Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65- психология Калининград 2010 Основы психогигиены и психологическая профилактика



Сторінка1/4
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.63 Mb.
  1   2   3   4
Филиал НОУ ВПО

«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права»

в г. Калининграде



ОСНОВЫ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Специальность: 030301.65– Психология


Калининград

2010

Основы психогигиены и психологическая профилактика:

Учебно-методический комплекс /

Автор-составитель: Крылова Н.В., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала 07.09.10., протокол №1




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс «Основы психогигиены и психологическая профилактика» направлен на формирование научного представления о методах предотвращения психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций.

Методы психогигиены включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информацию населения и т. д.

Особое внимание в рамках данного курса будет уделено вопросам оказания психологической помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера.

Практическую ценность данному курсу придает рассмотрение таких вопросов психопрофилактики, как становление личности, развитие самосознания и самоконтроля, активизация личностного потенциала и овладение эффективными средствами коммуникации.



Цель курса: понятие о психогигиене и психопрофилактическом информационном обеспечении психического здоровья человека.

Задачи курса:

- ознакомление с теоретико-методологическими основами психогигиены;

- раскрытие базовых понятий и категорий психогигиены;

- формирование знаний и умений в решении практических вопросов обеспечения психического здоровья человека;

- формирование у студентов базовых представлений о современной психогигиене и психопрофилактике.

Виды занятий и методы обучения

Общее количество часов – 64.



Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 6 часов.

Семинарские занятия организуются в группе. Общий объем семинарских занятий – 2 часа. Используются следующие формы занятий: сообщения, доклады и т.д.

На семинарских занятиях по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения» применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, опрос.



Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям, в написании контрольных работ. Объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «Основы психогигиены и психологическая профилактика» составляет – 56 часов.

Формы контроля

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет. Студенты заочного отделения выполняют также и контрольную работу.
Методические модели процесса обучения

На занятиях применяются следующие методики и методы обучения: фасилитация, психодиагностические методики, наблюдение, анализ, эксперимент.

Программа курса разработана для тех, чья психологическая культура и компетентность войдут органичными составными частями в

структуру их профессиональной деятельности. Знания по психогигиене помогут формированию научного представления о формах и методах современной психопрофилактической работы в организациях.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п



Наименование

темы


Общее

Количество

часов


Количество аудиторных часов

Количество

часов на


самост.

работу


Лекции

Семина

ры


Всего



1.


Предмет и задачи психогигиены.

Психическое здоровье и его нарушения



22

2




2

20

2.

Профилактика нарушений психического здоровья

22

2

2

4

18

3.

Основы оказания психологической

помощи


20

2




2

18




ИТОГО

64

6

2

8

56


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет и задачи психогигиены. Психическое здоровье и его нарушения

Психогигиена как часть общей гигиены. Предмет психогигиены.

Связь психогигиены с другими науками. Психологический контекст психогигиенических проблем. Основные задачи психогигиены: изучение влияния различных условий среды на психику человека; разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервно-психического здоровья; роль психогигиенического и психологического просвещения в психопрофилактике. Исторический экскурс в психогигиеническую проблематику: мистические и религиозные представления о расстройствах психической деятельности; возникновение психиатрии и психологии; подходы к оказанию психологической помощи; современная система психопрофилактики. Проблемы психогигиены в практике социальной работы и государственной службы. Возможные критерии психического здоровья. Несоответствие критериям как угроза

психическому здоровью личности. Уровни и формы психического здоровья. Компетенция психолога и компетенция психиатра. Понятие стресса и адаптационный синдром. Эустресс и дистресс, стадии адаптационного синдрома. Уровни стресса и стрессфакторы (стрессоры). Объективно наблюдаемые и субъективно ощущаемые симптомы стресса; механизмы психологической защиты. Нарушения психического здоровья и душевная болезнь. Неврозы. Неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Понятие психоза.



Тема 2. Профилактика нарушений психического здоровья

Эмоциональные факторы психического здоровья. Эмоции и аффекты. Эмоциональный диапазон. Проблема эмоционального самоконтроля. Аффекты и психоэмоциональная неустойчивость. Психоэмоциональная саморегуляция. Составляющие здорового образа жизни: условия жизнедеятельности и оптимальный режим; отдых, сон и

питание; физические нагрузки, гипоксическая тренировка и гигиена

тела. Психологическая самопомощь.



Тема 3. Основы оказания психологической помощи

Функции практического психолога и виды оказания психологической помощи. Психиатрическая помощь, виды лечения, применяемые в современной психиатрии. Понятие психотерапии. Методы, формы и направления в психотерапии: суггестивная психотерапия; психоанализ; бихевиоризм; экзистенциально_гуманистические подходы в психотерапии. Альтернативные методы психокоррекции и психотерапии. Опасность непрофессионального психологического воздействия: примеры. Недопустимость экспериментирования с психикой человека.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Профилактика нарушений психического здоровья

Основные вопросы

1. Эмоциональные факторы психического здоровья.

2. Проблема эмоционального самоконтроля.

3. Психологическая самопомощь.

4. Роль психотерапии и психологического консультирования в современной психопрофилактике.



Литература

  1. Полякова О.Б.Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности : учебное пособие / Полякова О.Б., - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.

  2. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




п/п

Тема

Задания

Кол-во

часов

Вид

контроля

1.

Предмет и задачи психогигиены. Психическое здоровье и его нарушения


Предмет психогигиены. Связь психогигиены с другими науками. Основные задачи психогигиены: изучение влияния различных условий среды на психику человека; разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укре плению психического здоровья; роль психо гигиенического и пси хологического просве щения в психопрофилактике


20

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

Тем.

Подготовка к семинару.




2.

Профилактика нарушений психического здоровья

Эмоциональные факторы психического здоровья. Эмоции и аффекты. Эмоциональный диапазон. Психоэмоциональная саморегуляция. Составляющие здорового образа жизни: условия жизнедеятельности и оптимальный режим; отдых, сон и питание; физические нагрузки, гипоксическая тренировка и гигиена тела.



18

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

Темы.


Проведение семинара

3.

Основы оказания психологической помощи


Функции практического психолога и виды оказания психологической помощи. Понятие психотерапии

18

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

Темы.


Подготовка к зачету.

Написание контрольной работы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Подготовка современного специалиста предполагает, что еще в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы.

С целью организации данного вида работы необходимо в первую очередь использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями.

Конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, гипотезы, студенты глубже понимают вопросы курса.

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую поисковую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, а также способность выделять главное, развивает и совершенствует логическое мышление.



В учебном плане на самостоятельное изучение дисциплины отведено 56 часов. Часть этого времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, на работу в библиотеках института и города. Вниманию студентов предлагается список основной и дополнительной литературы. Для подготовки к семинарским занятиям предлагается ряд вопросов. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет психогигиены. Связь психогигиены с другими науками. Психологический контекст психогигиенических проблем.

  2. Основные задачи психогигиены.

  3. Проблемы психогигиены в практике социальной работы и государственной службы.

  4. Возможные критерии психического здоровья. Уровни и формы психического здоровья.

  5. Компетенция психолога и компетенция психиатра.

  6. Уровни стресса и стрессфакторы (стрессоры).

  7. Нарушения психического здоровья.

  8. Эмоциональные факторы психического здоровья.

  9. Эмоции и аффекты. Эмоциональный диапазон.

  10. Проблема эмоционального самоконтроля.

  11. Психоэмоциональная неустойчивость.

  12. Психоэмоциональная саморегуляция.

  13. Составляющие здорового образа жизни.

  14. Психологическая самопомощь.

  15. Функции практического психолога и виды оказания психологической помощи.

  16. Психиатрическая помощь, виды лечения, применяемые в современной психиатрии.

  17. Понятие психотерапии.

  18. Методы, формы и направления в психотерапии.

  19. Альтернативные методы психокоррекции и психотерапии.

  20. Опасность непрофессионального психологического воздействия


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Психогигиена как часть общей гигиены.

  2. Психологический контекст психогигиенических проблем.

  3. Внедрение в практику мероприятий по укреплению нервно-психического здоровья

  4. Роль психогигиенического и психологического просвещения в психопрофилактике.

  5. Мистические и религиозные представления о расстройствах психической деятельности

  6. Подходы к оказанию психологической помощи

  7. Проблемы психогигиены в практике социальной работы и государственной службы.

  8. Компетенция психолога и компетенция психиатра.

  9. Понятие стресса и адаптационный синдром.

  10. Эустресс и дистресс, стадии адаптационного синдрома.

  11. Механизмы психологической защиты.

  12. Нарушения психического здоровья и душевная болезнь.

  13. Неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний.

  14. Профилактика нарушений психического здоровья

  15. Эмоциональные факторы психического здоровья.

  16. Проблема эмоционального самоконтроля. Аффекты и психоэмоциональная неустойчивость.

  17. Составляющие здорового образа жизни

  18. Психологическая самопомощь.

  19. Основы оказания психологической помощи

  20. Функции практического психолога и виды оказания психологической помощи.

  21. Психиатрическая помощь, виды лечения, применяемые в современной психиатрии.

  22. Понятие психотерапии. Методы, формы и направления в психотерапии.

  23. Альтернативные методы психокоррекции и психотерапии.

  24. Опасность непрофессионального психологического воздействия

  25. Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы. Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время.

Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Объем контрольной работы – 10 – 12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Контрольная работа предполагает составление плана из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности.

После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложении к работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий.

Изучив литературу и материалы практики, студент приступает к составлению плана.

План предусматривает перечень основных вопросов (3-4). Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература, периодические издания.

Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче зачета по курсу допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.

ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Полякова О.Б.Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности : учебное пособие / Полякова О.Б., - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.

  2. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

Дополнительная

  1. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

  2. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: теория и исследования: Учебник / Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2000

  3. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. / Пер. с англ. —М.: Изд_во ЭКСМО_Пресс, 2000.

  4. Роджерс К. Р. Становление личности. / Пер. с англ. — М.: Изд. ЭКСМО_Пресс, 2001.

  5. Селье Т. Стресс без дистресса. / Пер. с англ. — М., 1979.


ГЛОССАРИЙ
АГРЕССИЯ (от лат. aggredi — нападать) — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожении другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная агрессия, импульсивная агрессия, аффективна агрессия) следует отличать враждебную агрессию, характеризующуюся целенаправленно сознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.

Для форм агрессии, развивающихся в массовых социальных явлениях (террор, геноцид, расовые, религиозные, идеологические столкновения), типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности — агрессивность. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и норма возмездия за акты агрессии. Важную роль здесь играет также ряд ситуативных переменных (интерпретация намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и пр.). Агрессивные действия могут направляться субъектом на самого себя, принимая форму аутоагрессии (например, суицидное поведение и др.). В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии и идентификации, лежащих в основе способности субъекта к пониманию другого человека и сопереживанию ему, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.



АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптации социальной, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Основные типы адаптационного процесса тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы, формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Важным аспектом адаптации социальной является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение адаптации социальной к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации социальной в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации.

АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) —сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе биологической эволюции. Поскольку аффект предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по его преодолению, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике, имеют целью предупреждение аффекта путем избегания порождающих его ситуаций, выполнения отвлекающих действий, представления нежелательных его последствий и т. п. Устойчивость к вовлечению в состояние аффекта зависит от уровня развития моральной мотивации личности.
  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка