Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Иващенко В. И. Идентификационный номер: умкд. 8(33)-050100. 68-м в. Од. 2-2012



Сторінка1/5
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.82 Mb.
  1   2   3   4   5

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Разработчики: Иващенко В.И.

Идентификационный номер:

УМКД.8(33)-050100.68-М.2.В.ОД.2-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования

Лист из



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ




УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Сравнительное изучение цивилизаций


Направление - 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа - Национально - этническое образование

Форма подготовки очная

Школа педагогики

Кафедра философии и социально - гуманитарного образования

курс 2 семестр 4

лекции 8 час.

практические занятия 32 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 40 час.

самостоятельная работа 68 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет не предусмотрен

экзамен 4 семестр
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35).

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры философии и социально-гуманитарного образования «20» июня 2012 г. протокол № 14.

Заведующая кафедрой Леонидова В.В. 2012 г.

Составитель: к.и.н., доцент Иващенко В.И.



СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) 8

Тексты задания для самостоятельной работы 41

Прочитайте и проанализируйте статьи И.Я. Яковенко и Б.М. Парамонова. Напишите эссе, в котором выразите свое отношение к излагаемым данными авторами позициям, а также сформулируйте и аргументируйте свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. 41

Эссе выполняется в печатном виде, текст набирается шрифтом Times New Roman, через полуторный интервал, выравнивание по ширине, поля по 2,5 с каждой стороны. Объем эссе - не менее 7 страниц. 41

http://www.novayagazeta.ru/arts/51633.html Яковенко, И.Г. Что делать? / И.Г. Яковенко // Новая газета. - 16 марта 2012. - № 29. 41

Что делать? 41

 Разрушение синкрезиса и проблемы образования 62

 Общесоциальные процессы 68

В такой ситуации новые ценности будут закрепляться намертво, поскольку за ними встают задавленные изживаемой культурой инстинкты и устремления, органичные человеку. Самая жесткая борьба приверженцев старого и нового в данном случае — самый короткий и наиболее надежный путь инверсии, закрепляющей новую установку. Следование изживаемым ценностям должно быть связано со смертельной опасностью. 70

Сведения об авторе 70




Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины

«Сравнительное изучение цивилизации»


Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительное изучение цивилизации» разработан для студентов очной формы обучения по направлению 050100.68 Педагогическое образование (магистерская программа Национально-этническое образование) в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Сравнительное изучение цивилизации» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетные единицы. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (8 ч.), практические занятия (32 ч.), самостоятельная работа (68 ч., в том числе 18 часов отводится на подготовку к экзамену). Дисциплина реализуется на 2 курсе в четвертом семестре.

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: теоретико-методологические проблемы сравнительного изучения цивилизаций; основные положения общей теории цивилизации; сравнительный анализ мировых цивилизаций Запада и Востока; роль и место России в истории мировых цивилизаций; диалог и взаимодействие культур и цивилизаций в глобализирующемся мире.

Дисциплина логически и содержательно связана с такими курсами как «Сравнительная культурология», «Культурная антропология».

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

рабочую учебную программу дисциплины;

конспекты лекций (разбитые по темам краткие конспекты лекций);

материалы для практических занятий (темы семинаров методическими указаниями);

материалы для организации самостоятельной работы (тексты заданий для самостоятельной работы, методические рекомендации по их выполнению);

контрольно-измерительные материалы;

список литературы (в том числе интернет-ресурсов);

глоссарий;

дополнительные материалы (электронная библиотека).

Достоинством данного УМКД является краткие конспекты лекций, раздел семинарских занятий с подробными вопросами и заданиями.


Автор-составитель учебно-методического комплекса

к.и.н., доцент кафедры философии

и социально-гуманитарного образования

Школы педагогики Иващенко В.И.

Зав. кафедрой философии

и социально-гуманитарного образования Леонидова В.В.


ABSTRACT


The teaching materials on the course “Comparative study of civilizations” are designed to train students of the 2 year in the “National-Ethnic Education” educational program. Field of study – 050100.68 “Pedagogical education”, qualification (degree) to be earned – Master of Arts in Pedagogical education. Full-time program. Language of the program – Russian. The teaching materials are written in Russian.

These teaching materials on the course are developed in accordance with the curriculum of the educational program under the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) 050100.68 “Pedagofical education” (Master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (January 14, 2010. № 35).

The content of the teaching materials on the course are based on modern science and educational practice and reflects the author's approach to the subject matter. The contents of the course covers the following issues: the theoretical and methodological problems of a comparative study of civilizations; the main provisions of the General theory of a civilization; the comparative analysis of world civilizations of East and West; Russia's role and a place in the history of world civilizations, a dialogue and an interaction of cultures and civilizations in the globalizing world.

The teaching materials on the course provide extensive use of active, creative and interactive lessons, combined with private study in order to create and develop the professional skills of the students.

The total number of the course’s credits – 3 credits (108 hours).

These teaching materials on the course include the following materials:



  1. Abstract;

  2. Course syllabus;

  3. Lectures notes;

  4. Materials for practical training lessons;

  5. Materials for students’ private study;

  6. Test and examination materials;

  7. Reading list;

  8. Glossary;

  9. Additional materials.

The advantage of this teaching materials is abstracts of lectures, the seminars section with practical assignments.
The authors and compilers of the educational and methodical complex:

PhD, associate professor of the Philosophy and

socio-humanitarian

education department of the FEFU Vitaliy Ivashenko
Head of the philosophy and socio-humanitarian

education department Vitalina Leonidova
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Сравнительное изучение цивилизаций
Направление - 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа - Национально - этническое образование

Форма подготовки очная

Школа педагогики

Кафедра философии и социально - гуманитарного образования

курс 2 семестр 4

лекции 8 час.

практические занятия 32 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 40 час.

самостоятельная работа 68 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет не предусмотрен

экзамен 4 семестр
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарного образования «20» июня 2012 г. протокол № 14.

Заведующая кафедрой Леонидова В.В. 2012 г.

Составитель: к.и.н., доцент Иващенко В.И.


I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «24» июня 2013 г. № 10

Заведующий кафедрой В.В. Леонидова
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ

Дисциплина предназначена для студентов 2 курса по направлению 050100.68 Педагогическое образование (магистерская программа Национально-этническое образование). Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла. Логически и содержательно - методически дисциплина связана с другими дисциплинами профессионального цикла (Сравнительная культурология, Мировая политика) и позволяет овладеть способами профессионального изучения цивилизационных процессов. Курс Сравнительное изучение цивилизаций позволяет освоить методологический фундамент, необходимый для проведения научно - исследовательской работы по теме магистерской диссертации, выполняемых магистрантами как правило в компаративистском ключе. Для изучения данного курса необходимы знания в объеме университетского курса по Культурологии, Истории и по дисциплине Сравнительная культурология.

Цель курса состоит в получение целостного представления о мировом цивилизационном процессе и его национально-культурных особенностях.

Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины:

способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

готовность работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).

способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19); готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

После освоения курса «Сравнительное изучение цивилизаций» студенты магистерской ступени обучения должны:

Знать:

основные закономерности мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций;

основные подходы к объяснению развития цивилизаций;

Уметь:

выявлять и объяснять специфику конкретной цивилизации;

сопоставлять различные типы цивилизаций;

Владеть:

методологией сравнительного и цивилизационного анализа.


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Тема 1. Теория цивилизации (2 ч.)

Понятие цивилизации. Специфика цивилизационного подхода. Теории цивилизаций.


Тема 2. Сравнительный анализ мировых цивилизаций Запада и Востока (2 ч.)

Классификация и сравнительное изучение цивилизаций. Европейская цивилизация. Факторы развития европейской цивилизации. Специфика европейской цивилизации. Процессы модернизации в западной цивилизации. Критика западоцентризма в теориях модернизации. Постиндустриальная цивилизация Запада. Критика западной цивилизации в трудах А.С. Панарина и А.Г. Дугина.

Цивилизации Дальнего Востока: Китай. Культурно-цивилизационная специфика Китая. Культ Конфуция и конфуцианства. Симбиоз конфуцианства, даосизма и буддизма и религиозный синкретизм в китайской культуре. Государство в Китае. Пути модернизации в Китае. Китайская цивилизация в глобальном мире.
Тема 3. Роль и место России в истории мировых цивилизаций (2 ч.)

Россия как локальная цивилизация. Восток и Запад в цивилизационном развитии России. Византизм как историческая основа формирования специфики российской цивилизации. Основные ценности и культурные паттерны российской цивилизации.

Перспективы российской цивилизации. Россия в глобальном мире. Россия и Китай: сравнительные аспекты цивилизационного развития. Россия и Запад.
Тема 4. Взаимодействие цивилизаций в глобализирующемся мире (2 ч.)

Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. Диалог цивилизаций. Столкновение цивилизаций. Мир-системный подход к цивилизационной глобализации.


II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Семинарские занятия (32 час.)
Занятие 1. Основные подходы к изучению феномена цивилизации

(8 ч.)

Идея цивилизации как конечной стадии прогрессивного развития человечества (Геродот, Тацит). Цивилизация в концепциях эволюционистов. Э. Тайлор. Л. Морган. Этноисторическая концепция цивилизаций. Локально-исторический подход к цивилизации. Мир-системный анализ. Концепция универсальной истории.


Занятие 2. Сравнительный анализ мировых цивилизаций Запада и Востока (8 ч.)

Основные подходы к сравнению цивилизаций. Классификация и сравнительное изучение цивилизаций. Европейская цивилизация. Факторы развития европейской цивилизации. Специфика европейской цивилизации. Процессы модернизации в западной цивилизации. Критика западоцентризма в теориях модернизации. Постиндустриальная цивилизация Запада.

Цивилизации Дальнего Востока: Китай. Культурно-цивилизационная специфика Китая. Культ Конфуция и конфуцианства. Симбиоз конфуцианства, даосизма и буддизма и религиозный синкретизм в китайской культуре. Государство в Китае. Пути модернизации в Китае. Китайская цивилизация в глобальном мире. Цивилизация Юго-Восточной Азии. Культурная специфика цивилизации Латинской Америки.
Занятие 3. Роль и место России в истории мировых цивилизаций (8 ч.)

Россия как локальная цивилизация. Восток и Запад в цивилизационном развитии России. Византизм как историческая основа формирования специфики российской цивилизации. Советское наследие в современной российской цивилизации. Основные ценности и культурные паттерны российской цивилизации.

Исторические попытки модернизации и трансформаций российского цивилизационного кода. Перспективы российской цивилизации. Россия в глобальном мире. Россия и Китай: сравнительные аспекты цивилизационного развития. Россия и Запад.
Занятие 4. Взаимодействие цивилизаций в глобализирующемся мире (8 ч.)

Феномен глобализации: проблемы и противоречия. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. Феномен вестернизации. Диалог цивилизаций. Столкновение цивилизаций.


III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Промежуточный контроль проводится в виде тестирования
Вопросы к экзамену

  1. Понятие «цивилизация».

  2. Структура цивилизации.

  3. Механизм смены цивилизаций.

  4. Становление цивилизационных теорий.

  5. Н. Данилевский о цивилизационном развитии человечества.

  6. О. Шпенглер и теория цивилизаций.

  7. Цивилизационная теория А. Тойнби.

  8. Осевая концепия К. Ясперса

  9. Вклад П. Сорокина в развитие теории цивилизаций.

  10. Концепция цивилизации в школе «Анналов».

  11. Концепция исторического процесса Ф.Броделя.

  12. Специфика мир-системного подхода к анализу цивилизации.

  13. Концепция современной мир-системы И.Валлерстайна.

  14. Альтернативные концепции мир-системы.

  15. Классификация и сравнительное изучение цивилизаций

  16. Классификация и сравнительное изучение цивилизаций.

  17. Европейская цивилизация. Факторы развития европейской цивилизации.

  18. Специфика европейской цивилизации.

  19. Процессы модернизации в западной цивилизации.

  20. Критика западоцентризма в теориях модернизации.

  21. Постиндустриальная цивилизация Запада.

  22. Критика западной цивилизации в трудах А.С. Панарина и А.Г. Дугина.

  23. Культурно-цивилизационная специфика Китая.

  24. Культ Конфуция и конфуцианства.

  25. Симбиоз конфуцианства, даосизма и буддизма и религиозный синкретизм в китайской культуре.

  26. Государство в Китае.

  27. Пути модернизации в Китае.

  28. Китайская цивилизация в глобальном мире.

  29. Россия как локальная цивилизация.

  30. Восток и Запад в цивилизационном развитии России.

  31. Византизм как историческая основа формирования специфики российской цивилизации.

  32. Советское наследие в современной российской цивилизации.

  33. Основные ценности и культурные паттерны российской цивилизации.

  34. Феномен глобализации: проблемы и противоречия.

  35. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. Феномен вестернизации.

  36. Диалог цивилизаций. Столкновение цивилизаций.


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

  1. История стран Европы и Америки в Новое время в 2-х ч., Ч. 1 ХV11 век: учебник для вузов / под ред. В.С. Бондарчука. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 352 с.

  2. История стран Европы и Америки в Новое время в 2-ух ч., Ч. 2 1700-1815 годы: учебник для вузов / под ред. В.С. Бондарчука. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.

  3. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c .

  4. Кузищин, В.И. История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / В.И. Кузищин, С. Кучера ; под ред. Кузищина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.

Дополнительная литература

  1. http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/165---l-------r.html Замятин, Д.Н. Россия и запад: Пространство и образ цивилизационных взаимодействий / Д.Н. Замятин // Россия и Запад: диалог культур. – 2010. – №1.

  2. http://www.bsu.by/Cache/pdf/373673.pdf Зеленков, А.И. Цивилизационная парадигма в современной социальной философии. Лекция 1 / А.И. Зеленков.

  3. http://www.rau.su/observer/N6_2011/017_032.pdf Штоль, В.В. Россия: многообразие цивилизаций и собственная цивилизационная проектность/ В.В. Штоль// Обозреватель. – 2011. –№6 – С. 17-32.

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=187797 Доброхотов, А.Л. Культурология: учеб. пособие / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. - М.: ИНФРА-М: ИД ФОРУМ, 2010. - 480 с.

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=154704 Лукашева, Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение / Е.А. Лукашева; Институт государства и права РАН. - М.: НОРМА, 2009. - 384 с.

  3. http://znanium.com/bookread.php?book=316335 Ячин, С.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С.Е. Ячин, Д.В. Конончук, А.В. Поповкин, М.Е. Буланенко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 324 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Сравнительное изучение цивилизаций»

050100.68 «Педагогическое образование»

Магистерская программа Национально - этническое образование

г. Уссурийск

2012


Лекция 1. Теория цивилизации (2 ч.)

План:

  1. Понятие цивилизации. Специфика цивилизационного подхода.

  2. Теории цивилизаций.

Понятие «цивилизация» было выдвинуто в середине XVIII века в рамках французского Просвещения. Просветители называли «цивилизованным» общество, устроенное на началах разума и справедливости.

В целом в XVIII – XIX веках в европейской мысли утвердилось четыре

основных подхода к трактовке цивилизации – 1) цивилизация как конечная стадия прогрессивного развития человечества; 2) цивилизация как определенный этап прогрессивного развития человечества; 3) этноисторическая концепция цивилизации; 4) локально-исторический подход к пониманию цивилизации.

Идея цивилизации как конечной стадии прогрессивного развития человечества была выдвинута еще в античности историками Геродотом и Тацитом.

В середине XIX века в Европе возникла наука о народах мира – этнология, – первым подходом в рамках которой являлся эволюционизм. Его сторонники, и прежде всего, Э.Тэйлор и Л.Морган, заимствовали разработанную в античности концепцию и подкрепили ее солидным этнографическим материалом о хозяйстве, культуре, социальной организации разных народов.

Ф.Энгельс, опиравшийся на идеи Л. Моргана, тоже являлся сторонником этой трактовки цивилизации.

Концепция цивилизации как определенного этапа прогрессивного развития близка первой концепции целым рядом идей – стадиальности истории, наличия универсальных законов исторического развития, верой в общественный прогресс, трактовкой национальных историй как частных случаев проявления универсальных закономерностей. Мировая история рассматривалась как прогрессивный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Разные народы быстрее или медленнее движутся по одной линии прогресса, а поскольку именно европейские народы являются воплощением прогресса, то их путь как бы задает направление общественного развития в целом. Возник европоцентризм, абсолютизировавший европейский путь развития как универсальный.

В XX столетии к этому ряду отчасти примыкают концепция «стадий экономического роста» У.Ростоу и концепция постиндустриального общества (Д.Белл, А.Тоффлер и другие).

Вместе с тем, накопленный богатый этнографический материал свидетельствовал об огромном разнообразии культур и традиций в неевропейском мире, что дало основание выдвинуть этноисторическую концепцию цивилизаций. Французский историк Ф.Гизо пытался устранить противоречие между культурно-историческим многообразием народов и идеей прогресса. Он полагал, что, с одной стороны, существуют культурные особенности народов, а, с другой стороны, имеет место цивилизация как прогресс человеческого рода в целом. С более радикальным воззрением выступил Т.Жуффруа, считавший, что у каждого народа – своя цивилизация. В XX веке сходные идеи сформулировал Л.Гумилев.

Локально-исторический подход к цивилизации зародился во второй половине XIX века. В его рамках цивилизации рассматриваются как качественно различные, уникальные, исторические, социокультурные образования, обладающие пространственно-временными границами. Такой подход содержится в концепции культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, концепции локальных культур О.Шпенглера и концепции локальных цивилизаций А.Тойнби, с именем которого в современных социальных науках, прежде всего, и связан этот подход. П. Сорокин развил концепцию культурных суперсистем как интегрированных «причинно-смысловых», ценностных социальных образований.

В XX веке локально-исторический подход получил дальнейшее развитие. Во-первых, это сделали историки школы «Анналов» – М.Блок, Л.Февр,Ф.Бродель, Ж.Дюби, Ж.Ле Гофф. Согласно М.Блоку, цивилизация представляет собой длительную фазу развития, конкретную историческую реальность, комплекс политических, социальных структур, экономических отношений, верований, взаимосвязанных и взаимозависимых «проявлений духа». По мнению Л. Февра, цивилизация есть равнодействующая материальных и духовных, интеллектуальных и религиозных сил, воздействующих в данный отрезок времени, в данной стране на сознание людей. По Ф.Броделю, цивилизация – это историческая реальность, существующая во «времени длительной протяженности».

Школа «Анналов», исключая Ф.Броделя, сосредоточила внимание на исследовании западноевропейской цивилизации эпохи Средних веков.

В целом концепция школы «Анналов» противоположна идее противопоставления культуры и цивилизации О. Шпенглером: у «анналистов» культура является главной характеристикой, определяющей специфику локальной цивилизации.

М.Блок и А.Тойнби были едины в том, что при исследовании смены цивилизаций необходимо исследовать и внутренние, и внешние факторы этого процесса. У А.Тойнби эта идея воплощается в понятиях внутреннего и внешнего пролетариата, а процесс разрушения цивилизации связывается, прежде всего, с военно-политическими процессами. М.Блок главным фактором считает изменения социокультурного комплекса цивилизации, который определяет ее об лик. Кроме того, М.Блок и Л.Февр не разделяли концепцию «вызовов» и «ответов», которые А.Тойнби рассматривал в качестве движущих сил развития цивилизации.

Отчасти близкое «Анналам» исследование предпринял Н.Элиас. Он проследил трансформацию психологических структур, привычек и манер людей западноевропейского общества, начиная с эпохи Средневековья и вплоть до нашего времени, показав связь этой трансформации с социальными и политическими изменениями, влияние этих процессов на становление форм поведения, считающихся ныне «цивилизованными» и «культурными». В целом Н.Элиас рассматривал «процесс цивилизации» как рост рационального самоконтроля человека.

Во-вторых, возможность сравнительного изучения цивилизаций была

реализована целым рядом представителей локально-исторического подхода к

цивилизации. У.Макнил, Ш.Айзенштадт, В.Каволис, Э.Шилз, Д.Хорд, М.Мелко и другие исследовали основания различных цивилизаций, их специфические социокультурные «коды», пространственную организацию в рамках модели «ядро – периферия», процессы динамики цивилизаций, в том числе их территориальную экспансию, проблемы модернизации цивилизаций в контексте преемственности с традицией, взаимодействие цивилизаций во времени и пространстве.

В целом в трудах историков школы «Анналов» и вышеупомянутых сторонников цивилизационного подхода, цивилизация рассматривается как сеть отношений между элементами и сферами социокультурной системы, ее центром и периферией. Такой подход приводит к необходимости выяснения и функций различных компонентов системы, и характера их взаимосвязи. Эти взаимосвязи могут рассматриваться как имеющие разную природу – экономическую, политическую, культурную, но так или иначе они создают определенную структуру общения и обмена, преодолевающую разобщенность индивидов, местную замкнутость.

Цивилизация в этой связи предстает одновременно как устроение общества на основе определенных принципов и как транснациональное, трансграничное образование, которое скрепляется воедино сверхлокальными, универсальными для данной цивилизации ценностями. Именно система ценностей в настоящее время рассматривается как главный фактор, определяющий специфику конкретной локальной цивилизации. На этом же основании происходит выделение Запада и Востока как специфических цивилизационных типов.



Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение цивилизации.

2. Раскройте смысл цивилизационного подхода.

3. Раскройте содержание основных цивилизационных концепций. Найдите сходства и различия в вариантах цивилизационной теории.



Литература:

  1. http://www.bsu.by/Cache/pdf/373673.pdf Зеленков, А.И. Цивилизационная парадигма в современной социальной философии. Лекция 1 / А.И. Зеленков.

  2. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c.(параграф 4).

  3. Кузищин, В.И. История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / В.И. Кузищин, С. Кучера; под ред. Кузищина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.


Лекция 2. Сравнительный анализ мировых цивилизаций Запада и Востока (2 ч.)

План:

1. Классификация и сравнительное изучение цивилизаций. Европейская цивилизация. Факторы развития европейской цивилизации. Специфика европейской цивилизации. Процессы модернизации в западной цивилизации. Критика западоцентризма в теориях модернизации. Постиндустриальная цивилизация Запада. Критика западной цивилизации в трудах А.С. Панарина и А.Г. Дугина.

2. Цивилизации Дальнего Востока: Китай. Культурно-цивилизационная специфика Китая. Исходные мировоззренческие модели и ментальные константы. Культ Конфуция и конфуцианства. Конфуцианство и даосизм. Симбиоз конфуцианства, даосизма и буддизма и религиозный синкретизм в китайской цивилизации. Государство в Китае. Культ Неба и культ императора. Циклы развития китайской государственности. Социальная иерархия, традиционный образ жизни и духовные ценности. Представление о Китае как «срединной империи» и об окружающих «варварах». Влияние китайской цивилизации на Японию, Корею, Юго-Восточную Азию.

Пути модернизации в Китае. Китайская цивилизация в глобальном мире.



Вопросы для самоконтроля:

1. Какими факторами был обусловлен процесс быстро развития европейской цивилизации?

2. В чем суть критики Запада Панариным А.С. и Дугиным А.Г. Согласны ли Вы с этой критикой? Почему?

3. Опишите специфику цивилизации Китая. Какими факторы повлияли на развитие Китая.

4. Какова роль китайской цивилизации в современном мире?

Литература:


  1. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c.

  2. Кузищин, В.И. История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / В.И. Кузищин, С. Кучера ; под ред. Кузищина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.

  3. http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/165---l-------r.html Замятин, Д.Н. Россия и запад: Пространство и образ цивилизационных взаимодействий / Д.Н. Замятин // Россия и Запад: диалог культур. – 2010. – №1.

  4. История стран Европы и Америки в Новое время в 2-х ч., Ч. 1 ХVII век: учебник для вузов / под ред. В.С. Бондарчука. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 352 с.

  5. История стран Европы и Америки в Новое время в 2-х ч., Ч. 2 1700-1815 годы: учебник для вузов / под ред. В.С. Бондарчука. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.


Лекция 3. Роль и место России в истории мировых цивилизаций (2 ч.)

План:

1. Россия как локальная цивилизация. В.Ф. Шаповалов о локально-культурной целостности России. Восток и Запад в цивилизационном развитии России: «восточные» и «западные» черты в российской цивилизации. Византизм как историческая основа формирования специфики российской цивилизации. Основные ценности и культурные паттерны российской цивилизации. Дискуссии о цивилизационном пути России: от славянофилов до А.Г. Дугина.

2. Перспективы российской цивилизации. Сценарии цивилизационного будущего России. Россия в глобальном мире. Последствия глобализации в России. Россия и Китай: сравнительные аспекты цивилизационного развития. Россия и Запад: цивилизационное противостояние или сотрудничество.

Вопросы для самоконтроля:

1. Согласны ли вы с определением В.Ф. Шаповаловым России в качестве локальной цивилизации? Насколько аргументирована его позиция?

2. Какие ценности российской цивилизации можно отнести к «восточным», а какие - к «западным»?

3. В чем смысл дискуссии о цивилизационном пути России? Имеет ли реальные основания эта дискуссия? Актуальна ли она сегодня?

4. Каковы перспективы российской цивилизации? Какие риски могут ожидать российскую цивилизацию в будущем?

Литература:


  1. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c.

  2. http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/165---l-------r.html Замятин, Д.Н. Россия и запад: Пространство и образ цивилизационных взаимодействий / Д.Н. Замятин // Россия и Запад: диалог культур. – 2010. – №1.

  3. http://ecsocman.hse.ru/data/360/537/1217/009Shapovalov.pdf Шаповалов, В.Ф. Как понять Россию? (Этюды о «российской экзотичности») / В.Ф. Шаповалов// Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 89-102.

  4. http://www.rau.su/observer/N6_2011/017_032.pdf Штоль, В.В. Россия: многообразие цивилизаций и собственная цивилизационная проектность/ В.В. Штоль// Обозреватель. – 2011. –№6 – С. 17-32.


Лекция 4. Взаимодействие цивилизаций в глобализирующемся мире (2 ч.)

План:

1. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. Процессы вестернизации, влияние Востока на цивилизации Запада. Диалог цивилизаций.

2. Столкновение цивилизаций: концепция С. Хантингтона.

3. Исламская цивилизация в глобальном мире: новый вызов цивилизационного развитию?



Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое вестернизация? Опишите ее признаки? Согласны ли вы с мнением о глобализации как скрытой вестернизации незападных культур?

2. В чем суть концепции С. Хантингтона?

Литература:

1. http://ecsocman.hse.ru/data/610/881/1216/007.IONIN.pdf Ионин, Л.Г. Консервативная геополитика и прогрессивная глобалистика / Л.Г. Ионин // Социологические исследования. – 1998. – № 10. – С. 34-43.

2. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c.

3. http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/165---l-------r.html Замятин, Д.Н. Россия и запад: Пространство и образ цивилизационных взаимодействий / Д.Н. Замятин // Россия и Запад: диалог культур. – 2010. – №1.

4. Хантингтон, С. Столкновение цивилизацй / С. Хантингтон. - М.: АСТ, 2003. - 603 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Сравнительное изучение цивилизаций»

050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа Национально - этническое образование

г. Уссурийск

2012


Семинарские занятия

Занятие 1. Основные подходы к изучению феномена цивилизации, с использованием методов активного обучения - интеллект карта

(8 ч.)

Идея цивилизации как конечной стадии прогрессивного развития человечества (Геродот, Тацит). Цивилизация в концепциях эволюционистов. Э. Тайлор. Л. Морган. Этноисторическая концепция цивилизаций. Локально-исторический подход к цивилизации. Мир-системный анализ. Концепция универсальной истории.



Методические указания к занятию с использованием активных методов обучения: интеллект-карта (6 часов аудиторных занятий с использованием интеллект-карты). Студенты самостоятельно готовят интеллект-карту по следующим вопросам, опираясь на объяснения преподавателя, а также на дидактические материалы из раздела «Дополнительные материалы»: Основные подходы к изучению цивилизации.

На занятии после вступительного слова преподавателя студенты используя интеллект-карту, раскрывают содержание вопросов плана.

После сообщений студентов преподаватель восполняет пробелы и неточности в ответах, задаёт дополнительные вопросы.

В конце занятия студенты должны сделать выводы по всей теме.



Вопросы для размышления:

На основе изученных подходов объясните смысл феномена цивилизации.



Литература:

  1. Зеленков, А.И. Цивилизационная парадигма в современной социальной философии. Лекция 1 / А.И. Зеленков.– Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/373673.pdf

  2. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c.(параграф 4).

  3. Кузищин, В.И. История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / В.И. Кузищин, С. Кучера ; под ред. Кузищина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.

  4. Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 256 с.

Первоисточники:

  1. Морган, Л. Древнее общество или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Морган Л. - Л.: Издательство народов севера, 1935. - 350 с.

  2. Тайлор Э. Первобытная культура: Пер. с англ / Э. Тайлор. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

  3. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории. Сборник: Пер. с англ. 2-е изд. / А. Тойнби. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 592 с.

  4. Шпенглер, О. Закат Европы. Закат Европы / Авт. вступит, статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов / О. Шпенглер. - Новосибирск: Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.

  5. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. - М.: «Книга», 1991. - 576 с.

  6. http://sbiblio.com/biblio/archive/valerstyn_analis Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайин. – СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с.

  7. http://sbiblio.com/biblio/archive/brodelБродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.: в 3 т. / Ф. Бродель. - М.: Наука, 1986.


Занятие 2. Сравнительный анализ мировых цивилизаций Запада и Востока (8 ч.)

Основные подходы к сравнению цивилизаций. Классификация и сравнительное изучение цивилизаций. Европейская цивилизация. Факторы развития европейской цивилизации. Специфика европейской цивилизации. Процессы модернизации в западной цивилизации. Критика западоцентризма в теориях модернизации. Постиндустриальная цивилизация Запада.

Цивилизации Дальнего Востока: Китай. Культурно-цивилизационная специфика Китая. Культ Конфуция и конфуцианства. Симбиоз конфуцианства, даосизма и буддизма и религиозный синкретизм в китайской культуре. Государство в Китае. Пути модернизации в Китае. Китайская цивилизация в глобальном мире. Цивилизация Юго-Восточной Азии. Культурная специфика цивилизации Латинской Америки.

Вопросы для размышления:

Обобщите основные черты восточного и западного культурно-цивилизационных типов. Как Вы думаете, чем являются эти типы: антагонистами, частями одного целого, независимыми локальными цивилизациями? Раскройте и аргументируйте свою точку зрения



Литература:

  1. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c.

  2. Кузищин, В.И. История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / В.И. Кузищин, С. Кучера ; под ред. Кузищина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.

  3. http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/165---l-------r.html Замятин, Д.Н. Россия и запад: Пространство и образ цивилизационных взаимодействий / Д.Н. Замятин // Россия и Запад: диалог культур. – 2010. – №1.

  4. История стран Европы и Америки в Новое время в 2-х ч., Ч. 1 ХVII век: учебник для вузов / под ред. В.С. Бондарчука. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 352 с.

  5. История стран Европы и Америки в Новое время в 2-х ч., Ч. 2 1700-1815 годы: учебник для вузов / под ред. В.С. Бондарчука. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.

Первоисточники:

  1. Шпенглер, О. Закат Европы. Закат Европы / Авт. вступит, статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов / О. Шпенглер. - Новосибирск: Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.

  2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. - М.: «Книга», 1991. - 576 с.

  3. http://sbiblio.com/biblio/archive/valerstyn_analis Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайин. – СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с.

  4. http://sbiblio.com/biblio/archive/brodelБродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.: в 3 т. / Ф. Бродель. - М.: Наука, 1986.


Занятие 3. Роль и место России в истории мировых цивилизаций, с использованием методов активного обучения - доклад в сопровождении слайд-презентации (8 ч.)

Россия как локальная цивилизация. Восток и Запад в цивилизационном развитии России. Византизм как историческая основа формирования специфики российской цивилизации. Советское наследие в современной российской цивилизации. Основные ценности и культурные паттерны российской цивилизации.

Исторические попытки модернизации и трансформаций российского цивилизационного кода. Перспективы российской цивилизации. Россия в глобальном мире. Россия и Китай: сравнительные аспекты цивилизационного развития. Россия и Запад.

Методические указания к занятию с использованием активных методов обучения: доклад в сопровождении слайд-презентации. Задание: подготовьте доклад-презентацию о специфике российской цивилизации. Доклад должен быть сделан в дискуссионном ключе и посвящен проблемам и противоречиям цивилизационного развития России. Доклад должен быть итогом изучения темы, представление доклада осуществляется на последних занятиях по данной теме (4 часа).

Литература:

1. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c.

2. http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/165---l-------r.html Замятин, Д.Н. Россия и запад: Пространство и образ цивилизационных взаимодействий / Д.Н. Замятин // Россия и Запад: диалог культур. – 2010. – №1.

3. http://ecsocman.hse.ru/data/360/537/1217/009Shapovalov.pdf Шаповалов, В.Ф. Как понять Россию? (Этюды о «российской экзотичности») / В.Ф. Шаповалов// Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 89-102.

4. http://www.rau.su/observer/N6_2011/017_032.pdf Штоль, В.В. Россия: многообразие цивилизаций и собственная цивилизационная проектность/ В.В. Штоль// Обозреватель. – 2011. –№6 – С. 17-32.

Первоисточники:

Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. - М.: «Книга», 1991. - 576 с.

Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. Панарин. - М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2003. - 542с.
Занятие 4. Взаимодействие цивилизаций в глобализирующемся мире (8 ч.)

Феномен глобализации: проблемы и противоречия. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. Феномен вестернизации. Диалог цивилизаций. Столкновение цивилизаций.



Вопросы:

Что такое глобализация?

Каковы основные точки зрения на это феномен?

Опишите основные эффекты глобализации.

Какую роль играют цивилизации в глобальном мире?

Можно ли говорить о формировании единой (универсальной) глобальной цивилизации?



Литература:

1. http://ecsocman.hse.ru/data/610/881/1216/007.IONIN.pdf Ионин, Л.Г. Консервативная геополитика и прогрессивная глобалистика / Л.Г. Ионин // Социологические исследования. – 1998. – № 10. – С. 34-43.

2. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – Изд. 5-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 928 c.

3. http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/165---l-------r.html Замятин, Д.Н. Россия и запад: Пространство и образ цивилизационных взаимодействий / Д.Н. Замятин // Россия и Запад: диалог культур. – 2010. – №1.



Первоисточники:

  1. Бергер, П., Хантингтон, С. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / П. Бергер, С. Хантингтон - M., 2004. - 300 с.

  2. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с.


Рекомендации по подготовке и проведению занятий с применением активных и интерактивных методов

Занятие по теме 1 проводится с применением интеллект-карты, которую студенты составляют самостоятельно и приносят на семинарское занятие. Определение интеллект-карты и принципы ее построения преподаватель должен объяснить на последнем лекционном занятии, предшествующем первому семинару.

Общий смысл интеллект-карты - схематическое изображение основных понятий курса или конспект текста в виде цветного рисунка (минимальный формат - A4) с подписями. В центр рисунка (как правило) помещается центральная идея или категория, которую Вы хотите раскрыть, и от центрального понятия отходят линии и схемы, определяющие и описывающее содержание изучаемого понятия.

Процедура построения интеллект-карты:

1. Лист следует расположить горизонтально. Чем он больше, тем лучше (минимум — A4).

2. В центре листа - образ всей проблемы/задачи/области знания.

3. От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви ветвятся на более тонкие ветви.

4. Ветви следует подписывать ключевыми словами, позволяющими вспомнить то или иное понятие (по одному ключевому слову на каждую линию). Лучше использовать печатные буквы.

5. Разные блоки информации стоит ограничивать с помощью линий.

6. Визуальная декорация разнообразна: форма, цвет (не менее трех), объём, шрифт, стрелки, значки.

7. Рисунки (образы) должны быть предельно ясными.

8. Слова следует располагать горизонтально.

9. Карта должна быть аккуратной, без пересечений, беспорядочной нумерации и нарушений иерархии ее составляющих.

В разделе учебно-методического комплекса «Дополнительные материалы» приведены примеры интеллект-карты.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «Сравнительное изучение цивилизаций»

050100.68 «Педагогическое образование»

Магистерская программа Национально - этническое образование

г. Уссурийск

2012


  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка