«Совершенствование перечня норм служебной профессиональной этики и требований к служебному поведению служащих правоохранительной службы»



Скачати 497.2 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації12.04.2016
Розмір497.2 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное учреждение

высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УДК

№ госрегистрации

Инв.№

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника

Московского университета МВД России

генерал-майор милиции

______________________ С.С. Маилян
«____» __________ 2009 г.

О Т Ч Е Т

о научно-исследовательской работе
по теме: «Совершенствование перечня норм служебной профессиональной этики и требований к служебному поведению служащих правоохранительной службы»

(итоговый)

Москва – 2009
Список исполнителей:

Руководитель темы:
Начальник кафедры

профессиональной этики и эстетической культуры

кандидат педагогических наук

доцент

полковник милиции А.В. Щеглов


Авторский коллектив:
Доцент кафедры

профессиональной этики и эстетической культуры

кандидат исторических наук

доцент А.В. Смирнов


Адъюнкт кафедры

профессиональной этики и эстетической культуры

лейтенант милиции С.Г. Кононова



РЕФЕРАТ

Отчет, 47 стр., источники: 6



Ключевые слова: ЗАКОННОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, КОРРЕКТНОСТЬ, ЛОЯЛЬНОСТЬ, КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ, НЕЙТРАЛЬНОСТЬ, КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КОРРУПЦИОННО-ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ, КОРЫСТНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ.

Основание для проведения исследования: п. 1.5.1. Плана по выполнению в Министерстве внутренних дел Российской Федерации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Вид научного результата: Правила этического поведения служащих правоохранительной службы (типовые).

Срок завершения НИР: октябрь 2009 года

Срок представления НИР заказчику: ноябрь 2009 года

Головной исполнитель: Московский университет МВД России, кафедра профессиональной этики и эстетической культуры

Источниками информации являются действующее законодательство, ведомственные нормативные акты, научные публикации.

Объектом исследования является служебное поведение государственных служащих правоохранительных органов Российской Федерации.

Цель работы: Определение нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения служащего правоохранительной службы Российской Федерации.

Научная новизна и актуальность Правоохранительная служба - одна из основ Российской государственности, смыслом и содержанием которой является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Служащие правоохранительной службы призваны действовать не только в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, но так же руководствоваться правилами этического поведения.

Разработка правил этического поведения служащего правоохранительной службы Российской Федерации представляется актуальной в связи с необходимостью создания эффективной системы нравственного воспитания в правоохранительной сфере.



Приемы и методы исследования: контент-анализ деонтологических документов, определяющих правила этического поведения служащих всей правоохранительной службы Российской Федерации.

Область применения: правоохранительная служба Российской Федерации.

Значимость работы: правила этического поведения служащих правоохранительной службы являются профессионально-нравственным руководством служебного поведения, обращенным к сознанию и совести сотрудников. Они разработаны в рамках выполнения федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013годы)». Неукоснительное соблюдение сотрудниками данных правил будет являться условием общественного доверия и поддержки населением деятельности служащих правоохранительной службы страны.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………….....................6

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………….…………………………………23

2.1. Правила этического поведения служащих правоохранительной службы (типовые)…………..…………24

2.1.1. Общие правила поведения……………….………………….25

2.1.2. Правила антикоррупционного поведения……….…..29

2.1.3. Ответственность за нарушение правил поведения……………………………………………………………..…..33

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………35

  2. БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………….................47

ВВЕДЕНИЕ


Правоохранительная служба одна из основ Российской государственности, смыслом и содержанием которой является защита прав, свобод и законных интересов человека, как высшей ценности демократического общества.

Служащие правоохранительной службы, как одной из главных составляющих системы государственной службы России, обязаны действовать не только в соответствии с нормативными правовыми актами, но также руководствоваться и правилами этического поведения.

Разработка основных правил этического поведения государственного служащего правоохранительный службы представляется актуальной в связи с необходимостью создания эффективной системы нравственного воспитания сотрудников правоохранительной сферы и в свете их соответствия «Основным принципам поведения государственного служащего Российской Федерации».

Правоохранительная служба - одна из основ Российской государственности, смыслом и содержанием которой является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Служащие правоохранительной службы призваны действовать не только в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, но так, же руководствоваться правилами этического поведения.

Разработка правил этического поведения служащего правоохранительной службы Российской Федерации представляется актуальной в связи с необходимостью создания эффективной системы нравственного воспитания в правоохранительной сфере.

Этические знания – не только условие и предпосылка нравственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих; предвидеть моральные последствия их поступков; помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу; уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего знания этической теории, овладев которой сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными или атеистическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, категории этики, которым он считает необходимым следовать.

Одна из главных задач нравственного воспитания – привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности. Поскольку основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении людей, то их можно свести в три большие группы:

1. Качества, характеризующие отношение человека к обществу, к данной общественной системе в целом (патриотизм, преданность идеалам демократии, гуманизм, гражданское мужество, чувство хозяина своей страны, принципиальность и др.).

2. Качества, отражающие отношение личности к другим людям и к самому себе (последние качества иногда выделяют в особую группу). Зрелая, высоконравственная личность – это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт.

3. Качества, связанные с отношением человека к собственности, труду, своей профессии. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность, целеустремленность, трудовая активность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.

Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Эмоциональная сфера человека - важный элемент повседневной жизни личности. Они выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе. Положительные нравственные чувства сотрудников правоохранительных органов играют важную роль в их служебной деятельности, общении с населением, в создании здорового морально-психологического климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, но если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива.

Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаток их может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в правоохранительных органах. Поэтому многие моральные качества и чувства сотрудников изложены в нормативных актах (Присяге, Дисциплинарном уставе органов внутренних дел, Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, ряде приказов и решений коллегии МВД России и др.).

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравственных привычек. По существу, это завершающий этап нравственного воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, поскольку закрепленным можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки.

Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и поведения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуации.

Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым относятся и нравственные потребности, являются одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба.

Решение задач нравственного воспитания достигается при помощи определенной системы. Именно системный подход позволяет успешно решать задачи нравственного воспитания, избавляет от хаотичности и беспредметности работы, необоснованного расходования сил, средств и времени, которых и без того, как правило, не хватает.

Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям, бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встречая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И, напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых моральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.

Необходимым элементом системы воспитания являются его задачи, которые могут выступать как направления или цели работы. Важно иметь ввиду что эти задачи решаются не поэтапно (сегодня – потребности, завтра – убеждения), а комплексно и гармонично, не вступая в противоречия друг с другом.

Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной жизни. Там же, где двуединый процесс нарушается, нравственное воспитание приобретает характер волюнтаризма, прожектерства, пагубно сказывается на воспитуемом, порождает лицемерие. По словам К.Д.Ушинского, «самая существенная, самая человеческая потребность… есть потребность совершенствования развития».1 Самовоспитание как способ формирования личности представляет ситуацию, когда человек одновременно является и объектом, и субъектом и чем совершеннее личность, тем большую роль играет её самовоспитание.

Качество той или иной системы нравственного воспитания, ее практическая значимость выявляются при помощи определенных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявление. Один из высших критериев нравственного развития – активная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения.

Система нравственного воспитания предполагает широкое применение разнообразных средств духовно-нравственного воздействия на сотрудников. Видное место в системе нравственного воспитания личного состава занимают: профессиональная деятельность, художественная литература и искусство, средства массовой информации, устная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точно так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотрудников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дисциплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.

Хороший воспитательный эффект дают ознакомление молодого сотрудника с историей подразделения, его заслугами и лучшими кадрами, встречи с ветеранами, представителями трудовых коллективов, хорошо продуманные ритуалы приема молодых сотрудников в большую семью работников правопорядка, шефство ветеранов над молодыми сотрудниками, «вечера-портреты». Большой нравственный заряд молодым работникам приносят также торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения табельного оружия, техники, присвоения специального звания с вручением погон.

Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит их вовлечение в активную общественную работу.

Большую роль в деятельности правоохранительных органов играют традиции. Это – устойчивые и, как правило, неформальные обычаи и нормы поведения членов служебных коллективов, которые складываются на основе общепринятых условий совместной жизнедеятельности, характерных для данного региона или коллектива; это – соблюдение определенных правил, линии поведения большинством членов общества или группы на основе неформальных отношений, норм морали и нравственности, существующих помимо нормативной базы.

В организации работы служебных коллективов важное место за­нимают проблемы эстетики быта и предметной среды. Эстети­ка быта является составной частью культуры. Она охватывает широ­кий круг духовных и материальных явлений, в который входит кра­сота поведения, общения, речи, эстетика одежды, обстановка жили­ща, сложный комплекс служебных отношений. Известная чеховская мысль о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — не просто крылатый афоризм. В ней тонко схвачена соразмерность между содержанием и формой. Орга­ническое единство высоконравственного содержания с совершен­ной формой поведения и образует красоту поступка человека, служит его авторитету среди населения.

Эстетическими чертами красоты обладает труд, внутренне содержательный и вместе с тем внешне выразительный. Например, чем выше мастерство следователя, криминалиста, работника ГИБДД или другого специалиста, тем красивее и внешне выражение труда, четче организация, выше культура, гармоничнее форма, которую приобретает их деятельность, а всё это укрепляет авторитет милиции среди населения.

Единство внешней и внутренней красоты выражает един­ство содержания и формы. Четкость и организованность, будучи полезными и эффективными в оперативно-служебной деятельности, красивы и эстетически впечатляющи внешне. Напротив, нарушение ритмичности, гармонии действий и внешне некрасиво, И приносит вред делу. Отталкивающее впечатление производят суетливость и нерасторопность работника, неумение правильно организовать силы и средства.

Эстетическая оценка деятельности наряду с восприятием вне­шних черт обязательно учитывает элементы, которые в совокупнос­ти способны составить полное представление о прекрасном и безобразном: внешнее выражение деятельности, внутреннюю ее сущ­ность, характер взаимосвязи внешнего вида и сущности, степень соответствия между ними. При этом имеется в виду не абстрактное единство внутреннего и внешнего, а целостное восприятие деятель­ности во всем ее чувственном богатстве и глубине внутреннего со­держания, которые отвечают как нравственным и профессиональ­ным критериям, так и практической целесообразности.

Реальную красоту труду сотрудников органов внутренних дел придает соблюдение дисциплины, которая состоит в строгом и точном выполнении правил и порядка, установленных законодатель­ством Российской Федерации, Уставами, а также приказами и инст­рукциями министра внутренних дел. Она основывается на высокой сознательности, общей и политической культуре лиц рядового и начальствующего состава, глубоком понимании ими служебного долга и личной ответственности за порученное дело. Строгое соблюдение субординации, беспрекословное выполнение приказов и распоря­жений, слаженность в работе являются залогом высокой боеспо­собности и готовности к выполнению любых оперативно-служебных задач.

Таким образом, служебная дисциплина, подчеркнутая суборди­нация, построенная на четких принципах и правовых предписаниях, раскрывают гармоничность характера взаимоотношений в служеб­ном коллективе сотрудников органов внутренних дел. Нравственное и эстетическое здесь тесно переплетаются, взаимодополняя друг друга.

Необходимо отметить, что проявление эстетического во вза­имоотношениях в служебном коллективе выражаются в манере разговора, внешнем виде работников. По речи можно определить степень, широту и содержание духовной культуры личности, судить о внутреннем мире человека, логике его мышления. В сопоставле­нии с деятельностью и поведением человека речь является незаме­нимым средством определения качества личности, способствует контакту работника милиции с народом.

Первоначальное представление о культуре дает внешний вид. Здесь проявляются не только вкусы, но и некоторые черты характе­ра человека. Трудно себе представить работника неряшливого и в то же время пунктуального в выполнении своих служебных обязанностей. Напротив, простота, скромность и опрятность одежды и обуви, как правило, — свидетельство общей подтянутости, собранности и организованности, к нему и естественно доброе отношение и поддержка, как молодых, так и пожилых.

Внутренней потребностью каждого работника должна быть за­бота о красоте быта. Особенно это относится к эстетике окружаю­щей предметной среды, которая при наличии выработанных эстети­ческих вкусов способна доставлять радость в работе. Предметная среда в служебной обстановке имеет способность активно и по-разному (в зависимости от своего характера и содержания) воздей­ствовать на сознание работников: повышать морально-служебный тонус личного состава, поддерживать высокую готовность и боеспо­собность подразделений либо ослаблять этот настрой.

Эстетика быта должна быть органически соединена со специфи­кой служебных условий и подчинена выполнению служебных задач и нравственному совершенствованию работников органов внутрен­них дел. В административных помещениях сотрудники проводят большую часть своего рабочего времени. От того, насколько удоб­но помещение и как оно соответствует созданию творческой обста­новки, в значительной мере зависит эффективность работы. В то же время, бытующая кое-где склонность к бездомному украшательству противоречит атмосфере строгого, точно регламентированного слу­жебного быта.

Ведущая роль в создании нормальной моральной атмосферы и рабочей обстановки, сплочении коллектива принадлежит началь­нику. Он — организатор служебной деятельности и руководитель работы органа и подразделения. Выработанное годами требование к начальницу: «Руководить — значит воспитывать!» и сегодня оста­ется актуальным. Личный пример руководителя служит необходи­мым условием эффективности нравственного и эстетического вос­питания сотрудника. Начальник должен стремиться быть на уровне требований, предъявляемых к руководителю коллектива, глубоко знать свое дело, иметь достаточно широкий кругозор, быть хорошо осведомленным в области политической и культурной жизни стра­ны. Только тогда он будет служить образцом для подчиненных, вызывая у них чувства уважения, а иногда и подражания.

Вместе с тем, негативное восприятие вызывают присущие неко­торым начальникам качества нерешительности, суетливости, мни­тельности, нетерпения и болезненного отношения к предложениям и критическим замечаниям со стороны подчиненных. Такой начальник вносит нервозность, разлад и разобщенность в жизнь коллекти­ва, недоверие к его организаторским способностям, что, в конечном счете, сказывается на нравственной атмосфере в подразделении.

В духовной жизни работников органов внутренних дел, укрепления их связей с населением, важное место занимают традиции и ритуалы. Их знание, четкое организа­ционное оформление и умелое проведение развивают внутреннюю потребность в безупречном выполнении служебного долга, в обме­не опытом и знаниями.

Ритуал в жизни работников органов внутренних дел — это сово­купность установленных обычаем относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально-окрашенной, конкретно-чувствитель­ной форме отношение к определенному торжеству, важному собы­тию в жизни коллектива. Этими событиями могут быть принятие Присяги, вручение наград, посвящение в профессию, выпуск из выс­шего учебного заведения, торжественные построения.

Яркая форма ритуала способствует раскрытию общественно зна­чимых мотивов и идей, которые люди вкладывают в конкретный жизненный факт. В церемониале органически сочетаются эстетическая форма и высоконравственное содержание. При этом именно содержание определяет его внешнее решение, композицию, струк­туру, тональность, продолжительность.

Сила эмоционального воздействия ритуалов заключается в не­разрывном единстве сущности проводимого мероприятия и красоты формы, учитывающей специфику эстетического отражения челове­ком окружающего мира. Заряд эстетического переживания может быть очень сильным. А.С.Макаренко квалифицировал его как «ме­тод взрыва». В такие минуты проникнутый торжественностью и ве­личием момента, его глубочайшим философским содержанием че­ловек как бы заново осмысливает прошлое и настоящее, все мело­чи, второстепенное отходит на второй план, он испытывает подъем духовных сил, становится возвышеннее и чище.

Нравственно-эстетические аспекты являются необходимым условием формирования высокой культуры сотрудников органов внутренних дел, глубоко осмысленного и добросовестного выполнения ими служебного долга.

Любой вид трудовой деятельности складывается не только из одних служебных связей и отношений. Он включает в себя и межличностные контакты людей с их симпатиями и антипатиями, интересами и наклонностями, особенностями характера и привычек. Регулирование взаимоотношений и поведения людей в коллективах осуществляется, прежде всего, с помощью правовых и моральных норм, а также эстетическими принципами. Наличие эстетического в межличностных отношениях просматривается издавна. И в древности не проводилось строгого различия между эстетически положительным (прекрасным) и добрым (положительным в нравственном смысле).

Высокая эстетическая культура человеческих отношений объективно способствует самовыражению личности, ибо накопленные ею духовные ценности, социальный и профессиональный опыт наиболее успешно открываются и выражаются в обстановке доброжелательности, в здоровой нравственной атмосфере служебного коллектива. В этом смысле человеческое общение следует рассматривать как особую форму социального творчества. Культура человеческого общения обладает волшебным даром обогащения человека мудростью и радостью от встречи с другим человеком, познания его духовных, нравственных и душевных богатств. Именно в человеческом общении приобретаются и воспитываются важные духовные качества, выступающие на равных с высшими художественными и нравственными ценностями общества.

Но парадоксы прогресса состоят в том, что возрастание дифференциации знаний и все более углубляющаяся их специализация приводят к отчуждению людей друг от друга, непониманию ими языка общения. Сегодня общий тонус, вся атмосфера человеческих отношений далеки от идеальных, зачастую лишены добра, благожелательства, теплоты и приветливости.

А ведь известно, что настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения людей, с которыми мы общаемся. Понятно, что дружеское отношение к нам радует, а плохое и враждебное – огорчает, тревожит. Но важно также и то, что даже при отсутствии каких-либо существенных проявлений окружающих нас людей по отношению к нам, тончайшие оттенки их поведения нами учитываются и влияют на наше самочувствие.

Каждодневное поведение человека в огромной степени зависит от его мировоззрения, от того, как он вообще смотрит на мир, на людей. Трудно призывать к хорошим манерам человека, который высокомерно и пренебрежительно относится к своим коллегам, и хуже того, на почве зависти плетет интриги. Уместно напомнить слова французского писателя-моралиста Франсуа де Ларошфуко: «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства». Зависть разъедает внутренний мир немалого числа людей. Как правило, зависть и неуважение чаще всего проявляются к интеллектуальному развитию, таланту, знаниям, успеху и опыту человека. И нередко торжествует диктатура посредственности. У писателей Стругацких как-то прозвучала примечательная фраза: серые начинают и выигрывают.

Низкая эстетическая культура общения сказывается в неуважении людей друг к другу, в неумении ценить чужую мысль, а не только свои знания и свои идеи. Между тем, истинное понимание сути дела рождается только в противоборстве мнений, в открытом противопоставлении точек зрения. Вне дискуссии истину познать невозможно. Все в одинаковой мере имеют право на критику, нет насильственно присвоенных привилегий, не признается никакая «монополия на истину». Сократовские принципы – как они актуальны сегодня!

Терпимость к другому мнению – такой должна быть норма жизни: научиться преодолевать неприкасаемость своего «Я», уметь спокойно выслушивать и понимать (даже не принимая) различные суждения, достойно участвовать в спорах, уважать полемику, привыкать к ней, совместными усилиями ставить проблему, находить и постигать истину – таковы основы подлинно демократического мышления и ведения полемики.

Призывая к терпимости (толерантности) и добрым взаимоотношениям, нельзя в то же время потворствовать кляузникам, интриганам. Однако отпор можно осуществить по-разному: зло можно пресечь, а можно и разжечь. Но во всех случаях, не пресеченное и не получившее отпор зло размножается в геометрической прогрессии, оно многолико. Зло и гуманизм – антиподы, поэтому к людям, плодящим зло, подходить с позиции гуманизма не эффективно.

Но нередко без всякого злого умысла, без намерения обидеть, оскорбить, унизить, а просто по недомыслию или черствости душевной, в принципе хорошие люди, не задумываясь над формой своего поведения, не придавая значения простым и полезным правилам повседневного общения, как, бы походя, наносят обиды своим близким коллегам.

В связи с этим выскажем два соображения. Первое. Любезное и внимательное соотношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не нарушает бюджета человека, не изнуряет его непосильным трудом. Второе. Человек, хорошо общающийся со своими ближними и коллегами, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения огромное удовлетворение.

Особое внимание в обращении следует уделять манере разговора. По речи определяют степень, широту, содержание духовной культуры личности.

Язык как средство общения людей состоит не только из слов, предложений и фраз, но из той формы произношения слов и предложений, которые называются интонацией. Интонация сама по себе является могучим средством для передачи мысли, что одно и то же слово, сказанное с различными интонациями, приобретает разный смысл. В системе К.С. Станиславского этот вопрос удачно определяется формулой «текста и подтекста». В жизни чаще всего мысль человека одновременно выражается в нужных словах, сказанных с нужной интонацией. Но мы не всегда об этом помним. Можно сказать вполне безобидные слова, не повышая голоса, но интонация будет обидной, оставляя в душе неприятный осадок.

Есть одно, давно вошедшее в русский язык слово, без которого трудно обойтись, рассматривая наши проблемы. Слово это – «деликатность». Оно сейчас почти вышло из употребления, но если не придумать ему достойной замены, то стоит еще на некоторое время возродить его в обиходе. Какое значение получило это слово в русском своем воплощении? Тонкость, чуткость, осторожность в обращении с кем-либо.

Или вспомним, что один из семантических смыслов термина «культура» связан со словом «почтение». И вместе с тем, как зримо исчезло из жизни почтительное отношение к друг другу! А ведь в человеческом общении важны еще и вежливость, и терпимость, отсутствие капризности, раздражительность… Не будем забывать звучащее как завещание молодежи слово великого полководца Г.К. Жукова: «…особенно важно помнить - среди вас живут воевавшие люди. Отнеситесь к ним с почтением не только в дни, когда они с орденами собираются поговорить с вами. Не забывайте о них в сутолоке жизни: на вокзале, в приемной по житейским делам, в поликлинике, в автобусе ив семье.

Бывший солдат не станет вам жаловаться – не та закваска характера. Будьте сами предусмотрительны. Не оскорбляя гордости, отнеситесь к ним чутко и уважительно».

Все названные положения – не абстрактные размышления в области культурно-эстетической зрелости солдата правопорядка. Их необходимо знать и учитывать, что бы не только в обыденной жизни, но и в служебных коллективах создавать такую атмосферу, где каждый бы стремился к утверждению доброжелательности, корректности во взаимоотношениях, на практике претворяя принципы гуманизма.

Нравственно-эстетический характер во взаимоотношениях должен присутствовать не только в общении с друзьями и коллегами, но и в общении с людьми, в силу специфики службы, с которой сотрудникам милиции приходится ежедневно сталкиваться. И надо всемерно бороться с проявлениями случаев неуважения к личности, хамством по отношению к гражданам, бравадой своей значимости и принадлежностью к силовым структурам. А такие факты, к сожалению, еще нередко встречаются при выполнении служебных обязанностей у отдельных сотрудников.

Сотрудник органов внутренних дел, владеющий эстетической культурой общения, в поступках, жестах и речи умеет соблюсти нужный тон не только с населением, но и с правонарушителями, держать себя корректно, с достоинством, подобающим представителю власти. Необходимо также забывать про межнациональную культуру общения. Другими словами милиция не вправе делиться по этническим признакам, выражать интересы национальных групп, ибо она должна руководствоваться только правовыми нормами. И закон служит главной гарантией соблюдения и защиты прав человека.

Следовательно, возрастает значение политических, юридических и профессиональных знаний, формирующих политическое и правовое сознание сотрудников милиции. Речь, таким образом, идет о повышении их общей, политической и эстетической культуры межнационального общения.

Все эти составляющие реализуются, в конечном счете, в убеждениях личности работника, его жизненной позиции, реальных поступках и действиях, способности находить оптимальные в соответствии с правом формы поведения.

Жизнь богата, она каждый раз дает нам новые уроки. И человеку культурному, грамотному, внимательному легче найти решения в различных жизненных ситуациях. А для этого необходимо постоянно работать над собой, заниматься самовоспитание и самосовершенствованием.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Научно-исследовательская работа проходила в несколько этапов:



  1. Изучение требований заказчика научной продукции.

  2. Разработка рабочей программы исследования.

  3. Изучение нормативных правовых актов Российской Федерации, научной литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования.

  4. Сбор, анализ и обработка информации, обобщение статистических данных, передового опыта и аналитических материалов в сфере профессиональной этики и служебного этикета.

  5. Обобщение материалов.

  6. Составление методических рекомендаций.

  7. Составление отчета по НИР.

  8. Направление материалов заказчику.

Профессионально-этические правила поведения служащих правоохранительной службы Российской Федерации признаны содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, и является обязательными к исполнению каждым сотрудникам, независимо от занимаемого им служебного положения.

Данный деонтологический документ, разработанный в рамках выполнения федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» состоит из трех частей.

Первая часть «Общие правила поведения» включает в себя девять основных этических норм поведения служащего правоохранительной службы: законность, нравственность, честность, корректность, конфиденциальность, лояльность, нейтральность, служение общественным интересам, коллегиальное поведение,

Каждая из этих моральных норм поведения включает в себя понятие этой нормы и основные правила их соблюдения.

Вторая часть «правила антикоррупционного поведения» включает в себя шесть основных этических норм поведения служащего правоохранительной службы: коррупционно-опасное поведение, конфликт интересов и его предупреждение, отношение к ненадлежащей выгоде, отношение к подаркам и иным знакам внимания, злоупотребление положением, использование информации.

Каждая из этих моральных норм поведения служащего, также как и первая часть данного документа, включает в себя понятие этой нормы и основные правила их соблюдения.

Третья часть «ответственность за нарушение правил поведения» включает в себя санкции за нарушение или невыполнение предписанных правил этического поведения служащего и ответственность руководителя за действия или бездействие своих сотрудников, нарушивших эти правила. Особое внимание в этой части уделяется действиям руководителя по недопущению коррупционно опасного поведения служащих в подчиненном ему служебном коллективе.
Правила этического поведения служащих правоохранительной службы

(типовые)
Настоящие профессионально-этические правила поведения служащих правоохранительной службы Российской Федерации2 призваны содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства и обязательны к исполнению каждым служащим, независимо от занимаемого им служебного положения.

Поведение служащих всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам правоохранительной службы.


  1   2


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка