Сборник статей семинара-совещания (педгостиной) Преподавателей гпоу забайкальского края



Сторінка1/9
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.23 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Совет директоров ПОУ Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»



Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов

http://egemaximum.ru/wp-content/uploads/2013/09/images-1.jpeg

СБОРНИК СТАТЕЙ

Семинара-совещания (педгостиной)

Преподавателей ГПОУ Забайкальского края

В сборнике представлен опыт преподавателей училищ, техникумов и колледжей Забайкальского края по реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Редакционный совет: И.Н. Любин, Е.В. Мананникова, Т.Ю. Федорова

Верстка: Бабкина Т.А.



Материалы представлены в авторском варианте. Редакционный совет не несет ответственности за содержание оригиналов

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов. – Чита: Редакционно-издательский отдел ГПОУ ЧТОТиБ, 2015 - 83 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ФИО автора

Учебное заведение

Тема

Стр.

Способы и средства формирования и оценки общих компетенций по циклу ОГСЭ

Аристархова М.А.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Пресс-центр как средство формирования коммуникативной компетентности

7

Булгакова Е.В.

Читинский педколледж

Паспорт здоровья студента как средство формирования культуры здоровья подростка

9

Жамкоцян М.С. Поликовская Л.А.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Нестандартные уроки на английском языке

10

Журавлева Л.Б.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Система обучения в малых группах на уроках русского языка

12

Каминская Л.П.

Колледж Агробизнеса Забайкальского аграрного института филиала ФГБОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Реализация компетентностного подхода в обучении специалистов на уроках русского языка и литературы

16

Колесникова Е.Н.

Красночикойский аграрно-педагогический техникум

Применение ИТ на учебных занятиях экономических дисциплин как фактор формирования компетенций выпускников техникума

18

Лобанов А.И.

Читинский политехнический колледж

Эффективность проведения классных часов при формировании общих и профессиональных компетенций

19

Пащенко М.А.

Читинский медицинский колледж

Учебно-методические пособия по иностранному языку как средство формирования общих компетенций

21

Пересыпкина Г.А.

Краснокаменский горно – промышленный техникум

Формирование и оценка общих компетенций обучающихся через урочную и внеурочную деятельность при изучении русского языка и литературы

22

Серебренникова Г.А.

Читинский политехнический колледж

Роль деловых игр в процессе изучения экономической теории

24

Симонова И.А.

Забайкальский государственный колледж

Организация работы по развитию речи на уроках русского языка как средство формирования общих компетенций

25

Чимитдоржина Б.Б.

Могойтуйский аграрно-промышленный техникум

Компетентностный подход в обучении английскому языку

27

Ширипова М.Б.

Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино

Актуальные проблемы диагностики сформированности компетентности у студентов колледжа

28

Современные технологии организации и оценка самостоятельной работы студентов по дисциплинам естественнонаучного и профессионального цикла

Безклепная Н.В.

Читинский медицинский колледж

Способы и средства формирования и оценки общих компетенций при подготовке студентов медицинского колледжа

30

Винтоняк Г.Н.

Читинский техникум железнодорожного транспорта ЗабИЖТ ИрГУПС

Электронный учебно-методический комплекс как средство формирования и оценки общих компетенций в рамках реализации ФГОС СПО

31

Вязовская М.С.

Читинский техникум железнодорожного транспорта ЗабИЖТ ИрГУПС

Электронный учебно-методический комплекс как средство формирования общих компетенций

32

Говорова А.А.

Забайкальский государственный колледж

Формирование общих компетенций по дисциплине математика через использование информационных технологий

33

Гончарова Е.В.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Развитие общих компетенций на уроках математики через формирование познавательного интереса

35

Измайлова Л.Г.

ПУ №1

Эффективность формирования образовательных компетенций на уроках математики

36

Петренко М.А.

Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова

Интерактивные технологии как способ формирования и оценки общих компетенций на уроках инженерной графики

38

Способы и средства формирования и оценки профессиональных компетенций специалистов социально-экономического профиля

Аракелян С.Х

Читинский техникум железнодорожного транспорта ЗабИЖТ ИрГУПС

 Способы и средства формирования и оценки профессиональных компетенций для студентов экономических специальностей

39

Бакшеева О.В.

Читинский медицинский колледж

Профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии младшей медицинской сестры». Методы обучения и контроля формирования ПК на практическом занятии

40

Дашинорбоева Ю.В.

Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино

Использование проектных технологий как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов по специальным предметам (изобразительная деятельность и ДПИ).

42

Жданова Л.В.

Могойтуйский аграрно-промышленный техникум

Роль сквозных ситуационных задач в формировании профессиональных компетенций у студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

44

Закусилова И.М.

Читинский педколледж

Система подготовки студентов к квалификационному экзамену для оценки профессиональных компетенций

47

Ковалева М.А.

Торгово-экономический колледж ЧИ ФГБОУ ВПО «БГУЭП»

Комплексный квалификационный экзамен как средство оценки профессиональных компетенций

48

Левенец М.А.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Опыт применения методики опрежающего обучения по дисциплинам экономического цикла

50

Нестерова Т.А.

Читинский педколледж

Использование информационных технологий в процессе формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа

51

Орлова М.В.

Торгово-экономический колледж ЧИ ФГБОУ ВПО «БГУЭП»

Учебно-исследовательская работа как способ формирования профессиональных компетенций

53

Спиридонова А.В.

Читинский педколледж

Развитие профессиональной ИКТ-компетентности будущего учителя иностранного языка

55

Таюрская Н.П.

Читинский педколледж

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной компетенции студентов

56

Хандажапова Н.Д.

Могойтуйский аграрно-промышленный техникум

Реализация компетентностного подхода в обучении студентов по дисциплине «Статистика»

58

Способы и средства формирования и оценки профессиональных компетенций специалистов технического профиля

Баловнева О.Н.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Технология портфолио как средство реализации компетентностного подхода в подготовке архитекторов

60

Бескрованова Е.В.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

 Разработка проекта производства работ на строительство жилого (общественного) здания, как один из этапов формирования компетенций

62

Валова И.А.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Ролевая игра как способ формирования и оценки профессиональных компетенций

64

Дракунова Н.А.

Забайкальский государственный колледж

Роль практики в формировании профессиональных компетенций при освоении ПМ

65

Ермолин А.П.

Краснокаменский горно – промышленный техникум

Способы и средства формирования профессиональных компетенций

у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)



67

Зайцева Е.С.

Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова

 Формирование профессиональных компетенций обучающихся в процессе изучения (освоения) МДК 03.01 Технология разработки программного обеспечения

68

Исаченко О.А.

Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова

 Комплектование банка заданий для формирования и оценки общих и профессиональных компетенций при изучении дисциплины общепрофессионального цикла «Инженерная графика»

70

Колядова Н.В.

ПУ №1

Формирование профессиональных компетенций на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»

72

Макарова Ф.Р. Раменская Л.М.

Краснокаменский промышленно-технологический техникум

Дуальная система образования как одно из условий подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена

74

Нагина А.В.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Организация самостоятельной деятельности студентов, как один из этапов формирования общих и профессиональных компетенций

74

Немерова Е.С.

ПУ №1

Формирование профессиональных компетенций на уроках электротехники

77

Цыреторов Д.Д.

Могойтуйский аграрно-промышленный техникум

Развитие профессиональных компетенций через кружковую работу студентов

79

Щербакова И.П.

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса

Зачем студенту практика

81

Введение

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

Бернард Шоу


В современной системе российского профессионального образования происходят глобальные перемены. Новизна предлагаемых реформ обусловлена необходимостью серьезных перемен. Особая значимость придается нацеленности образовательного процесса на формирование компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты, и это придает процессу образования деятельностную направленность. Это означает, что роль знаний изменяется – они из основной и почти единственной цели образования становятся лишь компонентом, а их главное назначение – быть средством деятельности.

Движение в этом направлении началось после обработки данных опросов работодателей, по мнению которых выпускники профессиональных учебных заведений не обладают соответствующими компетенциями. Давление работодателей стало основной причиной принятия правительством списка таких компетенций. Сейчас этот список не только знаком каждому педагогу по текстам ФГОС СПО, но и находится в рабочем процессе. Компетентностный подход четко прослеживается в рабочих программах, в подборе методов и средств обучения, в контрольно-оценочных средствах. Но, одно дело правильно написать (по готовым канонам), другое – реализовать. Вот тут-то и начинаются трудности. Зачастую, преподавателям, состоящим в одном коллективе много лет, но привыкшим довольно успешно работать отдельно друг от друга, очень сложно найти общий язык в команде по разработке программ и КОС по профессиональным модулям – и это только первая проблема. Вторая – затянувшийся переход от репродуктивных методов к интерактивным, и это, к сожалению, характерно не только для возрастных преподавателей. Очень небольшая часть педагогов активно использует системно-деятельностный подход не под нажимом администрации, а самостоятельно. Третья проблема касается преподавателей профессионального цикла, ведь от них зависит уровень профессиональных компетенций выпускника. Формировать же эти самые компетенции в учебном классе практически невозможно, нужно выходить на прямые контакты производством: проведение мастер-классов, реальные проекты, уроки на производстве и проч., относящееся, как сейчас модно говорить, к категории дуального обучения. Но самая главная, на мой взгляд, проблема – отсутствие заинтересованности работодателей в совместной с учебными заведениями деятельности по подготовке компетентных специалистов. Пока работодатели не повернутся лицом к учебным заведениям, ситуация не изменится. Даже самые лучшие и новые книги, методички, компьютеры, игровые уроки, экскурсии, олимпиады не сделают из вчерашнего школьника специалиста с опытом работы.

Тем не менее, задача педагогического сообщества установить контакт с профессионалами от производства и привлечь их на свою сторону. Каким образом? Думаю, это произойдет, когда они увидят в нас профессионалов, достойных уважения.

Материалы сборника отражают инициативы учебных заведений по реализации компетентностного подхода, и, надеюсь, будут интересны не только педагогам, но и представителям реального сектора экономики, а также родителям, которые не равнодушны к будущему своих детей.


Мананникова Е.В.

Руководитель горметодобъединения

заместителей директоров ПОУ г. Читы

Способы и средства формирования и оценки общих компетенций по циклу ОГСЭ
Аристархова М.А.

ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
Пресс-центр как средство формирования коммуникативной компетентности студентов техникума
Качество образования измеряется не только количеством пятерок и числом победителей разных предметных олимпиад. Результатом нового образования должен стать «качественный» человек, настоящая личность, гражданин, ответственный и за собственную судьбу, и за судьбу своего края, своей страны.

Детская и юношеская журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она является важным элементом системы воспитания подростков, приобщает их к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит средством коммуникации. На сегодняшний день популярность юношеской журналистики подтверждает еще и тот факт, что практически каждое учебное заведение выпускает собственную газету или журнал.

На базе нашего техникума действует творческое объединение «Пресс-центр», которое посещают студенты разных специальностей. Это объединение является средством подъема интереса к тому, что происходит в окружающем их мире, предоставляя возможность самовыражения, помогает ребятам самостоятельно решать многие проблемы, освещать дела и события, которые происходят в техникуме.

Создание в техникуме такого творческого объединения, как пресс-центр направлено на социализацию учащихся, работа в таком объединении готовит студентов к самостоятельной деятельности на производстве, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей. Такие занятия дают возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело.

Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, познавательную сферу, творческий потенциал студентов довольно трудно в условиях традиционного обучения. Но научиться ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. На одних уроках русского языка и культуры речи эту задачу решить невозможно. В связи с этим возникла необходимость поиска таких форм и методов работы, которые позволили бы развить творческие способности каждого студента.

Мною была разработана программа творческого объединения «Пресс-центр». Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - формирование коммуникативной компетентности современных подростков как необходимого условия, обеспечивающего качественное усвоение учебных программ, развитие современной личности, способной жить в современном обществе.

Также, важным качеством, которое формирует газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу. Поэтому в пресс-центре существует редакционная коллегия, в которую входят: главный редактор газеты, художники-оформители, технический редактор, фотокорреспонденты. Это дает возможность объединиться ребятам по интересам.

Занятиям творческого объединения присуща практическая направленность.  Так, на занятиях пресс-центра студенты возвращаются к урокам русского языка, на которых они знакомились с публицистическим стилем и жанрами публицистического стиля. Но на внеклассных занятиях ребята учатся применять изученное на практике (интервью, заметки, репортажи и т.п.). Занятия в пресс-центре способствуют развитию творческого начала, формированию познавательной самостоятельности   и активности студентов, учат их бережному отношению к языку.

В ходе работы подтверждено, что только во взаимосвязи урочной и внеурочной работы возможно развитие коммуникативной компетентности учащихся.

У ребят формируется интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Анализ творческой деятельности показал, что работа в газете способствует развитию коммуникативных и информационных компетенций. На занятиях русского языка и литературы юные журналисты отличаются от других учащихся. Они умеют работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат - создание собственных текстов, а также поэтических работ.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции на данных занятиях способствует становлению языковой личности студента, предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков студентов, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.


Булгакова Е.В.

ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка