Структурно программа состоит из 2 разделов и 10 тем



Сторінка1/21
Дата конвертації16.04.2016
Розмір4.31 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Пояснительная записка

Примерная учебная программа для девушек 10-11 классов по основам медицинских знаний и здорового образа жизни разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и предназначена для проведения с девушками 10-11 классов в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования занятий по углубленному изучению с ними основ медицинских знаний.

Структурно программа состоит из 2 разделов и 10 тем.

I раздел «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи» состоит из пяти тем и предназначен для изучения с девушками в 10 классе. Занятия по разделу проводятся на факультативной основе в период, когда юноши проходят учебные сборы по основам военной службы (тема 11) . Количество занятий и темы из пяти предложенных определяются в образовательном учреждении при разработке расписания занятий.

II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» также состоит из пяти тем и предназначен для проведения занятий с девушками 11 классов. Занятия по разделу проводятся в урочное время, в объеме 25 часов.

Изучение данной программы направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о демографической ситуации в России; о репродуктивном здоровье женщины; о социальной роли женщины в современном обществе; о факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на репродуктивное здоровье женщины; о здоровом образе жизни и его влиянии на репродуктивное здоровье; о правовых аспектах взаимоотношения полов; об основах семейного права в Российской Федерации; о способах и правилах оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • воспитание у девушек нравственности и чувства ответственности за состояние личного здоровья, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, готовности к семейной жизни, к соблюдению норм семейной жизни и к исполнению обязанностей родителей;

  • развитие черт личности, свойственных женщине в современном обществе и необходимых для создания благополучной семьи, установления гармонических отношений в семье и создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей;

  • овладение умениями строить свои взаимоотношения с родителями, старшими, сверстниками и сверстниками противоположного пола; формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных бытовых ситуациях.

Занятия по данной программе проводят преподаватели, прошедшие специальную подготовку по основам медицинских знаний и здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях дополнительного образования.

По итогам изучения данной программы в 11 классе учащимся выставляется оценка, которая учитывается при итоговой аттестации выпускников.

В результате изучения программы ученица должна:

Знать:


  • общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;

  • демографическую обстановку в России и о ее влиянии на безопасность государства;

  • о социальной роли женщины в современном обществе; о здоровом образе жизни и его составляющих;

  • о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;

  • о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;

  • о вредных привычках, их последствиях и мерах по их профилактике;

  • об основах семейного права в Российской Федерации;

  • о правах и обязанностях родителей и о правах ребенка.

Уметь:

  • коротко излагать основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;

  • объяснять связь репродуктивного здоровья общества с демографической обстановкой в стране;

  • перечислить основные направления жизнедеятельности женщины, определяющие ее социальную роль в современном обществе;

  • обосновать влияние состояния здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;

  • дать оценку влияния вредных привычек на благополучие человека и семьи;

  • перечислить основные меры профилактики злоупотребления психоактивными веществами;

  • коротко изложить основы семейного права в Российской Федерации, определяющие правовые взаимоотношения полов;

  • перечислить основные функции семьи в современном обществе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в реальной окружающей среде;

  • профилактики вредных привычек;

  • соблюдения режима дня, труда, отдыха и рационального питания;

  • соблюдения норм личной и общественной гигиены;

  • предотвращения ранних половых связей и профилактики инфекций, передаваемых половым путем;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных бытовых ситуациях.

Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Примерный тематический план

для организации факультативных занятий с девушками 10 классов по основам медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи


№№
разделов и тем

Наименование разделов и тем

Примерное количество учебных часов

I

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни




1

Основные инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики

4

2

Основные неинфекционные заболевания, профилактика факторов риска основных неинфекционных заболеваний

4

3

Первая медицинская помощь при травмах, ранениях и отравлениях

12

4

Первая медицинская помощь при отморожении, тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим током и при ожогах

14

5

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности

6




Всего часов:

40

Тематический план

для организации занятий с девушками 11 классов

по основам медицинских знаний и здорового образа жизни


№№ разделов, тем и уроков

Наименование разделов, тем и уроков

Количество часов

 

Раздел

Тема







II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

25




1

Здоровье и здоровый образ жизни




5

2

Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие




8

3

Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья




6

4

Правовые аспекты взаимоотношения полов




4

5

Беременность и уход за младенцем




2




Всего часов:

25

 

Содержание учебной программы и ее поурочное планирование

11 класс



№№
разделов,
тем и уроков

Наименование разделов, тем и уроков

Количество часов

 

Раздел

Тема урока







II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

25




1

Здоровье и здоровый образ жизни




5

1.1

Общие понятия о здоровье




1

1.2

Репродуктивное здоровье




1

1.3

Демографическая безопасность государства




1

1.4

Социальная роль женщины в современном обществе




1

1.5

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества




1

2

Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие




8

2.1

Женская половая система и ее функционирование




1

2.2

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка




1

2.3

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека




1

2.4

Вредные привычки и их влияние на здоровье




1

2.5

Влияние злоупотребления наркотическими веществами на здоровье человека




1

2.6

Профилактика вредных привычек и злоупотребления наркотическими веществами




1

2.7

Ранние половые связи и их последствия для здоровья




1

2.8

Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика




1

3

Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья




6

3.1

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья




1

3.2

Режим дня, труда и отдыха




1

3.3

Рациональное питание и его значение для здоровья




1

3.4

Влияние двигательной активности на здоровье человека




1

3.5

Закаливание и его влияние на здоровье




1

3.6

Правила личной гигиены и здоровье человека




1

4

Правовые аспекты взаимоотношения полов




4

4.1

Брак и семья. Культура брачных отношений




1

4.2

Основные функции семьи




1

4.3

Основы семейного права в Российской Федерации




1

4.4

Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка»




1

5

Беременность и уход за младенцем




2

5.1

Беременность и гигиена беременности




1

5.2

Уход за младенцем




1




Всего часов:

25












Пояснительная записка

10 – 11 классы. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: ● Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.;



  • Приказ Минобразования России от31января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004тг. № 1089»;

  • Учебный план МБОУ г.Иркутска СОШ №64 на 2012-2013 учебный год

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 511 классы. - М.: Дрофа, 2009), полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 10-11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):



  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений в биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез;

  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. При выполнении лабораторной работы изучаются живые объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, анализу и отбору информации.


Общая характеристика курса биологии (10-11 класс)


Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, еѐ многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания произведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:



  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;



  • овладение научным подходом к решению различных задач;



  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;



  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;



  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств. В данном курсе содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.



Место курса биологии в базисном учебном плане


На биологию в 10-11 классах приходится 68 часов: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе (по 1 часу в неделю)

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс программы основного общего образования, включающий определенные биологические сведения. Опираясь на понятия, содержащиеся в изученном курсе при изучении биологии на ступени среднего (полного) общего образования возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биолоСодержание курса «Общая биология», 11 класс Вид. История эволюционных идей

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в

формировании современной естественнонаучной картины мира.

Современное эволюционное учение.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица Эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.



Происхождение жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции



Происхождение человека

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Лабораторная работа: «Описание особей вида по морфологическому критерию»

«Выявление приспособленности особи к среде обитания»

Экосистемы. Экологические факторы

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Межвидовые отношения.



Структура экосистем

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины

устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса



Биосфера и человек

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы, пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Практическая работа: «Составление схем передачи вещества и энергии» Лабораторная работа: «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка