Учебно-методический комплекс по мдк мдк 02. 06 Теоретические основы и методика математического развития дошкольников



Сторінка1/4
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.02 Mb.
  1   2   3   4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ

МДК 02.06 Теоретические основы и методика математического развития дошкольников

Учебно-методический комплекс по МДК МДК 02.06 Теоретические основы и методика математического развития дошкольников составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения ПМ, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) входит в ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии).



СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов

стр.

1. Введение

3

2. Образовательный маршрут

4

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа


5

4. Глоссарий

10

5.  Тематика курсовых работ (если есть).

Тематика выпускных квалификационных работ (если есть).



13

6. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

6.1. Текущий контроль

6.2. Итоговый контроль по УД/МДК


14

7. Информационное обеспечение дисциплины

15


1.  ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс по МДК 02.06 Теоретические основы и методика математического развития дошкольников создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМК по МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).

Приступая к изучению новой учебной МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим и/или лабораторным работам необходимо для получения зачета по МДК и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая следующие виды:

1.Анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

2. Подготовка сообщения о предметно – развивающей среде в математическом развитии дошкольников.

3. Написание реферата.

4 Изучение методических приёмов, направленных на формирование представлений о количестве и счёте, величине, форме, ориентировке в пространстве, ориентировке во времени.

5. Подготовка мультимедийной презентации проекта раздела ФЭМП рабочей программы.

6. Составление конспектов занятий (НООД) по математике в детском саду.

7. Подбор и оформление в альбом материалов для работы по ФЭМП с детьми, имеющими склонности к математике и трудности в обучении.

8. Изучение и анализ научно – педагогической литературы по методике диагностики и оценки результатов математического развития дошкольников.

9. Решение профессиональных задач по каждому из разделов ФЭМП.

По итогам изучения МДК промежуточный вид контроля в виде ДКР и итоговый в виде экзамена.

Экзамен сдается по билетам, вопросы к которому приведены в конце УМК.

В результате освоения МДК Вы должны



уметь:

- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия с учётом особенности возраста;

- формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленным целям;

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

- составлять программу работы с одарёнными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребёнка;

- определять способы коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

- анализировать занятия, наблюдения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;

знать:

- основы организации обучения дошкольников;

- особенности психических познавательных процессов и учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования по математике;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

- приёмы работы с одарёнными детьми;

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- виды документации, требования к её оформлению;

- развитие элементарных математических и естественно – научных представлений;



В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено содержание МДК 02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2.

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК.3.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК. 3.4.

Анализировать занятия.

ПК 3.5.

Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1.

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2.

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 5.5.

Участвовать и исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

1.  Образовательный маршрут по дисциплине/МДК

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи

Количество

лабораторные занятия

*

практические занятия

10

Итоговая аттестация

экзамен

2.  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ/МДК

a.  Краткое содержание теоретического материала программы.

Тема 1.1. Теоретические основы методики обучения математики дошкольников.

Основные цели и задачи формирования элементарных математических представлений (далее - ФЭМП) у дошкольников в современных образовательных программах. Содержание математического развития дошкольников в программе «От рождения до школы» (далее - Программа) Роль предметно – развивающий среды в математическом развитии детей в детском саду. Основные формы работы по ФЭМП и виды деятельности дошкольников. Методы обучения детей элементам математики.



Тема 1.2.Методика формирования количественных представлений в разных возрастных группах детского сада.

Развитие представления детей о множестве, числе и счёте в процессе обучения. Методика формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 4-лет). Методика формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5- лет). Методика формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста (от 5- до 7- лет). Методика обучения составлению и решению арифметических задач в подготовительной к школе группе.



Тема 1.3. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о величине предметов и измерении величин.

Особенности представлений детей о величине предметов и их измерении. Методика ознакомления детей с величиной предметов и измерением величин в разных возрастных группах детского сада.



Тема 1.4. Формирование у детей дошкольного возраста геометрических представлений.

Особенности представления детей о форме предметов и геометрических фигурах. Методика ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов в разных возрастных группах детского сада.



Тема 1.5.Методика формирования пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста.

Особенности пространственной ориентации детей дошкольного возраста. Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве.



Тема 1.6.Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Особенности ориентировки во времени детей дошкольного возраста. Методика формирования ориентировки во времени в разных возрастных группах детского сада.



Тема 1.7. Индивидуальная работа по математическому развитию дошкольников.

Работа с детьми, имеющими склонности к математике. Коррекционная работа по программе ФЭМП в образовательной области «Познание».



Тема 1.8. Планирование учебно-воспитательной работы на занятиях ФЭМП и вне их

Перспективное и календарное планирование. Планы – конспекты занятий по математическому развитию и требованию к их разработке. Планы – конспекты занятий по математическому развитию и требованию к их разработке.



Тема 1.9. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы ФЭМП.

