Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профилактика девиантного поведения»



Сторінка1/14
Дата конвертації11.04.2016
Розмір2.3 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Психолого-педагогический факультет

Кафедра общей педагогики



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

_________________Г. А. Папуткова

«__» _____________20____г.





ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Нижний Новгород

2013 г.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профилактика девиантного поведения» принят на заседании кафедры общей педагогики «30» августа 2012, протокол № 1.

Рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению(ям) подготовки /специальности(ям) 050711.65 Социальная педагогика; 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки: Психология и социальная педагогика; 040700.62 Организация работы с молодёжью; 040104.65 Организация работы с молодежью; 050201.65 Математика с дополнительной специальностью.


Разработчик: Р.У. Арифулина, к.пед. н., доцент кафедры общей педагогики

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «_______________»

_________________/____________/

«____»_______________20__г.

СОДЕРЖАНИЕ

учебно-методического комплекса по дисциплине

«ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
1. Пояснительная записка

2. Рабочая(ие) программа(ы) дисциплины

3. Дидактические материалы по дисциплине

3.1. Планы проведения семинарских (практических, лабораторных) занятий

3.2. Материалы для организации самостоятельной работы студентов

3.3. Перечень источников для подготовки к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям

3.4. Дополнительные дидактические материалы

4. Методические рекомендации (материалы)

5. Материалы для проведения текущего, рубежного и итогового контроля

6. Дополнительный материал учебно-методического комплекса





  1. Пояснительная записка

Отклоняющееся поведение детей и подростков – одна из актуальных проблем общества, психолого-педагогической практики образования. Реализация комплексного подхода, с помощью которого возможно решение этой проблемы, требует теоретической подготовки специалиста педагогической и социально-педагогической сферы.

Специфика курса заключается в его междисциплинарном характере, во взаимосвязи с такими фундаментальными отраслями педагогики и психологии, как общая и социальная педагогика, коррекционная педагогика, психология личности, клиническая психология, педагогическая психология, юридическая психология, нормативно-правовая защита детей группы риска. Программа курса характеризуется новизной, является результатом анализа и синтеза информации из отечественных и зарубежных источников. Литература по данной дисциплине носит, главным образом, описательный характер, отсутствует единый теоретический фундаментальный подход к объяснению отклоняющегося поведения. Новым при составлении данной программы явилось интегрирование разных описаний девиантного поведения в русле культурно-исторического подхода, теории деятельности. Разнообразные формы девиации рассматриваются как формы деформации личности, к которым приводят, прежде всего, факторы среды, дефекты общения, семейного воспитания, создающие условия для интериоризации дезинтегрирующих личность подходов к преодолению жизненных трудностей

Программа подробно освещает содержание и структуру занятий, определяет основные понятия и задания для самостоятельной работы. Дан примерный перечень вопросов к контролю, рекомендуется основная и дополнительная литература.



3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

3.1.1. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Предмет, цель, задачи курса. Особенности развития социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в поведении. Цели, задачи, функции, содержание, основные направления деятельности социального педагога по воспитанию детей девиантного поведения

Сущность основных категорий курса «воспитание», «социальное воспитание», «теория и методика воспитания», их соотношение. Классификация воспитательных технологий



Задания для самостоятельной работы

  • Составьте графическую схему соотношения понятий «воспитание», «социальное воспитание», «социально-педагогическая деятельность по воспитанию детей девиантного поведения», «методика воспитания детей девиантного поведения».

  • На основе изучения литературы выделите классификации социально-педагогических систем по воспитанию детей девиантного поведения.

  • Дайте сравнительный анализ систем воспитания детей с девиантным поведение в середине ХХ века и современных технологий работы с данной категорией детей.

  • Проанализируйте роль социального педагога в системе воспитания детей девиантного поведения.

ТЕМА 2. Профилактика в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.

Сущность профилактики как компонента социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Теория жизненных навыков; теория деятельности, альтернативной девиантному поведению; концепция социальной поддержки Первичная, вторичная и третичная профилактика. Программы профилактики.



Задания для самостоятельной работы

  • Назовите основные компоненты социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

  • На основе изучения литературы и практики обоснуйте использование метода проектирования в профилактической социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

  • Разработайте модель социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения в условиях общеобразовательной школы.

ТЕМА 3. Школа и семья: их взаимодействие в воспитании детей девиантного поведения

Информационно-просветительская работа с родителями с целью профилактики дисгармонии семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений и семейного воспитания Социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в школе и семье. Социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи в работе с детьми девиантного поведения. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей девиантного поведения. Воспитание толерантности как одно из ведущих направлений деятельности социального педагога по воспитанию детей с отклонениями в поведении. Комплексный подход к решению проблемы воспитания ребенка девиантного поведения



Задания для самостоятельной работы

  • Назовите приоритетные направления работы общеобразовательной школы по работе с детьми девиантного поведения.

  • Раскройте специфику диагностики детско-родительских отношений в системе воспитания детей девиантного поведения.

  • Раскройте сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании детей девиантного поведения в школе.

  • Изобразите (схематично) систему взаимодействия школьных социально-педагогических структур по коррекционно-реабилитационной деятельности с семьей, имеющей ребенка отклоняющегося поведения.

  • Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:

  • Зарубежный опыт взаимодействия школы и семью в процессе воспитания детей девиантного поведения.

  • Историко-педагогический анализ становления системы взаимодействия семьи и школы в России.

  • Разработайте модель эффективного вовлечения родителей в систему профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения.

ТЕМА 4. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения

Многообразие, принципы и содержание деятельности учреждений дополнительного образования. Мотивация самовоспитания и перевоспитания в структуре формирования личности школьника. Межинституциональный подход к организации социально-педагогической деятельности. Системный подход к профилактике и коррекции девиантного поведения. Проблемы межведомственного подхода к организации воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей. Интегративная модель профилактики девиантного поведения



Задания для самостоятельной работы

  • Назовите основные функции системы дополнительного образования по организации работы с детьми девиантного поведения. Обоснуйте свой ответ.

  • Какие проблемы в сфере воспитания детей девиантного поведения посредством системы дополнительного образования, на Ваш взгляд, не отражены в правительственных документах, но требуют немедленного включения со стороны социально-педагогической деятельности. Обоснуйте свой ответ.

  • На основе изучения литературы и данных педагогической практики отразите схематично систему межведомственного взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в контексте воспитания детей девиантного поведения.

  • Разработайте интегративную модель профилактики девиантного поведения детей и подростков с включением учреждений дополнительного образования.

ТЕМА 5. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.

Деятельность детских и молодежных общественных объединений как социально-педагогическая проблема. Технологии реализации воспитательной деятельности с детьми девиантного поведения посредством общественных объединений



Задания для самостоятельной работы

  • Назовите нормативные документы международного, федерального и регионального уровней, регламентирующих деятельность детских и молодежных общественных объединений.

  • На основе историко-педагогического анализа выявите тенденции развития детских и молодежных общественных объединений и организаций как фактора воспитания подрастающего поколения.

  • Определите роль и функции социального педагога в организации процесса воспитания детей девиантного поведения посредством детских и юношеских общественных организаций.

3.1.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. Профилактика в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.

План:


Программы профилактики в социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Особенности проектирования воспитательных действий по реализации программ профилактики в работе с детьми девиантного поведения. Разрешение проблемных ситуаций с использованием технологий первичной, вторичной и третичной профилактик.

ТЕМА 2. Школа и семья: их взаимодействие в воспитании детей девиантного поведения.

План:


Влияние самооценки на социально-психологический статус ребенка в школе и дома как фактора формирования девиантного поведения. Сущность и значение личностно-ориентированного подхода в воспитании детей девиантного поведения. Организации взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования по воспитанию детей девиантного поведения. Ролевые ситуации как один из методов работы социального педагога по реализации взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания детей девиантного поведения.

ТЕМА 3. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения.

План:


Отечественный опыт организации взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы по воспитанию детей девиантного поведения. Важнейшие теоретические и практические проблемы современного воспитания в системе дополнительного образования, новые технологии и концепции. Применение активных методов обучения и воспитания детей девиантного поведения в учреждениях дополнительного образования.

ТЕМА 4. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.

План:


Деятельность, альтернативная девиантному поведению, как одна из основных форм работы с детьми отклоняющегося поведения. Самооценка в процессе самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения. Специфика деятельности социального педагога в детских и молодежных общественных объединениях.

3.2 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «СРС», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебные задания, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения, навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультирование и контроль.

Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельной работы данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта путем осуществления переноса знаний, умений, навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это требует от обучаемых рассмотрения накопленных ранее знаний учебной информации под новым углом зрения.

В рамках дисциплины «Профилактика девиантного поведения»» в качестве самостоятельной работы используются: работа с историко-педагогическими изданиями, учебниками, учебными пособиями, хрестоматиями, архивными источниками; домашние задания, подготовка к аудиторным занятиям ( в соответствии с планами занятий), отдельные этапы семинарско-практических занятий, написание рефератов, эссе, докладов и иных письменных работ, сбор картотеки персоналий выдающихся ученых, практиков в области профилактики девиантного поведения, составление портфолио.

Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе семинарских занятий, на консультациях, при проверке заданий, в процессе самоконтроля.



Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:

При небольшом объеме аудиторной работы самостоятельная работа студентов по овладению социально-педагогическими знаниями и умениями становится незаменимой частью формирования личности, формирует логический остов его деятельности.



К основным элементам историко-педагогического самообразования относятся:

  • теоретический анализ конкретного опыта социально-педагогической деятельности;

  • конструирование и решение учебных задач;

  • кейс-технологии, wiki-технологии;

  • технологии моделирования, проектирования социально-педагогической деятельности;

  • технология определения и решения реальных задач и проблем, связанных с профессиональной деятельностью в конкретной ситуации;

  • технология проверки эффективности их решения, оценивания результата и внесения необходимых корректив;

  • технология – презентация профессионального передового опыта;

  • технологические тренинги, дидактические игры на отработку нормативных и творческих приемов социально-педагогической деятельности;

  • критический анализ текстов;

  • составление словаря ключевых педагогических понятий, раскрывающих сущность социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения.

  • Использование проблемных ситуаций в организации деятельности детских и молодежных общественных объединений в процессе работы с детьми девиантного поведения.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • Охарактеризуйте воспитательный потенциал детских и молодежных общественных объединений в процессе воспитания детей девиантного поведения.

  • Разработайте проект деятельности социального педагога в детских и молодежных организациях по воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию детей девиантного поведения

  • Охарактеризуйте региональный опыт организации взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы по воспитанию детей девиантного поведения.

  • Раскройте специфику реализации социализирующей функции социального педагога в учреждениях дополнительного образования в процессе воспитания детей девиантного поведения.

  • Разработайте проект социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования по реабилитации детей девиантного поведения.

  • Охарактеризуйте наиболее действенные, на Ваш взгляд, технологии, способствующие оптимизации процесса взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания детей девиантного поведения.

  • Разработайте проект по организации взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования по воспитанию детей девиантного поведения.

  • Создайте портфолио «Игровые методики в работе с семьей, воспитывающей ребенка дека девиантного поведения».

  • Раскройте функции социального педагога-организатора социально-педагогического взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания детей девиантного поведения.

  • Создайте портфолио «Профилактические технологии в системе воспитания детей девиантного поведения».

  • Охарактеризуйте роль и место социального педагога в процессе проектирования воспитательных действий по реализации программ профилактики в работе с детьми девиантного поведения.

  • Разработайте индивидуальную модель профилактики девиантного поведения у детей и подростков (по выбору студента).

3.3. ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Учебно-методическая, историко-педагогическая литература, хрестоматии, литературные, архивные источники, презентации, доклады, выступления на заданную тему.

ЛИТЕРАТУРА:



7.1 Основная литература

  • Арифулина, Р.У. Девиантное поведение детей и молодежи: анализ проблемы, основы профилактической деятельности: учебно-методическое пособие / Р.У. Арифулина, С.В. Наумов, Ю.Х. Трушина. – Н.Новгород, 2012. – 134 с.

  • Арифулина, Р.У. Молодежная субкультура: изучаем методом cuse-study: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород, 2012. – 113 с.

  • Трушина Ю.Х. Социальная педагогика: Курс лекций. – Н. Новгород, 2009

7.2. Дополнительная литература

  • Горшков, М.К. Молодёжь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги; РАН; Институт социологии. – М., 2010.

  • Терентьев, А.А. Социализация молодежи современной России и система образования : Учеб. пособие / А.А.Терентьев; Нижегор. гос. пед. ун-т.- Н.Новгород: НГПУ, 2008.- 227 с.

7.3 База данных, информационно-справочные и поисковые системы

www. Biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www. Elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www. Ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных


3.4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Индивидуальные задания для самостоятельной работы

  1. Пользуясь различными литературными источниками дайте определение понятий «норма», «отклонение от нормы», «девиантное поведение», «делинквентное поведение». Дайте сравнительный анализ этих понятий.

  2. На основе анализа современной ситуации социализации детей и молодежи, нормативно-правовых документов, касающихся профилактики отклоняющегося поведения в молодежной среде, определите тенденции проявления в ней девиантного поведения, назовите приоритетные направления работы социально-педагогических учреждений по профилактике девиантного поведения детей и молодежи.

  3. Охарактеризуйте социально-психологический статус ребенка с девиантным поведением в школе, семье, группе сверстников. Приведите примеры, характеризующие отношения к данному ребенку со стороны социального окружения (родителей, учителей, сверстников и др. лиц), проанализируйте степень их влияния на его социализацию.

  4. Начните работу по созданию «портфолио» документов, определяющих нормативно-правовую основу деятельности специалиста по организации деятельности с детьми и молодежью девиантного поведения.

  5. Сформулируйте утверждения, характеризующие тенденции формирования у молодежи признаков девиантного поведения в современном обществе. Приведите аргументы и контраргументы, доказывающие или опровергающие их состоятельность.

  6. Охарактеризуйте объективные и субъективные неблагоприятные факторы социализации, влияющие на формирование девиантного поведения детей и молодежи. Раскройте характер их влияния на процесс их социализации.

  7. Пользуясь кейс-методом, выявите связи между факторами, формирующими у подрастающего поколения девиантное поведение.

  8. Разработайте структурно-логическую схему системы деятельности социально-педагогической инфраструктуры конкретной местности по профилактике девиантного поведения детей и молодежи.

  9. Дайте сущностно-содержательный анализ понятий «самость» и «социумность», охарактеризуйте возможности их проявления в процессе сопротивления детей и молодежи влиянию факторов девиантного поведения.

  10. Проанализируйте социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в разных типах семей.

  11. Охарактеризуйте нормативно-правовые основы деятельности специалиста с семьей. На основе их анализа и изучения специальной литературы по проблеме определите направления социально-педагогической поддержки семьи и ребенка в ней в современных условиях.

  12. Определите признаки семьи, характеризующие ее как естественную среду формирования детей и молодежи.

  13. Разработайте проект по организации взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования по воспитанию детей с девиантным поведением.

  14. Создайте портфолио «Игровые методики в работе с семьей, воспитывающей ребенка девиантного поведения».

  15. Разработайте модель и технологию эффективного вовлечения родителей в систему профилактики девиантного поведения детей и молодежи в условиях образовательного учреждения.

  16. Охарактеризуйте существующие классификации поведенческих отклонений в молодежной среде, определите и аргументируйте свое отношение к ним.

  17. Что позволяет характеризовать некоторые формы девиантного поведения как конструктивное явление?

  18. Начните работу по созданию портфолио: «Модели и технологии социально-педагогической деятельности с детьми по профилактике разных форм (видов) отклонений.

  19. По материалам различных учебных пособий определите основные предпосылки к развитию отечественных социально-педагогических систем воспитания детей девиантного поведения в начале ХХ века.

  20. Охарактеризуйте социально-педагогические системы воспитания детей с девиантным поведением С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, определите их значимость для сегодняшней социально-педагогической практики

  21. На основе творческого анализа историко-педагогического опыта России по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних разработайте модель своей социально-педагогической деятельности с данной категорией детей, предусматривающей возрождение некоторых аспектов данного исторического опыта.

  22. Дайте сравнительный анализ основных направлений деятельности социально-педагогических служб по организации работы с детьми девиантного поведения в зарубежных странах. В какой стране система работы в этом направления является более эффективной? Обоснуйте свой ответ.

  23. На основе анализа опыта по профилактике асоциального поведения в западных странах разработайте модель своей социально-педагогической деятельности в этом направлении с использованием отдельных положительных аспектов данного опыта.

  24. Определите назначение коррекционной деятельности в системе социально-педагогической профилактической работы с детьми девиантного поведения.

  25. Назовите основные компоненты социально-педагогической профилактики девиантного поведения

  26. Начните создавать портфолио «Профилактические технологии в системе воспитания детей девиантного поведения»

  27. Дайте определение понятий «содержание», «формы», «методы» профилактики девиантного поведения. Выявите их взаимосвязь.

  28. «Ведь даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство, нельзя использовать выражения, унижающие его человеческое «Я» наказание – да! Но не грубость…» (Генри Фильдинг). Согласны ли Вы с автором? Можно ли говорить о достоинстве человека, совершившего преступление?

  29. Разработайте модель профилактической социально-педагогической деятельности в разных типах учреждений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка