высокую активность в повышении качества учебно-воспитательного процесса.

В конце практики студент составляет отчет о ее прохождении, сдает зачет (реферат) и представляет Portfolio и дневник, в котором отражены выполненные задания практики, делает предложения по усовершенствованию данного вида практики.

Практическое занятие 1

Тема: Педагогическая деятельность


Задание 1.1 Оформить титульный лист дневника практики по образцу.

Задание 1.2 Провести самодиагностику развития компонентов педагогической деятельности.

c:\users\любовь\pictures\критерии.jpg


Методический материал для задания 1.1

Разработку и выполнение заданий практики и заданий самостоятельной работы студенты отражают в дневнике педагогической практики и в Portfolio.

Дневник по практике является обязательным документом, содержание которого учитывается при оценке практики. В дневнике практики каждый студент планирует свою работу в школе, отражает наблюдения за педагогической деятельностью учителя и поведением учащихся. Использование записей, сделанных в дневнике, позволяет студентам познакомиться с опытом работы учителей, сравнить его с уровнем своей подготовки и наметить в перспективе свое самосовершенствование. Ведение студентом дневника способствует анализу и осмыслению его педагогической деятельности в школе, является средством формирования профессиональной компетенции студентов в ходе практики.


монограмма ярпк



Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж





Дневник

по ознакомительной практике

студента ________________________________

(фамилия, имя, отчество)



курса _______ , группы __________________

специальности _ ( 050146 Преподавание в начальных классах,

050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании)

___________________________________________
База практики ________________

Руководитель практики ________________________

Период практики ______________________________

Ярославль 201__г.




Рис. 1 Образец оформления титульного листа дневника

Дневник вы должны заполнять регулярно на протяжении всей практики, именно в тот день, когда проводится занятие, выполняя задание, которое вам поручил руководитель. Все работы, выполняемые студентом, должны быть пронумерованы и разделены по датам.

Успешному выполнению программы ознакомительной практики и руководству этим процессом способствуют примерные задания по каждой теме. Задания являются ориентировочными и могут быть скорректированы с учетом конкретных условий организации и проведения практики.

Основные критерии оценки практики:

- качество выполнения заданий;

- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициатива).


Методический материал для задания 1.2

У учащихся начальных классов обычно один учитель. Учитель - специалист, осуществляющий учебную и воспитательную работу, в соответствии с образовательными стандартами. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.

Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса.

Учитель стремится развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности, формирует потребность в знаниях, прививает навыки общения и поведения в социальной среде. В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

Профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу. Кроме обучающей педагог выполняет воспитательную и развивающую деятельность. В процессе педагогической работы учитель осуществляет различные виды деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и др.

В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать педагогическими способностями. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Педагогические способностииндивидуальные, устойчивые свойства личности, обеспечивающие легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов (Н.В. Кузьмина).

Н.В. Кузьмина определяет комплекс способностей и умений, необходимых для осуществления разных видов педагогической деятельности.



Оцените уровень развития своих педагогических умений и способностей, для чего проставьте в колонке «самооценка» напротив каждого из предложенных педагогических умений от 0 до 3 баллов, где 3- это умение, которое не вызывает у вас сложностей и сформировано на высоком уровне, 2 – это умение, которое вы можете выполнить, но не уверены в успешности, 1- это умение сформировано слабо, вызывает затруднения, 0 – умение совсем не сформировано. c:\users\любовь\pictures\вопрос.jpg

Таблица 1



№п.п

Педагогические способности

Педагогические умения

Самооценка от 0-3

баллов


1

Конструктивная деятельность

Ср. балл:




Гностические (связаны с проявлением мыслительных операций)

1) разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, методы, формы и пр.),

2) осмысливать каждое пед. явление во взаимосвязи со всеми компонентами пед. процесса,

3) работать с источниками информации, дидактически преобразовывать информацию,

4) устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в изучаемом материале.








Прогностические (связаны с представлением о задачах образования и способах их достижения)

6) прогнозировать развитие коллек-тива, систему взаимоотношений в нем,

7) прогнозировать развитие личности: ее качеств, свойств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии и т.п.,

8) прогнозировать ход развития пед. процесса: возможные трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, средств обучения и воспитания.







Проективные

(связаны с логикой разработки проекта пед. деятельности)



9) переводить цели и содержание образования в конкретные пед. задачи,

10) учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт и личностные качества,

11) отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, формы, методы и средства в их оптимальном сочетании,

12) планировать индивидуальную работу с учащимися






2

Организаторская деятельность

Ср. балл:




Организаторские

1- включать учащихся в различные виды деятельности (учебную, игровую, творческую, спортивную, трудовую),

2- организовывать индивидуальную, групповую и командную деятельность,

3- организовывать влияние ученического коллектива, родителей на учащегося,

4- мотивировать к выполнению деятельности,

5 -осуществлять коррекцию учебной деятельности








Мобилизационные

6- привлечь внимание учащихся, развивать устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности,

7- формировать у учащихся навыки учебной деятельности и основы научной организации учебного труда

8- создавать специальные ситуации для совершения нравственных поступков, проявления нестандартного решения проблемы.





3.

Коммуникативная деятельность

Ср. балл:




Перцептивные

1- определять характер переживаний, состояния человека, его причастность или нет к тем или иным событиям по незначительным признакам,

2- правильно определять отношение человека к социальным ценностям,

3- мысленно ставить себя на место другого,








Дидактические

4- логически правильно выстроить объяснение, проблемное изложение,

5- передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей,

6- преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль








Экспрессивные

7- создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся,

8- обеспечивать атмосферу благополучия в классе,

9- точно и правильно передавать свое настроение, мысли, отношение с помощью невербальных средств общения.








Речевые

10-устанавливать соответствующие ситуации дружеские или деловые отношения с учащимися своего класса, между классами,

выбирать наиболее подходящий способ обращения,

11- формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и др.

12- поддерживать разговор, брать инициативу в общении.





Посчитайте средний балл по каждой из описанных педагогических способностей. Обобщите данные в процентном соотношении, оформите графически и сформулируйте выводы.



Рис. 2 Пример оформления данных самооценки

Определите, что у вас сформировано достаточно хорошо, а что требует развития и совершенствования.

На вопрос каким должен быть Учитель размышляли многие известные педагоги:

Я. Корчак: «любить детей, быть дружелюбным, общительным, открытым, непримиримым к бесчеловечности и лжи»;

А.С. Макаренко: «уметь ориентироваться в педагогической ситуации, общительным, педагогически тактичным, с широким кругозором, сочетать уважение к ребенку с требовательностью»;

Ю.П. Азаров: «знать внутренний мир ребенка, высокая педагогическая культура, любовь к детям без исключения, заинтересованность в своем предмете и в судьбах детей»;

В.Ф. Шаталов: «вера в возможности каждого ученика, любовь к делу, знание своего предмета, умение пробудить в учениках жажду познания»…c:\users\любовь\pictures\вопрос.jpg


Важные личностные качества учителя:

Самооценка

0-3 балла



артистизм; публичность




инициативность, находчивость и разносторонность




интерес и уважение к другому человеку;




интерес, склонность к работе с детьми;




культура поведения, культура речи




культура общения, тактичность;




личная ответственность;




открытость, отзывчивость




педагогическая зоркость, наблюдательность




профессиональная компетентность




пунктуальность, чувство времени




самоконтроль, терпение и уравновешенность;




справедливость, объективность в оценке




стремление к самопознанию и саморазвитию;




требовательность к себе и другим, настойчивость;




целеустремленность




итого






Критерии c:\users\любовь\pictures\цель.jpg

2

  • Правильно оформлен титульный лист,

  • заполнена таблица самооценки педспособностей,

  • подсчитаны баллы и оформлена гистограмма,

  • оценены ПВК,

  • сделаны выводы об уровне готовности к освоению профессии

3

4

5


Придумайте символ профессии учителя
(или герб), объясните значение
c:\users\любовь\pictures\рисут.jpg

Проект «Памятник-символ Учителю» (Новосибирский городской дом учителя)




dymov

gerceva

Автор Герцева С.С., художник-оформитель МБУ «Новосибирский городской дом учителя».

По мнению автора проекта, у профессии учителя женское лицо. Поэтому в качестве памятника-символа Учителю предложена скульптурная композиция, где изображена учительница, держащая за руку ученицу и вместе с ней восходящая по лестнице знаний. Лестницу поддерживает стела, устремленная ввысь. Стелу венчают голуби, символизирующие выпускников школы.



Рис. 3. Герб профессии учителя


Практическое занятие 2

  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка