Составитель рабочей программы Тучина Т. А., учитель географии



Сторінка1/4
Дата конвертації16.04.2016
Розмір0.93 Mb.
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования на основе авторских программ и учебников В.П. Максаковского, В.Я. Рома, В.П. Дронова, И.В. Душиной, И.И. Бариновой.

Составитель рабочей программы Тучина Т.А., учитель географии.

Базовое школьное географическое образование обес­печивается изучением следующих курсов:



  1. Начальный курс географии – 6 класс (68ч)

  2. География материков и океанов – 7 класс (68ч)

  3. География (Природа России) – 8 класс (68ч)

  4. Экономическая география России – 9 класс (68 ч)

  5. Экономическая и социальная география мира – 10 класс (34 ч)

  6. Экономическая и социальная география мира – 11 класс (34 ч)

Для обязательного изучения учебного предмета в 6 классе Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа разработана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю (1час добавлен за счет школьного компонента).

Для обязательного изучения учебного предмета в 7 классе Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 102 учебных часа, из расчета 3 час в неделю. Рабочая программа разработана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Изменения количества часов на изучение различных тем произведены с учетом психолого-физиологических особенностей учащихся каждого класса, учитывая степень сложности и возможности усвоения материала детьми данных классов.
Цель:

способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

— передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

— служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;

— способствовать формированию картографической грамотности;

— приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.

Построение программы позволяет рассматривать планируемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя учащихся.

Обращение общества к человеку, а школы к ученику предполагает существенную гуманизацию содержания среднего географического образования. В связи с этим в содержании курсов большое внимание уделено общественной географии, регионально-страноведческой составляющей, усилена междисциплинарная интеграция, связи с различными областями научных знаний.

Широкое использование исторического подхода позволит обогатить содержание школьной географии описанием исторических судеб народов, ярче представить связь прошлого, настоящего и будущего, отраженную в изменениях природы жизни людей, в экономике и политике.

Построение содержания программы в соответствии с принципом «игры масштабами» дало возможность обнажить подлинную «красоту географии», заключающуюся в развитии у ученика глобального, регионального и локального представления об окружающей действительности, позволяющего ему на учиться «мыслить глобально, а действовать локально».

Программа следует традиции предоставлять выбор способов обучения (средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников) самому учителю.

Программой предусмотрены следующие формы образовательного процесса: урок-опрос, урок объяснения нового материала, урок-лекция, урок-семинар, экскурсии, ролевые игры, урок-эксперимент; формы контроля: практические работы, лабораторные работы, биологические диктанты, тестовые проверки, зачеты, контрольные работы, экзамены.

Вместе с тем существенная роль отведена программным практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, прогнозировать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать, то есть способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса. При этом число работ на умение оценивать и прогнозировать (выполнение которых свидетельствует о реализации новых целей обучения) возрастает от курса к курсу, а на завершающем этапе обучения подобного типа работы преобладают.

Система практических работ позволяет согласовать имеющиеся у ученика бытовые представления с излагаемым с научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания объектах. Выполнение практических работ предусматривают последовательное рассмотрение Земли как природного гол планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека. Тем самым практические работы программы ведут к достижению перспективных результатов обучения.

Курс «Экономическая и социальная география мира», как правило, завершает географическое образование школьников. В зависимости от конкретных условий обучения он изучается в 10—11 классах.

Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.

Основная цель курса — продолжить и для большинства учащихся завершить формирование зна­нии о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.


НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ. VI КЛАСС.

(68 ч., 2ч. в неделю, 5ч — резервное время)

Начальный курс — первый среди сис­тематических курсов географии. Его главная цель - формирование пред­ставления о Земле как крупном при­родном комплексе, особенностях зем­ных оболочек, и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изу­чая его, школьники овладевают перво­начальными представлениями, понятия­ми, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с ис­пользованием источников географиче­ской информации, прежде всего, кар­ты. Большое внимание уделяется изу­чению своей местности для накопле­ния представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Введение (6 ч).

Экскурсии, практические работы на местности. 1. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, се­зонными изменениями состояния во­доемов, растительности и животного мира.

2. Определение на местности форм поверхности и характера залега­ния пород, особенностей вод, их ис­пользования и охраны. 3. Определе­ние способов использования местных строительных материалов в хозяйст­венной деятельности.



Результаты обучения.

Объяснять: доказательства шарооб­разности Земли.

Описывать: первые представления о форме и размерах Земли.

Определять: на местности вы­соту Солнца над горизонтом; особен­ности использования местных строи­тельных материалов в хозяйственной деятельности людей.

Называть: объект изучения геогра­фической науки; особенности Земли, как планеты Солнечной системы; чис­ленность населения Земли, крупней­шие народы.

Раздел 1.

От плана местности к географической карте (15 ч).

Тема 1.1. План местности (7 ч). Тема 1.2. Географическая карта (8 ч).



Практические работы. 4. Определе­ние на местности сторон горизонта, азимутов, расстояний. 5. Построение простейших планов небольших участ­ков местности. 6. Чтение плана мест­ности: определение направлений, рас­стояний, абсолютной и относительной высот точек. 7. Определение по кар­там географических координат точек.

Результаты обучения.

Объяснять: особенности способов построения планов местности; суще­ственные признаки понятий «план местности», «азимут», «масштаб», «гео­графическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географиче­ские координаты»; построение градус­ной сети на картах; сходства и различия плана местности и географиче­ской карты.

Определять: на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направ­ления, расстояния, высоты точек; по картам и глобусу географические ко­ординаты.

Называть: крупно, средне- и мелкомасштабные карты, основные направления использования различных видов изображения местности в дея­тельности человека.

Раздел 2. Оболочки Земли

Тема 2.1. Литосфера (10 ч).

Практические работы. 8. Определе­ние по физической карте географиче­ского положения, протяженности, сред­них и максимальных высот одной из равнин и горных систем земного шара.

Результаты обучения.

Объяснять: существенные призна­ки понятий: «литосфера», «горы», «равнины», зависимость распростра­нения крупных форм рельефа от про­исхождения и характера залегания горных пород; причины возникнове­ния землетрясений и вулканизма.

Описывать: влияние рельефа на осо­бенности жизни и быта человека.

Определять: географическое положе­ние, протяженность, средние и абсо­лютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара, при­надлежность горных пород своей ме­стности к магматическому, осадочно­му, метаморфическому типам.

Назы­вать (показывать): крупнейшие рав­нины и горные системы земного шара: Восточно-Европейская, Западно-Си­бирская, Великая Китайская равни­ны, Великие равнины, Среднесибир­ское, Аравийское, Бразильское плос­когорья; горы: Гималаи, Анды, Кор­дильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; крупней­шие действующие и потухшие вулка­ны: Везувий, Этна, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба; гейзе­ры: островов Исландия, Новая Зелан­дия, полуостровов Камчатка.

Гидросфера (12 ч).

Практические работы. 9. Определе­ние по имеющимся картам географи­ческого положения, относительных размеров, преобладающих и максималь­ной глубин, основных видов хозяйст­венной деятельности для одного из океанов. 10. Определение по картам географического положения, направ­ления и характера течения, использо­вания человеком одной из крупней­ших рек земного шара.

Результаты обучения.

Объяснять: существенные признаки понятий: «гидросфера», «море», «река», «озеро», «ледник»; причины возник­новения ветровых волн и цунами; осо­бенности очертаний и размеров озер­ных котловин в зависимости от спо­соба их образования; влияние релье­фа на направление и характер тече­ния рек; причины образования лед­ников. Описывать: значение Мирово­го океана и вод суши в хозяйствен­ной деятельности человека; внешний облик и образ жизни представителей органического мира гидросферы. Оп­ределять: по картам основные при­родные особенности объектов гидро­сферы.

Называть (показывать): океа­ны, моря: Черное, Балтийское, Барен­цево, Средиземное, Красное; заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персид­ский; проливы: Берингов, Гибралтар­ский, Магелланов, Дрейка; острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф; полуостро­ва: Скандинавский, Лабрадор, Аравий­ский, Индостан, Сомали; течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки: Волга, Енисей, Амур, Нил, Конго, Амазон­ка, Миссисипи, озера: Байкал, Ладож­ское, Каспийское, Виктория, Тангань­ика, Верхнее; области оледенений: Антарктида, Гренландия, ледник Федченко; источники питания рек; эле­менты строения речной долины; сред­нюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гид­росферы.

Тема 2.3 Атмосфера (12 ч).

Практические работы.

11. Ведение календаря погоды. 12. Построение гра­фика суточного хода температуры воз­духа. 13. Наблюдение за облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдае­мой погоды. 14. Построение «розы вет­ров», диаграмм облачности и осадков.



Результаты обучения.

Прогнозировать: погоду на ближай­шие сутки.

Объяснять: существенные признаки понятий: «атмосфера», «ве­тер», «атмосферные осадки», «погода», «климат»; значение атмосферы и не­обходимость охраны атмосферного воздуха; процесс нагревания атмосфе­ры; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; причины образования ветра; процесс образования атмосферных осадков; причины изменения погоды, народ­ные приметы; причины смены дня и ночи, времен года; зависимость кли­мата от географической широты.

Опи­сывать: внешний облик основных ви­дов облаков; времена года своей ме­стности.

Определять: при помощи при­боров температуру, давление, влаж­ность воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным сред­ние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую ам­плитуды температуры, преобладающее направление ветра.

Называть: источ­ники поступления тепла на Землю; протяженность и форму орбиты Зем­ли, угол наклона земной оси к плос­кости орбиты; особенности положе­ния Солнца над горизонтом на раз­ных широтах в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных условий; основные следствия суточного и годового дви­жения, Земли; мероприятия по охра­не атмосферного воздуха.

Тема 2.4. Биосфера (3 ч).

Результаты обучения.

Описывать: особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, при­способлений к условиям существова­ния отдельных животных и растений.

Называть: границы распространения живого вещества; представителей жи­вотного и растительного мира, зане­сенного в «Красную книгу» МСОП;

Тема 2.5. Гидросфера (12 ч).

Практические работы. 9. Определе­ние по имеющимся картам географи­ческого положения, относительных размеров, преобладающих и максималь­ной глубин, основных видов хозяйст­венной деятельности для одного из океанов. 10. Определение по картам географического положения, направ­ления и характера течения, использо­вания человеком одной из крупней­ших рек земного шара.

Результаты обучения.

Объяснять: существенные признаки понятий: «гидросфера», «море», «река», «озеро», «ледник»; причины возник­новения ветровых волн и цунами; осо­бенности очертаний и размеров озер­ных котловин в зависимости от спо­соба их образования; влияние релье­фа на направление и характер тече­ния рек; причины образования лед­ников.

Описывать: значение Мирово­го океана и вод суши в хозяйствен­ной деятельности человека; внешний облик и образ жизни представителей органического мира гидросферы.

Оп­ределять: по картам основные при­родные особенности объектов гидро­сферы.

Называть (показывать): океа­ны, моря: Черное, Балтийское, Барен­цево, Средиземное, Красное; заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персид­ский; проливы: Берингов, Гибралтар­ский, Магелланов, Дрейка; острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф; полуостро­ва: Скандинавский, Лабрадор, Аравий­ский, Индостан, Сомали; течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки: Волга, Енисей, Амур, Нил, Конго, Амазон­ка, Миссисипи, озера: Байкал, Ладож­ское, Каспийское, Виктория, Тангань­ика, Верхнее; области оледенений: Антарктида, Гренландия, ледник Федченко; источники питания рек; эле­менты строения речной долины; сред­нюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гид­росферы.

Тема 2.3 Атмосфера (12 ч). Практические работы. 11. Ведение

календаря погоды. 12. Построение гра­фика суточного хода температуры воз­духа. 13. Наблюдение за облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдае­мой погоды. 14. Построение «розы вет­ров», диаграмм облачности и осадков.

Результаты обучения.

Прогнозировать: погоду на ближай­шие сутки.

Объяснять: существенные признаки понятий: «атмосфера», «ве­тер», «атмосферные осадки», «погода», «климат»; значение атмосферы и не­обходимость охраны атмосферного воздуха; процесс нагревания атмосфе­ры; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; причины образования ветра; процесс образования атмосферных осадков; причины изменения погоды, народ­ные приметы; причины смены дня и ночи, времен года; зависимость кли­мата от географической широты.

Опи­сывать: внешний облик основных ви­дов облаков; времена года своей ме­стности.

Определять: при помощи при­боров температуру, давление, влаж­ность воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным сред­ние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую ам­плитуды температуры, преобладающее направление ветра.

Называть: источ­ники поступления тепла на Землю; протяженность и форму орбиты Зем­ли, угол наклона земной оси к плос­кости орбиты; особенности положе­ния Солнца над горизонтом на раз­ных широтах в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных условий; основные следствия суточного и годового дви­жения, Земли; мероприятия по охра­не атмосферного воздуха.

Тема 2.4. Биосфера (3 ч).

Результаты обучения.

Описывать: особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, при­способлений к условиям существова­ния отдельных животных и растений.

Называть: границы распространения живого вещества; представителей жи­вотного и растительного мира, зане­сенного в «Красную книгу» МСОП;

наиболее характерных животных и рас­тений своей местности; основные ме­роприятия по охране органическо­го мира.



Тема 2.5. Взаимосвязи земных оболочек (2 ч).

Результаты обучения.

Объяснять: существенные признаки понятия «природный комплекс».

Называть: примеры взаимосвязей между земными оболочками.

Раздел 3.

Природа и население своей местности (3 ч).

Экскурсии и практические работы на местности. 14. Выявление и объясне­ние особенностей и взаимосвязи при­родных компонентов на примере сво­ей местности. 15. Описание типичных природных комплексов своей местно­сти и оценка их измененности под действием хозяйственной деятельно­сти человека.

Результаты обучения.

Объяснять: особенности взаимовлия­ния компонентов природного комплек­са. Описывать: ландшафт своей мест­ности. Определять: на местности наи­более очевидные особенности природ­ных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами, мероприя­тия по охране природы.

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ. НАРОДЫ И СТРАНЫ. VII КЛАСС

(68 ч, 2 ч в неделю, из них 5ч — резервное время)



Введение (2 ч). Как открывали мир (5 ч). Географическая карта (3 ч).

Практические работы. Обучение простейшим приемам работы с источ­никами географической информации (картами, словарями, справочниками, дневниками путешествий и др.)_2_Определение по картам и глобусу рас­стояний между точками в градусной мере и километрах.

.Планируемые результаты обучения. Называть предмет изучения курса, его структуру, особенности построе­ния учебника; основные пути полу­чения географической информации в прошлом, основные этапы накоп­ления географических знаний, име­на путешественников и ученых; по­казывать материки, части света, океа­ны, острова; маршруты важнейших путешествий; объяснять результаты путешествий и научных открытий; определять роль карт в науке и жизни людей; называть основные свойства карт и их группы; описывать спосо­бы изображения, применяемые на картах; объяснять построение гра­дусной сети на картах и измеритель­ные возможности карт в сравнении с глобусом.

Земля — уникальная планета (12 ч).

Литосфера и рельеф Земли. Атмо­сфера и климаты. Гидросфера. Миро­вой океан - главная часть гидросфе­ры. Биосфера. Географическая оболоч­ка, ее строение и свойства. Земля — планета людей.



Практические работы. 3. Определе­ние по карте направлений передвиже­ния литосферных плит. 4. Выделение на карте побережий и шельфа как осо­бых аквально-территориальных природ­ных комплексов. 5. Анализ схем круго­воротов веществ и энергии. 6. Изобра­жение на карте направлений миграций людей в прошлом и настоящем.

Планируемые результаты обучения.

На­зывать: отличия Земли от других пла­нет, внутренние и внешние оболочки Земли; отличия материковой коры от океанической;

показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические поя­са, области вулканизма;

объяснять роль воды и силы тяжести в формирова­нии внешнего лика нашей планеты; существенные признаки понятий «плат­форма», «рельеф», образование и раз­мещение крупных форм рельефа Зем­ли; прогнозировать (предвидеть тенден­ции): изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западно­го переноса воздуха;

определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать общую циркуля­цию атмосферы;

объяснять существен­ные признаки понятий «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быть, хозяйственную деятель­ность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины воз­никновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, при­чины неравномерного распределения осадков на Земле.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, течения, ре­сурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, примеры ан­тропогенных изменений природы океа­на в результате хозяйственной деятель­ности человека;

объяснять роль океа­на в жизни Земли, свойства вод, об­разование течений, различия свойств водных масс океана.

Называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки;

описывать по схемам круговороты ве­щества и энергии, схему строения природного комплекса; объяснять влия­ние освещенности на ритмы в приро­де, причины зональной и азональной дифференциации природных комплек­сов и всей ГО в целом; существенные признаки понятий «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона», «широтная зональ­ность», «высотная поясность»; прогно­зировать (предвидеть) изменения при­родных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.

Называть и показывать предполагае­мые пути расселения человека по ма­терикам и основные районы повышен­ной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распростране­ния, основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие стра­ны континентов и их столицы.


Раздел II. Материки и океаны (70 ч).

Африка (12 ч). Особенности природы.

Практические работы. 7. Опреде­ление географических координат край­них точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и кило­метрах. Обучение определению гео­графического положения материка. Изо­бражение на контурной карте крупных форм рельефа материка. Оценива­ние климатических условий жизни од­ного из африканских народов на ос­нове сопоставления ареала его распро­странения с данными климатограмм и описанием климата этого района по плану. 10. Определение причин разно­образия природных зон материка.

Планируемые результаты.

Называть имена исследователей континента и ре­зультаты их работы;

показывать эле­менты береговой линии;

определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяжен­ность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;

объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка»;

прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения по­лезных ископаемых, территории с оп­ределенным типом климата, важней­шие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на ма­терике, размещение природных зон, характерные представители раститель­ности и животного мира основных природных зон Африки;

определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте;

опи­сывать образ одной из рек континен­та (по картам и тексту учебника);

объ­яснять влияние компонентов приро­ды на жизнь, быт, хозяйственную дея­тельность народов материка, измене­ние природы континента под влияни­ем деятельности человека, особенно­сти растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек, причины формирова­ния типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых.

Народы и страны.

Практические работы. 11. Характе­ристика природных условий, населе­ния и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Планируемые результаты обучения.

На­зывать и показывать районы повышен­ной плотности населения, крупнейшие народы материка, ареалы их распро­странения, наиболее крупные по пло­щади страны; крупные регионы мате­рика, страны, входящие в состав ре­гиона;

определять по картам различ­ного содержания особенности природы

регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; опи­сывать по картам одну из стран (по выбору);



определять географическое положение страны и ее столицы;

объ­яснять особенности хозяйственной деятельности населения, а также осо­бенности жилищ, средств передвиже­ния, орудий труда, как результат адап­тации человека к окружающей среде в разных географических условиях.

Австралия и Океания (5 ч).

Особенности природы. Население Австралии и Океании.

Практические работы. 12. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. 13. Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе срав­нения природных условий и хозяйст­венной деятельности населения круп­ных регионов материка.

Планируемые результаты.

Называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объек­ты береговой линии, формы рельефа, размещение месторождений полезных ископаемых;

определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки;

объяснять влия­ние географического положения на особенности природы континента, раз­мещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры.

Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические поя­са, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей расти­тельного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нера­ционального использования природных богатств материка;

объяснять влияние истории заселения материка, его рель­ефа и климата на жизнь и хозяйст­венную деятельность населения, формы рельефа, месторождения по­лезных ископаемых, размещение отдельных месторождений, полезных ископаемых, различия в кли­мате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, при­чины опасных природных явлений (за­сух, пожаров и т.д.), размещения при­родных зон;

прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплек­сов в целом) под воздействием чело­веческой деятельности.

Называть и показывать основные районы высокой плотности населения на материке, основные народы, виды хозяйственной деятельности, крупные города и столицу, крупные регионы материка, различающиеся природны­ми особенностями и хозяйственной деятельностью населения;

определять географическое положение крупных городов, территории используемые для туризма и рекреации;

описывать один из регионов страны (по выбору);

объ­яснять влияние географических откры­тий на современный состав населе­ния страны, особенности жизни або­ригенов и англоавстралийцев, разли­чия в видах хозяйственной деятельно­сти в отдельных регионах страны.

Называть и показывать в Океании наиболее крупные острова и архипе­лаги;

определять географическое по­ложение крупных островов и архипе­лагов;

описывать природу одного из островов (по выбору);

объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.

Южная Америка (9 ч).

Особенности природы. Народы и страны.

Практические работы. 14. Опреде­ление черт сходства и различий гео­графического положения Африки и Южной Америки. 15. Описание круп­ных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 16. Оценивание и выбор школьника­ми части материка для создания но­вых охраняемых территорий. Выделе­ние ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздей­ствия на природу Южной Америки.

Планируемые результаты уроков см. в темах «Африка» и «Австралия».

Называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распро­страненные языки и религии, ареалы их распространения, основные густо­населенные районы материка, крупней­шие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, ос­новные виды хозяйственной деятель­ности населения стран; описывать гео­графическое положение страны, боль­шого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйст­венной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в раз­личных районах страны, особенности культуры населения отдельных стран.

Океаны (5 ч).

Тихий, Индийский, Атлантический океаны.

Практические работы. 18. Модели­рование на контурной карте маршру­тов научных, производственных, рек­реационных экспедиций по акватори­ям одного из океанов.

Планируемые результаты обучения.

Называть и показывать важнейшие географические объекты каждого из океанов, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых и дру­гих ресурсов, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека в океанах, примеры антропогенных изменений в природе океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;

объяснять особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов.

Полярные области Земли (4 ч).

Антарктида. Северный Ледовитый океан.

Практическая работа. Защита про­ектов практического использования Ан­тарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях челове­ческой деятельности.

Планируемые результаты обучения. Называть и показывать основные географические объекты, имена путеше­ственников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антаркти­ки и Ледовитого океана, особенности компонентов природы Антарктики и Северного Ледовитого океана, природ­ные ресурсы и места их добычи, виды хозяйственной деятельности, примеры антропогенных изменений, меры ох­раны природы континента и океана, крупнейшие порты;

определять геогра­фическое положение Антарктиды, Ле­довитого океана и крупных объектов (морей, островов, портов), трассы СМП, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам;

описывать особенно­сти природных компонентов, образ одного из природных объектов (бере­говой части, антарктического оазиса, торосов, птичьих базаров и др.);

объ­яснять особенности природы Антарк­тики, образование ледникового покро­ва, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики;

прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового по­крова Антарктики;

объяснять осо­бенности природы Ледовитого океана (различия в климате центральной и окраинных частей океана, направле­ния течений, различия в природных поясах и др.), причины необходимо­сти работы СП и действия СМП, при­чины загрязнения вод.

Северная Америка (10 ч).

Особенности природы. Народы и страны.

Практические работы. 19. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятель­ности населения. 20. Составление про­екта возможного путешествия по стра­нам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы мар­шрута, описанием современных ланд­шафтов по линии следования.

Планируемые результаты обучения (см. в теме «Африка» и «Австралия».)

Называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распро­страненные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и наиболее крупные города, наиболее характер­ные черты природы стран, природ­ные богатства, виды хозяйственной деятельности населения стран; опре­делять особенности географического положения страны, размещение насе­ления по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения;

описывать гео­графическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом по плану;

объяснять особенно­сти размещения населения по терри­тории страны, особенности духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличи­ем природных богатств.

Евразия (25 ч).

Особенности природы.

Народы и страны.

Практические работы. 21. Сравнение климата Евразии с климатом Север­ной Америки; определение типов кли­мата Евразии по климатограммам, оце­нивание климатических условии для жизни людей и их хозяйственной дея­тельности. 22. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного измене­ния. 23. Группировка стран Европы и Азии по различным признакам. 24. Со­ставление по картам и другим источ­никам описания одной из стран Зару­бежной Европы и стран Зарубежной Азии.

Планируемые результаты.

Называть и показывать имена путешественников и исследователей природы континента, территории или исследованные эле­менты береговой линии материка;

оп­ределять географическое положение материка;

описывать особенности гео­графического положения в сравнении с другими материками;

объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития гео­графической науки, влияние размеров и географического положения мате­рика на особенности его природы.

Называть и показывать основные климатообразующие факторы, воздушные массы, кли­матические пояса и области, основ­ные речные и озерные системы;

опре­делять климатические показатели для отдельных регионов материка, пита­ние и режим рек; описывать геогра­фическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору);

объяс­нять особенности размещения круп­ных форм рельефа на материке в срав­нении с другими материками и при­чины этих особенностей, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий мате­рика, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние.

Называть и показывать смену при­родных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей рас­тительного и животного мира природ­ных зон материка, территории, приро­да которых в наибольшей мере изме­нена человеком;

определять особенно­сти размещения природных зон;

опи­сывать географическое положение при­родных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору);

объяснять причины размеще­ния отдельных зон, различия в почвах, растительности и животном мире при­родных зон, причины антропогенных изменений в природных зонах.

Называть и показывать большинст­во стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распро­страненные языки и религии, наибо­лее характерные черты природы изу­чаемых стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельности на­селения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по кар­там атласа и другим источникам ин­формации, размещение населения по территории страны, степень благопри­ятности природных условий для жиз­ни людей в стране, природные богат­ства;

описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану, по выбору);

объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, осо­бенности духовной и материальной культуры народов, виды хозяйствен­ной деятельности, обусловленные при­родными условиями и ресурсами стра­ны.

Раздел III. Земля — наш дом (6 ч).

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Взаимодействие природы и общества. Современная география. Практические работы. 25. Работа на местности по выявлению компонен­тов природного комплекса, образова­ние которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. 26. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются при­родные комплексы.



Планируемые результаты обучения.

Называть состав географической обо­лочки, источники энергии процессов, происходящих в ГО, зональные ком­плексы ГО, закономерности отдель­ных геосфер планеты, основные свой­ства, закономерности и этапы разви­тия ГО;

объяснять причины геогра­фической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причи­ны развития ГО, значение природ­ных богатств для человечества, влия­ние природы на условия жизни лю­дей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятель­ности, необходимость международного сотрудничества в использовании при­родных богатств и в деле охраны при­роды; прогнозировать тенденции из­менения климата, почвенного, рас­тительного и животного мира под воздействием человеческой деятельно­сти.

Резервное время (5 ч) целесообраз­но использовать для проведения уро­ков обобщающего повторения, учеб­ных игр, смотров знаний и экскурсий в природу, в ботанический сад, зоо­парк, музеи.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8-9 классы (136 ч, 2 ч в неделю)

Введение (5 ч).

Практические работы. 1. Определе­ние поясного времени по карте часо­вых поясов.

Результаты обучения.

Объяснять: роль географии России в решении проблем; причины различий во времени на территории РФ. Опре­делять: по политической карте погра­ничные государства; по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов.

Называть (показывать): пред­мет изучения географии России; глав­ные особенности географического по­ложения России на карте мира; разме­ры территории, протяженность морских и сухопутных границ.

Часть I. ПРИРОДА РОССИИ

Раздел 1. Главные особенности природы

Физико-географическое положение России. Крайние точки. Протяжен­ность с севера на юг и с запада на восток, географические следствия. Влияние географического положения на природу и расселение населения страны (1ч).



Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (8 ч).

Практические работы. 2. Сопостав­ление тектонической и физической карты и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий. Объ­яснение выявленных закономерностей. 3. Определение и объяснение законо­мерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте.

Результаты обучения.

Объяснять: главные особенности рельефа России в связи с тектониче­ским строением, характером и интен­сивностью неоген-четвертичных дви­жений; закономерности размещения полезных ископаемых; изменение рель­ефа под действием внешних процессов.

Определять: при сопоставлении раз­личных карт зависимость рельефа Вос­точно-Европейской, Западно-Сибир­ской равнин, Среднесибирского плос­когорья, Кавказа, Урала, Алтая, гор юга Сибири и Дальнего Востока от тектонического строения и действия внешних процессов.

Называть (показывать): главные ре­сурсные районы и бассейны полезных ископаемых; уголь: Кузнецкий, Печор­ский, Канско-Ачинский бассейны; нефть и газ: Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина; железные руды: КМА, Коль­ский п-ов, Урал, Сибирь; руды цветных металлов: Урал, Алтай, юг Сибири, Даль­ний Восток; примеры влияния рельефа на размещение населения, его быт и хозяйственную деятельность; примеры мероприятий по рациональному и нера­циональному использованию минераль­ных ресурсов; основные геологические эры; сейсмически опасные территории.
  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка