МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Специальность: 030501.65
Юриспруденция
Форма обучения: очная, заочная,
заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030501.65 Юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., № 260 гум/сп.
2) Учебный план по специальности подготовки 030501.65 Юриспруденция, утвержденный Ученым Советом РИ(Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол №12.
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол №6.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История мировых религий» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «юриспруденция». Настоящая программа учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету. При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал.
Предметом изучения истории религии является возникновение и развитие религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь человечества, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций.
Цель курса дать характеристику общей картины развития религиозной сферы от примитивных первобытных форм до мировых религий и современных разновидностей верований и культов, показать особенности религий разных времен и народов, их формы и методы воздействия на индивидуальное и общественное сознание, на психику людей, а также представить некоторые теоретические основы религиоведения.
Основные задачи курса:
выработать общее представление о религии как феномене культуры, раскрыть ее структурную и функциональную специфику, проанализировать проблемы типологии, происхождения и трансформаций религиозных представлений;
дать характеристику основным этапам истории религий и их роли в социально-политической жизни;
сформировать систематические знания о происхождении, основных этапах развития и роли наиболее распространенных религий в социальной жизни обществ разных эпох, об основах веры, культа, общинной организации каждой из них, об основной вероучительной литературе, этапах ее сложения, развития, канонизации, проблемах изучения;
выработать умения ориентироваться в массе современных религиозных и псевдорелигиозных течений;
выработать толерантное отношение к различным религиозным убеждениям, основой которого должно стать понимание религиозных представлений и нужд носителей разных вероисповеданий.
Усвоение предлагаемого для изучения материала может быть достаточно эффективным лишь при сочетании лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы с научной литературой. Также от студентов требуется глубокое знание источников, основная часть которых, наряду с обсуждением широкого круга проблем, будет изучаться на семинарских занятиях.
Изучение данного курса предполагает знание всемирной истории, владение методикой работы с источниками, понимание основных философских категорий. Следует заметить, что значительная часть материала, излагаемого в этом курсе, требует от студентов знания особенностей человеческой психики и отношения человека к иррациональным и сверхъестественным явлениям. Успешное обучение студентов по данной учебной дисциплине обеспечивают следующие дисциплины учебного плана: история первобытного общества, всеобщая история (история мировых цивилизаций), история стран Азии и Африки, история России, этнология, история мировой и отечественной культуры, история философии, культурология, философия, психология.
Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «История мировых религий» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки контрольных работ, рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестовых работ. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на экзамене. Оценка «отлично» на экзамене выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников, обязательной и дополнительной литературы. Оценка «хорошо» выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников и обязательной литературы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за знание и понимание основных проблем курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения
Дидактические единицы
|
Наименование
тем
|
Максим.учебная нагрузка студента, час
|
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
|
Самост. работа студ.
|
Всего
|
Лекции
|
Лаборат. работы
|
Практ. работа студ.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ДЕ I
8 баллов
|
ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен
|
8
|
4
|
4
|
|
0
|
4
|
Введение.
|
4
|
2
|
2
|
|
0
|
2
|
Тема 1. Религия как форма общественного сознания.
|
4
|
2
|
2
|
|
0
|
2
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ II
18баллов
|
ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии
|
14
|
6
|
4
|
|
2
|
8
|
Тема 2. Ранние формы религии.
|
2
|
2
|
2
|
|
0
|
0
|
Тема 3. Политеистические религии древнего мира
|
2
|
0
|
0
|
|
0
|
2
|
Тема 4. Зороастризм
|
2
|
0
|
0
|
|
0
|
2
|
Тема 5. Индуизм
|
2
|
0
|
0
|
|
0
|
2
|
Тема 6. Конфуцианство
|
2
|
2
|
2
|
|
0
|
0
|
Тема 7. Синтоизм
|
2
|
0
|
0
|
|
0
|
2
|
Тема 8. Иудаизм.
|
2
|
2
|
0
|
|
2
|
0
|
Промежуточный контроль
|
контрольная работа
|
ДЕ III
20 баллов
|
ДЕ III. Буддизм
|
8
|
6
|
2
|
|
4
|
2
|
Тема 9. Буддизм
|
8,
|
6
|
2
|
|
4
|
2
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕIV
24 балла
|
ДЕ IV. Христианство
|
32
|
16
|
8
|
|
8
|
16
|
Тема 10. Христианство до разделения церквей
|
8
|
4
|
2
|
|
2
|
4
|
Тема 11. Православие
|
8
|
4
|
2
|
|
2
|
4
|
Тема 12. Католицизм
|
8
|
4
|
2
|
|
2
|
4
|
Тема 13. Протестантизм
|
8
|
4
|
2
|
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕV
20баллов
|
ДЕ V. Ислам
|
16
|
8
|
4
|
|
4
|
8
|
Тема 14 . Ислам
|
16
|
8
|
4
|
|
4
|
8
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ VI
10баллов
|
ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы
|
12
|
6
|
2
|
|
4
|
6
|
Тема 15. Новые религиозные движения
|
12
|
6
|
-
|
|
4
|
6
|
Промежуточный контроль
|
реферат
|
|
Итоговый контроль
|
зачет
|
|
Всего
|
90
|
46
|
24
|
|
22
|
44
|
Заочная форма обучения
Дидактические единицы
|
Наименование
тем
|
Максим.учебная нагрузка студента, час
|
Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
|
Самост. работа студ.
|
Всего
|
Лекции
|
Лаборат. работы
|
Практ. работа студ.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ДЕ I
8 баллов
|
ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен
|
8
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Введение.
|
4
|
-
|
-
|
|
-
|
4
|
Тема 1. Религия как форма общественного сознания.
|
4
|
2
|
-
|
|
2
|
2
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ II
18баллов
|
ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии
|
14
|
2
|
-
|
|
2
|
12
|
Тема 2. Ранние формы религии.
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 3. Политеистические религии древнего мира
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 4. Зороастризм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 5. Индуизм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 6. Конфуцианство
|
2
|
2
|
-
|
|
2
|
0
|
Тема 7. Синтоизм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 8. Иудаизм.
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Промежуточный контроль
|
контрольная работа
|
ДЕ III
20 баллов
|
ДЕ III. Буддизм
|
8
|
2
|
-
|
|
2
|
6
|
Тема 9. Буддизм
|
8
|
2
|
-
|
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕIV
24 балла
|
ДЕ IV. Христианство
|
32
|
2
|
-
|
|
2
|
30
|
Тема 10. Христианство до разделения церквей
|
8
|
2
|
-
|
|
2
|
6
|
Тема 11. Православие
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Тема 12. Католицизм
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Тема 13. Протестантизм
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕV
20баллов
|
ДЕ V. Ислам
|
16
|
2
|
-
|
|
2
|
14
|
Тема 14 . Ислам
|
16
|
2
|
-
|
|
2
|
14
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ VI
10баллов
|
ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы
|
12
|
2
|
-
|
|
2
|
10
|
Тема 15. Новые религиозные движения
|
12
|
2
|
-
|
|
2
|
10
|
Промежуточный контроль
|
реферат
|
|
Итоговый контроль
|
зачет
|
|
Всего
|
90
|
10
|
0
|
|
10
|
80
|
Заочная сокращенная (на базе ВПО) форма обучения
Дидактические единицы
|
Наименование
тем
|
Максим.учебная нагрузка студента, час
|
Количество аудиторных часов при заочной сокращенной (на базе СПО и ВПО) форме обучения
|
Самост. работа студ.
|
Всего
|
Лекции
|
Лаборат. работы
|
Практ. работа студ.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ДЕ I
8 баллов
|
ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен
|
8
|
2
|
2
|
|
2
|
8
|
Введение.
|
4
|
-
|
-
|
|
-
|
4
|
Тема 1. Религия как форма общественного сознания.
|
4
|
2
|
-
|
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ II
18баллов
|
ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии
|
14
|
2
|
-
|
|
2
|
12
|
Тема 2. Ранние формы религии.
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 3. Политеистические религии древнего мира
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 4. Зороастризм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 5. Индуизм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 6. Конфуцианство
|
2
|
2
|
-
|
|
2
|
0
|
Тема 7. Синтоизм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 8. Иудаизм.
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Промежуточный контроль
|
контрольная работа
|
ДЕ III
20 баллов
|
ДЕ III. Буддизм
|
8
|
2
|
-
|
|
2
|
6
|
Тема 9. Буддизм
|
8
|
2
|
-
|
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕIV
24 балла
|
ДЕ IV. Христианство
|
32
|
2
|
-
|
|
2
|
30
|
Тема 10. Христианство до разделения церквей
|
8
|
2
|
-
|
|
2
|
6
|
Тема 11. Православие
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Тема 12. Католицизм
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Тема 13. Протестантизм
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕV
20баллов
|
ДЕ V. Ислам
|
16
|
2
|
-
|
|
2
|
14
|
Тема 14 . Ислам
|
16
|
2
|
-
|
|
2
|
14
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ VI
10баллов
|
ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы
|
12
|
2
|
-
|
|
2
|
10
|
Тема 15. Новые религиозные движения
|
12
|
2
|
-
|
|
2
|
10
|
Промежуточный контроль
|
реферат
|
|
Итоговый контроль
|
зачет
|
|
Всего
|
90
|
10
|
0
|
|
10
|
80
|
Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО
форма обучения
Дидактические единицы
|
Наименование
тем
|
Максим.учебная нагрузка студента, час
|
Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) форме обучения
|
Самост. работа студ.
|
Всего
|
Лекции
|
Лаборат. работы
|
Практ. работа студ.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ДЕ I
8 баллов
|
ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен
|
8
|
2
|
2
|
|
2
|
8
|
Введение.
|
4
|
-
|
-
|
|
-
|
4
|
Тема 1. Религия как форма общественного сознания.
|
4
|
2
|
-
|
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ II
18баллов
|
ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии
|
14
|
2
|
-
|
|
2
|
12
|
Тема 2. Ранние формы религии.
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 3. Политеистические религии древнего мира
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 4. Зороастризм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 5. Индуизм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 6. Конфуцианство
|
2
|
2
|
-
|
|
2
|
0
|
Тема 7. Синтоизм
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Тема 8. Иудаизм.
|
2
|
-
|
-
|
|
-
|
2
|
Промежуточный контроль
|
контрольная работа
|
ДЕ III
20 баллов
|
ДЕ III. Буддизм
|
8
|
6
|
-
|
|
6
|
2
|
Тема 9. Буддизм
|
8
|
6
|
-
|
|
6
|
2
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕIV
24 балла
|
ДЕ IV. Христианство
|
32
|
4
|
-
|
|
4
|
28
|
Тема 10. Христианство до разделения церквей
|
8
|
4
|
-
|
|
4
|
4
|
Тема 11. Православие
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Тема 12. Католицизм
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Тема 13. Протестантизм
|
8
|
-
|
-
|
|
-
|
8
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕV
20баллов
|
ДЕ V. Ислам
|
16
|
4
|
-
|
|
4
|
12
|
Тема 14 . Ислам
|
16
|
4
|
-
|
|
4
|
12
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ VI
10баллов
|
ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы
|
12
|
2
|
-
|
|
2
|
10
|
Тема 15. Новые религиозные движения
|
12
|
2
|
-
|
|
2
|
10
|
Промежуточный контроль
|
реферат
|
|
Итоговый контроль
|
зачет
|
|
Всего
|
90
|
18
|
0
|
|
18
|
72
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕI.Религия как общественно-исторический феномен
Введение
Аудиторное изучение (при очной форме обучения):
Предмет и задачи курса. История мировых религий как научная и учебная дисциплина. Место дисциплины в системе гуманитарных наук и ее значение в подготовке историка. История мировых религий как отрасль религиоведения. Философия религии. Социология религии. Психология религии. Феноменология религии. Методы исследования в религиоведении.
Самостоятельное изучение
Школы религиоведения.
Поділіться з Вашими друзьями: |