С. В. Маликов расследование преступлений в районах вооруженного конфликта монография



Сторінка1/29
Дата конвертації14.04.2016
Розмір5.81 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
С.В. МАЛИКОВ

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В РАЙОНАХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА


МОНОГРАФИЯ

Москва - 2005

Автор:

Начальник кафедры криминалистики Военного университета полковник юстиции Маликов С.В.. – доктор юридических наук, доцент.


Монография посвящена научному осмыслению проблем расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта. Последовательно реализуя методический замысел исследования, автор анализирует теоретические основания, широкий массив эмпирических фактов, формирует и развивает методологическую среду в интересах построения теоретической концепции расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта.

Автором разработаны и научно обоснованы концептуальные положения, объединяющие совокупность идей, теоретических положений и специфических закономерностей, проявляющихся в сфере правового обеспечения, организации и методики расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта; сформулированы предложения и рекомендации нормативного, организационного и методического характера по расследованию преступлений в районах вооруженного конфликта.

В монографии представлен ретроспективный анализ следственной практики, начиная с Русско-японской войны (1904-05гг.) и заканчивая периодом проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе (1999-2005гг.).

Монография написана на основе диссертации автора на соискание ученой степени доктора юридических наук, защищенной 25 февраля 2005 г. в диссертационном совете Военного университета по специальности 20.02.03. (Военное право, военные проблемы международного права).

Работа предназначена для преподавателей, адъюнктов, соискателей, слушателей и курсантов Военного университета, а также для широкого круга прокурорско-следственных работников органов военной прокуратуры.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….5

Глава 1. Теоретические основы расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта……………………………………………………………11

§ 1. Вооруженный конфликт как деструктивный фактор, определяющий специфические закономерности расследования преступлений в районах вооруженного конфликта…….…………………11

§2. Возникновение и развитие концепции расследования преступлений в районах вооруженного конфликта..…………………..32

§3. Научные основы концепции расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта………………….……………………………………………….64

Глава 2. Правовые основы расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта……………………………………………………………78

§ 1. Нормативные основы и предпосылки расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта…………………………………………………………78

§ 2. Уголовно-процессуальный порядок расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта……………………………………………………….115

Глава 3. Общая криминалистическая характеристика преступлений, совершенных военнослужащими в районах вооруженного конфликта…………………………………………..136

§ 1. Понятие, структура и значение общей криминалистической характеристики преступлений, совершенных военнослужащими в районах вооруженного конфликта…….……………………..136

§ 2. Содержание общей криминалистической характеристики преступлений, совершенных военнослужащими в районах вооруженного конфликта……………………………………………170

Глава 4. Следственные ситуации, как определяющий фактор организации расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта…….209

§ 1. Следственная ситуация и ее тактическое значение в расследовании преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта……………………….…………….209

§ 2. Характеристика типовых групп следственных ситуаций, складывающихся при расследовании преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта……….234

Глава 5. Организация расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта….………………………………………………………………..257

§ 1. Ретроспективный анализ системы организационных мер по обеспечению расследования преступлений в районах вооруженного конфликта………………………………………………………….257

§ 2. Организация взаимодействия военной прокуратуры с органами внутренних дел, территориальной прокуратуры, органами безопасности в войсках, воинскими частями в районах вооруженного конфликта…………………………………………………………285

§ 3. Использование специальных знаний в «полевых» условиях в районах вооруженного конфликта……………………………….307

§ 4. Организация производства отдельных следственных действий в районах вооруженного конфликта…………………………325

Заключение……………………..…………………………….372

Библиография………………..……………………………….388

Inter arma silent leges

ВВЕДЕНИЕ

Анализ истории и современного состояния мирового развития показывает, что для России, как и для любого государства, проблема военной безопасности имеет принципиально важное значение.

Во-первых, Россия оказалась в эпицентре радикальных геополитических и региональных изменений экономического, социально-политического и военного характера. При этом, проявив активность и инициативу в разоруженческом процессе, в укреплении мер доверия, она оказалась по многим параметрам уязвима в военном отношении.

Во-вторых, занимая уникальное евразийское геополитическое положение, Россия не может не испытывать на себе воздействие процессов, происходящих в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Ближнем и Среднем Востоке.

В-третьих, зона нестабильности и происходящие вблизи России вооруженные конфликты представляют реальную угрозу ее интересам1.

Реалии сегодняшнего дня – острое противоречие между большим геополитическим масштабом России как существенным признаком «великой державы» и ограниченными возможностями в сохранении и управлении этим пространством, т.е. Россия стала объектом всех видов экспансии, не имея реального механизма противодействия им.2 Отчетливо просматриваются и цели экспансии – превратить Россию в сырьевой придаток Европы, США, Японии (Россия владеет стратегическими запасами энергоресурсов: 15-20% разведанных мировых запасов нефти, 42% газа, 43% угля и 25% древесины) и сохранить ее как рынок дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы, как научно-технический и социально-экономический полигон.

Приоритет в использовании военной силы для решения спорных проблем остается в числе существенных признаков современной действительности. Подсчитано, что за пять с половиной тысячелетий истории человеческой цивилизации произошло около 15-ти тысяч войн и военных конфликтов, в которых погибло свыше 3,5 млрд. человек. За всю свою историю люди жили в условиях мира только 292 года, т.е. менее одной недели каждые сто лет.3 Только за почти 60 лет после второй мировой войны зафиксировано около 30 войн и более 400 вооруженных конфликтов, при этом в 38 войнах и вооруженных конфликтах принимали участие и военнослужащие ВС СССР (РФ)4.

Вооруженные конфликты и очаги напряженности в различных регионах мира не могут не влиять и на Россию, а происходящие вооруженные столкновения вблизи ее границ и на ее территории делают уязвимой России в военном отношении. Большой периметр границ, широкий разброс государств и сил, с которыми Россия вынуждена строить отношения, близость к очагам напряженности и узлам геополитических и региональных противоречий создают оригинальную ситуацию, когда несколько вооруженных конфликтов вблизи территории России могут для ее внутренней организации и усилий по ликвидации сравняться с эффектом широкомасштабной войны. Именно поэтому, в октябре 2003г. Министром обороны РФ была поставлена актуальная задача развития ВС РФ – «силами постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов».5

Кроме того, неудовлетворенность решением исторических споров в прошлом создает потенциальную опасность предъявления территориальных претензий к России со стороны Китая, Германии, Японии, Финляндии и других государств. История свидетельствует, что нажим по отношению к России проявляется в те моменты, когда она переживает трудные времена. Характер отношений России со странами ближнего зарубежья (Украиной, Грузией, Азербайджаном, Молдовой, Латвией, Литвой, Эстонией) отличается повышенной конфликтностью и чреват появлением новых противоречий, прямо и опосредованно влияющих на безопасность нашего государства. Положение усугубляется тем, что экономический кризис, социальная нестабильность, рассогласование системы управления обществом, обострение проблем военного строительства России создают условия для инициирования другими странами агрессии извне под благовидным предлогом «тревоги за непрогнозируемое развитие событий», «обеспокоенностью за сохранностью ядерных объектов» или «борьбой с терроризмом на территории России».

Как показала, нашедшая свое отражение в международном праве историческая практика, в современных условиях все большее распространение получают вооруженные конфликты, не носящие международного характера и происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группами, которые находятся под ответственным командованием и осуществляют контроль над определенной территорией.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации6, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000г. №24, подчеркивает исключительную важность в условиях усиления национального сепаратизма и нарастания угрозы нарушения территориальной целостности страны, задачи защиты российского федерализма, недопущения трансформации федеративных отношений в конфедеративные.

В Концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года7, утвержденной Указом Президента РФ от 3 августа 1998г. №916, подчеркивается, что расширение спектра угроз территориальной целостности Российской Федерации, в результате внутренних вооруженных конфликтов, объективно ведет к более широкому привлечению Внутренних войск МВД и отдельных формирований Вооруженных сил для защиты российского федерализма. Такая оценка внутреннего положения Российской Федерации не исключает ведение боевых действий, а, следовательно, и совершения преступлений в районах вооруженных конфликтов.

Так, в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике (1994-96гг.) органами военной прокуратуры было учтено более 1500 преступлений, совершенных в условиях ведения боевых действий военнослужащими Временных объединенных сил федеральных войск Министерства обороны и Внутренних войск МВД РФ. А в период проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе (1999-2005гг.) военнослужащими Объединенной группировки войск (сил) было совершено более 3000 преступлений. При этом сохранялась устойчивая тенденция роста уровня преступности: в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике (39,2% в 1996г. по сравнению с 1995г.), а в период проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе (20% в 2002г. по сравнению с 2001г.).8

Новые экстремальные обстоятельства потребовали от органов военной прокуратуры активно искать новые, адекватные организационно-правовые формы деятельности, ибо обычная организация работы органов военной прокуратуры, их система и порядок расследования преступлений, в силу ряда объективных и субъективных факторов, в районах вооруженного конфликта неприемлема. Так в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике (1994-96гг.) буквально на ходу приходилось менять организацию работы военной прокуратуры, принципы ее комплектования, порядок прохождения службы в этом регионе, а также совершенствовать методики расследования преступлений.

Вследствие этого, в современных условиях органы военной прокуратуры заинтересованы в активном использовании возможностей правовой науки, в том числе криминалистики, для теоретического осмысления проблем расследования преступлений в районах вооруженного конфликта, и разработки типовых комплексов научно-практических криминалистических рекомендаций по оптимизации процесса раскрытия и расследования преступлений в районах вооруженного конфликта. Криминалистическая наука, находясь в силу своей служебной функции на переднем крае борьбы с преступностью, постоянно стремиться к созданию новых и к обновлению уже сформировавшихся разноуровневых теоретических построений и положений, объединению их в единое целое в рамках научных абстракций более высокого уровня. Для упорядочивания этих частных теоретических построений мало их самих, необходима некая сущность, отличная от них, но их упорядочивающая. Такой сущностью является концепция расследования преступлений в районах вооруженного конфликта. Идея данной концепции обосновывается потребностями как самой науки, так и следственно-судебной практики органов военной прокуратуры. Заключенная в этой идеи проблематика охватывает широкий круг неисследованных вопросов, которые непосредственно относятся к деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта, а также к углублению процесса адаптации системы научных положений криминалистической методики к этой деятельности. Это особенно важно потому, что теория и практика разработки данной проблематики не соответствует ее все более возрастающей объективной значимости.

Объективные методологические и теоретические предпосылки к разрешению проблематики данной концепции созданы всем ходом развития криминалистики, усилиями отечественных ученых-криминалистов (М.И.Авдеева, С.А.Голунского, В.С.Жабина, П.К.Карамушки, В.М.Никифорова, А.Г.Рахлина, С.Я.Розенблита, А.Н.Полева и др.), посвятивших в 1940-70-е годы отдельные исследования обобщению опыта работы органов военной прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Общая тенденция углубляющегося синтеза эмпирических и научных фактов в криминалистической науке неизбежно подвела к постановке и необходимости разработки концепции расследования преступлений в районах вооруженного конфликта.

Впервые о факте объективного существования концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях заявил в 1993г. В.Н.Григорьев, который в общем виде обосновал и структуру данной концепции. Разумеется, что изложенные им взгляды не исчерпывают всей глубины данной проблемы, а лишь создают фундаментальную переходную базу для дальнейшего ее специального теоретического и прикладного исследования. Тем более, что основывал он свое исследование только на обобщении опыта работы специализированных следственных групп органов внутренних дел, расследовавших в чрезвычайных условиях массовые беспорядки и вооруженные столкновения на почве межнациональной розни на советском и постсоветском пространстве в 1986-92гг. (Алма-Ата, Сумгаит, Нагорный Карабах, Тбилиси, Фергана, Душанбе, Ош, Цхинвали и др.).

И только с конца 90-х годов XX века началось проведение научных исследований, в которых впервые был дан комплексный анализ проблем расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта9, и которые положили начало интенсивному и систематическому исследованию проблем правового обеспечения и организации работы органов военной прокуратуры в районах вооруженного конфликта с целью создания целостной концепции этой деятельности.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что накопленный опыт расследования преступлений в районах вооруженного конфликта за последние сто лет российской истории, начиная с Русско-японской войны (1904-05гг.), составляет сегодня своеобразную «критическую массу» теоретического осмысления, которую можно использовать для построения научной концепции расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта.

Монография посвящена выработке теоретической концепции и обоснованию технологии расследования преступлений в районах вооруженного конфликта. Другими словами, она призвана выступить в качестве средства разрешения противоречия между высокой потребностью следственной практики в систематизированных и научно обоснованных криминалистических рекомендациях по расследованию преступлений в районах вооруженного конфликта и их практическим отсутствием в приемлемой для практического использования форме.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В РАЙОНАХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка