Учебно-методический комплекс для студентов направления 030501. 65 Юриспруденция Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры



Скачати 393.6 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір393.6 Kb.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

В.Б. Барканов
к.м.н.

Судебная психиатрия
Учебно-методический комплекс для студентов направления
030501.65 Юриспруденция



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № 1 от «31» августа 2010г.


Подпись Заведующего кафедрой
___________________ (А.С. Сенцов)


Волгоград 2011


Содержание


Наименование раздела

Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная психиатрия»




1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт




1.2..

Цели и задачи учебной дисциплины




1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины




1.4.

Тематический план учебной дисциплины




1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины




Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов




2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.




2.2.

Пожелания к изучению отдельных тем курса




2.3.

Рекомендации по работе с литературой




2.4.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса




2.5.

Советы по подготовке к зачету




Раздел 3. Материалы тестовой системы по темам лекций




Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)






Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная медицина».


    1. Извлечение из образовательного стандарта положений по дисциплине

Судебная психиатрия является самостоятельной медицинской наукой, которая занимает одно из ведущих мест среди различных отраслей знаний, помогающих установлению истины и соблюдению законности в судебно-следственном процессе. Возрастающие экспертные возможности, внедрение в практику новых, более совершенных методов исследования доказательств способствующих повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений. Поэтому знание современных основ судебной медицины и умелое использование на практике результатов судебно-психиатрической экспертизы – необходимые условия профессиональной подготовки юристов высшей квалификации.


    1. Цели и задачи учебной дисциплины

Рабочая программа по учебной дисциплине «Судебной психиатрии» определяет содержание и структуру курса, общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник юридического факультета Волгоградской академии государственной службы.

Цель курса – дать студентам основополагающие теоретические знания и выработать практические навыки в области судебной психиатрии, помочь в процессе следствия, суда и защиты решать задачи, связанные с проведением судебно-психиатрической экспертизы.

Основными задачами курса являются:


  1. обучение знаниям об основах судебно-психиатрической экспертизы;

  2. обратить особое внимание на такие частные проблемы, как знания общей психопатологии;

  3. изучение проблем наиболее часто встречающихся в судебно-следственной практике хронических и временных психических расстройств, слабоумия и иных болезненных состояний психики.

Представляется целесообразным такая структура изложения дисциплины, при которой сочетается теоретическое осмысление материала, выработка практических навыков с самостоятельной работой студентов.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

На лекциях излагаются основные теоретические и практические вопросы судебной медицины. На семинарских занятиях закрепляются полученные теоретические знания, а также прорабатывают теоретические вопросы, не рассмотренные в ходе лекций. Работа завершается под­готовкой рефератов, докладов по соответ­ствующим темам.

Изучение курса судебной медицины предполагается как на аудиторных занятиях (лекции, семинары), так и во время самостоятельной работы студентов. Программа курса рассчитана на 42 часа, 30 - лекций; 12 – семинарских занятия (для очного отделения); 20 часов: 14-лекций; 6 – семинаров (для очно-заочной формы обучения); 18 часов: 14 - лекции; 4 – семинара (для заочной формы обучения). Изучение настоящего курса по данной программе рассчитано на один семестр. Итоговый контроль - зачет.

При подготовке к семинарским занятиям студенты используют «Учебно-методические материалы по судебной психиатрии», разработанные кафедрой. В планах семинарских занятий указаны вопросы, выносимые на семинар, приводится перечень нормативных материалов, список научной литературы, даны методические рекомендации по подготовке к занятиям, а также содержатся вопросы, выносимые на зачет.



Преподаватель может давать наиболее подготовленным студентам темы для рефератов (докладов), которые затем зачитываются в ходе семинарских занятий.



    1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Судебная психиатрия» (42 ч.)

на 2010-2011 учебный год

для студентов Ю-400, ЮЗ-500



Наименование темы

Очное

Заочное

Второе высшее

Лекций

Семинаров

Лекций

Семинаров

Лекций

Семинаров

1.

Организация судебной психиатрии и ее роль в расследовании преступлений.

2

2













2.

Краткие сведения о высшей нервной деятельности и ее нарушениях, психических заболеваниях.

2

2













3.

Симптоматика психических заболеваний.

10

2













4.

Назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы (СПЭК).

2

2













5.

Наркологическая экспертиза.

2

-













6.

Особенности проведения СПЭК несовершеннолетних.

2

-













7.

СПЭК подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших. Освидетельствование осужденных. Экспертиза в Гражданском процессе.

2

2













8.

Основные формы психических заболеваний, наиболее часто встречающихся в правоохранительной деятельности.

8

2
















Форма контроля

зачет

зачет

зачет




ИТОГО:

28

14

4

4








1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Судебная психиатрия»
Лекция 1. Организация судебной психиатрии и ее роль в расследовании преступлений.

В процессе изучения указанной темы изучающий должен усвоить: что собой представляет наука судебной психиатрии, каковы ее предмет и задачи, какие социальные задачи она решает и ее роль в следствии, какими пользуется методами познания, основные этапы развития судебной психиатрии, и роль при этом прогрессивной материалистической науки.

Основные понятия:
Лекция 2. Краткие сведения о высшей нервной деятельности и ее нарушениях, психических заболеваниях.

Лекция 3. Симптоматика психических заболеваний.

Обе темы посвящены основам общей психопатологии. В процессе изучения темы студент должен усвоить: строение нервной системы; что такое Высшая нервная деятельность; нарушения Высшей нервной деятельности при психических заболеваниях; причины психических болезней; причины психических болезней; лечение психических заболеваний.

Особенно тщательно должна быть изучена тема симптоматика психических заболеваний, знание этой темы позволит распознать психическое заболевание и своевременно принять необходимые меры.

При изучении этой темы студент должен усвоить: особенности распознания нарушений восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли, сознания; основные синдромы психических заболеваний.

Основные понятия:
Лекция 4. Назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы (СПЭК).

Лекция 5. Наркологическая экспертиза (НЭ).

В процессе изучения этих тем студент должен усвоить: задачи и виды СПЭК; организацию судебно-психиатрической и наркологической экспертиз; основания для назначения и особенности проведения СПЭК и НЭ; особенности составления постановлений о назначении СПЭК и НЭ; освидетельствование психически больных, алкоголиков и наркоманов; стратегию и тактику правоохранительных органов в борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Основные понятия:
Лекция 6. Особенности СПЭК несовершеннолетних.

Тема посвящена изучению вопросов назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. При изучении этой темы следует усвоить, что является основанием судебно-психиатрической экспертизы ;как правильно выбрать вид экспертизы; какие материалы необходимы для назначения экспертизы и какие вопросы ставятся перед экспертами; присутствие следователя при проведении экспертизы; заключение эксперта и его оценка; задачи СПЭК подозреваемого и обвиняемого несовершеннолетнего; психические расстройства у несовершеннолетних; задачи СПЭК потерпевшего и свидетеля; освидетельствование осужденного.

Основные понятия:
Лекция 7. СПЭК подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших. Освидетельствование осужденных. Экспертиза в гражданском процессе.

Все виды занятий: лекции, семинарские, практические и самостоятельные занятия необходимо вносить в единую тетрадь, в которую записывать основные положения, относящиеся к характеристике вопросов выносимых на зачет (см. перечень вопросов на зачет). Ответы на возникающие вопросы могут быть получены у преподавателя судебной психиатрии кафедры уголовно-правовых дисциплин.

Основные понятия:

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие №1
Тема: Предмет, задачи и содержание курса судебной психиатрии.

Влияние психических расстройств на противоправное поведение.

(семинар - 2 часа)
1. Предмет, задачи и содержание курса судебной психиатрии.

2. Становление и развитие судебной психиатрии.

3. Роль психической патологии в современном мире (в том числе в деятельности правоохранительных органов).

4. Психические расстройства и противоправное поведение.
Рекомендуемая литература:


  1. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., Медицина, 1980.

  2. Забродин Г.Д., Гурова З.Г. Судебная психиатрия - М: Юрид.лит-ра,1980.

  3. Зельдс И.М. Комплексная экспертиза при расследовании убийств. - М: Юрид. лит-ра, 1985.

  4. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М. Медицина, 1988.



 Литература: п.п. 3, 5, 6, 7, 20, 24, 25, 31, 32, 38,41.
Тема №2. Учение о Высшей нервной деятельности общие понятия о психических заболеваниях.

(семинар - 2 часа)
1. Мозг, его строение и взаимодействие с внешней средой. Управление жизнедеятельностью организма.

2. Нарушения Высшей нервной деятельности при психических заболеваниях.

3. Общие понятия о психических заболеваниях.
 Литература: 0 п.п. 19, 20, 21, 24, 25, 36, 37, 38.
Тема №3. Симптоматика (признаки) психических заболеваний.

(семинар - 2 часа)
1. Распознавание нарушений восприятия, эмоций, памяти, мышления, воли, сознания. Основные синдромы психических болезней.

2. Возможности и границы контакта с указанной группой лиц. Психология допроса психоаномальных.
 Литература:  0п.п. 19, 20, 21, 36, 37, 38.
Тема №4. Назначение и проведение СПЭК, НЭ. Экспертиза несовершеннолетних.

(семинар - 2 часа)
1. Задачи и виды СПЭК.

2. Основания, порядок назначения и проведения СПЭК.

3. Производство НЭ.

4. Особенности СПЭК несовершеннолетних.
 Реферат: Особенности организации и проведения СПЭК.
 Литература: п.п.1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 20, 23, 27, 33,36, 37, 38.
 Тема №5. СПЭК подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Освидетельствование осужденных. Экспертиза в гражданском процессе.

(семинар - 2 часа)
1. Задачи СПЭК подозреваемого и обвиняемого.

2. Вопросы вменяемости при судебно-психиатрической экспертизе.

3. Задачи СПЭК потерпевшего и свидетеля.

4. Освидетельствование осужденных.

5. Экспертиза в гражданском процессе.
 Реферат: Особенности назначения СПЭК подозреваемых и обвиняемых. Особенности СПЭК потерпевших и свидетелей. Особенности СПЭК в гражданском процессе.
 Литература: п.п. 18, 19, 20, 21, 28, 34, 36, 37, 38.
Тема №6. Основные формы психических заболеваний, наиболее часто встречающиеся в правоохранительной деятельности.

(семинар - 2 часа)
1. Признаки шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза (МДП), травм мозга, олигофрении, психопатии. Форма заболеваний и особенности написания постановления о назначении СПЭК.

2. Влияние указанных форм заболеваний на противоправное поведение и их экспертная оценка.
 Литература: п.п. 3, 4, 6, 19, 20, 21, 36, 37, 38.

Темы, выносимые на самостоятельное изучение:

1. Травматические поражения головного мозга.



  1. Сифилитические заболевания центральной нервной системы.

  2. Сосудистые заболевания головного мозга.

  3. Психозы позднего возраста.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Волков В. Использование знаний психиатрии в суде/Соц.юстиция, 1993 - №14.

2.Гиляровский Г.Д., Гурова З.Г. Судебная психиатрия - М., Юрид. лит-ра, 1980.

3.Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм - М., Медицина, 1980.

4.Дмитриев А.С., Клименко Т.В. Судебная психиатрия, Учебное пособие. - М. Юрид. лит-ра, 1996.

5.Забродин Г.Д., Гурова З.Г. Судебная психиатрия - М: Юрид.лит-ра,1980.

6.Зельдс И.М. Комплексная экспертиза при расследовании убийств. - М: Юрид. лит-ра, 1985.

7.Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М. Медицина, 1988.

8.Кудрявцев И.А. Судебно-психиатрическая экспертиза. М. Юр. лит-ра, 1988.

9.Карнеева З. О заключении судебной психологической экспертизы/Сов. юстиция - 1993, №10./

10.Лифшиц Е.М., Михайлов В.А. Назначение и производство экспертизы. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1977.

11.Морозов Г.В., Печерникова Т.П., Шостакович Б.В. Методологические проблемы вменяемости - невменяемости. М., Юрид. лит-ра, 1983.

12.Морозов Г.В. Судебная психиатрия. Учебник. - М: Медицина, 1988.

13.Морозов Г.В. Судебная психиатрия. Учебник. - М: Юрид. лит-ра, 1990.

14.Махов В.Н. Участие специалиста в следственных действиях. М., Юрид. лит-ра., 1980.

15.Михайлов В.А., Дубягин Ю.П. Назначение и производство судебной экспертизы. Волгоград. ВСШ МВД РФ.
Тематика рефератов

1. Особенности назначения СПЭК подозреваемых и обвиняемых.

2. Особенности СПЭК потерпевших и свидетелей.

3. Особенности СПЭК в гражданском процессе.

4. Особенности организации и проведения СПЭК.


Вопросы для проведения зачета:


1. Задачи судебно-психиатрической экспертизы.

2. Виды судебно-психиатрической экспертизы.

3. Основания для назначения СПЭК.

4. Подготовка следователем материалов уголовного дела, необходимых для проведения СПЭК.

5. Постановление о назначении СПЭК.

6. Порядок проведения СПЭК.

7. Заключение эксперта и оценка его следователем.

8. СПЭК обвиняемого; подозреваемого.

9. Особенности СПЭК потерпевшего, свидетеля.

10. СПЭК осужденного.

11. СПЭК несовершеннолетних (в том числе комплексная).

12. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к психически больным, совершившим общественно-опасное деяние.

13. Пути предупреждения общественно-опасных деяний психически больных.

14. Особенности допроса психо-аномальных.

15. Причины психических заболеваний.

16. Распознавание расстройств восприятия (Возможности и границы контакта).

17. Распознавание расстройств памяти (Возможности и границы контакта).

18. Распознавание расстройств мышления (Возможности и границы контакта).

19. Распознавание навязчивых состояний и бреда (Возможности и границы контакта).

20. Распознавание эмоциональных расстройств (Возможности и границы контакта).

21. Распознавание расстройств волевой деятельности (Возможности и границы контакта).

22. Распознавание расстройств сознания (Возможности и границы контакта).

23. Распознавание двигательных нарушений (Возможности и границы контакта).

24. Припадки: эпилептический, истерический (поведение следователя в случае возникновения припадков при проведении допроса).

25. Особенности физических травм мозга и их экспертная оценка.

26. Особенности предстарческих и старческих психозов и их экспертная оценка.

27. Алкоголизм и проведение наркологической экспертизы.

28. Наркомания и проведение наркологической экспертизы.

29. Особенности составления постановления о назначении наркологической экспертизы.

30. Особенности выявления следователем алкогольных и наркотических психозов их экспертная оценка.

31. Шизофрения и ее экспертная оценка.

32. Маниакально-депрессивный психоз его экспертная оценка.

33. Эпилепсия и ее экспертная оценка.

34. Психопатия и ее экспертная оценка.


Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

2.1.Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

Судебная психиатрия, как и любая наука, представляет собой систему понятий, которые раскрывают содержание категорий, определений и терминов, изучаемой данной наукой. Поэтому при изучении курса важнейшая роль отводится понятийному аппарату, который должен быть понимаем максимально однозначно.

С самых первых занятий следует воспитывать у студентов уважение к тексту закона. Вместе с тем требовать и поощрять богатство и образность речи. Представляется целесообразным такая структура изложения дисциплины, при которой сочетается теоретическое осмысление материала, выработка практических навыков в самостоятельной работе студентов.

Изучение курса судебной психиатрии предполагается как на аудиторных занятиях (лекции, семинары), так и во время самостоятельной работы студентов.

На лекциях излагаются основные теоретические вопросы судебной психиатрии. На семинарских занятиях закрепляются полученные теоретические знания, а также прорабатываются теоретические и практические вопросы, не рассмотренные в ходе лекции. Работа завершается подготовкой рефератов, докладам по соответствующим темам. Итоговым контролем является зачет.

При подготовке к семинарским занятиям студенты используют «Учебно-методические материалы по судебной психиатрии», разработанные кафедрой. В планах семинарских занятий указаны вопросы, выносимые на семинар, приводится перечень нормативных материалов, список научной литературы, даны методические рекомендации по подготовке к занятиям, а также содержатся вопросы, выносимые на зачет.

Преподаватель может давать наиболее подготовленным студентам темы для рефератов (докладов), которые затем зачитываются в ходе семинарских занятий.
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса

При изучении темы – «Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных». Необходимо обратить особое внимание на общественную опасность психически больных и мотивацию их деяний. Основания для применения принудительных мер медицинского характера, их цели и задачи, принципы и особенности, виды и методы. Правовые основы принудительного лечения душевнобольных, регулирующие организацию принудительного лечения и иных мер медицинского характера в психиатрических учреждениях.
2.3. Рекомендации по работе с литературой

Опыт преподавания судебной психиатрии позволяет рекомендовать студентам при изучении дисциплины использовать, прежде всего академические курсы и современные учебники и монографии по судебной медицине, а также тексты лекций, в которых наиболее полно и системно изложена тематика.

Кафедра рекомендует также использовать научно-практические комментарии, а также монографическую литературу. Процесс становления юриста и его профессиональное правосознание неприемлемо предполагает включение в качестве конструктивного элемента, классического наследия. Поэтому кафедра рекомендует работы В.Н. Волков, Т.Б. Дмитриева, М.В. Коркина, В.П. Котова, И.П. Кудрявцева и других авторов.

2.4. рекомендации по решению тестов

Для каждого вопроса или незаконченного утверждения правильными являются ОДИН или НЕСКОЛЬКО

ответов.

ВЫБЕРИТЕ:



А А


В В


С С


Д Д


Е Е

Если верно 1, 2, 3


ве если верно

Если верно 1, 3 если верно

1, 3



Если верно 2, 4 если верно

2, 4



Если верно 4 если верно

4


Если верно1, 2, 3, 4 все верно



2.5. Советы по подготовке к зачету
Перед тем, как непосредственно приступить к подготовке, необходимо получить все необходимые материалы на кафедре. Это может быть программа курса и приложенные вопросы к зачету. После этого необходимо найти соответствующую литературу. По возможности нужно выбирать наиболее полные издания, где освещены все вопросы, выносимые на зачет с учетом всех изменений и дополнений в законодательстве.

После этого необходимо рассчитать время, отведенное на изучение данного курса. Время должно быть рассчитано так, чтобы за день до зачета студент изучил последнюю проблему.



Раздел 3: Материалы тестовой системы по темам лекций

Там, где перечень предлагаемых ответов к задаче приведен в буквах, то выбирается только один наиболее правильный ответ (записать букву).

1. Мнимое восприятие отдельных звуков или шумов носит название:

а. Псевдогаллюцинации

б. Акоазмы

с. Иллюзии

д. Парейдолии

е. Ни одно из перечисленного

2. Гипестезия свойственна:

а. Делирию

б.Оглушению

с. Ипохондрии

д. Тревоге

е. Ни одному из перечисленного

3. Тактильные галлюцинации свойственны:

а. Алкогольному галлюцинозу

б. Белой горячке

с. Корсаковскому психозу

д. Всем перечисленным психозам

е. Ни одному из них


  1. Идеи, не соответствующие действительности, не поддающиеся коррекции, возникающие на патологической почве, называются:

1 . Сверхценными

2. Доминирующими

3. Навязчивыми

4. Бредовыми

5. Оперирование фразами, не связанными между собой, называется мышлением:

1. Обстоятельным

2. Символическим

3. Бредовым

4. Бессвязным

6. Обстоятельность мышления может встречаться у больных:


1. С паранойяльной психопатией

2. Истерической психопатией

3. Эпилепсией

4. Реактивной депрессией



  1. Дисфорией называется:

а. Тоскливо-злобное настроение

б. Эмоциональная неустойчивость

с. Угасание высших чувств, при сохранности низших эмоций

д. Все выше перечисленное

е. Ни одно из названных нарушений


  1. Критерии маниакального синдрома:

1. Гипермнезия

2. Повышенная двигательная активность

3. Неустойчивость внимания

4. Ускоренное мышление



  1. Мнительное непонимание больным ситуации и (или) своего состояния наблюдается при:

1. Эмоциональной тупости

2. Болезненной психической анестезии

3. Парциальном слабоумии

4. Растерянности



  1. Признаком кататонического синдрома является:

а. Каталепсия

б. Криптомнезии

с. Ментизм

д. Все выше перечисленные признаки

е. Ни один из перечисленных признаков

11. Признаками истерического возбуждения являются:


1. Выразительность

2. Театральность

3. Утрированность

4. Сужение сознания



  1. Синдром Корсакова включает следующие симптомы:

  1. Амбивалентность

2. Фиксационная амнезия

  1. Автоматизм идеаторный

4. Конфабуляции

  1. Амнестические расстройства свойственны:

а. Алкогольному галлюцинозу

б. Алкогольному параноиду

с. Алкогольному бреду ревности

д. Всем перечисленным психозам

е. Ни одному из них

14. В продроме делириозного состояния наблюдаются:

1. Галлюцинации

2. Образный ментизм

3. Автоматизмы

4. Иллюзии



  1. При сумеречном помрачении сознания отмечаются:

1. Бред

2. Автоматизированная деятельность

3. Устрашающие галлюцинации

4. Амнезия



  1. Речевой контакт невозможен с больным в состоянии:

1. Сопора

  1. Ступора

  2. Комы

4. Оглушения

  1. К формам нарушенного сознания относится:

а. Обнубиляция

б. Ментизм

с. Абулия

д. Мутизм

е. Ни одно из названных расстройств


  1. При шизофрении бывает нарушение сознания в виде:

а. Оглушения

б. Сопора

с. Делирия

е. Ни одно из перечисленного

19. Для синдрома Кандинского-Клерамбо характерным является бред:

а. Мегаломанический

б. Резидуальный

с. Самообвинения

д. Воздействия

е. Ни один из перечисленных видов бреда



  1. Облигатными признаками маниакального синдрома являются:

1. Усиление желаний, влечений

2. Склонность к переоценке своих возможностей

3. Речедвигательное возбуждение

4. Яркость восприятия окружающего



  1. Апатическому синдрому свойственны:

а. Болезненная психическая анестезия

б. Эмоциональное отупение

с. Оглушение

д. Дереализация

е. Ни один из названных признаков

22. Признаками истерического возбуждения являются:



  1. Выразительность

  2. Театральность

  3. Утрированность

  4. Нарушение сознания

  1. Укажите признаки сенильного слабоумия:

  1. Изменения личности

2. Отсутствие сознания болезни

3. Некритичность

4. Прогрессирующая амнезия


  1. Больные опасны для себя и окружающих при:

1. Аменции

  1. При сумеречном состоянии сознания

  2. При онейроиде

4. При делирии

25. Искаженное восприятие реального объекта - это:



  1. Галлюцинации

  2. Иллюзии

  3. Псевдогаллюцинации

  4. Дереализация

Раздел 4: Словарь основных терминов (глоссарий)
АБСТИНЕНЦИЯ Болезненное состояние, возникающее в период воздержания от приема привычного наркотика, характеризуется комплексом физических и психических расстройств.

АВТОМАТИЗМ Поведение, не зависящее от сознательной воли субъекта.

АГГРАВАЦИЯ Произвольное усиление, преувеличение болезненных признаков.

АДЕКВАТНО Соответственно

АМНЕЗИЯ Провал в памяти

АНАМНЕЗ История возникновения и течения заболевания



АСТЕНИЯ Слабость, разбитость, упадок сил

АУРА Предвестник эпилептического припадка, выражается в различных болезненных ощущениях или нарушениях восприятия, за которыми следует потеря сознания и собственно припадок



АУТИЗМ Уход в мир собственных переживаний, болезненная отгороженность от окружающего мира

АФФЕКТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ Эмоциональный взрыв. Возникает в ответ на воздействие внутренних или внешних, чаще всего чрезвычайных факторов. При совершении правонарушения является смягчающим вину обстоятельством.

АФФЕКТ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ Отличается от физиологического аффекта помрачнением сознания по сумеречному типу. При совершении правонарушения является исключающим вину обстоятельством

БРЕД Ложное умозаключение, ошибка суждения, логики, не поддающееся никаким разубеждениям ошибочное истолкование действительности. Наличие бреда является несомненным признаком психического заболевания.



БРЕД РЕЗИДУАЛЬНЫЙ Остаточные явления бредовых идей в период улучшения состояния. Характеризуется неполной критикой к перенесенному болезненному состоянию.

БУЛИМИЯ Чрезмерное повышение аппетита, обжорство

ВНУШАЕМОСТЬ ПОВЫШЕННАЯ Повышенная податливость постороннему влиянию

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ Ложное восприятие реально несуществующего раздражителя

ГАЛЛЮЦИНОЗ Стойкие слуховые галлюцинации

ГЕНУИННЫЙ Наследственный



ГИДРОЦЕФАЛИЯ Водянка головного мозга

ГИПНОЗ Сноподобное состояние сознания с наличием дежурного сторожевого пункта

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ Половое влечение к лицам одноименного пола (см. педерастия).

ДВОЙНАЯ ОРИЕНТИРОВКА Убежденность заболевшего в том, что он одновременно находится в двух местах; например, в исправительно-трудовом учреждении и одновременно в трамвае; например; в трамвае или одновременно в космическом корабле и в больнице и т.п.

ДЕБИЛЬНОСТЬ Самая легкая степень олигофрении (врожденного умственного недоразвития

ДЕГРАДАЦИЯ Снижение

ДЕЗОРИЕНТИРОВКА Неспособность заболевшего правильно ориентироваться в окружающей обстановке, во времени или в собственной личности.

ДЕЛИРИЙ Синдром расстроенного сознания, характеризуется устрашающими зрительными и слуховыми галлюцинациями (звери, насекомые, черти и т.д.)



ДЕМЕНЦИЯ Слабоумие, приобретенное в процессе болезни.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ Расстройства. Ощущения собственного «Я», сопровождающееся переживанием чуждости, фальшивости собственных мыслей, чувств, действий.

ДЕПРЕССИЯ Тоскливое, угнетенное, подавленное настроение, сопровождаемое мыслями о смерти

ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ Нарушение ощущения реальности внешнего мира.

ДЕФЕКТ Изъян, выпадание функций, недостаток

ДИЗАРТРИЯ Затрудненная, смазанная речь.

ДИПЛОПИЯ Удвоение окружающих предметов

ДИСМОРФОМАНИЯ Болезненное представление о своем мнимом уродстве.



ДИСПЛАСТИЧЕСКИЙ Непропорционально и негармонично сложенный

ДИССИМУЛЯЦИЯ Стремление скрыть свою болезнь

ДИСФОРИЯ Приступообразно, возникающаяе раздражительность, злобность, гневливость

ИДИОТИЯ Самая глубокая степень олигофрении(врожденного умственного недоразвития).

ИЛЛЮЗИЯ Искаженное, ошибочное, обманчивое восприятие реального раздражителя



ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ Средняя степень олигофрении (врожденного умственного недоразвития ).

ИМПЕРАТИВНЫЙ Повелительный, приказывающий

ИМПУЛЬСИВНЫЙ Внезапный, немотивированный

ИНВОЛЮЦИОННЫЙ Предстарческий

ИНИЦИАЛЬНЫЙ Период заболевания-начальный период развития болезни

ИНСУЛЬТ Кровоизлияние в мозг, влекущее за собой выпадание первичных функций



ИНТОКСИКАЦИЯ Отравление

ИНФАНТИЛИЗМ Психофизическое отставание в развитии



ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ Мнительный, высказывающий бесчисленные жалобы на разные болезненные ощущения, часто не существующие в действительности

ИСХОД ЗАБОЛЕВАНИЯ Состояние полного или неполного выздоровления

КАТАМНЕЗ Данные о дальнейшем состоянии больного после выписки из больницы.

КВЕРУЛЯНТ Лицо, обнаруживающее страсть к тяжбам, жалобам.

КЛЕПТОМАНИЯ Импульсивное влечение к кражам предметов, обычно не представляющих ценности

КЛОНИЧЕСКИЙ Клонические судороги - быстро следующие одна за другой судороги мышц, имеющие ритмический характер

КОМА Самая глубокая степень помрачения сознания.



КОНФАБУЛЯЦИЯ Грубые нарушения памяти в форме вымослов

КОПРОЛАЛИЯ Нецензурная брань

КРИЗ Внезапный приступ (например, гипертонический криз).

КРИТИКА Критика психического заболевания- способность больного адекватно, правильно, точно понимать свое состояние. Отсюда выражения: сохранность критики: снижение критики: отсутствие критики заболевания.

ЛАБИЛЬНЫЙ Неустойчивый, колеблющийся (лабильное настроение, лабильный пульс)

МАЗОХИЗМ Половое извращение

МАКРОЦЕФАЛИЯ Врожденное заболевание мозга, характеризующееся увеличенными размерами черепа( например, водянка головного мозга)

МАНЕРНОСТЬ Вычурное, нелепое поведение с наличием неестественных жестов и мимики. Часто наблюдается у больных шизофренией.

МАНИКАЛЬНЫЙ Возбужденный, в повышенно-веселом настроении.

МАНИФЕСТНЫЙ ПЕРИОД ЗАБОЛЕВАНИЯ Период расцвета, разгара, максимального усложнения болезни.

МАРАЗМ Психо-физический распад.



МЕЛАНХОЛИК Вариант темперамента. Это слабый тип высшей нервной деятельности. Для него характерна мрачная настроенность, пугливость и суетливость, постоянные опасения.

МЕНИНГИТ Воспаление оболочек мозга

МЕНТИЗМ Наплыв бесцельных мыслей, возникающих помимо желания.

МИКРОЦЕФАЛИЯ Врожденное недоразвитие мозга, характеризующееся малыми размерами черепа.

МУТИЗМ Немота при сохранности понимания речи окружающих.

НАВЯЗЧИВОЕ СОСТОЯНИЕ Возникающие, помимо желания заболевшего, мысли, страхи, действия при полном понимании и критическом отношении к ним со стороны заболевшего.

НЕАДЕКВАТНОСТЬ Несоответствие происходящему (например, неадекватная мимика, неадекватное поведение).



НЕВРАСТЕНИЯ Состояние нервной слабости, являющееся следствием истощения нервной системы.

НЕВРОЗ Обратимое функциональное заболевание нервной системы психогенного происхождения.

НЕГАТИВИЗМ Противодействие, стремление сопротивляться всяким внешним воздействиям.

НЕГАТИВНАЯ СИМПТОМАТИКА(дефицитарная, минус-симптоматика)- стойкое выпадение, утрата, поломка психических функций. Сюда относятся выпадение памяти, слабоумие, деградация и др.

НЕЙРОН Нервная клетка

НЕОЛОГИЗМ Новое слово, языковое новшество, появляющееся в речи.

НЭ Наркологическая экспертиза

ОБРАТНОЕ РАЗВИТИЕ Затухание, редуцирование болезненного процесса



ОБСЕССИИ Навязчивости

ОГЛУШЕННОСТЬ Расстройство сознания, при котором воспринимаются только сильные раздражители, темп психических процессов замедляется

ОЛИГОФРЕНИЯ Врожденное малоумие (слабоумие)

ОНЕЙРОИД Фантастически-бредовое помрачнение сознания, характеризуется наплывами ярких зрительных псевдогаллюцинаций фантастического или сказочного содержания (например, гибель или возникновение мира, космические путешествия и катастрофы, атомные войны, фантастические города и т.п.). Онейроид сопровождается двойной ориентировкой. Память о пережитом сохраняется.

ПАРАНОЯ Хроническое психическое заболевание; характеризуется навязчивыми бредовыми идеями



ПАРАЛИЧ Полная потеря движения

ПАРЕЗ Неполный паралич

ПАРКИНСОНИЗМ Мышечная скованность и дрожание

ПАТОГЕНЕЗ Возникновение и развитие заболевания

ПАТРОНАЖ Призрение, присмотр, уход за больным в семье

ПЕДЕРАСТИЯ Влечение к совершению полового акта с лицами того же пола (см. гомосексуализм).

ПЕДОФИЛИЯ Половое влечение к детям

ПЕРВЕРСИЯ Извращение (например, половая перверсия).



ПЕРСЕВЕРАЦИЯ Склонность больного к стереотипному повторению одних и тех же слов, фраз или действий

ПИРОМАНИЯ Патологическое стремление к поджогам



ПОЗИТИВНАЯ СИПТОМАТИКА(продуктивная, плюс-сиптоматика) Приобретение, прибавка вследствие болезни новых качеств психики. Сюда относятся галлюцинации, бред, навязчивость, сверхценные идеи и др.

ПРЕСЕНИЛЬНЫЙ Предстарческий.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ Движущийся вперед ( о заболеваниях, носящих характер процесса; например шизофрения, эпилепсия).

ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИИ Галлюцинации, которые проецируются «внутри головы», видятся или слышатся «мысленно».



ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИЯ Ложные воспоминания в форме переноса событий из прошлого в настоящее

ПСИХОГЕННЫЙ Возникающий под влиянием психической травмы



ПСИХОЗ Резкая форма нарушения психической деятельности, сопровождающаяся обманами чувств и ошибками суждений.

ПСИХОПАТИЯ Патологическое состояние. Характеризующееся дисгармоничностью психического склада личности, аномалия развития характера

ПСИХОТЕРАПИЯ Лечение разъяснением, убеждением, внушением.

ПУЭРИЛИЗМ Детскость поведения. Проявляется в речи, моторике, эмоциональных реакциях

РАЗОРВАННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ Мышление, лишенное целенаправленности, смысла и внутренней связи.

РЕАДАПТАЦИЯ Возвращение заболевшего к трудовой жизни



РЕАКТИВНОЕ (психогенное) СОСТОЯНИЕ Болезненное состояние, вызванное психическими переживаниями.

РЕЗИДУАЛЬНЫЙ БРЕД Остаточный бред

РЕЗОНЕРСТВО Бесплодное мудрствование, бессодержательное и бесцельное рассуждательство, не приводящее к познанию истины, а скорее запутывающее вопрос

РЕМИССИЯ Временное улучшение в состоянии больного. Может длиться годами и даже десятками лет.

РЕФЛЕКС ХОБОТКА Вытягивание губ больного вперед в форме трубочки в ответ на прикосновение губ.

РЕЦИДИВ Обострение болезни после периода временного улучшения состояния (ремиссии).

САДИЗМ Половое извращение, сводящееся к получению полового удовлетворения от причинения другому лицу физической боли. Мучений, унижения.

САНГВИНИК Вариант темперамента. Это сильный уравновешенный, подвижный тип нервной системы



СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ Идеи, определяющие общее поведение лица, подчиняющие себе это лицо

СЕНИЛЬНЫЙ Старческий



СИМПТОМ Одно из проявлений болезни

СИМУЛЯЦИЯ Искусственное воспроизведение симптомов якобы имеющей место болезни

СИНДРОМ Совокупность взаимосвязанных симптомов.

СОДОМИЯ Скотоложество

СОМАТИЧЕСКИЙ Физический

СОМНАМБУЛИЗМ Снохождение



СПЭК Судебно-психиатрическая экспертиза

СПЭ Судебно-психологическая экспертиза

СТАТУС ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ Ряд эпилептических припадков, следующих один за другим без прояснения сознания. В случае отсутствия медицинской помощи часто заканчивается смертью.

СТЕНИЧНЫЙ Волевой, сильный, энергичный

СТЕРЕОТИПИЯ Однообразное, бессмысленное повторение отдельных движений, слов, фраз.



СТУПОР Обездвиженность, длительное застывание в состоянии полной неподвижности

СУИЦИДАЛЬНЫЙ Склонный к самоубийству

СУХОТКА СПИННОГО МОЗГА Сифилис спинного мозга

ТИК Непроизвольное подергивание мышц лица.

ТРАНС Состояние нарушенного сознания, обычно психогенного происхождения (чаще всего у истерических лиц или под влиянием гипнотического внушения).

ТРЕМОР Дрожание

ТОКСИЧЕСКИЙ Ядовитый, связанный с отравлением организма

ТОНИЧЕСКИЕ СУДОРОГИ Длительные судорожные напряжения мышц

ФАЗА Приступ циркулярного психоза

ФЕТИШИЗМ Половое извращение с направленностью на отдельные части тела или одежды лица противоположного пола



ФОБИИ Страхи, опасения навязчивого характера

ФРИГИДНОСТЬ Половая холодность (чаще у женщин), отсутствие либидо и оргазма, т.е. отсутствие влечения к половой жизни и удовлетворения от нее

ХАРАКТЕР Сочетание психических свойств, определяющих структуру личности, образуется в течение жизни на фоне определенного темперамента

ХОЛЕРИК Вариант темперамента- сильный подвижный, безудержный тип нервной системы. Крайний вариант - гипертимические психопаты

ЦИКЛОТИМИЯ Легкая форма маниакально-депрессивного психоза без бреда и суицидальных мыслей

ЦИРКУЛЯРНЫЙ ПСИХОЗ (маниакально-депрессивный /психоз/) Заболевание, в течение которого имеет место смена депрессивных и маниакальных фраз

ШУБ Приступ

ЭЙФОРИЯ Неадекватно повышенное веселое, счастливое настроение, немотивированное благодушие, не соответствующее тяжести болезненного процесса

ЭКВИВАЛЕНТ Временное расстройство душевной деятельности у эпилептика, заменяет судорожный припадок

ЭКЗОГЕНИЯ Заболевание , вызванное внешними причинами

ЭКЗОЦЕРБАЦИЯ Обострения

ЭКСГИБИЦИАНИЗМ Половое извращение-получение удовлетворения от демонстрации своих половых органов

ЭМОЦИЯ Чувство, переживание. Эмоции сдерживаются корой мозга

ЭНДОГЕНИЯ Заболевание, вызванное внутренними причинами закодированными в самом организме.

ЭНДОКРИНОПАТИИ Заболевания, связанные с нарушением функций желез внутренней секреции.

ЭНЦЕФАЛИТ Воспаление мозга

ЭНЦЕФАЛОПАТИИ Поражение мозга не воспалительной, а дегенеративной природы (токсические).

ЭНУРЕЗ Недержание мочи.

ЭПИКРИЗ Заключительная часть истории болезни, подводящая итог началу заболевания, видам обследования, лечения и конечному результату. В эпикризе допустимы психиатрические термины и трактовки.



ЭТИОЛОГИЯ Причина заболевания

ЭХОЛАЛИЯ Повторение слов за говорящим.

ЭХОПРАКСИЯ Автоматическое повторение чужих жестов, действий, поступков.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка