"Синтаксис и Пунктуация"



Скачати 79.42 Kb.
Дата конвертації27.04.2016
Розмір79.42 Kb.

Урок в 5 классе

Урок- путешествие по русскому языку на тему: "Синтаксис и Пунктуация" 

 

Тип урока: повторительно-обобщающий



Форма урока: космическое путешествие

Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме синтаксис и пунктуация.

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.»

Задачи урока:



Обучающие:

        повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной

темы;

        проверить умения находить и выделять грамматическую основу и



второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;

        закреплять умение правильно оформлять на письме предложения

разных видов.

Развивающие:

        продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

        создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;

        продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.



Воспитательные:

        формировать эстетический вкус к слову;

        содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

        направить деятельность учащихся на создание  творческого продукта.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.



 

Ход урока

 

Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Ребята, вы любите мечтать?  (Ответы детей)

 

Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры



Барковой «Я мечтаю»:

Я мечтаю о звёздных полётах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.

 

Скажите, близки мысли лирического героя вашим мечтам? (Ответы



детей)

         Кому-то да, кому-то нет. Кто знает, возможно после этого урока ваше мнение изменится.

А сейчас на уроке русского языка я предлагаю отправиться в

космическое путешествие.

          Путешествие наше будет в таинственный ещё мало изведанный вами  космический мир русского языка.

         В космос летят…космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты - знатоки языка.

         Руководство полётом разрешите взять на себя.

Ребята, сегодня на уроке у нас будет 4 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).

 

Целеполагание.

         В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Посмотрите на доску, восстановите пропущенное слово и объясните в какую галактику и с какой целью мы отправляемся в путешествие (Словосочетание - ……. - текст). Мы отправляемся в галактику под названием «Синтаксис и пунктуация» (написать на доске). Цель? (Ответы детей) Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели).



Работа в тетради.

         Внимание, экипажи! Записать: число, тема урока в свои личные бортовые журналы.

 

Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам.

         Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

 

1 этап «Подготовка к полёту.  Взлёт ракеты»

 

         Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о Синтаксисе и Пунктуации. Мы заглянем в шкатулку знаний: по одному вытянете определение. Ваша задача задать вопрос командам, команды устно дают их развёрнутое определение.



Определения: Синтаксис, Пунктуация, Сложное предложение, Словосочетание

- Еще немного поработаем с понятиями. Я буду зачитывать утверждения, а вы, подумав верное оно или нет, записываете в личные бортовые журналы, в столбик слова ДА/НЕТ. А потом вы проверите себя, как вы справились с этим заданием.



1) Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь – это ообращение. (да)

2) Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении – это сказуемое. (нет)

3) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета – это ддополнение (нет)                

4) Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, ссостояние или признак подлежащего (да)      

5) Повествовательное предложение побуждает к действию (нет)    

6) Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает нна вопросы Где? Как? Когда? (да)               

7) Чужая речь, переданная дословно от лица того, кто её произнес, написал - это ппрямая речь (да)

 

Самопроверка (презентация)



-Кто без ошибок? (звёздочка).

-Итак, к полёту всё готово. Взлетаем! (музыка)



2 этап «Ориентирование по маршрутному листу»   (текст у всех распечатан на партах)

- В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по космич миру русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый вам с начала урока.

Работа с текстом (частичный анализ).

Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

Только б вырасти мне поскорей.

- На карте путешественника присутствуют различные схемы, стрелки, указательные значки. Это будет и у нас. (работа в группе)

а) Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите по 1 примеру в бортовой журнал. В каждом словосочетании обозначьте главное слово, определите к какому, глагольному или именному, относится каждое из записанных вами.

   1.прил.+ сущ. (о звёздных полетах, межпланетным пилотом)

   2.нар.+ глаг. (вырасти поскорей)

   3.глаг.+ сущ. (мечтаю о полетах, намечаю маршруты, стану пилотом)

 

Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа  несомненно требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём.



Закройте глазки, помечтайте. Крепко-крепко зажмурьтесь, откройте глазки, часто-часто поморгайте. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, не поворачивая головы. Посмотрите прямо.

Молодцы, продолжим!

 

 

3 этап «Космическое послание»  



 - На нашу электронную почту пришло космическое послание.

(презентация включается)



  1. [-- =], и [-- =]

  2. «П?» - а.

  3. - , - и -

  4. […,O!]

Похоже на шифровку. Давайте расшифруем, как вы думаете, что может быть в послании, составим для каждой схемы свое предложение. (работа в группах) Запишите получившиеся предложения в бортовые журналы.

Физкультминутка.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен –

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!

 

 4. «Встреча с инопланетянами»  

 - Ребята, к нам летят инопланетяне!

 Пригласим их в гости. Побеседуем. Форма беседы? (диалог)

Составьте диалог (в тетради) с инопланетянами, используя словарные слова и обращения (здравствуйте, пожалуйста, инопланетяне, планета, путешествие, ракета, НЛО). Работаете в парах. (опорные слова распечатаны на листах)

- Молодцы, ребята! Мы сейчас прослушали устные диалоги, а какие правила нужно соблюдать, чтобы правильно оформить диалог на письме?

(каждая реплика с новой строчки, тире, с большой буквы; всё, как при прямой речи, только без кавычек)

 

 



5 этап «Возвращение на Землю» 

 

- Ребята, мы облетели всю галактику Синтаксиса и Пунктуации. Пора возвращаться домой.



- Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание. Самостоятельно сделать синтаксический разбор предложения: Путешествие было увлекательным и познавательным. (повествоват., невосклиц., простое, распростр., осложнено однор определ.)

 

6 этап «Адаптация космонавтов»

Скоро Земля. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.

Задание на дом.

- Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, я раздам вам домашнее задание на карточках, задания разного уровня. Выполнить одно, которое считаете выполнимым для вас. Не забудьте о знаках препинания!

 

7 этап «Итоговая конференция» 

По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.

 - Итак, обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?

- Понравилось путешествие?

- Что запомнилось?

- Над чем ещё нам нужно поработать?

- На ваших столах есть листочки со смайликами. Нарисуйте смайлику рот, соответствующий тому настроению, которое у вас сейчас, а ниже оцените себя. Листочки положите в ваш бортовой журнал и мне сдайте. Наше космическое путешествие состоялось!

Спасибо за ваше усердие и старание!
















База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка