Семинар для направления 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление»



Скачати 435.07 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації16.04.2016
Розмір435.07 Kb.
  1   2   3
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Национальный исследовательский университет


"Высшая школа экономики"

Факультет Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук


Рабочая программа дисциплины

Научно-исследовательский семинар


для направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

подготовки бакалавра


2 курс

Авторы программы:

к.с.н. Санина Анна Георгиевна,

e-mail: anna.g.sanina@gmail.com

ст. преподаватель Вивчар Татьяна Александровна

e-mail: tvivchar@hse.ru

Согласована начальником ОСУП

«_____»_______2015 г.

Чумакова Е.В. _____________________

Утверждена академическим руководителем ОП «Государственное и муниципальное управление»

«_____»_________2015 г.

Кайсарова В.П. _____________________

Санкт-Петербург, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии с:

• Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» с квалификацией (степенью) «бакалавр», утвержденным 29.06.2012

• Образовательной программой «Государственное и муниципальное управление» Степень: «Бакалавр» Департамента государственного администрирования факультета Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

• Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», утвержденным в 2014 г. http://spb.hse.ru/umuspb/curriculum.
2.Цели освоения дисциплины

Современный этап развития общества характеризуется необходимостью применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов в управленческой практике.

Научно-исследовательский семинар представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов как будущих государственных служащих. Основная цель научно-исследовательского семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса. В задачи семинара входит изучение первоисточников в виде регулярных докладов международных организаций и научных работ по вопросам государственного управления и качества политико-экономических институтов для формирования навыков самостоятельной исследовательской работы.

Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов целостного представления о процессах научного мышления, , развитие навыков применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов, базовых знаний и умений, необходимых выпускникам для успешного осуществления административно-технологической, научно-исследовательской деятельности.

Для этого решаются следующие учебные задачи:



    1. дать представление о сущности и методологических основах исследования

    2. познакомить с алгоритмами планирования, организации и реализации исследования, а также с особенностями написания различных видов текстов, оформления и представления результатов исследования, подготовки устного выступления

    3. сформировать базовые практические навыки работы с научной литературой, библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления

    4. сформировать базовые практические навыки для подготовки обзоров и проведения исследований по отдельным темам специализации


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать о содержании и основных формах исследовательской деятельности

Уметь выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; ставить исследовательские задачи, определять объект и предмет исследования, выделять и уточнять исследовательскую проблему, формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; разрабатывать программу исследования; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования. Применять научно-исследовательский подход к разрешению проблем управления

Иметь навыки самостоятельного логического и научного анализа, конструктивно-критического отношения к результатам научной деятельности; самостоятельной организации научно-исследовательского процесса; обработки полученных в ходе исследования результатов, анализа их с учетом уже имеющихся научных данных, навыки написания (в т.ч. правильного оформления научно-справочного аппарата) и редактирования научных текстов и подготовки устных презентаций.
В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК-1

Воспроизводит основные принципы научной деятельности, формулирует основные категории методологии науки, применяет усвоенные знания для изучения новых исследовательских методик

Активные, интерактивные и репродуктивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа учащихся

Компетенция научной работы. Способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. Способность и готовность использовать знание для осуществления экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий

ОК-12

Успешное выполнение работы по написанию научного отчёта по предложенной преподавателем теме научно-исследовательского проекта и по подготовке на ее основе доклада в форме электронной презентации

Проведение исследования по предложенной преподавателем теме научно-исследовательского проекта. Публичное выступление в группе с обсуждением результатов исследования

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи

Презентации, эссе, доклады

  • Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-6

Владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи

Выступления на семинарских занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях

Владеет иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

СЛК-14

Читает и критически анализирует оригинальную литературу на иностранном языке, используя доступ к профессиональным базам данных

Подготовка эссеи обзоров источников по теме исследования


Готов работать с информацией из различных источников

ИК-4

Владеет навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста

Лекции, семинары и самостоятельная работа, включающие выполнение задач и упражнений

Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных задач

ПК-4

Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Домашние задания, практическая работа по кейсу

Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами

ПК-5

Использует методы качественного и количественного анализа в зависимости от специфики объекта и предмета исследования

Репродуктивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа учащихся

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы

ПК-9

Интерпретирует основные научные положения теоретических концепций, дает оценку актуальности научных проблем и обоснованности теоретических подходов к их исследованию

Индуктивные, дедуктивные и репродуктивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа учащихся

Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования

ПК-10

Доказательно обосновывает актуальность и практическую значимость темы исследования

Проблемно-поисковые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа учащихся

Способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада

ПК-12

Публично представляет результаты учебного исследовательского проекта

Методы групповой дискуссии, публичной презентации

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач

СК-5

Работает с информацией: находит, оценивает и использует информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач

Подготовка и презентация доклада

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б8

Использует различные инструменты коммуникации

Презентация доклада, семинарские занятия, написания эссе


4.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин:

Б.ПД. «Проектная и исследовательская работа»,

Б.ПД.1 «Научно-исследовательский семинар»,

обеспечивающих 4-х годичную подготовку бакалавра.

Изучаемый материал согласован с материалом, изучаемым на научно-исследовательских семинарах, которые проводятся для студентов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра на 1, 2, и 3 курсах. И является логическим продолжением НИС 1 курса.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • Обладать базовыми умениями и навыками работы на персональном компьютере на уровне стандартных программ операционной системы Windows, навыками работы с основными сервисами Интернета и программами пакета Microsoft Office 2007 и выше: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint

Знать


    • закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;

    • основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления

Уметь

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности

  • анализировать во взаимосвязи социально-экономические явления, процессы и институты на микро- и макро- уровне

  • использовать иностранный язык в профессиональной деятельности

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем:

  • При изучении профессиональных и специальных дисциплин

  • При выполнении курсовых работ и дипломной работы


Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия




Раздел 1 Основы исследовательской деятельности

40




20

20

1

Тема 1 . Сущность и методологические основы научных исследований

8




4

4

2

Тема 2 . Подготовка программы исследования

8




4

4

3

Тема 3 . Работа с научной литературой и правила составления библиографических описаний

8




4

4

4

Тема 4 . Правила написания и оформления научных текстов (статьи, учебные эссэ, курсовые работы и др.)

8




4

4

5

Тема 5. Устная презентация программы исследования

8




4

4




Раздел 2 Научные исследования социально- экономических и политических процессов

36




16

20

6

Тема 1 . Роль исследований в совершенствовании практики управления

8




4

4

7

Тема 2. Социально-экономические и политические процессы как объект научного исследования


8




4

4

8

Тема 3. Методика исследования социально-экономических и политических процессов


8




4

6

9

Тема 4. Прогнозные и проективные исследования социально-экономических и политических процессов


8




4

6




Итоговый экзамен
















Всего:

76




36

40

Дисциплина читается в 1,2,3 и 4 модулях на втором курсе обучения бакалавров и призвана обеспечить развитие у студентов базовых представлений о принципах и формах научного исследования.



6. Формы контроля знаний студентов

Тип

контроля


Форма

контроля


модули

Параметры



1


2


3



4






Текущий


Работа на семинарских занятиях

*

*

*

*

В течение учебного процесса задания для индивидуальной и групповой самостоятельной работы

Домашнее задание

*










Поиск источников по теме предполагаемого исследования.

Оформление библиографического списка литературы по теме предполагаемого исследования.






*







Презентация программы самостоятельного научного исследования

эссэ







*




Подготовка рецензии на проведенное исследование

Итоговый

экзамен










*

Итоговый тест (20 вопросов)

6.1. Критерии оценки знаний, навыков

НИС состоит из семинарских занятий с элементами лекций (теоретический материал представлен преподавателем в форме презентаций ориентирован на формирование у студентов практических навыков, в силу этого основной упор делается на самостоятельную работу студентов. Последовательность изучения материала и выполнение практических заданий подготавливает студента к выполнению студентом исследовательского проекта, написанию курсовой работы. В ходе обучения студенты должны выполнить ряд практических заданий (домашних и аудиторных, индивидуальных и групповых) и представить учебную программу собственного исследования. Работа в аудитории дополняется индивидуальными консультациями, которые осуществляются преимущественно в режиме контроля за выполняемыми студентами практическими заданиями и рекомендациями в ходе работы над программой исследования.

Аудиторный контроль проводится в форме проверки заданий для самостоятельной работы на семинарских занятиях, оценки самостоятельной работы в аудитории. Задания для самостоятельной работы представляют собой набор практических заданий по изучаемым разделам дисциплины.

Формами текущего контроля являются также домашние задания и эссэ.


6.1.1 Критерии выставления оценки за текущий контроль по разделу 1 «Основы исследовательской деятельности»

Текущая успеваемость складывается из оценки за выполненные задания для самостоятельной работы +домашнее задания +эссе.

Домашнее задание выполняется в форме подготовки программы самостоятельного исследования и подготовки библиографического списка литературы по теме предполагаемого исследования, эссе в форме написания рецензии на одну из книг или статью, используемую при проведении самостоятельного научного исследования.

На текущем контроле студент должен продемонстрировать знания о содержании и основных формах исследовательской деятельности (как научной, так и прикладной), понимание алгоритмов планирования, организации и реализации исследования, а также оформления и представления его результатов, в том числе – особенностей написания различных видов текстов, подготовки и представления устных выступлений, подготовки наглядных средств презентации.

Для проведения текущего контроля студент выполняет индивидуальные задания

При выполнении заданий студент должен продемонстрировать следующие компетенции




Виды работ

Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работ

Задание 1. Подготовить учебную программу самостоятельного исследования

Знание о структуре программы исследования и понимание алгоритма ее подготовки

Аналитические, системные и коммуникационные компетенции:

Освоение алгоритма разработки программы исследования

Умение ставить исследовательские задачи, определять объект и предмет исследования, выделять и уточнять исследовательскую проблему, формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним

Умение выбирать понятия для описания и решения исследовательской проблемы и работать с ними

Способность к выработке оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений

Способность к самостоятельной работе, сбору необходимой информации (в том числе – поиску источников информации)

Способность к анализу и критической оценке существующей литературы

Навыки написания и редактирования научных текстов

Навыки профессиональной коммуникации.



Задание 2. Оформление библиографического списка литературы по теме предполагаемого исследования.

Знания основных стандартов оформления научно–справочного аппарата.

Аналитические, системные и коммуникационные компетенции:

Базовые навыки написания научных текстов, в том числе – умение правильно оформить научно-справочный аппарат

Развитие навыков профессиональной коммуникации.



Задание 3. Написать рецензию на проведенное исследование

Знания об особенностях содержания, структуры и стиля научных текстов вообще и данного вида текстов в частности. Знания правил редактирования и оформления научных текстов

Аналитические, системные и коммуникационные компетенции:

Способность к критической оценке научных текстов

Навыки аргументации

Способность представить результаты самостоятельного анализа в письменной форме

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале, накопленная оценка формируется путем суммирования произведения баллов на коэффициент, присвоенный каждой форме контроля.


К критериям оценки относятся:

Знание алгоритма подготовки устной презентации учебной программы научного исследования

Способность представить в устной форме с использованием ТСО результатов собственной работы.

Способность участвовать в дискуссии



  • Аргументированность и четкость высказываний

  • Доступность, ясность излагаемого материала.

  • Живое изложение, умение заинтересовать.

  • Убедительность выступления.

  • Культура речи, четкость дикции, темп изложения.

  • Фактическое наполнение высказываний.

  • Способность ответов на вопросы:

- уровень владения предметом выступления;

- уровень аргументации при ответе на вопросы.


Результирующая оценка является суммой накопленной оценки по двум разделам семинара + оценка за экзамен.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена в тестовой форме (20 вопросов).

При проведении экзамена в форме тестирования правильные ответы на вопросы (20) переводятся в 10-балльную шкалу следующим образом:




Количество верных ответов

Оценка (по 10-бальной шкале)

Оценка (по 5-бальной шкале)

20

10

Отлично

19

9

Отлично

1-18

8

Отлично

15-16

7

Хорошо

13-14

6

Хорошо

11-12

5

Удовлетворительно

10

4

Удовлетворительно

7-9

3

Неудовлетворительно

4-6

2

Неудовлетворительно

1-3

1

Неудовлетворительно

0

0

Неудовлетворительно

Тесты максимально оцениваются в 100 баллов (процентов), которые затем переводятся в десятибалльную систему оценки:



О100 / 10 = Ок/р

Где:


Ок/р: - оценка за контрольную работу,

О100 - оценка за тест в сто бальной системе
При необходимости округлить оценку до целого ближайшего числа: округление выполняется в пользу студента.
6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях:



  • Оауд - Оценка работы студента в аудитории (оценка за текущую успеваемость, максимальная оценка 10 баллов)

  • Оценка выполнения заданий для самостоятельной работы студентов: элементы из тем, заданных для самостоятельных проработок (баллы включены в оценку выполнения каждого задания, максимальная оценка 10 баллов).

Оценки за работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем по двум разделам - Оауд. =0,5 Оауд.1 +0,5Оауд.2

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Онакопленная. Накопленная оценка учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5 * Отекущий + 0,5 * Оауд

Где:

Отекущий - рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,4·Оэссе+ 0,3·Одз1,+ 0,3·Одз2,

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,5 ·Онакопленная + 0,5 ·Оэкзамен

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.


На пересдаче экзаменов студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Студент не может получить возможность пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях и самостоятельную работу.



7.Содержание дисциплины

Раздел 1 Основы исследовательской деятельности

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка