Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Утверждаю
Декан ИПФ
____________________С.А. Иващенко
______________________ 2011г.
Регистрационный № УД-________/р
психологиЯ
Учебная программа для специальности:
1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»
Факультет инженерно-педагогический
Кафедра психологии
Курс 1,2
Семестр 2,3
Лекции 79 часов Экзамен 2 семестр
Практические (семинарские)
занятия 17 часов Зачет 3 семестр
Лабораторные
занятия 35 часов Курсовая работа 3 семестр
Всего аудиторных
часов по дисциплине 122 часа
Всего часов Форма получения
по дисциплине 221 час высшего образования очная
Составил: к.психол.н., доцент Лобач И.И.
Минск 2011
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Психология» для высших учебных заведений по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по напрввлениям) утвержденной 16.06.2010, регистрационный № ТД-В.002/тип
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Психология» БНТУ (протокол № 10 от 30.05.2011г)
Заведующий кафедрой ____________ В.А. Клименко
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией ИПФ (протокол №_____ от _________2011 г.)
Председатель __________________
-
Пояснительная записка
Типовая программа «Психология» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОСРБ 1-08 01 01-2007 по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»
Целью дисциплины является формирование у будущих педагогов-инженеров системы знаний общей, возрастной, педагогической, социальной и инженерной психологии, а также умений и навыков научно обоснованного подхода к организации обучения и воспитания учащихся. Ее предметом являются психологические закономерности профессионального становления личности.
Важнейший принцип преподавания курса - тесная связь его с жизнью, деятельностью педагогических и ученических коллективов профессиональных и средних специальных учебных заведений. Преподавание и обучение психологии играет важную роль для организации самовоспитания и самообразования как самих студентов (в будущем педагогов-инженеров) так и учащихся. Этому во многом содействуют лекционные, лабораторные, практические занятия, курсовая и самостоятельная работы.
Основные задачи изучения дисциплины «Психология»:
-
изучить общие закономерности психики, раскрыть психологические закономерности формирования человека как личности, изучение психологической сущности деятельности человека;
-
изучить возрастные особенности психических свойств, состояний и процессов и на этой основе применять в педагогике и методике преподавания и воспитания психологические основы формирования знаний, навыков и умений профессионального становления личности;
-
изучить психологические проблемы воспитания и обучения, усвоить общие законы и закономерности усвоения учащимися знаний, формирования навыков, умений и мастерства;
-
изучить социально-психологические особенности групп и коллективов, межличностные отношения, конфликты, массовидные явления и психологическую совместимость различных личностей в деятельности;
-
показать студентам возможности наиболее полного использования в практике учебной и воспитательной работы с учащимися психологических закономерностей для повышения эффективности обучения и воспитания;
-
сформировать у студентов навыки и умения изучения черт личности, способностей, мотивов деятельности и индивидуально-психологических особенностей учащихся и т.п. с помощью психологических методов диагностики;
-
заложить основу формирования профессионально значимых качеств личности будущего педагога-инженера;
-
изучить основные вопросы психологии труда, инженерно-психологического проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина» с учетом особенностей и возможностей человека;
-
изучить динамику работоспособности человека и рационализацию режимов труда и отдыха;
-
изучить основные требования к организации рабочего места.
Знание психологи позволит педагогу правильно конструировать учебный материал, делая его доступным учащимся, найти и обосновать наиболее рациональные методы обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, определить место и применение на уроке средств обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся.
В результате изучения курса «Психология» студент должен:
знать:
-
общие закономерности психики, психологические закономерности формирования человека как личности;
-
психологическую сущность деятельности человека;
-
возрастные особенности психических свойств, состояний и процессов;
-
психологические проблемы воспитания и обучения, общие законы и закономерности усвоения учащимися знаний, формирования навыков, умений и мастерства;
-
социально-психологические особенности групп и коллективов, межличностные отношения, психологическую совместимость различных личностей в деятельности;
уметь:
-
изучать черты личности, способности, мотив деятельности и индивидуально-психологические особенности учащихся с помощью психологических методов диагностики;
-
формировать профессиональное становление личности с учетом возрастных особенностей учащихся;
-
использовать знания психологических особенностей личности в практике учебной и воспитательной работы с учащимися;
-
решать психологические проблемы в учебно-воспитательном процессе;
-
управлять коллективом учащихся.
В процессе изучения психологии должны быть обеспечены межпредметные связи и преемственность курса с философией, педагогикой и методикой преподавания.
Формы отчетности: зачет; экзамен и защита курсовой работы.
Изучение курса «Психология» рассчитано максимально на 246 часов.
Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий для разных направлений специальности приведено в таблице.
Шифр направления специальности
|
Лекции,
час
|
Лабораторные работы, час
|
Практические занятия, час
|
Всего аудиторных занятий, час
|
1-08 01 01-01
1-08 01 01-03
1-08 01 01-05
1-08 01 01-09
|
68
|
34
|
16
|
118
|
Поділіться з Вашими друзьями: |