Реальный и волшебный миры в сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»



Скачати 122.52 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір122.52 Kb.
Алексеева Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов,

1 квалификационной категории, МОУ гимназия №3, Зеленадольский р-н



Тема: Реальный и волшебный миры в сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Цели: - учить работать с текстом большого объёма; удерживать в осознанном восприятии одновременно несколько сюжетных линий, учиться сопоставлять разновременные события, учиться анализировать характеры героев: обнаруживать их сложность и развитие во времени, учиться видеть авторское отношение к героям.

- обнаруживать в авторской сказке важнейшие особенности народной сказки:

а) существование двух миров; б) борьба двух миров; в) необходимость для героя троекратно участвовать в испытаниях, чтобы победить волшебный мир;

- обнаружить своеобразие авторской сказки Э. Гофмана:

а) найти приёмы, используемые автором для описания волшебного мира; обнаружить контраст между реальным и волшебным миром; б) осознать ценность мира чувств, любви, привязанности; ценность воображения, способности фантазировать и мечтать.

- воспитание любви к искусству, знакомство с балетом «Щелкунчик».



Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1часть 4класс Н.А. Чуракова, рисунки детей к произведению, карточки для таблиц, портреты Э. Гофмана и П.И Чайковского, диск «П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик», « Толковый словарь русского языка» Ожегова, Дашкова «Загадки Терпсихоры», Краткий биографический словарь « Музыканты и композиторы», выставка книг « Авторские сказки».

Данный урок в системе уроков по произведению заключительный.

Мы прочитали очень интересное и сложное произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана « Щелкунчик и Мышиный Король». Большое по объёму, где несколько сюжетных линий и происходящие события разновременные. По ходу чтения возникало много вопросов, не всё сразу было ясно и понятно. Мы сомневались, предполагали, ошибались в предположениях, но думали, рассуждали, спорили.

После прочтения глав «Чудеса» и «Битва», работая по группам, выстроили на доске такую схему:



реальный мир волшебный

волшебное время волшебные слова

звуковые эффекты световые эффекты

включение осязания и обоняния

Ход урока.

1. Орг. момент.

- Послушайте стихотворение и подумайте, почему урок начинаем с него:

«Плывут далёкие века, Когда и кто её сложил

Плывут как в небе облака. В своей избушке где-то,

Спешат, бегут за годом год, И самый старый старожил

А сказка здесь – она живёт. Не даст тебе ответа»

Дети:

- Здесь говориться о сказке, и мы прочитали сказку.



- Но я думаю, в стихотворении идёт речь о народной сказке, а мы прочитали авторскую.

- Авторские сказки появились после народных, если бы не было народных сказок, то и авторских тоже бы не было.

Учитель:

- Какие особенности народной сказки сохранила авторская сказка Э. Гофмана «Щелкунчик»?

Д: - Мы говорили о реальном и волшебном мирах.

- Только волшебный мир здесь связан с волшебным временем, Мари попадает в волшебный мир у ёлки в своей гостиной, только с наступлением полночи.

- Мари проходит три испытания, мы об этом говорили.

- Да, но она справляется с испытаниями собственными усилиями, ей не помогают волшебные силы, как в народных сказках.

- Волшебные силы есть в «Сказке о твёрдом орехе», это колдовство, которое перешло на Щелкунчика.

2. Наблюдение за особенностями волшебного мира, созданного Э.Гофманом.

У: Рождаясь на основе народных сказок, авторская сказка действительно сохранила важные характерные особенности народных сказок. А каждый писатель-сказочник внёс в свою сказку новые нотки, чтобы зазвучала его она по-особенному. Своеобразие сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» мы почувствовали с первых глав. На одном из уроков, мы построили схему, характеризующую волшебный мир, созданный писателем. Дома вы читали главы «Кукольное царство» и «Столица», ваши рисунки говорят мне о том, что вы внимательно читали и прониклись описанием кукольного царства. (Рисунки к главам дети подписывали внизу текстом из произведения) Можно ли сказать, что мы снова попали в волшебный мир сказки?

- Да, вместе с Мари и Щелкунчиком!

- Как Мари и Щелкунчик оказались в волшебной стране? Найдите ответ на вопрос в тексте.

( Дети зачитывают отрывок на с. 141 учебника)

- Связан ли переход в этот волшебный мир с волшебным временем? (Обращаюсь к схеме)

- Да, могу доказать: «На следующую ночь Мари не смогла сомкнуть глаз от тревоги и страха. В полночь ей послышались в гостиной….» (с.139-140)

- Я думаю, что в схему можно сейчас добавить и смену пространства, как в народных сказках.

(Дополняем схему: «смена пространства»)

У.: - Сохранились ли, в этих двух главах, другие приёмы описания волшебного мира? (смотрим на схему)

Д: - Да, очень много и звуковых и световых эффектов!

- Когда я читал и рисовал, всё так представлялось!

- Есть и запахи. Благоухание! «Благоухание апельсинов», «сладостные ароматы»

У: - Подтвердите текстом свои слова.

(Дети с большим желанием зачитывали отрывки из глав, поясняя, какой приём из таблицы они хотят подтвердить.)

- Прочитайте вопрос №2 на с. 144. (Чем замечательно описание волшебной страны: что кажется автору самым важным в создании её особой атмосферы: благоухание, мелодичные звуки или цветосветовые эффекты?

Д: - Я думаю звуки, они такие нежные, без них не почувствовалась бы волшебная страна.

- Думаю, цветосветовые эффекты: такая красота кругом, замки сверкают, цветы кругом.

- От цветов, фруктов и марципановых замков веют сладостные ароматы, наверное, важно всё в описании.

- Я согласна с Нино!

- Весь мир чувств связан с органами обоняния, зрения, слуха. Всё, что может воспринять человек, становится необыкновенно ценным. Как вы понимаете на этой же странице слова Щелкунчика?

Д: - Мари может многое. Она разглядела душу Щелкунчика.

- Её всё восхищает в волшебной стране. Она глубоко чувствует, фантазирует!

- А крёстный мастерит лишь те игрушки, в которых всё механически повторяется.

- Даже сам крёстный говорит в главе «Дядя и племянник»: « тебе дано больше, чем нам…, ты правишь прекрасным, светлым царством»

У: - О каком прекрасном и светлом царстве говорит крёстный?

Д: - Я думаю, что это царство, в котором живёт Пирлипат.

- Я не согласна с Лёвой, в царстве Пирлипат со Щелкунчиком поступили плохо. Он им помог, а они прогнали его.

- Они неблагодарные.

- Да, такое царство нельзя назвать светлым. Я согласна с Мариной.

- Может, это кукольное царство.

- Но в той главе не знала о кукольном царстве.

- Мари добрая, она чуткая. Я думаю, что светлое царство – это её характер.

У: Я согласна с Алёной. Автор называет её «маленькой мечтательницей». В конце сказки найдите слова автора, говорящие о волшебном мире, в котором живёт Мари.

Д:«…А Мари, как говорят, ещё и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты повсюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки – словом, всякие чудеса и диковинки»

У: Равнодушному взгляду, ребята всё скучно, а развитому воображению мир представляется чудом.

А чтобы таинственная дверца в волшебный мир, созданный Гофманом отворилась, нужна фантазия и сердце, открытое для добра, дружбы, любви. Именно об этом сочинил свою сказку Эрнст Гофман.

3. «Сказочная разминка»

По ходу чтения автор учебника задаёт нам такие вопросы, для ответов на которые нужно вспомнить другие авторские сказки. Посмотрите на названия сказок, есть ли среди них, имеющие сходство со «Щелкунчиком»?



«Золушка» (волшебные превращения происходят в полночь)

«Аленький цветочек» (любовь красавицы младшей дочери к чудищу, разглядела доброе сердце сквозь уродливую наружность)



«Снежная королева» (любовь и дружба к названому братцу Каю помогли Герде выдержать испытания и расколдовать ледяное сердце Кая)

«Рони – дочь разбойника» (Рони в Бирке разглядела друга, а не врага. Рони оказалась мудрее своих родителей и помирила враждующие семьи. Волшебный мир этой сказки тоже очень своеобразен.)

« Гостья из будущего» (Коля попадает в будущее через шкаф в комнате соседа Николая Николаевича)

«Принцесса на горошине» (в сказке выясняли, настоящая принцесса или нет)

«Дюймовочка» (Дюймовочка оказывается в прекрасной стране эльфов)

Дети затруднились провести параллель в сказках «Принцесса на горошине» и «Гостья из будущего», мы поставили знак вопроса. Несколько учащихся захотели поработать с этими сказками и найти ответы.

У: Случайно ли, что между авторскими сказками, мы обнаружили сходство?

Д: - Не случайно, потому что авторские сказки родились на основе народных сказок.



4. Работа над характером героев.

Примечание: Характеристику героям мы уже давали на предыдущих уроках, сегодня небольшой обобщающий фрагмент.

Закройте глазки и подумайте, куда мы перенесём свой читательский взгляд.

Звучит музыка, открывается панорама рисунков героев, раздаю карточки.

-Поработайте в парах. Вы получили каточку с именем героя. Найдите в произведении слова наиболее точно характеризующие его. Вспомните, что мы можем использовать при характеристике героя: внешний вид



действия и поступки (стенд)

авторская оценка

Дети зачитывают. На доске появляются карточки с именами героев, о которых читают.



Фриц Штальбаум Мари Мышильда Элиан Дроссельмейер Пирлипат

У: - Можно ли сказать, что на доске есть имена двух принцесс?

Д: - Да, Пирлипат и Мари.

- Я не согласна, только Мари.

- Нет, в главе «Сказка о твёрдом орехе» на с. 113 написано: «Мать Пирлипат была супругой короля, а значит королевой, а Пирлипат как родилась, так в тот же миг и стала прирождённой принцессой»

- Я согласна с Ваней, и крёстный говорит Мари: «…ты, как и Пирлипат, - прирождённая принцесса…»

- А всё-таки думаю, что только Мари, она настоящая принцесса, потому что добрая.

- Но в сказках бывают злые королевы, значит, и принцессы могут быть злые. Ведь всё-таки автор обеих называет принцессами, только они разные по характеру.

У: - Кого из героев вы считаете самым противоречивым персонажем?

Д: - Крёстного Дроссельмейера!

- В первых главах мы думали, что он помогает Мышиному Королю. Потом узнали, что без битвы с Мышиным Королём Щелкунчик не мог бы снова стать принцем. По предсказанию Звездочёта это обязательно должно было произойти.

- Ещё мы сначала думали, что Щелкунчик – это игрушка, которую сделал Дроссельмейер, оказалось, Щелкунчик племянник Дроссельмейера. А Мари уже в первых главах заметила странное сходство между ними. Действительно ей дано видеть больше, чем всем!

- Когда у Щелкунчика сломались зубы, Дроссельмейер принял сторону Фрица. Мы его не поняли, а может, он хотел проверить чувства Мари, или сделать так, чтобы она ещё больше проводила времени со Щелкунчиком.

- Да, ведь он знал предсказания Звездочёта.

У: - Прочитайте вопрос №2 на с.155 учебника.

«Случайно ли то, что крёстный всё время чинит часы, которые выходят из строя? Что означает фраза, обращённая к Мари и ожившему Щелкунчику: «Ступайте, ступайте играть, дети, только смотрите не ссорьтесь. Теперь, когда все часы у меня в порядке, я ничего не имею против!»?

Д: - Он часовщик, часы часто ломались, наверное, тоже были немножко заколдованы. Со Щелкунчика колдовство ушло, и часы в доме заработали.

- Когда Мари делала признание игрушке, крёстный чинил часы! Сейчас прочитаю.

- Я думаю, что крёстный чувствует себя виноватым перед Щелкунчиком. Ведь он привёз его во дворе к Пирлипат. И теперь постоянно чинит часы, старается повернуть время, может быть.

У: Часы жизни Щелкунчика остановились, он стал куклой. И запустить их механически невозможно, как бы дядя не старался. Что же смогло запустить часы жизни Щелкунчика?

Д: - Любовь Мари! В сказках так бывает часто, что любовь помогает. В «Спящей красавице» тоже время остановилось, принцесса и всё королевство спали, пока не нашёлся прекрасный принц. Принц поцеловал принцессу, и она ожила.

- У Пушкина в « Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» тоже любовь помогла!

- Можно в список сказок ещё две добавить!



5. Знакомство с балетом.

У: Молодцы, ребята! А сейчас закройте глазки, а я обведу некоторые буквы в именах героев.



Звучит музыка.

-Открывайте глазки, читаем слово.

Д: БАЛЕТ.

У: - Что такое балет?

Выслушиваю детей.

-Обратимся к словарю. (Прочитали).

-А вот как объясняется слово балет в книге И. Дешковой «Загадки Терпсихоры» -богини танца.

«Это чудо нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно имеет душу, сердце, но для того, чтобы понять это, нужно время, оно способно нас заставить смеяться и плакать. Найти его и встретиться с ним нельзя ни дома, ни на улице. Чудо рождается и живёт только в одном полном таинственности и необыкновенных превращений месте. И зовётся оно ТЕАТРОМ. А чудо? Ты отгадал? Имя ему Спектакль. Но спектакль, о котором пойдёт речь особый: сотканный из музыки, танца, живописи. Оно носит красивое и звучное название БАЛЕТ!»

-Балет слагается из взаимодействия хореографии, музыки, литературы, живописи, мастерства актёров – исполнителей.

Вывешиваю таблички: литература музыка живопись хореография



живопись мастерство актёров-исполнителей

-Балет должен не только радовать своей красотой, но и воспитывать в человеке прекрасные добрые чувства.

У: - Сказка, написанная немецким писателем Эрнстом Гофманом, полюбилась читателю. Она была переведена на другие языки, и стали её читать детям во Франции, Англии, Австрии, Италии. Очень полюбили Щелкунчика и в России. В 1882 году книга была подарена Петру Ильичу Чайковскому (вывешиваю портрет) и очень ему понравилась. Кто этот человек?

Д: - Композитор!

У: Да, великий композитор, наш соотечественник. С 1558 года в Москве 1 раз в 4 года проводиться МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС имени П.И. ЧАЙКОВСКОГО. Музыканты со всех континентов приезжают принять в нём участие.

- Чья же музыка звучала у нас сегодня на уроке?

- Музыка Чайковского!

У: - Чайковский был новатором в области балета, и как вы уже догадываетесь, автором музыки к балету «Щелкунчик». У музыки балетного спектакля есть одна особенность, она обязательно должна быть танцевальной. Этим секретом в совершенстве владел Пётр Ильич. Он написал музыку всего к трём балетам. «Щелкунчик» - его третий балет. Как вы думаете, почему он выбрал именно сказку Гофмана?

Д: - Она красивая!

- В ней много световых и звуковых эффектов.

- В ней много чувств, а с помощью музыки можно выразить чувства!

У: - Как вы интересно мыслите, я согласна с вами. Посмотрим на другие составляющие балетного спектакля.



Хореография

Хореограф становиться тем волшебником, который делает сказку, написанную писателем и композитором видимой. Чтобы зритель мог без труда распознать сказочных героев каждому хореограф даёт свой язык, но состоит он не из слов, а движений, положенных на музыку.

Живопись

Художники думают над декорациями, освещением, готовят эскизы костюмов, причёсок, париков.

- Могут ли некоторые ваши рисунки служить декорациями?

Д: - Да, у Влады очень красивая ёлка!

- Много рисунков можно взять из кукольного царства.

Мастерство

актёров-исполнителей

Актёров в балетном спектакле называют танцовщицами и танцовщиками. Будут ли зрители смеяться, грустить, любить зависит от тех, кто выйдет на сцену в ролях Мари, Щелкунчика, Мышиного Короля, Дроссельмейера…

Театров в мире много, сказка- балет «Щелкунчик» ставится уже третий век. Имена хореографов, художников, актёров меняются. Неизменными остаются имена двух великих людей:

Эрнста Теодора Амадея Гофмана и Петра Ильича Чайковского.

Гениальные произведения этих людей бессмертны. Язык их творчества понятен всем. Он не имеет границ.



Звучит музыка, показываю иллюстрации балета.

- Появилось ли у вас желание посмотреть балет «Щелкунчик»?

- Да!!!

- Напишите дома мини-сочинение на тему «Почему я хочу посмотреть балет «Щелкунчик».



Для тех ребят, кто хочет подробнее узнать о труде людей, занятых в постановке балетного спектакля, предлагаю поработать с этой книгой («Загадки Терпсихоры»). А также можете посмотреть информацию о балете в Интернете.

Приложение.

Хочется привести выдержки из сочинений моих учеников на тему « Почему я хочу посмотреть балет «Щелкунчик?» »


«…Интересно будет посмотреть на героев, как они выглядят, в каких костюмах будут, как будут исполнять композицию всего танца. Хочу услышать исполнение музыки оркестром. Наверняка счастливый конец сказки будет красочно смотреться на сцене «театра оперы и балета»….»

Камила Камеева.

«…Я хочу поехать на балет «Щелкунчик», потому что там покажут красивый Новый год, замечательную страну с Марципановым замком и кукольное царство…» Эмиль Хисматуллин.

« …Это очень интересная, красивая и увлекательная история… Мне очень хочется услышать и увидеть, как музыка изображает людей и животных, какие музыкальные инструменты помогают передать образы героев…»

Гульназ Миннивалиева.

«…Я знаю, на балете будет очень красиво и чудесно. Надо прочитать сказку «Щелкунчик и Мышиный Король, чтобы понять, о чём будет показ. В книге так чудесно и так красиво, надеюсь, сказка на сцене покажет всю эту красоту» Ильгизар Зинатуллин.

«…Мне так понравилась глава «Чудеса, она так захватывает, всё происходит в темноте и со страшными звуками Мышиного Короля. Интересно посмотреть, как будут исполнять это в балете…» Ваня Николаев.

«…Мне интересно увидеть декорации к этой сказке и костюмы героев…особенно хочу увидеть битву Мышиного Короля со Щелкунчиком…» Даниил Загидулин.

«… « Щелкунчик очень интересная и сложная сказка. Там есть сказка в сказке, много звуковых, световых эффектов… Думаю, поставить такой балет сложно, очень хочу его посмотреть…» Алёна Антакова.

«…Мне понравилось то, что Мари смогла разглядеть внутреннюю красоту Щелкунчика, не побоялась Мышиного Короля и спасла Щелкунчика. Очень хочу увидеть Мари в балете…» Влада Ларионова.

«… Хочу увидеть добрые и внимательные глаза Мари…»

Нино Гургенишвили.

«…и хочется посмотреть, как будут играть, танцевать, показывать сказку «Щелкунчик» артисты балета. Какими там будут комната, шкаф с игрушками, как будет выглядеть Кукольное Царство…»



Исламия Сафиуллина.
Большое спасибо автору учебника за то, что сказка напечатана в учебнике в полном объёме. Это позволяет формировать у учащихся представления о литературе как искусстве слова, как об одном из видов искусства в контексте других его видов.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка