Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: "Контур", 1998. 464 с



Сторінка1/33
Дата конвертації13.04.2016
Розмір5.43 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Т.Г. Лешкевич

вводныи kypc





1998 ГОД

ББК 86.3 Л 33

Т.Г. Лешкевич

Л 33 Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное М.: "Контур", 1998. - 464 с.

Второе дополненное издание учебного пособия предлагает новый нетрадиционный взгляд на периодизацию историко-философского процесса, согласно которому концептуальный потенциал и этическая направленность мудрости герметизма кладется в основание всей последующей философии. Следуя традициям систематического философского образования, наряду с проблемами, связанными со спецификой философии, философской онтологией, атрибутами универсума, научной картиной мира и философской антропологией, включает в себя ряд принципиально инновационных тем, ориентированных на менталитет нации. Рассматривается феномен энергии в оценках ученых и эзотериков, объясняются аномальные явления на основе информационно-энергетических взаимодействий, понятия ноосферы, синергетики, экософии, экологии человека, киборгкультуры и постмодерна.

Предназначено широкому кругу читателей: учащимся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, абитуриентам и студентам, изучающим философию, а также всем интересующимся наукой о мышлении.

ББК 86.3

ISBN 5-86065-006-Х © "Экспертное бюро", 1998

© Оформление "Экспертное бюро-М", 1998 © Т.Г. Лешкевич, 1998

СОДЕРЖАНИЕ

От автора...................................................................................... 21

Введение....................................................................................... 23

Раздел первый. ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ

ТЕМА 1. Возникновение герметической философии в древнеегипетской цивилизации ............................................. 29

Источники изучения древнеегипетской цивилизации: "Книга мертвых", "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", а также труды античных авторов: Геродота, Плутарха. — Ритмичность и цикличность как основа мировосприятия Древнего Египта. — Основные достижения древнеегипетской цивилизации. Египетская магия — тайна, хранимая жрецами. Знаменитая эннеада — девятка богов, почитавшихся во всем Египте. — Исповедь отрицания.

ТЕМА 2. Литературно-мифологический портрет бога Гермеса, его функции и отношения с другими богами........................................................................................... 41

Древнеегипетская, эллинская и римская версии толкования бога Гермеса. — Литературно-мифологический портрет Гермеса. — Функции Гермеса. — Тот (Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и письменности. — Гермес в греческой мифологии. — Возникновение образа Гермеса Трисмегиста в период поздней античности. — Римский бог Меркурий.

ТЕМА 3. Проблемы концептуального анализа тайной мудрости. "Священная книга Тота" и "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста................................................................. 49

Учение, хранимое в тайне. Единство абсолютной реальности. — Трехчастное деление "Священной книги

Тота". — Формула: "Человек живет в мире разума, разумом и в разуме". — Двойственная природа человека. — Тринадцать заповедей "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста. — Трехступенчатый путь познания в формуле "Правильно, верно без лжи и несомненно истинно". — Метод аналогий — основной метод герметизма.

ТЕМА 4. Понятие герметической философии и ее составляющих............................................................................. 55

"Популярная герметика" и "ученая герметика". — Герметика как собрание теософско-оккультных текстов 2 — 3 вв. — Проблема сотворения мира духом как центральный вопрос герметизма. Трактат "Пимандр". — Космогоническая картина и ступени эманации верховного ума-логоса. Многомерный мир герметики. — Семь принципов организации Вселенной: принцип ментализ-ма, соответствия, вибрации, полярности, ритма.причин и следствий, пола. — Энергийный характер герметизма. — "Слово сильнее оружия". — Испытания посвящения. — Адепты и профаны. — Герметизм человеческой дущи. — Герметические аксиомы. Контрольные вопросы................................................................ 67



Темы рефератов.......................................................................... 67

Раздел второй. О СПЕЦИФИКЕ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 5. Особенности мифологического сознания............ 69

Мифология как наиболее древняя форма духовной культуры. — Антропоморфизм, образность, синкретизм, ге-нетизм, символизм мифологии. — Основные группы мифов и мифологическая картина мира. — Философы и этнологи в поисках ответа на вопрос: "Что такое миф?". — Функции мифотворчества. — Проблема ре-мифологизации (возрождения мифа). Теогония как форма предфилософии. — Возникновение философем. —

Мифология, теогония, натурфилософия. — Мифогенная, гносеогенная и гносеомифогенная концепции возникновения философии. — "Семь мудрецов" и зарождение нравственной рефлексии.

ТЕМА 6. Натурфилософия и софисты.................................... 85

"Фисиологи" и их учения о первоэлементах. — Безлич-ностно-понятийный способ истолкования природы, идея причинности, становления, прозорливые гипотезы. Классическая греческая философия — "италийская философия" (Аристотель). —Дальнейшая рационализация мышления. — Пифагорейцы, элеаты, плюрализм Эмпедокла и Анаксагора. — Атомистика. Софисты и софистика. — Учителя красноречия,"мудрецы за плату". — Перемещение философских интересов в сферу этики, политики, теории познания. — Софизмы — "пути и распутья" словесно оформленной мысли. — Примеры софизмов. — Влияние софистики на весь европейский способ мышления. — Определение софистики. — Две школы софистов. — Релятивизм — признание абсолютной изменчивости. — Софисты и Сократ. — Платон о благе и государстве.

ТЕМА 7. Почему философия не может быть наукой всех наук?.............................................................................................. 99

Соотношение философии и науки. — Объектность науки и универсальность философии. — Естественные, общественные и технические науки, — Понятийный аппарат науки. — Факты науки и умопостигаемые сущности философии. — Точное знание и смысложизненная проблематика. Особенности метода философской рефлексии. — Язык философии. — Связь философии с другими формами общественного сознания. — Философия как совокупный опыт духовного развития человечества. — Философия науки как философская дисциплина и как философское направление.

ТЕМА 8. Смысл и предназначение философии.................... 113

Философия — духовная квинтэссенция своего времени. — Связь философии с жизнью и конец спекулятивного, умозрительного конструирования. — Позиция духовной выдержки. — Философия — любовь к мудрости. — Облик философа-мудреца. — Содержательный анализ понятия "мудрость". — Философия как образ жизни, школа мысли. — Способность и ответственность суждения. — Философия — целостное постижение универсума.

ТЕМА 9. Философское мировоззрение.................................. 127

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени". — Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целеполагаю-щих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

ТЕМА 10. Что такое философия? Спор дефиниций............. 135

Анализ существующих определений философии. — Философия как форма общественного сознания, как система взглядов на мир в целом, как одна из форм мировоззрения. — Нетрадиционные интерпретации специфики философского знания. — Философия — "это мышление

вслух"(М. Мамардашвили). — Философия — "культура всеобщего взаимопредполагания мысли и бытия" (В. Библер). — Философия как "вопрошание сущего" (М. Хайдеггер), "притязание обрести смысл жизни"(К. Ясперс).

ТЕМА 11. Русская философия в поисках подлинной сущности философского знания .......................................................... 140

Русская философия — концентрированное выражение духовного опыта нации. — В.Н. Татищев: "Филозофия не токмо полезна, но и нуждна вере". — А.Н. Радищев. "О человеке, о его смертности и бессмертии" — первый научный подход к антропологизму. — Творчество славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. — Убеждение в непосредственном постижении реальности — отличительная особенность всей русской философии. — Направленность на поиск цельного знания о цельном бытии Вл. Соловьев. — "Философия как добросовестное искание достоверной истины". — Метафизика — "критическая наука идей о сущем " (С.Н. Трубецкой). — Философия как переживание, "душевно-духовное делание" (И.А. Ильин). —"Учение о смысле человеческого существования" ( Н.А. Бердяев). — Ответ С.Л. Франка на вопрос "Что делать?".

ТЕМА 12. Основной вопрос и функции философии ........... 151

Формулировка основного вопроса философии. — Его структура и терминологические эквиваленты. — Соотношение предмета философии и ее основного вопроса. — О критерии различения материализма и идеализма.— Основной вопрос философии и многообразие философских дисциплин. — Специфика современных философских направлений сквозь призму основного философского вопроса: аналитическая философия, философия науки, экзистенциализм, философия

жизни, прагматизм, интуитивизм, феноменология, герменевтика. — Мировоззренческая функция философии. — Методологическая функция философии. — Ее операциональная и конструктивная составляющие. Контрольные вопросы................................................................ 157

Темы рефератов.......................................................................... 158

Раздел третий. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О БЫТИИ

ТЕМА 13. Бытие как философская проблема....................... 159

Личностно-индивидуальный смысл проблемы бытия. — Конкретно-исторический способ бытия. — Танатология. — Тропы бытия: быть или иметь; бытие как самореализация; бытие как долженствование. Возникновение и внутренняя логика развития проблемы бытия. — Парадокс Парменида: "Сущее есть, не-сущего нет". — Бытие как трансцендирование (Платон). — Panta rei — бытие как становление. — Бытие как реальный процесс жизнедеятельности.



ТЕМА 14. Постмодерн как тип современного бытия.......... 171

Постмодерн — "новая" страница в истории человеческой бытийственности. — Возраст постмодерна. — Что значит "пост"? — Новый тип человека в постмодерне. — Две версии постмодерна. — Размышления о логике постмодерна. — Ведет ли постмодерн ко всеобщему кризису духовности? — Что такое киборгкультура? — Бытие или небытие? — "Трактат о небытии".



ТЕМА 15. Основные формы бытия.......................................... 181

Онтология. Философское понимание бытия природы. — Специфика человеческого бытия. — Бытие духовного: индивидуализированное и объективированное бытие. — Бытие социального. — Соотношение мира естественного

и мира искусственного. — О двух формах объективного процесса. — Бытие и существование. — Типологии и классификации форм бытия. — Общественное бытие. — Иллюстративная карта.

ТЕМА 16. Прогресс и его критерии......................................... 195

Понятие прогресса. — Идея общественного прогресса. — Прогресс и регресс. — Источники прогресса. — Фаталистическое, волюнтаристское, идеалистическое и материалистическое понимание источников прогресса. — Критерии общественного прогресса. Относительный характер прогресса, его противоречивый характер. — Прогресс и идеалы.

ТЕМА 17. Философское учение о материи............................ 200

Об этимологии термина "материя". — Субстратное понимание материи и его альтернативы. — Формирование представлений о материи в истории философии. — О методологии определения категории "материя". — Материя как объективная реальность. — Определение понятия материи и его связь с принципом развития. — Соотношение философского понимания материи и конкретно-научных представлений о ее строении и свойствах.



ТЕМА 18. Приемлема ли категория субстанции в современной философии?.............................................................. 211

Субстанция как причина самое себя. — Проблема субстанции в истории философии. — Монизм, дуализм, плюрализм. — Атрибуты и модусы субстанции. — Субстанция и субстрат. — Основные идеи о субстанции в философии Декарта. — Развитие категории субстанции в философии Спинозы. — Теоретические характеристики субстанции и парадокс субстанциональности. — Субстанциональное единство бытия как единство сущности и существования, материального и духовного.

ТЕМА 19. Системная организация универсума ................... 219

Основные типы материальных систем. — Эвелюция материи и ее структурные уровни. — Характеристики микро-, макро- и мегамира. — Парадоксальные эффекты микромира. — Место человека в иерархии структурных уровней материи. — Геоцентрические и негеоцентрические типы материальных систем. — Человеческое общество как целостная развивающаяся система.

ТЕМА 20. Ноосфера — сфера разума .................................... 225

Биосфера как пленка жизни. — О термине "ноосфера". — Ноосфера как эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии. — Значимость гуманистической научной мысли.—Границы ноосферы. — О значении нового вида энергии. — Два сценария развития ноосферных процессов. — Необходимость "экологического императива". — "Мысль — сила, и ничто не остановит ее" (В.И. Вернадский). — Соотношение науки и философии.

ТЕМА 21. Научная картина мира и ее эволюция................ 231

Характеристики и функции научной картины мира. — Классическая, неклассическая и постнеклассическая научная картина мира. — Активность индивида и современная постнеклассическая методология бельгийской школы И. Пригожина. — Понятийный аппарат постнеклассической методологии. — Учение о самоорганизации материи и синергетика Г. Хакена. — Типологии хаоса.

ТЕМА 22. Феномен энергии в оценках ученых иэзотериков................................................................................ 241

Представление об энергии. — Понятие "силы" как ведущее понятие 17 в. — Сила — источник изменения вещей. — Определение энергии. — Энергетизм и критика

10

концепции тепловой смерти Вселенной. — Современная типология видов энергии. — Что такое энергия? Ответ Рерихов. — Свойства тонких энергий. — Энергия мысли и воображение. — Энергия как план астраль-ности. — Энергия и проблема зла. —Проблема обращения с высшей энергией.



ТЕМА 23. Что мы знаем об энергоинформационном обмене?.......................................................................................... 257

Концепция универсальной космической голограммы. — Попытка объяснения аномальных явлений на основе информационно-энергетического (ИЭ) обмена. — Понятие биоинформатики. — Типы взаимодействий ЭМ (энерго-материальные), МЭ (материально-энергетические), ЭИ (энергоинформационные и информационно-энергетические). — О пятом фундаментальном физическом взаимодействии информационного типа. — Торсионные поля. — Три класса информационных взаимодействий: Человек — Земля — Космос . Контрольные вопросы................................................................ 261



Темы рефератов.......................................................................... 262

Раздел четвертый. АТРИБУТЫ УНИВЕРСУМА



ТЕМА 24. Споры об атрибутивности движения .................. 263

Движение: атрибут или модус? —Истоки диалектического понимания движения. — Трудности логического отображения движения (апории Зенона). — Движение и панпсихизм Возрождения. — Ограниченность метафизических представлений о движении как о модусе бытия. — Движение как изменение вообще. — Противоречивость движения. — Проблема источника движения. — Идея самодвижения. —"Двигаться — значит быть в данном месте и одновременно не быть в

11

нем". — Абсолютность движения и относительность покоя.



ТЕМА 25. Основные формы движения материи.................. 273

Понятие "форма движения материи". — Классификация наук О. Конта. — Принципы классификации форм движения материи Ф. Энгельса. — Качественная специфика и взаимосвязь форм движения материи. — Современная методология и проблема классификации форм движения. — Магистральные и периферийные ветви развития. — Геологическая форма движения. — Основные, частные и комплексные формы движения материи.

ТЕМА 26. Пространство и время — коренные условия бытия............................................................................................. 280

Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и в естествознании. — Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. — Критика субъективных и априористских трактовок пространства и времени. — О специфике пространства и времени в микро-, макро- и мегамире. — Объективность пространственно-временного континуума: место и положение, длительность и миг. — Метрические и топологические свойства пространства и времени. — Эмпирический постулат трехмерности пространства.

ТЕМА 27. Порядок и направление времени.......................... 289

Две серии временных понятий: "прошлое — настоящее — будущее"; "раньше — позже". — Динамическая и статическая концепции времени. — Парадокс Аристотеля — Августина. —Диалектика прошлого, настоящего, будущего. Настоящее как миг и длительность. — Ограниченность линейной модели времени. — Что такое время? — определения Г. Рейхенбаха. Перцептуаль-ное время и время человеческого существования. —

12

Многообразие типов временных отношений. — Социальное время. — Проблема размерности социального времени.



ТЕМА 28. Противоречий конечного и бесконечного........... 295

Конечное и бесконечное как философские категории. — Определенность и граница — характеристики конечного. — Соотношение конечности и движения. — Бесконечное как отрицание конечного. —Бесконечность как неограниченность, неопределенность и неисчерпаемость. — Онтологический статус бесконечного и невозможность его эмпирического обнаружения. — Критика понятия "дурной" бесконечности, идеалистического истолкования бесконечного. — Анализ версий соотношения конечного и бесконечного в неопозитивизме.— Диалектика конечного и бесконечного. — О трудностях интеллектуального постижения бесконечного. — Апории, антиномии, парадоксы как средства отображения бесконечного в познании. — Актуальная и потенциальная бесконечность.



ТЕМА 29. Конечное и бесконечное в космологии................ 303

Бесконечность мира в пространстве и времени. — Интенсивная и экстенсивная бесконечность. — Космологические антиномии И. Канта и их современная интерпретация. — Философские основания идеи бесконечности Вселенной. — Проблема бесконечности Вселенной в релятивистской космологии. — Космологические модели Вселенной.



ТЕМА 30. Отражение и информация...................................... 309

Отражение как всеобщее свойство материи.— Взаимодействие и отражение. "Каждое явление — зеркало и эхо Вселенной" (С. Л. Рубинштейн). — Уровни отражательного процесса и их характеристика. Эволюция форм

13

отражения, их единство и качественное различие. Особенности отражения в неживой и живой природе. — Специфика психического отражения. О многообразии проявлений социального уровня отражения. — Проблема опережающего отражения действительности. Концепция П.К. Анохина. Взаимосвязь отражения и информации. О трех подходах к определению сущности и природы информации: коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепции. Контрольные вопросы................................................................ 319



Темы рефератов.......................................................................... 320

Раздел пятый. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СОЗНАНИИ

ТЕМА 31. От понятия "душа" к понятию "сознание"......... 321

Трактат Вольтера "О душе". — Душа (anima) как всеобщая одушевленность космоса. — Установки гилозо-изма. — О взаимосвязи душевных и телесных проявлений. — Концепция телесного происхождения души (Аристотель). — Потенции души. — Душа и глубинный внутренний мир личности. — Душа как средоточие мирового разума. — Активность души. — Душа — восприемница нравственности.

ТЕМА 32. О двух традициях в объяснении природы сознания....................................................................................... 327

Особенности картезианской традиции. — Сознание как замкнутая в себе духовность. Поход "внутрь" сознания. — Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (Маркс). — Детерминанты сознания — за пределами сознания. —"Бытие определяет сознание". — Общественная природа сознания, коллективность —

14

"соборность" сознания. О необходимости интегрирования двух традиций. — Сознание — продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). — Сознание — отражение действительности ( гносеологический аспект). — Сознание — продукт развития биологической и социальной формы движения материи (генетический аспект). — Сознание —фактор управления поведением (функциональный аспект).



ТЕМА 33. Проблема антропосоциогенеза ............................. 333

Загадки антропосоциогенеза. — Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания: сложная психическая деятельность высших животных, зачатки орудийной деятельности, стадная жизнь человекообразных предков. — Выход за рамки природно-биологического круга. — Инвариантное "поведенческое амплуа" высших животных и универсальная деятельность "по мерке любого вида" у человека. Теория двух скачков — как объяснительная модель антропосоциогенеза. Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. — Синергетика и проблема возникновения человека. — Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса.

ТЕМА 34. Трактовка человека в научной и философской традициях..................................................................................... 343

Биологизаторский и социологизаторский подходы. — Человек как целостное социально-биологическое существо. — Природа и сущность человека. — "Человек есть мера всех вещей". — Антропоцентризм и человекораз-мерность. — Природоцентризм и принцип натурализма. — Космоцентризм, теоцентризм. — Теокосмизм как разум космоса. — Социоцентризм, отдающий приоритеты культурно-цивилизационным факторам. — Со-циобиологи о "теории геннокультурной коэволюции".

15

— "Компьютерная метафора" когнитивной психологии. — Философская антропология как философская дисциплина и как направление современной западной философии. — Плеснер об эксцентричности человека. — Персонализм: экстериоризация, интериориза-ция, трансценденция — как методы постижения личности. — Экзистенциализм: три стадии восхождения к экзистенции: наслаждение, долг, страдание.



ТЕМА 35. Разговор о сущности человека: многообразие определений................................................................................ 351

Homo sapiens — человек разумный.— Animal rationale — животное рациональное. — A tool making animal —"животное , производящее орудия". — "Animal symbolicum" — "человек как символическое животное". — Человек—существо, делающее выбор.— "Человек — это животное, способное обещать". — "Размышляющий человек — просто испорченное животное". — Антагонизм идей и позиций. — Декартово cogito ergo sum — я мыслю, следовательно, существую. — Берклианское: существовать значит быть воспринимаемым. — Volo ergo sum (Мен де Биран) — "хочу, следовательно, существую". Ницше о воле к власти и Фрейд о либидо как руководящей идее человека. — Значимость экономического стимула Маркса. Человек — проблема для самого себя. — Гоббс об эгоистической природе человека . — "Человек человеку волк", "война каждого с каждым ". — Путь общественного договора. — Локк и его "Опыты о человеческом разуме". — "Мысли" Паскаля о человеке. — Просвещение и новое видение природы человека.

ТЕМА 36. Кому принадлежит открытие человека?............. 359

Принадлежит ли открытие человека античности? — Легенда об Атлантиде. — Представления о человеке в эзотеризме. — Человек есть центр магических сил. —

16

Эзотерическая традиция о двуединой и тройственной природе человека. — Семь планов существования человека. — Концепция человека П. Успенского. — Человек есть машина. — Идея двойственной природы человека. — Н.А. Бердяев о двойственности человека. — Двойственность, бинарность как плодотворная методологическая установка.



ТЕМА 37. Индивидность, индивидуальность, личность .... 369

"Человек по природе своей есть существо политическое" (Аристотель). Была ли личность в античности? — Стоическая "невозмутимость" и Amor fati — "любовь к року".— Основания запрета на индивидуальность. —"Принцип ин-дивидуации" Фомы Аквинского и ренессансное мышление. — Значение Человека в первом высшем Аркане Таро. — Mens (дух), Anima (душа), Corpus (тело). — Карма — Совесть — Воля человека. — Вл. Соловьев о соотношений индивидуальности и индивидности. — Проблема определения понятия "личность". — Персонализм о личности как главном достижении земной цивилизации. — Индивид как репрезентант массы. — Голод, половое влечение и инстинкт власти — витально-инстинктивные факторы жизнедеятельности индивида. — Э. Фромм и К. Юнг о "социальных болезнях" нашего современника.

ТЕМА 38. Экософия — персональный кодекс ценностей..................................................................................... 379

Проблема экологии человека. — Самореализация. — Категориальный строй экософии. — Глубокое осознание цели. — Сознание в виде спектра. — Модели сознания. — Эволюция человека.— Оккультные способности в каждом. —Включить прожектор внутри себя. — Схема расширения способностей. — Медитация — средство очищения. — Борьба с отрицательными эмоциями. — О последующей эволюции человека. — Задача воссоздания

2-T.Лешкевич 17

личности. — Проблема преодоления смерти. — Экосо-фия и новейшие выводы эниологии.

ТЕМА 39. Язык как знаковая реальность.............................. 389

Синхронные и диахронные способы передачи опыта. — Коммуникация и трансляция. Язык — знаковая реальность. — Язык как внебиологическая система кодирования и воспроизведения социальности. — Язык как практическое сознание, действительность мысли. — М. Фуко о языке: объект-язык, субъект-язык. Знак и значение. — Функции языка. — Связь мышления и языка. — Критика идеалистических представлений о взаимосвязи мышления и языка. — Критика неопозитивистской абсолютизации языковой реальности. — Современная философия о соотношении языка, сознания и действительности. — Гипотеза именного происхождения языка. — Личностно-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный типы языка.

ТЕМА 40. Психофизическая проблема .................................. 399

Соотношение психического и физиологического. — Критика концепции психофизиологического взаимодействия Декарта. —Критика психофизиологического параллелизма Лейбница. — Сознание, мозг и внешний мир, характер их взаимосвязи. — Критика вульгарного материализма: мышление как отражение физиологических процессов организма (Кабанис, Фогт, Молешотт, Бюхнер). — Махистская трактовка психофизиологической проблемы. — Философский и естественнонаучный подходы к исследованию мышления. — Мышление — способность строить схемы внешней деятельности.

ТЕМА 41. Структура и функции сознания............................ 409

Понятие структуры и роль системно-структурного метода в изучении сознания. — Эмпирическая явленность

18

сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивацион-но-ценностная ориентация. — Анализ основных структурных компонентов сознания: ощущение, восприятие, представление, память, эмоции, воля, левополушар-ное и правополушарное мышление. — Когнитивное и ментальное в сознании. Знание как способ существования сознания. — Единство объективного и субъективного в знании. — Сознание как целостность и рефлексия. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. — Смысловая нагрузка функций сознания и их взаимосвязь.



ТЕМА 42. Сознание и самосознание....................................... 417

Самосознание — стремление к осознаванию и оценке. — Основа формирования самосознания. — Индивидуальный и общественный уровни проявления. — Самосознание индивида, группы, этноса. — Анализ формулы: "Познай самого себя!". — Диалогичность, интроекция, интуиция — путь к самоосознаванию. — Самопознание и саморегуляция — формы самосознания, их различия и взаимосвязь. — Роль самосознания в структуре сознания.



ТЕМА 43. Идеальное................................................................... 421

Природа идеального. — Дискуссия по проблеме идеального в отечественной философии. Три концепции идеального как поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики, на стороне объекта. — Анализ представлений об идеальном как субъективной реальности; как объективированной мыслительной форме; как природном эталоне. — Проблема материального носителя идеального и ее решение. — Абсолютность и относительность противоположности материального и идеального. — Итоги и перспективы дискуссии по проблеме идеального.

19

ТЕМА 44. Природа бессознательного..................................... 433



Природа и формы проявления бессознательного. — Роль бессознательного в бытии сознания, его полезные и деструктивные функции. — Проблема бессознательного в историческом развитии. — 3. Фрейд, К. Юнг о природе бессознательного. — Коллективное бессознательное — архетипы родовой памяти. — Теория установки Д. Узнадзе. — Бессознательное и поведенческие программы. — Бессознательное как источник творчества. Контрольные вопросы................................................................ 440

Темы рефератов.......................................................................... 441

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (на заметку преподавателю) ..... 443



Приложение. Методика деловой игры .................................. 445

Литература................................................................................... 451

20

От автора



В аудиториях академического типа существуют негласные правила — все страсти, истории и увлекательные сюжеты, всё кипение стихийно-спонтанного жизненного процесса оставлять за пределами сих почтенных стен. Из года в год и из десятилетия в десятилетие мерная поступь основных тем необыкновенно древней и вечно современной философии встречает каждого, вновь вступающего в Храм Мудрости, словно череда древнеегипетских пирамид, неумолимых и непреклонных. Они пролагают путь следования традиции, которая постулативна и величественна не позволяет себе треволнения по поводу дня сегодняшнего и неопределенности грядущего, она не расположена к собственному критическому переосмыслению. Многие вопросы в ней нежелательны. Например, сочетается ли современная философия с той тайной герметической мудростью древних, которая стояла у колыбели древнегреческой и всей европейской цивилизации? И правильно ли связывать возникновение философии лишь с именами древнегреческих мыслителей? Самодостаточен ли рационализм, говорящий от имени мудрости, провозглашающий любовь к ней, но совершенно отсекающий герметизм человеческой души.

Во втором дополненном издании книги "Философия. Вводный курс" предлагается новый нетрадиционный взгляд на периодизацию историко-философского процесса, ибо первая тайная мудрость герме-тизма есть подлинное основание концептуального потенциала и этической направленности всей последующей философии. В ней не только злонамеренные деяния, но и даже сами мысли о плохом считались недопустимыми и вредоносными. Первым богом мудрости и письменности, "первым интеллектуалом" был древнеегипетский бог Тот (он же впоследствии Гермес Трисмегист). Великие мужи античности не мыслили себе вхождение в обитель праматери всех наук без путешествия на Восток. Ретроспективный анализ сущности и специфики философии, ведущий начало от памятников древнеегипетской цивилизации 4 тыс. до н.э., аксиом и принципов герметизма до основных положений и законов современной постнеклассической картины мира 20 в. н.э., позволяет представить философию в новом и нетрадиционном свете. И оказывается, что герметический принцип вибрации парадоксальным образом совместим с современным признанием абсолютности движения, закон причины и следствия в герметизме сочетается непосредственным образом с принципом детерминизма, а древняя аксиома

21

полярности очень походит на всем известный закон единства и борьбы противоположностей. Принцип ментализма близок идеям о ноосфере, а принцип соответствия — коэволюции.



Данное издание, не поступаясь требованиями систематического философского образования и рассматривая круг проблем, связанных со спецификой философии, философской онтологией (учением о бытии) и философской антропологией (учением о человеке и его сознании), включает с себя круг принципиально инновационных тем и разделов. Среди них — размышления по поводу, что представляет собой феномен энергии в оценках эзотериков и ученых, каковы свойства тонких энергий, попытки объяснить аномальные явления на основе информационно-энергетических взаимодействий, понятие синергетики и эниологии. Включенные в пособие темы "Русская философия в поисках подлинной сущности философского знания", "Постмодерн как тип современного бытия ", "Что такое киборгкультура?" весьма значимы в мировоззренческом плане и ориентированы на менталитет нации.

В разделе, посвященном изучению человека и его сознания, освещается инновационная тематика: "От понятия "души" к понятию "сознания", загадки антропосоциогенеза — возникновения человека и человеческого общества и основания запрета на индивидуальность. Здесь выдерживается принцип сопряжения философского, научного и Эзотерического подходов. Описываемые эзотерикой семь планов бытия человека, его двойственная и триединая природа, значение человека в первом высшем Аркане Таро не делают его меньшей проблемой для самого себя. Многообразие философских определений человека, начиная от Homo sapiens — человек разумный, animal rationale — животное рациональное, a tool making animal — "животное, производящее орудия", "animal symbolicum" — "человек как символическое животное", и кончая "человек — существо, делающее выбор", "человек — это животное, способное обещать", "размышляющий человек — просто испорченное животное", говорят о необходимости комплексного изучения человека.

Рассматриваемая в пособии проблема экософии — персонального кодекса ценностей, который ставит во главу угла вопросы экологии человека, его самореализации и развития его способностей, учитывает новейшие выводы эниологии (учения об энерго-информацион-ных взаимодействиях) в борьбе за очищение психосферы и позволяет прийти к этически значимым выводам каждому читателю.

22

Введение



Хоть жизнь и является школой философии, но слишком часто она напоминает детский сад, в котором все дети занимаются кто чем хочет, но никто ничему не учится. Уильям Сомерсет Моэм

Гегель, имевший опыт преподавания в гимназии, утверждал, что изучение философии следует начинать в юношеском возрасте: тогда легче перевести спонтанную рефлексию в саморефлексию. Как бы был доволен старик Гегель, узнав, что во многих странах философия интенсивно вводится в систему школьного образования, а у подростков, прошедших философские классы, успехи в сфере гуманитарных и естественных наук значительнее, чем у их ровесников, с философией не знакомых. Овладение искусством рационального, логически аргументированного мышления, умением правильно формулировать вопросы и анализировать смысложизненную проблематику, делать выводы и проводить аналогии, связывать значение с контекстом и культурно-историческим фоном эпохи, одним словом — "философствовать", не только способствует наполнению внутреннего мира личности, но и обеспечивает лингвистическую свободу, за которой приходит интеллектуальная и психологическая раскрепощенность и творческая спонтанность. А они и есть знаменитое аристотелевское "то, ради чего" (цель) — родные сестры самореализации. В ней — смысловая составляющая человеческой жизни, предполагающая наиболее полное раскрытие и проявление индивидуальности.

Издревле на философию возлагались большие надежды. В представлении средневековых алхимиков философский камень — это чудодейственное вещество, способное превращать металл в золото, исцелять от болезней, возвращать молодость и удлинять жизнь. Надежды на чудо — превращение металла в золото — тщетны. Однако не зря подобная

23

мечта была облачена в название философский камень, ибо философия способна исцелять душу и сохранять спокойствие, превращать кипение страстей в крепость духа, способствуя поддержанию здоровья и достижению долголетия.

И вместе с тем в суждениях о том, что есть философия, единства нет. Существует множество разговорных и академических определений этого термина. Словом "философия" иногда называют сентенции о жизни и смерти, интеллектуальную рефлексию, нравственные поиски и экзистенциальные размышления. Герои чеховских рассказов связывают с ним скучные, наполненные мертвым знанием, пространные рассуждения. В античности философия — любомудрие, поиск первоначал, удивление истиной. В средневековье — служанка теологии. Со времен Возрождения со словом "философия" связывают вообще какое бы то ни было светское знание, дабы отличить его от богословия. Однако принципом подвергать все сомнению и апелляцией к интеллекту философия всегда превосходила религию.

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова зафиксировано несколько значений термина "философия" и "философский". Философией могут называться "отвлеченные, не идущие к делу рассуждения", иногда философским именуют разумное, спокойное отношение к невзгодам жизни. Есть и весьма "оригинальное" мнение, согласно которому философия — это игрушка, которую каждый мастерит по-своему. Иногда философию представляют как некое злоупотребление терминами, которые специально и придуманы для этих целей. Из всего сказанного видно, что в обиходе понятию философия придается характер оценки: либо положительной, либо негативной.

В устах вечно спешащего нашего современника часто звучат слова: "Попрошу не философствовать, а делать дело". Или же: "Нечего разводить философию!". Философия представляется ему как некая туманная область, пустое суесловие, предаваться которому — лишь попусту тратить время. Иногда, впрочем, философии отдают должное, призывая по-философски смотреть на

24

жизнь. Философом же величают человека, который разумно относится к тяготам бытия, спокойно и рассудительно переносит невзгоды и превратности судьбы, устремлен к пониманию исходных причин и начал.



Любопытные результаты наблюдений употребления этого понятия приведены в монографии А. В. Потемкина "О специфике философского знания". Из 27 значений слова "философия" самые характерные можно сгруппировать следующим образом: (1) негативные — отвлеченные, оторванные от жизни рассуждения, схемы, навязанные жизни. (2) Нейтральные — рассуждения о смысле жизни или обо всем вообще, что не касается вполне конкретных житейских обстоятельств. (3) Совокупность принципов жизнедеятельности, выливающихся, к примеру, в формулу: "Моя философия — никому не делать зла!". (4) Научное мышление или человеческое мышление вообще. (5) Иногда слово "философия" используется для украшения слога с целью похвалить книгу, фильм, музыкальное произведение или глубокомысленный возвышенный научный, а иногда, напротив, наукообразный и запутанный стиль авторского письма.

Часто можно столкнуться с ситуацией, когда понятие философия отождествляют с понятием метафизика. Метафизика в свою очередь также интерпретируется во многих смыслах: как синоним философии вообще; как область философии, занимающаяся объектами, находящимися за пределами чувственного опыта (Кант); как обозначение определенного уровня онтологии. "Метафизика" — название главного труда Стагирита, хотя и принадлежит его комментатору Андронику Родосскому (I в. н.э.), вполне уместно. Вопросы, которые в ней разбираются, находятся на уровне "мета" (поверх) "фюзис" (природа). С понятием "метафизика" иногда связывают такую систему знания, в которой отсутствует идея развития, и тогда подобная философская доктрина рассматривается как антагонист диалектики, представляющей теорию развития.

Дать такое определение философии, с которым бы согласились все без исключения, пожалуй, невозможно. Ведь самих

25

философских направлений, каждое из которых по-своему видит и определяет суть собственной специфики и особенностей своего диалога с миром, множество. А строгое дефинирование (процедура определения) предполагает единую систему отсчета, что вряд ли возможно. Ибо один из истоков философии сращен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, заботу, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. А другой претендует на постижение безличных первоначал и первопричин, выявление истины мира.



Тем не менее существует целая когорта людей, объединенных общим именем — философы. Полукурьезно суждение о том, что раз представители многообразных философских направлений не могут прийти к единому мнению о том, в чем же собственно суть их общей деятельности, то философию, не мудрствуя лукаво, можно определить как то, чем занимаются философы. И если последует вопрос: "А кто такие сами философы?" — можно смело утверждать: "Это те, кого признали таковыми их современники".

Современники не очень-то балуют философское сословие лестными отзывами. Не внимая сути их выводов и игнорируя культуру философского мышления, они укоряют философов: "Куда вы смотрели? Что же вы молчали?".

Н, А. Бердяев считал поистине трагичным положение философа в этом мире, где его никто не любит, он вечно одинок. В чем же причина такого отношения? Быть может, в вечном поиске и неуспокоенности, в вечной критике и сомнении? А может быть, в неистребимом стремлении к истине и независимости философствующего духа? В этом смысле можно признать правоту Гуссерля, предполагающего, что существуют два вида философии: философия как строгая наука и мировоззренческая философия. Стремление философии постигнуть "саму вещь, как она есть сама по себе"(объективно), приближает ее к науке. Однако то, что философия помимо интеллектуального интереса в отношении к

26

миру обнаруживает еще и удивление перед миром, интерес к сфере ценностей, то, что ее критерии — не проверяемость (верификация) как таковая, а умопостигаемая очевидность, выводит философию на простор целостного охвата жизни, т.е. мировоззрения. "Наука без философии слепа, философия без науки пуста" — слова, которые достаточно образно иллюстрируют связь и зависимость философии и науки. Однако философия, являясь самопознанием духа вообще, соприкасается не только с наукой, но учитывает достижения других форм общественного сознания: культуры, искусства, религии, политики, техники. Она как бы делится на собственно философское ядро с центральным вопросом об отношении Я и не-Я (где не-Я есть внешний мир, бытие) и расходящиеся от него лучами радиусов многообразные философские дисциплины: этика, эстетика, логика, антропология, история философии и пр.



И если в обиходе философию называют "игрой в слова", подлинный философ знает: человек не может философствовать, если у него не было опыта духовного переживания, если его отношение к миру не стало предметом напряженных раздумий и поиском смысла, истины, добра и красоты. Философ верит, что есть нечто, о чем не в силах умолчать, от чего невозможно отречься, что нельзя скрыть.

Философия не может начаться без осознанной потребности личности. Индивидуальный импульс к философствованию должен соотноситься с общезначимыми категориями — специфическими формами философской мысли, позволяющими судить о мире с точки зрения всеобщности и необходимости. Без этого навыка нельзя понять и философских текстов. При всей возможной широте мышления философ должен заботиться о ясности концепции. ("Ясность — вежливость философа".) Возможно ли это без систематического философского образования? Вряд ли достаточно одного лишь желания получить правильные ответы на мировоззренческие вопросы. К нему необходимо присоединить умение пользоваться философским языком, увы, весьма далеким от повседневной жизни категориальным

27

аппаратом, при помощи которого можно задавать и обсуждать "извечные вопросы", претендующие на статус философских. И если наука или искусство могут существовать без самосознания и раздумий над собственной сущностью, а религия постулирует веру в существование сверхчувственных сил, правящих миром, философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания и предстает как мышление о мышлении. Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к истине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка