Рабочая программа учебной дисциплины «Патопсихология развития»



Скачати 273.21 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір273.21 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»




Социально-психологический факультет

Кафедра теоретической и практической психологии



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


____________________ ФИО

«___» __________ 2012 г.





Рабочая программа учебной дисциплины

«Патопсихология развития»

Код и направление подготовки

050400_ 68-10-56-2362 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки

«Психология образования»


Квалификация (степень) выпускника

магистр


Форма обучения

очная


Тобольск

2012
Содержание


1. Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………………….3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………………………………..3

3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………………………………….. 4

4. Структура и содержание дисциплины………………………………..………………………… 5

4.1. Структура дисциплины ……………………………………………………………………… 5

4.2. Содержание разделов дисциплины ………………………………………………………… 6

5. Образовательные технологии ……………………………………………….……………….......9

6. Самостоятельная работа студентов………………………………………………….…….…….11

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства……………………..……................12

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля ………………………………………. 12

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…….…………………………………………………………..…….…………….12

7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации ……………………………………….... 15

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………………….. 16

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………………….... 18




1. Цели и задачи освоения дисциплины: ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств.

Задачи:


  1. изучение психологической структуры и нейрофизиологических механизмов нарушений высших психических функций при различной локализации поражений в головном мозге;

  2. изучить особенности нарушений в личностной, эмоциональной, познавательной и мотивационной сферах, диагностируемые при различных психических заболеваниях;

  3. рассмотреть специфические методы патопсихологии;

  4. освоить практические навыки патопсихологической диагностики.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры курс «Патопсихология развития» входит в вариативную часть профессионального цикла.

Данный курс является частью профессиональной подготовки психологов в системе высшего профессионального образования и обязателен для студентов всех психологических направлений.



3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

  • способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

  • способность проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);

  • способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

  • уметь разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКСПП-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • знать предмет и задачи патопсихологии, основные патопсихологические симптомы и синдромы;

  • понимать взаимосвязь патопсихологических синдромов и психических заболеваний;

  • методы клинико-психологического обследования клиентов с аномалиями развития (основные методики диагностики нарушений познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы и личности);

  • методы диагностики и интерпретации детско-родительских отношений;

уметь:

  • ориентироваться в современных научных патопсихологических концепциях;

  • владеть патопсихологической терминологией и методами патопсихологического исследования;

  • самостоятельно разработать стратегию патопсихологического обследования;

  • провести анализ выявленных расстройств (выявить структуру дефекта);

  • уметь проводить патопсихологическую диагностику особенностей познавательной и личностной сферы и интерпретировать результаты;

  • уметь планировать и проводить диагностические беседы, а также беседы по результатам диагностики.

владеть:

  • навыками составления психологического заключения по результатам обследования (учитывая поврежденные, недоразвитые и сохранные звенья);

  • применять на практике классические и новые методов диагностики особенностей и нарушений познавательных процессов и эмоциональной сферы.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часов).
4.1. Структура дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

КСР

1

Теоретические и методологические основы патопсихологии.

9

-

10

-

1

45

2

Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности

9-10

-

12

-

1

45

3

Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы

10

-

6

-

1

45

4

Организация патопсихологического обследования

10

-

4

-

1

45


4.2. Содержание дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Теоретические и методологические основы патопсихологии.

Общие представления о предмете патопсихологии. Организационно-правовая база и деонтологические аспекты деятельности клинического психолога. Понятие нормы и патологии. Методологические основы патопсихологии. Клиника нейропсихологических синдромов

2

Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности

Патология восприятия. Патология зрительного восприятия. Нарушения действий. Патология памяти. Патология мышления. Нарушения речи.

3

Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы

Основные формы патологии личности. Нарушения сознания. Нарушения общения как критерий аномалий эмоционально-личностной сферы

4

Организация патопсихологического обследования

Организация патопсихологического обследования

5. Образовательные технологии


занятия

раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов



1

Общие представления о предмете патопсихологии

Практическое занятие в форме презентации.

2



1

Организационно-правовая база и деонтологические аспекты деятельности клинического психолога.

Работа в группах:

1. Анализ «Закона о психиатрической помощи»: особое внимание обратить на статьи провозглашающие: равенство прав граждан РФ, добровольность обращения за психиатрической помощью, сохранение врачебной тайны.

2. Выявить основные направления деятельности, сравнить особенности работы медицинского психолога, психотерапевта и психолога, работающего в иных учреждениях, оказывающих помощь населению.


2



1

Понятие нормы и патологии

Работа в группах: составить таблицу на тему «Подходы к пониманию психического здоровья и болезни»

2



1

Методологические основы патопсихологии

Метод мозгового штурма:

разработка принципов подбора психодиагностического инструментария для составления диагностического портфеля патопсихолога; составление списка необходимых методик, входящих в диагностический портфель патопсихолога.



2



1

Клиника нейропсихологических синдромов

Работа в группах

2



2

Патология восприятия

Практическое занятие на основе кейс-метода.

2



2

Патология зрительного восприятия

Практическое занятие на основе кейс-метода.


2



2

Нарушения действий

Практическое занятие на основе кейс-метода.


2



2

Патология памяти

Практическое занятие на основе кейс-метода.


2



2

Патология мышления

Практическое занятие на основе кейс-метода.


2



2

Нарушения речи

Практическое занятие на основе кейс-метода.


2



3

Основные формы патологии личности

Практическое занятие на основе кейс-метода.


2



3

Нарушения сознания

Практическое занятие на основе кейс-метода.


2



3

Нарушения общения как критерий аномалий эмоционально-личностной сферы

Практическое занятие на основе кейс-метода.


2

15-16.

4

Организация патопсихологического обследования

Практическое занятие на основе кейс-метода.

(Решение ситуационных задач: анализ истории болезни и составление плана патопсихологического обследовани. Составить план обследования пациента с расстройством личности с целью описания особенностей самосознания, эмоций и мотивационно-потребностной сферы.

Провести анализ клинического заключения, основываясь на принципах психологической диагностики).


4


6. Самостоятельная работа студентов




Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Теоретические и методологические основы патопсихологии.

Чтение текста. Работа со словарями. Выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Использование компьютерной техники.

45

2

Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности

Чтение текста. Работа со словарями. Решение ситуационных задач. Выполнение домашних заданий. Аналитическая обработка текста. Составление таблиц для систематизации учебного материала.

45

3

Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы

Чтение текста. Работа со словарями. Выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Решение ситуационных задач.

45

4

Организация патопсихологического обследования

Чтение текста. Работа со словарями. Выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Решение ситуационных задач.

45


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля
Для определения начального уровня знаний, умений и навыков предполагается использовать устный опрос и собеседование.

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов

7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ




Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Аудиторные занятия













Лекции

-

-

-

-

Практические занятия

15

15

15

45

Самостоятельная работа

18

18

19

55

Итого за работу в семестре

33

33

34

100

Обобщающий контроль













Итого










100

7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов






Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях







Лекционные занятия не предусмотрены







Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях

1

Теоретические и методологические основы патопсихологии.

Посещение семинарских занятий. Выступление на семинарском занятии. Выполнение индивидуальных и групповых заданий. Защита рефератов.

15

1

2

Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности

Посещение семинарских занятий. Выступление на семинарском занятии. Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

15

2

3

Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы

Посещение семинарских занятий. Выступление на семинарском занятии. Выполнение индивидуальных и групповых заданий. Защита рефератов.

7

3

4

Организация патопсихологического обследования

Посещение семинарских занятий. Выступление на семинарском занятии. Выполнение индивидуальных и групповых заданий. Защита рефератов.

8

3

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов





Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

Теоретические и методологические основы патопсихологии.

Выполнение домашних контрольных работ. Составление аннотаций. Презентация результатов исследовательской деятельности.

18

1

2

Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности

Выполнение домашних контрольных работ. Составление аннотаций. Презентация результатов исследовательской деятельности.

18

2

3

Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы

Выполнение домашних контрольных работ. Составление аннотаций. Презентация результатов исследовательской деятельности.

10

3

4

Организация патопсихологического обследования

Выполнение домашних контрольных работ. Составление аннотаций. Презентация результатов исследовательской деятельности.

9

3

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Примерная тематика рефератов

  1. Категория патопсихологического синдрома.

  2. Сравнительная характеристика клинического и патопсихологического подходов к изучению патологии психики.

  3. История развития патопсихологии.

  4. Проблема соотношения распада и развития психики.

  5. Наследственные и средовые факторы в развитии психических заболеваний.

  6. Принципы организации патопсихологического эксперимента.

  7. Сравнительная характеристика клинического и психологического подходов к нарушениям мышления, методов их анализа и используемых категорий.

  8. Нарушения мышления при психических заболеваниях, их психологическая характеристика.

  9. Нарушения мотивации при шизофрении.

  10. Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте.

  11. Проблема психических изменений при соматических заболеваниях.

  12. Патология познавательной деятельности при шизофрении.

  13. Тест Роршаха: его диагностические возможности в психиатрической клинике.

  14. Характеристика методик типа «функциональные пробы», специфики их проведения и интерпретации полученных результатов.

  15. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме.

  16. Психологический анализ нарушений работоспособности.

  17. Самооценка при различных психических отклонениях.

  18. Характерологические и интеллектуальные изменения при эпилепсии.

  19. Уровень притязаний (сравнительный анализ здоровых и психически больных).

  20. Методика «Пиктограмма», ее диагностическая валидность.

  21. Возможности использования методики ТАТ в клинике.

  22. Проективные методы изучения личности в клинике.

  23. Ранний детский аутизм и его психологическая характеристика.

  24. Неврозы и их психологическая характеристика.

  25. Методики на исследование внимания.

7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации

7.3.1. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов



Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично




40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов

7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации

В качестве промежуточной аттестации предусмотрен экзамен. Студенты аттестуются по балльно-рейтинговой системе.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:


  1. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. – М.: Академия, 2004.

  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Академия, 2005.

  3. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. – М.: МПСИ, 2003.

  4. Левченко И.Ю. Патопсихология. – М.: Академия, 2004.

  5. Марилов В.В. Общая психопатология. – М.: Аспект Пресс, 2008.

  6. Марилов В.В. Частная психопатология. – М.: Академия, 2004.

б) дополнительная литература:



  1. Блейхер В.М., Крук И.В. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во МПСИ, 2002.

  2. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровье, 1983.

  3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков СИ. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М., 2002.

  4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. –Н.Новгород: Изд-во НГМА, 1998.

  5. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

  6. Зейгарник Б.В. Патология мышления. – М., 1962.

  7. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.

  8. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Бауманна. – СПб, 2002.

  9. Коченов М.М., Николаева В.В. Мотивация при шизофрении. – М., 1978.

  10. Критская В.П., Мелешко Т.К. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

  11. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1988.

  12. Микиртумов Б.Е. Лексика патопсихологии. – СПб.: Речь, 2004.

  13. Патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопрольская. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

  14. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. НЛ.Белопольская. – М. 1998.

  15. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). – СПб, 1998.

  16. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности – М., 1987.

  17. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

в) периодические издания:

Вопросы психологии. Адрес сайта: http://www.voppsy.ru/ (Российский)

Журнал практического психолога.

Инновации в образовании.

Культурно-историческая психология. Адрес сайта: http://www.psyjournals.ru/kip/ (Российский)

Мир психологии

Московский психотерапевтический журнал. Адрес сайта: http://magazine.mospsy.ru/ (Российский)

Образование и наука. Известия Уральского отделения РАН.

Психологическая наука и образование. Адрес сайта: http://www.psyedu.ru/ (Российский)

Психологический журнал.

Школьный психолог.

Экспериментальная психология. Адрес сайта: http://psyjournals.ru/exp/ (Российский)
г) Интернет-ресурсы:


  1. www.azps.ru/handbook (психологический словарь)

  2. www.childpsy.ru/index.php/view/perinat/cat/10 (раздел «Педагогическая психология» на сайте Детский психолог)

  3. www.edu.ru (федеральный портал «Российское образование»)

  4. www.museum.edu.ru (российский общеобразовательный портал)

  5. www.pedlib.ru (педагогическая библиотека)

  6. www.psyedu.ru (электронный журнал "Психологическая наука и образование")

  7. www.rospsy.ru (сайт Федерации психологов образования России)


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Проектор


Ноутбук

CD и DVD-диски



10. Паспорт рабочей программы дисциплины
Разработчик: Ложкова Г.М., кандидат психологических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры __________________________________________
от «___»_______________г., протокол №________
Согласовано:

Зав. кафедрой ______________________


«___» ________________г.
Согласовано:

Специалист по УМР _________________


«___» ________________г.


Аннотация рабочей программы дисциплины

Патопсихология развития
1. Цель дисциплины: ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла



3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:



  • способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

  • способность проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);

  • способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

  • уметь разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКСПП-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • знать предмет и задачи патопсихологии, основные патопсихологические симптомы и синдромы;

  • понимать взаимосвязь патопсихологических синдромов и психических заболеваний;

  • методы клинико-психологического обследования клиентов с аномалиями развития (основные методики диагностики нарушений познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы и личности);

  • методы диагностики и интерпретации детско-родительских отношений;

уметь:

  • ориентироваться в современных научных патопсихологических концепциях;

  • владеть патопсихологической терминологией и методами патопсихологического исследования;

  • самостоятельно разработать стратегию патопсихологического обследования;

  • провести анализ выявленных расстройств (выявить структуру дефекта);

  • уметь проводить патопсихологическую диагностику особенностей познавательной и личностной сферы и интерпретировать результаты;

  • уметь планировать и проводить диагностические беседы, а также беседы по результатам диагностики.

владеть:

  • навыками составления психологического заключения по результатам обследования (учитывая поврежденные, недоразвитые и сохранные звенья);

  • применять на практике классические и новые методов диагностики особенностей и нарушений познавательных процессов и эмоциональной сферы.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часов).

5. Семестры: 9, 10.

6. Основные разделы дисциплины:

Раздел 1. Теоретические и методологические основы патопсихологии.

Раздел 2. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности.

Раздел 3. Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы.

Раздел 4. Организация патопсихологического обследования.

7. Разработчик:

Ложкова Г.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии.



Лист согласования


Должность, ИОФ

Дата согласования

Подпись

ПРК

проректор по учебной работе В.В.Клюсова









Проректор по научной и инновационной работе Н.Л.Бельская







Проректор по воспитательной работе и связям с общественностью С.Д.Редькина







Начальник учебного отдела О.Н.Липневич







Начальник ОМК М.В.Прокопова









Лист ознакомления


ФИО лица, ознакомившегося с документом

Дата

ознакомления с документом



Подпись

Расшифровка подписи






























































































































































































































Лист регистрации изменений


№ раздела, подраздела, пункта, подпункта, к которому относится изменение

Дата введение изменения

Основание

(№, дата приказа)



Дата внесения изменения

Подпись лица, внесшего изменение













































































































































































































































































































































































































































































































































































Лист учёта периодических проверок


Дата проверки

Результаты проверки

ФИО лица, выполнившего проверку

Подпись лица, выполнившего проверку


































































































































































































































































































































































































































































































База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка