Тетрадь по литературному краеведению для 4 класса



Скачати 220.89 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір220.89 Kb.


ТЕТРАДЬ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

для 4 класса

Составлена по модели тетради для чтения

к учебнику для 4 класса

«В океане света»

/авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева/

Составитель:

Честнокова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»
2013 год
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Вот уже четвертый год ты открываешь для себя

литературное богатство Урала.

Ты уже знаком со многими именами писателей-земляков.

А сколько ещё неизвестных страниц таит в себе наша уральская сокровищница!

Сегодня ты отправишься в увлекательное путешествие в историю детской литературы на Урале. А значит, и в историю твоих предков, твоей малой родины.

Ты почувствуешь самобытность уральских авторов и вместе с тем, увидишь, как много у них общих тем и сюжетов с практикой художественного слова в России.

«Не может родина быть малой с такой великою душой!»

Эти строки нашего земляка – поэта Константина Скворцова с гордостью произносят многие уральцы.

Пусть и в твоей душе навсегда останутся чувства восхищения и любви к своему краю!

Итак, счастливого путешествия «в краю озер и рудных скал!»

И новых встреч с мастерами самоцветного слова Урала!

c:\users\user\desktop\оформление уральское\на тачке.jpg
РАЗДЕЛ 1. ЛЮБИМЫЕ КНИГИ.

Марина Юрина. Завтра и вчера.




  1. 1. Как бы ты ответил на вопросы, которыми автор заканчивает это стихотворение?

Интересно, что за взрослая 
  игра?
Кто придумал, что есть Завтра и
  Вчера?

2. Как ты думаешь, почему автор в этом стихотворении слова Сегодня и Вчера пишет с заглавной буквы?

______________________________________________________________________________________________________________


  1. 3. Чем похожи стихотворения Марины Юриной «Завтра и вчера» и Генриха Сапгира «Сегодня, завтра и вчера»? Обрати внимание на настроение стихотворений.__________________

______________________________________________________________________________________________________________

4. Пофантазируй и придумай способ, как можно «изловить секретно Завтра»?______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5. «Завтра» Марина Юрина сравнивает с котом. А с какими животными можно сравнить Вчера и Сегодня? Нарисуй.

Вчера Сегодня

Что такое детская литература?




  1. 1. Закончи «писательскую уральскую» азбуку. Подчеркни незнакомые фамилии.

Аксаков, Б____________, Власова, Грантс, Д_____________, Занадворов, К____________, Львов, М_________________, Ончуков, П__________, Р_______________, Сыч, Т_______________, Устинов, Фонотов, Ховив, Цибизов, Черепанов, Ш____________, Ю_________, Ягодинцева.

2. Вспомни фамилии писателей-земляков и названия произведений, прочитанных тобою в 1-3 классах. Уточни жанры этих произведений.



Название произведения

Автор

Жанр произведения

Аленький цветочек










Павел Бажов




_________ и хан Кучум

Клавдия Копысова




Тяп-Ляп






Баранкин, будь человеком!







Легендарный ____________

Лев Рахлис





Околесица

Римма Дышаленкова









стихотворение








РАЗДЕЛ 2. У ИСТОКОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

«Детство Аленького цветочка». Урок о жизни и творчестве Сергея Тимофеевича Аксакова.


  1. 1. Прочитай записку, сохранившуюся в бумагах Сергея Аксакова.

"Есть у меня заветная дума, которая давно день и ночь меня занимает... Я желаю написать книгу для детей, какой давно не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит не достойно мысли... Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление, и чтоб исполнение было художественное в высшей степени".

2. Подчеркни, какие творческие задачи ставил перед собой писатель. Удалось ли, на твой взгляд, их выполнить?

______________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитай описание двух домов, в которых проходило детство писателя.

1) «В Уфе на перекрёстке двух улиц стоит деревянный дом. Здесь 1 октября 1791 года родился будущий великий писатель. Дом этот один из немногих сохранившихся представителей 18-го столетия в Уфе. Он принадлежал деду писателя по материнской линии, Николаю Семеновичу Зубову, который был помощником уфимского наместника. Это был весьма высокий чин, и на деде писателя лежало множество обязанностей. Детские годы Аксакова прошли здесь, в этом доме».

4

2) «В Оренбургской области находится музей-заповедник в селе Аксаково, которое ранее называлось Знаменским – по названию местной церкви. Это село основал в 1760-х годах дед писателя – дворянин Степан Михайлович Аксаков, купивший здесь обширный участок. Одноэтажный дом Аксаковых был срублен из деревьев знаменитого Бузулукского бора. У дома дед писателя создал красивый парк с липовой и сосновой аллеями. Также вскоре он соорудил пруд на реке Бугуруслан и построил мельницу. С восьми лет юный Аксаков проводил здесь каждое лето».



4. Рассмотри иллюстрацию в учебнике «Имение Аксаковых». Как ты думаешь, какой дом на ней изображен? _______________

5. А какой дом имеет в виду герой автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука» Сережа? «Против нашего дома жил в собственном же дому С.И.Аничков...»

______________________________________________________

6. Прочитай письмо Аксакова сыну Ивану о создании сказки «Аленький цветочек»: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую я в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучку обломков этой сказки, а как она войдет в состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку».



Как ты понимаешь выражения, подчеркнутые в тексте письма. ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

7. В селе Аксаково планируется создание памятника «Аленький цветочек». Нарисуй свой проект этого памятника.


РАЗДЕЛ 3. XIX ВЕК. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Лидия Преображенская. Парус серебристый. Всегда со мной.



  1. 1. Вспомни автобиографический рассказ Лидии Преображенской «Добрая волшебница», который мы читали в 3классе. Бабушка подарила внучке чудесную красочную книгу: «Вот князь Гвидон на берегу моря-окияна... Из пены волн выходит царевна Лебедь...» Кто автор этой книги?

___________________________________

Помню, я была девчонкой,

Босоногой и смешною.

Первый раз тогда раскрыла

Книжку с корочкой цветною.



  1. 2. Какие чувства вызывало «слово Пушкина» у маленькой девочки? ______________________________________________

А у взрослой поэтессы? __________________________________

______________________________________________________





  1. 3. Можешь ли отнести к себе финальные строки из стихотворения «Всегда со мной»? _________________________

Радость пушкинского слова

Будет жить всегда со мною.


4. А что бы ты загадал(а), если бы произошло чудо, о котором мечтают героини Лидии Преображенской:

Вот пришел бы невод

С рыбкой золотою.

Я бы попросил(а):

«Сделай так, чтоб

___________________________

__________________________

___________________________________________________



«Певец Урала» Урок-письмо по творчеству Д.Н.Мамина-Сибиряка



  1. Прочитай письма Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, которые он публиковал вместе со своими сказками и рассказами. Поразмышляй. Вырази свои впечатления.


«Если возможны хорошие священники, то мой отец был

одним из них… Мой отец был самым спокойным

человеком, какого мне приходилось встречать.

От него отходила какая-то сила.Она чувствовалась окружающими… Мать никогда не ласкала нас с братом.

Я не слыхивал от нее более нежного обращения, кроме

обыкновенного Мити, ни в минуту радости, ни в

минуту гнева».

1)Что тебя удивило? Были ли похожие детские впечатления у других знакомых тебе авторов?

_____________________________________________________

_____________________________________________________


«И вот я снова в родном гнезде. Каксветлый сон, пролетели два года. Целыми днями я пропадал тогда в лесу с Костей Рябовым и дьячком Матвеичем. Молчаливый при людях, Матвеич становился с

совсем другим человеком в лесу. Он до самозабвения любил природу. Здесь только раскрывалась его простая

и чистая душа».


2)Какого героя из рассказа Мамина-Сибиряка тебе напоминает образ Матвеича? Чем они похожи?

_______________________________________________________

«Родина – наша вторая мать! А такая

Родина, как Урал, тем паче. Припомни

наших богатырей, которые, падая на

сырую землю, получали удесятеренную

силу. Это глубоко верная мысль

3)Припомни и ты, кому родная земля, родная природа помогала?

_______________________________________________________

«Аленушка дала мне и «Детские тени», и детские

рассказы. Я услышу ее детский лепет и

почувствую себя хорошо-хорошо. Ведь в ней

моя молодость, моя любовь, последнее, для

чего стоит жить. Если бы эта капелька

понимала, что она везет на себе

целую детскую литературу».

4)«Подвиг отцовства» – так написали в одной книге о Мамине-Сибиряке. Согласен ли ты с этим определением?

_____________________________________________________________________________________________________________
«Читайте мои уральские рассказы. Это

лучшее, что у меня есть. Вырос там, впитал

в себя. А то пишу я также романы…

Знаете, такие большие, длинные… Но свои

рассказы об Урале я больше люблю».

5)Какие чувства выражает писатель в этих словах: личную гордость или что-то другое?

_______________________________________________________

«Жить тысячью жизней,

страдать и радоваться тысячью сердец –

вот где настоящая жизнь и настоящее счастье».

_____________________________________________________________________________________________________________
«Каждая книга является живой частичкой автора.

Чем больше он вложил самого себя,

тем больше он может рассчитывать

на живое впечатление читателей».

6) Какие произведения Мамина-Сибиряка ты бы мог назвать в подтверждение этих слов?

_____________________________________________________________________________________________________________


  1. «Шкатулка откровений»: напиши ответное письмо Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку, или письмо своему другу, своим родным об этом человеке. Что больше всего сегодня затронуло струны твоей души?

Сочинение в форме путевого очерка по Уралу


  1. Подготовься к сочинению.

1. Уточни понятие.

Путевой очерк – зарисовки, сделанные во время путешествия.

  1. Выбери и дополни материалы для сочинения. Запиши кратко.

Куда будет совершаться путешествие? В горы, в пещеры, на озера, по городам Урала __________________________

Кто будет путешествовать? Дети, семья, друзья, ________

Когда будет совершаться путешествие? _______________

На чём будут передвигаться путешественники? На лодке, пешком, __________________________________________

Зачем они отправились в поездку? По заданию, отдохнуть, узнать новое, на поиски чудес, _____________________

Где побывают во время поездки? ________________________

Что увидят? Аркаим, Ильменский заповедник, Вишневые горы, Игнатьевскую пещеру, Башню Тамерлана, стелу «Европа-Азия»,каслинское литье, златоустовский булат __________________________________________________

С кем повстречаются путешественники? Со старателями, камнерезами, кузнецами, формовщиками _________________________________________________

Будут ли с ними разговаривать, о чем? ________________

_________________________________________________

Какие мысли вызовет поездка? _______________________

__________________________________________________


  1. Составь маршрут путешествия (план сочинения).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Озаглавь сочинение. ___________________________________



  1. Напиши сочинение.

РАЗДЕЛ 4. ВЕК ХХ. НОВЫЕ ВСТРЕЧИ СО СТАРЫМИ ДРУЗЬЯМИ.




«Сказы старого мастера». Урок-превращение по сказам Павла Бажова.


  1. 1. Выбери творческие задания для подготовки к уроку:




  1. Самостоятельное чтение сказов П.Бажова, выбор одного из них, подготовка творческого пересказа по группам с элементами инсценирования.

  2. Выполнение творческих работ декоративно-прикладного характера: «малахитовая шкатулка», «каменный цветок», «ящерки для змеиной горки», «костерок», «панорама уральского старинного поселка».

  3. Иллюстрирование сказов.

2. Вспомни жанровые особенности сказа и его отличия от сказки. Соедини.

Зачин, концовка.

Описание реальных событий

с элементами вымысла.

Главная тема – жизнь и быт рабочих Урала.

сказ

сказка


Есть волшебные предметы.

Троекратный повтор.

Особый язык.

Главные герои – мастера, добытчики.

Есть сказочные герои и события.

Ощущение присутствия рассказчика.




  1. 2. Исследуй по ходу чтения особенности «уральского говорка». Понаблюдай, какие суффиксы чаще всего используются в уральских сказах для передачи отношения рассказчика к положительным героям? Образуй с помощью этих суффиксов новые слова от данных.

Данил ___________________

Степан __________________

Таня ____________________

парень ___________________

девочка __________________


  1. Образуй с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения новые имена прилагательные:

Сама черная да баская, а глазки зеленые.

_________________________________________________

С лица чистый, волосы кудрявые, глаза голубые.

_________________________________________________




  1. Подбери к просторечным словам, характерным для языка уральских сказов, общеупотребительную пару:

пущай _____________________

изукрашены ____________________

робить _______________________

ладная ________________________

испужался ______________________

поблазнила _______________________




  1. Вспомни «мастеровые» /профессиональные/ слова уральских рабочих, дополни словосочетания:

Малахит (какой?) ш____________й

Л_________л, р________л (что?) малахит

Работать (чем?) к________й

Сорт (какой?) к___________й


  1. Уточни: сказ – это литературная передача живого языка повествователя. Продолжи запись слов и выражений, с помощью которых П.П.Бажов дает нам возможность ощутить живое присутствие рассказчика.

Слышь-ко, _______________________________________

«Вот и _____________, как жить-то…»


Используй материал этих заданий при подготовке творческого пересказа.


  1. Составь подробный план сказа, который ты будешь сказывать.

Вариант 1: план из повествовательных предложений. Вариант 2: план из вопросительных предложений. Вариант 3: цитатный план.

______________________________

1)______________________________________________________2)______________________________________________________3)______________________________________________________4)______________________________________________________5)______________________________________________________6)______________________________________________________7)_____________________________________________________





  1. 8. Подготовь материалы для устного рассказа о главной героине бажовских сказов - Хозяйке Медной горы.




  1. Как выглядит? В каких образах появляется? ______________________________________________________

  2. Где живет? Какие у неё владения? ______________________________________________________

  3. Какие волшебства она может совершить?__________________

______________________________________________________

  1. Какие у неё обычаи? Идти от нее надо не ________________. ____________ она в свои владения не допускала.

  2. Кому Хозяйка помогла, а кого не жаловала?________________

______________________________________________________

  1. Какой это персонаж: отрицательный или положительный?

«Худому с ней встретится горе, да и доброму – радости мало» _______________________________________________

  1. Кто сумел победить чары Хозяйки? _______________________

_____________________________________________________


  1. «Шкатулка откровений»: на «камешке» запиши свои мысли, развернув одно из следующих предложений:

  • «Если бы я встретился с Хозяйкой Медной горы…»

  • «А ко мне голубая змейка наградой прикатит?»

  • «Больше всего меня поразило мастерство…»

________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постарайся превратить этот камешек в настоящий самоцвет.




  1. Запиши сказы П.П. Бажова, которые ты услышал на сегодняшнем уроке от своих одноклассников. Отметь, какие из них тебе захотелось прочитать самому?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Читай, перечитывай снова.

И слово алмазом сверкнет.

В нем правда. И мудрость. И сила.

В нем сердце поэта живет.


«ВОКРУГ МАРШАКА»

Лидия Преображенская. Старая телеграмма.




  1. 1. Прочитай текст телеграммы в начале рассказа: «Кузнецову Копия Преображенской Москвы Сердечно благодарю желаю успехов Маршак» Какие вопросы и предположения у тебя возникают?

  1. Кто такой Кузнецов?____________________________

  2. За что Маршак благодарит в этой телеграмме? _____________________________________________

  3. _____________________________________________



  1. 2. Записывай по ходу чтения материалы для портрета С.Маршака, который создала в этом рассказе Лидия Преображенская.

Размашистая авторская надпись, добрые глаза поэта за толстыми стёклами очков, ___________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. 3. Выбери из слов в скобках и подчеркни то слово, которое ты считаешь авторским. Проверь себя по книге.

«Мы уходили взбудораженные, (радостные, окрыленные, гордые) и счастливые. Та (теплота, доброта, душевность), которой (окружил, удивил, одарил) нас этот человек, давала нам бодрость и веру в свои (возможности, силы, таланты)».


  1. Почему Лидия Александровна Преображенская бережно хранила выцветшую от времени телеграмму?

_____________________________________________________

_____________________________________________________


СМЕШНЫЕ КНИЖКИ. ТАЙНА ЮМОРА И САТИРЫ.


Стихотворные детские портреты уральских авторов

  1. Узнай героя стихотворения. Запиши название.

«У мальчика печальный вид –

Его покинул аппетит!»

__________________________

(Людмила Татьяничева)


«Я хочу задать вопрос,

Чем он вытирает нос...»

__________________________

(Самуил Гершуни)


«Их она охапками бросает,

А в садах, на клумбах рвёт, ломает!

_________________________

(Басыр Рафиков)


«Вещи мы беречь должны!

Спрячем санки до весны».

__________________________

(Аркадий Борченко)


«Он кровати не заправил.

И впридачу ко всему

Не учил стихов и правил,

В школе заданных ему».

_____________________

(Рамазан Шагалеев)


2. В каких стихотворениях представлены сатирические портреты детей? __________________________________________________

3. А в каком произведении нет ни юмора, ни сатиры?

__________________________________________________________________________________________________________________
«ПАНОРАМА ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Стихи современных уральских авторов. Сборник «От 7 до 12»




  1. 1. Узнай автора:




  1. Он знаком с Безусым самсусамом» и Шалопаем Шалопаевичем», готовит блюда на полянке, знает, как стать знаменитым и желает нам дружить со стихами.

________________________

  1. Она вырастила помидор-светофор, открыла пропадательный закон, знает молчаливый язык, а когда пишет стихи, то превращается в маленькую девочку.

__________________________

  1. Он живет в Задомнаперёдске, изучает кое-что из жизни бегемотов, посвящает баллады прогульщикам и приглашает нас писать стихи прямо на блинах.

_________________________

  1. Она исследует, что на свете для чего, разучивает песенку с солдатским ботинком, ловит Завтра и предлагает почитать свои стихи кошкам и собакам.

_______________________

  1. Она поймала хороший улов, собрала гостей на день рожденье к Большому Носорогу, знает, на что похоже солнышко и пишет стихи для бабушек и дедушек, которые тоже были маленькими.

_________________________

  1. Она посылает всем приветы, занимается удивительными делами, может сделать трамвайчик счастливым, а всех детей называет маленькими солнышками.

__________________________

  1. Сочини похожую загадку о челябинском детском поэте Янисе Грантсе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарий для учителя
Пособие для учащихся 4 класса может быть использовано на уроках литературного чтения и во внеурочной работе с целью учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

Краеведческая тетрадь составлена по модели тетради для чтения к учебнику «В океане света», 4 класс /авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В./.



Цель работы с тетрадью:

  • обогащение содержания уроков литературного чтения краеведческим материалом;

  • развитие умений понимания текста;

  • обеспечение возможности систематической работы по формированию личностно-ценностного отношения к своему краю;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Произведения, включенные в круг чтения по литературному краеведению, отвечают общим принципам построения учебников чтения Образовательной системы «Школа 2100».

Представленные в тетради задания, соответствуют трем этапам работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

Отличительной особенностью тетради для 4 класса является введение специальных уроков, посвященных жизни и творчеству уральских писателей. Данный прием позволяет реализовать монографический принцип изучения литературы.

Работа по заданиям краеведческой тетради «Самоцветное слово Урала» органично входит в структуру уроков чтения, делая их увлекательными, мотивированными, личностно ориентированными.

Данная тетрадь является составной частью комплекса методических и дидактических материалов по литературному краеведению «Самоцветное слово Урала».

Содержание
РАЗДЕЛ 1. ЛЮБИМЫЕ КНИГИ.

Марина Юрина. Завтра и вчера.................................................................... ..3

Что такое детская литература?...................................................................... .4
РАЗДЕЛ 2. У ИСТОКОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

«Детство Аленького цветочка». Урок о жизни и творчестве Сергея Тимофеевича Аксакова....................................................................................6

РАЗДЕЛ 3. XIX ВЕК. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Лидия Преображенская. Парус серебристый. Всегда со мной....................8

«Певец Урала». Урок-письмо по творчеству Д.Н.Мамина-Сибиряка........9

Сочинение в форме путевого очерка по Уралу...........................................12


РАЗДЕЛ 4. ВЕК ХХ. НОВЫЕ ВСТРЕЧИ СО СТАРЫМИ ДРУЗЬЯМИ.
«Сказы старого мастера». Урок-превращение по сказам Павла Бажова.. 13

«ВОКРУГ МАРШАКА»

Лидия Преображенская. Старая телеграмма. ..............................................17

СМЕШНЫЕ КНИЖКИ. ТАЙНА ЮМОРА И САТИРЫ.

Стихотворные детские портреты уральских авторов..................................18

«ПАНОРАМА ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»



Стихи современных уральских авторов. Сборник «От 7 до 12»................19 Комментарии для учителя ……………………………………………….....20


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка