Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 120» г. Перми
Рассмотрена на заседании методического совета
МАОУ «СОШ № 120»
г. Перми
Протокол
№____ от __.09.2015г
Утверждена
приказом директора МАОУ «СОШ № 120»
г. Перми по основной деятельности
№ СЭД -01-06-363
от 09.10.2015г.
Принята педагогическим советом
МАОУ «СОШ№ 120»
Протокол
№ 1 от 31.08.2015г.
Основная образовательная программа
основного общего образования
5 классы
МАОУ «СОШ № 120» г. Перми
(в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования)
Пермь 2015г.
Содержание программы:
№ п/п
|
Название раздела
|
Страница
|
1
|
Целевой раздел
|
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
3
|
1.2
|
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
|
8
|
1.3
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
|
60
|
2
|
Содержательный раздел
|
|
2.1
|
Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования
|
80
|
2.2
|
Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
130
|
2.3
|
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования (Приложение 2)
|
130
|
2.4
|
Программа коррекционной работы
|
130
|
3
|
Организационный раздел
|
|
3.1
|
Учебный план основного общего образования
|
145
|
3.2
|
Календарный учебный график
|
147
|
3.3
|
План внеурочной деятельности
|
148
|
3.4
|
Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
152
|
|
Приложение 1
|
|
|
Дорожная карта по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на 2015-2016 учебный год
|
168
|
-
Целевой раздел
-
Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №120» г. Перми разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре и содержанию основной образовательной программы.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования. Данная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Данная программа является преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «СОШ №120» г. Перми. Основные структурные элементы программ, направленных на формирование основ учебной деятельности школьника, являющиеся преемственными, представлены в таблице:
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка
|
НОО
|
ООО
|
Обеспечивает познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
|
Обеспечивает личностное самоопределение обучающихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, выявление творческих способностей обучающихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
|
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
|
Метапредметные результаты
|
Обеспечивает освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
|
Обеспечивает освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальны учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
|
Учит ученика учиться посредством учебной и игровой деятельности
|
Учит ученика учиться посредством учебной деятельности и общения
|
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №120» г. Перми разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 270-ФЗ.
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Министерства образования и науки РФ 17.12.2010г. № 1897, в редакции от 29.12.2014г. №1644.
-
Целевая комплексная программа развития школы на 2015-2020 гг.
-
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Министерстве Юстиции РФ 3.03.2011 г. № 19993.
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. №МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
-
Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
-
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
-
Устав МАОУ «СОШ № 120» г. Перми.
Структура и содержание основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 120» г. Перми
В соответствии с требованиями ФГОС ООО «Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ № 120» г. Перми содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный.
В целевом разделе программы охарактеризованы общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования в МАОУ «СОШ № 120».
В целевом разделе представлены:
- планируемые результаты освоения обучающимся основной образовательной программы основного общего образования;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в МАОУ «СОШ № 120»
В содержательном разделе определено общее содержание основного общего образования, представлены образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
-
программа развития универсальных учебных действий обучающихся на уровне основного общего образования, в том числе раздел «Формирование и развитие ИКТ-компетентностиобучающихся на уровне основного общего образования», раздел «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего образования»;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов представлены в виде содержания, полные рабочие учебные программы, дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы представлены в виде приложений к данной основной образовательной программе основного общего образования.
-
программа воспитания и социализацииобучающихся на уровне основного общего образования, в том числе раздел «Коррекционная работа на уровне основного общего образования».
В организационном разделе представлены механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования, том числе:
-
учебный план основного общего образования МАОУ «СОШ № 120».
-
календарный годовой график;
-
план внеурочной деятельности;
-
система условий реализации основной образовательной программы в МАОУ «СОШ №120» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования в МАОУ «СОШ №120» – обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися на уровне основного общего образования целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленной цели при реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
-
обеспечение соответствия основной образовательной программы МАОУ «СОШ №120» требованиям ФГОС ООО;
-
обеспечение преемственности между начальным общим образованием и основным общим образованием, преемственности основного общего и среднего общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (далееОВЗ);
-
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса,
-
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему кружковых занятий, систему конкурсных мероприятий, спортивных соревнований, организацию проектно-исследовательской деятельности, олимпиадное движение, организацию общественно полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей;
-
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности в МАОУ «СОШ №120».
Принципы формирования и реализации
основной образовательной программы
основного общего образования (далее ООП ООО)
ООП ООО МАОУ «СОШ № 120»г. Перми разработана коллективом педагогов, посредством разделения на рабочие группы и с учетом потребностей родителей (законных представителей), обучающихся школы. Реализация ООП ООО в МАОУ «СОШ №120» основывается на системно-деятельностном подходе, который позволит обеспечить:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
-
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования; ориентацию на достижение цели и основного результата образования
-
развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
разнообразие индивидуальных образовательных планов и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная образовательная программа ОООв 5-х классах будет реализовываться с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-13 лет. Обучающиеся на уровне основного общего образования повозрастным психолого-педагогическим особенностям способны осуществлять самостоятельный познавательный поиск, ставить перед собой учебные цели, осваивать и самостоятельно осуществлять контрольные и оценочные действия, проявлять инициативу в организации учебного сотрудничества, проектировать собственную учебную деятельность, строить жизненные планы.
Обучающиеся способны к восприятию основ научного типа мышления, общекультурных образцов, нравственных и правовых норм, закономерностей взаимодействия с окружающим миром.
-
Планируемые результаты освоения обучающимися
основнойобразовательной программы
основного общего образования
Планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов и являются основой разработки рабочих учебных программ по предметам. В этой связи планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования коллектив МАОУ «СОШ №120» рассматривает как систему, в которую входят: ведущие целевые установки и ожидаемые результаты освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу основной образовательной программы.
В соответствии с ФГОС ООО в данной программе представлены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Базовые национальные ценности
Согласно Фундаментальному ядру основного общего образования, важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности
-
личностная культура;
-
социальная культура;
-
семейная культура.
Личностная культура – это готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
-
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
-
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-
осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная культура - это:
-
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
-
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
-
бережное отношение к жизни человека.
Социальная культура - это:
-
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
-
вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
Традиционными источниками нравственности являются:
-
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своему краю);
-
социальная солидарность (справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-
семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей);
-
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
-
наука (познание, экологическое сознание);
-
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
-
искусство и литература (красота, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни);
-
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
-
человечество (многообразие культур и народов)
Система базовых ценностей, декларируемых во ФГОС ООО, в ООП ООО МАОУ «СОШ №120» представлена в требованиях к личностным результатам. Система тематических планируемых результатов освоения учебных программ содержит перечни планируемых результатов по всем изучаемым курсам, предметам.
Общие целевые установки освоения
междисциплинарных и учебных программ:
-
формирование способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-
формирование способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику;
-
формирование способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Поділіться з Вашими друзьями: |