Социальная работа как средство профилактики девиантного поведения подростков



Сторінка1/5
Дата конвертації15.04.2016
Розмір1.17 Mb.
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М.БЕРБЕКОВА

Н.В. Шахзадова

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ


Учебное пособие

НАЛЬЧИК 1999

УДК 36-053.6 (075)

ББК 60.55 я73

Ш 28


Рецензенты:

Кандидат психологических наук, преподаватель Кабардино-

Балкарского педагогического колледжа

Р.К. Маремкулова

Кандидат психологических наук, доцент,

ст. науч. сотр. психологического института РАО

М.К. Кабардов

Шахзадова Н.В.

Ш 28 Социальная работа как средство профилактики девиант-

ного поведения подростков. - Нальчик / Каб.-Балк. ун.-т,

1999, -72 с.


Учебное пособие посвящено проблемам трудновоспитуемости, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения подростков. Работа предназначена для студентов специальности "Социальная работа", "Социальная педагогика", школьным социальным работникам, школьным психологам.

Рекомендовано РИСом университета

УДК 36-053.6 (075) ББК 60.55 я73


@ Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова, 1999

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное социальное развитие страны невозможно без учета экономической, политической и социальной жизни. На современном этапе можно представить, что эти изменения приведут к появлению новых социальных проблем.

В течение последних лет практически во всех сферах жизнеобеспечения населения произошли негативные изменения. Одним из актуальных направлений в науке о Человеке является вопрос о социальном поведении личности. Он интегрирует в себе различные аспекты исследований в гуманитарной области в силу того, что поведение формируется всей системой экономических, социальных и культурных условий общества. Подрастающее поколение социализируется в условиях того государства, где оно живет. Его сильные и слабые стороны - зеркальное отражение социальных проблем общества в целом. А нынешнее его состояние, которое характеризуется как кризисное, способствует проявлению новых негативных форм поведения детей и подростков вплоть до подростков до преступного.

Ученые и практики отмечают увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых несовершеннолетними. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей - среди них возрастает доля девочек. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в уголовно наказуемых асоциальных действиях - таких, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, мелкое хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка. Наиболее трагичной формой социальных отклонений является суицид. Это свидетельствует об особой сложности ситуации в подростковой среде. С одной стороны, у подростков назрело множество серьезных социальных проблем, решать которые самостоятельно они не в силах. С другой стороны, общество справедливо беспокоит запоздалое гражданское созревание части молодежи, трудовая пассивность, политическая незрелость.

Источники этих негативных тенденций, их усиливающие факторы влияют на проблему профилактической работы отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Воспитание молодых людей с девиантным (отклоняющимся) поведением - процесс очень сложный. Научный подход предполагает глубокое знание социально-психологических особенностей подростков и молодежи путем их вхождения в жизнь общества, трудностей адаптации. Причины и сущность антиобщественных явлений носят социальный характер. Если под воспитанием понимать не просто целенаправленное воздействие на личность в традиционных формах, а широкое общественное влияние через все социальные институты, воздействие среды, как необходимого условия становления и развития личности) и активность самой личности как субъекта этого процесса, то исследование причин и основных форм появления социальных болезней несовершеннолетних является и с теоретической, и с практической точек зрения очень важным.

В условиях кризиса, когда прежние нравственные идеалы отвергнуты, а новые еще не выработаны, когда странные средства и методы воспитания не работают, а новые еще не найдены, когда все социальные противоречия обострены, тенденция к увеличению числа подростков с девиантным поведением резко возрастает.

Таким образом, все отчетливее проявляется одна из актуальных проблем - выявление причин и организация действенной профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. Перед социальными работниками стоит задача изучения правонарушений несовершеннолетних как явление социальное.

ГЛАВА 1. ПРЕВЕНТИВНАЯ ПРАКТИКА – ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Социальному работнику о превентивной практике
На современном этапе происходит реорганизация деятельности отечественных социальных институтов, осуществляющих воспитательно-профилактическую работу. Она предполагает, во первых существенное изменение сферы деятельности специальных органов ранней профилактики (инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов); во-вторых, разработку и внедрение в практику органов народного образования, здравоохранения, диагностико-коррекционных и реабилитационных программ для детей и подростков с различными формами психологической и социальной дезадаптации, а также создание системы служб социальной, социально-психологической помощи семье, детям, подросткам.

Решение задач превентивной практики требуют интенсивного развития специальной отрасли прикладной психологической науки – превентивной психологии. Задача превентивной психологии – Задача превентивной психологии – вооружить практических работников (учителей, воспитателей, сотрудников инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, социальных педагогов, социальных работников, школьных психологов) психологическими знаниями для предупреждения, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровления условий их семейного и общественного воспитания. Первоочередной задачей превентивной психологии, наряду с обеспечением коррекционно-реабилитационной работы – это выявление природы отклоняющегося поведения.

Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов. Среди них: наследственность и среда, воспитание в собственно практической деятельности человека. В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих генезис асоциального поведения можно выделить такие, как: индивидуальный фактор, действующий на уровне психологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, определяющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде обитания, к нормам и ценностям своего окружения, к социализирующим воздействиям семьи, общественности, а также к личностно-ценностным ориентациям и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Социальному работнику следует знать, что превентивная практика направленная на предупреждение социальных отклонений распространяется не только на несовершеннолетних, но и на все взрослое население. Однако, сферой применения превентивной психологии является, прежде всего, воспитательно-профилактическая деятельность среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организационных и стихийных, неорганизационных воздействий на личность ребенка, подростка. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательно-профилактической деятельности социального работника.

Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Меры по предупреждению преступности несовершеннолетних включают воспитательно-профилактическую деятельность, которая осуществляется общеобразовательными учебными заведениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, психологическими консультациями, консультативными службами доверия, центрами педагогической реабилитации и т.д. Предупреждение преступности несовершеннолетних наряду с этим включает меры по пресечению и раскрытию преступлений, осуществляемых правоохранительными органами в процессе суда, следствия, оперативно-розыскной работы.

Далее - это меры пенитенциарного характера, осуществляемые исправительно-воспитательными учреждениями, включая спецшколы, систему ПТУ, которые играют решающую роль в предупреждении преступности несовершеннолетних.

И, наконец, это меры по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних, осуществляемые правоохранительными органами, общественными организациями, трудовыми, учебными коллективами по отношению к несовершеннолетним, совершившим преступления и ранее понесшим различные меры уголовного наказания, возвратившимся из ВТК, с отсрочкой наказания, условно осужденным и т.д.

Что же касается области приложения знаний превентивной психологии, то она в большей степени применима к воспитательно-профилактической работе по нейтрализации негативных явлений детерминирующих нарушения социального развития несовершеннолетних, а также к методам воспитания, перевоспитания и коррекции на разных стадиях педагогической и социальной запущенности.

Сферу применения превентивной психологии следует отнести к той воспитательно-профилактической работе, которая распространяется на ранний, так называемый докриминальный уровень социальной детерминации. В этот докриминальный период несовершеннолетний еще не приобщен к преступной деятельности, характеризуется отчуждением от основных социализирующих институтов различными поведенческими проявлениями асоциального характера: приобщением к алкоголю, наркотикам, агрессивностью и корыстными правонарушениями, отлыниванием от работы, склонностью к бродяжничеству и т.д.

Очевидно, что воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции прежде всего требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Эти неблагоприятные воздействия среды могут иметь как прямой, так и косвенный десоциализирующий характер. В одном случае они могут быть предоставлены образцами антиобщественного поведения или взглядов, а другом – проявляться в наличии неблагоприятных социально-психологических условий, затрудняющих усвоение социальных норм и ценностей позитивно-ориентированной среды. Отсюда следует, что различные по характеру десоциализирующие влияния требуют и различных мер воспитательно-профилактической деятельности, направленных на несовершеннолетнего.

В превентивной практике специалист должен быть вооружен необходимыми психологическими знаниями и инструментарием, о которых и будет идти речь далее.
1.2. Предпосылки асоциального поведения,

патогенная дезадаптация
В понятии “психобиологические предпосылки асоциального поведения” криминологи включают различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный либо врожденный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида, и затрудняющие его процесс социализации, процесс усвоения индивидом социальных программ (6, 7, 8, 9 и др.).

Можно привести данные исследования Н.И. Фелинской, согласно которым выявлено, что у многих несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали психические аномалии: олигофрению, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки ограниченного поражения головного мозга (14).

Специальные исследования показывают, что у некоторых олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям (7, 18). При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества. Однако же умственная неполноценность этих детей затрудняет их социальную адаптацию. При особых неблагоприятных условиях, в силу своей повышенной внушаемости, они могут легко попадать под влияние взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. И это обстоятельство нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и социальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов.

По данным А.Е. Личко, деликвентное поведение, проявляющееся в прогулках, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при психопатии, акцентуациях характера (15).

Исследование 151 подростка, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей, проведенное И.Ф. Мягковым и Б.В. Юровым, выявило, что у 68% испытуемых имелись различные нервно-психические отклонения: неврозы, неврологические проявления после перенесенных органических поражений мозга, задержки психического развития патохарактерологические изменения, психопатии, легкие степени олигофрении, энурез (16). Это объясняется тем, что патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления носит устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых серьезные органические повреждения. В этом случае выделяют так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурезы и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов 15-20 процентов детей школьного возраста страдает теми или иными формами психогенной дезадаптацией и нуждается в комплексной медико-педагогической помощи. В общей сложности, по данным исследования А.И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психопатическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиаторов, психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений (13).

Таким образом, слабоумие детей, являясь одной из психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, тем не менее нередко оказывается порожденным фактором, в частности, алкоголизмом.

Все эти факты свидетельствуют о необходимости превентивных мер. Среди них таких, как педагогическая коррекция поведения несовершеннолетних, медико-педагогического оздоровления реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях (детский сад, школа, внешкольные учреждения), так и в специальных учебно-воспитательных реабилитационных социальных институтах.

Однако медикоментозное вмешательство далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не может устранить всех причин, вызывающих нервно-психические расстройства, среди которых 1-е место занимают все-таки причины социального характера, различные психотравмирующие ситуации, которые переживает “трудный” в школе и дома, а также наследственная отягащенность, приводящая к патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.

В качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних могут выступать:

Различные нервно-психологические патологии и отклонения, акцентуации характера, отставания в умственном развитии, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков. Кроме того, трудновоспитуемость подростков в значительной степени может обуславливать кризисным характером психофизиологического развития переходного возраста, когда происходят бурные изменения как в организме и психике, так и в отношениях подростков с окружающими, взрослыми, сверстниками, представителями противоположного пола. Без знания индивидуальных, психологических, индивидуальных психобиологических, а также психофизиологических особенностей подросткового возраста невозможно достаточно успешное осуществление как воспитание и обучение детей и подростков, так и воспитательно-профилактической деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения показывает, что эффективная ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического характера реабилитации, в свою очередь, требуется наличие широкой сети специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных реабилитационных детских учреждений, рассчитанных на детей с различными отклонениями в психическом развитии. В зависимости от характера этих отношений, в одном случае, наряду с мерами воспитательного профилактического характера необходима медицинская помощь врачей-психиаторов и невропатологов, либо помещение в специальные санитарно-лесные школы интернаты, выполняющие функции медико-педагогической реабилитации. В другом случае, когда речь идет об отставании в умственном развитии возникает необходимость своевременного перевода детей в режим специального обучения, где целенаправленно, с учетом интеллектуальных возможностей осуществляется социальная адаптация олигофренов.

В воспитательной работе как с нормальными подростками, так и с страдающими различными отклонениями важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, воспитателей, школьных социальных работников, педагогов, что позволяет избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания, либо непонимания возрастных психофизиологических ошибок “трудного”, “кризисного” подросткового возраста. Важную роль в социальной адаптации детей и подростков, страдающих нервно-психическими патологиями, должны сыграть кадры новых специалистов – социальных работников, реабилитаторов.

Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с подростками с отклоняющимся поведением ставится на повестку дня создания специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультативных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости состояния нервно-психического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

Ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально-педагогического характера. Таким образом, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания способствует профилактическая деятельность.

Выявлению психобиологических предпосылок асоциального поведения, тех неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию, позволяет эффективно строить воспитательно-профилактическая деятельность системы органов ранней профилактики с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов, обуславливающих отклонения в поведении и сознании личности.
1.3. Психосоциальная дезадаптация
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную стандартность, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющие как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка и подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, мизоидному, эрилептивному и другим типам), требующим индивидуально-педагогического подхода в семье, школе.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ, можно отнести также различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентности интересов, низкая познавательная активность, резкий контакт в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (обратного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).

Определенную трудновоспитуемость представляют также так называемые “неудобные” учащиеся, опережающие сверстников в своем интеллектуальном развитии, что может сопровождаться такими чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и сверстникам. Нередко сами учителя занимают неверную позицию по отношению к таким детям, обостряя взаимоотношения и вызывая ненужные конфликты. Эта категория трудновоспитуемых редко проявляет себя в асоциальных поступках. Все проблемы, возникающие с “неудобными” учащимися, должны решаться за счет индивидуального дифференцированного подхода в условиях семейного и школьного воспитания.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка.

Л.С. Выгодский, одним из первых в отечественной психологии, разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделил кризисы новорождения одного года, трех, семи, тринадцати. Кризис новорождения среды обитания, кризис года – с освоением ребенком прямохождения, трех лет – с овладением речи, семи лет – с изменением социальной ситуации развития (поступления в школу) и 13 лет – кризис подросткового возраста (17).

Кризис подросткового возраста является одним из самых сложных, переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Однако, известная как трудновоспитуемость подросткового возраста, так и трудновоспитуемость других кризисных периодов развития может быть преодолена в условиях учебно-воспитательного процесса, воспитательных усилий, характера отношений “трудного” с школьным социальным работником, педагогом, родителями, если эти отношения будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей развития подростка.

К временным формам психосоциальной дезадаптации относятся различные проявления неравномерного психологического развития, которые могут выражаться в парциальной задержке, либо опережении отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления также требуют точной диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.

Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, школьными социальными работниками, педагогами, классным руководителем; неконтролируемые эмоциональные состояния, вызванные первой юношеской влюбленностью; переживания супружеских и родительских отношений и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного отношения специалистов, работающих с детьми и подростками.


1.4. Социальная дезадаптация
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентациях, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащихся, в частности, является семья, школа (27).

В зависимости от степени и глубины деформации содержательной и функциональной стороны процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерны парциальные социальные нарушения со стороны социализации. Основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям; нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).

Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных учащихся, усугубляющим трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию, выступает социальная запущенность детей и подростков. Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы, оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но в отличие от педагогически запущенных, профессионально ориентированы. У социально запущенных подростков не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение). В отношениях такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социальной поддержки и ресоциализации, которые должны осуществляться специальными превентивными службами и ресоциализирующими центрами. В случае, когда специальные воспитательно-профилактические воздействия оказываются недостаточными, подростков с высокой степенью социальной запущенности, регулярно совершаемых правонарушения и другие грубые социальные отклонения, для перевоспитания помещают в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.

Следует отметить, что социальная дезадаптация – процесс обратимый. И задачи превентивных служб входит не только предупреждение в психосоциальном развитии детей и подростков, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их установок и референтных ориентаций.

Процесс ресоциализации может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в “чистом виде”. Чаще встречаются довольно сложные сочетания различных форм психологической, патогенной, социальной дезадаптации. И тогда встает вопрос о медико-социальной реабилитации, которая предполагает осуществление мер медико-психологической и социально-педагогической помощи с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате различных психосоматических и нервно-психологических заболеваний и патологий.


ВОПРОСЫ
1. Что необходимо знать социальному работнику о превентивной практике?

2. Раскройте различные подходы к пониманию соотношения биологического и социального в личности.

3. Как проявляются психобиологические предпосылки асоциального поведения?

4. Назовите факторы, обуславливающие генезис асоциального поведения.

5. Что понимается под социальной адаптацией?

6. С чем связана психосоциальная дезадаптация?

7. В каких случаях проявляется трудновоспитуемость?
Литература
1. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е. О современном подходе к проблемам неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) // Вопросы философии. – 1975. №2.

2. Личность преступника как объект психологического исследования. – М., 1979. – С. 3–33.

3. Леонтович В.П. Моральные нормы – регуляторы поведения личности // Сов. Педагогика. – 1976. – № 3. – С. 96–107.

4. Кудрявцева В.Н. Причины правонарушений. – М.: Наука, 1976. – 207 с.

5. Кузнецова Н.Ф. Проблемы социально-биологического и социально-психологического в криминологии // теоретические проблемы учения о личности преступника. – М., 1979. – С. 78–84.

6. Социальные отклонения / Под ред. В.Н.Кудрявцевой. – М.: Юрид. лит., 1989. – С. 40–43.




  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка