Рабочая учебная программа дисциплины человек и его потребности по направлению (специальности) 100400. 62



Скачати 391.07 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір391.07 Kb.
Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Б3.Б2. Человек и его потребности

по направлению (специальности) - 100400.62 «Туризм»

квалификация (степень) выпускника - бакалавр

форма обучения - очная

Уфа 2014


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель и задачи дисциплины

Цель: теоретическое осмысление научных знаний о человеке и его потребностях как источнике различных видов деятельности людей; формирование современного представления о природе, сущности, системе потребностей человека и их роли в различных видах деятельности людей; развитие навыков использования полученных знаний и представлений в решении профессиональных задач.

Задачи:

  • изучить систему потребностей, их динамики, способов формирования и средств удовлетворения;

  • изучить влияние психофизических возможностей индивида на систему стимулов и формирование высших потребностей, способов и средств удовлетворения потребностей в туристском продукте;

  • изучение современных классификаций потребностей человека;

  • формирование системы знаний и представлений о человеке и его потребностях, способствующих успешной межличностной коммуникации в повседневной и профессиональной жизни, являющейся основой для подготовки компетентного специалиста в области туризма и сервиса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Человек и его потребности» относится к базовой части профессионального цикла М2.Б.2 для обучающихся по направлению подготовки 100400.62 – «Туризм».

Дисциплины, для которых освоение дисциплины «Человек и его потребности» необходимо как предшествующее:


  • «Философия»;

  • «Туристско-рекреационное проектирование»;

  • «Психология делового общения»;

  • «Социология»;

  • «Экономика».



3. Перечень формируемых компетенций

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способность проявлять инициативу, в том числе, в сложных и нестандартных ситуациях, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-9);

  • готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма (ПК -11);

  • способность ставить задачи и выбирать методы исследования в сфере туризма (ПК - 12);



4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент, прослушавший лекционный курс по философии, принявший активное участие в обсуждении тем на семинарских занятиях, выполнивший пункты учебного плана, должен

Знать:

  • содержание ключевых понятий о потребностях человека, основные подходы понимания и описания поведения человека в потребностной сфере при формировании и удовлетворении потребностей в туристском продукте;

  • суть теоретических и эмпирических законов о потребностях человека, его способы и средства удовлетворения потребностей в туристическом продукте;

  • основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их взаимосвязь с социальной активностью человека; разновидности услуг и их характеристику, структуру обслуживания с учётом природных и социальных факторов; основы безопасности жизнеобеспечения человека.

Уметь:

  • оценивать социальную и культурную роль и определять значение потребностей в жизнедеятельности человека;

  • обеспечивать оптимальную инфраструктуру обслуживания потребностей туристского продукта с учётом природных и социальных факторов.

Владеть:

  • навыками анализа различных социальных феноменов, прогнозирования спроса туристского продукта для удовлетворения потребностей человека;

  • навыками оценки удовлетворения потребителей туристским продуктом, соответствия стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации;

  • способами практического применения знаний в области удовлетворения потребностей человека в туристском продукте.

5. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

На занятиях по дисциплине «Человек и его потребности» используются формы, указанные в таблице 5.1.


Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий



Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

Время

(час)





2. О природе и сущности человека

Дискуссионный стол

4

3. Развитие представлений о потребностях человека в истории философии

Кейс-метод

2

5. Структура и классификация потребностей человека

Круглый стол

2

12. Сервис и его роль в удовлетворении человеческих потребностей

Деловая игра

4


6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость дисциплины «Человек и его потребности» составляет 3 зачётные единицы или 108 часов.
6.1 Распределение трудоёмкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 6.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

Лекции (Л)

26

26

Практические занятия (ПЗ)

28

28

Самостоятельная работа, в т.ч.

54

54

Подготовка к практическим занятиям (ПЗ)

20

20

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

20

20

Подготовка рефератов (Р), статьи, доклада

14

14

Форма контроля

зачет

зачет

Итого часов:

108

108


6.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1. Человек. Проблема потребностей и ее значение

в человекознании.

Потребности и условия жизни человека. Сложность человека и его потребностей. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека. Общая характеристика индивидуальных и общественных потребностей. Потребности и деятельность человека. Человеческие потребности и общественные интересы. Потребности человека в общении и самореализации, собственности и статусе.


Тема 2. О природе и сущности человека.

Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека. Дуальность природы человека. Единство биологического и социального. Происхождение человека. Религиозные интерпретации антропогенеза. Антропогенез как часть эволюции. Связь человека с животным в концепциях В.Ф. Поршнева: сверхживотное и человек; З. Фрейда: “животное, испытывающее раскаяние”; Э. Кассирера: “человек – символическое животное”. Человек как тело, как животное, как машина.


Тема 3. Развитие представлений о потребностях человека в истории философии.

Философы Древнего мира и Средневековья о человеческих потребностях (Гераклит, Ксенофонт, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, гедонизм Аристиппа, антигедонизм Сенеки).

Средневековые философы: Аврелий Августин, Фома Аквинский. Гуманистическая антропология Ренессанса (Ф.Петрарка, Л.Валла, Л.да Винчи).

Философы Нового Времени и мыслители Просвещения о природе и сущности потребностей. Новое Время (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, этическое учение Д.Локка). Просветители второй половины XVIII века (Монтескье, Вольтер, Руссо, П.Гольбах).

Буржуазная классическая политэкономия о потребностях и потреблении (А.Смит, Д.Рикардо).

Немецкая классическая философия и вопросы потребностей (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах).


Тема 4. Направления исследования потребностей

Исторический характер человеческих потребностей. Развитие способностей и удовлетворение потребностей как инструмент реализации творческого потенциала человека, всестороннего развития личности. Деятельностный подход в определении потребности. Связь человеческой деятельности и потребностей с природой материи и глубинными механизмами её развития. Труд как качественно новый механизм развития материального мира и главный способ удовлетворения потребностей человека (общества). История изучения потребности. Философское определение потребности. Подходы к потребности в психологии и педагогике. Потребность в менеджменте и её роль в принятии управленческих решений.


Тема 5. Структура и классификация потребностей человека

Потребности уровня жизни и качества жизни. Классификация потребностей человека в психологии. Основные потребности человека. Структура потребностей по У. Маслоу. Социальные и биологические потребности: их основные различия и механизмы взаимодействия. Материальные потребности. Потребности в труде и общении. Духовные потребности. Потребности в познании, образовании, воспитании и смысле жизни.

Взаимодействие материальных и духовных потребностей, учёт их взаимосвязи в туристской деятельности. Их сходство, различие, взаимодействие и влияние друг на друга. Этноориентированные потребности. Составляющие этнической культуры. Этническое сознание и его влияние на формирование социальных потребностей.

Рутинные и творческие потребности. Творческий компонент в материальных и духовных потребностях человека. Влияние творческой ориентации личности на её потребности и на условия туристской деятельности в мире.


Тема 6. Потребности и интересы как детерминанты деятельности человека

Понятие «интерес». Общественный и индивидуальный интерес. Групповые, клановые интересы и их роль в формировании потребностей группы. Механизм превращения индивида в заложника интересов групп. Формирование способностей – объективная предпосылка удовлетворения потребностей. Реализация схемы: потребности – способность – труд – самореализация.


Тема 7. Человеческие потребности и теория ценностей

Аксиология. Ценность и истина. Ценность и полезность. Ценность и цель. Исходные детерминанты многообразия ценностей. Ценности социальных групп – правовые, политические, религиозные. Эстетические и нравственные ценности индивидуального субъекта.

Два уровня нравственных ценностей – межличностный и личностно-коллективный. Иерархия ценностей в социокультурном пространстве. Диалектика социализации, культурации и самоопределения индивида.
Тема 8. Формирование потребностей и их трансформация

Потребности и смысл жизни. Потребности и образ жизни. Потребности и свободное время. Формирование потребностей в условиях научно – технического прогресса. Формирование потребностей в условиях рынка.

Условный характер потребностей. Закон повышения потребностей. Управление потребностями. Основные факторы, влияющие на процесс формирования потребностей. Потребности и уровень жизни; потребности и качество жизни.
Тема 9. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей

Понятие «деятельность». Деятельность и труд, деятельность и поведение. Потребность человека в деятельности. Содержание деятельности. Отношение человека к действительности и к самому себе в историческом процессе антропосоциокультурогенеза. Переход от биологической организации жизнедеятельности к социокультурной организации деятельности человека.

Внеинстинктивное управление человеческой деятельностью. Строение деятельности, через возможности и потребности человека на уровне практики, на уровне духовной регуляции, и на уровне ее практически-духовного, художественно-образного удвоения. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Средства овладения целью как объектом. Деятельность материальная и идеальная. Управление потребностями через управление деятельностью субъекта.
Тема 10. Динамика человеческих потребностей и их роль в формировании ценностей и социального поведения

Потребление и проблема развития потребностей человека. Влияние потребительства на динамику потребностей. Потенциал развития потребностей в духовной деятельности. Социальный способ рождения новой потребности. Становление творческих потребностей человека в жизненном процессе.

Учёт природных и социальных факторов в структуре обслуживание человеческих потребностей. Структура обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Система ценностей человека и ее динамика в современном российском обществе. Ценностные установки и закономерности поведения.
Тема 11. Сфера услуг как способ психосоциального взаимодействия и социализации

Удовольствие как деятельностный способ биологического и социального развития человека. Услуга как форма общения. Услуга как полезное действие и ее социальная роль. Сфера услуг и особенности ее функционирования. Индивидуальное обслуживание как сфера профессиональной деятельности. Технология сервисного обслуживания. Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств. Индивидуализация жизненных стилей и потребительские предпочтения.


Тема 12. Роль сервиса в удовлетворении потребностей человека

Сервис и сервисная деятельность. Основные направления и виды сервисной деятельности. Методы сервисной деятельности. Понятие оптимальной инфраструктуры обслуживания. Выявление потребностей человека. Комплексный характер принятия решений потребителем.

Анатомия процесса принятия решения. Личностные факторы влияния на поведение потребителя: роль внутреннего «Я». Индивидуальность восприятия. Внешние факторы влияния на поведение потребителя. Семья. Общество: социальные группы, контрольные группы (друзья, коллеги). Авторитеты.
Тема 13. Потребность в образовании.

Исторические формы организации общества и реализация человеческих потребностей в образовании. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Влияние образования на потребность взрослого человека в самоопределении и саморазвитии. Потребность общества в развитии образовательных систем и модернизации образовательных структур. Формирование потребности человека в непрерывном образовании. Специфика формирования и функционирования потребности в непрерывном образовании.



6.3. Темы и вопросы семинарских занятий,

рекомендуемая литература
Тема 1. Основные концепции человека и его потребностей в истории общественной мысли.

  1. Человек в первобытном обществе, первые цивилизации и «осевое время».

  2. Классические религиозно-философские концепции человека и человеческих потребностей:

1) проблема потребностей у мыслителей античности;

2) взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения;

3) человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения;

4) концепции человека и его потребностей в философии XIX в.;

5) Библия о потребностях человека;

Дополнительная литература:


  1. Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

  2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы рус­ской мысли XIX века и начала XX века // Мысли­тели русского зарубежья. СПб., 1992.

  3. Гольбах П. Система природы. М., 1940.

  1. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера. Новосибирск, 1991.

  1. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

  1. Масон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989.

  2. Материалисты Древней Греции / Под ред. М..А. Дынника. М., 1955.

  3. Оконская Н. Б. Диалектика социального и биологического в исто­рическом процессе. Пермь, 1975.

  4. Сызарова Е. Г. Ценностные элементы сознания человека древне­еврейского общества (по текстам Пятикнижия) // Человек в куль­туре обществ древности, Средневековья и Возрождения. Ивано­во, 1999.

  5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 2. Проблема человека в современной науке и культуре.



  1. Понятие «человек», многомерность человека.

  2. Соотношение понятий «индивид» и «личность» в современной науке.

  3. Типы личности. Структура личности. Модели личности.

  4. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в человеке.

  5. Основные подходы к проблеме человека и его потребностей у мыслителей ХХ в.

  6. Представления о человеке в истории науки, их значение для современности. Комплексный подход к изучению человека как целостности.

  7. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей.

Дополнительная литература:

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

  2. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

  3. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М., 1994.

  4. Крылова А.С. Восхождение к личности. Ижевск, 1993.

  5. Оконская Н. Б. Диалектика социального и биологического в исто­рическом процессе. Пермь, 1975.

  6. Орлов В. В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.

  7. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.

  8. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта / Бака М. М. и др. Киев, 1983.

  9. Фрумкин К.Г. Антропофобия: К философии личности. М., 1993.

  10. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 20.

Тема 3. Потребности человека: философский аспект исследования.



  1. Потребностные состояния и феномен опредмечивания потребностей.

  2. Классификация потребностей в философии.

    1. биологические и социальные потребности,

    2. материальные и духовные потребности,

    3. индивидуальные и общественные потребности,

    4. рутинные и творческие потребности.

  3. Потребности и способности.

  4. Потребности и система ценностей.

  5. Иерархия потребностей.

Дополнительная литература:

  1. Буева Л. П. Человек, деятельность, общение. М., 1978.

  2. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2001.

  3. Дубинин Н. П. Человек и его место в истории жизни // Биоло­гия человека и социальный прогресс. Пермь, 1982.

  4. Ершов П. М. Потребности человека. М., 1990.

  5. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений че­ловека. СПб., 2003.

  6. Орлов В. В., Васильева Т. С. Человек, ускорение, научно-техниче­ский прогресс. Красноярск, 1989.

  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

  8. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

  9. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

  10. Черников В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003.

Тема 4. Потребности человека: психологический и социальный аспекты исследования.



  1. Социологический и психологический подходы к концепции потребностей.

  2. Физиологические потребности.

  3. Потребность в безопасности.

  4. Потребность в любви и принадлежности к социальной группе.

  5. Потребность в уважении.

  6. Потребность в смысле жизни и самоактуализации.

Дополнительная литература:

  1. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 9-е изд. СПб., 2002.

  2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 5-е изд. СПб., 2003.

  3. Ершов П. М. Потребности человека. М., 1990.

  4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб., 2003.

  5. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений че­ловека. СПб., 2003.

  6. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. пособие. М., 2004.

  7. Фромм Э. Психоанализ и религия. Киев, 1998.

Тема 5. Мотивы поведения и мотивация деятельности человека.



  1. Соотношение понятий «потребность», «мотив» и «мотивация».

  2. Мотивация деятельности человека

  3. Сложная мотивация. Конфликт мотивов. Немотивированное поведение.

  4. Потребности как источник активности личности.

  5. Теория мотивации в гуманистической психологии (А. Маслоу, Роджерс).

  6. Психологические концепции активности личности.

Дополнительная литература:

  1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М., 1989.

  2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб., 2003.

  3. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования по­требностей. М., 1987.

  4. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.

Тема 6. Мотивация творчества.



  1. Потребность в самореализации (самоактуализации по Маслоу) и способы ее удовлетворения в цивилизованном обществе.

  2. Мотивация творчества.

  3. Когнитивные и эстетические потребности в мотивационной структуре личности.

  4. Самоактуализирующиеся люди (анализ биологических данных).

  5. Психокультурные основания творчества.

Дополнительная литература:

  1. Камю А. Творчество и свобода. М., 1990. Космология. Теории и наблюдения / Пер. с англ. изд. 1974 г. М., 1978.

  2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб., 2003.

  3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 5-е изд. СПб., 2003.

  4. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений че­ловека. СПб., 2003.

  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

Тема 7. Понятие менталитета.



  1. Понятие «менталитет». Национальный менталитет.

  2. Проблема национальной специфики социальных потребностей.

  3. Российский национальный менталитет и специфические социальные потребности.

  4. Классификация социокультурных ценностей.

Дополнительная литература:

  1. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РГХИ, 1998

  2. Федотова В.Г. Модернизация второй Европы. М.,1997.

  3. Штекли А.Э. Принуждение к труду и наслаждение трудом // Этика и организация труда в странах Европы и Америки. М., 1997.

Тема 8. Кратическая потребность. Перспективы цивилизации.



  1. Губристическая потребность.

  2. Потребность власти. Власть как политический феномен.

  3. Трансгрессивная деятельность человека.

  4. Проблема этноцентризма.

  5. Проблема свободы личности в контексте культурных норм.

  6. Проблема безопасности человека в современном мире.

Дополнительная литература:

  1. Автономова Н. С. Власть в психоанализе и психоана­лиз власти//Очерки современной политической философии Запада. М, 1989.

  2. Балл Т. Власть//Политические исследования, 1993, №5.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1999.

  4. Гаджиев К.С. Политическая культура: концепту­альный аспект//Политические исследования, 1991. №6.

  5. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

  6. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффек­тивного лидерства // Социологические исследо­вания, 1993, № 6.

  7. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Закончится ли спор Иисуса Христа с Великим Инквизитором? Свердловск, 1992.

  8. Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

  9. Поликарпов В.С. Философия безопасности. СПб.–Ростов-н/Д–Таганрог, 2001.

Тема 9. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей.



  1. Сервис и сервисная деятельность.

  2. Основные направления и виды сервисной деятельности.

  3. Методы сервисной деятельности

    1. общие методы;

    2. специфические (частные) методы.

  1. Понятие оптимальной инфраструктуры обслуживания.

Дополнительная литература:

  1. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. М., 1995.

  2. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Рома­нович. 3-е изд. СПб., 2005.

  3. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. пособие. М., 2004.

  4. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко. Т.1. Формирование сферы услуг. М., 2000.

  5. Черников В. Г. Человек и его потребности / Учеб. пособие. Рыбинск, 2003.

  6. Хаксевер К., Рендер Б., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг: Пер. с англ. / Под ред. В. В. Кулибановой. СПб., 2002.



    1. Темы индивидуальных работ

  1. Л. Карсавин и его учение о симфонической личности.

  2. Эволюция концепций человека в истории философской мысли.

  3. Идеал человека в эпоху Просвещения.

  4. Юродство на Руси как культурный феномен.

  5. Нравственный идеал Л.Н. Толстого.

  6. Философская лирика XX века: человек и мир.

  7. Отечественная философия о человеке и человечестве.

  8. Б.Г. Ананьев об индивидуальности как сложной структуре внутреннего мира.

  9. Концепция «человековедения» академика Б.Г. Ананьева.

  10. Философия, культура и естественно-научные основы конструирования нового человека.

  11. Роль природных и социальных факторов в формировании человека.

  12. Становление личности в процессе индивидуального развития, путем усвоения общественного опыта.

  13. Виды потребностей: осознанная потребность, физиологическая, психологическая, статусная потребность.

  14. Категории интереса.

  15. Потребности как источник активности личности.

  16. Творчество – проявление индивидуальности.

  17. Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей.

  18. Индивидуальные психофизиологические особенности человека как основа запроса и потребности.

  19. Искусство, религия, философия как культурные формы удовлетворения человеческих потребностей.

  20. Роль науки в процессе удовлетворения социальных потребностей.

  21. Философия, культурные и естественно-научные основы «конструирование» нового человека.

  22. Различие типов человеческой деятельности в культурах Востока и Запада.

  23. Человек как предмет философского осмысления.

  24. Представления о человеке в различные эпохи.

  25. Человек как стержень развития культуры.

  26. Мотивация личности.

  27. Потребности как основа мотивации деятельности человека.

  28. Немотивированное поведение.

  29. Конфликт мотивов.

  30. Мотивационная структура личности.

  31. Проблема психологического здоровья человека в свете теории удовлетворения потребностей.

  32. Феномен власти.

  33. Индивидуальные потребности в контексте общекультурных ценностей и норм.

  34. Социальные потребности: общение, труд, общность.

  35. Общение как потребность. Феномен одиночества.

  36. Эстетическая потребность как побудительное начало создания и освоения эстетических ценностей.

  37. Этапы художественного творчества.

  38. Проблемы свободы личности в философии Н.А. Бердяева.

  39. Речевой этикет лингвострановедческий аспект

  40. Проблемы полномочий в обществе.

  41. Типы потребителей в плане принятия инноваций. Отношение человека к инновациям.

  42. Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека.

  43. Влияние социальных групп и классов на формирование социальных потребностей человека.

  44. Социальный аспект маркетинговой политики.

  45. Консюмеризм. Образы потребителя. Потребитель будущего.

  46. Потребитель в контекст его окружения; сегментация рынка.

  47. Этика бизнеса и социальный маркетинг.

  48. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.

  49. Понятие, оптимальной инфраструктуры обслуживания.

  50. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания.

  51. Структура потребностей и мотивы с позиций рекламного дела.

  52. Анализ мотивов и его использование в рекламном деле.

  53. Роль рекламы и пропаганды в конструировании социальной реальности и формировании псевдопотребностей.

  54. Функции маркетинга: вопросов самообразования, рекламы, стимулирования сбыта планирование товарного ассортимента.

  55. Воздействие рекламы на потребности человека.

  56. История рекламы.

  57. Ведущие жанры рекламного творчества.

  58. Проблема отношения общества к рекламе.

  59. Личность и самореклама.

  60. Функции маркетинга: вопросов самообразования, рекламы, стимулирования сбыта планирование товарного ассортимента.

  61. Воздействие рекламы на потребности человека.

  62. История рекламы.

  63. Ведущие жанры рекламного творчества.

  64. Проблема отношения общества к рекламе.

  65. Личность и самореклама.

  66. Методики расчета эффективности рекламы.

  67. Теория потребностей и практика межличностных отношений.

  68. Увеличение потребностей и перспективы современной цивилизации.

  69. Иметь или быть? Проблема и перспективы общества потребления.


Вопросы к зачету

  1. Сложная мотивация. Конфликт мотивов. Немотивированное поведение.

  2. Многомерность человека.

  3. Потребитель в контексте его окружения. Сегментация рынка.

  4. Проблема человека в истории религиозной и философской мысли.

  5. Роль инноваций на рынке товаров и услуг.

  6. Проблема человека в современной науке.

  7. Комплексный подход в исследовании человека как целостности.

  8. Типы потребителей в плане принятия инноваций. Отношение человека к инновациям.

  9. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности философского, религиозного, культурного творчества человека.

  10. Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека.

  11. Соотношение понятий «индивид» и «личность» в современной науке.

  12. Влияние социальных групп и классов на формирование социальных потребностей человека.

  13. Взаимосвязь ментальности и системы потребностей человека.

  14. Имиджи и брэнды как предмет социальных потребностей.

  15. Потребности человека. Потребности как источник активности личности.

  16. Консьюмеризм. Образы потребителя. Потребитель будущего.

  17. Индивидуальные психофизические особенности человека как основа запросов и потребностей.

  18. Этика бизнеса и социальный маркетинг.

  19. Мотивы поведения и мотивация деятельности человека.

  20. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.

  21. Модель личности и теория мотивации в гуманистической психологии.

  22. Понятие оптимальной инфраструктуры обслуживания.

  23. Классификации потребностей.

  24. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания.

  25. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

  26. Структура потребностей.

  27. Потребности биологические и социальные.

  28. Развитие потребностей в условиях рынка.

  29. Потребностные состояния и феномен опредмечивания потребностей.

  30. Теория потребностей и система образования.

  31. Потребность в самоактуализации и способы ее удовлетворения в цивилизованном обществе.

  32. Теория потребностей и здравоохранение.

  33. Мотивация творчества: эстетические потребности и общекультурные ценности.

  34. Теория потребностей и практика межличностных отношений .

  35. Проблема национальной специфики социальных потребностей.

  36. Влияние теории потребностей на развитие менеджмента.

  37. Губристическая потребность. Перспективы цивилизации.

  38. Проблема психологического здоровья человека в свете теории удовлетворения потребностей.

  39. Проблема безопасности человека в современном мире.

  40. Формирование личности под влиянием врожденных качеств человеческой натуры и социально-культурных норм.

  41. Культурные ценности и индивидуальные потребности.

  42. Самоактуализирующаяся личность: потребности, мотивация.

  43. Феномен власти.

  44. Удовлетворение потребностей. Пути и формы удовлетворения потребностей в цивилизованном обществе.

  45. Проблема самосовершенствования личности: психологический, социологический, культурологический аспект.

  46. Конституционные права и свободы граждан как гарантированные государством условия удовлетворения потребностей человека.

  47. Проблема индивидуальных и специфических потребностей.

  48. Социальные последствия удовлетворения потребностей: политический, экономический, социологический, просветительский, исторический аспекты.

  49. Индивидуально - личностные характеристики человека и его поведение как потребителя.

  50. Теория потребностей и деловой этикет.


6.4. Тематический план изучения дисциплины


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоя-тельная работа

Общий объём часов

Л

ПЗ

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

  1. Человек. Проблема потребностей и ее значение в человекознании

2

2

4

2

2


СИ

ПЗ


7

  1. О природе и сущности человека

2

2

8

2

2


СИ

ПЗ


12

  1. Развитие представлений о потребностях человека в истории философии

2

4

8

2

4


СИ

ПЗ


12

  1. Определение потребности в различных дисциплинах

2

2

4

2

2


СИ

ПЗ


8

  1. Структура и классификация потребностей человека

2

2

4

2

2


ПЗ

СИ


6

  1. Потребности и интересы как детерминанты деятельности человека

2

2

4

2

2


ПЗ

СИ


6

  1. Человеческие потребности и теория ценностей

2

2

4

2

2


ПЗ

СИ


6

  1. Формирование потребностей и их трансформация

2

2

2

2

2


Р

СИ


5

  1. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей

2

2

2

2

2


ПЗ

СИ


4

  1. Динамика человеческих потребностей и их роль в сфере услуг. Связь ценностей и социального поведения

2

2

4

2

2


Р

СИ


5

  1. Психосоциальное взаимодействие в сервисе и его результат. Психофизические особенности человека как основа его запросов

2

2

4

2

2


Р

СИ


5

  1. Сервис и его роль в удовлетворении человеческих потребностей

2

2

4

2

2


СИ

Р


8

  1. Потребность в образовании

2

2

2

2

2


ПЗ

СИ


4

Итого часов:

26

28

54

54




108


7. Критерии оценки знаний И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
7.1 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом, проводимым в виде устного опроса с учётом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов


7.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к практическим занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения;

  • написание рефератов;

  • подготовка к экзамену.


7.2.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения


Наименование

разделов, тем



Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчётности о результатах СР

1

2

3

1. Человек. Его понимание в науке и философии

Проблема понятия «человек» в философии. «Человек и его потребности в системе гуманитарного знания

Выборочное конспектирование первоисточника: Коноплева Н. А. «Человек и его потребности» (Сервисология)

2. Определение потребности в различных дисциплинах

Развитие представлений о потребностях человека в истории философии. Русские мыслители о потребностях человека.

Выборочное конспектирование работ Сократа, Аристотеля, Ломоносова

3. Структура и классификация потребностей

Теории мотивации личности по З. Фрейду и А. Маслоу .Структура потребностей по У. Маслоу.

Контрольно-тестовые задания

4. Потребности и интересы как детерминанты производительной деятельности

Соотношение потребностей и интересов в структуре деятельности. Ценности и идеалы в процессе превращения потребности в интерес

На семинаре

5. Трансформация потребностей

Условный характер потребностей. Закон повышения потребностей

Тематический контроль

6. Современные научные концепции человека и его место в мире

Основные итоги развития учения о человеке в истории науки. Социально-биологический кризис современного общества и роль сервисной деятельности в его преодолении

Выборочное конспектирование


7.2.2 Примерный перечень тем рефератов и статей


  1. Новизна понятия «потребность» в научном знании.

  2. Взаимосвязь между потребностями человека и сферой услуг (статья).

  3. Человек как объект научного познания.

  4. Эволюция понятия «человек» в философии.

  5. Антропосоциогенез и его понимание человека.

  6. Человек и общество (статья).

  7. Основные индивидуальные потребности и возможности человека и их связь с социальной активностью (статья).

  8. Понятие «деятельность». Деятельность и труд (статья).

  9. Бытие человека как основа его потребностей.

  10. Проблемы классификации потребностей человека (статья).

  11. Опыт классификации потребностей предыдущих лет.

  12. Закон повышения потребностей.

  13. Формирование потребностей (статья).

  14. Значение образа жизни в процессе формирования потребностей (статья).

  15. Формирование потребностей в условиях рынка.

  16. Потребность и их роль в сфере услуг.


7.3.4 Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы


  1. Человек и его потребности в концепции макиавеллизма.

  2. Природа человека в средневековом измерении.

  3. Учение Лютера и природа человеческих потребностей.

  4. Проблема человека в культуре эпохи Нового времени.

  5. Проблема человека в немецкой классической философии.

  6. Условный и категорический императивы И. Канта.

  7. «Абсолютное Я» Фихте.

  8. Абсолютный, объективный и субъективный дух в философии Гегеля.

  9. Проблема человека в современной философии и культуре.

  10. Соотношений понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

  11. Природа и сущность человека.

  12. Развитие представлений о человеке в истории культуры.

  13. Деятельность как специфический человеческий способ активности.

  14. Понятие и структура деятельности.

  15. Проблема человека как субъекта деятельности.

  16. Деятельность и поведение. Целеполагание в деятельности.

  17. Потребности и интересы как детерминанты человеческой деятельности.

  18. Соотношение потребности, интереса, мотива и стимула в структуре деятельности.

  19. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.

  20. Классификация потребностей.

  21. Способы и средства удовлетворения потребностей.

  22. Возрастная динамика потребностей.

  23. Потребности человека и их обслуживание.

  24. Структура и характеристика социальных потребностей.

  25. Психологические потребности личности.

  26. Соотношение биологических, психологических и социальных потребностей.

  27. Сущность и структура потребностей.

  28. Закон соотношения уровня развития производства и уровня потребления.

  29. Динамика человеческих потребностей в истории культуры.

  30. Ценности и идеалы в процессе превращения потребности в интерес.

  31. Потребность на уровне явления и на уровне сущности.

  32. Творческая потребность в самореализации в эпоху Возрождения.

  33. Проблема разумности человеческих потребностей в учениях софистов: Сократ, Платок, Диоген.

  34. Универсальность и усреднённость пирамиды потребностей Маслоу: удовлетворение потребностей как индивидуальный выбор.

  35. Материальные и духовные потребности.

  36. Взгляды на человека и потребности в новое время в эпоху Просвещения.

  37. Концепция человека и потребностей в философии ХIХ в.

  38. История развития и национальные особенности потребления в России.

  39. Сервисная деятельность и удовлетворение потребностей.

  40. Индивидуальные и общественные потребности.


7.3.5. Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература

  1. Брейтман А. С. Человек и его потребности (Сервисология): учеб. пособие / А. С. Брейтман. – Хабаровск, 2011. – 265 с.

  2. Макарова Т. Н. Поведение потребителей : учебник / Т. Н. Макарова, Н. И. Лыгина. – М. : Инфра-М, 2011. – 208 с.

  3. Удальцова М. В. Сервисология. Человек и его потребности : учеб. пособие / М. В. Удальцова, Е. В. Наумова. – М. : Омега-Л, 2011. – 105 с.

  4. Шиповская Л. П. Человек и его потребности : учеб. пособие / Л. П. Шиповская. – М. : Инфра-М, 2011. – 432 с.


Дополнительная литература

  1. Балакина Ю. Ю. Человек и его потребности (Сервисология) : учеб. пособие/ Ю. Ю. Балакина. – М. : Феникс, 2010. – 285 с.

  2. Блэкуэлл Д. Поведение потребителей: учебник. / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 10-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 943 с.

  3. Верещагина Л. А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности : учебник для вузов / Л. А. Верещагина. – Харьков. : Институт Прикладной Психологии «Гуманитарный Центр», 2012. – 212 с.

  4. Джумагулова А. Нематериальная мотивация молодых специалистов. Потребности, мотивы, цели, ценности и удовлетворённость трудом работников промышленных предприятий / А. Джумагулова. – М. : Книга по требованию, 2011. – 216 с.

  5. Евсеев В. О. Человеческие ресурсы в системе социоэкономических уравнений : учеб. пособие / В. О. Евсеев. – М. : Инфра-М, 2010. – 361 с.

  6. Коноплева Н. А. Сервисология. Человек и его потребности : учеб. пособие / Н. А. Коноплева. – М. : Флинта, 2008. – 248 с.

  7. Ольсевич Ю. Я. Психологические основы экономического поведения : учебник / Ю. Я. Ольсевич. – М. : Инфра-М, 2010. – 413 с.

  8. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения / Ю. П. Платонов. – М. : Речь, 2009. – 544 с.

  9. Садохин А. П. Сервисология. Человек и его потребности : учеб. пособие / А. П. Садохин. – М. : Омега-Л, 2010. – 142 с.

  10. Саевец А. Н. Поведение покупателей : учеб. пособие/ А. Н. Саевец. – БГЭУ. : Минск, 2009. – 201 с.



8. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, учебных фильмов, мультимедийных материалов и т.п.
http://www.ihtika.net/

http://liblaw.bitel.ru/

http://filosof.historic.ru/

http://filosofia.ru/

http://philosophylib1.narod.ru/

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php?mode=author

http://www.krotov.info/

http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=197

http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/A.phtml




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка