Рабочая программа учебной дисциплины теория организации и организационное поведение



Скачати 308.51 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір308.51 Kb.
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра бизнес-информатики




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины


ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Для направления подготовки – 080500.62 «Технологическое предпринимательство»
Профиля – Бизнес-информатика

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная

Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика»
Разработчик: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ В.В.Антропов
Рецензент: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ Ю.В.Фролов

Программа одобрена на заседании кафедры____________________________________________

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой: ______________________________ Ю.В.Фролов

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра бизнес-информатики, 2013



  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний по основным теоретическим концепциям социальных организаций и организационному поведению как междисциплинарной области знаний, связанной с изучением человеческих установок и трудовой деятельности в организации.
Задачи дисциплины:

  • формирование представления о теории организации, интегрирующей экономические, философские и социологические знания;

  • освоение основных структур организаций;

  • ознакомление с опытом деятельности успешных (конкурентоспособных) организаций, достижение студентами понимания о предпосылках успешности организаций;

  • формирование умений решения ключевых проблем управленческой деятельности;

  • формирование понимания причин и изучение критериев оценки поведения людей в организации;

  • приобретение студентами умений по анализу человеческого поведения в социальной группе.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 6 зачетных единиц (216 часов).

Количество аудиторных часов: 57, из них 19 часов – лекционные занятия, 38 часов – практические занятия. На курсовые экзамены выделяется 27 часов.

Отчетность по дисциплине: – экзамен.

Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Теория организации и организационное поведение» являются проектирование архитектуры предприятия и аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: архитектура предприятия; методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

  • анализ архитектуры предприятия;

  • в области аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием:

  • анализ и оценка ИС и ИКТ для управления бизнесом.

Освоение дисциплины «Теория организации и организационное поведение является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:

  • экономика фирмы;

  • маркетинг;

  • стратегический менеджмент;

  • архитектура предприятия;

  • деловые коммуникации;

  • информационные системы управления производственной компанией;

  • управление персоналом;

а также курсов по выбору:

  • информационные системы управления персоналом;

  • системы оценки и развития персонала,

прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-8; ОК-16; ОК-18; ПК-1; ДПК-1; ДПК-2; ДПК-3; ДПК-4; ДПК-5; ДПК-6; ДПК-7; ДПК-8; ДПК-9.:
Общекультурные компетенции (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);

  • способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-18).

Профессиональные компетенции (ПК):

  • способен проводить анализ архитектуры (ПК-1);

  • способен дифференцировать содержание конкурентных стратегий организации (ДПК-1);

  • способен использовать методы и показатели оценки эффективности организации (ДПК-2);

  • способен оценить роль организационных инноваций (ДПК-3);

  • способен осуществлять классификацию информационных систем в зависимости от уровня управления организацией (ДПК-4);

  • способен распознавать тактические и стратегические процессы управления знаниями (ДПК-5);

  • способен осуществлять анализ элементов механизма мотивации и их влияния на результаты деятельности (ДПК-6);

  • способен осуществлять анализ содержания коммуникационного процесса (ДПК-7);

  • способен различать властный и управленческий аспект организационного лидерства (ДПК-8);

  • способен оценивать эффективность воздействия корпоративной культуры на деятельность сотрудников (ДПК-9.)


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: (ФГОС ВПО):

  • основные типы структур организации, их преимущества и недостатки;

(ПООП):

  • основные современные теории организации, их особенности;

  • организационные инновации и последовательность элементов инновации;

  • методы корпоративного предпринимательства;

  • типы информационных систем, используемые в управлении организацией;

  • основные процессы управления знаниями и методы оценки компетенций;

  • основные модели организационного поведения и типы организационных культур;

  • современные теории мотивации;

уметь (ФГОС ВПО):

  • осуществлять выбор организационных структур, исходя из потребностей и возможностей предприятия;

(ПООП):

  • формулировать ключевые положения, лежащие в основе организационных теорий;

  • сравнивать различные типы организационной культуры;

  • анализировать этапы реализации изменений в организации;

  • оценивать влияние индивидуальных различий людей на их поведение в социальной группе;

  • принимать решения о способах мотивации персонала в организации;

владеть (ПООП):

  • методами и показателями для оценки эффективности организации;

  • методами оценки компетентности персонала.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы







Всего часов/

зачетных единиц







Семестр







Аудиторные занятия (всего)




57

1




В том числе:













Лекции




19

1




Практические занятия (ПЗ)




38

1




Самостоятельная работа (всего)




132

1




В том числе:













подготовка к практическим занятиям




70

1




подготовка реферата




40

1




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) – экзамен




22

1




Общая трудоемкость часы

зачетные единицы






216

1

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п







Наименование раздела дисциплины







Лекции







Практические занятия







СРС







Всего




1.

Понятие «Организация

1

2

12

15

2.

Основополагающие идеи организационных теорий

2

4

10

16

3.

Стратегия и эффективность организации

2

2

10

14

4.

Структуры организаций

2

4

20

26

5.

Внешняя окружающая среда

2

4

10

16

6.

Жизненный цикл организации и организационные изменения

2

4

10

16

7.

Понятие организационного поведения. Индивидуальные различия, влияющие на поведение людей в организации.

2

4

10

16

8.

Организационная культура


2

4

10

16

9.

Мотивация деятельности.

2

4

10

16

10.

Группы. Управление конфликтами

1

4

10

15

11.

Власть, лидерство

1

2

20

23




Итого:


19

38

132

189


5.2. Содержание разделов дисциплины




п/п







Наименование раздела дисциплины







Содержание раздела




1.

Понятие «Организация»



Сущность понятия «организация». Системные свойства организации: целостность; эмерджентность (холизм, синергизм, гештальт); гомеостазис (динамическое равновесие, устойчивое состояние). Иерархические уровни организаций: простые структуры; сложные структуры; сверхсложные структуры (человек как организация, социальные организации, непознанные и непознаваемые организации).


2.

Основополагающие идеи организационных теорий

Теория самоорганизации. Основные положения теории самоорганизации И. Пригожина: неравновесность и равновесность порядка; обратимость и случайность; нелинейность систем; история как последовательность бифуркаций; рынок как форма самоорганизации систем.

Системный подход. Общая теория систем (Людвиг фон Берталанфи). Системный анализ: основные этапы и рекомендуемые методы исследования. Методы морфологического анализа. Быстрый SWOT-анализ.

Законы организации. Закон синергии. Закон самосохранения. Закон информированности – упорядоченности. Закон единства

Классическое направление теории социальных организаций. Научная школа. .

Административная школа А. Файоля.

Исследования на заводе в Хоторне (штат Иллинойс, США), принадлежащем компании «Western Electric». Руководящие принципы Э. Мейо. Человеческие потребности и теория организационного гуманизма. Дихотомия менеджмента: концепции Х и Y (Д. Макгрегор). Принцип интеграции. Ситуационный характер концепций Х и Y.



3.

Стратегия и эффективность организации

Понятие стратегии в теории менеджмента. Стратегия как план, как принцип поведения, как позиция, как перспектива, как прием (ловкий маневр).

Руководящие идеи организации. Видение и миссия организации. Ценности. Ценности успешных организаций.

Управление, основанное на целях. Критерий SMART. Требования к целям. Оперативные инициативы организации. Финансовая перспектива. Средневзвешенная стоимость капитала. Показатели рентабельности. Добавленная стоимость. Чистый приведенный доход. Стратегический период. Оперативные цели для некоммерческих организаций. Стратегия и финансовые показатели.

Показатели клиентской перспективы.

Оперативные цели перспективы внутренних бизнес-процессов. Эффективность производственного цикла.

Оперативные цели перспективы обучения и развития персонала. Коэффициент стратегического переобучения

Возможная взаимосвязь между оперативными целями для деловой и некоммерческой организации.

Типология стратегий. Модель М. Портера. Стратегии дифференцирования и низких цен. Цепочка создания ценности. Ключевые компетенции. Типы стратегий Майлза и Сноу: стратегия поиска; стратегия защиты доли рынка; стратегия анализа; стратегия реагирования.

Стратегия и строение организации.

Оценка эффективности организации. Экономичность организации. Эффективность как степень приближения организации к цели и как уровень удовлетворенности всех групп влияния. Целевой подход. Ресурсный подход. Подход с учетом внутренних процессов. Комплексная модель эффективности.



Предел и причины диверсификации. Матрица стратегий И. Ансоффа. Конкурентные стратегии. Модель «Стратегические часы».

4.

Структуры организаций

Горизонтальное разделение труда (функциональный принцип). Вертикальное разделение труда (скалярный принцип). Уровни управления. Координация.

Информационные процессы в структуре организации. Вертикальные информационные связи: иерархические переадресации; правила и планы; вертикальные системы информации. Горизонтальные информационные связи: информационные системы; прямые контакты; рабочие группы; постоянный интегратор; команды.

Подходы к проектированию организаций. Виды работ. Отношения отчетности. Принципы формирования подразделений.

Типы организаций. Вертикальная структура. Бюрократия. Департаментализация. Функциональная структура: преимущества и недостатки. Дивизиональная структура: продуктовая структура; структура, ориентированная на потребителя; региональная организационная структура.

Матричная структура. Условия создания матрицы, ее слабые и сильные стороны.

Горизонтальная структура. Реинжиниринг бизнес-процессов. Слабые и сильные стороны горизонтальной структуры организации.

Модульная структура. Аутсорсинг. Слабые и сильные стороны модульной структуры организации.

Гибридная структура организации. Примеры гибридных структур.




5.

Внешняя окружающая среда

Сектора окружающей среды. Оперативная окружающая среда. Общая окружающая среда.

Неопределенность окружающей среды организации. Когнитивные ограничения руководителя. Масштабность и сложность информации. Простота – сложность окружающей среды. Стабильность – нестабильность окружающей среды. Матрица анализа неопределенности среды. Способы адаптации к неопределенной окружающей среде: должности и подразделения; буферные и пограничные зоны; дифференциация; интеграция; органический и механистический менеджмент; планирование, прогнозирование, ответственность. Зависимость от ресурсов окружающей среды




6.

Жизненный цикл организации и организационные изменения

Размеры организаций. Большие и малые организации. Гибрид малой и большой компании.

Стадии жизненного цикла организации: стадия предпринимательства; стадия коллективизма; стадия формализации; стадия совершенствования; упадок организации. Факторы упадка: организационная атрофия; уязвимость; упадок окружающей среды или конкуренция.

Стадии упадка организации: стадия слепоты; стадия бездействия; ошибочные действия; стадия кризиса; стадия распада.

Стратегии контроля в организации: бюрократический контроль; рыночный контроль; клановый контроль.

Изменения и инновации. Необходимость организационных изменений. Инкрементальные и радикальные изменения. Организационные инновации. Последовательность элементов инновации: идея; потребности в изменении; принятие решения о реализации инновации; реализация; ресурсы.

Двойственные организации: органический и механистический компоненты организации. Корпоративное предпринимательство: защитник технической идеи (продукта); защитник управления идеей. Двухсторонний подход. Два ядра организации: техническое и административное.




7.

Понятие организационного поведения. Индивидуальные различия, влияющие на поведение людей в организации.

Этика и ОП. Этическая проблема. Этическая дилемма. Утилитаристский подход. Индивидуалистический подход. Морально-правовой или гуманитарный подход. Концепция справедливости. Социальная ответственность организации как работодателя, делового партнера, «гражданина» определенной территории и благотворителя.

Менеджмент разнообразия. Демографические характеристики. Личность и ее развитие. Факторы, определяющие личность: задатки и способности; окружающая среда. Подходы к исследованию личностных черт: «большая пятерка» качеств; социальные черты; личные концептуальные черты; черты эмоциональной адаптации. Недостатки оценки личности на основе большой пятерки качеств.




8.

Организационная культура

Культура (в широком смысле). Видимые параметры культуры. Роль ценностей. Перечень ценностей, которые обычно присутствуют в успешных организациях. Мировоззренческие типы людей. Нормы отношений и нормы поведения. Коммуникационные стили. Процессы передачи знаний в зависимости от культуры.

Типы организационной культуры. Рекомендуемые траектории перехода из одной культуры в другую. Крайние типы взаимодействия человека с организацией. Типология адаптации человека в организации: отрицание, конформизм, мимикрия, адаптивный индивидуализм

Макрокультурные переменные: властная дистанция; индивидуализм-коллективизм; тревожность за будущее; размер ценностей; долгосрочная – краткосрочная ориентация; мужественность-женственность.


9.

Мотивация деятельности.

Роль и значение мотивации в управлении человеком. Основные понятия современных теорий мотивации: побуждение, потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование, вознаграждение. Влияние мотивации на характеристики деятельности человека.

Теории содержания мотивации. Принципы мотивации человека. Иерархия базовых потребностей по А. Маслоу. Основные группы потребностей: физиологические, потребности безопасности, принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, потребность самовыражения. Основные черты, присущие самореализующимся личностям. Природа внутриличностных конфликтов человека, адаптирующегося к организации. Критика теории А. Маслоу.

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. Потребности достижения, соучастия и властвования. Взаимовлияние потребностей.

Двухфакторная теория Герцберга. Гигиенические и мотивирующие факторы, влияющие на поведение человека в организации. Удовлетворенность и неудовлетворенность работой.

Теория ERG К. Альдерфера. Процессы удовлетворения и фрустрации. Обобщение теорий содержания мотивации.

Теории процесса мотивации. Модель мотивационного процесса. Теория ожиданий (В. Врум). Ожидания как мотивирующий фактор. Взаимосвязь затрат труда, результатов и вознаграждения. Понятие валентности как степени удовлетворения от полученного вознаграждения.

Теория равенства (справедливости). Категории, которыми оперирует теория равенства: воспринятое вознаграждение других, воспринятые затраты индивида, воспринятые затраты других, норма. Возможные реакции человека на состояние неравенства в организации.


10.

Группы. Управление конфликтами

Лидерство (руководство). Качества лидера. Качества менеджера.

Власть. Источники власти формального руководителя и лидера. Виды власти: законная, основанная на вознаграждении, основанная на принуждении, экспертная и референтная. Источники власти: 1) занимаемая должность; 2) личные качества лидера.

Должностная власть: законная (легитимная) власть; власть, основанная на поощрении (подчинение); власть, основанная на принуждении (сопротивление).

Личная власть: экспертная власть; референтная власть. Приверженность.

Превращение власти во влияние. Возможные стратегии влияния: логика; доброжелательность; коалиции; торги; напористость; поддержка вышестоящих лиц; санкции. Нисходящее влияние. Восходящее влияние.

Послушание. Психологический контракт.



Черты, характерные для успешного лидера. Поведенческий подход. Матрица: внимание к сотрудникам - внимание к производственному процессу. Два стиля лидерства.



5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)




Наименование дисциплины







Количество чаов/зачетных единиц







Формируемые компетенции







Общее количество компетенций




Микроэкономика

57

ОК-1, ОК-5, ОК-16

3



6. Образовательные технологии




Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)







Тема занятия







Образовательные технологии

(в том числе ин-терактивные)







Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме







Лекции




1-10




Мультимедийные технологии (презентации лекций)




19

Практические занятия

1-10

Мультимедийные технологии (презентации лекций)

38



РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Система текущего и рубежного контроля строится по балльно-рейтинговой модели, а итоговый экзамен студенты получают в качестве накопительной рейтинговой оценки (не более 20 баллов).

В технологической карте дисциплины выделены все формы текущего и рубежного контроля, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов (в диапазоне «минимум – максимум»).

Возможно начисление бонусных и штрафных баллов. К неудовлетворительной оценке в сочетании с рейтинговым штрафом приравниваются сдача текста учебного задания, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдача двумя и более студентами идентичного текста учебного задания; рейтинговые бонусы предусматриваются при демонстрации студентами в ходе семестра углубленного знания учебного и дополнительного материала, творческого, инициативного и дисциплинированного отношения к учебному процессу.

Технологическая карта включает базовую и дополнительную части. В базовой части приводится расчет рейтинговой оценки тех учебных заданий и контрольных процедур, которые выполняются студентами в течение семестра. Для сдачи итогового экзамена студентам достаточно накопить 30 баллов.

Дополнительная часть технологической карты включает компенсирующие учебные задания. Студенты выполняют их в том случае, если в рамках базовой части не сумели набрать количество баллов, необходимое для получения зачета.





Наименование

дисциплины / курса

Уровень//ступень образования

(бакалавриат,

магистратура)

Статус

дисциплины

в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц / кредитов

Форма

отчетности

Курс,

семестр

Теория организации и организационное поведение

Бакалавриат

Б3.19

6

Экзамен

Курс 1,

семестр 1






Смежные дисциплины по учебному плану (бакалавриат):

Экономика фирмы. Стратегический менеджмент. Архитектура предприятия. Деловые коммуникации. Информационные системы управления производственной компанией. Управление персоналом.




БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)




Тема или задание текущей

аттестационной работы

Виды

текущей

аттестации

Аудиторная

или

внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество

баллов

Посещение занятий



Контроль посещения

Аудиторная

10

20

Практическое занятие № 1.

Тема 1. Понятие «Организация»

Устный опрос

Аудиторная

2

3

Практическое занятие № 2.

Тема 2.Основополагающие идеи организационных теорий

Групповые задания

Аудиторная

2

3

Практическое занятие № 3.

Тема 3. Стратегия и эффективность организации

Презентация докладов

Аудиторная

2

4

Практическое занятие № 4.

Тема 4. Структура организаций

Групповые задания

Аудиторная

2

3

Практическое занятие № 5.

Тема 5. Внешняя окружающая среда

Устный опрос

Аудиторная

2

3

Практическое занятие № 6.

Тема 6. Жизненный цикл организации и организационные изменения

Индивидуальные

задания

Аудиторная

2

3

Практическое занятие № 9.

Тема 9. Понятие организационного поведения. Индивидуальные различия, влияющие на поведение людей в организации

Устный опрос

Аудиторная

2

3

Практическое занятие № 10.

Тема 10. Организационная культура

Индивидуальные

задания

Аудиторная

2

3

Практическое занятие № 11.

Тема 11. Мотивация деятельности. Подкрепление поведения (научение поведению)

Презентация докладов

Аудиторная

2

3

Практическое занятие №12.

Тема 12. Группы Управление конфликтами

Групповые задания

Аудиторная

2

3

Практическое занятие № 13.

Тема 13. Власть. Лидерство

Устный опрос

Аудиторная

2

3

Итого:

32

54


Примечание.

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации – 32 балла.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам лекционного курса и практических занятий, обязательное выполнение двух любых заданий из дополнительного модуля (по выбору преподавателя), представление конспектов лекций.

Форма прохождения промежуточной аттестации: экзамен (максимальный балл по промежуточной аттестации составляет 30 баллов, минимальный балл – 15 баллов).
ФИО преподавателя: Антропов В.В.

Утверждено на заседании кафедры прикладной экономики и управления «___» _________ 2011 г. Протокол №__.
Зав. кафедрой __________________

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине

  1. Социальные организации. Типы социальных организаций. Необходимость социальных организаций.

  2. Конфигурация социальной организации. Техническое ядро. Стратегический уровень. Менеджмент среднего звена. Техноструктура. Вспомогательный персонал.

  3. Структурные параметры организации Контекстуальные параметры организации

  4. Всеобщая организационная наука (тектология) А.А. Богданова: Элементы, Сочетания, закон относительных сопротивлений (закон наименьших), Закон расхождения.

  5. Законы организации. Закон синергии. Закон самосохранения. Закон информированности – упорядоченности. Энтропия. Закон единства анализа и синтеза. Закон онтогенеза. Закон композиции.

  6. Эволюционное развитие научных концепций управления социальными организациями. Классическое направление теории социальных организаций. Научная школа. Подход Ф. Тейлора.

  7. Концепция идеальной бюрократии. Базовые характеристики бюрократической организации. Три способа осуществления власти: харизматический, традиционный и рациональный. Деперсонализация. Ограничения модели идеальной бюрократии

  8. Общие принципы управления (административная школа А. Файоля). Пять процессов и пять функций управления. 14-ть «общих принципов управления»

  9. Гуманистическое направление в теории социальной организации. Исследование в Хоторне. Принципы Элтона Мейо.

  10. Дихотомия менеджмента: концепции Х и Y (Дуглас Макгрегор). Принцип интеграции. Ситуационный характер концепций Х и Y .

  11. Стратегия организации: Необходимость стратегии. Понятие стратегии. Стратегия как план, как принцип поведения, как позиция, как перспектива, как прием. Руководящие идеи организации.

  12. Основные финансовые показатели организации: Рентабельность собственного капитала ROE, Средне взвешенная стоимость капитала, Доходность (рентабельность) инвестиций ROI, Уровень доходности продаж ROS, Добавленная стоимость, Чистый приведенный доход.

  13. Показатели клиентской перспективы организации: Доля рынка, Расширение клиентской базы, Сохранение клиентской базы, Удовлетворение потребностей клиента, Прибыльность клиента

  14. Внутренние бизнес-процессы. Инновационный процесс. Операционный процесс. Обслуживание клиента после продажи и поставка товара или услуги. Эффективность производственного цикла (Manufacturing Cycle Effectiveness, MCE - производство точно в срок)

  15. Показатели обучения и развития персонала организации: удовлетворенность работника; сохранение кадровой базы; эффективность работника. Взаимосвязь между финансовыми и иными целями организаций. Коэффициент стратегического переобучения.

  16. Типы стратегий в модели М. Портера. Типы стратегий в модели Майлза и Сноу.

  17. Комплексная модель эффективности организации. Фокус организации. Структура организации.

  18. Предел и причины диверсификации. Матрица стратегий Игоря Ансоффа.

  19. Предпосылки формирования структуры организации. Горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда.

  20. Функциональная структура. Преимущества и недостатки функциональной структуры.

  21. Дивизиональная структура. Продуктовая структура. Структура, ориентированная на потребителя. Региональная организационная структура

  22. Матричная структура. Условия создания матрицы. Функциональные матрицы. Продуктовые матрицы. Слабые и сильные стороны матричной структуры

  23. Горизонтальная структура. Процессы. Слабые и сильные стороны горизонтальной структуры организации.

  24. Модульная структура. Слабые и сильные стороны модульной структуры организации.

  25. Гибридная структура организации. Адекватность структуры. Симптомы структурного несоответствия структуры организации.

  26. Стратегии контроля окружающей среды. Установление межорганизационных связей. Приобретение собственности. Стратегические союзы. Кооптация и совместный директорат. Наем бывших руководителей других компаний. Реклама и РR.

  27. Жизненный цикл организации. Стадии жизненного цикла организации. Упадок организации. Стадии упадка организации.

  28. Стратегии контроля в организации. Бюрократический контроль. Рыночный контроль. Клановый контроль

  29. Изменения и инновации. Инкрементальные и радикальные изменения. Преодоление сопротивления переменам. Создание команд изменений. Воспитание защитников идеи

  30. Типы ИС в зависимости от уровня управления в организации. Управленческие информационные системы: MIS, EIS, Data mining, DSS, MCS, BSC

  31. Понятие и модель организационного поведения.

  32. Менеджмент разнообразия. Демографические характеристики. Личность. «Большая пятерка» качеств личности. Социальные черты личности. Стиль разрешения проблем.

  33. Личные концептуальные черты: Локус (траектория) контроля, Макиавеллизм, Ценности, Установки, Восприятие

  34. Черты эмоциональной устойчивости. Ориентация (поведение) человека по типу А и по типу В.

  35. Эмоциональные способности. Шкалы эмоционального интеллекта. Различие между чертами личности и эмоциональными способностями. Успех в жизни. Различие между IQ и EQ

  36. Стресс и управление стрессом

  37. Организационная культура. Видимые параметры культуры.

  38. Этика и ОП. Этическая дилемма. Подходы в исследовании этики. Социальная ответственность организации.

  39. Мировоззренческие типы

  40. Роль ценностей. Нормы отношений и нормы поведения

  41. Типы организационных культур. Крайние типы взаимодействия человека с организацией. Диагностика культуры

  42. Макрокультурные переменные. Влияние тревожности на эффективность деятельности организации. Рекомендации для руководителя по управлению организационной культурой

  43. Мотивация деятельности: основные понятия. Внешнее и внутреннее вознаграждение

  44. А. Маслоу: базовые принципы, характеризующие природу человека. Проявление потребностей на работе.

  45. Теории мотивации К.Альдерфера, МакКлелланда, Герцберга

  46. Поведение (процессные теории мотивации). Теория ожиданий (В. Врум). Теория равенства - справедливости

  47. Удовлетворенность трудом

  48. Вознаграждение (теории подкрепления). Научение поведению. Научение с одинарной и двойной петлями.

  49. Цикл обучения (на опыте). Стили обучения.

  50. Подкрепление поведения. Компенсация как механизм закрепления поведения. Графики подкрепления

  51. Формальные и неформальные группы. Структурные характеристики группы. Ситуационные характеристики группы. Реакция группы на поведение человека.

  52. Управление конфликтами. Уровни конфликтов. Причины конфликтов

  53. Косвенные методы управления конфликтами. Прямые методы управления конфликтами. Стили разрешения конфликта

  54. Власть, лидерство. Должностная власть. Личная власть.

  55. Превращение власти во влияние. Послушание. Психологический контракт

  56. Черты, характерные для успешного лидера. Поведенческий подход. Два стиля лидерства.

  57. Ситуационная теория лидерства. Личный стиль лидерства. Лидерство при осуществлении изменений

  58. Руководители и управленческая деятельность как объект исследования ОП. Анализ управленческой деятельности на основе выделения ролей (Г. Минцберг)

  59. Навыки менеджера (Р. Кац). Недостатки ролей и навыков как моделей для описания и прогнозирования управленческой деятельности

  60. Компетенции и компетентности как характеристики управленческой деятельности. Уровни и измерения компетенции.

  61. Модель компетенций (Г. Робертс).

  62. Обобщенная модель компетенций менеджера. Поведенческие индикаторы компетенций менеджера. Оценка по методу 360 градусов.

  63. Методы оценки компетенций. Валидность методов оценки компетенций

  64. Профессиональный стандарт. Система дистанционной оценки компетенций персонала

  65. Эффективность работы специалиста (руководителя). Влияние самооценки и кластера «Влияние» на результаты деятельности руководителя


6.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Антонов В.Г. и др. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2010. 464 с.

  2. Дафт Р.Л. Теория и практика организации. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 384 с.

  3. Информационные системы в экономике: Учебное пособие // Под ред. А.Н. Романова, Б.Е. Одинцова – М.: Вузовский учебник, 2009. – 410 с.

  4. Карташова Л.В. и др. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2010. – 383 с.

  5. Киселев Г.М. и др. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009. – 272 с.

  6. Лапыгин Ю.Н. Теория Организации и организационное поведение: Учебное пособие. – М.: МНФРА-М. – 2011. – 329 с.

  7. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение: Учебник. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.

  8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2010. – 864 с.

  9. Парахина В.М., Федоренко В.Н. Теория организации: Учебное пособие. – КноРус, 2010. – 296 с.

  10. Теория организации: Учебник // Под ред. В.Г.Алиева – М.: Экономика, 2010. – 429 с.

  11. Фролов Ю. В. Управление знаниями: Учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим, управленческим и экономическим специальностям. – М.: ЩЩЩ «НИЦ Инженер», 2007. – 404 с.

  12. Фролов Ю.В. Теория организации и организационное поведение. Часть I. Методология организации. Ч.2. Компетенции персонала и управление организациями: Учебное пособие. – М.: МГПУ, 2012. – 252 с.


б) дополнительная литература

  1. Анопченко Т.Ю., Ахмедова Е.А., Ибрагимова Н.В. и др. Теория организации. – М.: Феникс, 2008. – 408 с.

  2. Баранова И.П.. Организационное поведение: Учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2010. – 168 с.

  3. Веснин В.Р. Теория организации: Учебник. – М.: Велби Проспект, 2008. – 272 с.

  4. Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учебник. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 352 с.

  5. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие //Под ред. А.Я. Кибанова. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 365 с.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка