Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики



Сторінка1/9
Дата конвертації11.04.2016
Розмір1.28 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



СБОРНИК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ


МАТЕРИАЛОВ

по курсу

ПСИХОЛОГИЯ
ЖУРНАЛИСТИКИ


Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики периодической печати

А в т о р ы – с о с т а в и т е л и: д-р филол. наук, проф. Е.И. Пронин,


д-р филол. наук, канд. псих. наук, проф. Е.Е. Пронина

Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 70 с.
Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© Пронин Е.И., Пронина Е.Е., 2006


ПРОГРАММА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА


Психологический итог ХХ века. Глобализация общества и идентичность личности. Вечные проблемы новой журналистики. Профессиональное мышление, общение и поведение в условиях социально-политической антиномии. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Творчество в процессе коммуницирования: интерпретация и порождение сообщений, психологическая защита от информационного давления. Массовая коммуникация как личностная проблема. Коммуникативистика и медиaпсихология.

Основу методического подхода составляет параллельное рассмотрение высших психических функций человека и психологических процессов современной массовой коммуникации, объективирующихся в текстовых структурах, имиджах и паттернах журналистики, а также рекламы и PR.

В системе дисциплин профессиональной подготовки курс «Психология журналистики», интегрируя подходы фундаментальных наук, разрабатывает систему психологических приемов и методов решения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений. Дополнительной функцией курса может стать психодиагностика творческой предрасположенности студента и профессиональная ориентация для работы в специальных подразделениях редакций типа «Психологическая служба газеты».

Тема 2. КАТЕГОРИИ МЕДИАПСИХОЛОГИИ


Массовая коммуникация в психической жизни человека. Преобразование традиционных форм фольклора, ораторского искусства, религиозного проповедничества, делопроизводства, партийной пропаганды, психотерапевтических практик и т. д. в устойчивые типы текстов, имиджей и паттернов массовой коммуникации. Психологический аспект практических концепций журнализма. (Немецкое «Газетоведение»; «News» англоязычной журналистики; «Эзопов язык» русской подцензурной прессы; «Вольное слово» А. Герцена; «Организаторская функция» большевистской печати, посткоммунистическая «Гласность», «Интернет» Б. Гейтса и др.).

Психика как инструмент выживания и развития. Роль массовой коммуникации в процессах психосоциальной адаптации. От коллективного бессознательного (К.-Г. Юнг) и общинного поведения к индивидуальному самосознанию и личной ответственности. Соотношение коллективной и индивидуальной психики. Проблема автономии и границ личности. Динамика индивидуации и инфляции личности в массовой коммуникации. Заражение, внушение, убеждение, научение как формы воздействия на аудиторию. Эффекты податливости и сопротивляемости воздействию. Конформизм и нонконформизм. Влияние активного меньшинства (С. Московичи) на принятие властных решений и изменение взглядов большинства. Современные рекламные стратегии и избирательные технологии. Психология манипуляции. Современные электронные коммуникации и психика. Групповая динамика сетевого сообщества. Эмансипация индивидуальности как следствие технологической революции в массовой коммуникации. Открытое общество и информационная безопасность.

Содержание понятий «парадигма мышления», «форма творчества», «вид текста», «психологический профиль аудитории», «внутренний имидж журналиста», «психологическая служба редакции».

Экопсихология информационной среды. Техника психологической безопасности в массовой коммуникации.



Тема 3. ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ И ВИДЫ ТЕКСТА


Исторические этапы становления феноменологических свойств человека и развитие представлений медиапсихологии.

Магическое мышление и мифологиеский текст. Пантеистическое мироощущение древних. Аристотель, Платон, Демокрит и преднаучное осмысление предмета психологии. Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Дж. Фрэзер о пралогическом мышлении и структуре мифологического текста. Табу как импульс психической деятельности. Мифология новейших средств массовой коммуникации. Триединство прорицания, всеведения и заклинания в современной политической публицистике. Теория «глобальной деревни» М. Маклюена. Мифологический текст в арсенале журналиста.

Рационалистическое мышление и убеждающий текст. Эсхатологическое мироощущение средневековья и пропаганда идеи общественного прогресса в эпоху Просвещения. Р. Декарт о сознании как единственной психической реальности. Идеологическая оценка как импульс психической деятельности. Религиозная проповедь и пропагандистская статья – прототипы убеждающего текста. Назидательность как необходимое условие массовой коммуникации. Стереотипы пропаганды и стилистика убеждающей речи. Дедукция, абдукция и бинарная логика убеждающего сообщения.

Позитивистское мышление и прагматический текст. Кризис идеологии просвещения. Дж. Уотсон о поведении как единственной психической реальности. Выгода как импульс психической деятельности. Коллективная рефлексология по В. Бехтереву. Массовая коммуникация и реальные проблемы социальной практики. Расследовательская деятельность журналиста. Прагматический текст: дегероизация и деритуализация, фактологичность, описательность, рецептурность.

Драйв-мышление и гедонистический текст. Бессознательное как феномен психической жизни. З. Фрейд о структуре личности. Драйв–мышление и гедонистический риск. Удовольствие как импульс психической деятельности. Гедонистический текст как актуализация влечения: устранение «цензора», отрицание табу, «разглядывание» вытесненного. Регрессия, сгущение, замещение как приемы построения сообщения. Проблематика и символика шоу-программ и развлекательных изданий.

Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст. Неадекватность драйв-мышления в ситуации экзистенционального выбора. Метапотребности, как психическая реальность. Самоактуализизирующаяся личность (А. Маслоу) в системе представлений о феномене человека. Поиск смысла жизни как импульс психической деятельности. В. Франкл и концепция логотерапии. Этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер). Пути самоактуализации личности и включенность человека в массовую коммуникацию. Смысловыявляющий текст: вариативность бытийных ценностей, децентрация авторской позиции, реритуализация, нонконформизм, ответственность, прогностичность.

Net-мышление и сетевой текст. Интернет как электронное поле общения, источник информации, поисковая система и интерпретатор данных. Творчество в режиме «компьютер – человек»: опора на алгоритмизованную интуицию, преобладание эвристики над доказательностью, отторжение внешнего контроля, интерактивность, публичная субъективность. Сетевой текст в традиционных каналах массовой коммуникации.

Интеграция исторических уровней психической жизни в мышлении, поведении и творчестве современного человека. Мультимедиа-технологии и журналистика.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка