Семинар «Идеи и техники аналитической персонологии»



Скачати 256.37 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір256.37 Kb.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Идеи и техники аналитической персонологии» для направления 37.04.01 – «Консультативная психология. Персонология» подготовки магистра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии




Программа дисциплины

«Персонологичские основы транзактного анализа»


для направления 37.04.01 – «Психология»

подготовки магистра



для магистерской программы

«Консультативная психология. Персонология»

Авторы программы:

Петровский В.А., доктор психологических наук,

профессор,

ординарный профессор НИУ ВШЭ,

чл.-корр. РАО, vpetrovsky@hse.ru


Рекомендована академическим советом

магистерской программы

«Консультативная психология. Персонология»
«___»____________ 2015 г
Москва 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.04.01 - «Психология» подготовки магистра, обучающихся на магистерской программе «Консультативная психология. Персонология».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

Образовательной программой по направлению подготовки специальности 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра набора 2015/2016 уч. года.
2. Цели освоения дисциплины

Целями изучения дисциплины являются:



  • знание предмета, структуры, методов, перспектив развития транзактного анализа в контексте идей общей персонологии;

  • овладение тразактноаналитическими категориями и принципами интерпретации существующих теорий личности;

  • освоение базовых техник транзактного анализа;

  • владение тразактноаналитическими моделями аналитики кейсов;

  • применение полученных знаний в научно-исследовательской деятельности

при подготовке и написании магистерской диссертации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать и уметь использовать возможности общей персонологии в построении транзактно-аналитической интерпретации основных теорий личности;

- понимать место ТА в совокупности существующих психологических консультативных практик;

- знать специфику и уметь применять техники глубинного анализа личности;

- иметь навыки структурного, транзакционного и сценарного анализа личности анализа личности;

- иметь навык транзактной интерпретации индивидуальных жизненных случаев

В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать освоенные способы деятельности



СК-М1


Анализирует и оценивает степень собственного владения содержаниями и моделями изучаемой дисциплины, демонстрирует понимание способов применения освоенных знаний в своей научно-

исследовательской и практической деятельности.



Интерактивные формы обучения; рефлексивные практики, приемы самопознания, встроенные в контекст лекционных и семинарских занятий; домашние работы и эссе в форме самоотчетов об освоении дисциплины.

Способен к

самостоятельному освоению новых методов исследования и практического использования приобретенных научных знаний

СК-М3


Применяет знания и методы познания, приобретенные в ходе освоения дисциплины, при построении моделей своей научно-исследовательской деятельности и консультативной практики, осваивает концептуальные инварианты развития и психологической помощи личности.

Самостоятельная работа,

творческие домашние работы, практические занятия с компонентом

самостоятельного моделирования, презентации своих решений научно-практических задач, тренинги творческого мышления, рефлексия собственного освоения новых концепций и методов в контексте дисциплины «Персонологические основы тразактного анализа».

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры.



СК-М4

Демонстрирует понимание содержаний и способов мышления, лежащих в основе транзактной персонологии как нового научного направления. Применяет интеллектуальные приемы изучения личности и рефлексии, полученные при овладении данной дисциплиной. Учитывает

принципы транзактной персонологии при планировании своей жизни и построении стратегий творческого роста.




Лекционные занятия, семинарские занятия, интерактивное обучение, написание эссе, приемы самопознания, творческие домашние работы, тренинги личностного роста.


Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.


СК-М6

Владеет системой категорий, определений, идей транзактной персонологии; демонстрирует владение приемами анализа и интеграции знаний и практик консультирования личности, а также методами оценки исследований в области психологии личности по критериям полноты имеющейся и привлеченной информации. Применяет принцип вариативного моделирования в персонологических исследованиях и работе с индивидуальными случаями.

Лекционные занятия, семинарские занятия, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, написание рефератов и научных обзоров, практики работы с текстами, практика оценки информационной основы анализа индивидуальных случаев, практика моделирования вариативных консультативных решений в проблемных жизненных ситуациях личности.


Способен организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.


ИК-1

Применяет знания, способы интерпретации, методы эмпирического исследования личности, освоенные при изучении дисциплины, в проектной деятельности, при подготовке магистерской диссертации, в практике самопознания, транзактно-аналитического консультирования

Практика построения моделей личности в исследовательской, проектной деятельности и индивидуальном консультировании. Практика самостоятельной разработки персонологических экспертных моделей оценки консультативной деятельности по профессиональным, этическим и правовым критериям.


Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных, экономических и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях.


ИК-5

Применяет знания и умения, освоенные при изучении транзактно-аналитической персонологии как науки, развивающейся на основе связей с философией, биологическими, социальными и гуманитарными науками, литературой и искусством. Демонстрирует опыт осмысления проблем исследования и психологической поддержки личности на основе междисциплинарного подхода.

Владеет текстами персонологической интерпретации фактов, закономерностей и индивидуальных случаев на основе синтеза языков различных областей науки и культуры.


Лекционные занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа, написание эссе. Практика постановки и решения проблем изучения, развития и консультативной поддержки личности на основе интеграции культурного опыта, а также междисциплинарного подхода в персонологии.

Тренинг транзатно-аналитического понимания индивидуальных случаев в понятиях, образах, символах общей персонологии.

Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в научно-исследовательских организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.



ИК-6

Применяет аналитико- персонологические концепции, модели и методы при решении научно-исследовательских задач в процессе подготовки и написания магистерской диссертации, а также при участии в деятельности научно-проектных групп. Демонстрирует владение приемами синтеза подходов при освоении и применении психотерапевтических и консультативных приемов в русле транзактного анализа при решении комплексных практических задач.

Лекционные занятия, семинарские занятия, практические занятия.

Практика разработки и применения персонологических моделей решения комплексных задач самопознания и исследования личности.

Практика интерпретации сложных консультативных случаев на основе тразактно-аналитического синтеза консультативных практик.



Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия


СЛК-4

Демонстрирует навыки организации межличностного общения в сфере научно-исследовательской деятельности, групповой работы и консультировании, полученные в результате изучения транзактного анализа.


Интерактивное обучение, практика рефлексии своих взаимоотношений в обучении, тренинг сотрудничества, приемы самоанализа индивидуальных позиций в учебных группах.


Способен участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем



СЛК-6

Распознает и формулирует проблемы личности в контексте ее духовной, социальной и индивидуальной жизни, опираясь на опыт освоения моделей транзактно-аналитической персонологии. Умеет находить концептуальные и практические решения жизненных проблем личности на высоком общественном, духовном, культурном уровне.

Семинарские и практические занятия. Практика поиска социально и культурно значимых решений проблем индивидуальной жизни, отношений личности к себе и к другим людям.




4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» на кафедре психологии личности департамента психологии НИУ ВШЭ.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Современная психология личности», «Основы психологического консультирования», «Теория и методология психологии», НИС «Персонологические исследования и построение консультативных практик»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и навыками:



  • знание категориальной системы психологии личности, персонологии;

  • знание основ общей психологии, психологии личности, психологического консультирования и психотерапии, понимание философских и других культурных основ персонологии; общее представление о современных методах исследования и практической помощи личности;

  • знание основных категорий, идей, принципов современногшо транзактного анализа;

  • владение навыками академического письма на русском и иностранных языках;

  • владение навыками работы в электронных библиотеках.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: НИС «Персонологические исследования и построение консультативных практик», «Модели персонологии», «Общие и специфические факторы консультирования и психотерапии личности», «Мультипрофильное консультирование».


5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные

часы


Самостоя-тельная работа







Лекции

Семинары



1

Общая и мультисубъектная персонология. Введение в транзактный анализ.

58

4

4

50

2

Мультисубъектная персонология: структурный анализ личности

106

18

18

70

3

Мультисубъектная персонология: анализ транзакций

106

18

18

70

4

Мультисубъектная персонология: сценарный анализ личности

110

20

20

70




ВСЕГО:

380

60

60

260

6. Формы контроля знаний студентов

(расчет по неделям)



Тип контроля

Текущий


Форма контроля

1 год

Параметры каждой формы контроля

1

2

3

4



















Эссе










2

5-8 тыс. слов

Итоговый

Экзамен














Устный (1день)



6.1 Критерии оценки знаний, навыков



Эссе оценивается по следующим критериям:


  • Оригинальность текста;

  • Полнота освещения теории по рассматриваемой проблематике и глубина теоретического анализа;

  • Владение категориальной системой теоретической и практической психологии личности, академичность текста;

  • Уровень компетентности в области персонологии, ее аналитических и интегративных подходов;

  • Логичность и понятность изложения;

  • Обоснованность и аргументация собственной позиции в русле рассматриваемой проблематики.

  • Наличие авторского взгляда, оригинальных идей, начала моделирования в тексте.


Устный ответ на экзамене оценивается по следующим критериям:


  • свободное владение теориями, концепциями, моделями и методами, входящими в содержание дисциплины;

  • умение самостоятельно применять идеи, модели, методы познания, представленные в различных информационных источниках, значимых для данной дисциплины;

  • опыт осмысления и постановки проблем в контексте изучения дисциплины;

  • умение интерпретировать, моделировать, творчески развивать знания, полученные при изучении дисциплины;

  • опыт преломления знаний, моделей и методов данной дисциплины в своей научно-исследовательской работе;

  • умение представить устные ответы в форме содержательных, целостных профессиональных текстов.



7. Содержание дисциплины

7.1. Общая и мультсубъектная персонология. Введенние в транзактный анализ.


Идея личности в психологии. Необходимость преодоления кризиса "трех психологий личности": фундаментальной (теоретико-эмпирическая, ориентированная на построение и обоснование гипотетико-дедуктивных моделей), герменевтической (ориентированной на анализ текстов культуры) и практической (консультативная, педагогическая, организационная), различающихся методологией своего построепния, категориями, языками анализа, критериями достоверности, методами иследования. Миссия персонологии на современном этапе ее развития (синтез фундаментальной, герменевтической и консультативной психологии личности, построение общего дискурса, роднящего далеко разошедшиеся ветви психологического знания). Истоки становления общей персонологии. Труды Г.Мюррея (термин и первый абрис “персонологии”) и Л.С.Выготского (идея «общей науки»). Четыре проекта общей персонологии – науки личности, имеющей своим предметом личность, “располагающей данной наукой как инструментом самопознания и саморазвития” (В.А.Петровский, Е.Б.Старовойтенко).

Предмет и модели консультативной персонологии. Прямые и опосредованные эффекты консультативной процесса. Механизмы развивающих взаимодействий в системе “консультант-консультируемый” и за ее пределами. Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности консультанта. Двуступечатое пострение исследований в области консультативной персонологии: инструментальность (“участность”) психологического знания в построении психологической практики.

Мультисубъектная персонология в контексте консультативной персонологии. Базовый принцип мультисубъектной персонологии: новая драматургия в системе «Мое Я» - «Мое Ты» - «Другие во мне» - «Я в других», - новая логика построения жизни личности.

Транзактный анализ (ТА) как способ синтеза теоретико-экспериментальных, культурологических и практических разработок в области мультсубъектной персонологии. История возникновения, философия и области применения транзактного анализа.

Общее представление о структурном, транзакционном и сценарном анализе.
Основная литература


  1. Холл К. Линдсей Г. Теории личности. СПб.: Питер, 1998

  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. З-е международное издание, Питер. 2005

  3. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь. 2002.

  4. Петровский В.А. «Я» в персонологической перспективе. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013.

  5. Петровский В.А. Общая персонология: наука личности. Известия самарского научного центра Российской академии наук, 2003.

  6. Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии. Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.9. №1. 2012. С. 21 – 39.

  7. Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Академический проект. 2015. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва 2004.

  8. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. - Академический проект Москва 2001

  9. Гулдинг Р., М. Гулдинг. Психотерапия нового решения. - М., Класс, 1977

  10. Джойнс В., Я. Стюарт. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  11. Нельсон Р. -Джоунс. Теория и практика консультирования. - СПб. «Питер», 2001



Дополнительная литература


  1. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии.

  2. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., «Питер», 2001

  3. Петровский В.А. Общая персонология: наука личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Спец. Выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». 2003. С. 20 – 30.

  4. Петровский В.А. Метасловарь транзактного анализа // М.,Академический проект, 2001, С.7 – 25.



7.2. Мультисубъектная персонология: cтруктурный анализ личности.
Берновская модель “инстанций личности” (детерминанты, психические органы, эго-состояния). Понятие “катексис” в ТА. Реальность эго-состояний. Проблема “субъектности” эго-состояний. Четыре способа распознавания эго-состояний (поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз и феноменологический диагноз). Эгограмма (диагностика и самодиагностика). Контаминации (предрассудки, иллюзии, двойные контаминации). Разнообразие и эвристичность графических моделей, обознающих эго-состояния. Структурная и функциональная модели эго-состояний. Структурная модель второго порядка. Проблема психологической интерпретации “инстанций” (детерминант, психических органов, эго-состояний). Понятие “переключения”. Структурные патологии личности.

Амплификация берновской модели “инстанций” в контексте мультисубъектной персонологии (в соотнесении с работами У.Джеймса, П.Жане, З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, А.Маслоу, Г.Олпорта, Э.Фромма, А.Бандуры, Б.Скиннера, Р.Кеттелла, Д.Келле, а также – Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищев, Д.Н.Узнадзе, А.В.Петровского, В.П.Зинченко, А.Г.Асмолова, Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадрикова).

Понятия классического транзактного анализа, введенные Э.Берном: “жажда стимула”, “структурный голод”, “способы структурирования времени”.

Анализ психологических феноменов, обусловленных конвергенцией социокультурных (“внешних”, в терминах Берна), субъектно-деятельностных (“вероятностных”) и природных (“внутренних”) программ активности. Феноменология адаптивных и надситуативных проявлений личности: опыт интерпретаций в парадигме ТА.


Основная литература


  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. З-е международное издание, Питер. 2005

  2. 30.

  3. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь. 2002.

  4. Теория личности в зарубежной психологии. – М., Изд-во МГУ, 1982.

  5. Психология личности. , Хрестоматия в 2 томах. Самара, 1999

  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва 2004.

  7. Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «Привет». Москва 2004.

  8. Берн Э. Групповая психотерапия. - Академический проект. Москва 2001.

  9. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. - Академический проект Москва 2001

  10. Берн Э. Секс в человеческой любви. - ЭКСМО. Москва 2001

  11. Джойнс В., Я. Стюарт. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  12. Нельсон Р. -Джоунс. Теория и практика консультирования. - СПб. «Питер», 2001

  13. Петровский В.А.. «Философия «Я»: трансактный подход» // Э Берн. Групповая психотерапия.

  14. -Академический проект. Москва 2001.

  15. Петровский В.А.. «Метасловарь» // Э Берн. Транзактный анализ в психотерапии.

  16. -Академический проект. Москва 2001.

  17. Шустов Д. Руководство по клиническому транзактному анализу.- М.,Когито-Центр, 2009


Дополнительная литература


  1. Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Академический проект. 2015.

  2. Петовский В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. / Вопросы психологии № 1, 2001


7.3. Мультсубъектная персонология: анализ транзакций

Функциональный аспект эго-состояний. Контролилующий Родитель (КР), Опекающий Родитель (ОР), Взрослый (В), Естественное Дитя (ЕД), Адаптированное Дитя (АД), позитивные и негативные аспекты эгос-состояний в социальных взаимодействиях. Понятия: “транзакция”. “дополнительные” и “пересекающиеся транзакции”. Социальный и психологический уровни транзакций.

Структурирование времени. Уход в себя. Ритуалы. Процедуры. Времяпровождение. Игры. Близость. Расширенная модель структурирования времени.

Идея аутентичных и рэкетных чувств (Ф.Инглиш).

Игры”. Примеры “игр” (“Тупик”, “Почему бы вам не?.. – Да, но…”, “Ага, попался!” и т.д.). 4 признака “игры”. Формула “игры” (Э.Берн). Детальный анализ игр. Биологические, психологические (внутренние и внешние), социальные (внутренние и внешние) выгоды. Карпановский драматический треугольник “Жертва – Преследователь – Спаситель”. Трагикомическая пирамида игры “Жертва – Преследователь – Спаситель – Счастливчик” (В.А.Петровский). Внешний и внутренний контуры игры. Переключение позиций в игре. Антитезисы к играм. “Энкоды” (В.А.Петровский, А.Н.Ходорыч). Достижение конгруэнтности внутреннего и внешнего контуров “пирамиды” как условие выхода за пределы игр в условиях психологического консультирования..



Основная литература



  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. З-е международное издание, Питер. 2005

  2. 30.

  3. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь. 2002.

  4. Психология личности. , Хрестоматия в 2 томах. Самара, 1999

  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва 2004.

  6. Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «Привет». Москва 2004.

  7. Берн Э. Групповая психотерапия. - Академический проект. Москва 2001.

  8. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. - Академический проект Москва 2001

  9. Берн Э. Секс в человеческой любви. - ЭКСМО. Москва 2001

  10. Джойнс В., Я. Стюарт. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  11. Нельсон Р. -Джоунс. Теория и практика консультирования. - СПб. «Питер», 2001

  12. Петровский В.А.. «Философия «Я»: трансактный подход» // Э Берн. Групповая психотерапия.

  13. -Академический проект. Москва 2001.

  14. Петровский В.А.. «Метасловарь» // Э Берн. Транзактный анализ в психотерапии.

  15. -Академический проект. Москва 2001.

  16. Шустов Д. Руководство по клиническому транзактному анализу.- М.,Когито-Центр,2009


Дополнительная литература


  1. Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Академический проект. 2015.

  2. Петровский В.А.. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Вопросы психологии N 1, 2001

7.4. Мультисубъектная персонология: сценарный анализ
Понятие «сценарий» в ТА. Сценарный анализ. Идея А.Адлера о «бессознательном плане жизни» как предпосылка берновских «сценариев жизни» («скриптов»). Определение «сценария», предложенное создателем ТА. Примеры «сценариев» («Красная Шапочка», «Розовая Шапочка», «Спящая Красавица», «Кот в сапогах», «Синяя Борода» и др.). Сценарии «победителей», «неудачников» и «непобедителей» и базовые позиции, реализуемые в них. Схема детализированного анализа сценариев (происхождение, структура, динамика, соотнесенность с клиническими диагнозами, перспективы выхода за пределы сценария). «Сценарный аппарат» («пророчества», «заклятия», «запреты», «дозволения», «образцы», «провокации» и т.д.) и его мультисубъектная реконструкция. Экстеропсихические, неопсихические и архиопсихическиеп детерминанты скриптового аппарата.

Матрица родительских посланий К.Стайнера (директивы, модели, предписания). Концепция «ранних решений» Р. Гулдинг и М. Гулдинг. 12 предписаний («Не живи», «Не взрослей», «Не достигай». «Не думай», «Не будь собой» и др.). Директивы как контрпредписания.

Драйверы «Будь сильным», «Будь совершенством», «Радуй других», «Старайся», «Торопись» и их вербальные поведенческие индикаторы. Драйыеры и их комбинации как предикторы протекания сценариев во времени.

Мнискрипты. «Разрешения» и «Перерешения» – как путь осовобождения от негативных сценариев.

Система рэкета (сценарные чувства и убежения, внешние, внутренние и фантазийные рэкетные проявления, подкрепляющие воспоминания-«марки»). Система автономии личности.

Мультисубъектных подход в диагностике сценарных систем (метод отраженной субъектности; метод транзактной реинтепретации существующих методов диагностики личности; метод использование детских форм проективных и опросных методик в работе со взрослыми; метод множественных ценностных предпочтений с позиции Родителя, Взрослого, Дитя и др.).


Основная литература


  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. З-е международное издание, Питер. 2005

  2. Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «Привет». Москва 2004.

  3. Берн Э. Групповая психотерапия. - Академический проект. Москва 2001.

  4. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. - Академический проект Москва 2001

  5. Знаменитые случаи из практики психоанализа. (З. Фрейд, К. Абрахам, Ш. Ференци и др.) – М., 1995.

  6. Гулдинг Р., М. Гулдинг. Психотерапия нового решения. - М., Класс, 1977

  7. Джойнс В., Я. Стюарт. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  8. Нельсон Р. -Джоунс. Теория и практика консультирования. - СПб. «Питер», 2001

  9. Клод Штайнер «Сценарии жизни людей» - М.2005

  10. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

  11. Петровский В.А.. «Философия «Я»: трансактный подход» // Э Берн. Групповая психотерапия.

  12. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М., 2010. Академический проект. Москва 2001.

  13. Петровский В.А.. «Метасловарь» // Э Берн. Транзактный анализ в психотерапии. -Академический проект. Москва 2001.

  14. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

  15. Фрейд З. «Я и Оно». Труды разных лет. Книга 2. – Тбилиси, 1991.

  16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

  17. Эриксон Э. Детство и общество. – Санкт Петербург, 1996..

  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

  19. Шустов Д. Руководство по клиническому транзактному анализу.- М., Когито-Центр, 2009



Дополнительная литература


  1. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

  2. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект. 2004 г.

  3. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1989.

  4. Психоанализ и культура. Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма. М.: Юрист. 1995.


8. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы по данной дисциплине используются следующие образовательные технологии: активные и интерактивные формы проведения занятий, разбор кейсов и решение практических задач, интеллектуальные тренинги, дискуссии, рефлексивные практики. В курсе представлены упражнения и видеоматериалы, позволяющие слушателям в слушатели смогут освоить как классические (разработанные в различных школах ТА), так и оригинальные авторские психотерапевтические и психолого-консультационные методики работы с консультируемыми.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тематика эссе


  1. Модели мультисубъектного консультирования

  2. Метод отраженной субъектности В.А.Петровского

  3. «Отраженные другие» и единомножие Я личности.

  4. «РВД–выборы» и диагностика мотивации мультисубъектной личности.

  5. Понятие структурной патологии в ТА

  6. Методика «рай в душе» - «ад в душе» (пути валидизации)

  7. Смысловые миры личности

  8. Факторы скриптового поведения при работе с методикой «20+1» вопрос

  9. Современные концепции развития в их приложении к клинической работе в ТА.

  10. Уровни организации личности в концепциях современного психоанализа.

  11. Диагностика личности в ТА. Клинические и эмпиричсеские подходы



Вопросы к экзамену


  1. Понятие общей персонологии (Петровский, Старовойтенко)

  2. Мультисубъектное консультирование.

  3. Общая персонология как наука личности.

  4. Общая персонология как единство фундаментальной психологии и психопрактик личностного развития.

  5. Самоопределение в поле теорий личности (охарактеризовать «личностно-близкую» и «личностно-далекую»)

  6. «Инстанции личности» в ТА

  7. Эго-состояния

  8. Понятие об эгограммах

  9. Транзакции. Виды.

  10. Пристройки и переключения в коммуникации

  11. Приемы стимулирующего общения.

  12. Структурирование времени и его виды.

  13. Транзактный анализ игр и антитезисов к играм.

  14. Вербальные и невербальные приемы построения эффективных транзакций.

  15. Четыре установки жизни.

  16. «Поглаживания» (условные и безусловные).

  17. Характеристика игр в кабинете психотерапевта.

  18. Виды игр в кабинете психотерапевта.

  19. Характеристика супружеских игр.

  20. Схема родительского программирования по Э.Берна (в реконструкции В.А. Петровского). Формы пассивного поведения

  21. Типы «драйверов» Т.Каллера. Диагностические признаки

  22. Матрица обесценивания Шиффов

  23. Понятие минисценария.

  24. Особенности драйверного поведения. Протекание сценариев во времени. Минискрипт.

  25. «Ранние решения» и «перерешения» М. и Р.Гулдингов

  26. Аутентичные и рэкетные чувства (по Ф.Инглиш)

  27. Система рэкета (по Эрскину и Зальцман)

  28. Основные школы в современном транзактном анализе



10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает:

аудиторную работу студентов (посещаемость занятий, активность студентов в дискуссиях, решение практических задач, выступления на семинарах) –Оаудиторная;

выставляется оценка по текущему контролю:



Отекущий = Оэссе

выставляется накопленная оценка за работу на первом году:



Онакопленная = 0,4·Отекущий + 0,6·Оаудиторная
выставляется результирующая оценка за итоговый контроль, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене, затем рассчитывается итоговая оценка:

Оитоговая = 0,4·Оэкзамен + 0,6·Онакопленная

(Способ округления накопленной оценки текущего контроля - арифметический);



В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, Оитоговый.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовые учебники, монографии





  1. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. - Академический проект Москва 2001

  2. Гулдинг Р., М. Гулдинг. Психотерапия нового решения. - М., Класс, 1977

  3. Джойнс В., Я. Стюарт. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  4. Нельсон Р. -Джоунс. Теория и практика консультирования. - СПб. «Питер», 2001

  5. Холл К. Линдсей Г. Теории личности. СПб.: Питер, 1998

  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. З-е международное издание, Питер. 2005

  7. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь. 2002.

  8. Петровский В.А. «Я» в персонологической перспективе. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013.

  9. Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Академический проект. 2015. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва 2004

  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. З-е международное издание, Питер. 2005

  11. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь. 2002.

  12. Теория личности в зарубежной психологии. – М., Изд-во МГУ, 1982.

  13. Психология личности. , Хрестоматия в 2 томах. Самара, 1999

  14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва 2004.

  15. Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «Привет». Москва 2004.

  16. Берн Э. Групповая психотерапия. - Академический проект. Москва 2001.

  17. Шустов Д. Руководство по клиническому транзактному анализу.- М., Когито-Центр, 2009



Основная литература




  1. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

  2. Петровский В.А.. «Философия «Я»: трансактный подход» // Э Берн. Групповая психотерапия. -Академический проект. Москва 2001.

  3. Петровский В.А.. «Метасловарь» // Э Берн. Транзактный анализ в психотерапии / Академический проект. Москва 2001.

  4. Петровский В.А. Общая персонология: наука личности. Известия самарского научного центра Российской академии наук, 2003.

  5. Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии. Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.9. №1. 2012. С. 21 – 39.

  6. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М., 2010. Академический проект. Москва 2001.

  7. Клод Штайнер «Сценарии жизни людей» - М.2005

  8. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

  9. Фрейд З. «Я и Оно». Труды разных лет. Книга 2. – Тбилиси, 1991.

  10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

  11. Эриксон Э. Детство и общество. – Санкт Петербург, 1996..

  12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

  13. Психоанализ и культура. Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма. М.: Юрист. 1995.


Дополнительная литература

  1. Берн Э. Секс в человеческой любви. - ЭКСМО. Москва 2001

  2. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., «Питер», 2001

  3. Петровский В.А.. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Вопросы психологии N 1, 2001

  4. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

  5. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект. 2004 г.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка