Российская федерация



Скачати 362.49 Kb.
Дата конвертації16.04.2016
Розмір362.49 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 201__г.

МЕДИАКРИТИКА


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031300.62 «Журналистика»

профилей «Печать», «Телевидение»

очной формы обучения


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________/Набиева Е.А./

«______»___________201__г.

Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики Института гуманитарных наук ТюмГУ (от 22.03.2011 г., Протокол № 6).

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Петрова О.А./

«______»___________ 201__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук ТюмГУ

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________201__ г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра истории и теории журналистики

Набиева Е. А.


МЕДИАКРИТИКА


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031300.62 «Журналистика»

профилей подготовки «Телевидение», «Печать»

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011


Набиева Е. А. Медиакритика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.62 «Журналистика» профиль подготовки «Телевидение», «Печать» очной формы обучения. Тюмень, 2011.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Медиакритика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой истории и теории журналистики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой истории и теории журналистики О. А. Петрова

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Набиева Е. А., М. 2011.


1. Пояснительная записка


    1. Цели и задачи дисциплины.

Актуальность курса обусловлена становлением информационного общества, в котором доминирующее положение занимают работники, тесно связанные с информационными потребностями, в первую очередь это журналисты. Их компетенция в области работы с большими объемами информации, оперативная оценка качества и ценности информации должны быть на высоком уровне для эффективной работы в СМИ. Являясь работниками данной сферы, журналисты обязаны знать о негативных тенденциях, наблюдающихся в развивающемся информационном обществе, и уметь их анализировать.

Цель курса: познакомить студентов с развитием такой области журналистики, как медиакритика, и показать основные деструктивные тенденции в современной журналистике.

Задачи курса:

  • Ознакомить студентов с основными видами медиакритики и её проблемно-тематическим полем

  • Научить студентов анализировать медиатекст с точки зрения деструктивного воздействия

  • Выявить роль СМИ в развитии общества и таких разнополярных явлениях, как социализация, картина мира, терроризм, военные конфликты и т.д.




    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина принадлежит к профессиональному циклу Б.2 (дисциплины по выбору), гуманитарному, социальному и экономическому циклу. Методический комплекс призван дополнить общий курс дисциплин по журналистики и быть своеобразным интегратором знаний, полученных в течение предыдущего периода обучения.

Для цельного понимания курса студенту надо владеть совокупностью знаний теоретического и прикладного характера, связанных с функционированием СМИ в целом. К первым относится владение навыками научного исследования, умение анализировать тексты СМИ вне зависимости от типологической характеристики СМИ (печать, ТВ, радио, интернет-издание) и знание основных этапов развития отечественной и зарубежной журналистики. Ко вторым – умение формулировать цель собственного выступления в СМИ и анализировать цель «чужого»; уметь находить информацию из различных источников (библиотека, Интернет), и трансформировать ее; навык подготовки аналитических материалов различных жанров.

В связи с тем, что данная дисциплина имеет широкое проблемно-тематическое поле для ее усвоения необходимым представляется знакомство студента с такими базовыми дисциплинами, как философия, культурология и история, а также рядом дисциплинами, входящими в профессиональный цикл: основы журналистики, основы теории коммуникации, история отечественной и зарубежной журналистики. Менее прямолинейными, но не менее важными, представляются взаимосвязи между курсом «Медиакритика» и дисциплинами социально-профессионального цикла: социология журналистики (раздел о социологии массовой коммуникации) и профессиональная этика (раздел, посвященный аксиологии журналистики). Практика работы в средствах массовой информации также обязательна.

    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

понимать социальную значимость своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9;)

ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18);

знать особенности массовой информации, задач и методов, технологий и техники процесса создания журналистских публикаций, понимать их содержательную и структурно-композиционную специфику (ПК-25);

редактировать печатный текст, аудио-, видео-, или интернет-материал, приводить его в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ОК-42);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать: основные негативные эффекты СМИ; научные издания и печатные СМИ, в которых публикуются медиакритические материалы; ведущих теоретиков и практиков медиакритики.

  • Уметь: анализировать печатные и аудиовизуальные медиатексты;

  • Владеть: навыком создания медиакритического материала аналитического характера (проблемная статья, эссе, аналитическая корреспондеция).




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 7. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Тематический план занятий

Таблица 1.






Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме, в час

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1: Теория медиакритики






















1.1

Вводная лекция

1

2

2

8

12

4

10

1.2

Медиакритика как часть медиаобразования

3

2

2

8

12

4

10

1.3

Критическое мышление

5

2

2

8

12

4

10




Всего




6

6

24

36

12

30




Модуль 2: Информационное общество






















2.1

Структура информационного общества

7

2

2

8

12

4

10

2.2

Неоколониальные революции

9

2

2

8

12

4

10

2.3

Информационная составляющая военных конфликтов

11

2

2

8

12

4

10




Всего




6

6

24

36

12

30




Модуль 3: Персоналии исследователей






















3.1

Теория информационной войны И.Н. Панарина

13

2

2

8

12

4

10

3.2

Взгляды М. Маклюэна

15

2

2

8

12

4

10

3.3

Анализ СМИ: подход С.Г. Кара-Мурзы

17

2

2

8

12

4

20




Всего




6

6

24

36

12

40




Итого (часов, баллов):




18

18

72

108

26

0 – 100




из них часов в интерактивной форме

























Курсовая работа






















Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля



Таблица 2.


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

коллоквиумы

ответ на семинаре

тест

эссе

Модуль 1

1. Вводная лекция





0-5

0-5




0 -10

2. Медиакритика как часть медиаобразования






0-5

0-5




0 - 10

3. Критическое мышление





0-5

0-5

0-10

0-20

Всего




15

15

10

0-40

Модуль 2

1. Структура информационного общества


0-5

0-5







0-10

2. Неоколониальные революции


0-5

0-5







0-10

3. Информационная составляющая военных конфликтов

0-5

0-5







0-10

Всего

15

15







0-30

Модуль 3

1. Теория информационной войны И.Н. Панарина

0-5

0-5







0-10

2. Взгляды М. Маклюэна

0-5

0-5







0-10

3. Анализ СМИ: подход С.Г. Кара-Мурзы

0-5

0-5







0-10

Всего

15

15







0-30

Итого

30

45

15

10

0 – 100

Планирование самостоятельной работы студентов



Таблица 3.




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные










Модуль 1













1.1

Вводная лекция

работа с источниками

1-2

8

0-5

1.2

Медиакритика как часть медиаобразования

работа с источниками

3-4

8

0-5

1.3

Критическое мышление

работа с источниками

5-6

8

0-5




Всего по модулю 1:




24

0-15

Модуль 2













2.1

Структура информационного общества

работа с источниками

7-8

8

0-5

2.2

Неоколониальные революции

работа с источниками

9-10

8

0-5

2.3.

Информационная составляющая военных конфликтов

работа с источниками

11-12

8

0-5




Всего по модулю 2:




24

0-15

Модуль 3













3.1

Теория информационной войны И.Н. Панарина

работа с источниками

13-14

8

0-5

3.2

Взгляды М. Маклюэна

работа с источниками

15-16

8

0-5

3.3.

Анализ СМИ: подход С.Г. Кара-Мурзы

работа с источниками

17-18

8

0-5




Всего по модулю 3:




24

0-15




ИТОГО:




72

0-45


Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4.



№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2.

3.3



Журналистика и миф













+




+

+

+



Современные зарубежные СМИ




+




+




+







+



Журналистское расследование







+




+




+









Экологическая журналистика

+

+

+





















Риторика в СМИ







+




+










+




  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Вводная лекция

Определение медиакритики по А.П. Короченскому. Знакомство с биографией А.П. Короченского, одного из основоположников данной дисциплины. Основные функции медиакритики как и задачи курса для студентов-журналистов. История медиакритики: советский, постсоветский и современный этап развития. Виды медиакритики: академическая, внутрикорпоративная и массовая (сводная таблица: автор, адресат, специфика, примеры изданий). Принцип взаимодействия трех видов медиарктики – «сообщающиеся сосуды». Рассмотрение недостатков каждой из видов медиакритики.


Тема 2. Медиакритика как часть медиаобразования

Основные теории медиаобразования по А.В. Федорову. Знакомство с биографией А.В. Федорова, главного разработчика данного научного направления. Краткая история медиаобразования. Основные теории медиаобразования: протекционистская, этическая, идеологическая, экологическая, практическая, культурологическая, теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории, теория медиаобразования как развития «критического мышления». Определение понятия «медиаграмотность». Роль медиаобразования в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Сайты, посвященные проблемам медиаобразования в целом и медиакритике в частности.


Тема 3. Критическое мышление

Определение понятия «критическое мышление» и история развития данной дисциплины и ее особенности. Сравнительная таблица критического и бытового мышления по М. Липпману. Отличие критического мышления от творческого и их взаимосвязь. Отношение к критике. Определение «творчества», пять стадий творческого мышления, приемы повышения эффективности творческого мышления. Особенности личности, склонной критическому и творческому мышлению.


Тема 4. Структура информационного общества (ИО)

Сравнительный анализ индустриального и постиндустриального обществ. Возникновение идеологии ИО (Ю. Хаяши, И. Масуда, Д. Белл, Э. Шеннон, Н. Винер). Место СМИ в структуре ИО. Качественные и количественные характеристики ИО (экономика и культура в условиях ИО). Главная проблема ИО – безопасность личности. Россия на пути к ИО: темпы, пути, перспективы.


Тема 5. Неоколониальные революции

История термина «бархатные», «оранжевые» революции. Исторические примеры смены режимов мягкими методами («Пражская весна» 1968 г., «Красный май» во Франции, Сербия 2000 г, Грузия 2003 г, Украина 2004 г., и попытка революции – события на площади Тяньаньмэнь в Китае 1989 г.). Основные идеи книги Д. Шарпа «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения». Методологические основания смены режимов извне, использование виртуальных объектов при смене власти и способы защиты от подобных революций (по Г.Г. Почепцову). Факторы слабости власти РФ и возможный путь преодоления «оранжевой» революции в РФ (по С.Г. Кара-Мурзе).


Тема 6. Информационная составляющая военных конфликтов

Исторические примеры влияния коммуникации на ход войны: Древний мир, Средневековье, Первая (успех Комитета общественной информации Дж. Криля, «Альянс Франсэ» и Бюро военной пропаганды при МИДе Англии) и Вторая мировая войны (пропагандистские методы Гитлера и Сталина). Мгновенная война по М. Кастельсу. Деление войн по У. Эко: Пра-правойны, холодная война и Нео-война. Взгляд О. Матвейчева на соотношение холодной и горячей войны. Информационная составляющая терроризма.


Тема 7. Теория информационной войны И.Н. Панарина

Биография исследователя. Основные труды. Причины информационной войны за Доллар и выводы для России в сфере укрепления информационной защиты финансового сектора экономики. Трансформации доктрины информационной войны против СССР (А. Даллес, Дж. Кеннан, Д. Маршалл, Г. Киссинджер, Р. Рейган). Пример Сталина как успешного руководителя информационной войны. Современные вызовы в области информационных войн


Тема 8. Взгляды М. Маклюэна

Биография исследователя. Основные труды и награды. Этапы развития общества в зависимости от средства коммуникации: дописьменная, письменно-печатная и «глобальная деревня». Анализ мифа о создании алфавита (царь Кадм) и культурные последствия введения алфавита. Афоризмы. Деление СМИ на «холодные» (телевидение и Интернет) и «горячие» (радио, печать). Современные исследования маклюэнистов.


Тема 9. Анализ СМИ: подход С.Г. Кара-Мурзы

Биография исследователя. Основные труды. Исследование «Советского проекта». Манипуляция сознанием: знаковая система (язык, число, образ), духовные процессы (мышление, стереотипы, страхи, смех, массовая культура). Описание манипулятивных приемов: создание заданной информационной атмосферы, осмеяние символа, использование дезориентирующих терминов, ассоциативная цепочка, паразитирование, искажение сказанного оппонентом. Анализ манипуляций сознанием в СМИ на примере телевидении, фильмов и рекламы.




  1. Планы семинарских занятий.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Виды медиакритики.

Прочитать и определить вид медиакритического материала. Аргументировать ответ.



1 Вариант

  • Сиротинина О. Б. Язык СМИ: языковой эталон и речевая реальность // Мир русского слова. 2004. № 2. С. 75-78.

  • Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе // Филологические науки. 2001. № 3. С.74-80.

  • От скандала к скандалу, или Как сок становится вином // Журналист. №6, 2007, с. 45.

  • Ваксберг А. Добросердечие надо внедрять силой? //Литературная газета. 24.03.2010. № 11.

2 Вариант

  • Лунькова Л. Н. Свобода слова, или о том, что написано пером // Культура речи. 2009. № 5. С. 73-77.

  • Кулиничева Е. Визуальнаый бойкот поколению NEXT // Литературная газета. 2-8.11.205. № 45-46.

  • Романов Н. Умные дети и глупые взрослые // Литературная газета. 25.02.2009. №…

  • Вартанов А. Кулаком по медийному лицу // Журналист. №7, 2007, С. 46.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. И. Петровская – телекритик.



1 Вариант

Прочитать: Петровская И.Е. «Думать – тоже работа» // Пресса в обществе (1959 – 2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. М., 2000. С. 405 – 418.

Ответить на вопросы:


  • Какой подход к ТВ исповедует И. Перовская?

  • Положительно или отрицательно относится И. Петровская к обзорам прессы на телевидении?

  • Какова основная функция прессы, по И. Петровской?

  • Как вы поняли термин «именная» журналистика?

2 Вариант

Прочитать три текста на выбор:



  • Петровская И. Фишки и приколы нашего городка // Известия. 5.02.2010. №19.

  • Петровская И. Игры патриотов // Известия.5.03.2010. № 38.

  • Петровская И. Слушайте песню «Валенки» // Известия. 2.04.2010. № 57.

  • Петровская И. Пейзаж после Катыни // Известия. 16.04.2010. № 67.

  • Петровская И. Не ходите, девки, в юмор! // Известия. 30.04.2010 № 77.

  • Петровская И. Аристократ, как и было сказано // Известия. 21.05.2010. № 90.

  • Петровская И. По законам джунглей // Известия. 25.06.2010. № 114.

Ответить на вопросы:

  • Какими средствами автор убеждает в правомерности своей оценки?

  • Какие негативные черты современного ТВ критикует автор?

  • Согласны ли Вы с мнением автора? Аргументируйте свою точку зрения.

  • Если бы Вы писали медиакритическую статью на эту же тему, как бы выстроили материал?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Анализ влияния СМИ на потребителя.

Подготовьте медиакритический материал (предпочтительнее жанр эссе или полемической статьи) на тему влияния печатных, аудио- и аудиовизуальных СМИ на личность человека и общества в целом.

Для подготовки Вы можете использовать следующие источники:



  • Брайант, Дженнингз, Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с. : ил. – Парал. тит. англ. Режим доступа: http://socioline.ru/book/dzhenningz-brajant-suzan-tompson-osnovy-vozdejstviya-smi

  • Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социально-позитичных ориентаций молодежи // Вестник МГТУ, том 11, № 1., 2008. С. 175-178 Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v11_1_n30/articles/28_brik.pdf

  • Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. – М.: Алгоритм, 2004. – 528 с. Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/index.htm

  • Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием-2 / Сергей Кара-Мурза, Сергей Смирнов. – М. : Эксмо : Алгоритм, 2009. – 528 с. – (Политический бестселлер) Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/index.htm

  • Смирнов С.В. Времена лжи с Владимиром Познером. – М.: Издательство Алгоритм, 2005. – 512 с. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/153366

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. Строительство в России информационного общества.

Найдите ответы на следующие вопросы:


  • На какой стадии развития ИО находиться Россия?

  • Каковы основные направления развития ИО в России?

  • Перечислите основные проблемы вхождения России в ИО (экономические, социальные, психологические и т.д.).

Предложите свои варианты решения информационной безопасности России.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Просмотр и обсуждение фильма «Бархат.Ру».

Вопросы для обсуждения:



  • Какую новую информацию дал Вам фильм?

  • Какие утверждения авторов фильма, на Ваш взгляд, являются спорными?

  • Видели ли Вы другие фильмы ил программы, посвященные данной проблематике?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Информационная война.

Группа делятся на две команды («нападающие» и «защитники») и разрабатывают стратегию информационного нападения и защиты соответственно на примере коммерческих и политических структур.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. Исследователи воздействия СМИ (1).

Прочитайте и законспектируйте 3 текста И.Н. Панарина Режим доступа: http://www.panarin.com

Примечание: целью этого задания является качественное усвоение материала, поэтому студенту дается право самому выбрать тексты в соответствии с тем аспектом деятельности СМИ, который его больше всего интересует и который анализируется данным автором.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. Исследователи воздействия СМИ (2).

Подготовьте информационное сообщение (желательно оформить как научно-популярную статью) об одном из зарубежных исследователей: Ж. Бодрияр, П. Бурдье, Э. Гидденс, М. Кастельс, Н. Луман, У. Эко. Структура выступления примерно следующая: краткая биография, названия основных трудов с указанием года издания, основные идеи относительно современного состояния СМИ.

Примечание: при подготовке к этому заданию оптимальным будет знакомство с первоисточником на русском языке, а не интерпретация идей учёного другими исследователями средств массовой информации.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9. Исследователи воздействия СМИ.

Прочитайте и законспектируйте 3 текста С.Г. Кара-Мурзы. Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/index.htm

Примечание: целью этого задания является качественное усвоение материала, поэтому студенту дается право самому выбрать тексты в соответствии с тем аспектом деятельности СМИ, который его больше всего интересует и который анализируется данным автором.


  1. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).

Лабораторный практикум не предусмотрен
8. Примерная тематика курсовых работ:

Медиакритика: современный этап развития

Особенности медиакритического текста

Основные проблемы отечественной медиакритики

Зарубежный опыт медиакритики

Журналистика и ПР: проблемы взаимодействия

Информационная безопасность журналиста

Россия – информационное общество: перспективы и проблемы

Современная журналистская картина мира
9.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Вопросы к экзамену:


  1. Дайте определение медиакритики (по А.П. Короченскому).

  2. Перечислите основные функции медиакритики.

  3. Расскажите историю развития медиакритики.

  4. Виды медиакритики вы знаете? (с примерами изданий)

  5. Охарактеризуйте основные теории медиаобразования (по А.В. Федорову).

  6. Каковы особенности личности медиакритика?

  7. В чём основная проблема политкорретного языка (по У. Эко)?

  8. Перечислите особенности журналистской картины мира (по В.Д. Мансуровой).

  9. Какова роль виртуальности в журналистской картине мира?

  10. Опишите процесс метафоризации.

  11. Перечислите функции метафоры в медиатексте.

  12. Что такое синестизия?

  13. Каковы качественные характеристики индустриального и постиндустриального обществ?

  14. Перечислите исследователей разрабатывавших проблемы информационного общества.

  15. Расскажите истории термина «бархатные» революции.

  16. Перечислите методы смены режимов извне.

  17. Перечислите способы защиты от неоколониальных революций (по Г.Г. Почепцову).

  18. Что такое «мгновенная война» (по М. Кастельсу)?

  19. Какие виды войн выделил У. Эко?

  20. Какова роль СМИ в функционировании терроризма?

  21. Расшифруйте понятия «глобальная деревня», «холодные и горячие СМИ» М. Маклюэна.

  22. Какие стадии развития общества выделял М. Маклюэн?

  23. Какова роль СМИ в финансовом управлении обществом (по И.Н. Панарину)?

  24. Назовите несколько приемов манипулирования, используемых в СМИ (по Г.С. Кара-Мурзе).

  25. Перечислите негативные тенденции современной ТВ-журналистики.

  26. Перечислите негативные тенденции современной печатной журналистики.

  27. Перечислите негативные тенденции современной радиожурналистики.

  28. Охарактеризуйте понятие «пиарналистика».

Контрольная работа в виде теста

Проверка готовности студентов на семинарах первого модуля будет проходить в виде открытых и закрытых тестов. В случае пропуском лекций и семинаров студент может использовать тест для набора недостающих баллов (перед экзаменом).


10.Образовательные технологии.

Из образовательных технологий предполагается использовать личностно-ориентированные педагогические методики, а также использовать на одном из семинаров видеофильм с дальнейшим обсуждением. В рамках подготовки к семинарам и отработке пропущенных лекционных и практических занятий предполагается создание студентами презентаций на определенную тему.


11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

11.1.Основная литература:



  1. Брайант, Дженнингз, Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с. : ил. – Парал. тит. англ.

  2. Больц Норберт. Азбука медиа . – М. : Издательство «Европа», 2011. – 136 с.

  3. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2009. 234 с.

  4. Информационное общество: Сб. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 507, [5] с. – (Philosophy).

  5. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография. Барнаул, 2002. 237 с.

  6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. – М.: Алгоритм, 2004. – 528 с.

  7. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г. Почепцов. – 2-е изд., стер. – М. : СмартБук, 2009. – 651 с.: табл., ил. – (Образовательная библиотека).

  8. Панарин И. Первая мировая информационная война. Развал СССР. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.

  9. Пугачев В. П. Управление свободой. М., 2005. 272 с.

11.2. Дополнительная литература:



  1. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. №1. С. 30-35.

  2. Анзротт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов / саймон Анхольт, Джереми Хильдрет.- М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010. – 232 с.

  3. Будаев Э.В. Постсоветская действительность в метафорах российской и британской прессы : монография. Нижний Тагил, 2007. 160 с.

  4. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Эволюция лингвистической советологии // Советское прошлое и культура настоящего: монография : в 2-х т. / отв. ред. Н.А. Купина, О.А. Михайлова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. – Т. 2. – 396 с. – (Труды Уральского МИОНа; вып. 21). С. 349-378.

  5. Галанова О.Е. «Коммуникативный жанр» как методологический концепт изучения форм социального взаимодействия // Социс. 2010. №6. С. 80-86.

  6. Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч.1) // Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 78-83.

  7. Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч.2) // Информационное общество, 2009, вып. 1, с. 57-63.

  8. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах: Учебное пособие / О.Н. Григорьева. М.: Флинта: Наука, 2004. 248 с.

  9. Дёмина М.И. Изменение в когнитивных практиках индивидов под влиянием новых информационных технолгий // Социс. 2010. №6. С. 87-92.

  10. Жеребин В.М., Ермакова Н.А. Информатизация изменяет образ жизни населения // Народонаселение 2010. №4. С. 92-109.

  11. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. 1999. №1. С. 36-40.

  12. Ивахненко Е.Н. Аутопойезис информационных объектов // Информационное общество, 2009, вып. 1, с. 34-41.

  13. Кара-Мурза С.Г . Кого будем защищать / Сергей Кара-Мурза. – М. : Эксмо : Алгоритм, 2009. – 256 с. – (Если завтра война).

  14. Кара-Мурза С.Г. Экспорт революций: Ющенко, Саакашвили… – М.6 Изд-во Алгоритм, 2005. – 528 с.

  15. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием-2 / Сергей Кара-Мурза, Сергей Смирнов. – М. : Эксмо : Алгоритм, 2009. – 528 с. – (Политический бестселлер)

  16. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. 349 с.

  17. Копнина Г.А. Речевое манипулирование : учеб. пособие. 2-е изд. М., 2008. 176 с.

  18. Короченский А.П. Осторожено: пиарналистика! // Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры : темат. сб. ст. и материалов. Екатерибург, 2005. С. 116-129.

  19. Кустарёв А. Конкуренция и конфликт в журналистике // Pro et contra 2000. Т.5. №4. Осень. С. 7-30.

  20. Князева Е. Конструирование будущего // Стратегии. 2010. №4. С. 88-97.

  21. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий // Социс. 2010. №6. С. 70-79.

  22. Кононов А.А., Смолян Г.Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности // Информационное общество. 2002. №1. С. 5-7.

  23. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем : пер. с англ. / под ред. и предисл. А. Н. Баранова. 2-е изд. М., 2008. 256 с.

  24. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2007. 464 с.

  25. Метафора в языке и тексте / В. Г. Гак [и др.]. М., 1988. 176 с.

  26. Мухин Ю.И. Средства массовой брехни / Юрий Мухин. – М.: Алгоритм, 2008. – 336 с.

  27. Павлова Е.Д. Средства массовой информации – инструмент скрытого воздействии на сознание: социально-философский анализ. М., 2007. 206 с.

  28. Панарин И.Н. Информационная война за будущее России. – М.: Горячая линия – Телеком, 2008. – 256 с.

  29. Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции: Учеб. пособие / Н.Ф. Пономарев. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 128 с.

  30. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 316 с.

  31. Почепцов Г.Г. Революция. СOM. Основы протестной инженерии. – М.: Издательство «Европа», 2005. – 532 с. – (Технологии).

  32. Роберт Кан: эксклюзивное интервью журналу «Информационное общество» // Информационное общество, 2009, вып. 4-5, с. 68-75.

  33. Ровинская Т. Информационное общество: теория и практика // Мировая кэономика и международные отношения. 2010. № 9. С. 81-90.

  34. Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2007. – 752 с.

  35. Рец П.И. Концептуальный контраст как способ передачи традиционных ценностей в условиях информационного общества // Информационное общество. 2000. №1. С. 69-73.

  36. Смирнов С.В. Времена лжи с Владимиром Познером. – М.: Издательство Алгоритм, 2005. – 512 с.

  37. Сумерики глобализации: Настольная книга антиглобалиста: Сб. – М.: ООО «Издательство АСТ: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 348, [4] с. – (Великие противостояния).

  38. Техника дезинформации и обмана / под ред. Я. Н. Засурского. М., 1978Смолян Г.Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности // Информационное общество. 1999. №1. С. 21-25.

  39. Уэбстер, Фрэнк. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер; Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.

  40. Цыгичко В.Н. Геополитические последствия информатизации и новые вызовы безопасности // Информационное общество. 2002. №1. С.19-22.

  41. Шапцев В.А. Проблематика информационной экологии // Вестник кибернетики. Тюмень : Издательство ИПОС СО РАН, 2003, Вып. 2. С. 10-18.

  42. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. Печать, радио, телевидение, документальное кино / под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1980. 256 с.

11.3. Интернет – ресурсы:



  1. http:genhis.philol/msu.ru/article_85.shtml

  2. http:www.gumer.ru

  3. http:www.gumer.info.ru

  4. http://www.evartist.narod.ru/text23/0013.htm

  5. http://www.mediagram.ru

  6. http://www.infosoc.iis.ru

  7. http://www.iis.ru/index.html

  8. http://www.panarin.com

  9. http://www.kara-murza.ru/index.htm

  10. http://www.russcomm.ru/rca_biblio/d

  11. http://elibrary.ru/defaultx.asp

  12. http://tgpi.ttn.ru

  13. http://edu.of.ru/medialibrary

  14. http://www.relga.ru




  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Необходима мультимедийная аудитория, т.к. лекции сделаны в форме презентаций.






База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка