Самуил Яковлевич Маршак (3 ноября 1887 – 4 июля 1964) Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать



Скачати 255.66 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір255.66 Kb.

  1. Самуил Яковлевич Маршак (3 ноября 1887 – 4 июля 1964)


Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать.

Маршак С.Я.


В нашей стране мало найдется людей, которым неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака: ведь его стихи, сказки и загадки знают даже маленькие дети. Самуил Яковлевич очень хорошо знал психологию детей и писал для них замечательные произведения.

Самуил Яковлевич Маршак происходит из древнего рода еврейских священнослужителей.

Он родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его, Яков Миронович (1855—1924), работал мастером на мыловаренном заводе. Мать — Евгения Борисовна Гительсон — была домохозяйкой. Жили бедно, часто переезжали: отец без конца искал работу.

Ранее детство и первые школьные годы С. Я. Маршак прожил в маленьком городе Острогожске Воронежской губернии. Стихи рано вошли в жизнь будущего поэта: «Сочинять стихи я начал лет с четырех. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм и перевел оду Горация», - вспоминал он.

В тринадцать лет счастливый случай перенес маленького поэта из провинициального захолустья в Петербург. Здесь он встретился с известным критиком-искусствоведом В. В. Стасовым. Стасов водил мальчика в музеи, в оперу, где пел Шаляпин, на концерты знаменитых музыкантов. В Петербургской Публичной библиотеке, где работал тогда Стасов, юный Маршак проводил целые дни, рассматривая старинные книги, слушая споры об искусстве.

В 1904 году на даче у Стасова Маршак познакомился с М. Горьким и два года жил в семье Пешковых в Ялте. Там он учился, лечился, много читал, видел разных интересных людей. Потом семья Горького была вынуждена уехать за границу, и Маршак вернулся в Петербург. Детство кончилось. Начилась трудовая бродячая молодость: хождение по урокам, писание стихов, сотрудничество в журналах «Стрекоза», «Сатирикон», а потом в альманахе «Жизнь» и газетах. Учился сначала в Политехникуме, а потом через несколько лет для завершения образования он едет в Англию, в Лондонский университет.

Сочиняя юмористические зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня и печатая их в разных газетах и журналах, зарабатывая таким образом на хлеб насущный, С. Маршак не переставал мечтать о далеких странах, о другой, неизведанной жизни. Весной 1911 года он принимает смелое решение – наняться матросом на пароход, уходящий в заграничное плавание. И он отправляется в путешествие по Черному, Эгейскому и Средиземному морям. Оттуда он привез кучу впечатлений, стихи и красавицу-жену, с которой познакомился на корабле. Вместе с ней в 1912 году Маршак едет учится в Англию, в Лондонский университет.

Здесь, в Англии, в его жизни впервые появилось то, что позднее так тесно привязало его к книге, притом более всего к детской: первый ребенок в семье и любовь к английской поэзии, которой он не изменил до конца жизни.

Перед самым началом первой мировой войны С. Маршак возвратился в Россию, занимался частными уроками, переводами английской поэзии – некоторые из них увидели свет на страницах журналов. Когда началась война, он принял деятельное участие в судьбе детей-беженцев: эвакуировал из районов боевых действий, хлопотал об их устройстве. В годы военного лихолетья у С. Маршака возник особый интерес к детям, к вопросам воспитания подрастающего поколения. После Октябрьской революции поэт продолжал работать в различных учреждениях, занимаясь устройством в детские дома и колонии осиротевших ребят.

Сам Маршак говорил: « Я пришел в детскую литературу через театр». В 1920 – е годы в Краснодаре вместе с поэтессой Е. И. Васильевой он начал писать пьесы для ребят. Их ставили в местном театре, а потом в «Детском городке». В 1922 году они были опубликованы в сборнике «Театр для детей». Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришел работать в Театр юных зрителей. Поиск сюжетов для пьес привел его в библиотеку, где собирались детские писатели. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.



Первыми книжками Маршака, объединившими произведения для детей, стали «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» в 1923 году, были опубликованы переводы веселых английских песенок, написано стихотворение «Пожар». Потом им были написаны «Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня» (все в 1925), «Багаж» (1926), «Пудель», «Почта» (обе в 1927), «Вот какой рассеянный» (1930) и др. Тогда же Маршак создал новый тип детской книги. Это книжки-картинки, которые можно не только читать, но и рассматривать рисунки-иллюстрации к тексту. Эти книжки были очень красиво оформлены.

Так Маршак стал детским поэтом. Последующие сорок лет он шел избранной дорогой, не отклоняясь и лишь набирая все новую высоту. В 20-е годы Маршак руководил детской редакцией государственного издательства в Ленинграде. Вся редакционная работа его, и по приемам, и по результатам, была глубоко новаторской, она привела в литературу для детей, новых замечательных писателей: В. Бианки, Б. Житкова, М. Ильина, Л. Пантелеева, Д. Хармса, Е. Чарушина и многих других. Начиная с 1924 года, С. Маршак на протяжении ряда лет руководил детским отделом Госиздата, позже – Ленинградским отделением Детгиза.

В течение многих лет С. Маршак был ближайшим помощником М. Горького по вопросам, связанным с литературой для детей, изучал письма детей перед созданием Детгиза, выступал с докладом на Первом съезде советских писателей.

Работа в издательстве и редакции занимала много времени, но Маршак все-таки находил возможность писать. У него был талант сатирика, и первые стихи, которые он опубликовал в журнале «Сатирикон», были сатирические. Потом он стал писать и лирические произведения. Среди довоенных произведений Маршака наиболее известны сатирический памфлет «Мистер Твистер» (1933) и «Рассказ о неизвестном герое» (1938).

В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами. Он пишет крупные произведения и небольшие повести в стихах, работает в жанре политической сатиры. Одно из лучших стихотворений тех лет – «Почта военная», которое было создано в 1944 году. Вместе с героико-лирической балладой «Голуби», где рассказывалось о возвращении вывезенных с Украины голубей, и «Балладой о памятнике» оно образует своеобразную трилогию, адресованную маленьким читателям.

Во время войны Маршак берется за титанический труд – он переводит все 154 сонета Шекспира. Строго следуя законам поэтической формы, он блестяще передал тонкий, сложный духовный мир Шекспира.

По своим темам и жанрам послевоенное творчество Маршака очень разносторонне: разговор с читателями о времени, о Родине, о ремесле, о людях веселого и свободного труда по-прежнему занимает большое место в его стихах. Высокие гражданские чувства, свойственные поэзии Маршака, привели к сотрудничеству поэта с композитором С. Прокофьевым – на его стихи были написаны оратория «На страже мира», хоровая сюита «Зимний костер».

В это время он создает свои известные стихотворные циклы. В 1947 году он пишет сразу две книги: «Разноцветную книгу» и «Быль-небылица», а также книгу воспоминаний в стихах «Времена и люди». В 1948 году – книгу стихов «Круглый год», а через пять лет выходит его поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я». При этом поэт обновляет традиционную форму цикла и создает увлекательное повествование из разных стихотворений.

Тогда же поэт вновь обратился к драматургии – написал пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и «Горя бояться – счастья не видать», пьесу-притчу «Умные вещи», переработал ранние сочинения – «Кошкин дом».

Маршак всегда стремился сделать свои пьесы понятными для самых маленьких зрителей. Поэтому в каждой пьесе присутствует фигура рассказчика, который помогает понять происходящее, ведет зрителей за собой. Только в последней своей пьесе «Двенадцать месяцев» Маршак отошел от этого принципа.

На протяжении всей своей жизни Маршак занимался поэтическим переводом.

Сейчас его переводы стихов известных английских поэтов У. Шекспира, У. Блейка, Р. Бернса, У. Вордсворта, Р. Киплинга, Э. Лира по праву считаются классическими. Он также «открыл» русским читателям многих детских писателей – Дж. Родари, Я. Акима. В своих переводах поэт сохранял все своеобразие оригинала с его четкими рифмами, занимательным сюжетом, яркими образами. Особенно нравилось ему переводить стихи для детей, которые напоминают скороговорки, считалки, загадки, потешки, заклички, дразнилки.


В 1960 году Маршак публикует автобиографическую повесть «В начале жизни», в 1961 году – «Воспитание словом» (сборник статей и заметок о поэтическом мастерстве).

Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжает писать и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику.

В 1963 вышла "Избранная лирика" — последняя книга писателя. Лирика Маршака, не предназначенная для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи.

Книги Маршака переведены на многие языки мира. Писатель четыре раза был награждён Сталинской премией (1942, 1946, 1949, 1951), двумя орденами Ленина, другими орденами и медалями.

Он прожил долгую жизнь, с трагическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом – от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни.

Немало книжек выпущено мной,

Но все они умчались, точно птицы…

И разлетелись по всему свету. Их издавали бессчетное количество раз. Его книжки есть в каждой семье. А строчки его стихотворений сами запоминаются. И кажется, что их и не сочинял поэт – просто они были всегда.

Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. На родине писателя в Воронеже имя писателя носит его улица.




2. О поэзии Маршака
И, раскрыв свою тетрадь,

Сел писать я для того,

Чтобы детям передать

Радость сердца моего!

Маршак С. Я. Из

Вильяма

Блейка.
Замечательный поэт Советского страны, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.



Очень нелегко отвоевывала поэзия Маршака свое право на существование. Многие педагоги считали, что сказки, фантазии не нужны детям, что они вводят детей в заблуждение. Так продолжалось, пока не вмешался М. Горький, который взял под защиту «талантливых Маршаков»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, - писал он, - и требование это биологически законно». Ребенка увлекает сюжет стиха, где все полно веселых перемен и приключений.

Жанровое разнообразие поэзии Самуила Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.

Первые произведения С. Маршака для маленьких, созданные в 1922 – 1930 годах («Пожар», «Цирк», «Багаж», «Почта», «Человек рассеянный» и другие) отличаются новизной тематики, они сродни детской игре, их сюжет, композиция, сам ритм стиха полны безудержной энергии, действия. И при этом, автор стремится воспитывать у своих читателей активность, любовь и уважение к силе разума, к полезной деятельности. И главное – учит поэзии, поэтическому воспитанию мира, поэтическому слову. Внимательно перечитывая стихотворения С. Маршака, мы видим, что они написаны просто, понятно и увлекательно, в них строгая композиция, четкий ритм. Но нельзя не заметить и того, что они схожи с детскими дразнилками, считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора. Одни из строф звучат как загадки, другие – как песенки, считалки, и каждая строфа, каждое предложение, каждое слово так тщательно отобраны и взвешены, так отшлифованы, что воспринимаются, как пословица, присказка. Автор добивается игровой действительности, словесной изобретательности. В детской книжке «так мало текста, - любил повторять поэт, - что легко перечислить все слова от первого до последнего. При такой краткости, – подчеркивал он, - каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по коротеньким книжкам дети учатся и мыслить, и чувствовать, и говорить. Маленькая книжка не должна быть ничтожной книжкой».

Остановимся для примера на «Почте». Эта маленькая поэма, или рассказ в стихах, состоит из коротких, законченных, энергичных глав. Они, как считалки, чередуются одна за другой. Но каждая из них внушает уважение к «честным почтальонам». По сюжету письмо, догоняя адресата, облетает земной шар – из Ленинграда в Берлин, из Берлина в Лондон, из Лондона в Бразилию, из Бразилии опять в Ленинград. Ведь так мчится адресат, так мчится ему вдогонку письмо, и так, пересаживаясь с поезда на пароход, с парохода на самолет, совершает путешествие по белу свету маленький читатель. Это захватывает его, увлекает как интересная игра. Но в подобной игре он узнает много нового, поучительного.

Особую роль у С. Маршака играют легко запоминающиеся повторы, с которыми так широко пользуется народная сказка и с помощью которых поэт часто превращает свои произведения в шутливую игру. Эти повторы одновременно являются и юмористическими характеристиками персонажей, и своей четкостью, конкретностью и образностью они помогают лучше запоминать текст. Это мы видим, на примере «Сказки о глупом мышонке»:

Приходи к нам,

Тетя лошадь,

Нашу детку покачать.


В «Рассказе о неизвестном герое» поэт воспользовался приемом таинственности, нарочито не дав своему персонажу, совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже не нарисовав его лица. Все ищут плечистого неизвестного парня со значком ГТО на груди, но таких парней – тысячи в столице! И в этом заключен смысл баллады – к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова была вся советская молодежь. А как это было важно подчеркнуть в грозное предвоенное время!..

В годы Великой Отечественной войны, Маршак работал в боевом сатирическом жанре, создавая острые политические памфлеты, эпиграммы, тексты плакатов, родившихся в тесном содружестве с художниками Кукрыниксами. Его сатирические стихи, меткие, злые эпиграммы, фельетоны и пародии славно послужили как грозное и острое оружие слова против врагов-фашистов. Корней Чуковский называл сатирические стихи Маршака триумфом нашей детской поэзии. Лучшие его сатирические произведения вошли в сборники «Урок истории», «Блиц-фрицы», «Черным по белому», «Капут», изданные в годы войны. В 1942 году за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам С. Маршак был удостоен Государственной премии СССР.

Продолжал он писать и для детей, работал над пьесой-сказкой «Двенадцать месяцев», но его гневное слово чаще проявлялось на страницах «Правды», в солдатской землянке, даже на броне уходящего в атаку танка, чем на страницах детских книг. Это было веление времени.

В произведениях, созданных в военное время и после войны, С. Маршак предстал перед своими читателями как поэт с ярко публицистической направленностью, заговоривший о всем том суровом и грозном, что сам увидел, услышал и пережил. Это прежде всего отразилось в таких произведениях, как «Почта военная», «Голуби», «Баллада о памятнике», «Ледяной остров», которые автор называл «повестями в стихах», подчеркнув тем самым их жизненное, реальное и суровое содержание. Продолжением этой линии в творчестве поэта стала «Короткая повесть», в которой рассказывалось о подвиге летчицы Кати Будановой.

Окончилась война – Маршак продолжает писать для детей. В эти годы вышли циклы детских стихов: «Разноцветная книга» (1948), «Круглый год» (1948), «Тихая сказка» (1956), «Вакса-Клякса, «Угомон» (1958) и другие.

Послевоенное творчество С. Маршака и по темам, и по жанрам многообразно. Здесь встречаемся с произведениями о Родине, о людях труда, о дружбе и товариществе, о школе и учебе, об окружающем мире. Эти произведения не утрачивают ни прежней звонкости, ни забавности, которыми поэт так радовал нас в ранних стихах. Присмотритесь, например, какой радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»! Каким тонким лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и календарь природы «Круглый год!»

Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке «Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией СССР. Этот однотомник много раз переиздавался впоследствии и переводился на другие языки в нашей стране и за рубежом.

Значителен вклад С. Маршака в развитие детской драматургии, где он выступил как сказочник. Ведь его пьесы «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Двенадцать месяцев», «Горе бояться – счастья не видать» и другие в основе своей – сказки. Правда, как истинный сказочник, он, используя фольклорные сюжеты, придает им иной смысл, заключает в них новую идею. Так, пьеса «Кошкин дом» родилась даже не из сказки, а из двух строчек бесхитростной детской песенки: «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом…» А под пером С. Маршака превратилась в веселую и остроумную комедию, в которой высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.

Чешскую народную сказку «Двенадцать месяцев», в свое время пересказанную чешской писательницей Боженой Немцовой, С. Маршак сначала пересказал по-русски в прозе. Уже тогда произведение звучало по-иному. А в драматизированном варианте оно стало лирической, фантастической пьесой-сказкой, в которой автор прославляет не смирение и терпение сироты, а ее трудолюбие, смелость и стойкость. Кроме того, в пьесу введен комедийно-сатирический элемент – линия маленькой Королевы, не знающей заботы и труда, и окружающих ее придворных, готовых потворствовать всем ее прихотям и капризам. Пьеса была отмечена в 1946 году Государственной премией СССР.



В пьесу «Горя бояться – счастья не видать» автор взял из народной сказки лишь образ Горя-Злосчастья, передачу Горя одним человеком другому. Это типичная бытовая комедия. Мы видим, как бедняк-дровосек, жадный купец, царь стараются сбыть Горе-Злосчастье с рук, не думая о последствиях, о том, кто будет после этого страдать от него. Не поддается Горю только один человек, солдат Иван Тарабанов. Бесстрашный и великодушный, он выходит из всех испытаний победителем, а все, кто рыл яму другому, сами попадают в нее. Такова абсолютно новая трактовка сказки о Горе-Злосчастье. Вот почему, написанные на основе фольклора, пьесы-сказки С. Маршака по праву считаются его оригинальными произведениями. Они привлекают читателей и зрителей остроумным и поэтическим диалогом, блеском реплик, часто доведенных до подлинной пословицы.

Переводы Маршака – это еще одно блестящее свидетельство огромного поэтического мастерства. Трудно разграничить, что из переводов Маршак предназначал детям, а что – взрослым. С удовольствием и теми, и другими читается старинная шотландская баллада «Вересковый мед» или «Баллада о королевском бутерброде» А. Милна, один из самых ярких переводов Маршака – стихи в сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Велик вклад поэта в историю и теорию советской детской литературы. Особый интерес представляют его статьи о поэзии, о мастерстве поэта, о мастерстве перевода. Все эти литературно-критические произведения собраны в книге «Воспитание словом».

Самуил Яковлевич Маршак был всегда в работе. Он не знал отдыха и перерыва. Корней Иванович Чуковский однажды весело сказал, что он знает не одного, а пятерых Маршаков: Маршака – детского поэта, Маршака – пишущего стихи для взрослых, Маршака – автора пьес для театра, Маршака-переводчика, который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец, Маршака-сатирика, который своими меткими беспощадными стихами в годы Великой Отечественной войны высмеивал врагов-фашистов. И в каждом из этих пяти совсем разных видов литературной работы Маршак стал изумительным мастером, в каждом завоевал заслуженную всенародную славу.

Но Самуил Яковлевич не только сам писал, а и других учил, как надо писать для детей. Недаром Маршака давно все признали одним из первых создателей большой литературы для ребят в нашей стране.

Огромный труд, светлый и мудрый талант, добрая слава Маршака признаны всем нашим народом. Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и другими орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. В конце жизни он получил ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.



Должно быть, очень многие из вас уже давно знают знаменитые стихи Маршака, читали или слышали их еще до того, как в ваших руках оказался этот указатель. Ну что ж, каждая новая встреча со стихами Маршака – это опять радость и удовольствие. Читайте стихотворения Маршака бережно и с благодарностью, ведь именно в нашей стране жил и трудился для вас этот замечательный человек – Самуил Яковлевич Маршак!

3. Произведения Самуила Яковлевича Маршака




  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т.1: Произведения для детей. Сказки. Песни. Загадки. Веселое путешествие от «А» до «Я». Стихи разных лет. Повести в стихах / Самуил Яковлевич Маршак; под ред. В. М. Жирмунского и др.; подгот. текста и примеч. В. И. Лейбсона. – М.: Худож. лит., 1968. – 543 с.: 7 л. ил.




  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 2.: Произведения для детей. Сказки разных народов. Из английской и чешской народной поэзии. Пьесы / Самуил Яковлевич Маршак; под. ред. В. М. Жирмунского и др.; подгот. текста и примеч. А. И. Ноткиной. – М.: Худож. лит., 1968. – 599с.: 6 л. ил.




  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 3: Переводы из английских и шотландских поэтов / Самуил Яковлевич Маршак; под. ред. В. М. Жирмунского и др.; подгот. текста и примеч. С. Р. Майзельса. – М.: Худож. лит., 1969. – 831 с.




  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 4: Переводы. Из народной поэзии. Эпиграммы из зарубежных поэтов, из поэтов народов СССР / Самуил Яковлевич Маршак; под. ред. В. М. Жирмунского и др.; подгот. текста и примеч. С. С. Чулкова. – М.: Худож. лит., 1969. – 687 с.




  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 5.: Лирика. Стихи о войне и мире. Сатирические стихи. Из стихотворных посланий, дарственных надписей, эпиграмм и экспромтов / Самуил Яковлевич Маршак; под. ред. В. М. Жирмунского и др.; подгот. текста и примеч. В. Г. Титовой. – М.: Худож. лит., 1970. – 703 с.




  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 6: В начале жизни (страницы воспоминаний). Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания. Проза разных лет / Самуил Яковлевич Маршак; под. ред. В. М. Жирмунского и др.; подгот. текста и примеч. Е. Б. Скороспеловой и С. С. Чулкова. – М.: Худож. лит., 1971. – 671 с.




  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 7: Воспитание словом (статьи, заметки, воспоминания) / Самуил Яковлевич Маршак; под. ред. В. М. Жирмунского и др.; погот. Текста и примеч. Е. Б. Скороспеловой. – М.: Худож. лит., 1971. – 639 с.




  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 8: Избранные письма / Самуил Яковлевич Маршак; под ред. В. М. Жирмунского и др.; подгот. текста и примеч. С. С. Чулкова. – М.: Худож. лит., 1972. – 607 с.

Это самое полное из существующих ныне собраний сочинений Самуила Яковлевича Маршака.






  1. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1: Произведения для детей. Стихотворения, сказки, песни, сказки разных народов, песни и прибаутки разных стран и народов, пьсы / Самуил Яковлевич Маршак; отв. ред. С. В. Михалков; вступ. ст. А. Т. Твардовского; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой; ил. А. А. Шпакова. – М.: Правда, 1990. – 592 с.: 8 л. ил.

В первый том Собрания сочинений С. Я. Маршака вошли лучшие стихи и поэтические сказки, адресованные детям, а также пьесы-сказки, известные не только читателю, но и зрителю по многим постановкам у нас в стране и за рубежом.


10. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 2: Лирика. Стихи о войне и мире. Сатирические стихи. Из стихотворных посланий, дарственных надписей, эпиграмм и экспромтов. Проза разных лет. В начале жизни (страницы воспоминаний) / Самуил Яковлевич Маршак; отв. ред. С. В. Михалков; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой; ил. А. А. Шпакова. – М.: Правда, 1990. – 528 с.: 8 л. ил.
Во второй том Собрания сочинений включены оригинальные произведения С. Маршака всех жанров – лирика, сатирические стихи, проза разных лет, страницы воспоминаний.
11. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 3: Переводы зарубежных поэтов. Из английской и шотландской поэзии. Английские эпиграммы разных времен / Самуил Яковлевич Маршак; отв. ред. С. В. Михалков; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой; ил. А. А. Шпакова. – М.: Правда, 1990. – 576 с.:ил.
Третий том «Сочинений» представляет творчество Маршака-переводчика. Отобраны наиболее известные работы – переводы сонетов Шекспира, произведения Бернса, Блейка, Киплинга, Джанни Родари и других зарубежных авторов, а также образцы шотландской народной поэзии и английские эпиграммы разных времен.
12. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4: Воспитание словом / Самуил Яковлевич Маршак; отв. ред. С. В. Михалков; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой; ил. А. А. Шпакова. – М.: Правда. 1990. – 576 с.: 8 л. ил.
Эта книга представляет собой собранные вместе самим автором статьи и заметки о литературе, написанные в разные годы, а также воспоминания о писателях, деятелях культуры, о своей работе в детской редакции.
Маршак – детям
13. Маршак С. Я. Багаж / Самуил Яковлевич Маршак; худож. И. Панков. – М.: Век, 1995. – 15 с.: ил.

Это шутливая история о даме, которой вместо сбежавшей собачки железнодорожники вручили огромного пса. Сюжет развивается повторениями. Они и превращают стихи в словесную игрушку.


14. Маршак С. Я. Быль-небылица: рассказы в стихах / Самуил Яковлевич Маршак; предисл. В. Смирновой; рис. В. Лебедева, В. Конашевича и др. – М.: Дет. лит., 1983. – 159 с., ил. – (Школьная библиотека).

О тяжелой жизни народа до революции.

В подъезде дома укрылись от дождя два маляра, четыре пионера и старик, который начал разговор про дом, где надпись «Гастроном».

«Была владелицей его

До вашего рожденья

Аделаида Хитрово».

«Для нас, людей, был черный ход,

А ход парадный – для господ…»

Почему эта быль, рассказанная стариком, показалась ребятам небылицей?
Также в эту книгу вошли широко известные стихи: «Кто он?», «Вакса-Клякса», «Первый день календаря», «Дети нашего двора», «Ежели вы вежливы», «Кот и лодыри» и др.
15. Маршак С. Я. Вересковый мед: из Роберта Стивенсона / Самуил Яковлевич Маршак; рис. А. Харшака. – М.: Сов. Россия, 1981. – 32 с.: ил.

«Из вереска напиток

Забыт давным-давно.

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

В котлах его варили

И пили всей семьей

Малютки медовары

В пещерах под землей».

Так начинается это сказание о карликах-пиктах. ИХ землю завоевал Шотландский король, но тайну меда так и не узнал.


16. Маршак С. Я. Веселое путешествие от А до Я / Самуил Яковлевич Маршак; худож. В. Гальдяев. – М.: Дом, 1995. – 128 с.: ил.

Поэтическая познавательная азбука для малышей, которая поможет детям подготовиться к школе.





17. Маршак С. Я., Хармс Д. И. Веселые чижи: стихи / Самуил Яковлевич Маршак, Даниил Иванович Хармс; худож. М. Митурич. – М.: Малыш, 1983. – 11 с.: ил.

Это веселое стихотворение было написано в 1930 году в соавторстве Маршаком и Хармсом. В этом забавном, увлекательном стихотворении выразились могучие идеи времени о коллективности труда, о том, что в новом обществе человек не изолированная одиночка, а соединен дружбой, работой, отдыхом с другими людьми. А чем дружнее, тем веселее.


18. Маршак С. Я. Вот какой рассеянный: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. Д. Хайкин. – М.: РОСМЭН, 1994. – 127 с.: ил.

В этой книжке собрались и Рассеянный с улицы Бассеяной, и «Цирк», и «Про все на свете», и «Пудель» и другие малознакомые стихи этого замечательного поэта. Все они смешны и полны юмора.


19. Маршак С. Я. Вчера и сегодня: стихи, сказки, прибаутки / Самуил Яковлевич Маршак; худож. В. Гальдяев. – М.: Дом, Просвещение, 1994. – 123 с.: ил.

Это поэтический познавательный рассказ о том новом, что вошло в быт российских людей. Но Маршак не просто говорит о преимуществе нового перед старым – он заставляет маленького читателя задуматься о том, что такое доброта,человеческая благодарность, о необходимости приносить людям пользу.

А также в эту книгу вошли циклы стихов «Хоровод» и «Дружная семейка».

20. Маршак С. Я. Где тут Петя, где Сережа?: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. Г. Юдин. – М.: Детская литература, 1985. – 16 с.: ил.

Это веселые стихи о братьях-близнецах, которые так похожи друг на друга, что только «бабушка и мать их умеют различать». Много забавных случаев произошло с ребятами потому, что люди путали, где тут Петя , где Сережа, а однажды они здорово проучили Гришку, который любил обижать маленьких.


21. Маршак С. Я. Двенадцать месяцев; Умные вещи: пьесы / Самуил Яковлевич Маршак; худож. М. П. Митурич. – М.: Сов. Россия, 1987. – 168 с.: ил.
В книгу вошли две известные пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и «Умные вещи». Первая сказка рассказывает о том, как доброта, самоотверженность и дружба побеждают жадность и злобу.

Вторая сказка-комедия об удивительной лавке на ярмарке, в которой старик предлагает разный «умный» товар: шапку-невидимку, дудку-самогудку, скатерть-самобранку — обычных вещей тут не сыщешь. И главное, что продавец не ломит высокую цену — только бы покупатель смог с умом воспользоваться волшебной покупкой.






22. Маршак С. Я. Детки в клетке: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. В. Коркин. – М.: РОСМЭН, 1995. – 54 с.: ил.

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире

И не две, а все четыре.

Вот какие забавные звериные детки живут в этой книжке и в клетках зоопарка. Жаль, что в клетках. Правда?..


23. Маршак С. Я. Детям: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. В. Лебедев и др. – М.: Дет. лит., 1987. – 134 с.: ил.

Здесь собрались одни знаменитости. Почтальон «с толстой сумкой на ремне» из «Почты», и дама, сдавшая в багаж

Диван,


Чемодан,

Саквояж,


Картину,

Корзину,


Картонку

И маленькую собачонку.

Усатый полосатый, и Рассеянный с улицы Бассейной, Мастер-Ломастер и другие персонажи. А также веселые стихи «Великан», «Мяч», «Ванька-встанька» - о детях, об их играх, игрушках.
24. Маршак С. Я. Дом, который построил Джек: из английской народной поэзии / Самуил Яковлевич Маршак; худож. А. Елисеев. – М.: Малыш, 1985. – 16 с.: ил.
25. Маршак С. Я. Друзья-товарищи: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. Э. Гороховский. – М.: Дет. лит., 1989. – 22 с.: ил.

Веселые стихи про то, как друзья-товарищи

«Шли куда попало.

В первый теплый день…

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом».

Про горе-ученика, получившего шесть единиц из стихотворения «Про одного ученика и шесть единиц».
26. Маршак С. Я. Как печатали вашу книгу: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; рис. А. Шуриц. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 20 с.: ил.
27. Маршак С. Я. Как рубанок сделал рубанок / Самуил Яковлевич Маршак; рис. В. Лебедева. – Л.: Художник РСФСР, 1974. – 12 с.:ил.

Исключительно ярким и плодотворным было содружество поэта Маршака и художника Лебедева. Ими создано немало книг для детей. И вот одна из них, в которой автор воспевает труд, а художником показаны одухотворенные орудия этого труда – рабочие инструменты. Вся книга убедительная и запоминающаяся.


28. Маршак С. Я. Кошкин дом: сказка / Самуил Яковлевич Маршак; худож. М. Драгуне. – Рига: Лиесма, 1988. – 62 с.: ил.

«Тили-тили-тили-бом!

Был у кошки новый дом

Ставенки резные, окна расписные»

Здесь богатая кошка принимает знатных гостей: козла с козою длиннорогой, петуха с курицей, свинью-соседку. Только маленьких котят-сирот она не желает пускать. Внезапный пожар уничтожил чудесный дом. Кто же приютил кошку?
29. Маршак С. Я. Круглый год: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. А. Борисов. – М.: ОНИКС, 2004. – 14 с.: ил.

В стихах рассказано о каждом месяце года что-нибудь примечательное.


30. Маршак С. Я. Ледяной остров: повесть в стихах / Самуил Яковлевич Маршак; рис. Т. Прибыловской. – М.: Дет. лит., 1980. – 24 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Рассказ в стихах о дружной и самоотверженной работе советских людей, о том, как они в трудный момент приходят на помощь друг другу.


31. Маршак С. Я. Мастерская в кармане: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. Б. Малинковский. – М.: Малыш, 1986. – 24 с.: ил.

Это стихотворение о том, сколько полезных дел может сделать маленький перочинный ножик. Еще в книгу вошло стихотворение «Откуда стол пришел?».


32. Маршак С. Я. Мистер Твистер / Самуил Яковлевич Маршак.; рис. В. Лебедева. – М.: Дет. лит., 1972. – 36 с.: ил.
Сатирическая поэма, которая высмеивает расизм и призывает за братство и равноправие людей всех рас и оттенков кожи. Она рассказывает детям об отношении к цветным людям в капиталистических странах и в Советском Союзе.

33. Маршак С. Я. От одного до десяти: веселый счет / Самуил Яковлевич Маршак; рис. В. Конашевича. – М.: Дет. лит., 1988. – 19 с.: ил.

Книжка учит детей счету.


34. Маршак С. Я. Почта: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; рис. Ф. Лемкуля. – М.: Дет. лит., 1989. – 16 с.: ил.
Удивительная история о том, как «Письмо за мной облетело шар земной. Мчалось по морю вдогонку, понеслось на Амазонку. Вслед за мной его везли поезда и корабли…»


35. Маршак С. Я. Радуга-дуга: стихи, сказки, загадки / Самуил Яковлевич Маршак; оформление Д. Хайкина. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 158 с.: ил. – (Школьная библиотека для нерусских школ).
В этот сборник вошли стихи «Как печатали вашу книгу», «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Хороший день» и др., а также загадки и сказки разных народов.
36. Маршак С. Я. Разноцветная книга: сборник сказок и стихов / Самуил Яковлевич Маршак; сост. и предисл. Б. И. Чайковского; худож. П. Слепков. – Киев: Веселка, 1985. – 382 с.: ил. – (Школьная библиотека).

В сборник вошли стихи: «Чего боялся Петя», «Сказка об умном мышонке», «Война с Днепром», «Почта военная», «Голуби» и др., сказка «Кошкин дом», пьесы «Двенадцать месяцев» и «Горя бояться – счастья не видать».
37. Маршак С. Я. Рассказ о неизвестном герое: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. М. Зарецкий. – Переизд. – М.: дет. лит., 1988. – 32 с.: ил. – (Читаем сами).
Стихотворение Маршака «Рассказ о неизвестном герое» заучивали наизусть все, кто заканчивал школу в прошлом, 20-м веке.  Оно было  написано Маршаком в Петрограде в ранние годы Советской власти, и естественно, носит отпечаток социалистической идеологии. Тем не менее, большинство родителей и сегодня с чистой совестью могут читать   замечательный стих «Рассказ о неизвестном герое»  своим детям. Потому что это рассказ в первую очередь о настоящем человеке, на которого стоит быть похожим каждому из нас.  Прочитайте и вы «Рассказ о неизвестном герое» своему малышу. И заодно вспомните картинки из своего детства.
38. Маршак С. Я. Тихая сказка / Самуил Яковлевич Маршак; рис. В. Лебедева. – М.: Дет. лит., 1975. – 12 с.: ил.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж

И его ежиха.

Поэма-сказка о животных, в которой тихие ежики перехитрили волков. Стихотворение обращено к самым маленьким.


39. Маршак С. Я. Хороший день: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; рис. Д. Хайкина. – М.: Дет. лит., 1989. – 10 с.: ил.
Это стихотворение о любви мальчика к отцу, о том, как в выходной день ездили на прогулку в город. Только и всего, но для героя и маленького читателя – это целая эпопея. Сколько событий! Сам вылез из трамвая, спустился в метро, пил ситро, был в зоопарке…

«Взрослый» Маршак
40. Маршак С. Я. В начале жизни: страницы воспоминаний / Самуил Яковлевич Маршак; рис. Г. Филипповског. – М.: Дет. лит., 1962. – 213 с.: ил.

В этой книге для вас откроется неизвестный Маршак. Да, он был не только автором веселых и добрых книг для малышей, но и автором едких эпиграмм, и нежных любовных стихотворений, и мудрых размышлений о жизни. Из этой автобиографической повести вы узнаете о годах детства самого автора, его страницы воспоминаний. В них «нет вымысла, но есть известная доля обобщения, без которой нельзя рассказать обо многих днях в немногих словах».
4. Литература о жизни и творчестве
41. Александров А. Учитель, ученик… / А. Александров // Детская литература. – 1984. - № 2. – С. 42 – 45.
42. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака: сборник / сост. Б. Галанов и др.; оформл. Е. Ганнушкина. – М.: Дет. лит., 1975. – 495 с.: фот.
43. Мариничева О. Скорбная муза детского поэта / Ольга Мариничева // Учительская газета. – 2006. – 14 ноября. – С. 28.
44. Маршак Самуил Яковлевич // Кто есть кто: новейший справочник школьника. – М.: Фил. о-во СЛОВО Изд-во Эксмо, 2006. – С. 655-657.
45. Маршак Самуил Яковлевич / РГДБ // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. – М.: Либерия, 1998. – С. 257 – 262.
46. Михайлов Н. А. Мастер. Записки о творчестве С. Я. Маршака / Николай Александрович Михайлов. – М.: Знание, 1979. – 80 с.
47. Михайлова С. Ю. «Пять Маршаков» / С. Ю. Михайлова // Начальная школа. – 1997. - № 11. – С. 2 – 5.
48. Сарнов Б. М. Самуил Маршак: очерк поэзии / Бенедикт Михайлович Сарнов; худож. Н. Крылов. – М.: Худож. лит., 1968. – 190 с.
49. Тимофеева И. Н. Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) / И. Н. Тимофеева // Что и как читать Вашего ребенка от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000. – С. 221 – 227.
50. Тубельская Г. Н. Маршак Самуил Яковлевич (1887 – 1964) / Г. Н. Тубельская // Детские писатели России. Сто тридцать имен: биобиблиографический справочник. М.: Русская школьная библитечная ассоциация, 2007. – С. 204 – 207.

Алфавитный указатель произведений С. Я. Маршака для детей


  1. Багаж 13, 23

  2. Быль-небылица 14

  3. Веселое путешествие от А до Я 15

  4. Веселые чижи 17

  5. Война с Днепром 1, 9

  6. Волга и Вазуза 9

  7. Вот какой рассеянный 18

  8. Вчера и сегодня 19

  9. Горя бояться – счастья не видать 9

  10. Детки в клетке 22

  11. Двенадцать месяцев 21

  12. Дом, который построил Джек 2, 24

  13. Друзья-товарищи 25

  14. Как печатали вашу книгу 26

  15. Как рубанок сделал рубанок 27

  16. Кошкин дом 28

  17. Круглый год 29

  18. Ледяной остров 30

  19. Мистер Твистер 32

  20. От одного до десяти 33

  21. Пожар 1, 9

  22. Почта 34

  23. Почта военная 1, 9

  24. Пудель 1

  25. Радуга-дуга 35

  26. Разноцветная книга 36

  27. Рассказ о неизвестном герое 37

  28. Сказка о глупом мышонке 1, 9

  29. Сказка про умного мышонка 1, 9

  30. Сказка про козла 2

  31. Тихая сказка 38

  32. Угомон 1, 9

  33. Умные вещи 9

  34. Усатый полосатый 1, 9

  35. Хороший день 1, 39



Им написаны весёлые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.), и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Весёлое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы для детей о подвигах и труде человека («Пожар», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров» и др.).



В произведениях Маршака отражены волнующие события жизни русского народа: «Война с Днепром» (о строительстве Днепрогэса), «Почта военная» (о людях, сражающихся за Родину), «Быль-небылица», написанная к тридцатилетию Октября (о тяжёлой жизни народа до революции). Союзе. Полны юмора книги «Человек рассеянный», «Багаж», «Пудель»

Содержание
От составителя………………………………………………………………1

    1. Самуил Яковлевич Маршак (3 ноября 1887 – 4 июля 1964)…………2

    2. О поэзии Маршака…………………………………………………………

    3. Произведения Самуила Яковлевича Маршака……………………………

    4. Алфавитный указатель произведений С. Я. Маршака для детей……..









База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка