Учебно-методический комплекс дисциплины политические технологии: pr и реклама для студентов факультета журналистики



Скачати 269.25 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір269.25 Kb.
#8389
ТипУчебно-методический комплекс


Учебно-методический
комплекс дисциплины

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
PR И РЕКЛАМА


Для студентов факультета журналистики



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2008

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой рекламы
и связей с общественностью

С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. Т.Э. Гринберг




Учебно-методический комплекс дисциплины «Политические технологии: PR и реклама». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 16 с.

Подготовлен на факультете журналистики.

© Гринберг Т.Э., 2008



  1. ХАРАКТЕРИСТИКА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дисциплины

  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕнДАЦИИ
    ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс представлен циклом лекционных и семинарских занятий и включает в себя некоторые аспекты становления политических связей с общественностью и политической рекламы в России, освещение институциональной структуры политических коммуникаций, вопросов правового обеспечения, рассматривает природу связей с общественностью и рекламы как элемента системы маркетинговых коммуникаций в политической сфере. Значительное внимание уделяется функциям PR и рекламы в ходе планирования и организации избирательной кампании, имиджевым стратегиям в избирательных кампаниях, используемым коммуникационным инструментам, механизмам и технологиям. Основной упор делается на коммуникационные стратегии в политической кампании с рассмотрением различных типов обращений в СМИ, используемых в политических кампаниях, а также практике инициации информационных поводов, форм и методов непосредственной коммуникации с избирателями.

Главная цель курса – проанализировать проблемы Паблик Рилейшнз и рекламы в политической сфере и технологии организации избирательных кампаний, рассмотреть способы изучения избирательного рынка, методики конструирования имиджей политических лидеров и партий, коммуникативные стратегии в политической кампании.

Овладение материалами курса позволит студентам и слушателям профессионально строить свою работу в избирательной кампании.

Предполагается обретение слушателями навыков исследовательской работы с первоисточниками и библиографией, практических навыков в подготовке PR- и рекламных текстов политического характера, умения грамотно и квалифицированно организовать политическую кампанию, начиная с проведения маркетинговых исследований и заканчивая представлением «своего» кандидата аудитории. Изучение курса также может послужить отправной точкой углубленных теоретических исследований по данному вопросу.

Следует обратить внимание на то, что технологии политических паблик рилейшнз и рекламы – прикладная дисциплина, включающую положения теории коммуникаций, теорию PR- и рекламной коммуникаций, инструментальные и технологические методы планирования и организации политических кампаний. Многие положения этой дисциплины разработаны в ряде современных источников по связям с общественностью, политической рекламе и в прагматически-ориентированных работах практикующих специалистов в сфере политических коммуникаций. Однако большинство из них касаются только непосредственно приемов воздействия на избирателей, этапов избирательной кампании, современных политических технологий и не всегда четко структурированы и систематизированы. Поэтому важно научиться работать с первоисточниками, критически осмыслять предлагаемые зарубежными и отечественными исследователями наработки, постоянно осваивать текущую информацию, связанную с выборами и освещением избирательных кампаний в СМИ.

В лекционном курсе даны основные рекомендации по изучению дисциплины и рассмотрены наиболее сложные для понимания проблемы, неоднозначно трактуемые в литературе. Основное внимание следует уделить изучению разделов, посвященных исследованиям в политической кампании, системе маркетинговых коммуникаций в политической кампании, роли и месту связей с общественностью и рекламы в системе коммуникаций политического маркетинга, типам текстов политических PR и обращений политической рекламы.


  1. ПРОГРАММА

Тема 1. Становление политических связей с общественностью
и политической рекламы в современной России


Структура современного информационного рынка. Возникновение и становление рынка PR-услуг в России. Политический PR как одно из основных направлений «Паблик Рилейшнз» в России.

Особенности политической ситуации в России и их влияние на избирательные процессы. Краткий анализ российских избирательных кампаний 1990–2007 гг. Маркетинговые коммуникации в избирательных кампаниях, их динамика. Тенденции развития рынка политических PR в России и задачи политических консультантов и специалистов по связям с общественностью в области политического маркетинга.



Тема 2. Институциональная структура политических PR


Институциональная структура «Паблик Рилейшнз». Институты PR, ориентированные на оказание консультационных и организационных услуг в сфере политики. Профессиональные объединения PR-консультантов. Институты PR органов государственной власти и управления. PR-департаменты политических партий и объединений.

Тема 3. PR- и рекламная коммуникация в избирательной кампании


Политический маркетинг. Избирательный маркетинг. Основные понятия.

Система маркетинговых коммуникаций в политической сфере.

Сравнительный анализ составляющих комплекса маркетинговых коммуникаций.

«Паблик Рилейшнз» в системе маркетинговых коммуникаций в политических кампаниях.



Тема 4. Целевые аудитории политических коммуникаций


Органы государственной власти и управления как целевая аудитория PR.

Электоральное поле как объект коммуникационного воздействия. Факторы, формирующие политический выбор. Специфика электорального поведения. Идеологические установки. Политическая культура. Интерес к политике. Социальный статус, условия и характер труда, материальный и культурный уровень, пол, возраст, географические и религиозные различия как факторы, влияющие на выбор избирателей.

Взаимоотношения со СМИ в рамках избирательной кампании.

Тема 5. Планирование и организация избирательной кампании


Этапы планирования и организации избирательной кампании.

Оценка ситуации.

Ресурсы избирательной кампании. Информационные ресурсы выборных кампаний. Типы исследований общественного мнения. Формальные и неформальные, прямые и косвенные методы сбора информации. Методы количественных исследований: опросы общественного мнения (анкетирование, почтовый опрос, телефонный опрос онлайн-опрос, интервьюирование); наблюдение, метод контент-анализа. Качественные исследования: глубинное интервью и фокусированное групповое интервью. Предварительные исследования в избирательной кампании: исследование «пространства» (округа), на котором будет разворачиваться выборная кампания, исследования избирателей (общественного мнения), исследования СМИ, исследования кандидатов-оппонентов, исследование кандидата и команды, исследование прошлых выборов.

Финансовые ресурсы избирательной кампании. Административный ресурс.


Определение целей и их оценка. Типология целей кампании.


Определение контактных групп. Выбор электоральных сегментов (классификация характеристик электората, выбор целевых сегментов (аудитории) кандидата, определение целевых сегментов для расширения электорального ресурса).

Стратегическое планирование. Направления стратегического планирования. Факторы выбора стратегии. Основные стратегии, использующиеся в избирательных кампаниях.

Тактическое планирование. Выбор коммуникационных стратегий и технологий. Реализация кампании.

Оценка результатов. Оценочные исследования.



Тема 6. Имиджевые стратегии в избирательных кампаниях


Специфика и функции имиджа. Характерные особенности имиджа. Функции имиджа. Типология имиджей. Структурные составляющие политического имиджа. Персональные, социальные и символические характеристики. Характеристики, предпочтительные для российской аудитории.

Основные приемы построения политического имиджа. Определение требований аудитории (сегментов аудитории). Соотнесение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории. Отбор характеристик, востребованных электоратом. Выбор дополнительных характеристик, формулировка составляющих имиджа, перевод выбранных характеристик в разные знаковые контексты. Внесение коррективов с учетом предвыборной ситуации и устойчивости представлений о кандидате.

Имиджевые программы. Позиционирование. Рекомендации по выдвижению неизвестных кандидатов. Репозиционирование. Рекомендации по моделированию образа известных политиков. Снижение и восстановление имиджа. Эффективность имиджа.

Требования к программе. Рекомендации по поводу представления программы.



Тема 7. Дискредитационные технологии и способы противодействия им
в избирательной кампании


Типология мероприятий, направленных на снижение имиджа конкурента. Технологии, ориентированные на дезавуирование источника коммуникации. Снижение доверия к источнику. Нападение на источник. Подмена источника (слухи). Отождествление с источником – имитационная дезинформация: распространение агитационных материалов конкурента в ненадлежащих местах, выпуск материалов прямой рекламы, газет-двойников, интернет-сайтов, с точностью копирующих дизайн издания конкурента; некорректный, вызывающий раздражение и дезинформирующий избирателей директ-маркетинг; фальсификация предвыборных и сейл-промоутерских мероприятий конкурента, кампании от двери к двери, имитация угроз от имени конкурента.

Технологии, использующие манипуляцию содержанием сообщения. Трансформация информации (гиперболизация положительных качеств, «доведение позитива до абсурда»). Введение новой информации: анонимная дискредитация конкурента; приемы, вызывающие чувство страха по отношению к конкуренту; создание негативных ассоциаций в отношении конкурента (наклеивание ярлыков, перенос отрицательной оценки); распространение компрометирующих конкурента материалов, не соответствующих действительности; повышение популярности за счет представления кандидата как жертвы интриг конкурента.

Нарушение логических и временных связей между событиями и фактами: приемы «псевдологические выводы», «выборочный подбор информации».

Создание определенного информационного контекста: подбор окружающих фактов, поддерживающих информацию для усиления негативной; создание контраста; неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску; создание иллюзии общественного неодобрения.

Технологии «партизанской» и «фронтальной» атаки на конкурента. Стратегии восстановления имиджа. Технологии противодействия «партизанской» атаке. Превентивные меры: публикация ответов на неприятные вопросы, прививка («вакцинация») СМИ, демонстрация технологии, имитация действий, направленных против кандидата. Реакция на возникшую кризисную ситуацию: признание негатива, объяснение (создание своей версии), игнорирование негатива, прямое опровержение, нападение на источник негатива, контратака, управление восприятием информации (спинконтроль). Технологии отражения «фронтальной» атаки в публичном столкновении: снижение доверия избирателей к негативным сведениям о себе, перевод обвинения на оппонента, поправка, «прямое опровержение», «объяснение», использование контрдоводов.

Тема 8. Медиарилейшнз в политической кампании


Средства политической коммуникации. Каналы коммуникации.

Составление медиакарты в период избирательной кампании.

Типы PR-обращений в прессе.

Специфика телевизионной коммуникации. Общение в кадре. Формы телевизионной ПР-коммуникации в избирательной кампании. Выступления лидеров перед телеаудиторией. Речь политика в кадре. Требования к содержанию речи при выступлении на телевидении. Организация и методика проведения теледебатов. Практика телевизионных дебатов в России.


Интернет в политических кампаниях.




Тема 9. Полиграфическая политическая реклама


Выразительные средства полиграфической рекламы. Визуальный ряд. Требования к изображению в рекламе. Портрет как основа визуального ряда в политической полиграфической рекламе. Требования к рекламному фотопортрету. Графика в политической рекламе. Роль политических символов и эмблем. Цвет, шрифт, композиция, полиграфическое исполнение.

Текстовая информация в полиграфической политической рекламе. Слоган как основной элемент любого рекламного обращения. Политический призыв. Требования к лозунгам и призывам. Принципы формулировок. Личностный блок вербальной информации. Средства выражения (прямое выражение, цитирование, свидетельства знаменитостей). Биографические данные. Программный блок информации.

Политический плакат как жанр политической рекламы. Характерные особенности, требования, классификация, рекомендации по исполнению и использованию.

Политическая листовка. Типы листовок (проблемная, поддерживающая, сравнительная, негативная). Игровые формы в полиграфической политической рекламе.

Буклет, как жанр политической рекламы. Особенности. Рекомендации по организации материала в буклете и его оформлению.

Почтовые рекламные обращения как форма политической рекламы.



Тема 10. Жанры политической рекламы в прессе


Преимущества и недостатки трансляции рекламных обращений посредством периодических изданий.

Типы рекламных обращений в прессе: традиционные виды рекламной продукции, предназначенные для почтовой рассылки, раздачи, уличной коммуникации, размещенные на страницах газет и журналов, программные документы и выступления, рекламные обращения, основанные на традиционных газетно-журнальных жанрах.

Политическое объявление, плакат, листовка, рекламная фотография, политические программы и выступления, интервью как жанры политической рекламы в прессе.

Тема 11. Политическая реклама на телевидении


Структура телевизионного образа. Природные данные как основа визуального имиджа. Физиогномика, некоторые психологические аспекты восприятия черт лица. Взгляд. Составляющие взгляда, их влияние на восприятие и возможности корректировки посредством съемки. Мимика и жестикуляция как элементы невербальной коммуникации. Некоторые особенности восприятия мимики и жестов. Жесты-символы. Одежда политика. Рекомендации по выбору одежды и аксессуаров. Традиции. Одежда как способ передачи информации. Типы телевизионных обращений политической рекламы: ролики, видеоклипы, видеофильмы, рекламные телепередачи.

Тема 12. Стратегии непосредственной коммуникации с электоратом
в избирательной кампании


Предвыборные митинги, встречи с избирателями, кампании «из двери в дверь» как формы непосредственной коммуникации с избирателями.

Встречи с избирателями на специально организованных мероприятиях, по месту работы, по месту жительства, по месту интересов, «хождение в народ».

Митинги, собрания избирателей, поездки по округам. Особенности митинговой коммуникации. Рекомендации по проведению митингов.

Политическая речь. План политического выступления.

Кампания «от двери к двери». Правила ведения кампании «от двери к двери».



  1. Учебные задания к семинарским
    и практическим занятиям

Тема 1. Исследования ожиданий электората и текущих имиджей кандидатов в избирательной кампании (семинар)


  1. Ситуационный анализ политического пространства в выборах.

  2. Исследование электората в контексте ситуационного анализа.

  3. Исследование проблем, стоящих перед избирателями.

  4. Исследование электоральных ожиданий относительно идеального лидера.

  5. Исследование текущего имиджа кандидатов.

Литература

Амелин В.Н., Устименко С.В. Технология избирательной кампании. – М., 1993.

Березкина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. – СПб., 1997.

Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М., 2000.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М., 1999.

Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. – М., 1990.

Тема 2. Формирование политического имиджа на основании данных
ситуационного анализа
(семинар)


  1. Структура политического имиджа.

  2. Сопоставление результатов изучения ожиданий электората с результатами анализа текущего имиджа кандидатов.

  3. Формирование ядра имиджа.

  4. Формулировка дополнительных характеристик.

  5. Выбор каналов коммуникации и форм предъявления имиджевых характеристик целевым аудиториям.

  6. Планирование мероприятий кампании возвышения имиджа в кризисных ситуациях кампании.

Литература

Березкина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. – СПб., 1997.

Лисовский С.Ф. Политическая реклама. – М., 2001.

Политическое консультирование – М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999.



Попов Н.П. Индустрия образов – М., 1986.

Тема 3. Деловая игра «Теледебаты»


Творческое задание к деловой игре

На основе проведенных в группе мини-опросов общественного мнения и выявления основных проблем студентов, предпочтительных характеристик предполагаемого лидера группы и реальных имиджей студентов, выбранных в качестве кандидатов, студенты должны сформулировать имиджи лидеров, программы, тексты выступлений кандидатов и вопросов, интересующих «избирателей» и представителей СМИ.

ТРЕНИНГ-ИГРА «ТЕЛЕДЕБАТЫ»

В рамках программ интенсивной социально-психологической подготовки кандидатов на выборные должности, политических деятелей, осуществляемой многими консалтинговыми и PR-агентствами, разработаны различные формы обучения, в том числе тренинги публичных выступлений и ведения теледебатов.1 Предлагаемая схема достаточно полно отражает качества, которыми должны обладать участники дебатов и тот спектр умений и навыков, которыми они должны владеть.

В процессе тренинга с его участниками проигрываются все этапы подготовки и проведения теледебатов, анализируется поведение участников в их ходе. В задачи тренинга входит:


  • отработка модели устного выступления с четким и ясным изложением основных пунктов и положений предвыборной программы;

  • освоение умений и навыков аргументировано и доказательно отстаивать свою предвыборную программу;

  • приобретение умений и навыков ведения дискуссии;

  • освоение навыков поведения в условиях экстремальной игровой ситуации;

  • выработка умения задавать вопросы и отвечать на вопросы оппонентов.

Тренинг-игра строится следующим образом:
Роли участников игры

Модератор,

Помощник модератора,

Кандидаты,

Представители СМИ,

Представители общественности.



  • Модератор открывает теледебаты между «кандидатами». Он представляет «кандидатов» «представителям СМИ» и «представителям общественности».

  • Кандидаты в течение 10 минут излагают свою предвыборную программу.

  • В телестудии присутствуют «представители СМИ», которые по ходу теледебатов могут задавать «кандидатам» вопросы.

  • В студии также находятся «представители общественности». Они могут задавать вопросы, передав записки «модератору» или его «помощнику».

  • По окончании теледебатов «модератор» предлагает «представителям СМИ» и «представителям общественности» назвать наиболее популярного кандидата, который определяется путем открытого голосования.

  • На зачетном занятии на основе видеозаписи приглашенным психологом, практиком в сфере подготовки кандидатов к публичным выступлениям, преподавателем и студентами проводится сопоставление поставленных в ходе игры целей и полученных результатов, оценка выполнения своих функций участниками игры.

План игры


№ п/п

Этапы, эпизоды, действия

Время, мин

Промежуточный
результат

Основные роли

1

Презентация кандидатов

5

Включение в игровую ситуацию

Модератор

2

Выступление кандидатов с предвыборной платформой

20

Формирование установки на политическую платформу кандидатов

Кандидаты

3

Ответы кандидатов на вопросы

20

Формирование установки на личность кандидатов

Представители СМИ, представители общественности, кандидаты

4

Дискуссия

10

То же

кандидаты

5

Процедура голосования

5

Формирование способности объективно оценивать кандидата. Преодоление негативных психологических установок

«Представители СМИ», «Телезрители»

8

Подведение итогов

60

Оценка процедуры теледебатов, их результатов и имеющихся возможностей

Приглашенный психолог, приглашенный практик, преподаватель

Перед началом игры ее участники по своему желанию делятся на группы, определяющие «своего» лидера, который принимает участие в теледебатах.


Установки участникам игры:

Модератор

Вы – «модератор», перед Вами стоит задача на высоком профессиональном уровне провести теледебаты. У Вас есть опыт проведения подобных передач, и, тем не менее, вы испытываете волнение: как бы грамотно ни была организована передача, в ней всегда есть элемент стихийности, непредсказуемости. Вы, прежде всего, должны сформировать установку на успешное проведение теледебатов. Это создаст положительный эмоциональный настрой, мобилизует Вас на четкое выполнение своих обязанностей.

Вы должны четко осознать чувство ответственности за все происходящее в телестудии. Здесь Вы – главное действующее лицо. У Вас – и только у Вас – вся полнота власти, начиная от того, кому предоставить слово, и кончая тем, кого нужно удалить из студии, если этого потребует ситуация. Поэтому Вы должны предельно собраться, быть максимально внимательным, хладнокровным, чтобы в любой непредсказуемой ситуации, трезво оценив ее, принять единственно правильное решение. В теледебатах принимают участие представители различных групп, поэтому, хотя бы в общих чертах, Вы должны представлять себе, в чем суть каждой из них, в чем сходство, в чем отличие. Только в этом случае Вы сможете умело дирижировать всем спектром мнений и суждений, возникающих в ходе полемики и дискуссий. С первых минут Вашего появления в телестудии, Вы должны стремиться установить доброжелательные отношения с присутствующими: внимание, доброжелательная жестикуляция, улыбка, мимика.

Вы должны создать в телестудии нормальные, деловые отношения. Здесь требуется продемонстрировать знания, умения, навыки общения, а также и определенные организаторские способности.

Правила для модератора:


  1. нельзя допускать личной конфронтации участников;

  2. старайтесь требовать четкого и ясного изложения мыслей выступающих;

  3. необходимо строго следить за регламентом;

  4. очень важно сохранять полную беспристрастность ко всем участникам теледебатов;

  5. совершенно недопустим грубый, резкий тон, но в то же время нельзя позволять и развязную, панибратскую манеру общения с участниками;

  6. непозволительно поддаваться эмоциям.

Помощник модератора

Вы – Помощник модератора. На первый взгляд, кажется, что круг Ваших обязанностей весьма прозаичен: сбор записок, сортировка их и передача Ведущему журналисту, оказание ему иной необходимой помощи. Такая установка на роль не вызывает к ней особого интереса, но дело в том, что она не соответствует истинному положению дел. На Помощника возлагается не меньшая ответственность за проведение игры, чем на модератора. Помощник, в силу своих обязанностей, имеет возможность наблюдать за всем происходящим в телестудии. Он становится обладателем очень важной социально-психологической информации, используя которую, модератор может корректировать линию поведения в быстро меняющейся студийной ситуации.



Кандидаты

Вы – Кандидат. Вам предоставляется возможность выступить на телевидении и изложить свою программу. Вы прекрасно понимаете, что от этого выступления зависит очень многое в Вашей предвыборной кампании. Но дело осложняется тем, что вместе с Вами на телевидении будут и еще несколько кандидатов, каждый из которых выступит со своей программой, а значит, будет Вашим конкурентом, соперником. Что же Вам необходимо предпринять, какую линию поведения выработать, исходя из сложившейся ситуации?

В первую очередь, Вы должны поставить перед собой цель – выиграть поединок. Без настроя на победу Вы вряд ли сможете в дальнейшем вести предвыборную кампанию, ведь теледебаты – это лишь первый, хотя и значительный шаг к победе, а вся основная борьба – впереди.

Второй момент, который нужно учесть: следует тщательно подготовиться к выступлению с изложением своей программы. В психологическом плане это важно потому, что формируется первоначальный образ Кандидата, который потом изменить будет сложно.

К числу необходимых качеств Кандидата, прежде всего, относятся стиль и манера выступления. Как свидетельствует практика, более всего импонирует зрителям мягкая, интеллигентная, доброжелательная форма общения Кандидата со своими избирателями. Наоборот, со своими оппонентами нужно взаимодействовать достаточно жестко, но не выходя при этом, за рамки элементарных приличий.

Представители СМИ

Ваша задача – дать как можно более объективную информацию о кандидатах аудитории своих изданий и телепрограмм. Вы должны подготовить вопросы, наиболее интересные и актуальные для избирателей. Но вам необходимо поддержать динамику дебатов, отразить столкновение мнений кандидатов, показать различия в их программах, вскрыть используемые ими манипулятивные приемы, раскрыть личности кандидатов для того, чтобы избиратели получили наиболее полное представление о них. Вы задаете информационные (для сбора сведений, которые необходимы для составления представления о чем-либо), ознакомительные (для выявления мнения собеседника по рассматриваемому вопросу), направляющие (для направления отвечающего в необходимое вам русло), провокационные (с целью установить, чего в действительности хочет кандидат, бросить вызов), встречные (направленные на постепенное сужение разговора) и другие вопросы.



Представители общественности

Вы приглашены в телестудию принять участие в теледебатах. Вы – сторонник одного из кандидатов и намерены оказать ему всяческую поддержку. Вы стараетесь найти среди присутствующих единомышленников и создать группу поддержки своему кандидату. Если этого сделать не удалось, Вы проводите свою собственную линию поведения: всеми имеющимися у Вас средствами поддерживаете своего кандидата (задаете благоприятные вопросы, аплодируете и т. д.). С другой стороны, пытаетесь нейтрализовать соперников всеми имеющимися средствами (задаете провокационные вопросы, выкрикиваете неодобрительные возгласы и, наконец, голосуете против).


Литература

Выборы: кому должны служить средства массовой информации? – М., 2003.



Журналист ведет теледебаты. – М., 1998.

Зазыкин В.Г. Психологические особенности взаимодействия политических лидеров со средствами массовой информации в период избирательных кампаний. – Новосибирск, 1995.

Мицкевич Э. Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. – М., 1993.

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. – М., 1997.






  1. Темы рефератов и курсовых работ

  1. Политические технологии и современное российское общество.

  2. Тенденции развития форм политической коммуникации на современном этапе.

  3. Функции PR в политической сфере: информационная деятельность PR-подразделений органов государственной власти и управления.

  4. Функции PR в политической сфере: управление коммуникацией в политической кампании.

  5. Краткий анализ российских избирательных кампаний 1990–2007 гг.

  6. Политическая ситуация в России и ее влияние на избирательные процессы.

  7. Динамика развития политических технологий.

  8. Правовое обеспечение политической коммуникации в избирательных процессах.

  9. Политический PR в системе политического маркетинга.

  10. Политическая реклама в системе политического маркетинга.

  11. Субъекты политического рынка как целевая аудитория PR в политической кампании.

  12. Факторы, формирующие политический выбор.

  13. Особенности российской политической культуры, влияющие на электоральное поведение.

  14. Основные этапы планирования избирательной кампании.

  15. Информационные ресурсы выборных кампаний.

  16. Исследования общественного мнения в политической кампании.

  17. Структура политического имиджа.

  18. Конструирование политического имиджа кандидата.

  19. Имидж политической партии.

  20. Формы PR-обращений в СМИ.

  21. Политическая реклама в прессе.

  22. Специальные мероприятия в контексте политических кампаний.

  23. Антикризисные коммуникации в политической кампании.

  24. Теледебаты в избирательной кампании.

  25. Встречи с избирателями в избирательной кампании.

  26. Особенности митинговой коммуникации.


  1. вопросы для подготовки к зачету

  1. Структура современного информационного рынка и тенденции его развития.

  2. Политический PR в России.

  3. Политическая реклама в России.

  4. Динамика развития политических технологий в России.

  5. Краткий анализ российских избирательных кампаний 1990–1999 гг.

  6. Институциональная структура «Паблик Рилейшнз».

  7. Основные понятия политического и избирательного маркетинга.

  8. Система маркетинговых коммуникаций в политической сфере.

  9. «Паблик рилейшнз» и реклама в системе маркетинговых коммуникаций в политических кампаниях.

  10. Функции политических «Паблик Рилейшнз». Предмет, объект, субъект, цели, методы политических «Паблик Рилейшнз».

  11. Функции политической рекламы. Предмет, объект, субъект, цели, методы политической рекламы.

  12. Методы политической рекламы.

  13. Каналы распространения рекламных обращений и жанровая структура политической рекламы.

  14. Правовые и этические основы политических коммуникаций.

  15. Целевые аудитории «Паблик Рилейшнз» и рекламы в политической коммуникации.

  16. Специфика электорального поведения.

  17. Политическая культура как фактор электорального поведения.

  18. СМИ как аудитория PR в рамках избирательной кампании.

  19. Планирование и организация избирательной кампании.

  20. Ресурсы избирательной кампании.

  21. Финансовые ресурсы избирательной кампании. Административный ресурс.

  22. Информационные ресурсы выборных кампаний.

  23. Типы исследований общественного мнения.

  24. Выбор электоральных сегментов.

  25. Стратегическое планирование избирательных кампаний.

  26. Выбор коммуникационных стратегий и технологий.

  27. Методика построения политического имиджа.

  28. Имиджевые стратегии: позиционирование.

  29. Имиджевые стратегии: репозиционирование.

  30. Имиджевые стратегии: приемы снижения имиджа конкурента.

  31. Способы противодействия деструктивным приемам в избирательной кампании.

  32. Медиастратегии в политической кампании.

  33. Типы PR-обращений в прессе.

  34. Формы телевизионной PR-коммуникации в избирательной кампании.

  35. Организация и методика проведения теледебатов.

  36. Интернет в политических кампаниях.

  37. Митинг как форма непосредственной коммуникации с избирателями.

  38. Социальная режиссура в политической кампании.

  39. Встречи с избирателями как специально организованное мероприятие.

  40. Кампании «из двери в дверь» как форма непосредственной коммуникации с избирателями.








  1. литература

Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. – М., 2005.

Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз. – М., 2007.

Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – 2-е изд., испр. – СПб., 1997.

Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. – Обнинск, 1995.

Кривоносов А.Д. Жанры PR-текста: Учеб. пособие для студ. отделений связей с общественностью. – СПб., 2001.

Лисовский С.Ф. Политическая реклама. – М., 2001.

Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М., 2000.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М., 1999.

Ольшанский Д.В. Политический PR. – СПб., 2003.

Очерки по истории выборов и избирательного права. – Калуга; М., 2002.



Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: От бизнеса до политики. – 2-е изд. – М., 2000.

Петропавловский Н.Н., Ситников А.П. Путь к власти. – М., 1996.

Политическая реклама. – М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999.

Политическое консультирование. – М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999.

Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. – Киев, 1995.

PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. – М., 2006.

Связи с общественностью в политике и государственном управлении. – М., 2001.

Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. – М., 2004.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.



Шерова Л.М. Работаем со СМИ. – М., 2002.

Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М., 2007.

Шомова С.А. Политические шахматы. Паблик Рилейшнз как интеллектуальная игра. – М., 2003.


1 См. об этом, например: Интенсивная социально-психологическая подготовка политических активистов http://psyfactor.by.ru/kandidat1.htm - 35К - 21.08.2002.

Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебное пособие для студентов факультета журналистики по специальности «Журналистика и средства массовой коммуникации»
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие по курсу «Основы журналистики»
meth -> Программа курса эффективность рекламы
meth -> Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Грехнёв В. С., 2008 Программа
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
meth -> Исследование систем управления Для студентов экономического факультета
meth -> Программы Для студентов факультета журналистики

Скачати 269.25 Kb.

Поділіться з Вашими друзьями:




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2022
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка