Рабочей программы учебной дисциплины



Дата конвертації15.04.2016
Розмір52.4 Kb.
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина Б1.В.ОД.5 Социализация личности



Семестр: 4

Количество часов: 144

Количество зачетных единиц: 4

Промежуточная аттестация: экзамен
Место дисциплины в структуре ООП:

Обязательная дисциплина «Социализация личности» входит в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Дисциплина развивает общекультурные и профессиональные компетенции, приобретенные студентами, при изучении дисциплин: «Социальная педагогика», «Социология», «Социальная психология».

Дисциплина формирует знания и умения, используемые для приобретения профессиональных компетенций при изучении дисциплин: «Социологический практикум», «Социальная работа».


Цель и задачи освоения дисциплины:

Целью изучения дисциплины является достижение профессиональной зрелости специалиста, его мировоззренческая подготовка; формирование определенного уровня развития личности специалиста, включающего способность к принятию решений, внутреннему самоконтролю, социальной активности, проявляющихся в его поведении.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- дать системные знания о существующих в классическом и современном гуманитарном знании концепциях, парадигмах, моделях социализации;

- сформировать представления о социализации как явлении и процессе: ее роли и месте в становлении и развитии личности, задачах, этапах, факторах, механизмах, агентах социализации;

- способствовать профессиональному самообразованию и личностному развитию будущего профессионала в сфере психолого-педагогического образования;

- определить различные социальные, экономические, политические, культурные и иные контексты, в которых протекают процессы социализации в современном мире для решения задач социализации;

- способствовать формированию обоснованной методологической позиции будущего специалиста в области психолого-педагогической деятельности.


Содержание дисциплины:

Личность как объект социальных отношений (изучается личность в системе социальных связей; социальные функции и статус личности; социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества; понятие социальной среды личности; соотношение макро- и микросреды в воздействии на человека; два типа вхождения человека в социальную среду (систему): адаптация и интеграция; проблемы социальной адаптации личности в условиях современной России).

Природа и закономерности социализации (изучается социализация, ее необходимость и содержание; два основных подхода в определении сущности социализации личности; ролевая теория личности, ее интерпретация и терминология; позиция, статус, ролевые ожидания, роль, санкции; социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей; социальные факторы, влияющие на процессы социализации; процесс социализации, его этапы и стадии; социальная адаптация и интериоризация; агенты социализации; институты социализации; десоциализация и ресоциализация; особенности процесса социализации в различных типах обществ; социальная пассивность и апатия; активная жизненная позиция; гражданская активность личности; социальная свобода и ответственность личности; методологическое значение теории личности в исследовании процессов общественной жизни; социокультурные условия формирования личности в условиях современного российского общества).

Персонификация и деперсонификация личности (изучается персонификация как двусторонний процесс социализации индивида и индивидуализации личности; формирование у личности способности к реализации функции выбора ценностей, к принятию самостоятельного решения, диктуемого активной жизненной, социально ответственной позицией; деперсонификация, ее природа и сущность; процесс отчуждения человека от важнейших проявлений жизнедеятельности, деформация личности, ее разрушение).

Механизмы регуляции социального поведения личности (изучается система социальных ценностей и норм; ценности и ценностные ориентации; основные группы социальных ценностей; смысл жизни; свобода воли; мораль и нравственность; влияние ценностей и ценностных ориентации на развитие личности).

Девиантное поведение личности и социальный контроль (изучается образ жизни как социологическая категория: уклад, уровень и качество жизни, стиль жизни (тип поведения людей); три типа поведения: нормативное, девиантное и делинквентное; виды нормативного поведения: правовое и моральное; теории девиации (культурно осуждаемой); девиантное поведение и социальный контроль; социальный контроль, его функции и структура; методы социального контроля; виды социального контроля; общественное мнение как социальный регулятор; личность и общество как взаимодействующие составные элементы системы социального контроля; теория аномии; аномия в России и мире).

Свобода и ответственность личности в современном обществе (изучается социальная активность как способ существования и развития личности в качестве субъекта общественной жизни; социальная пассивность и апатия; активная жизненная позиция; гражданская активность личности; социальная свобода и ответственность личности; виды социальных свобод).

Проблемы социализации личности в современном российском обществе (изучаются проблемы социализации в условиях современной России; основные поведенческие стереотипы тоталитарного режима; ценностная и практическая переориентация в современном российском обществе; поведенческие реакции на новые социальные условия; социальная адаптация; проблема социальной защиты).




В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области социально-педагогической деятельности (ПКСП) и в области учебной и воспитательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

ПКСП-1: готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (знает критерии выбора педагогических методик; методы коррекции социальной адаптации; умеет с позиций представления о социализации как двустороннем процессе, включающем усвоение социального опыта и активное воспроизводство социальных связей, анализировать особенности становления и саморазвития личности обучающегося; владеет способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области практической деятельности и социальной защиты обучающихся);

ПКНО-8: способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (знает основные отечественные и зарубежные концепции социализации личности; умеет использовать системы, категории и методы, необходимые для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; владеет способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей).

Образовательные технологии:

С целью формирования и развития профессиональных навыков студентов дисциплина предполагает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: проблемно-ориентированные лекции; метод дискуссии; диспут; эссе; анализ статей в научных периодических изданиях; разбор ситуативных и проблемных заданий; составление научных социологических кроссвордов; анализ первоисточников; составление тестовых заданий самими студентами по темам, изучаемым в дисциплине «Социализация личности»; технология кейсов; визуальные презентации теоретического материала; написание рефератов.


Составитель: И.П. Карпова, старший преподаватель, кафедра педагогики, психологии и социологии


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка