Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В «актуальные проблемы культуры XX века»



Сторінка1/3
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.7 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ. В «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ




Утверждено на заседании кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол №__ от __________200__г.)

Зав.кафедрой _____________________В.Н.Самородов




Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Авторы (составители) программы: В.Е.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ;


1.2. Рецензенты: В.В.Васильева, к.пед.н., доцент (МАЭУ);

В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент (МГПУ)


1.3. Пояснительная записка:

Предмет курса: культура, рассмотренная через призму социальных закономерностей, объясняющих ее строение, становление, типологию, развитие, смену форм и способов ее функционирования в обществе, механизмы ее самосохранения и обновления в историческом процессе.

Цель курса: раскрыть место и роль культуры в системе общества, ее соотнесенность с другими общественными явлениями, ее строение и функционирование в различных слоях, классах и группах общества, социальное содержание и значение культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, принципы и методы анализа культуры как общественного явления, цели и возможности социокультурного анализа общества, условия, задачи и границы осуществимости культурной политики.

Задачи курса:

  • показать пути изучения феномена культуры, методы научного анализа, теоретического и эмпирического осмысления культуры как общественного явления в ее глубоких и органических взаимосвязях с меняющимся социумом;

  • познакомить студентов с основными концепциями культуры 20 века и их приложениями в области социокультурного анализа общества и практического воздействия на него в различных отношениях;

  • выявить основные принципы и критерии ценностно-нормативной, структурно-типологической и институциональной организации культуры в современном обществе;

  • показать возможности исследования культуры как общественного явления, в изучении общества и социальных процессов, в нем происходящих, через культуру и ее социальные показатели; границы применения полученных данных в формировании культурной политики и управлении культурой, в краткосрочном и долгосрочном прогнозировании тенденций социокультурного развития;

  • раскрыть содержание и значение курса как научной дисциплины и учебного предмета, показать место среди других общественных и гуманитарных наук и учебных дисциплин, а также среди наук культурологического цикла.

Студенты должны знать:

Предлагаемый подход предполагает методологический и методический плюрализм, что означает овладение различными социологическими концепциями культуры и соответствующими методами ее изучения, выступающими друг по отношению к другу как взаимодополняющие (применительно к разным целям и задачам социокультурного исследования) и требующие применения различных методологий и методик социологического исследования культуры в зависимости от специфики объекта и конкретной ситуации.

Специфика курса определяется тем, что дисциплина трактуется как одна из культурологических дисциплин в ряду наук о культуре (таких как теория культуры, философия культуры, история мировой культуры, история культуры России, история культурологии и т. п.). Это означает, что на протяжении всего курса нас будут интересовать по преимуществу социологические показатели культуры как таковой и культурологические показатели социума (а не социология и социум сами по себе, в том числе через призму культурных и культурологических атрибутов). Социология составляет в данном курсе лишь метод изучения культуры; предметом же курса является культура, в то время как в рамках социологии культуры (как социологической дисциплины) предметом анализа является социум, а культура представляет лишь удобный материал конкретного эмпирического исследования общества через его культурные срезы (как социологическая дисциплина в ряду социальных наук социология культуры стоит в ряду социологии политики, социологии религии. социологии права, социологии науки, социологии образования, социологии семьи, социологии труда и т. п.).

Студенты должны уметь:

Специализация студентов 5 курса опирается на знания и навыки, полученные в рамках предшествующих базовых и специальных курсов по теории и истории культуры; активно используются сведения из общегуманитарных курсов: истории мировых цивилизаций и истории России, философии, общей социологии, политологии, психологии и других дисциплин этого ряда. Курс социологии культуры рассчитан на свободное использование разнообразных историко-культурных данных в процессе их социологической интерпретации и оценки, на приложение различных методов и методик социологической обработки и осмысления фактов и процессов культурной истории.

Предусмотрены такие формы контроля, как проведение коллоквиумов по отдельным темам, проблемных «круглых столов», обсуждений докладов и сообщений студентов, социологический анализ конкретных текстов культуры по заданию преподавателя, проблемно-творческие разработки отдельных аспектов проблематики курса по выбору студентов, систематизация социологических концептов и ключевых слов курса, проведение контент-анализа конкретных текстов (публицистических, политико-идеологических, художественных, научных), составление библиографических списков по конкретным темам и словников персоналий, проведение письменных блиц-работ, составление социологических анкет и методик проведения социологического исследования определенного рода, самостоятельное проведение пробного социологического исследования культуры в избранном аспекте социокультурной проблематики.

При разработке данного курса были использованы пособия: Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1995, 2-е изд.-2001.; Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. М., 2002.; Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2002.




1.4. ГОСВПО по данной дисциплине НЕТ

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

№№

пп


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.




1

050715 Логопедия

050714


Олигофренопедагогика


5

5


10

10


102

46

30

16*2




40

зачет

2.

050717 СП

050718СДПП



5

9, 10

100

52

52

-




48

зачет

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени



№№

Название раздела и темы

Количество часов

Форма отчета

Всего

ЛК

ПР, СМ

ЛАБ

Сам.раб.

Зачет

Экзамен

1.

Сущностные черты и особенности культуры 20 века. Актуальные проблемы.




4

2




6







2.

Наука в системе культуры. Сциентизм и антисциентизм. Человека и техника.




8

2




6







3.

Искусство 20 века. Модерн и постмодерн.




6

2




8







4.

Антропологический поворот в культуре 20 века. Человек в поисках смысла жизни.





6

2




6







5.

Массовая и элитарная культура. Феномен контркультуры.





4

4




8







6.

Культура и глобальные проблемы современности. Клип и кибер-культура.





2

4




6










ВСЕГО




30

16




40






1.6.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Сущностные черты и особенности культуры 20 века. Актуальные проблемы.

Раздел 2. Наука в системе культуры. Сциентизм и антисциентизм. Человек и техника.

Раздел 3. Искусство 20 века. Модерн и постмодерн.

Раздел 4. Антропологический поворот в культуре 20 века. Человек в поисках смысла жизни.

Раздел 5. Массовая и элитарная культура. Феномен контркультуры.

Раздел 6. Культура и глобальные проблемы современности. Клип и кибер-культура.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

№№

пп


Наименование раздела

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля самостоятельной работы

1

Сущностные черты и особенности культуры 20 века.

Актуальные проблемы культуры 20 века.

6

вопросы для самостоятельного изучения

подготовка докладов к семинарскому занятию

2

Наука в системе культуры.

Сциентизм и антисциентизм. Человека и техника.

6

реферат

защита реферата


3

Искусство 20 века. Модерн и постмодерн.

Основные направления искусства.

8

доклады

выступление с докладами

4

Антропологический поворот в культуре 20 века.


Человек в поисках смысла жизни (искусство-религия-философия-наука).

6

вопросы для самостоятельного изучения

подготовка докладов к семинарскому занятию

5

Массовая и элитарная культура. Феномен контркультуры.

Черты массовой и элитарной културы. Молодежь и контркультурные движения.

8

реферат

защита реферата


6

Культура и глобальные проблемы современности.

Культурные процессы в информационном обществе. Клип и кибер-культура.

6

доклады

выступление с докладами




ИТОГО




40









1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


План семинара 1 по теме «Предмет и метод социологии культуры.

Ее место в системе гуманитарных наук»
План семинара:

1. Социология культуры как научная и учебная дисциплина, занимающая пограничное положение между предметами социологического и культурологического циклов.

2. Теоретическая и эмпирическая социология культуры.

3. Предмет социологии культуры. Социум и культура в их диалектической взаимосвязи (мир социокультурных явлений) как предметная область социологии культуры.

4. Мир человека: ценностно-смысловой мир любых (материальных и духовных) явлений, в котором живет человек, который он сам создает и который, в свою очередь, воссоздает человека.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что представляет собой уровневое строение мира человека?

2. Объясните социокультурное развитие через механизм теневых систем, соединяющий ценностно-смысловые уровни мира человека.

3. В чем смысл понятия социальной тени и культурной тени, отбрасываемых социальными и культурными явлениями на природном и социальном уровнях соответственно, как культурные смыслы.

4. Природа и социум как категории культуры и их социологическая интерпретация.
Литература основная:

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996.

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999.

Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 1993.

Фролов С.С. Социология: Учебник. М., 1994.


Литература дополнительная:

Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.

Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969. Вып.1-2.

Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.

Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991.

Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

План семинара 2 по теме: «Понимающая социология культуры М.Вебера»

План семинара:


  1. Принципы понимающей социологии М.Вебера.

  2. Социология культуры М.Вебера.

  3. Анализ протестантской этики с социологической точки зрения.

  4. Понятие типа рациональности у М.Вебера.

  5. Логика наук о культуре с позиций социологии.

  6. Принцип свободы от оценки в социологии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Как объясняет происхождение духа капитализма М.Вебер?

  2. Как понимает призвание и профессию ученого. Политика, религиозного деятеля М.Вебер?

  3. Из чего складывается, по Веберу, картина мира в различных культурах?

  4. Какова объективная логика культурно-исторического процесса по Веберу и чем она определяется?

  5. В чем отличие социологии культуры К.Маркса и М.Вебера?

  6. Сравните социологию хозяйственной деятельности М.Вебера и С.Булгакова. В чем состоит их сходство и различие?

Список источников:

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.



Список литературы:

Обязательная литература

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму. Пособие для гуманитарных вузов. М., 1994.

Дополнительная литература:

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М., 1994.

Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1984.

Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. М., 1981.

Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.

План семинара 3-4 по теме: Большевистская социология культуры в действии (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский)

План семинара:


  1. «Большевистский модерн» с точки зрения социологии культуры.

  2. Общее и особенное в социологических концепциях культуры большевизма.

  3. Критика большевистской социологии культуры (Г. Плеханов, «веховцы», русские формалисты, М. Бахтин, представители первого поколения русской эмиграции).

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему большевизм был неприемлем для Г.Плеханова, П.Сорокина, Н.Бердяева и др. мыслителей начала ХХ в.?

  2. Какой социологической концепции культуры придерживались большевики до прихода к власти и после?

  3. В чем состоит различие социологических взглядов в отношении культуры у А. Богданова, В. Ленина, Л. Троцкого, Н. Бухарина, А. Луначарского?

  4. Чья социологическая концепция культуры (из числа большевистских лидеров) оказалась самой жизненной, обоснованной, устойчивой и почему?

  5. В чем видели задачи социологии культуры вожди большевизма? Как они воспользовались социологическими исследованиями в достижении своих целей?

  6. Чем была вызвана взаимная полемика большевистских теоретиков по вопросам культуры?

  7. В чем заключена ограниченность марксистско-ленинской социологии культуры?

 

Список источников:

Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разные лет. М., 1990.

Бухарин Н.И. Революция и культура: Статьи и выступления 1923-1936 годов. М., 1993.

В.И. Ленин о культуре / Сост. А.И. Арнольдов и И.К. Кучмаева. М., 1980. 2-е изд., доп. М., 1985.

В.И.Ленин о культурной революции / Сост. Г.Г. Карпов. М., 1967.

Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства: В 2 т. М., 1978.

Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991.

Часть общепролетарского дела. Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях / Сост. И.В.Кузнецов. М., 1981.



Список литературы:

Обязательная литература:

Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней: В 3-х кн. М., 1995.

Горбунов В.В. В.И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974.

Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984.

Основы марксистско-ленинской теории культуры / Под ред. А.И. Арнольдова и А.С. Фриша. М., 1986.  

Дополнительная литература:

В тисках идеологии: Антология литературно-политических документов. 1917-1927 гг. / Сост. К.Аймермахер. М., 1992.



Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990.

История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997.

Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.

Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

Литературное движение советской эпохи: Материалы и документы: Хрестоматия / Сост. П.И. Плукш. М., 1986.

Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. 2-е изд. М., 1971.

О партийной и советской печати: Сборник документов. М., 1954.

Основы марксистско-ленинской социологии / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1980.

Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.

План семинара 5 по теме: «М. Горький как писатель и публицист сталинской эпохи»
План семинара:


  1. Смысл жизни Горького - писателя и публициста.

  2. «Несвоевременные мысли» Горького как социокультурный феномен.

  3. Загадка смерти Горького. Ответ с позиций социологии культуры.

  4. Апологетика советского строя в поздней публицистике Горького. Причины, мотивы и следствия.

  5. «Жизнь Клима Самгина» - последнее произведение Горького-писателя.

  6. Образ Клима Самгина в свете социологии культуры.

  7. Горький и Ленин. Горький и Сталин. (Писатель и власть.)

  8. Горький: палач или жертва? Функционер или художник? Циник или утопист? Социокультурный приговор истории.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему Горький вернулся из эмиграции?

  2. Какую позицию занял Горький по отношению к тоталитарному строю в СССР и почему?

  3. Как складывались у Горького отношения с Лениным и Сталиным?

  4. Что хотел сказать своим читателям Горький своим последним романом «Жизнь Клима Самгина»?

  5. Чего добивался Горький, возглавив Союз советских писателей?

  6. Почему Горький обратился к газетной публицистике?

  7. Почему Горький был обречен на гибель в сталинском государстве? Что мог предпринять Горький-писатель и общественный деятель для того, чтобы сохранить себе жизнь?

Список источников:

Горький М. О литературе: Литературно-критические статьи. М., 1953.

Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990.

Список литературы:

Обязательная литература:

Баранов В. Горький без грима: Роман-исследование. М., 1996.

Ваксберг А. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет.М., 1999.

Зайцев Б. Максим Горький (К юбилею) // Он же. Братья-писатели. М., 1991 (Библиотека «Огонек». №12. С. 12-20.).

В.И.Ленин о литературе и искусстве. 4-е изд. М., 1969 (по именному указателю).

Ходасевич В. Горький. М., 1992.



Дополнительная литература:

Горький и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Б.А.Бялика. М., 1989.

Луначарский А. Статьи о Горьком. М., 1957.

Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). М., 1994.

Парамонов Б. Горький, белое пятно // Наказание временем: Философские очерки. Философские идеи в современной русской литературе / Под ред. И.Т.Касавина. М., 1992. С. 12- 38

Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1996.

Спиридонова Л. М.Горький: диалог с историей. М., 1994.

Уайл И. Максим Горький: Взгляд из Америки. М., 1993.

Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. М., 1997.

Шенталинский В. Буревестник в клетке: Досье Максима Горького // Он же. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. М., 1995.



План семинара 6-7 по теме: «Социология культуры Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм и др.)»
План семинара:

  1. Критика буржуазного общества и буржуазной культуры представителями Франкфуртской школы.

  2. Позитивная программа франкфуртской социологии культуры.

  3. Идеологи Мая 1968 г. Теория контркультуры у «франкфуртцев».

  4. Понятие «одномерного человека» у Г.Маркузе.

  5. Эрос и цивилизация в анализе Г.Маркузе и Э.Фромма. Неофрейдизм.

  6. Неомарксизм социологии культуры Франкфуртской школы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит отличие социологии культуры Франкфуртской школы от марксистской социологии культуры и в чем заключается их сходство?

  2. В чем проявляется своеобразие интерпретации бессознательного в социологии культуры Франкфуртской школы от классического фрейдизма?

  3. Почему бунт и бунтарство получают у представителей Франкфуртской школы исключительно положительное значение как сверхценность культуры?

  4. Как понимают «франкфуртцы» различия цивилизации и культуры?

  5. Почему просвещение фигурирует в учении Франкфуртской школы как «обман масс»?

Список источников:

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999.

Маркузе Г. Одномерный человек. Москва, 1994.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация.Киев, 1995.

Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М.; СПб., 1997.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Список литературы:

Обязательная литература:

Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977.



Дополнительная литература:

Бондаренко Л.И., Таглин С.А., Баженов А.В. Психоанализ и культурология. Харьков, 1991.

Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980.

Социология контркультуры: Критический анализ (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980.



План семинара 8-9 по теме: «Социология культуры западного постмодернизма (М.Фуко, Р.Барт, Ж.Бодрийар, У.Эко и др.)»
План семинара:

  1. Общее и особенное в постмодернистских социологических концепциях.

  2. Полемика постмодерна с модерном: содержание и смысл.

  3. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.

  4. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите излюбленные темы и проблемы постмодернистской социологии культуры. Что делает их маргинальными и парадоксальными, с точки зрения классической социологии?

  2. Как понимают социум и культуры социологи-постмодернисты? Как соотносятся между собой в их представлении социальное и культурное?

  3. В чем состоит смысл полемики постмодернистов с модернистами? Что объединяет в социологии культуры тех и других?

  4. Перечислите варианты постмодернистских концепций культуры в социологическом освещении. В чем проявляется их сходство и различие?

  5. Представьте современное состояние российской культуры в духе западной постмодернистской методологии. В чем отличие российского постмодерна от западного?

Список источников:

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995.

Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997.

Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998.

Делёз Ж. Фуко. М., 1998.

Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1998.

Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998.

Список литературы:

Обязательная литература:

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Современные социологические теории общества / Сост. и науч. ред. Н.Л.Поляковой. М., 1996.

Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна / Ю.А.Кимелев, Н.Л.Полякова. М., 1996.

Дополнительная литература:

Бауман З. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 88-102.

На путях постмодернизма: Сборник обзоров и рефератов. М., 1995.

Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996.

Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

План семинара 10 по теме: «Социокультурная динамика П.Сорокина»

План семинара:


  1. Органическое и надорганическое в социологии П.Сорокина.

  2. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях.

  3. Законы социокультурной динамики по П.Сорокину.

  4. Диалектика кар и наград в структуре общественного поведения.

  5. Социология революции в концепции П.Сорокина.

  6. Модернизм, коммунизм и фашизм в оценке П.Сорокина.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Как понимает П.Сорокин соотношение социального и культурного?

  2. Как представляет социодинамику культуры П. Сорокин?

  3. Что такое, в представлении П.Сорокина, «значимое человеческое взаимодействие»?

  4. Компоненты родового социокультурного явления (по П.Сорокину).

  5. Три системы истины в социологии культуры П.Сорокина.

  6. Социокультурная интерпретация П.Сорокиным человеческого поведения (личного и общественного).

Список источников:

Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. .

Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М., 1993.

Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

Список литературы:

Обязательная литература:

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

Кукушкина Е.И. Русская социология XIX-начала XX века. М., 1993.

Дополнительная литература:

Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.

Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992.



План семинара 11 по теме: «Методология социокульутрного анализа российского общества в труде А.С.Ахиезера «Россия: критика исторического опыта»
План семинара:

  1. Критика российской истории у А.С.Ахиезера. Цель и смысл.

  2. Инверсия и медиация как социокультурные механизмы всемирной и отечественной истории.

  3. Раскол как концентрированное выражение российской цивилизационной специфики.

  4. Алгоритм российской истории.

  5. Пути разрешения социокультурного кризиса в России.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему социокультурный и цивилизационный раскол сопровождает всю российскую историю на протяжении 1000 лет?

  2. Как объяснить преобладание в России инверсионных процессов?

  3. Почему медиативные процессы в России были вялыми и не имели устойчивого разрешения?

  4. Какую роль в российской истории играли идеалы соборно-вечевой и авторитарный?

  5. Сформулируйте свой прогноз в отношении третьего глобального цикла исторического развития России, исходя из современной социокультурной ситуации.

Список источников:

Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Новосибирск, 1997. Т.1: От прошлого к будущему.



Список литературы:

Обязательная литература:

Российский цивилизационный космос (К 70-летию А.Ахиезера). М., 1999.



Дополнительная литература:

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века; Судьба России. М., 1997.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX ≈ начало ХХ в. М., 1994.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1994.



КОЛЛОКВИУМЫ

Тема 1. «Цветопсихология М.Люшера с точки зрения социологии культуры»

План занятия:

  1. Социокультурная природа и типология цвета в искусстве и жизни.

  2. Культурная семантика и символика цветов.

  3. Морфология цвета в культуре повседневности

  4. Цвет в одежде, в интерьере, в поведении и характере.

  5. Цвет в истории культуры и в национальных традициях народов.

  6. Цветовые предпочтения и семнатика поведения личности.

  7. Строение цветового теста М.Люшера в свете ролевой концепции автора.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Приведите примеры цветовой символики на примере известных произведений изобразительного искусства.

  2. Приведите примеры цветовой символики на примере известных произведений словесного искусства.

  3. Роль цвета в художественной характерологии и философских концепциях жизни.

  4. Определитесь в своих предпочтениях цвета в соответствии с условиями Color Testа Макса Люшера.

  5. Как работают защитные механизмы личности при тестировании цветом?

  6. Цветовое выражение тревог, целей и стремлений, проблем, актуального поведения личности, ее культурного бессознательного?

Список источников:

Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993; 1995.

Люшер М. Цвет вашего характера // Люшер М. Цвет вашего характера; Сара Д. Тайны почерка. М., 1996. С. 11- 244.

Список литературы:

Обязательная литература:

Гете И.В. К учению о цвете (Хроматика) // Психология цвета. М., 1996.

Психология цвета. М., 1996. С. 281-349.

Дополнительная литература:

Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Минск, 2000.



Кондаков И.В. Цвет в природе и в искусстве (Методология вопроса) // Человек - Природа - Искусство: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1986. Л., 1986. С. 88-101.

Тема 2. Современная социокультурная ситуация в России

на рубеже XXI века: анализ и прогноз

  1. Представьте социокультурную стратификацию современного российского общества.

  2. Сравните в социологическом плане советскую систему культуры и современное положение культуры в России. Укажите достоинства и недостатки той и другой культурных систем и обоснуйте свои оценки.

  3. Дайте образцы современной массовой и элитарной культур. Перечислите основные различия той и другой.

  4. Опишите свою личность как иерархию социокультурных ролей, начиная с самых важных и престижных для вас. Перечислите роли, которые вам пока не удается, но хочется сыграть.

  5. Опишите свой стиль жизни в терминах социологии культуры. Ранжируйте спектр своих ценностных ориентаций по степени их важности для вас самих; для вашей референтной группы, для официальной школы ценностей российского государства.

  6. Перечислите известные вам сегодня субкультуры современного российского общества и назовите для каждой из них три отличительных свойства.

  7. Приведите примеры удачного соединения современной культуры и рыночных отношений. Объясните основания вашего выбора.

  8. Наметьте план конкретного социологического исследования уровня культуры студентов РГГУ. Сформулируйте цель и гипотетические результаты исследования. Определите очередность этапов исследования, параметры и критерии оценки основных показателей.

  9. Дайте критический анализ современной культурной политики в России. Сформулируйте собственные предложения в плане оптимизации политики в сфере культуры.

Литература подбирается студентами самостоятельно, включая периодические издания.

Тема 3. Обсуждение основных концепций и теорий культуры XX века (сообщения и рефераты)

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Учебная и справочная литература по курсу

  1. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1995, 2-е изд.-2001.

  2. Введение в культурологию. (Отв. ред. Е.Попов). М., 1995.

  3. Человек и общество. Культурология: Уч.пособие. Ростов-на-Дону, 1996.

  4. Соколов Э.В. Культурология. М., 1996.

  5. Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону, 1996.

  6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

  7. Введение в теорию художественной культуры. Спб., 1993.

  8. Словарь искусств. М., 1996.

  9. Культурология XX века. Антология. М., 1996.

  10. Кармин А. Культурология. СПб., 2001.

  11. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.

  12. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. М., 2002.

  13. Культурология: Хрестоматия / Сост. П.С.Гуревич. М., 2000.

  14. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. М., 2002.

  15. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2002.

Первоисточники

  1. Шпенглер О. Закат Европы. М, 1993.

  2. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

  3. Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1991.

  4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

  5. Культурология XX века. Антология. М., 1996.

  6. Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. //Юнг К. Собр. Соч., т. 15, М., 1992.

  7. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятие культуры. // Вопросы философии, 1995, №8.

  8. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

  9. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

  10. Фуко М. Слова и вещи. - СПб., 1994.

  11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.? 1991.

  12. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

  13. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990, с.5-68.

  14. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

Дополнительная литература

  1. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

  2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  3. Взаимовлияние форм культуры и духовной жизни общества. Л., 1986.

  4. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.

  5. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М, 1988, с.44-85.

  6. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л. 1991.

  7. Категории и понятия теории культуры. М., 1985.

  8. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

  9. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977

  10. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. Л, 1990.

  11. Соколов Э.Б. Понятие, сущность и функции культуры. Л., 1990.

  12. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

  13. Структурализм. «За» и «против». М., 1975.

  14. Додальцев Р.Д. Концепция культуры З.Фрейда. М., 1989.

  15. Свасьян К.Л. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980.

  16. Тавризян Г.М., О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1. Перечень используемых технических средств:

- видеофильмы («Эпоха модерна», «Культурный шок современности», «Культура и цивилизации» и др.)
1.9.2. Перечень используемых пособий:

- наглядные схемы

- таблицы

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

Программы Microsoft Powerpoint, Microsoft Word, Microsoft мультимедиа проигрыватель.

1.10. Примерные зачетные тестовые задания
ВАРИАНТ 1
1. Интернациональное стилистическое направле­ние в культуре, знаменующее исчерпанность эвристичес­ких возможностей и разрушение предыдущей культурной, в том числе познавательной, парадигмы, сложившееся на принципах модернизма, структурализма, авангарда. Его характеризует исключительное внимание к движению, неопределенности, переходности. Это направление:

а) модернизм; б) символизм; в) диффузионизм; г) постмодерн; д) эволюционизм; е) структурализм.


2. Научно-познавательная парадигма – это:

а) упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение об­щей цели;

б) устойчивый набор оснований, принципов познания, изучаемых процессов и явлений, результирующих построений, выделяющих на­учный способ познания от всех остальных;

в) освоение и исполь­зование индивидом адаптационно полезного опыта, кото­рые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией.


3. Направление в гуманитарном познании, основывающееся на концепции эволюции. Исходным положением этого направления является убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах, способны послужить ключом к разгадке тайн их истории, - это:

а) диффузионизм: б) постмодерн; в) эволюционизм; г) структурализм.


4. Направление в социологии кульутры, искусствоведении, лингвистике, связанное с рассмотре­нием культуры в качестве структуры, - это:

а) постмодернизм: б) модернизм; в) структурализм; в) эволюционизм; г) диффузионизм.


5. Кому из указанных мыслителей может принадлежать следующее высказывание: «Разум – очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Но все эти формы суть символические формы. Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны… определить его как animal symbolicum»:

а) Э.Тайлору; б) К.Г.Юнгу; в) Э.Кассиреру; г) Ф.Боасу.


6. К представителям социологической школы относятся:

а) О.Конт; б) Э.Тайлор; в) Э.Дюркгейм; г) К.Леви-Стросс; д) З.Фрейд; е) Л.Леви-Брюль.


7. В постструктурализме беспорядочное возникно­вение множественности, движение, не имеющее превалирующего направления, распространяющееся без регу­лярности, дающей возможность предсказать следующее движение, - это:

а) ризома; б) корневище; в) целостность; г) символ; д) страта.


8. К представителям культурно-исторической школы относятся:

а) О.Конт; б) Э.Тайлор; в) И.Тэн; г) Ф.Боас; д) А.Кребер; е) З.Фрейд.


9. Представление о множественности куль­турных порядков в обществе, не имеющих иерархической соподчиненности, рассматриваемых как равнозначные, - это:

а) децентрирование; б) коммуникация; в) инкультурация; г) идентичность.



  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка