«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей



Дата конвертації24.04.2016
Розмір0.8 Mb.

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей

Протокол №_________

от «______» августа 2009 г.

Руководитель МО ________/Хасаншина Р. Ф. /«Согласовано» «Утверждаю»

Заместителем директора по УВР Директор Баландышской ОШ

_____________________ _________________

/ Мингазова Л. М./ /Чернов П. А. /


«_____» августа 2009 г. «____» августа 2009 г.


Тематическое планирование уроков русской литературы в 7 классе

Всего 68 часов

На изучение произведений 52часов

На внеклассное чтение 8 часов

На развитие речи 8 часов

Русская литература. Учебная хрестоматия для 7 класса тат.сред.общ. школы

в двух частях под редакцией М.Г.Ахметзянова, «Магариф», 2007

План составлен основываясь на:

1. Программу « Русская литература 5-11» под ред. Ахметзянова, «Магариф» 2005
2. Обязательный минимум содержания образования

Учитель Хасаншина Р. Ф.


2009-2010 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература 7 класс
Рабочая учебная программа по литературе составлена для общеобразовательной школы на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого (М. «Мнемозина», 2004 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. Для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Г. И. Беленького - М.: «Мнемозина», 2008г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

В преподавание предмета используются такие формы и методы обучения, как словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.


Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.




Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Ученик должен знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов.

  3. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.

  4. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Ученик должен уметь:

  1. Определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы.

  2. Привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.

  3. Создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи.

  4. Отличать стихотворную речь и ее особенности.

  5. Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения.

  6. Работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями.

  7. Обнаружить связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.



Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка за сочинение.


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение: глубоко и ргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.



Список литературы для учителя


  1. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007

  2. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007

  3. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006

  4. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007

  5. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

  6. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006

  7. Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007

  8. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

  9. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996

  10. Литература. Е.Ерохина. 7 класс. Москва, Олимп, Издательство АСТ, 2002

  11. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994

  12. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

  13. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000

  14. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

  15. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002

  16. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004

  17. Тестовые задания по литературе. 7 класс. Н.Г.Михновец. С – Петербург, САГА, 2003

  18. Литература в 7 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002


Список литературы для ученика



  • Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007

  • Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007

  • Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006

  • Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007

  • Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

  • Читаем, думаем, спорим. В. Я. Коровина. Москва, «Просвещение», 1996

  • Русские поэты. Антология// сост. В. И. Коровин, Ю. В. Манн.- Москва, 1989

  • Российская хрестоматия. 7 класс// сост. Коровина В. Я., Коровин В. И. – Москва, 1996

Тематическое планирование уроков русской литературы в 7 классе.



урока

Дата


Тема урока




Тип

урока


Цели

Оборудование



Теория литературы



Развитие речи



Межпредметные связи, НРК

Домашнее задание


1

2

3



4

5


6

7

8



9

10


11




Введение. Человек как главный предмет изображения в худ. лит-ре.

Устное народное творчество

Народные песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён»


Народные лирические песни




Рассказ учителя с элементами беседы

Слово учителя, беседа, прослуши-вание песен


Слово учителя. Прослуши-вание песен

Изучение нового материала

Беседа. Практикум

Лекция с элементами беседы

Изучение нового материала

Изучение нового материала. Беседа


Художественное чтение отрывка

Изучение нового материала

Изучение нового ма-териала, рассказ учителя с элементами беседы , комменти-рованное чтение глав



Подготовить уч-ся к восприятию новых произведений; ознакомить их с программой. Показать какое влияние оказывает лит-ра на формирование личности человека

Познакомить уч-ся с историческими песнями. Раскрыть своёобразие исторических песен; способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать свой родной край


Познакомить уч-ся с лирическими песнями русского народа. Воспитание чувства любви к Родине

Познакомить уч-ся с древнерусской лит-ой. Познакомить в доступной форме с личностью протопопа Аввакума; понять причины написания жития самим Аввакумом.Дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу «Жития»; работа над особенностями «Жития».


Познакомить с творчеством В. А. Жу-ковского, особеннос-тями баллады как жанра. Раскрыть русский националь-ный быт и обычаи в балладе «Светлана».

Формировать эстетическое чувство у учащихся


Познакомить уч-ся с творчеством Е. А. Баратынского, раскрыть трагизм судьбы поэта пушкинского круга , связав его с Казан-ским периодом жизни.
Познакомить уч-ся с творчеством А. В. Кольцова, его стихотворениями.

Формировать навыки выразительного чтения; рвзвивать умения и навыки литературоведческого анализа поэтического текста. Привитие любви к труду и природе на примере стихотворений Кольцова.

Заинтересовать учащихся рассказом о лицейских годах поэта. углубить знания учащихся о творчестве поэта . Работать над выразительным чтением стихотворений Пушкина

Краткие сведения о Полтавском сражении. Через эмоционально-выразительное чтение вызвать интерес учащихся к поэме, значимость исторического события. Учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл


Ввести учащихся в эпоху 19 в., развить навыки восприятия информации, воспитывать интерес к творчеству поэта




Уч. хрест. для

7 класса. Методич. руководство к хрестоматии.

Программа
Уч. хрест. для

7 класса. Методич. руководство к хрестоматии.

Уч. хрест. для

7 класса. Методич. руководство к хрестоматии.

Портрет Жуковского

Портрет Баратынского

Уч. хрест. для

7 класса. Методич. руководство к хрестоматии.

Портрет Кольцова

Уч. хрест. для

7 класса. Методич. руководство к хрестоматии.

Портрет А. С. Пушкина

Уч. хрест. для

7 класса. Методич. руководство к хрестоматии.

Репродукции картин Ломоносова «Полтавская баталия»
Уч. хрест. для

7 класса. Методич. руководство к хрестоматии. «А...Пушкин». Иллюстрации. Стенгазета.



Жанры устного народного творчества

Жанры древнерусской лит-ры

Баллада


Пословицы и поговорки о труде

Понятие ритма.

метафора

Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха


Понятие о романе



Работа над статьёй учебника.

Комментиро-ванное чтение, отв. на вопр.

Выраз. чтение баллады

Самостоятельный литературоведческий анализ текста

Выразительное чтение стихотворе-ний

Рассказ одружбе Пушкина и Пущина, о лицейских товарищах А. С. Пушкина

Перечитать отрывок и отв. на вопр.


Выраз. чтение стихов. Беседа по вопросам


Беседа по вопросам


Историчес-кие песни татарского народа


Лирические песни татарского народа

Древняя лит-ра тат. народа

Сообщения учащихся. Анализ баллады, навыки выразитель-ного чтения


Музей Баратынского в Казани

Стихотворение Г. Тукая «Просыпай-ся, мужик»,

Репродук-ции картин известных художников с изображе-нием крестьян-

тружеников


Стихи Г.Тукая
Пушкин в Казани

Историчес-кий матери-ал о Полтав-ском бое и Петре 1


Связь с историей 1 половины 19 века



Народные исторические песни

Отв. на вопр.

с. 6

Выучить песню «Ай, вы ветры, ветры буйные


12


13

14

15


16
17

18



А.С.Пушкин.

«Дубровский» .Том первый, главы 1-7

Осуждение в романе произвола и деспотизма

А.С.Пушкин. «Дубровский».

Протест Дубров-ского против беззакония и несправедливости

гл.8,9

Романтическая любовь Владимира и Маши


Развязка романа «Дубровский»

Р.Р.Изложение с элементами рассуждения

М.Ю.Лермонтов

«Желанье»

«Парус»

Историческое прошлое в поэме

«Песня про царя Ивана Василь-евича , молодого опричника и удалого купца Калашникова»




Работа с текстом, комментирован-ное чтение, аналитическая беседа


Практическая работа, работа с текстом, коммен-тированное чтение, анализ глав

Беседа по вопросам

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Аналитическое чтение, беседа по вопросам


Совершенствова-ние ЗУН.

Изучение нового материала. Смешанный с использованием сообщений. Выразительное чтение, анализ стихотворений

Изучение нового материала. Беседа

Дальнейшее знакомство с произведением.

Формировать у учащихся навыки анализа прочитанного.

Научить уч-ся быть добрыми, относиться к животным и окружающим людям с любовью


Развить навыки работы с текстом. Выяснить мотивировку поступков героев, помочь учащимся понять авторское отношение к героям. Раскрытие характерных черт Владимира Дубровского, дать оценку его поступкам

Прояснить характер отношений между Машей и Дубровским, помочь учащимся понять переживания героев, передать их мысли, объяснить поступки


Прояснить мотивировку поступков героев, подвести итоги романа. Подготовиться к итоговому уроку.


Раскрытие темы изложения. Умение использовать изученный материал на практике


Познакомить учащихся с личностью поэта, почувствовать настроение стихотворения «Парус, осознать символическое значение образов в этом стихотворений
Познакомить уч-ся с поэмой М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ив. Васильевича , молодого опричника и удалого купца Калашникова». Обучение навыкам анализа поэтического текста. Нравственное воспитание уч-ся: защита человеческого достоинства

Уч. хрест. для

7 класса.

Метод. рук-во к уч.

Иллюстрации

Хрест. Дидакт. папка «А.С.Пушкин». Иллюстрации «Пожар в усадьбе Дубровского

Иллюстрации к произведению

Иллюстрации к произведению

Портреты М. Ю. Лермонтова разных лет. Иллюстрация к стихотворению «Парус»
Уч. хрест.

Метод. рук.

Дид. папка «М.Ю.Лерм-ов»

Сборник произведений М. Ю. Лермонтова. Иллюстрации




Понятие сюжета

Композиция , сюжет

Вспомнить о композиции

Трёхсложные размеры стиха

Пересказ 2 главы

Выраз. чтение . Беседа по вопросам

Составить устные рассказы по иллюстра-цииям

Чтение по ролям некоторых эпизодов

Озаглавлива-ние глав, составление плана

Составление плана изложения

Рассказать биографию поэта. Выразитель-ное чтение стихотворе-ний


Устный отзыв о произведении. Беседа по вопросам




Мотивы одиночества татарских поэтов (Дардмент «Кораб», Г. Тукай «Өзелгән өмет»)


Связь с устным народным творчест-

вом

Составить план 6 главы Подготовить пересказ эпи-зода «Пожар в усадьбе Дубровско-го»

Прочитать 8 главу

Прочитать 10, глав11, отв на вопр.

с.101

Выразительно читать главы 17-19. Подготовить рассказ « Ма-ша и Дубров-ский»

Подготовиться к изложе-нию «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбой-ником»

Творчество М. Ю. Лермонтова

Выучить стихотворе-ние «Парус»


Прочитать и составить цитатный план. Статья в учебнике с. 151-152






19

20

21



22

23




Н.В.Гоголь . История создания повести «Тарас Бульба».
Образ Запорожской Сечи в повести

Героизм и самоотвержен-ность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

Сыновья Тараса.

Сопоставление

Остапа и Андрия.

Р. Р. Сочинение «Тарас Бульба-народный герой»

Вн. чтение. Н.В.Гоголь


Обучение репродуктивному высказыванию после прочтения учебника по составленному плану

Комментированное чтение с элементами анализа.

Урок совершенствования и углубление знаний

Урок совершенствования знаний и умений, беседа. Анализ эпизода


Урок обобщения и контроля. Творческая самостоятельная работа



Расширение и углубление сведения о Гоголе. Развитие навыка работы с книгой. Дать понятие о повести. Обучение устному высказыванию
Развитие навыка анализа художественного образа. Дать понятие «пространства, мотива воли и жизни»
Выработка навыков определений характеров персонажей, их развитие в ходе повести. Осмысление героико-патриотической темы, в частности, осмысления идеи красоты, подвига во славу отчизны
Обучение репродуктивному высказыванию. Пересказ по плану. Воспитание преданности к своей Родине
Привести в порядок полученные знания, подвести итоги, выявить впечатления от прочитанного

Уч. хрест-я. Метод. рук-во. Дидак. папка «Н.В.Гоголь». Иллюстр-и к повести.

Уч. хрест-я. Метод. рук-во. Дидак. папка «Н.В.Гоголь». Иллюстр-и к повести
Уч. хрест-я. Метод. рук-во. .Дидак. папка «Н.В.Гоголь». Иллюстр-и к повести

Уч. хрест-я. Метод. рук-во. Дидактич. папка «Н.В.Гоголь». Иллюстр-и к повести





Понятие о повести

Сравнит-ая характеристика





Рассказать о семье Тараса

Краткий пересказ содержания.


Составить план и пересказать по плану

Рассказать близко к тексту содержание сцены пленения Тараса.13

Рассказать по плану об Остапе и Андрие. Написать срав. характеристику

Устный и письменный рассказ, составление плана



Н. Фатах «Итиль –речка течёт»




Прочитать 5,6 главы , отв. на вопр. с. 181с.

Прочитать 7, 8 главы , отв. на вопр. с 191

Подготовить рассказ о жизни и гибели

1. Тараса Бульбы

2. Остапа

3. Андрия


Подготовить устный рассказ:

1. «Тарас Бульба и его сыновья»

2. Остап и Андрий- братья и враги

Дописать сочинение


24

25



26

27


28

29

30



31

32

33



34

35

36





Вн. чт. «Повесть о том, как поссо-рился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем »


Ф. И. Тютчев- певец русской природы

«Весенние воды», «В небе тают облака»

А.Н.Майков-пейзажист. «Боже мой! Вчера ненастье», «Поле зыблется цветами»

Природа в пейзажной лирике

А.К. Толстого. «Звонче жаворонка пение...», «То было ранней весной».

Родная природа в стихотворениях

А.А.Фета. « Ель рукавом мне тропинку завесила», «Это утро, радость эта»


И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»

И.С.Тургенев «Бирюк»

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» , «Воробей»


Вн. чт. И. С. Тургенев. Рассказы о природе. «Свидание», «Лес и степь»


Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда


Н.А.Некрасов

«Железная дорога». Тема труда в поэзии Некрасова

Н.А. Лесков-знаток и ценитель народной жизни и народного слова. «Человек на часах»

Вн. чтение. Н.А.Лесков «Левша»


Комментиро-ванное чтение повести

Урок чтения и изучения произведений. Беседа по во

просам


Урок чтения и изучения произведений

Беседа по вопросам, чтение стихотворе-ний


Урок чтения и изучения произведений


Изучение нового материала

Изучение нового материала

Урок изучения нового материала. Беседа с учащимися по вопросам.


Урок изучения нового материала


Сообщения уч-ся, анализ стихотворе-ния. Беседа с элементами комментированного чтения

Урок изучения нового материала

Объяснитель-но-иллюстра-тивный

Урок изучения нового материала




Умение определить тему, идею «Повести...». Умение сравнивать героев повести Гоголя «Тарас Бульба» и «Повести...»

Обучение умению со-тавлять характеристику литературного героя
Познакомить уч-ся с творчеством Ф. И. Тютчева; пробудить интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтений стихотворений; понять настроения, чувства поэта. Научить слушать и слы-шать художественное слово, ценить его, наслаждаться им. Воспитание любви к родной природе.
Углубить знаний о творчествеА. Н. Майкова, ознакомить с его стихотворениями. Показать разнообразие и вырази-тельность образов родной природы в пейзажной лирике Тютчева. Воспитание любви к родной природе

Познакомить уч-ся с творчеством А. К. Толстого и его стихотворениями. Помочь понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов. Научить уч-ся увидеть красоту родной природы; воспитание любви к родной земли


1. Познакомить уч-ся с творчеством А. А Фета и его стихотворениями. Обрисовать зрительные образы при чтении стихотворении, понять настроения, чувства поэта, определить способы создания образов. Воспитание гуманных отношений к окружающей среде

Познакомить с творчеством И. С. Тургенева и его рассказом»Хорь и Калиныч». Помочь улавливать глубинный, потаенный смысл народного бытия в рассказе «Хорь и Калиныч»


Познакомить уч-ся с рассказом И. С. Тургенева «Бирюк». Читая рассказ углубить знания уч-ся о композиции художест-венного произведения. Воспитание любви к родной природе


Познакомить уч-ся с тематикой, проблема-тикой стихотворений в прозе И. С. Тургенева, с отдельными произведе-ниями писателя. Воспита-ние чувства любви к русскому языку.

Познакомить уч-ся с рассказами И. С. Тургенева. Выявление особенностей изображения природы в рассказах. Воспитание чувства любви к родной природе.


Познакомить со стихотворениями Некрасова, предваряющими изучение его творчества в старших классах. Формировать навыки выразительного чтения

Дать уч-ся представление о важных вехах детства и юности Некрасова. Раскрыть главную тему его поэзии - тему народа. Показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта. Воспитывать трудолюбие, активную гражданскую позицию


Познакомить уч-ся с творчеством Н. С. Лескова и его рассказом «Человек на часах». Помочь понять идейное содержание произведения. Подвести итоги самостоятельного чтения, выявить их впечатления от прочи-танного. Воспитание гуманного отношения к человеку
Кратко познакомить со сказкой «Левша». Дать представление о жанре сказка. Заинтересовать уч-ся необычностью повествования

Дидак. папка «Н.В.Гоголь». Иллюстр-и к повести

Произведения Гоголя

Портрет Ф. И. Тютчева. Сборник стихотворений


1. Портрет А. Н.

Майкова. Сборник стихотворений . Репродукции картин-пейзажей русских художников. Рисунки учеников
Портрет А. К. Толстого

Портрет А. А. Фета.

Картины о природе

Портрет Тургенева Альбом «И.С.Тургенев.» И.С.Тург.енев «Записки

охотника

Иллюстрации к произведениям Тургенева

Высказывания великих учёных о роли русского языка

Выставка книг И. С. Тургенева


Портреты Некрасова, выставка книг, иллюстрации к стихотворению

Портреты Некрасова, выставка книг, иллюстрации к стихотворению

Портрет Н. С. Лескова, произведения его, иллюстрации к рассказу

Портрет Н. С. Лескова, произведения его, иллюстрации к рассказу

Речевой этикет

Эпитеты, олицетворения, метафоры

Четырёх -стопный ямб

Олицетворения

Олицетворения

Сюжет худ произведения

Композиция худ. произведения

Стихотворения в прозе

Понятие тему и идею произведения

Понятие об антитезе

Портрет героя, система образов


Работа по тексту. Умение вычленять главное в произведении

Сопоставление анализ стихотворений,

Выраз. чтение стихов . Сочинить четверостишия по данной рифме


Выразит. чт. стихов; анализ стихов

Выразит. чт. стихов; анализ стихов


Составить сопоставитель-ную характерис-тику; беседа по вопросам

Выразительное чтение рассказа

Высказать свои суждения


Прочитать стихотворения. Высказать свои суждения. Ответы на вопросы

Написать отзыв.


Выразительное чтение, определить идею стихотворения

Беседа по вопросам

Пересказ содержания, выборочное чтение

Пересказ содержания, выборочное чтение

Тема мелочной вражды в рассказе Ф. Хусни «Тыква». Сопоставить причину ссоры

Стихи татарских поэтов о родной природе

Связь с тат. литературой,отражающей проблемы родного языка. Ф. Яруллин, Г. Тукай,

С. Хаким

Взаимосвязь истории и литературы. Г. Тукай Стихотворения «Молба», «Свобода Женщин»


Тема дороги в творчестве Н. А. Некрасова


И. С. Тургенев «Свидание» «Лес и степь»

1. Выучить стихотворение «Поле зыблется цветами».

2. Читать о жизни и творчестве А. Н. Майкова

1.Прочитать о жизни и творчестве

А. К. Толстого

2. Сделать иллюстрации к стихотворени-ям

1 Выучить стихотворение «То было ранней весною»

2. Прочитать

о жизни и творчестве

А. А. Фета

Прочитать о жизни и творчестве И. С. Тургенева

Прочитать рассказ Тургенева «Бирюк»

1. Прочитать стихотворения в прозе.

с.243-245

2. Выучить «Русский язык» Тургене-ва наизусть.


1. Написать собственное стихотворение в прозе.

2. Прочитать творчество Н. А. Некрасова


Н. С. Лесков «Левша»


1. Выучить отрывок стихотворения

2. Прочитать стих- ие Некрасова «Железная дорога»

1. Прочитать жизнь и творчество Н. С. Лескова.

2. Желающим выучить отрывок из стих. «Железная дорога»

Познакомиться с творчеством Салтыкова Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»





37

38

39



40

41

42



43

44



М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сатира на социальные и нравственные пороки общества в рассказе М.С.Щедрина «Дикий помещик»

Вн. чт. М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Слово о трилогии Л.Н.Толстого.Повесть «Детство».


Глава «Наталья Савишна» . Мастерство писателя в раскрытии духовного рота, нравственного становления героя


Вн.чтение

Л.Н.Толстой «Отрочество»

А.П.Чехов «Хамелеон»Живая картина нравов

А.П.Чехов «Тоска» Гуманистический пафос рассказа





Комбинированный урок. Метод литературной беседы

Изучение нового материала

Урок-беседа. Диспут
Изучение нового материала Частично- поисковый

Совершенствование умений инавыков анализа худ. произведения. Лит-ая беседа с элементами анализа

Изучение нового материала

Объяснение нового материала. Творческое чтение с элементами беседы


Изучение нового материала




Проанализировать особенности сатирической сказки.

Раскрыть тему и идею произведения, осуждение господ, живущих за счёт народа. Формирование гражданского и патриотического чувства по отношению к своему народу


Углубить знания уч-ся о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Проанализировать особенности сатирической сказки.

Понятие идейного содержания произведения
Познакомить уч-ся со сказками С-Щедрина. Ввести понятие «эзопов язык». Понятие идейного содержания, развитие связной речи учащихся.
Знакомство с фактами детской биографии Толстого. Воспитание таких качеств, как способность к согласию, благодарности, сочувствию, привязан-ности. Углубить представления уч-ся о мастерстве писателя в раскрытии духовного мира героя
Углубить представления уч-ся о мастерстве писателя в раскрытии духовного мира героя. Сформировать способность видения самоанализа и самооценки персонажа.

Научить разграничивать материал и художественный сюжет

Познакомить уч-ся с произведениями Л. Н. Толстого, развитие навыка работы с текстом.

Показать, что рассказ «Хамелеон»- живая картина мира. Раскрыть смысл названия. Доказать, что целью сатиры является осмеяние трусости и угодничества. Воспитание гражданской позиции


Познакомить уч-ся с рассказом А. П. Чехова «Тоска». Осуждение черствости и бездушия окружающих людей


Портрет «М.С.Щедрина», произведения его

Уч. хрест. 7 кл. Метод. руков.

Сказки С- Щедрина

Сказки С- Щедрина


Дидакт. папка

« Л . Н .Тол стой »

Портрет писателя,. Трилогия Толстого
Уч. хрест. 7 кл. Метод. руков.

Трилогия Толстого «Детство», «Отрочест-во»,

Юность»
Дидакт. папка «А.П.Чехов»

Портрет А. П. Чехова, рассказы его, иллюстрации к рассказу

Рассказы А. П. Чехова


Углубить представление о гротеске, аллегории, гиперболе

О юморе и сатире,художественные особенности щедринских сказок

Понятие о трилогии

Понятие о юморе и сатире



Пересказ близко к тексту. Работа с текстом

Устный и пись-менный отзыв о сказке

Выраз. чтение главы, обсуждение прочитанного

Рассказать о новых друзьях Николеньки

Рассказать о переживаниях мальчика после смерти матери

Выборочное чтение, обсуждение прочитанного


Составить план к рассказу. Написать рассказ на тему «Хамелеон»

Читать рассказ в лицах. Беседа по вопросам

Пересказ содержание




Тема сатирического изобличения пороков в татарской лит-ре

Сопоставление внутреннего и духовного мира героев Толстого, Еники, Мустафина



Прочитать сказку «Дикий помещик» . Сильным ученикам: Написать сказку в стиле

С.-Щедрина

1. Прочитать сказки

С. –Щедрина.

2. Подготовить выступление о жизни и творчестве

Л. Н. Толстого


Прочитать произведение

Л. Н. Толстого «Отрочество»


Прочитать главу «Наталья Савишна»


Напишите главы собственной «Повести о детстве»

Прочитать рассказы А. П. Чехова

1. Составить характеристику на Елдырина, Хрюкина.,Очумелова,

2. Прочитать рассказ Чехова «Тоска»

Познакомиться с творчеством А. А. Ахматовой






45

46

47







Вн. чт. Юмор в рассказе А. П. Чехова «Злоумышлен-ник»
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА.
Анна Андреевна Ахматова. Ду-ховное родство поэта и природы в стихотворени-ях«Перед весной бывают такие

дни» Б.Л.Пастернак «Иней», «Март»

С.А.Есенин.Природа в стихотво-рениях Есенина «Задремали звёзды золотые», «Мелколесье. Степь и дали...»

В.Я.Брюсов. «Хвала человеку»





Объяснение нового материала. Творческое чтение с элементами беседы

Изучение нового материала

Совершенствовать навык анализа

Урок сообщения новых знаний




Наблюдение : за языком персонажей: официально-деловой стиль, просторечие. Воспитание чувства человеческого достоинства. Воспитание неприятия невежества и бюрократического «хамства»

Познакомить уч-ся с творчеством А. А. Ахматовой, основ-ными фактами биографии Б. Пастер-нака.

Помочь уч-ся понять тонкость чувств и переживаний лирического героя Научить уч-ся увидеть красоту родной природы
Познакомить с жизнью и творчеством поэтов.

Развитие образного мышления уч-ся; формировать творческое воображение. Воспитание любви к родной природе,

научить уч-ся уважать человеческий труд


Уч. хрест. укл-Метод. руков.

Рассказы Чехова, иллюстрации к рассказу


Уч. хрест. 7 кл. Метод. руков. Дидак. папка

Портрет А. А. Ахматовой, сборник стихотво-рений

Портреты С Есенина., Брюсова Выставка книг




Характерис-тика литера-турного героя

Эпитеты, сравнения

Понятие об оде


Рассказ по плану, ответы на вопросы

Выраз. чтение стихов. Беседа по вопросам

Анализ стихотворений

Анализ стих-по группам.

Беседа по вопросам


Годы жизни Б. Пастернака

в Чистополе.


Прочитать рассказы К. Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»


Выучить одно стихотворение на выбор


Выучить стих. «Задремали звёзды золотые»

1гр. Изучать творчество Гумилёва

2 гр. Изучать творчество Бальмонта







48

49

50



51

52

53



54

55

56



57

58

59



60

61

62



63

64

65


66

67


68

69



70

Роль человека на земле , смысл жизни в стихот-ворениях Н..С.

.Гумилёва. «Капитаны»и Д..Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

В.В.Маяковский о роли поэта и поэзии в жизни человека.

«Необычайное приключение...»

Природа в стихотворениях И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у доро-ги», «Бушует полая вода», «Листопад»
Сложность взаимоотноше-ний взрослых и детей по расска-зу И. А. Бунина «Цифры»

А.П.Платонов . Автобиографич-ность рассказа «В прекрасном и яростном мире»

А. П. Платонов «Неизвестный цветок»

К.. Г. .Паустовсккй «Стекольный мастер»

Вн. чтение. К.. Г. .Паустовский. Рассказы. «Корзина с еловыми шишками»

А.С.Грин «Алые паруса»


СтихотворенияА.Т.Твардовско-го «Есть об-рыв...», «Спасибо, моя родная», «Памяти матери»

Н.. А. Заболоцкий. Стихотворения.Размышления поэта о непроходящих духовных ценностях, о воле и борьбе, стойкости


Ю. П. .Казаков. «Тихое утро»

Ю.М. Нагибин

« Мой первый друг, мой друг бесценный»»

Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади»


Е.И.Носов Рассказ «Кукла»

Е. И. Носов. «Живое пламя»

Тема Родины в стихотворениях Н.М.Рубцова.

«В минуты музыки»,

«Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя Родина»

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева. «Конь с розовой гривой»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Джек Лондон «Любовь к жизни»

Джеймс


Олдридж. «Отец и сын»

(из повести «Последний дюйм»)


Урок обобщения



Изучение нового материала

Слово о поэте. Сообщение ученика. Частично-поисковый

Изучение нового материала


Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. Работа с материалом учебника


Изучение нового материала. Рассказ учителя, выразительное чтение

Совершенствование знаний, умений и навыков

Изучение нового материала.

Изучение нового материала. Беседа.

Рассказ учителя, сообщения учащихся

Выразительное чтение стихотворений, анализ стихов

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Изучение нового материала. Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Изучение нового материала. Рассказ учителя, выразительное чтение

Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения

Беседа с элементами комментированного чтения

Изучение нового материала.

Изучение нового материала. Работа с учебником . Комментированное чтение отдельных эпизодов

Комбинирован-ный урок, рассказ учителя с элементами беседы

Изучение нового произведения. беседа по тексту

Закрепление, систематизация полученных знаний



Познакомить уч-ся со стихотворением Н. С. Гумилёва и К. Д. Бальмонта. Формировать навыки выразительного чтения. Воспитание твёрдых волевых качеств научить быть сильными, мужественными
Дать представление о творчестве Маяковского, его новаторском характере. Пробудить у уч-ся интерес к историческим и литературным местам Казани. Разъяснить учащимся значение неологизмов поэта. Отработка навыков выразительного чтения
Совершенствовать способности выразительного чтения стихотворений И. А. Бунина. Формировать чувства любви и понимание прекрасного. Воспитание любви к родной природе.

Знакомство с жизненным и творческим путём писателя. Показать красоту и силу прозы Бунина. Исследование творческой лаборато-рии писателя на примере рассказа «Цифры».Научить уважительно относиться к чужому мнению.

Познакомить уч-ся с творчеством А.П. Платонова, его произведениями.

Помочь уч-ся понять, что труд-нравствен-ное содержание чело-веческой жизни.

Воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки.
Познакомить уч-ся со сказкой А. Платонова «Неизвестный цветок». Чувствовать ответственность за окружающий мир.

Заинтересовать уч-ся с творчеством К. Г. Паустовского, озна-комить с рассказом «Стекольный мастер». Понятие тему и идею произведения.


Познакомить уч-ся с рассказом К. Г. Паус-товского «Корзина с еловыми шишками». Формирование навы-ков анализа художест-венного произведе-ния. Воспитание любви к искусству.
Познакомить уч-ся с рассказом А. С. Грина «Алые паруса». Развитие связной речи уч-ся

Заинтересовать уч-ся с творчеством А. Т. Твардовского; выразительное чтение стихотворений. Воспитание любви к родной земле, к матери.

Знакомство с жизненным и творческим путём писателя. Формировать навыки выразительного чтения. Воспитание любви к родной природе.

Заинтересовать уч-ся с творчеством Ю. П. Казакова, его рассказом «Тихое утро». Раскрыть взаимоотношения детей


Познакомить уч-ся с некоторыми фактами биографии Нагибина. Попытаться понять, как раскрывается личность писателя в автобиографии. Определить жанр рассказа. Вызвать уважение к нравственным ценностям, о которых пишет Нагибин.
Заинтересовать уч-ся с творчеством Ф. А. Абрамова, Его рассказом «О чём плачут лошади». Воспитание добрых отношений к животным; эстетические и нравственно- экологические проблемы

Знакомство с рассказом Носова «Кукла». Выразительное чтение диалогов. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру.

Знакомство с рассказом. Комментированное чтение с элементами анализа.Сопоставле-ние рассказа Носова «Живое пламя» с рассказом А. Еники «Мәк чәчәге»

Познакомить уч-ся с творчеством Н. М. Рубцова, его стихот-ворениями. Закрепле-ние речевых навыков и умений вырази-тельного чтения наи-зусть, расширение кругозора, наблюда-тельности, а также воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края

Познакомить с чертами личности писателя, показать автобиографический характер, отметить особенности его ком-позиции, своеобразие языка. Научить уч-ся ценить своё детство и любить свою «малую родину», задуматься над нравственными проблемами

Познакомить уч-ся с биографией Джека Лондона. Вызвать интерес к его творчеству. Показать характерные особенности героев Джека Лондона


Познакомить уч-ся со статьёй учебника о Д. Олдридже. Повторение понятия «герой лирического произведения». Повторение литературоведческого материала- повесть

Проверка усвоения текстов учащимися



Выставка книг

Портреты Гумилёва и Бальмонта

Выставка книг Уч. хрест. 7 кл. Метод. руков. Портрет поэта

Сборник стихов В. .В. .Маяковского

Уч. хрест. 7 кл. Метод. руков. Портрет поэта

Уч. хрест. 7 кл. Метод. руков.

Портрет Бунина. Иллюстрация к рассказу

Уч. хрест. 7 кл. Метод. руков.

Портрет А. А. П латонова, произведения его

Уч. хрес. 7 кл. Метод. руков.

Сказка Платонова «Неизвестный цветок», иллюстрация

Портрет К.. Г. .Паустовскогой

Выставка книг
Иллюстрация к рассказу

Учеб. хрест

Метод.рук.

Портрет А. С. Грина, книги его

Портрет Твардовского, сборник стихотворе-ний
Уч. хрест. 7 кл. Метод. руков. Сборник стихов. Портрет Заболоцкого

Портрет Ю. П. Казакова, рассказы Казакова

Портрет Нагибина, рассказы его

Портрет Абрамова, книги его


Портрет Носова, его рассказы


Портрет Н. М. Рубцова, его сборник сти-хотворений

Портрет В. П. Астафьева, его произве-дения. Иллю-страции к произведению

Портрет Д. Лондона, его произведения


Гипербола

Повторить эпитеты, сравнения, метафоры

Развитие понятия о герое лите-ратурного произведе-ния

Особеннос-ти жанра рассказа

Особеннос-ти жанра рассказа

Повторение признаков эпического произведения: повести, рассказа

Выраз. чтение стих-я Сообщение ученика о поэте

Выраз. чтение стихов и беседа по вопросам

Кратко пересказать содержание рассказа.

Составление отзыва.

Выраз. Чтение

Беседа по вопросам.
Краткий

пересказ содержания.

Ответить на вопросы

Беседа по вопросам


Написать отзыв

Рассказы уч-ся, ответы на вопросы

Наблюдение над сюже-том, геро-ями, языком произведе-ния

Чтение стихотворений, анализ стихов
Чтение стихотворе-ний, анализ стихов

Рассказы уч-ся, ответы на вопросы


Составление простого плана рассказа. Написать рассказ о своем друге

Выразительное чтение в лицах эпизода «Разговор с Рыжухей». Составление словесных портретов лошадей.

Уметь анализиро-вать эпизоды.

Уметь работать с текстом

Конкурс лучшего чтеца

Подгото-вить устный рассказ о герое, который вам особенно запомнился

Составление плана, коммента-рий к пор-трету героев

Уметь отстаивать свою точку зрения, высказать свои мнения


Казань в творчестве Маяковского

Стихи о Родине в тат. лит-ре

Обрвз лошади в тат. лит-ре Г. Ибрагимов «Алмачуар»

Связь с историей.

А. Еники «Мәк чәчәге»

Г. Тукай «Родной край»

Литература, живопись, кино

Связь с русской лит-ой, Мересьев «Повесть о настоящем человеке»


1.Познакомиться с творчест-вом В. Маяков-ского

2. Подготовить сообщение

«Горький и Казань»

1. Сделать иллюстрации к стихотворению2. Познакомиться с творчеством И. А. Бунина

1. Выучить стих-ие «Гус-той зелёный

ельник у доро-ги»

2. Прочитать рассказ

И. Бунина «Цифры» и пересказать


Прочитать биографию Б. Л. Пастернака

1. Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Платонова.

2.Выучить одно стихотворение

Прочитать сказку Платонова «Неизвестный цветок»

1.Сделать ил-люстрацию к сказке «Неиз-вестный цве-ток»

2. Прочитать о жизни и твор-честве К. Г. Паустовского.

Биография А. С. Грина

Написать отзыв

1. Прочитать произведение, отв. на вопросы

2. Написать отзыв

Выучить стих. «Памяти матери»

Выучить стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок»

Прочитать рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

Прочитать рассказ Ф. Абрамова «О чём плачут лошади»

1. Написать сочинение в жанре интервью с Рыжухей.

2. Прочитать рассказ Носова «Кукла»

Прочитать рассказ Носова «Живое пламя» и подготовить 3 вопроса к нему


1. Составить рекламу книги «Живое пламя».

2. Нарисовать иллюстрации к рассказу

3. Выучить стих. Рубцова «Тихая моя Родина»

1. Проба пера

2. Прочитать биографию В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Прочитать произведение Д. Лондона «Любовь к жизни»

Прочитать произведение Д. Олдриджа «Последний дюйм»

Написать отзыв


Прочитать произведения, рекомендованные для 8 класса, и заполнить читательские дневники




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка