Учебно-методический комплекс дисциплины «этика и эстетика» Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки



Сторінка1/7
Дата конвертації11.04.2016
Розмір1.07 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И. Менделеева»



Исторический факультет

Кафедра истории, философии, культурологии и МП



Учебно-методический комплекс дисциплины

«ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки

Культурологическое образование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр педагогического образования


Тобольск

2013
Содержание








Рабочая программа дисциплины

4

Руководство по организации обучения дисциплине

22

Приложения

24

Приложение 1. Тезисы лекций

24

Приложение 2. Учебно-методические материалы для практических занятий

32

2.1 Практические занятия

32

2.2. Методические указания к практическим занятиям

42

Приложение 3. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов

43

3.1. Задания для самостоятельной работы

43

3.2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы

48

Приложение 4. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы по дисциплине

50

4.1. Технологическая карта дисциплины

50

4.2. Вопросы для экзамена

51

4.3. Вопросы для тестирования

52


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И. Менделеева»



Исторический факультет

Кафедра истории, философии, культурологии и МП



Рабочая программа учебной дисциплины

«ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки

Культурологическое образование

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр педагогического образования


Тобольск 2013


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК

(сайт для загрузки УМК umk.utmn.ru)


Рег. номер:

_______________________________________________________________________________







Дисциплина:

Этика и эстетика







Учебный план:

050100 Педагогическое образование профиль Культурологическое образование







Автор:

Кибардина Татьяна Александровна




ФИО полностью

Кафедра:

Истории, философии, культурологии и МП







надо


Содержание











1

Цели и задачи освоения дисциплины

6

2

Место дисциплины в структуре образовательной программы

6

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

7

4

Структура и содержание дисциплины

7

4.1

Структура дисциплины

7

4.2

Содержание дисциплины

7

5

Образовательные технологии

8

6

Самостоятельная работа студентов

9

7

Компетентностно-ориентированные оценочные средства

10

7.1

Оценочные средства диагностирующего контроля

10

7.2

Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы магистрантов

10

7.3

Оценочные средства промежуточной аттестации

18

8

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

20

9

Материально-техническое обеспечение дисциплины

20

10

Методические рекомендации по организации дисциплины

20

11

Паспорт рабочей программы дисциплины

21


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины:

освоения дисциплины (модуля): сформировать представление о целостной системе духовных ценностей, созданной человечеством и выраженной в эмоционально-чувственной форме.



Задачи дисциплины:

– освоить содержание высших нравственных и эстетических ценностей через систему категорий этики и эстетики;

– понять механизмы формирование конкретно-исторических норм и ценностей, содержащих в себе общечеловеческие ориентиры, но включающие партикулярные, ограниченные эпохой представления о должном;

– раскрыть сложную диалектику морального сознания и поведения личности, взаимодействие «социальной морали» и индивидуальной;

– усвоить представление о прекрасном в разные эпохи и у разных культур;

– содействовать воспитанию и усвоению морально-нравственных ценностей и прекрасного.

Всё вышеперечисленное в комплексе нацелено на подготовку бакалавра педагогического образования (профиль «Культурологическое образование») к работе по следующим видам профессиональной деятельности:


  1. педагогической;

  2. культурно-просветительской.

Изучение дисциплины «Этика и эстетика» способствует решению следующих профессиональных задач, соответствующих квалификации (степени) бакалавра педагогического образования (профиль «Культурологическое образование»):

в области педагогической деятельности:

  1. организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области;

  2. использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;

  3. осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

  1. изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

  2. создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

  3. использование современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации (СМИ) для решения культурно-просветительских задач;

  4. формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.


2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Этика и эстетика» относится к дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла (Б.1.В.ОД.2).

Программа курса «Этика и эстетика» предполагает рассмотрение истории развития этических учений и эстетических концепций, а также освоение содержания категорий этики и эстетики, их эволюции и значения для современников через рефлексию и саморефлексию учащихся.

Программа дисциплины предполагает её изучение в связи с мировой художественной культурой, философией, историей литературы, религиоведением, этнографией и др.

Освоение курса «Этика и эстетика» осуществляется как через аудиторную (практические занятия), так и самостоятельную работу студентов.

Дисциплина «Этика и эстетика» осваивается студентами в течение 6 семестра.

Формой отчётности по дисциплине является экзамен.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Культурологическое образование»):



а) общекультурных компетенций:

– способен анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

В результате изучения дисциплины «Этика и эстетика» студент должен знать:

– историю развития этических учений и эстетических концепций;

– содержание категорий этики и эстетики;

– механизмы формирования художественных и морально-нравственных ценностей;



уметь:

– сопоставлять идеальное содержание категорий и возможные реальные способы их проявления в жизни;

– анализировать и оценивать художественные и этические артефакты, явления и события;

владеть навыками:

– работать с источниками по истории этики и эстетики;

– составления тезисов выступления, научного сообщения, доклада, конспекта, реферата;

– использовать различные методы работы с эстетическим материалом, выполнять различные задания по систематизации, сопоставлению, художественного анализа, рефлексии и др. в процессе самостоятельной подготовки к различным формам контроля.



приобрести опыт деятельности в области

– выбора морально-нравственных и эстетических критериев оценки поступков людей и образно-художественного в окружающей действительности;

– публичного выступления с защитой результатов своей учебной и исследовательской работы.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы (144 часов), из них 54 часа контактная работа с преподавателем по очной форме обучения; по заочной форме обучения – 16 часов.



4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Аудиторные занятия

СРС

КСР

ЛЗ

ПЗ

1

Основы этики. Категории этики

6

10

18

26



2

Основы эстетики. Эстетика и искусство

6

8

18

28






Итого: 144 (36 часов – экзамен)




18

36

54




4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Основы этики. Категории этики

Цели и задачи дисциплины, история становления этики и эстетики, их место в системе философского знания; специфика метода познания в этике и эстетике; морально-нравственная природа этических ценностей и эмоционально-чувственная природа эстетических ценностей. Система категорий этики и эстетики, их различия и сфера реализации. Структура этики и эстетики. Сущность и функции морали. Духовная природа человека (анализ черт человеческого бытия: философский аспект вопроса): свобода от преданности, самосознание, свобода выбора, самосознание как осознание смерти, культура как человеческий способ бытия. Сущность моральной регуляции: оценочно-императивный характер морали, роль традиции в системе моральных регулятивов; соотношение морали и права. Функции морали; система моральной регуляции: нормы, ценности, смысл жизни, нравственные принципы. Виды этической теории. Мораль и другие сферы общественной жизни: экономика, политика, религия, эстетическое.

2

Основы эстетики. Эстетика и искусство

Эстетика имплицитная и эксплицитная. История формирования эстетических учений и формирование категорий эстетики в древних культурах Востока, в античной философии и искусстве, средневековой схоластике и стилевых системах европейского средневековья, византийского религиозного искусства, философской мысли и художественной практике искусства Нового времени и современные пост-культурные рефлексии категорий художественного о околохудожественного опыта. Формирование эксплицитной эстетики в европейской философии Просвещения: основные школы, направления и подходы в трактовке базовых категорий эстетики. Эстетические концепции Гегеля, Канта, романтиков, реалистов, эстетика модернизма и пост-модернизма, параэстеики. Основные принципы искусства и их эстетические трактовки: мимесис, художественный образ, художественный символ, канон, стиль, форма-содержание. Прекрасное в жизни и природе.


5. Образовательные технологии

Таблица 3





занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

1

Этика и эстетика: философские основания дисциплины

лекция с проблемными вопросами

2

2

1

История этических учений

семинар

2

3

1

История этических учений

семинар

2

4

1

Природа человека. Сущность моральной регуляции

лекция

2

5

1

Категории морали: добро и зло

семинар

2

6

1

Категории морали: свобода и ответственность

семинар

2

7

1

Функции морали. Система моральной регуляции

лекция с проблемными вопросами

2

8

1

Категории морали: долг, совесть, стыд и вина

семинар

2

9

1

Категории морали: честность и справедливость

семинар

2

10

1

Виды этической теории

лекция с проблемными вопросами

2

11

1

Категории морали: достоинство человека

семинар

2

12

1

Категории морали: любовь

семинар

2

13

1

Мораль и другие сферы общественной жизни

лекция с проблемными вопросами

2

14




Категории морали: счастье и смысл жизни

семинар-дискуссия




15

1

Категории эстетики. Художественный образ как средоточие эстетического

лекция с постановкой проблемных вопросов

2

16

2

Категории эстетики

семинар

2

17

2

Искусство как эстетический феномен

семинар

2

18

2

Эстетика и искусство Востока

семинар-диспут

2

19




Имплицитная эстетика. История эстетической мысли

лекция

2

20

2

Художественная теория и практика Древней Греции

семинар

2

21

3

Эстетические представления и искусство Средневековья

семинар

2

22




Эксплицитная эстетика

лекция

2

23

3

Художественные идеалы Возрождения

семинар

2

24

3

Художественная теория и практика Нового времени (XVII–XVIII вв.)

семинар

2

25




Специфика эстетики русской культуры

лекция

2

26

3

Эстетика романтизма и реализма

семинар

2

27

3

Неклассическая эстетика

семинар

2

  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка