РОССИЙСКая ФЕДЕРАЦИя
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Институт психологиии и педагогики
Кафедра общей и социальной педагогики
Кафедра ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Е.В. Неумоева-Колчеданцева,
Ю.В. Лазарева
ПСИХОЛОГИЯ И педагогика
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
специальности 250203.65
Садово-парковое и ландшафтное строительство
Тюменский государственный университет
2011
Е.В. Неумоева-Колчеданцева, Ю.В. Лазарева. Психология и педагогика. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство. Тюмень. – 2011. – 80 с.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов биологического факультета ТюмГУ и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов, являющейся неотъемлемой частью профессиональной подготовки в условиях вуза.
Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Психология и педагогика [электронный вариант] / Режим доступа http: www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.
Ответственный редактор: д.п.н., профессор И.Н. Емельянова
© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011
© Неумоева-Колчеданцева Е.В., Лазарева Ю.В., 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
Стр.
| -
Пояснительная записка
Раздел ПСИХОЛОГИЯ
|
5
|
2. Тематический план изучения дисциплины
3. Балльная оценка успеваемости студента
|
8
9
|
4. Содержание дисциплины
Лекционные занятия
|
9
|
Содержание семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями
|
17
|
5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Программа СРС студента
Задания для СРС с методическими рекомендациями
6. Контрольные материалы
|
21
23
|
Контрольные материалы для промежуточной аттестации студентов
|
28
|
Контрольные материалы для итоговой аттестации (тестовые задания)
Контрольные вопросы для итоговой аттестации (вопросы к экзамену)
7. Рекомендуемая литература по дисциплине
|
30
34
35
|
Раздел ПЕДАГОГИКА
|
|
2. Тематический план изучения дисциплины
3. Балльная оценка успеваемости студента
|
39
39
|
4. Содержание дисциплины
Лекционные занятия
|
40
|
Содержание семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями
|
48
|
5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Программа СРС студента
Основные задания для СРС с методическими рекомендациями
Дополнительные задания для СРС с методическими рекомендациями
6. Контрольные материалы
Материалы для самоконтроля студентов
|
51
52
55
60
|
Материалы для итоговой аттестации (примерный перечень тестовых заданий для итогового контроля)
|
62
|
Контрольные вопросы (вопросы к экзамену)
7. Рекомендуемая литература по дисциплине
|
72
73
|
Государственный образовательный стандарт ГСЭ.Ф.О7 по дисциплине «Психология и педагогика».
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи. Функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс включает в себя: тематический план курса; перечень заданий для самостоятельной работы студентов с комментариями относительно формы отчетности; тезисное изложение основного материала лекционных занятий; перечень основных понятий по каждой теме; содержание семинарских занятий и задания к практическим занятиям с методическими указаниями; методические рекомендации для самостоятельной работы студентов; перечень контрольных вопросов для промежуточной аттестации студентов; примерный перечень тестовых заданий для итогового контроля успеваемости студентов; контрольные вопросы (вопросы к зачету) по курсу; списки основной и дополнительной литературы по каждой теме.
Гуманизация системы российского образования предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке специалистов, неотъемлемой частью которой является общепрофессиональная компетентность, предполагающая эрудицию в сфере предметов гуманитарного цикла. Ориентация в проблематике взаимодействия человека и общества включает в себя: владение основными категориями («человек», «общество», «образование», «развитие», «воспитание», «обучение», «деятельность», «общение», «самоактуализация», «самовоспитание», «управление» и др.) и адекватные представления о возможностях подготовки человека к жизни в обществе; мотивацию на самоподготовку к жизни в обществе, к личностной и профессиональной самореализации в обществе; операциональную готовность к саморегуляции, к межличностному взаимодействию, то есть владение соответствующими умениями и навыками.
Соответственно, цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности студентов.
Для достижения поставленной цели в рамках учебного курса дается общее представление о психологии и педагогике как областях научного знания и практической деятельности, рассматриваются основы общей психологии, познавательные процессы, психология личности и общения; раскрывается стратегическая роль образования в развитии общества, рассматриваются основные категории педагогики и психологии, система образования в РФ, вопросы управления образовательными системами; раскрывается приоритетная роль, сущность и ценностная основа воспитания в современном образовании, подчеркивается значимость самовоспитания личности в процессе подготовки к жизни в обществе; раскрывается влияние семьи как социокультурной среды воспитания и развития личности; рассматриваются теоретические основы дидактики, раскрывается взаимосвязь обучения, учения и учебной деятельности, обучения и воспитания личности; раскрывается характер требований к личности педагога как к субъекту профессиональной деятельности и педагогического общения в контексте современной ситуации в образовании.
Задачи курса
-
Ознакомление студентов с основными категориями психологии и педагогики, ориентирование в проблематике курса.
-
Формирование адекватных представлений студентов о значении психологии и педагогики как науки и практической деятельности, о стратегической роли образования в развитии общества.
-
Формирование адекватных представлений студентов об эволюции, механизмах и закономерностях психической деятельности человека, о развитии личности.
-
Формирование адекватных представлений студентов о роли воспитания и обучения в развитии личности, в подготовке человека к жизни в обществе.
-
Ориентирование в системе жизненных ценностей и содействие формированию гуманистической жизненной позиции и рефлексивного отношения к себе и другим людям.
-
Подготовка студентов к выполнению социальных ролей (гражданина, родителя, профессионала и др.).
-
Содействие формированию адекватного отношения к профессии педагога.
-
Создание условий для развития мотивации студентов к получению профессионального образования, к самообразованию и личностному росту.
-
Содействие формированию у студентов умений и навыков учебной деятельности.
-
Содействие развитию способностей студентов.
Трудоемкость дисциплины определяется количеством и сложностью дидактических единиц ГОС, к числу которых относятся: введение в общую психологию, познавательные процессы, психология личности и общения; общие основы педагогики, теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности.
Оценивание успеваемости студентов
Успеваемость студентов оценивается по модульно-рейтинговой системе. Максимально возможное число рейтинговых очков (баллов) – 100. Максимально возможное число рейтинговых очков (баллов) по каждому разделу дисциплины («Психология» и «Педагогика») – 50. Итоговая аттестация студента зависит от общей суммы рейтинговых баллов по каждому разделу:
30 – 38 баллов – «удовлетворительно»
39 – 45 баллов – «хорошо»
46 – 50 баллов – «отлично».
Баллы начисляются за разные виды работы студентов (таблица 2, таблица 3, таблица 5, таблица 6). Работа студента по дисциплине оценивается с учетом установленного диапазона баллов.
Формы контроля
Текущий контроль: осуществляется в процессе занятий с учетом их посещаемости и успеваемости студентов, включает в себя также оценивание успеваемости на основании практических и самостоятельных работ.
Промежуточный контроль: включает в себя суммарное оценивание успеваемости студентов в течение занятий и результаты контрольных работ и коллоквиумов по завершении каждого модуля.
Итоговый контроль: по окончании курса студенты выполняют тестовые задания и сдают экзамен по контрольным вопросам. Устная форма экзамена проводится в случае, если студент не набирает в ходе занятий необходимого минимума баллов для положительной итоговой аттестации.
В случае систематического непосещения студентом занятий, недостаток рейтинговых очков можно компенсировать путем выполнения дополнительных самостоятельных работ с последующим собеседованием.
Требования, предъявляемые к студентам
-
Систематическое посещение занятий.
-
Своевременная подготовка к занятиям согласно тематическому плану и расписанию занятий.
-
Участие в работе на семинарах и практических занятиях.
-
Своевременная сдача практических и самостоятельных работ.
-
Успешное прохождение промежуточной аттестации (контрольные работы и коллоквиумы).
-
Успешное прохождение итоговой аттестации (тестовые задания по курсу)
-
Своевременная и успешная сдача экзамена.
Для студентов ОДО курс рассчитан на 54 академических часа, из них: 36 часов лекционных занятий, 18 часов практических и семинарских занятий. 57 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Соответственно, количество часов по разделу «Психология» составляет: 18 часов – лекционных и 9 часов – практических и семинарских занятий, 28,5 ч. – самостоятельная работа студентов. Количество часов по разделу «Педагогика» составляет: 18 часов – лекционных и 9 часов – практических и семинарских занятий, 28,5ч. – самостоятельная работа студентов (таблица 1, таблица 4).
2. Тематический план изучения дисциплины
РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ»
Таблица 1
Наименование темы
|
Лекц.
(кол. час.)
|
Семин
(кол. час.)
|
Практ.
(кол. час.)
|
Сам. р
(кол. час.)
|
Всего
(кол. час.)
|
Всего
(кол. бал.)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Модуль 1. Введение в общую психологию
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1.1. Характеристика психологии как науки
|
1
|
|
|
2
|
3
|
0-4
|
Тема 1.2. Развитие психики и сознания в филогенезе
|
1
|
1
|
|
2
|
4
|
0-4
|
Всего:
|
2
|
1
|
|
4
|
7
|
0-8
|
Модуль 2. Познавательные психические процессы
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.1. Ощущения
|
1
|
|
|
1
|
2
|
0-1,5
|
Тема 2.2. Восприятие
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
0-1,5
|
Тема 2.3. Воображение
|
1
|
|
|
2
|
3
|
0-1,5
|
Тема 2.4. Мышление
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
0-1,5
|
Тема 2.5. Память
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
0-1,5
|
Тема 2.6. Внимание
|
1
|
|
|
3
|
4
|
0-5.5
|
Всего:
|
6
|
3
|
|
9
|
18
|
0-13
|
Модуль 3. Индивидуально-типологические, психические особенности индивида
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3.1. Эмоции
|
1
|
|
|
1
|
2
|
0-1,5
|
Тема 3.2. Воля
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
0-1,5
|
Тема 3.3. Темперамент
|
1
|
|
|
2
|
3
|
0-1,5
|
Тема 3.4. Характер
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
0-1,5
|
Тема 3.5. Способности
|
1
|
|
|
2
|
4
|
0-6
|
Всего:
|
5
|
2
|
|
7
|
15
|
0-12
|
Модуль 4. Личность в деятельности и общении
|
|
|
|
|
|
|
Тема 4.1. Личность
|
1
|
1
|
|
2
|
3
|
0-1
|
Тема 4.2. Мотивация
|
1
|
|
|
1,5
|
2,5
|
0-1,5
|
Тема 4.3. Деятельность
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
0-1,5
|
Тема 4.4. Общение
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
0-3,5
|
Тема 4.5. Психология групп
|
1
|
|
|
3
|
4
|
0-3,5
|
Итоговое тестирование
|
|
|
|
|
|
0-6
|
Всего:
|
5
|
3
|
|
8,5
|
15,5
|
0-17
|
Итого (часов, баллов):
|
18
|
9
|
|
28,5
|
55,5
|
50
|
3. Балльная оценка успеваемости студента
РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ»
Таблица 2
п. № темы
|
Формы текущего контроля
|
Итого
кол-во
баллов
|
кол-локв.
|
ответ на сем.
|
практ. работа
|
тести-рован.
|
самос.работа
|
реф. /
докл.
|
контр. работа
|
|
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. -1.2.
|
|
0-3
|
0-2
|
|
|
0-3
|
|
0-8
|
Всего
|
|
0-3
|
0-2
|
|
|
0-3
|
|
0-8
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.-2.2.
|
|
0-3
|
|
|
|
|
|
0-3
|
2.3.-2.4.
|
|
0-3
|
|
|
|
|
|
0-3
|
2.5.-2.6.
|
|
0-3
|
0-4
|
|
|
|
|
0-7
|
Всего
|
|
0-9
|
0-4
|
|
|
|
|
0-13
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.-3.2.
|
|
0-3
|
|
|
|
|
|
0-3
|
3.3.-3.4.
|
|
0-3
|
|
|
|
|
|
0-3
|
3.5.
|
|
0-2
|
|
|
|
|
0-4
|
0-6
|
Всего
|
|
0-8
|
|
|
|
|
0-4
|
0-12
|
Модуль 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.
|
|
0-1
|
|
|
|
|
|
0-1
|
4.2.-4.3.
|
|
0-3
|
|
|
|
|
|
0-3
|
4.4.-4.5.
|
|
0-3
|
0-4
|
|
|
|
|
0-7
|
по курсу в целом
|
|
|
|
0-6
|
|
|
|
0-6
|
Всего
|
|
0-7
|
0-4
|
0-6
|
|
|
|
0-17
|
Итого
|
|
27
|
10
|
0-6
|
|
0-3
|
0-4
|
0-50
|
4. Содержание дисциплины (лекционные занятия)
РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ»
Модуль 1. Введение в общую психологию
|