С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
МОДУЛЬ ФАРМАЦЕВТ- МЕНЕДЖЕР
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
    
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине: «Фармацевтическая информация. Особенности работы медицинского и
фармацевтического представителя».
Специальность: 051103 – «Фармация»
Объем учебных часов: 3 кредита
Курс - 5 Семестр – 9
Практические занятия – 45 (часов)
Самостоятельная работа под руководством преподавателя – 21 (час)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС) - 69 (часов)
Форма контроля: экзамен
Всего – 135 часов
Алматы, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
-
1.
|
Рабочая программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
. . . . . . . . . 3
|
2.
|
Силлабус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
. . . . . . . . 17
|
3.
|
Методические рекомендации для практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . .
|
. . . . . . . . 32
|
4.
|
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
. . . . . . . . 72
|
5.
|
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов . . . . .
|
. . . . . . . 196
|
6.
|
Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
. . . . . . . . 201
|
Утверждаю
проректор по УВР
профессор К.А.Тулебаев
___________________
«____»_________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: Фармацевтическая информация. Особенности деятельности
медицинского и фармацевтического представителя.
Специальность: 051103 – «Фармация»
Курс: 5 семестр: 9
Объем учебных часов: 135 часов (3 кредита)
Практическое (семинарское) занятие: 45 часов
Самостоятельная работа студентов под
руководством преподавателя (СРСП): 21 часов
Всего аудиторных: 66 часов
Внеаудиторная самостоятельная работа
студентов (СРС): 69 часов
Форма контроля: экзамен (1 этап- тестирование, 2- этап- устный)
Алматы, 2012 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании модуля «Фармацевт - менеджер ____________
от «___»_________2012 г., протокол №__________
Руководитель модуля, доцент А.Р. Шопабаева
Рабочая программа обсуждена на заседании Комитета образовательных программ _________
от «___»__________2012 г., протокол №_______
Председатель КОП, доцент Г.М. Саякова
Рабочая программа обсуждена на заседании Методического совета
от «___»__________2012 г., протокол №_______
Председатель Методического совета К.А.Тулебаев
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Наименование вуза
|
–
|
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
|
Модуль
|
–
|
Фармацевт- менеджер
|
Дисциплина
|
–
|
«Фармацевтическая информация. Особенности работы медицинского и фармацевтического представителя»
|
Специальность
|
–
|
5В051103 «Фармация»
|
Объем учебных часов
|
–
|
3 кредита (135 часов)
|
Курс и семестр обучения
|
–
|
пятый курс; 9 семестр
|
2. ПРОГРАММА
2.1 Введение
«Фармацевтическая информация. Особенности работы медицинского и фармацевтического представителя» является одной из специальных фармацевтических дисциплин, которая формирует профессиональные знания, умения и навыки специалиста, работающего на фармацевтическом рынке. Учитывая стремительное увеличение объема информации, становится очевидной необходимость освоения методов эффективного получения, критического анализа и адекватной коммуникации фармацевтической информации целевым потребителям. Фармацевтическая информация включает рассмотрение вопросов, направленных на повышение конкурентоспособности выпускника фармацевтического факультета (вуза) и преодоление наиболее типичных проблем, постоянно находящихся в поле зрения фармацевта. Навыки решения этих проблем сводятся к выработке у студентов определенных умений в области фармацевтической информации. Соответственно происходящим изменениям, растет спрос на высококвалифицированных профессионалов в области маркетинга и продвижения лекарственных средств: экспертов, руководителей направлений, специалистов по маркетингу и рекламе, продакт-менеджеров, медицинских представителей. Именно медицинские представители реализуют политику компании по продвижению товаров, доносят до врачей всю полноту информации, отвечают на их вопросы, консультируют по применению препарата и его особенностям. Медицинский представитель является лицом фармацевтической компании и должен обладать хорошими коммуникативными навыками, способностью убеждать и владеть технологией эффективных продаж.
Данная дисциплина является логическим продолжением изучения дисциплины «Основы фармацевтической деятельности», на базе других учебных предметов охватывает управленческую и информационную деятельность субъектов сферы обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Учебная программа дисциплины «Фармацевтическая информация. Особенности работы медицинского и фармацевтического представителя» направлена на изучение информационных потребностей, информационного обеспечения фармацевтического бизнеса и методов рекламирования лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
2.2 Цель дисциплины
Сформировать у студента фундамент современной информационной культуры. Организации деятельности медицинского и фармацевтического представителя наряду с другими фармацевти-ческими дисциплинами играют важную роль в формировании профессии фармацевта и обеспече-нии выпускников специальной подготовкой. Формирование знаний, умений и практических и коммуникативных навыков по организации информационного обеспечения фармацевтического бизнеса. Усвоить принципы отбора профессиональной информации в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники из различных источников информации с учетом компетенностного подхода. Компетентностный подход предполагает переход от оценки знаний в области фармацевтической информации к оценке компетенций. В сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники необходимо помимо знаний развить творческий потенциал, мышление, привить навыки делового общения и т.д. Содержание дисциплины «Фармацевтическая информация» определяется пятикомпонентной моделью образования (знания, практические навыки, коммуникативные навыки, нормативно-правовые вопросы и самообразование).
2.3 Задачи обучения
-свойства фармацевтической информации, ее классификации;
- методы изучения информационных потребностей специалистов отрасли;
- источники фармацевтической информации;
- принципы коммуникационной политики в фармации;
- основные направления информации о лекарственных средствах (ЛС);
- основы новых информационных технологий и их влияние на успех в фармацевтическом бизнесе;
- национальные и мировые информационные ресурсы в области здравоохранения и медицины;
- современное состояние и направления развития компьютерной техники и программных средств;
- основы создания информационных систем и использования новых информационных технологий
переработки информации;
- фармацевтический рынок Казахстана и государственное регулирование фармацевтического рынка;
- деятельность медицинского (фармацевтического ) представителя;
- задачи и функциональные обязанности медицинского представителя.
2.4 Конечные результаты обучения
Формирование знания по следующим разделам:
-свойства фармацевтической информации, ее классификации;
- методы изучения информационных потребностей специалистов отрасли;
- источники фармацевтической информации;
- принципы коммуникационной политики в фармации;
- основные направления информации о лекарственных средствах (ЛС);
- основы новых информационных технологий и их влияние на успех в фармацевтическом бизнесе;
- национальные и мировые информационные ресурсы в области здравоохранения и медицины;
- современное состояние и направления развития компьютерной техники и программных средств;
- основы создания информационных систем и использования новых информационных технологий
переработки информации;
- фармацевтический рынок Казахстана и государственное регулирование фармацевтического рынка;
- деятельность медицинского (фармацевтического ) представителя;
- задачи и функциональные обязанности медицинского представителя.
Формирование практических навыков:
-самостоятельно ориентироваться в информационных потоках информации;
- работать в локальных и глобальных компьютерных сетях;
- проводить сбор, переработку, хранение и распространение информации о ЛС;
- определять информационные потребности специалистов;
- создавать справочно-информационные фонды;
- пользоваться справочной литературой для решения профессиональных задач;
- проводить различные виды информационные работы среди специалистов здравоохранения;
- проводить индивидуальные визиты;
- проводить презентации;
- проводить и организовывать круглые столы, конференции, семинары,
- обеспечить мерчандайзинг
Формирование правовых навыков:
- пользоваться справочной литературой для решения профессиональных задач
Формирование коммуникативных навыков:
-совместной работы с медицинскими и фармацевтическими работниками;
- проведения санитарно-просветительной работы среди населения;
- использования электронной почты, телеконференций, средств электронного офиса;
- владеть основами автоматизации для решения прикладных задач;
- уверенно работать на персональном компьютере в качестве пользователя;
- коммуникативными навыками;
- IT – технологиями.
Формирование навыков саморазвития и самообразования:
- самостоятельная работа с информацией (учебной, справочной, нормативной, научной);
- планирование и проведение научных исследований в области фармации;
- организация учебно-воспитательного процесса в медицинских организациях образования по
специальности «Фармация»;
- знание зарубежного опыта антикризисного метода в различных отраслях экономики;
- самостоятельное изучение организации международных сделок;
- самостоятельное изучение стандартов ISO 9000:2000;
- самообучение с применением современных методов исследования, компьютерных технологий сбора информации, ее обработки и анализа.
2.5. Пререквизиты: история фармации; основы организации фармацевтической деятельности; законы, регулирующие фармацевтическую деятельность; медицинское и фармацевтическое товароведение; фармацевтическая опека; управление и экономика фармации; менеджмент и маркетинг в фармации.
2.6 Постреквизиты: технология лекарственных форм, фармацевтическая химия, фармакогнозия.
2.7 Тематические планы
Тематический план практических занятий
№№ п/п
|
Темы практических занятий
|
Форма проведения
|
Продолжительность (час)
|
|
Кредит № 1
|
|
| -
1.
|
Теоретические основы фармацевтической информации, источники и методы ее обработки.
|
Семинар, дискуссия, презентации, эссе
|
3
| -
2.
|
Типы информационных систем: информационно-поисковые системы (ИПС), автоматизированные системы управления (АСУ). Отраслевые информационные системы.
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, ситуационная задача
|
3
| -
3.
|
Коммуникационная политика в фармации
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль
|
3
| -
4.
|
Справочно-информационное обеспечение (СИО) специалистов фармацевтических организаций (учреждений)
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, эссе, контроль
|
3
| -
5.
|
Новые информационные технологии в практике работы фармацевтических организаций (учреждений). Информационные технологии и электронная коммерция на фармацевтическом рынке.
|
Дискуссия, работа в малых группах, контроль
|
3
| -
6.
|
Подготовка, распространение и использование профессиональной информации о лекарственных средствах
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль - тесты
|
3
| -
7.
|
Вопросы рекламы лекарственных средств. Методологические подходы к рекламированию лекарственных препаратов. Закон РК о рекламе.
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, эссе, контроль
|
3
| -
8.
|
Системы распространения профессиональной фармацевтической информации
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль по карточкам
|
3
| -
9.
|
Медицинский представитель как источник фармацевтической информации для практикующего врача, работа с врачами, визиты к врачу. Тренинг «Искусство продаж».
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль
|
3
| -
10.
|
Работа в госпитальном секторе. Навыки презентации. Тренинг.
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль - ситуационная задача
|
3
| -
11.
|
Исследование работы медицинских и фармацевтических представителей (по количественным и качественным показателям). Тренинг
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль
|
3
| -
12.
|
Особенности работы представителя с аптеками, организация и участие в конференциях, семинарах. Тренинг.
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль - ситуационная задача
|
3
| -
13.
|
Особенности работы представителя дистрибьюторами, организация и участие в конференциях, семинарах. Тренинг.
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль
|
3
| -
14.
|
Анализ эффективности работы медицинского представителя.
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль - ситуационная задача, вопросы по карточкам
|
3
| -
15.
|
Деловой этикет и протокол. Безопасность лекарственных средств.
|
Дискуссия, работа в малых группах, презентация, контроль
|
3
|
Итого: 45 часов
|
Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателями – СРСП
№№ п/п
|
Темы СРСП
|
Форма проведения
|
Продолжи-тельность (час)
|
1.
|
Фармацевтическая информация и ее источники. Принципы определения потребности фармацевтической информации.
|
Выполнение самостоятельных заданий, презентация, контроль по карточкам
|
3
|
2.
|
Информатика как наука о принципах, методах и средствах обработки информации. Методы сбора, переработки, хранения и распространения фармацевтической информации. Справочно-информационный фонд по лекарственным средствам.
|
Выполнение самостоятельных заданий, презентация, контроль - тесты
|
3
|
3
|
Рубежный контроль 1
|
Письменный контроль
|
1
|
4
|
Принципы построения баз данных о лекарственных средствах. Отраслевые информационные системы.
|
Выполнение самостоятельных заданий, презентация, контроль по карточкам
|
3
|
5
|
Информационные технологии и электронная коммерция на фармацевтическом рынке. Реклама в фармации.
|
Выполнение самостоятельных заданий, презентация, контроль по карточкам
|
3
|
6
|
Рубежный контроль 2
|
Письменный контроль
|
1
|
7
|
Медицинский представитель как источник фармацевтической информации.
|
Выполнение самостоятельных заданий, презентация, контроль по карточкам
|
3
|
8
|
Особенности работы представителя с аптеками и дистрибьюторами, организация и участие в конференциях, семинарах. Тренинг.
|
Выполнение самостоятельных заданий, презентация, контроль покарточкам
|
3
|
9
|
Рубежный контроль 3
|
Письменный контроль
|
1
|
Итого: 21 час
| |