Рабочая учебная программа дисциплины



Сторінка1/13
Дата конвертації11.04.2016
Розмір2.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Министерство образования и науки РФ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова»




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.4. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


специальность: 050706.65 – Педагогика и психология

Ишим 2011
Предисловие


УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры психологии на заседании УМК факультета

Протокол № 1 от «13»сентября 2011г. Протокол № 1 от «14»сентября2011г.

Зав. кафедрой Председатель УМК

______________ С.А.Еланцева ______________ Е.В.Слизкова
роспись И.О.Ф. зав. кафедрой роспись И.О.Ф. председателя УМК

СОГЛАСОВАНО

«____»__________________________20___г.

Начальник ОиБО ______________ Л.Б.Гудилова

роспись И.О.Ф.начальника ОиБО


ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с «_13_»__сентября____2011 г.

РАЗРАБОТАНА : С.А. Еланцевой, канд. психол. наук, доцентом кафедры психологии

РЕЦЕНЗЕНТ:

Бердов В.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии


Периодичность пересмотра: перед началом каждого учебного года.
Содержание


1.

Программа дисциплины

4




1.1.

Выписка из ГОС ВПО

4




1.2.

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

4




1.3.

Требования к уровню изучения дисциплины

5




1.4.

Требования к организации дисциплины

5

2.

Содержание дисциплины

6




2.1.

Разделы дисциплины, виды и объем занятий

6




2.2.

Содержание разделов дисциплины

8




2.3.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

14




2.4.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

16

3.

Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации преподавателям и студентам

17




3.1.

Организация аудиторной работы студентов

17




3.1.1.

Конспекты отдельных лекций

17




3.1.2.

Планы практических занятий

65




3.2.

Организация самостоятельной работы студентов

88




3.2.1.

Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля

88

4.

Материалы входного, текущего и итогового контроля. Методические рекомендации преподавателям и студентам

88




4.1.

Материалы входного контроля

88




4.2.

Материалы текущего контроля

89




4.3.

Материалы итогового контроля

96

5.

Терминологический минимум

103




Приложение






  1. Программа дисциплины

    1. Выписка из ГОС ВПО




Код по

ГОС ВПО


Название дисциплины и дидактическое содержание



Трудоемкость по ГОС ВПО


ОПД.

Ф.04


Методология и методы психолого-педагогических исследований

Общие представления о методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая и постклассическая парадигма науки. Основные категории психологии и педагогики. Язык педагогики и психологии. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов исследования. Исследование и диагностика. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных. Методы статистической обработки данных. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Опрос и его виды. Наблюдение. Эксперимент и его виды. Психосемантические методы. Проективные методы. Метод анализа результатов деятельности. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.



120



    1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный и научно-методический виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:



в области учебно-воспитательной деятельности:

  • психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

  • организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

  • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.


Цель дисциплины: подготовка будущих педагогов-психологов к проектированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности в условиях организации процессов обучения, воспитания, профессионально-личностного саморазвития, формирования их методологической культуры.

Задачи дисциплины:

  • формирование методологической культуры субъектов обучения;

  • овладение инструментарием выбора и адекватного использования методов психолого-педагогического исследования;

  • развитие индивидуальных способностей обучающихся к поисковой, индивидуальной научно-педагогической деятельности;

  • приобретение опыта анализа научно-исследовательских работ.



    1. Требования к уровню изучения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен



знать:

  • актуальную проблематику психолого-педагогических исследований в образовании и воспитании;

  • основные уровни методологии педагогической и психологической науки;

  • основные методы психолого-педагогического исследования;

  • логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования;

  • основной инструментарий, методы и этапы эмпирического психолого-педагогического исследования;

  • критерии и показатели появления исследовательской культуры;


уметь:

  • методологически грамотно выделять проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу психолого-педагогического исследования;

  • технологически корректно подбирать адекватный комплекс методов для осуществления прикладного психолого-педагогического исследования;

  • осуществлять эмпирическое психолого-педагогическое исследование;

  • применять научно-исследовательскую технологию в обработке эмпирического материала исследования;

  • диагностировать уровень своей методологической культуры в проектировании и реализации психолого-педагогического исследования;

владеть:

  • методами аналитико-логической обработки и применения научно-педагогической и психологической информации;

  • культуры проектно-творческого и системно-технологического мышления в организации прикладных психолого-педагогических исследований в своей профессиональной деятельности;

  • самоанализа и саморазвития своих научно-теоретических способностей.



    1. Требования к организации дисциплины

Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» читается на очном отделении в четвертом семестре (2 курс); на заочном отделении – во IY – Y семестрах (2-3 курсы). Количество часов, отводимое на курс, приведено в таблице 1.


Таблица 1 - Объем дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов



Распределение по семестрам в часах

на очном (о/о) и заочном (з/о) отделениях



Семестр

IV

IY

Y

о/о

з/о 3,6/5,6/

4,2


о/о

з/о

4,2/5,6


з/о

4,2/5,6/3,6



Общая трудоемкость дисциплины

120


120/120/120

120

64/62

56/58/120



Аудиторные занятия

60

16/16/16

60

14/12

2/4/16

Лекции (Л)

32

6/6/10

32

10/4

0/2/6

Практические занятия (ПЗ) Семинары (СЗ)

28

6/6/6

28

4/4

2/2/6

Лабораторные работы (ЛР)

-

4/4/0

-

0/4

0/0/4

Самостоятельная работа студентов (СРС)

60

104/104/104

60

50/50

54/54/104

Контрольные работы

-

+ / +/ +

-

-

+ / +/ +

Курсовые работы

-

-

-

-

-

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен/ экзамен/

экзамен


экзамен

-

Экзамен/ экзамен/

экзамен


Лекционные занятия носят проблемный и проблемно-информационный характер, могут сопровождаться компьютерными презентациями. Семинарские занятия проводятся в различных формах: научно-практическая конференция, деловая игра, круглый стол, диспут, кейс-метод, метод номинальных групп, решение психолого-педагогических задач, коллоквиум, жужжащие группы, «шесть шляп мышления». Лабораторные занятия предусмотрены только на заочном отделении у студентов, обучающихся 3,6 лет – 4 часа, на которых студенты выполняют исследовательский проект по темам на выбор, представленным в УМК.





  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий

Таблица 2 – Разделы дисциплины, виды и объем занятий



Наименование разделов и тем

Объем в часах по видам работ

Всего

Л

ПЗ, СЗ

СРС

о/о

о/о

о/о

о/о

1.

Введение в дисциплину


22

8

4

10

1.

Общие представления о методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Основные категории педагогики и психологии

8

2

2

2

2.

Классическая и постклассическая парадигма науки. История развития и современные представления о научном познании.

6

2




4

3.

Понятие о научном и психолого-педагогическом исследовании Классификация методов исследования. Исследование и диагностика.

10

4

2

4

2.

Проектирование и организация психолого-педагогического исследования: логика, структура, этапы

29

8

6

15

4.

Логическая структура постановочного этапа исследования. Взаимосвязь предмета и метода. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.

11

4

2

5

5.

Проективно-эмпирический этап исследования (экспериментального)

11

2

2

5

6.

Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Содержание интерпретационно-оформительского этапа исследования. Способы представления данных.

11

2

2

5

3.

Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования.

44

10

14

20

7.

Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования.

4

2

-

2

8.

Наблюдение

6

2

2

2

9.

Эксперимент и его виды

6

2

2

2

10.

Опрос и его виды

4

-

2

2

11.

Психосемантические методы

5

-

2

3

12.

Проективные методы

4

2

-

2

13.

Метод анализа результатов деятельности

4

-

2

2

14.

Тестирование

6

2

2

2

15.

Методы статистической обработки данных

5

-

2

3

4.

Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

25

6

4

15

16.

Учебно-исследовательская работа студентов специальности «Педагогика и психология» в «ИГПИ им. П.П.Ершова»

3

1

-

2

17.

Этапы выполнения исследовательской работы студентами. Структура научно-исследовательской работы студента. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

5

1

1

3

18.

Язык педагогики и психологии. Специфика научного стиля изложения в исследовательских работах студента

5

1

1

3

19.

Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Оформление курсовых и выпускных квалификационных работ

5

1

1

3

20.

Требования к конструированию публичного выступления на защите по результатам исследования.

4

1

1

2

21.

Организация опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах

3

1

-

2







120

32

28

60

Примечание: распределение часов по темам на заочном отделении зависит от особенностей аудитории и мастерства преподавателя.



2.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение в дисциплину

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка