Учебно-методический комплекс дисциплины дн (М) Р. 2, Дн (М) Р. 6 «Психологический тренинг развития личностных компетенций»



Сторінка1/12
Дата конвертації12.04.2016
Розмір2.2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН (М) Р.2, ДН (М) Р.6

«Психологический тренинг развития личностных компетенций»


  1. Основная образовательная программа подготовки по направлению бакалавриат



  2. «071300-народная художественная культура»

  3. «050600-художественное образование»

  4. «050300-филологическое образование»

  5. «050200-физико-математическое образование»

  6. «050700-педагогика»


  1. Утверждено на заседании кафедры

  2. ______________________________

  3. факультета

  4. (протокол № 09 от 09 июня 2010г.)

  5. Зав. кафедрой

  6. _______________ (Синкевич И.А.)

2010

1.1. Автор - составитель –

Двоеглазова М.Ю., старший преподаватель кафедры психологии МГПУ


1.2. Рецензенты:

Синкевич И.А., к.п.н., доцент, зав. кафедрой психологии МГПУ


Прялухина А.В., к.пс.н., доцент, зав. кафедрой психологии и социальной работы ФРГСУ в г. Мурманске

1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Назначение дисциплины: учебный курс «Психологический тренинг развития личностных компетенций» предназначен для подготовки по направлению бакалавриат «071300-народная художественная культура» , «050600-художественное образование», «050300-филологическое образование», «050200-физико-математическое образование», «050700-педагогика».
Актуальность дисциплины: Современные системы образовательной и социальной деятельности все чаще используют активные формы групповой работы, которые уже надежно и убедительно проявили свой обучающий потенциал. В ситуации повышенной социальной потребности в различных формах социального сотрудничества коммуникативная культура и личностная зрелость человека имеют особое значение, тем более, если речь идёт о практических психологах и социальных работниках, для которых коммуникативная компетентность и личностная зрелость являются обязательными и необходимыми условиями их профессиональной деятельности.

Учебный курс «Психологический тренинг развития личностных компетенций» имеет двоякую направленность: с одной стороны он направлен на повышение уровня личностной зрелости , на формирование и совершенствование социально-психологической культуры студентов посредством групповых методов психологического воздействия, а с другой стороны – на повышение уровня их профессиональной компетентности , на формирование профессионально- необходимых знаний, навыков и умений, связанных с самостоятельным применением этих методов с целью личностного роста потребителей социальных и образовательных услуг .


Цель курса – повышение уровня личностной зрелости студентов, а так же их профессиональной компетентности в области применения групповых методов психологического воздействия с целью личностного роста потребителей образовательных и социальных услуг в будущей практической деятельности.

Задачи курса:

  1. Проанализировать основные методы психологического воздействия (МПВ) – их цели, формы, содержание, механизмы, эффекты (лекционные занятия);

  2. Обеспечить закрепление полученных представлений о МПВ путем самостоятельной проработки студентами научной литературы и обсуждения прочитанного материала и собственного опыта взаимодействия в форме групповых дискуссий (практические занятия);

  3. Обеспечить условия психологической безопасности для приобретения студентами нового опыта переживаний в процессе группового взаимодействия и достижения на этой основе личностного и профессионального роста (лабораторные занятия).


Структура курса:

Курс включает лекционные и лабораторные занятия.

Лабораторные занятия осуществляются в форме социально-психологических тренингов с целевой программой.

Организационная специф ика лабораторных занятий.Лабораторные занятия имеют свою организационную специфику, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса в целом. Такая специфика проявляется в особенностях структуры, динамики, времени проведения и продолжительности занятий.

Структура каждого лабораторного занятия включает:



  1. Упражнения на групповое сплочение

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

  1. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания

Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).

  1. Упражнения на овладение навыком

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

  1. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.

  1. Анализ аудио- (видео-) материалов

Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив «экспертом» по поведению другого человека.

  1. Обсуждение итогов работы по теме

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

  1. Домашнее задание

Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями.

Динамические особенности занятия-тренинга проявляются в специфике групподинамических процессов, последовательное развёртывание которых предполагает наличие вступительной фазы психологической подготовки (разминки); основной фазы решения сложных содержательных задач по поставленной проблеме; завершающей фазы коррекции состояний и отношений участников группы. Нарушение этой последовательности (невключённость хотя бы одной из указанных фаз) может привести либо к снижению обучающего эффекта, либо к его полному отсутствию, либо к возникновению негативных эффектов (нарушение атмосферы психологической безопасности; деформация межличностных отношений; психологическое травмирование отдельных участников и др.).

Указанные структурно-динамические особенности лабораторных занятий-тренингов обусловливают, в свою очередь, и организационную специфику этих занятий – прежде всего их продолжительность и время проведения.

Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 4-ёх академических часов, т.к. это минимально возможное время для реализации поставленных задач (см. структуру занятия) для осуществления целостного, завершённого акта психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик отдельных участников и группы в целом (см. динамику занятия).

Время проведения занятий должно соответствовать не началу, а концу учебного дня – после этих занятий у студентов должно быть достаточно времени для переработки, осмысления, ретрорефлексии пережитого опыта и новой информации, поэтому после тренинговых занятий нельзя планировать другие дисциплины.

Идеальная организационна модель социально-психологического тренинга – это тренинг-«марафон», в котором без временных разрывов и вмешательств других дисциплин сразу вырабатывается вся целевая программа тренинга. Например, если на «СПТ педагогического общения» запланировано 14 часов, то проводить его следует 2 дня подряд: 1-ый день – 8 часов (4 пары подряд), а 2-ой день – 6 часов (3 пары). Другими словами, все запланированные на семестр часы, будь то 10, 12, 14 или 20 часов, могут быть интенсивно выработаны в течении 2-ух или 3-ёх дней подряд без включения в эти дни в расписание других дисциплин. При таком «марафонском» подходе к организации социально-психологических тренингов достигаются максимально возможные обучающие и коррекционные эффекты.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплины «Общая психология». Знания о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы и закономерностях развития и функционирования социальных групп в объеме дисциплины «Социальная психология». Зна-ния о формах и методах обучения, а также принципах построения учебных процедур в объ-еме курса «Педагогическая психология».

В результате прохождения 3-годичного курса «Методы активного социально-психологического обучения»
студенты должны знать:


  • Теоретические и прикладные основы социально – психологического тренинга;

  • Теоретические и прикладные основы психологии личности и личностного роста;

  • методические основы организации и осуществления социально – психологического тренинга личностного роста;

  • психолого-педагогическую специфику обучения взрослых;

  • принципы построения тренинговых программ на базе изучаемых методов психологического воздействия.



Студенты должны уметь:

  • осуществлять непрерывные процессы самопознания и саморазвития; расширять, углублять и совершенствовать свой личностный и профессиональный потенциал;

  • эффективно взаимодействовать в группе при решении различных задач совместной деятельности;

  • Эффективно влиять (управлять, организовывать) на процессы межличностного и группового взаимодействия;

  • вырабатывать доверительные отношения на основе взаимопонимания и сотрудничества;

  • Ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей в процессе взаимодействия с другими людьми;

  • Свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

  • организовывать и реализовывать в практике групповой работы различные формы и виды социально-психологических тренингов;

  • адекватно применять в профессиональной практике различные приёмы и способы психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик людей, групп, общения и отношений, совместной деятельности.

Требования для получения оценки по курсу

Формы контроля.

Итоговый контроль. Для контроля результатов усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт.

Текущий контроль. Для контроля процесса усвоения дисциплины предусматриваются:

  • контрольные опросы по вопросам для самостоятельнго изучения;

  • защита рефератов.

  • отчёты о результатах выполнения практических заданий;


1.4 Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

«071300-Народная художественная культура»

2

4

40

20

2




18

20

зачет

«050600-художественное образование»

2

4

40

20

2




18

20

зачет

«050300-филологическое образование»


2

4

40

20

2




18

20

зачет

  1. «050200-физико-математическое образование»




2

4

40

20

2




18

20

зачет

  1. «050700-педагогика»

2

4

40

20

2




18

20

зачет

1.6. Содержание дисциплины


1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1

СПТ как метод практической психологии

4

2

-

2

4

2

«Понятие о личности и личностном росте» или «СПТ самопознания, самоотношения и саморегуляции»

4

-

-

4

4

3

«Личностный рост и общение» или «СПТ межличностных отношений»

4

-

-

4

4

4

«Личностный рост и творчество» или «СПТ креативности»

4

-

-

4

4

5

«Личностный рост и профессия» или «СПТ достижений»

4

-

-

4

4




ВСЕГО:

20

2

-

18

20



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка