Учебно-методический комплекс дисциплины фтд психофизиологические основы спортивной тренировки



Сторінка1/3
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.63 Mb.
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ФТД ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Утверждено на заседании кафедры ТиМФВиС

факультета ФКиБЖД

(протокол №10 от 24.04.2008 г.)

Зав. кафедрой

_________________________С.А. Чайников


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Раздел 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины

1.1. Автор программы: к.п.н., ст. преподаватель Страхов В.В.
1.2. Рецензенты: доцент кафедры ТиМФВиС МГПУ, к.п.н. Рябченко Г.С.,

доцент кафедры физвоспитания МГТУ, к.п.н. Минин Е.Ф.


1.3. Пояснительная записка

Курс по выбору «Психофизиологические основы спортивной тренировки» на факультете физической культуры ставит цель ознакомить студентов с системой комплексного медицинского обеспечения повышения работоспособности спортсменов с помощью современных физиологических, психологических и гигиенических методов. В курсе освещаются вопросы, связанные с совершенствованием физического развития и функционального состояния, физической работоспособности спортсменов на основе предложенных и внедренных в последние годы новых технологий обеспечения формирования физического и психического здоровья спортсменов.



Учебный материал включает разделы:

  • психофизиологические основы и обеспечение спортивной работоспособности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

  • психорегуляция и психогигиена в спорте и их роль в обеспечении спортивной работоспособности;


Цель дисциплины - формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту по физической культуре и спорту для самостоятельной работы в общеобразовательных школах и физкультурных учреждениях.

Задачи:

- формирование системы знаний, необходимых в практической работе специалиста в области физического воспитания и спорта для решения вопроса современного комплексного обеспечения спортивной деятельности.



Место курса в общей системе подготовки специалиста

Спецкурс «психофизиологические основы спортивной тренировки» входит в число ведущих дисциплин предметной подготовки специалистов по физической культуре.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент должен знать:

  • нервно-психический механизм и потенциал спортивной работоспособности спортсмена;

  • влияние свойств нервной системы на успешность спортивной деятельности;

  • мотивация, личностные особенности и волевая готовность к спортивной деятельности и их влияние на работоспособность спортсмена;

  • формы организации физического воспитания;

  • возрастные особенности физического развития и физического воспитания спортсменов.

Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи при планировании учебно-воспитательного процесса;

  • уметь правильно организовать учебные занятия;

  • создавать условия для занятий спортом;

  • формировать хорошие привычки у учащихся во время занятий физической культурой;

  • создавать возможности занимающимся участвовать в интересных внеклассных и внешкольных мероприятиях по своему виду спорта.




    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:



п п

Шифр и

наименование

специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля

(форма

отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ

Л

Б

Сам.

раб.

1.

050720

«ФК» со специализацией 00.33.13. «Спортивно-оздоровительный туризм»

(Шахты)




5



10



50



16




8



8




34



аттестация

2.

050720

«ФК» со специализацией 00.33.13. «Спортивно-оздоровительный туризм»

(План ЗФО)



4



8



100



4



2



2






96



зачет


1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах):
Вариант 1:

пп


Наименование раздела, темы



Количество часов

Всего

ауд


ЛК

ПР

Сам

раб


1.

Психофизиологические основы спортивной работоспособности

16

8

8

34







4

2

2

6

1.1

Нервно-психический механизм и потенциал спортивной работоспособности спортсмена. Влияние свойств нервной системы на успешность спортивной деятельности.

4



2



2



6

2.

Неблагоприятные психические состояния в процессе спортивной деятельности.

2



2


8

2.1.

Предсоревновательные, соревновательные и постсоревновательные психические состояния у спортсменов. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения.

2

2




8

3.

Психологическая подготовка и обеспечение спортивной работоспособности у спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности

4

2

2



8

3.1.

Психологическое обеспечение спортивных тренировок и соревнований. Управление состоянием и поведением спортсмена.

4

2

2

8

4.

Психорегуляция и психогигиена в спорте и их роль в обеспечении спортивной работоспособности

6

2

4


12

4.1.

Классификация методов саморегуляции и регуляции психических состояний. Гетерорегуляционные и ауторегуляционные методы психорегуляции. Самовнушение.

4

2

2

6

4.1.

Контрольные средства слежения за состоянием спортсмена.

2




2

6


Вариант 2:

пп


Наименование раздела, темы



Количество часов

Всего

ауд


ЛК

ПР

Сам

раб


1.

Психофизиологические основы спортивной работоспособности

4

2

2

96







4

2

2

20

1.1

Нервно-психический механизм и потенциал спортивной работоспособности спортсмена. Мотивация, личностные особенности и волевая готовность к спортивной деятельности.










20

2.

Неблагоприятные психические состояния в процессе спортивной деятельности.










26

2.1.

Предсоревновательные, соревновательные и постсоревновательные психические состояния у спортсменов










26

3.

Психологическая подготовка и обеспечение спортивной работоспособности у спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности










20

3.1.

Психологическое обеспечение спортивных тренировок и соревнований. Управление состоянием и поведением спортсмена.










20

4.

Психорегуляция и психогигиена в спорте и их роль в обеспечении спортивной работоспособности










30

4.1.

Классификация методов саморегуляции и регуляции. Аутогенная.










15

4.1.

Контрольные средства слежения за состоянием спортсмена.










15

Примечание:

  • Вариант 1 для специальности 0507200 – «Физическая культура» с дополнительной специализацией «спортивно-оздоровительный туризм» (5 курс ДФО);

  • Вариант 2 для специальности 0507200 – «Физическая культура» с дополнительной специализацией «спортивно-оздоровительный туризм» (4 курс ЗФО);


1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Психофизиологические основы спортивной работоспособности

Нервно-психический механизм и потенциал спортивной работоспособности спортсмена. Влияние свойств нервной системы на успешность спортивной деятельности Мотивация, личностные особенности и волевая готовность к спортивной деятельности и их влияние на работоспособность спортсмена.



Раздел 2. Неблагоприятные психические состояния в процессе спортивной деятельности

Предсоревновательные, соревновательные и постсоревновательные психические состояния у спортсменов. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения. Неблагоприятные психические состояния. Утомление, избыточное нервно-психическое напряжение, фрустрация и их признаки.



Раздел 3. Психологическая подготовка и обеспечение спортивной работоспособности у

спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности

Психологическое обеспечение спортивных тренировок и соревнований. Управление состоянием и поведением спортсмена. Воспитание в структуре общей психологической подготовки спортсменов и его значение для сохранения и повышения спортивной работоспособности. Роль самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов и его значение в комплексном обеспечении спортивной работоспособности.



Раздел 4. Психорегуляция и психогигиена в спорте и их роль в обеспечении спортивной

работоспособности

Классификация методов саморегуляции и регуляции психических состояний. Гетерорегуляционные и ауторегуляционные методы психорегуляции. Самовнушение. Аутогенная тренировка ее основа и значение. Комплекс гетеротренинга. Пути осуществления регуляции психических состояний. Средства борьбы с состоянием утомления, избыточным нервно-психическим перенапряжением и фрустрацией. Контрольные средства слежения за состоянием спортсмена, режим дня восстановительные мероприятия, средства и методы общепсихического развития (памяти, интеллекта, волевых качеств, методы и средства гетеротренинга), формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным ситуациям, формирования волевых качеств и адаптации у условиям тренировок и соревнований.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:



Наименование

раздела

дисциплины

Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол-во

часов

Форма

контроля

выполнения

сам. работы

1.


Психофизиологические основы спортивной работоспособности

1.Нервно-психический механизм и потенциал спортивной работоспособности спортсмена.

2. Влияние свойств нервной системы на успешность спортивной деятельности



Изучение и анализ литературы

Изучение и анализ литературы




2
2

Доклад
Доклад

2.

Неблагоприятные психические состояния в процессе спортивной деятельности

1. Предсоревновательные, соревновательные и постсоревновательные психические состояния у спортсменов.

2. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения.



Подготовка реферата

Работа с литературными источниками



2

2


Доклад

Сообщение



3.

Психологическая подготовка и обеспечение спортивной работоспособности у спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности

1. Психологическое обеспечение спортивных тренировок и соревнований.

2. Управление состоянием и поведением спортсмена.

3. Роль самовоспитания в структуре общей психологической подготовки.


Изучение и анализ литературы

Подготовка конспекта урока


Подготовка реферата

2

4

2



Доклад

Круглый стол, обсуждение

Доклад


4.

Психорегуляция и психогигиена в спорте и их роль в обеспечении спортивной работоспособности

1. Классификация методов саморегуляции.

2. Гетерорегуляционные и ауторегуляционные методы психорегуляции.

3. Средства борьбы с состоянием утомления, избыточным нервно-психическим перенапряжением и фрустрацией.


Обзор литературы

Подготовка реферата

Подготовка реферата


4
2

4


Доклад
Доклад

Круглый стол, обсуждение





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

(планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
Раздел 1. Психофизиологические основы спортивной работоспособности

Тема 1.1. Психофизиологические основы спортивной работоспособности - лк

План:

1. Нервно-психический механизм и потенциал спортивной работоспособности спортсмена.

2. Влияние свойств нервной системы на успешность спортивной деятельности.

3. Мотивация, личностные особенности и волевая готовность к спортивной деятельности и

их влияние на работоспособность спортсмена.



● Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Объективные и субъективные факторы тренировки и реакция на них организма

спортсменов.

2. Изменение состояния организма спортсмена под влиянием различны режимов и условий

тренировки.

● Задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризовать степени переутомления при умственном труде.



● Литература

Основная: 2,4,7

Дополнительная:3,8

Тема 1.2. Психофизиологические основы спортивной работоспособности - пр

План:

1. Нервно-психический механизм и потенциал спортивной работоспособности спортсмена.

2. Влияние свойств нервной системы на успешность спортивной деятельности.

3. Мотивация, личностные особенности и волевая готовность к спортивной деятельности и

их влияние на работоспособность спортсмена.



● Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Объективные и субъективные факторы тренировки и реакция на них организма

спортсменов.

2. Изменение состояния организма спортсмена под влиянием различны режимов и условий

тренировки.
Раздел 2. Неблагоприятные психические состояния в процессе спортивной

деятельности

Тема 2.1. Неблагоприятные психические состояния в процессе спортивной

деятельности - лк

План:

1. Предсоревновательные, соревновательные и постсоревновательные психические

состояния у спортсменов.

2. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения.

3. Неблагоприятные психические состояния.

4. Утомление, избыточное нервно-психическое напряжение, фрустрация и их признаки.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Общие закономерности изменения психического состояния спортсмена в процессе

тренировки.



● Задания для самостоятельной работы:

1. Типы изменений психофизиологического состояния спортсмена на заключительном

этапе подготовки к соревнованиям.

● Литература

Основная: 5,9

Дополнительная:1,3,6,10
Раздел 3. Психологическая подготовка и обеспечение спортивной работоспособности у

спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка