МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Исторический факультет
Кафедра истории, философии, культурологии и МП
Учебно-методический комплекс дисциплины «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Культурологическое образование
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр педагогического образования
Тобольск
2013
Содержание
|
|
Рабочая программа дисциплины
|
4
|
Руководство по организации обучения дисциплине
|
22
|
Приложения
|
24
|
Приложение 1. Тезисы лекций
|
24
|
Приложение 2. Учебно-методические материалы для практических занятий
|
32
|
2.1 Практические занятия
|
32
|
2.2. Методические указания к практическим занятиям
|
42
|
Приложение 3. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов
|
43
|
3.1. Задания для самостоятельной работы
|
43
|
3.2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы
|
48
|
Приложение 4. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы по дисциплине
|
50
|
4.1. Технологическая карта дисциплины
|
50
|
4.2. Вопросы для экзамена
|
51
|
4.3. Вопросы для тестирования
|
52
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Исторический факультет
Кафедра истории, философии, культурологии и МП
Рабочая программа учебной дисциплины «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Культурологическое образование
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр педагогического образования
Тобольск 2013
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК
(сайт для загрузки УМК umk.utmn.ru)
Рег. номер:
|
_______________________________________________________________________________
|
|
|
Дисциплина:
|
Этика и эстетика
|
|
|
Учебный план:
|
050100 Педагогическое образование профиль Культурологическое образование
|
|
|
Автор:
|
Кибардина Татьяна Александровна
|
|
ФИО полностью
|
Кафедра:
|
Истории, философии, культурологии и МП
|
|
|
Содержание
|
|
|
1
|
Цели и задачи освоения дисциплины
|
6
|
2
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
6
|
3
|
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
|
7
|
4
|
Структура и содержание дисциплины
|
7
|
4.1
|
Структура дисциплины
|
7
|
4.2
|
Содержание дисциплины
|
7
|
5
|
Образовательные технологии
|
8
|
6
|
Самостоятельная работа студентов
|
9
|
7
|
Компетентностно-ориентированные оценочные средства
|
10
|
7.1
|
Оценочные средства диагностирующего контроля
|
10
|
7.2
|
Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы магистрантов
|
10
|
7.3
|
Оценочные средства промежуточной аттестации
|
18
|
8
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
20
|
9
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
20
|
10
|
Методические рекомендации по организации дисциплины
|
20
|
11
|
Паспорт рабочей программы дисциплины
|
21
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины:
освоения дисциплины (модуля): сформировать представление о целостной системе духовных ценностей, созданной человечеством и выраженной в эмоционально-чувственной форме.
Задачи дисциплины:
– освоить содержание высших нравственных и эстетических ценностей через систему категорий этики и эстетики;
– понять механизмы формирование конкретно-исторических норм и ценностей, содержащих в себе общечеловеческие ориентиры, но включающие партикулярные, ограниченные эпохой представления о должном;
– раскрыть сложную диалектику морального сознания и поведения личности, взаимодействие «социальной морали» и индивидуальной;
– усвоить представление о прекрасном в разные эпохи и у разных культур;
– содействовать воспитанию и усвоению морально-нравственных ценностей и прекрасного.
Всё вышеперечисленное в комплексе нацелено на подготовку бакалавра педагогического образования (профиль «Культурологическое образование») к работе по следующим видам профессиональной деятельности:
-
педагогической;
-
культурно-просветительской.
Изучение дисциплины «Этика и эстетика» способствует решению следующих профессиональных задач, соответствующих квалификации (степени) бакалавра педагогического образования (профиль «Культурологическое образование»):
в области педагогической деятельности:
-
организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области;
-
использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;
-
осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области культурно-просветительской деятельности:
-
изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;
-
создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
-
использование современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации (СМИ) для решения культурно-просветительских задач;
-
формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Этика и эстетика» относится к дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла (Б.1.В.ОД.2).
Программа курса «Этика и эстетика» предполагает рассмотрение истории развития этических учений и эстетических концепций, а также освоение содержания категорий этики и эстетики, их эволюции и значения для современников через рефлексию и саморефлексию учащихся.
Программа дисциплины предполагает её изучение в связи с мировой художественной культурой, философией, историей литературы, религиоведением, этнографией и др.
Освоение курса «Этика и эстетика» осуществляется как через аудиторную (практические занятия), так и самостоятельную работу студентов.
Дисциплина «Этика и эстетика» осваивается студентами в течение 6 семестра.
Формой отчётности по дисциплине является экзамен.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Культурологическое образование»):
а) общекультурных компетенций:
– способен анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
В результате изучения дисциплины «Этика и эстетика» студент должен знать:
– историю развития этических учений и эстетических концепций;
– содержание категорий этики и эстетики;
– механизмы формирования художественных и морально-нравственных ценностей;
уметь:
– сопоставлять идеальное содержание категорий и возможные реальные способы их проявления в жизни;
– анализировать и оценивать художественные и этические артефакты, явления и события;
владеть навыками:
– работать с источниками по истории этики и эстетики;
– составления тезисов выступления, научного сообщения, доклада, конспекта, реферата;
– использовать различные методы работы с эстетическим материалом, выполнять различные задания по систематизации, сопоставлению, художественного анализа, рефлексии и др. в процессе самостоятельной подготовки к различным формам контроля.
приобрести опыт деятельности в области
– выбора морально-нравственных и эстетических критериев оценки поступков людей и образно-художественного в окружающей действительности;
– публичного выступления с защитой результатов своей учебной и исследовательской работы.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы (144 часов), из них 54 часа контактная работа с преподавателем по очной форме обучения; по заочной форме обучения – 16 часов.
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы
(в академических часах)
|
Аудиторные занятия
|
СРС
|
КСР
|
ЛЗ
|
ПЗ
|
1
|
Основы этики. Категории этики
|
6
|
10
|
18
|
26
|
–
|
2
|
Основы эстетики. Эстетика и искусство
|
6
|
8
|
18
|
28
|
–
|
|
Итого: 144 (36 часов – экзамен)
|
|
18
|
36
|
54
|
–
|
4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
(дидактические единицы)
|
1
|
Основы этики. Категории этики
|
Цели и задачи дисциплины, история становления этики и эстетики, их место в системе философского знания; специфика метода познания в этике и эстетике; морально-нравственная природа этических ценностей и эмоционально-чувственная природа эстетических ценностей. Система категорий этики и эстетики, их различия и сфера реализации. Структура этики и эстетики. Сущность и функции морали. Духовная природа человека (анализ черт человеческого бытия: философский аспект вопроса): свобода от преданности, самосознание, свобода выбора, самосознание как осознание смерти, культура как человеческий способ бытия. Сущность моральной регуляции: оценочно-императивный характер морали, роль традиции в системе моральных регулятивов; соотношение морали и права. Функции морали; система моральной регуляции: нормы, ценности, смысл жизни, нравственные принципы. Виды этической теории. Мораль и другие сферы общественной жизни: экономика, политика, религия, эстетическое.
|
2
|
Основы эстетики. Эстетика и искусство
|
Эстетика имплицитная и эксплицитная. История формирования эстетических учений и формирование категорий эстетики в древних культурах Востока, в античной философии и искусстве, средневековой схоластике и стилевых системах европейского средневековья, византийского религиозного искусства, философской мысли и художественной практике искусства Нового времени и современные пост-культурные рефлексии категорий художественного о околохудожественного опыта. Формирование эксплицитной эстетики в европейской философии Просвещения: основные школы, направления и подходы в трактовке базовых категорий эстетики. Эстетические концепции Гегеля, Канта, романтиков, реалистов, эстетика модернизма и пост-модернизма, параэстеики. Основные принципы искусства и их эстетические трактовки: мимесис, художественный образ, художественный символ, канон, стиль, форма-содержание. Прекрасное в жизни и природе.
|
5. Образовательные технологии
Таблица 3
№
занятия
|
№
раздела
|
Тема занятия
|
Виды образовательных технологий
|
Кол-во часов
|
1
|
1
|
Этика и эстетика: философские основания дисциплины
|
лекция с проблемными вопросами
|
2
|
2
|
1
|
История этических учений
|
семинар
|
2
|
3
|
1
|
История этических учений
|
семинар
|
2
|
4
|
1
|
Природа человека. Сущность моральной регуляции
|
лекция
|
2
|
5
|
1
|
Категории морали: добро и зло
|
семинар
|
2
|
6
|
1
|
Категории морали: свобода и ответственность
|
семинар
|
2
|
7
|
1
|
Функции морали. Система моральной регуляции
|
лекция с проблемными вопросами
|
2
|
8
|
1
|
Категории морали: долг, совесть, стыд и вина
|
семинар
|
2
|
9
|
1
|
Категории морали: честность и справедливость
|
семинар
|
2
|
10
|
1
|
Виды этической теории
|
лекция с проблемными вопросами
|
2
|
11
|
1
|
Категории морали: достоинство человека
|
семинар
|
2
|
12
|
1
|
Категории морали: любовь
|
семинар
|
2
|
13
|
1
|
Мораль и другие сферы общественной жизни
|
лекция с проблемными вопросами
|
2
|
14
|
|
Категории морали: счастье и смысл жизни
|
семинар-дискуссия
|
|
15
|
1
|
Категории эстетики. Художественный образ как средоточие эстетического
|
лекция с постановкой проблемных вопросов
|
2
|
16
|
2
|
Категории эстетики
|
семинар
|
2
|
17
|
2
|
Искусство как эстетический феномен
|
семинар
|
2
|
18
|
2
|
Эстетика и искусство Востока
|
семинар-диспут
|
2
|
19
|
|
Имплицитная эстетика. История эстетической мысли
|
лекция
|
2
|
20
|
2
|
Художественная теория и практика Древней Греции
|
семинар
|
2
|
21
|
3
|
Эстетические представления и искусство Средневековья
|
семинар
|
2
|
22
|
|
Эксплицитная эстетика
|
лекция
|
2
|
23
|
3
|
Художественные идеалы Возрождения
|
семинар
|
2
|
24
|
3
|
Художественная теория и практика Нового времени (XVII–XVIII вв.)
|
семинар
|
2
|
25
|
|
Специфика эстетики русской культуры
|
лекция
|
2
|
26
|
3
|
Эстетика романтизма и реализма
|
семинар
|
2
|
27
|
3
|
Неклассическая эстетика
|
семинар
|
2
|
|