Промежуточные планируемые результаты освоения детьми программы ФЭМП. Итоговые результаты освоения программы ФЭМП. Методика проведения диагностики и оценки результатов ФЭМП у дошкольников.



b.  Лабораторные работы (темы, содержание) не предусмотрено

c.  Практические занятия

практической работы




Формы и методы контроля

Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов




1

Тема 1.1. Теоретические основы методики обучения математики дошкольников







Анализ структуры и содержания программы ФЭМП в образовательной области «Познание» направления «Познавательно – речевое развитие» Программы и других примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

1

Анализ и оценка работы на практических и занятиях

2.

Тема 1.2.Методика формирования количественных представлений в разных возрастных группах детского сада










Анализ программных задач в блоках «Количество» и «Количество и счёт» Программы (содержание и усложнение их при переходе от одной возрастной группы к другой).

Обсуждение предметно - развивающей среды и организации практических действий детей третьего года с группами предметов.



1

Анализ и оценка работы на практических и занятиях

3.

Тема 1.3. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о величине предметов и измерении величин










Анализ программного материала по блоку «Величина», сравнительная характеристика усложнения содержания от группы к группе.

1

Анализ и оценка работы на практических и занятиях

4.

Тема 1.4. Формирование у детей дошкольного возраста геометрических представлений










Анализ программного материала блока «Форма» в Программе о нарастании и усложнении программных и задач от группы к группе.

1

Анализ и оценка работы на практических и занятиях

5.

Тема 1.5.Методика формирования пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста










Анализ программного материала по блоку «Ориентировка в пространстве» об усложнению задач от группы к группе.

1

Анализ и оценка работы на практических и занятиях

6.

Тема 1.6.Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста










Анализ программного материала по блоку «Ориентировка во времени», обсуждение усложнения задач в работе с детьми от 3 до 7 лет.

Характеристика методических приёмов, используемых на занятии (в примерном конспекте) по формированию представлений о времени, обоснование эффективности их применения.



1

Анализ и оценка работы на практических и занятиях

7.

Тема 1.8. Планирование учебно-воспитательной работы на занятиях ФЭМП и вне их










Знакомство с примерным комплексно - тематическим планированием по Программе.

Анализ самостоятельно составленных конспектов занятия с определением целей и задач обучения, воспитания и развитие дошкольников, формы организации обучения, вида занятия.



1

Анализ и оценка работы на практических и занятиях

3.3.  Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)

1.  Анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

2.  Подготовка сообщения о предметно – развивающей среде в математическом развитии дошкольников.

3.  Написание реферата об использовании разнообразных методов, форм организации деятельности детей на занятиях.

4.  Изучение методических приёмов, направленных на формирование представлений о количестве и счёте, величине, форме, ориентировке в пространстве, ориентировке во времени.

5.  Подготовка мультимедийной презентации проекта раздела ФЭМП рабочей программы.

6.  Составление конспектов занятий (НООД) по математике в детском саду.

7.  Подбор и оформление в альбом материалов для работы по ФЭМП с детьми, имеющими склонности к математике и трудности в обучении.

8.  Изучение и анализ научно – педагогической литературы по методике диагностики и оценки результатов математического развития дошкольников.

9.  Решение профессиональных задач по каждому из разделов ФЭМП.



Форма контроля самостоятельной работы:

- выполнение и сдача ЛПР, составление методического портфолио;

- тест;


- защита реферата, портфолио, презентации;

- проверка конспекта;

- проверка решения задач, упражнений, дневников.

4.  ГЛОССАРИЙ



Аннотация – краткая характеристика документа, поясняющая его содержание, назначение, форму, другие особенности.

Арифметика – один из разделов математики, изучающий простейшие свойства чисел и действий, производимых над числами.

Вопросы наводящие - это вопросы, направленные на выяснение взаимосвязи определяющего слова из условия задачи (или вопроса) и отношения, с помощью которых может быть найден верный ответ задачи.

Вопросы определенно-направляющие – это вопросы, позволяющие выяснить, какие слова из условия задачи или ее вопроса указывают на выбор действия.

Вопросы отдаленно-ориентирующие – это вопросы, где выясняется выбор учеником арифметического действия для решения простой задачи.

Вопросы подсказывающие – это вопросы, ответом на которые являются главные слова задачи.

Время – это длительность протекания процессов. Время имеет как физический, так и философский смысл. Поскольку ощущение времени субъективно, трудно полагаться на чувства в его оценках и сравнении, как это можно сделать в какой-то мере с другими величинами. В связи с этим в школе практически сразу дети начинают знакомиться с приборами, измеряющими время объективно, т. е. независимо от ощущений человека. Работа с величиной «время» осложнена тем, что время – это процесс, который не воспринимается сенсорикой человека непосредственно: в отличие от массы или длины, его нельзя потрогать или увидеть. Этот процесс воспринимается человеком опосредованно, по сравнению с длительностью других процессов.

Выражение - это построенная по опре­деленным правилам последовательность математических симво­лов обозначающих числа и действия над ними.

Данные - это, как правило, численные (числовые) компоненты текста задачи. Они характеризуют количественные отношения предлагаемой в задаче ситуации: значения величин, численные характеристики множеств и отношений между ними.

Движение – это перемещение фигуры, сохраняющее расстояния между точками. Движение сохраняет длины отрезков и форму фигур. К движениям относят симметрии (осевую и центральную), параллельный перенос (сдвиг) и поворот.

Десятичная система счисления – способ обозначения чисел, в основе которого лежит число 10. Десятичная система счисления называется позиционной (число зависит от позиции, места цифры в записи числа) и использует 10 арабских цифр:0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Диаметр окружности - отрезок, проходящий через центр окружности (круга) и соединяющий две любые её точки.

Диаметр окружности - отрезок, проходящий через центр окружности (круга) и соединяющий две любые её точки.

Длина – это характеристика линейных размеров предмета.

Длина ломаной линии – сумма длин звеньев ломаной. Для нахождения длины ломаной следует измерить длину каждого звена и результаты сложить.

Единица – это наименьшее натуральное число в любом разряде. Натуральные числа – это целые положительные числа, поэтому среди них 1 (единица) число наименьшее (число 0 не относится к натуральным числам).

Ёмкость – это характеристика мер жидкости.

Задача - специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами, имеющими зависимость между собой.

Задача определенная – это задача, в которой условий столько, сколько необходимо и достаточно для получения ответа.

Задача простая – это задача, для решения которой нужно выполнить одно арифметическое действие.

Именованными числами называют числа с наименованиями единиц измерения величин. При решении задач в школе с ними приходится выполнять арифметические действия.

Искомое - нахождение искомого в численном выражении обычно является конечной целью процесса решения арифметической задачи.

Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.

Количественное натуральное число – число, обозначающее количество всех перечисленных при счете предметов и отвечающее на вопрос «сколько», т. е. количественное число. Каждое число является одновременно и порядковым, т. к. указывает на порядок предметов при счете и количественным, т. к. указывает на количество всех перечисленных предметов.

Кривую линию удобно моделировать из шнура. Кривая линия также бесконечна (если она не замкнутая).

Круг – часть плоскости, ограниченная окружностью. Граница круга – окружность.

Линия – неопределяемое понятие геометрии. С линией знакомят методом показа – моделируют из шнура, рисуют на доске или на листе бумаги. Прямую линию удобно моделировать, сгибая лист бумаги. Основное свойство прямой линии: прямая линия бесконечна. Кривую линию удобно моделировать из шнура. Кривая линия также бесконечна (если она не замкнутая). Ломаную линию удобно моделировать, используя счётные палочки или складной металлический метр. Ломаная линия содержит конечное число звеньев. Звено ломаной – отрезок. Точки соединения концов звеньев называют вершинами ломаной. Звенья ломаной должны быть соединены последовательно.

Ломаную линию удобно моделировать, используя счётные палочки или складной металлический метр. Ломаная линия содержит конечное число звеньев. Звено ломаной – отрезок. Точки соединения концов звеньев называют вершинами ломаной. Звенья ломаной должны быть соединены последовательно.

Луч – часть прямой, ограниченная с одной стороны. Луч имеет начало, но не имеет конца. Лучи, образующие угол, называются сторонами угла, а их общее начало – вершиной угла.

Масса – это физическое свойство предмета, измеряемое с помощью взвешивания. Следует различать массу и вес предмета. С понятием вес предмета дети знакомятся в 7 классе в курсе физики, поскольку вес – это произведение массы на ускорение свободного падения. Терминологическая некорректность, которую позволяют себе взрослые в обиходе, часто путает ребёнка, поскольку мы иногда, не задумываясь, говорим: «Вес предмета 4 кг». Само слово «взвешивание» подталкивает к употреблению в речи слова «вес». Однако в физике эти величины различаются: масса предмета всегда постоянна – это свойство самого предмета, а вес его меняется в случае изменения силы притяжения (ускорения свободного падения). Для того чтобы ребёнок не усваивал неправильную терминологию, которая будет путать его в дальнейшем в начальной школе, следует всегда говорить: масса предмета. Кроме взвешивания, массу можно приблизительно определить прикидкой на руке («барическое чувство»).

Меньше – это характеристика одной величины по отношению к другой величине при их сравнении. Отношение «меньше» (<) – число А<В, если число А встречается при счете раньше В.

Метод решения текстовых задач арифметическийэто метод, который позволяет учащимся, выбрав одно или несколько арифметических действий и определив последовательность их выполнения на основе скрытых отношений между данными и искомыми, найти ответ на требование задачи посредствам вычислений.

Метод решения текстовых задач комбинированный - это метод, который позволяет использовать сочетание разных методов решения.

Метод решения текстовых задач логический – это метод, который позволяет учащимся найти ответ на требование задачи, не выполняя вычислений, только выстроив цепочку умозаключений, приводящих в итоге к искомому заключению.

Метод решения текстовых задач практическийэто метод, при котором дети действуют непосредственно либо с реальными объектами и их величинами, либо с предметными моделями или изображениями этих объектов и находят ответ на требование задачи с помощью наблюдения, сравнения и счет.

Механический счет – машинальное, сознательно нерегулируемое называние чисел в прямом и обратном порядке.

Многогранники имеют рёбра, вершины и грани. Тела вращения имеют гладкие криволинейные поверхности.

Многоугольник – плоская фигура, ограниченная замкнутой ломаной.

Моделирование - метод исследования объектов на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструированных объектов для определения либо улучшения их характеристик, реализация способов их построения, управлению ими.

Модель – это построенный по определенным правилам аналог исследуемого объекта, процесса, ситуации, который отражает структуру связей и отношений исследуемого объекта и должен быть способен замещать его так, чтобы его изучение дало нам новую информацию об этом объекте.

Натуральное число – это целое положительное число. Натуральное число можно обозначить латинской буквой «эн» (N). Число выступает  как общая характеристика класса эквивалентных множеств и осознается в процессе установления  взаимнооднозначного соответствия между элементами различных множеств. В начальном курсе математики раскрываются различные способы образования числа, счет, измерение, выполнение арифметических действий. Натуральные числа создают числовой ряд, в котором число 1 – наименьшее число, а наибольшее число отсутствует, т. к. ряд натуральных чисел можно продолжить до бесконечности.

Натуральный ряд – это ряд целых чисел, начинающихся с числа 1 и продолжающийся до бесконечности. Часть этого ряда чисел тоже представляет собой натуральный ряд.

Нумерация – совокупность приемов обозначения и наименования натуральных чисел или как способ соединения цифр для обозначения числа.

Обучение решению задач – это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, целью которого является формирование у учащихся умения решать задачи.

Объёмные фигуры в геометрии чаще называют телами, например куб, призма, пирамида, шар, конус, цилиндр.

Однозначные числа – это числа, состоящие из одной цифры первого разряда первого класса единиц.

Окружность – это замкнутая кривая линия, состоящая из точек, находящихся на одинаковом расстояние от заданной точки О. Точка О называется центром окружности.

Отрезок – часть прямой, заключённая между двумя точками.

Памятка – это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание.

Пересечение и объединение можно частично отнести к трансформациям, поскольку в первом случае необходимо определить общую часть двух и более объектов при наложении, а во втором – определить общий контур (охватывающий контур, общую границу) этих объектов. Однако здесь следует учитывать и движения, поскольку эти операции выполняются посредством движений (одна фигура накладывается на другую в различных положениях), причём первоначальная форма фигур сохраняется неизменной. Умение как распознать в таких заданиях первоначальные формы фигур, так и опознать и выделить вновь полученную форму является базовым для развития аналитических способностей и аналитического типа мышления.

Переформулировка текста задачи - это прием, при котором происходит замена описания данной в ней ситуации другой, сохраняющей все отношения и зависимости и их количественные характеристики, но более явно их выражающие.

Письменная нумерация – совокупность правил, дающих возможность с помощью немногих знаков обозначать любые числа.

Площадь – это количественная характеристика фигуры, указывающая на её размеры, на плоскости. Площадь принято определять у плоских замкнутых фигур. Для измерения площади в качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру (без зазоров). В начальной школе детей знакомят с палеткой – кусочком прозрачного пластика с нанесённой на него сеткой квадратов равной величины (обычно размером 1 квадратный сантиметр). Накладывание палетки на плоскую фигуру даёт возможность подсчитать примерное количество поместившихся в ней квадратов для определения её площади.

Позиционный принцип или поместный принцип используется при нумерации. Это такой способ изображения чисел, при котором одними и теми же цифрами могут обозначаться разные числа в зависимости от места, занимаемого цифрами при записи числа.

Поиск пути решенияэто процедура составления плана решения на основе понимания содержания задачи.

Порядковое число обозначает место предмета в ряду указывает на порядок предмета при счете и отвечает на вопрос «какой?», «который по счету?». Порядковая  и  количественная характеристика числа  тесно связаны.

Преемственность – это связь между явлениями, объектами в процессе развития, когда новое сменяет старое, сохраняя при этом некоторые его элементы. Преемственность характеризуется последовательностью и систематичностью расположения материала, осмыслением пройденного на более высоком уровне.

Проекции объёмных фигур - вид на них с различных точек зрения. Принято рассматривать фронтальный вид (спереди), вид сверху и вид слева.

Прямой угол – это угол, который по определению содержит 90 градусов. Поскольку дети не знакомятся с градусной мерой углов, понятие прямого угла даётся методом показа: сравнивают прямой угол и не прямой угол.

Прямоугольник – четырёхугольник, у которого все углы прямые.

Прямоугольный и тупоугольный треугольники могут быть равнобедренными.



Прямоугольным считается треугольник, который имеет один прямой угол.

Равносторонний треугольник может быть только остроугольным.

Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь её точкой.

Разносторонними могут быть и остроугольный, и тупоугольный треугольники.

Рациональный способ решения – это способ, содержащий меньшее количество действий.

Реферат – научная работа, состоящая из вводной части, основного текста (15-20 станиц), заключительной части (заключения) и списка используемой литературы (не менее 10-15 источников)

Решение задачи – это процесс «перекодировки» учеником словесно заданного сюжета, имеющего численные компоненты и характерную структуру, на язык арифметической записи (запись решения).

Система счисления – это набор знаков, правил операций и порядка записи этих знаков при образовании числа.

Скорость – это путь, пройдённый телом за единицу времени.

Сознательный счет – счет намеренный, целенаправленный, обдуманный.

Схема - это абстрактное изображение той ситуации, которая дана в задаче, она позволяет отключиться от несуществующих подробностей, приучает быстро находить главное в задаче – данные, искомое и тем самым помогает осознать условие и выбрать действие.

Счет рассматривается как операция установления взаимно однозначного соответствия между двумя множествами (количеством предметов и словом – числительным).

Счетная единица – основная единица, которая используется при счете в данном концентре, т. е. то, что берем за основу счета.

Точка – неопределяемое понятие геометрии. С точкой обычно знакомят методом показа – рисуют или прокалывают стержнем ручки в листочке бумаги. Считается, что точка не имеет длины, ни ширины, ни площади.

Требование – это часть текста, в которой указана искомая величина (число, множество).

Треугольник – ограничен ломаной из трёх звеньев, соответственно имеет три стороны и три вершины.

Треугольник – ограничен ломаной из трёх звеньев, соответственно имеет три стороны, три угла и три вершины.

Треугольники, у которых равны две стороны, называют равнобедренными.



Тупоугольным считается треугольник, который имеет один тупой угол.

Угол – это часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало. Лучи, образующие угол, называются сторонами угла, а их общее начало – вершиной угла.

Условие - это часть текста, в которой задана сюжетная ситуация, численные компоненты этой ситуации и связи между ними.

Устная нумерация – совокупность правил, дающих возможность с помощью немногих слов составлять названия для многих чисел.

Цифра (по-арабски «сыфр», обозначающее буквально «пустое место») – это знак для обозначения числа.

Четырёхугольник – ограничен ломаной из четырёх звеньев, соответственно имеет четыре стороны и четыре вершины.

Числовой луч – луч, на котором точками обозначены натуральные числа. Расстояние между точками равно единице измерения (единичный отрезок), которая задаётся условно. Числовой луч играет большую роль при иллюстрации понятия «натуральный ряд чисел», позволяет сравнивать натуральные числа, ориентируясь на их расположение, на числовом луче, позволяет выполнять приёмы присчитывания и отсчитывания по частям.

5.  ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ и ВКР

1.  Особенности освоения детьми 4-5 лет пространственных отношений и способов их речевого выражения.

2.  Возможности использования игр и упражнений на основе алгоритмов как средства умственного развития старших дошкольников.

3.  «Цветные палочки» Х. Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

4.  Дидактическая игра как средство ознакомления детей 4-5 лет с числовыми и количественными отношениями.

5.  Формирование представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста.

6.  Использование игр – головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения в старшем дошкольном возрасте.

7.  Использование блоков З. Дьенеша для развития логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте.

8.  Возможности использования игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

9.  Развитие представлений о сенсорных эталонах (формы и величины) на основе дидактических игр у детей 2-3 года жизни.

10.  Освоение детьми старшего дошкольного возраста мер стоимости в контексте экономического воспитания.

11.  Особенности освоения простых математических зависимостей в дошкольном возрасте.

12.  Особенности формирования представлений дошкольников об измерении.

13.  Возможности понимания старшими дошкольниками принципа сохранения количества.

14.  Дидактический материал «логические блоки» З. Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.

15.  Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач.

16.  Освоение детьми старшего дошкольного возраста отношения «часть-целое» в контексте решения арифметической задачи.

17.  Освоение старшими дошкольниками основ аргументации в контексте подготовки к обучению в школе (развития логического мышления).

18.  Современные подходы к организации совместной деятельности в процессе математической подготовки дошкольников.

19.  Использование современных технологий математического развития старших дошкольников в образовательном процессе.

20.  Освоение старшими дошкольниками принципа сохранения количества (величины).

21.  Математическое развитие детей в процессе различных видов деятельности (в ходе режимных моментов).

22.  Современные формы организации математической деятельности дошкольников.

23.  Особенности использования познавательных книг математического содержания (рабочих тетрадей) в логико-математическом развитии дошкольников.

24.  Использование логико-математических (развивающих, обучающих) игр в процессе математического развития дошкольников.

Советы по написанию выпускной квалификационной работы

Объем выпускной квалификационной работы составляет 4000 – 5000 слов (50 страниц). Заголовок темы содержит не более 13 слов, в нем должна звучать одна проблема, и не должно быть констатации факта.



Введение – краткое описание всей работы. В нем важно зафиксировать практическую значимость, актуальность, потребность в новых фактах, в более эффективных методах, рекомендациях с целью более полного их использования, недостаточность исследования, другой возраст детей, учет пола, появление новой нормативной базы. Здесь же необходимо описать условия проведения исследования, охарактеризовать группы детей, с которыми работали: указать, почему берете именно этих детей. Перечислить методики.

Объект исследования - то, что является предметом науки, любое явление окружающего мира: индивид, группа…, что является носителем психики, нечто широкое, по отношению к чему предмет будет особенностью, частью, свойством. Предмет исследования – это частная область, он уже объекта; это то, что предполагается исследовать.

Постановка проблемы (она должна звучать уже в названии работы) – осознание субъектом невозможности разрешения противоречия (в чем трудность? что хотим узнать?). Она вытекает из актуальности. Проблема – установление противоречий между ключевыми словами, столкновение разных точек зрения, разграничение явления и того, что мы о нем думаем. Постановка проблемы предполагает обнаружение существования недостаточности знаний, информации, противоречивости научных представлений; описание проблемной ситуации. Если мы ответим на вопрос, как разрешить это противоречие или решить данные трудности с помощью различных вариантов, то мы получим гипотезу исследования.



Гипотеза – это предположения, которые пытаются ответить на вопрос, как данная проблема может быть решена:

·  можно предположить, что между … существует… связь

·  … если, то… (связать с целями и задачами)

·  … возможно при следующих условиях… (не более трех)

·  использование различных способов…положительно влияет на… (их может быть 2-4).

В гипотезе связываются все ключевые слова исследования.



Цель исследования – ожидаемый результат.

Из целей и актуальности формулируются задачи исследования в такой последовательности, чтобы последняя была именно целью (5+- 2).

Задачи помогают просчитать логику работы. Они должны быть четко сформулированы (апробировать…, проанализировать…, разработать…), должны отражать ведущие шаги исследования.

Обычно включают 6-7 задач: *работа с литературой, *разработка концепции работы (определение сущности понятий), *анализ состояния дел по проблеме, *диагностический этап, *наличие опытно-экспериментальной работы, *апробация с целью проверки эффективности…

Далее фиксируются этапы работы, т. е. средства, которые могут дублировать где-то задачи, но это есть инструментарий.

В конце введения указываются ожидаемые результаты: это может быть разработка форм работы, рекомендаций, адаптация и апробирование методик, описание методов для достижения результатов и т. д.

Т. обр., структура введения мыслится таковой: актуальность через описание состояния исследуемой темы, почему этим надо заниматься; постановка проблемы; краткий обзор изученной литературы: что известно, что неизвестно или изучено не полностью; цели исследования; объект исследования; предмет исследования; гипотеза; задачи исследования; условия проведения исследования; ожидаемые результаты; ключевые слова.

1- 2 глава. Изучение состояния проблемы (литературный обзор), теоретическое обоснование исследования: теории, концепции. Необходимо четко указывать источник (он указывается в квадратных скобках, например [Сохин, 15]).

3 глава. Экспериментальное описание ситуаций (не протоколы), фиксация тенденций, закономерностей или апробация. Интерпретация. Что это значит?

Заключение. Сначала пишутся общие слова по изучаемой проблеме. Затем делаются выводы на основе поставленных задач.

Рекомендации.

Список литературы.

Приложения (протоколы, образцы детских работ, методики и пр.)

Примеры построения логики выпускной квалификационной работы

Использование головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения в старшем дошкольном возрасте

Оглавление

Введение

Глава 1. Роль самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников в обучении и развитии.

1.1. Общая характеристика мышления как познавательного процесса.

1.2. Понятие самостоятельности и особенности ее становления в дошкольном возрасте.

1.2.1. Самостоятельность как интегративное свойство личности.

1.2.2. Формирование самостоятельности в деятельности.

1.2.3. Связь уровня развития самостоятельности и логического мышления.

1.3. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности в выборе способов решения в старшем дошкольном возрасте.

Глава 2. Подходы к использованию головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения в старшем дошкольном возрасте.

2.1. Понятие головоломок как средства математического и познавательного развития старших дошкольников.

2.2. Разнообразие головоломок.

2.3. Опыт использования головоломок в работе с дошкольниками с точки зрения самостоятельности в выборе способов решения.



Глава 3. Описание опытной работы по использованию головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения.

3.1. Условия проведения опытной работы.

3.2. Диагностика уровня развития самостоятельности в выборе способов решения.

3.3.Система работы по использованию головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения.

3.4. Результаты и анализ опытной работы.

Выводы и рекомендации

Список литературы

Приложение

СЛОВАРЬ: головоломка, головоломный, самостоятельность, мышление.

ЦЕЛЬ: показать возможность использования головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения.

ОБЪЕКТ: самостоятельность в выборе способов решения

ПРЕДМЕТ: головоломки как средство развития самостоятельности в выборе способов решения.

ГИПОТЕЗА: самостоятельность в выборе способов решения головоломок в дошкольном возрасте как качество личности будет развиваться при соблюдении следующих условий:

Ø  доведение до сознания ребенка цели и смысла выполнения задания на основе занимательности дидактических материалов

Ø  переживание ребенком положительных эмоций от успеха в деятельности

Ø  наличие у ребенка возможностей иметь независимость собственных суждений, проявлять творчество и активность в постановке цели, выборе путей и способов решения

Ø  предоставление ребенку возможности выполнять работу без помощи других людей

Ø  создание таких условий, при которых ребенок обязательно будет получать результат своей деятельности.

ЗАДАЧИ:


1.  На основании изучения литературы раскрыть понятие самостоятельности как интегративного качества личности.

2.  Показать разнообразие головоломок, их развивающие возможности.

3.  Обобщить опыт использования головоломок в развитии мышления дошкольников.

4.  Выявить уровень развития самостоятельности при решении головоломок.

5.  Отобрать головоломки, решение которых доступно для детей 5 – 6 лет.

6.  Разработать и апробировать систему использования головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения на основе создания определенных условий.

7.  Проанализировать и обобщить полученные результаты, составить рекомендации по использованию головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Е. В.Сербина. Математика для малышей. – М., 1992

2.  Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду.//Межвузовский сборник научных трудов/под ред. Т.Ю. Юша, Л,. 1985

3.  Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду.//Межвузовский сборник научных трудов /под ред. Т.Ю. Юша, Л., 1989

4.  Общая психология. Учебное пособие.

5.  Л. С.Метлина. Математика в детском саду. – М.,1984

6.  Я. И.Перельман. Живая математика. – М.,1994

7.  Е. М.Минскин. От игры к знаниям. – М., 1982

8.  Е. Ращикулина. Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников. //Д. В.1999,3

9.  Г. А.Урунтаева. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М., «Академия», 1997

10.  Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб, «Акцидент», 1996

11.  Педагогика. Учебное пособие //Под ред. Ю. К.Бабанского – М., 1988

12.  Мир детства. Дошкольник.//Под. Ред. А. Г.Хрипковой – М., 1979

13.  Воспитание и обучение детей шестого года жизни //Под ред. Л. А.Парамоновой, О. С.Ушаковой – М., 1987

14.  Г. А.Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольника.

15.  З. А.Михайлова. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности //Д. В. 1984, 8

16.  З. А.Грачева. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников. //Д. В. 1975,11

17.  Е. И.Игнатьев. В царстве смекалки. – М.,1984

18.  З. А.Грачева. Значение математической игры «Танграм» для умственного развития дошкольников.//Д. В. 1971,1

19.  Н. Н.Поддъяков. Проблемы психического развития.//Д. В., 2001,9

Использование блоков Дьенеша для развития логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте

Оглавление

Введение.

Глава 1. Мышление как процесс познания окружающего мира.

1.1.  Понятие мышления в психологии и логике.

1.2.  Природа и виды мышления.

1.3.  Логические операции мышления.

1.3.1.  Характеристика логических операций мышления.

1.3.2.  Особенности освоения логических операций мышления в дошкольном возрасте.



Глава 2. Логические блоки Дьенеша как средство развития мышления старших дошкольников.

2.1. Характеристика комплекта логических блоков Дьенеша, его развивающие возможности

2.2. Опыт использования логических блоков Дьенеша в образовательном процессе для развития логических операций мышления в дошкольном возрасте.

2.2.1. Логические блоки как средство освоения логико-математического опыта в трудах М. Фидлер

2.2.2. Система использования блоков Е. А.Носовой

2.2.3. Игры с блоками, разработанные О. В.Пустовойт

2.2.4. Возможности использования блоков в упражнениях, предлагаемых О. А.Степановой

Глава 3. Описание опытной работы по использованию блоков Дьенеша для развития логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте.

3.1. Условия проведения опытной работы.

3.2. Диагностика уровня развития логических операций мышления.

3.3. Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логических операций мышления.

3.4. Анализ результатов опытной работы.

Выводы и рекомендации.

Список литературы.

Приложение.

СЛОВАРЬ: мышление, виды мышления (теоретическое, практическое, наглядно-образное), логические операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), блоки Дьенеша

ЦЕЛЬ: выявить возможности использования блоков Дьенеша для развития логических операций мышления

ОБЪЕКТ: логические операции мышления

ПРЕДМЕТ: блоки Дьенеша как средство развития логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте

ГИПОТЕЗА: развитие логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте будет эффективно при соблюдении следующих условий:

1)  Проведение игр и упражнений с блоками в определенной системе

2)  Подбор игр и упражнений на каждую логическую операцию

3)  Переживание ребенком положительных эмоций от успеха в деятельности

4)  Предоставление ребенку возможности выполнять работу без помощи других людей

5)  Создание таких условий, при которых ребенок обязательно будет получать результат своей деятельности

ЗАДАЧИ:


1.  изучить мышление как процесс познания окружающего мира

2.  на основании изучения литературы раскрыть понятия логических операций мышления и их значение для развития личности

3.  изучить особенности развития логических операций мышления в дошкольном возрасте

4.  дать характеристику комплекта логических блоков Дьенеша и показать его развивающие возможности на основе анализа систем работы, предлагаемых в методической литературе

5.  выявить уровень развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

6.  отобрать игры и упражнения с блоками для развития логических операций мышления

7.  разработать и апробировать систему проведения игр с использованием блоков для развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

8.  проанализировать и обобщить полученные результаты, составить рекомендации по использованию логических блоков для развития логических операций мышления

ЛИТЕРАТУРА:

1.  М. Фидлер. Математика уже в детском саду.

2.  Е. А.Носова. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте.

3.  Е. А.Носова. Логика и математика для дошкольников.

4.  А. З.Зак. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Ярославль, «Академия развития», 1998

5.  Л. В.Тихомирова. Упражнения не каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, «Академия развития», 1997

6.  А. Столяр. Давайте поиграем!

7.  П. Я.Гальперин. Введение в психологию.

8.  Ж. Пиаже. Избранные психологические труды.

9.  Л. Обухова. Детская возрастная психология.

10.  О. В.Пустовойт. Математика до школы. – СПб, «Детство-пресс»,2003

11.  О. А.Степанова. Игровая школа мышления. – М., 2003

12.  А. Д.Гетманова. Логика. – М., 1999

13.  В. И.Курбатов. Логика. – Р.-на-Дону, 2001

14.  Г. А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. – М., 2000

15.  Е. К.Войшвилло, М. Г.Дегтярев. Логика. – М., 2001



Возможная схема защиты ВКР

О чем говорить

Некоторые «кальки»

1.Четко называется тема ВКР.

Тема представляемой работы «…».

2.Актуальность данной темы, практическая значимость, проблемное поле. Ключевые понятия.

В настоящее время (можно указать его особенность) проявляется тенденция….Проблема современного ребенка…На практике мы столкнулись с проблемой, которая вызвала живой интерес со стороны….На основании наблюдений за… (анализа …) становится ясным, что…..Текущий момент настоятельно требует.… Для описания проблемного поля мы пользовались следующими ключевыми понятиями:____ (назвать их с определениями, особенно если это достаточно специфичная лексика).

3.Изученность темы на данный момент.

Исследованиями в области данного вопроса в период с__по__занимались такие …(ученые, педагоги, лингвисты и т. п.) как.…Эта проблема освещается ими с различных позиций (или достаточно однообразно, или в отношении только определенного возрастного периода или социальной группы, или …могут быть еще варианты).

4.Цель представляемой работы.

Целью нашей (данной) работы является…

5.Объект и предмет исследования, гипотеза.

Объект исследования… Предмет исследования… Гипотеза…

6.Задачи теоретической части работы (помнить, что задачи формулируются четко, первое слово - неопределенная форма глагола, н-р, «изучить»).

В теоретической части данной работы нами были поставлены следующие задачи: 1.___ 2.___ 3.___ ...

7.Основные выводы из теоретического исследования проблемы (по каждому параграфу работы указываются основные моменты, следить, чтобы они имели выход на практическую часть).

Исходя из анализа литературы, нами было выявлено (определено, установлено, показано…), что…

8.Задачи практической (опытной) части работы.

На основе теоретического изучения проблемы (назвать) мы перешли к опытной части работы, в которой были поставлены следующие задачи: 1.__ 2.__ 3.__ …

9.Характеристика выборки детей, условий работы, краткое описание экспериментальной и контрольной группы (если есть).

Практическая работа проводилась на базе…(ДОУ №__, школы №____р-на и т. п.). В исследовании принимали участие дети ___лет в количестве___человек, из них __девочек и __ мальчиков.

10.Пути и способы реализации поставленных задач исследования (инструментарий, приемы, средства).

Практическая работа включала __этапа (ов). На первом…(обычно идет констатация исходного уровня, обзор методик для его выявления). На втором этапе для организации работы по … нами была составлена и апробирована следующая система упражнений (что-то еще)… Третий этап предполагал выявление результативности работы. Он показал, что…

11.Общие выводы по работе, рекомендации.

Подводя итоги, можно сказать, что…(н-р, данная система показала свою эффективность, или освоение детьми (того-то) будет проходить на более высоком уровне при условии,…и т. п.).

12.В ходе выступления демонстрируются схемы, диаграммы, пособия и т. п.…

На данной диаграмме видно, что.… Исходя из данной схемы, можно заметить, что.… В данной таблице представлены …

6.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД/МДК

Перечень точек

рубежного контроля

Охват тем

(указать номера тем, подлежащих контролю)

Форма контроля

ДКР




проверка контрольной работы

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка