Рабочая программа учебной дисциплины концепция современного языкознания



Скачати 355.02 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір355.02 Kb.
#6191
ТипРабочая программа





лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа региональных и международных исследований



востоковедение и африканистика печать.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
032100.68 – «Востоковедение и африканистика»

Магистерская программа: «История стран Азии и Африки»

Форма подготовки - очная

Школа международных и региональных исследований

кафедра русского языка и литературы

курс 1 семестр 1

лекции 36 час.

всего часов аудиторной нагрузки 36 час.

самостоятельная работа 36 час.

зачет семестр

экзамен 1 семестр
Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 25 января 2010 г.).
РПУД обсуждена на заседании кафедры русского языка и литературы ДВФУ (протокол № 7 от 14.05.2011 г.).
Заведующая (ий) кафедрой: к. филол. наук, доцент Г.Н. Крылова

Составители: к. филол. наук, профессор О. Л. Рублева, к. филол. наук, профессор Г. Н. Сергеева




I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 201 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)



II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 201 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


Аннотация
Дисциплина «Концепция современного языкознания» является одним из интегрированных элементов учебного процесса подготовки магистров в области востоковедения и африканистики. Она представляет собой часть общенаучного цикла, предназначенного для студентов обучающихся по направлению 032100.68 – «Востоковедение и африканистика» и способствует подготовке будущего магистра к осуществлению профессиональной деятельности, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика».

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями, изложенными в нормативных документах:



  • Федеральные законы РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г.;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика» высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 223 от 29 марта 2010 г.;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Устав Дальневосточного федерального университета;

  • Учебный план магистратуры по направлению 032100.68 – «Востоковедение и африканистика», утвержденный ректором ДВФУ, Владивосток, 2011 г.

Программа дисциплины включает разделы: цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре магистерской программы, компетенции обучающегося, формирующиеся в результате освоения дисциплины, структура и содержание дисциплины, образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.

Лекционный курс «Концепция современного языкознания» предназначен для студентов ДВФУ, обучающихся по магистерским программам «История стран Азии и Африки», «Языки народов Азии и Африки» и «Литература народов Азии и Африки» направления 032100.68 – «Востоковедение и африканистика».

Изучаемая дисциплина формирует основные компетенции магистра востоковедения и африканистики в следующих областях: теория современного языкознания, история отечественного и зарубежного языкознания философии.

Курс «Концепция современного языкознания» охватывает всё многообразие языковедческого материала в его ключевых проблемах и представлениях, обозначает разнообразие и разнородность типов и направлений лингвистической мысли, фиксирует самобытную особенность языкознания. Особое внимание обращается на культурно-исторический контекст в эволюции современного языкознаия.

Программа лекционного курса «Концепция современного языкознания» включает в себя разделы, посвященные когнитивной лингвистике, новым направлениям в современном языкознании и функциональному направлению в современной лингвистике.

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГО ВПО на основе авторских разработок.


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Концепции современного языкознания» является знакомство с новыми направлениями и парадигмами современной лингвистики, а именно: с антропоцентрической парадигмой современного языкознания, с когнитивным направлением в современной лингвистике и т.п.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

  • расширение общетеоретических лингвистических знаний и навыков нового поколения выпускников российских вузов, формирование системного и целостного представления об основных проблемах языкознания;

  • формирование общекультурных и профессиональных компетенций магистра востоковедения и африканистики, связанных с предметными знаниями лингвистики;

  • формирование у студентов навыков самостоятельного анализа теоретических и методологических проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности на основе полученного багажа знаний и представлений;

  • формирование у студентов способности применять полученные знания и навыки в сфере профессиональной деятельности, для решения практических и исследовательских задач.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Концепция современного языкознания» относится к дисциплинам вариативной части общенаучного цикла (М.1.В.) Она является интегрированной дисциплиной для обеспечения общетеоретической подготовки магистров востоковедения и африканистики.

Дисциплина читается в I учебном семестре 1 курса и позиционируется как профильный общетеоретический курс. Логически она является исходной базой для изучения последующих профессиональных дисциплин, опирающихся на теорию и методологию научного знания (концепция современной исторической науки, концепция современного литературоведения, историография изучаемой страны и др). В свою очередь освоение курса «Концепция современного языкознания» опирается на гуманитарные и социальные дисциплины, предусмотренные ООП бакалавриата по направлению 0321000.62 – «Востоковедение и африканистика» (общее языкознание, теория литературы, теоретическая грамматика ОВЯ философия, история культуры изучаемой страны и др.).

Содержание дисциплины способствует формированию знания, навыков и компетенций, являющихся базовыми для освоения магистерской программы по направлению 0321000.68 – «Востоковедение и африканистика».


КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение дисциплины «Концепция современного языкознания» вносит вклад в формирование части общекультурных компетенций магистра:



  • способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, связанной с изучением Востока (ОК-1);

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты на родном, западном и восточном языках (ОК-2);

  • способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, (ОК-5);

  • способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном и иностранных (западных и восточных языках) (ОК-6).

Освоение дисциплины «Концепция современного языкознания» вносит вклад в формирование части профессиональных компетенций магистра:

  • способность использовать знание принципов составления научно-аналитических отчетов, обзоров, информационных справок и пояснительных записок (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • понятие научной парадигмы;

  • виды научных парадигм; п

  • онятие антропоцентрической парадигмы;

  • основные принципы антропоцентрического подхода к языку; концептуальные исследования в области современной антропоцентрической парадигмы.

уметь:

  • применять полученные знания в практике написания квалификационной работы.

владеть:

  • методикой концептуальных исследований.



  1. содержание теоретической части курса


МОДУЛЬ 1. Когнитивная лингвистика.

Раздел I. Когнитивная лингвистика как новая научная концепция современного языкознания

(18 час.)

Тема 1. Понятие научной парадигмы. Антропоцентрическая парадигма современного языкознания

(4 часа).

Тема 2. Когнитивная лингвистика: истоки, проблемы, задачи. Терминология концептуальных исследований

(4 часа).

Тема 3. Понятие картины мира в концептуальных исследованиях

(4 часа).

Тема 4. Понятие концепта. Типы и виды концептов. Методика концептуальных исследований

(6 часа).
Модуль 2. Краткая характеристика некоторых новых направлений в языкознании 1970-2000-х гг. Полипарадигмальный подход к языку.

Раздел 2. Сравнительно-историческое направление в 1970-2000-е гг.

(4 часа).

Тема 5. Достижения сравнительно-исторического направления в области славяноведения. Судьба структурального направления (2 часа).

Достижения сравнительно-исторического направления в области славяноведения: 1) проведение раз в 5 лет международных съездов славистов (проблемы: языковые контакты славян, методолия сравнительно-типологических исследований, языки славян за пределами славянского мира, ареальные исследования славянских диалектов, новейшие языковые изменения в славистике и т.д.); 2) активная работа по созданию исторических и этимологических словарей.

Судьба структурального направления: в 1970-е гг.: четкие границы лингвистического структурализма как особой системы научных знаний о языке оказались размытыми, а основные понятия и принципы структурной лингвистики стали составной частью общей теории языка.

Тема 6. Русистика в XXI веке. Специфика «гибридных», междисциплинарных наук (2 часа).

Системно-структурная парадигма лингвистического знания продолжает существовать. Ее последователи: В.В. Бабайцева, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Л.Ю. Максимов, Н.Н. Прокопович, Д.Н Шмелев и мн. др. В конце XX - начале XXI века в России появляются новые направления: логический анализ языка, функциональная грамматика и др. – с учетом опыта не только отечественной, но и зарубежной науки о языке. Меняется объект исследования: не столько собственно язык, сколько сам «человек в языке» и «язык в человеке». Появляются дисциплины, находящиеся на стыке с другими сферами человеческого знания: психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, лингвокультурология, когнитология, а также более новые – герменевтика и синергетика.



Раздел 3. Функциональное направление в современной лингвистике. Соотношение функционального и коммуникативного подходов к изучению языка. Другие подходы

(10 часов).

Тема 7. Из истории функционального подхода к лингвистике. Теоретические основы функционального подхода к языку (2 часа).

Понятие функциональной лингвистики. Общий подход к языку – учет его функций.

Функциональные школы в США и в России и в Европе.

Основной принцип функциональной лингвистики: изучение речи в коммуникативном плане. Основное понятие: функция как способ участия данной языковой единицы в организации речи (Т.А. Золотова).



Тема 8. Сопоставление модели функционального синтаксиса с другими соответствующими моделями описания (2 часа).

«Функциональная грамматика» А.В. Бондарко (понятие функционально-семантического поля).

Концепция Т.А. Золотовой. Язык существует в текстах. Центр языковых исследований – лицо говорящее. Грамматика функционально-коммуникативная – грамматика объяснительная, в отличие от грамматики классификационной.

«Функционально-коммуникативный синтаксис» М.В. Всеволодовой и др.



Тема 9. Формальная, смысловая и коммуникативная организация предложения (2 часа).

Соотношение трех сторон устройства простого предложения (формальной, смысловой и коммуникативной организации).

Семантический синтаксис.

Логический анализ языка Н.Д Арутюновой.



Тема 10. Текст как объект лингвистического исследования (2 часа).

Организация текста в конструктивном аспекте. Коммуникативно-синтаксическая организация текста. Текст и дискурс. Разные подходы к определению понятия дискурс.



Тема 11. Использование функционального синтаксиса в прикладных целях (2 часа).

Можно говорить о следующих аспектах использования функционального синтаксиса в прикладных целях: 1) сопоставление языков; 2) электронная обработка языка; 3) преподавание иностранных языков.


Модуль 3. Динамика языкового развития в системе современного русского языка

(4 часа).

Тема 12. Активные процессы в современном русском языке (общее понятие) (2 часа).

Понятие о закономерностях развития языка и его норм.

Некоторые особенности языковых изменений в современную эпоху: диалогичность, усиление личностного начала; стилистический динамизм; сочетание контрастных стилистических элементов; увеличение терминологического фонда за счет заимствований; нивелировка диалектных и социальных различий; процессы десемантизации метафоризации терминологической лексики.

Тема 13. Основные тенденции, проявляющиеся на разных языковых уровнях современного русского языка (2 часа).

Активные процессы в лексике и фразеологии связаны с появлением новых слов (образования неологизмов, заимствования, семантические преобразования). Стилистические процессы: 1) стилистическая нейтрализация слов; 2) стилистическое перераспределение слов.

В словообразовании: рост агглютинативных черт в структуре производного слова; изменение продуктивности словообразовательных типов; специализация словообразовательных средств; рост именной префиксации; аббревиация как способ словообразования и как средство экспрессии и т.д.

В морфологии: рост аналитики.

В синтаксисе: тенденция к расчлененности синтаксических построений; рост предложных конструкций; активизация номинативных структур как следствие движения к аналитизму.


  1. содержание практической части курса

Практические занятия не предусмотрены учебным планом.




  1. контроль достижения целей курса

В качестве контрольных заданий предлагается перечень контрольных вопросов по каждой теме, на которые необходимо найти ответ в дополнительной литературе (см. тексты лекций и литературу к каждой теме) и сделать устное сообщение по предлагаемым темам.



Тема 1. Понятие научной парадигмы. Антропоцентрическая парадигма современного языкознания.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что такое научная парадигма?

  2. Какие научные парадигмы вам известны? В чем их суть?

  3. Каковы предпосылки антропоцентрической парадигмы?

  4. В чем сущность антропоцентрического подхода к языку?

  5. Назовите основные принципы антропоцентрической парадигмы.

Тема 2. Когнитивная лингвистика: истоки, проблемы, задачи. Терминология концептуальных исследований.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что является объектом изучения когнитивной лингвистики?

  2. Какие проблемы находятся в центре внимания когнитивной лингвистики?

  3. Как соотносятся когнитивная лингвистика и лингвистическая семантика?

  4. Дайте определения терминов категоризация и концептуализация действительности.

  5. Перечислите основные зарубежные и отечественные школы когнитивной лингвистики.


Тема 3. Понятие картины мира в концептуальных исследованиях.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что понимается в науке под картиной мира? Каковы истоки сложения концепции картины мира?

  2. Как решается вопрос о роли языка в формировании картины мира?

  3. Какие классификации картин мира вам известны?

  4. Как соотносятся концептуальная и языковая картины мира?

  5. В чем специфика научной и «наивной» картин мира? Приведите примеры несовпадения научной и «наивной» картин мира.

Тема 4. Понятие концепта. Типы и виды концептов. Методика концептуальных исследований.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Какие определения термина концепт вам известны?

  2. В чем отличие когнитивного и лингвокультурологического понимания концепта? Как соотносится концепт с другими единицами когнитивной лингвистики (фрейм, скрипт, сценарий, гештальт) и лингвокультурологии (лингвокультурема, логоэпистема)?

  3. Какие классификации концептов вам известны?

  4. Что представляет собой структура концепта?

  5. Какова цель концептуального анализа? Какие методики концептуального анализа вам известны?

Тема 5. Достижения сравнительно-исторического направления в области славяноведения. Судьба структурального направления.

  1. Каковы основные достижения сравнительно-исторического направления в 1970-2000-х гг. в области славяноведения?

  2. Какие доклады российских лингвистов, прочитанные на съездах славистов, Вы можете назвать? В чем ценность основных положений этих докладов?

  3. Что Вы можете сказать о развитии российской исторической лексикографии? Какие Вы знаете этимологические и исторические словари?

  4. Какова судьба структурального направления в СССР?

  5. Назовите имена ученых, внесших вклад в развитие отечественного структурализма.


Тема 6. Русистика в XXI веке. Специфика «гибридных», междисциплинарных наук.

  1. Что собой представляет системно-структурная парадигма лингвистического знания? Назовите фундаментальные исследования, выполненные в рамках системно-структурного направления.

  2. Что такое полипарадигмальный подход к языку? Какие научные парадигмы характерны для русистики XXI века?

  3. Какие «гибридные», междисциплинарные науки Вы можете назвать? каков объект их исследования?

  4. Что собой представляет психолингвистика?

  5. В чем суть социолингвистики? Какие ученые работают в области социолингвистики?

  6. Что изучает этнолингвистика?

  7. Что собой представляет лингвокультурология как наука? Какие ученые работают в области лингвокультурологии?

  8. Каковы задачи лингвополитологии?

  9. Что такое когнитология?

  10. Что собой представляют лингвистические исследования в синергетическом аспекте?


Тема 7. Из истории функционального подхода к лингвистике. Теоретические основы функционального подхода к языку.

  1. Каковы отличительные особенности функциональной лингвистики?

  2. Назовите основные функциональные школы в США и в России и в Европе.

  3. Каков основной принцип функциональной лингвистики?

  4. Каково содержание основного понятия функционального синтаксиса – функция?


Тема 8. Сопоставление модели функционального синтаксиса с другими соответствующими моделями описания.

  1. В чем суть функциональной грамматики А.В. Бондарко?

  2. Что такое функционально-семантическое поле?

  3. Какова концепция коммуникативной грамматики Т.А. Золотовой?

  4. В чем суть понимания текста Т.А. Золотовой?

  5. Назовите основные работы Т.А. Золотовой. В чем ценность ее «Синтаксического словаря»?

  6. Чем отличается «Функционально-коммуникативный синтаксис» М.В. Всеволодовой от «Коммуникативной грамматики» Т.А. Золотовой?

  7. Модель «Смысл↔текст» И.А. Мельчука. Почему его работу относят то к структурному, то к функциональному направлению?


Тема 9. Формальная, смысловая и коммуникативная организация предложения.

  1. Что собой представляет формальная организация предложения?

  2. В чем суть смысловой и коммуникативной организации предложения? Как эти три аспекта соотносятся?

  3. В чем суть коммуникативного синтаксиса О.А. Крыловой?

  4. Что такое логико-синтаксические типы предложений?

  5. Назовите направления работы группы «Логический анализ языка» во главе с Н.Д. Арутюновой.


Тема 10. Текст как объект лингвистического исследования.

  1. Что понимается под лингвистикой текста?

  2. Что лежит в основе организации текста в конструктивном аспекте?

  3. Что собой представляет коммуникативно-синтаксическая организация текста?

  4. Как соотносятся понятия текст и дискурс?

  5. В чем суть разных подходов к определению понятия дискурс?

  6. Почему диалог можно считать разновидностью текста?

  7. Каковы особенности синтаксиса русской разговорной речи?

  8. Что значит коммуниктивно-деятельностный подход к тексту?


Тема 11. Использование функционального синтаксиса в прикладных целях.

  1. В каких прикладных целях может быть использован функциональный синтаксис (по А. Мустайоки)?

  2. Как функциональный синтаксис связан с электронной обработкой языка?

  3. Что такое компьютерная лингвистика?

  4. Каковы направления компьютерной лингвистики?

  5. Что собой представляет национальный корпус русского языка? Каким целям он может служить?

  6. Как соотносятся функциональный синтаксис и преподавание иностранных языков?

  7. Что такое коммуникативный метод обучения иностранным языкам?

  8. Как Вы понимаете коммуникативную компетенцию?

  9. Какие формы использования функционального синтаксиса предлагает А. Мустайоки при обучении иностранным языкам?


Модуль 3. Динамика языкового развития в системе современного русского языка.

Тема 12. Активные процессы в современном русском языке (общее понятие) (2 часа).

  1. Что Вы можете сказать о закономерностях развития языка и его норм?

  2. Что значит динамика языкового развития?

  3. О каких тенденциях в развитии языка можно говорить? Каковы причины возникновения этих тенденций?

  4. Что значит принципы социологического изучения русского языка?

  5. В чем суть активных процессов в современном русском языке?

  6. Как влияют СМИ на речевую компетенцию современника? Как влияют СМИ на становление новой литературной нормы?

  7. Каковы особенности языковых изменений в современную эпоху?


Тема 13. Основные тенденции, проявляющиеся на разных языковых уровнях современного русского языка.

  1. Назовите активные процессы в лексике и фразеологии. Приведите примеры.

  2. Каковы основные тенденции в словообразовательной системе русского языка?

  3. Разъясните суть основных тенденций в морфологии.

  4. Что означает тенденция к аналитизму?

  5. Каковы основные тенденции в синтаксическом строе русского языка?

  6. О каких тенденциях в пунктуации можно говорить?

  7. Как Вы понимаете выражение динамизм современной языковой ситуации?

  8. Какие Вы знаете современные нормативные словари, справочники, пособия?


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Сущность антропоцентрического подхода к языку.

  2. Основные принципы антропоцентрической парадигмы языкознания.

  3. Когнитивная лингвистика как научное направление.

  4. Терминология концептуальных исследований.

  5. Сопоставительное исследование концептуальных структур.

  6. Современные когнитивные подходы к семантике.

  7. Когнитивная лингвистика и Московская семантическая школа.

  8. Основные направления в изучении картины мира.

  9. Типологии картин мира.

  10. Научная и наивная картина мира.

  11. Единицы когнитивной лингвистики и их соотношение.

  12. Понятие концепта в современной лингвистике.

  13. Общее и специфичное в определениях концепта.

  14. Типологии концептов.

  15. Методики лингвокогнитивного исследования.

  16. Сравнительно-историческое направление в языкознании в 1970-2000-е гг.

  17. Русистика в XXI веке. Специфика «гибридных», междисциплинарных наук.

  18. Из истории функционального подхода к лингвистике. Функциональные школы в США и в России и в Европе.

  19. Основные принципы и понятия функциональной лингвистики.

  20. «Функциональная грамматика» А.В. Бондарко. Понятие функционально-семантического поля.

  21. «Коммуникативная грамматика» Т.А. Золотовой.

  22. Соотношение трех сторон устройства простого предложения (формальной, смысловой и коммуникативной).

  23. Коммуникативно-синтаксическая организация текста (Т.А. Золотова, О.А. Крылова).

  24. Текст и дискурс. Разные подходы к определению понятия дискурс.

  25. Диалог как разновидность текста. Коммуникативно-деятельностный подход к тексту. Особенности синтаксиса русской разговорной речи.

  26. Использование функционального синтаксиса в прикладных целях.

  27. Понятие о закономерностях развития языка и его норм. Объективные тенденции в развитии языка. Принципы социологического изучения русского языка.

  28. Некоторые особенности языковых изменений в современную эпоху.

  29. Активные процессы в лексике и фразеологии современного русского языка. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка.

  30. Основные тенденции в морфологии и синтаксическом строе современного русского языка.

  31. Динамизм современной языковой ситуации. Новые концепции словарей. Современные словари, справочники, пособия.




  1. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Студент выполняет письменный реферат на одну из предложенных тем (как допуск к экзамену)

Тема 1. Понятие научной парадигмы. Антропоцентрическая парадигма современного языкознания.

Темы для сообщений и рефератов:

  1. Антропонимические идеи в трудах зарубежных лингвистов (В. фон Гумбольдта. Э. Бенвениста и др.).

  2. Антропонимические идеи в трудах отечественных лингвистов.

Тема 2. Когнитивная лингвистика: истоки, проблемы, задачи. Терминология концептуальных исследований.

Темы для сообщений и рефератов:

  1. Когнитивные исследования в работах зарубежных лингвистов.

  2. Когнитивные исследования в работах отечественных лингвистов.

  3. Современные когнитивные подходы к семантике.

  4. Когнитивная лингвистика и Московская семантическая школа.


Тема 3. Понятие картины мира в концептуальных исследованиях.

Темы для сообщений и рефератов:

  1. Основные направления в изучении картины мира.

  2. Типологии картин мира.

  3. Научная и наивная картина мира.

Тема 4. Понятие концепта. Типы и виды концептов. Методика концептуальных исследований.

Темы для сообщений и рефератов:

  1. Общее и специфичное в определениях концепта.

  2. Типологии концептов.

  3. Единицы когнитивной лингвистики и их соотношение.

Темы рефератов (МОДУЛЬ 2, МОДУЛЬ 3)

  1. «Функциональная грамматика» А.В. Бондарко. Понятие функционально-семантического поля. Разновидности функционально-семантических полей.

  2. Функциональное направление в лингвистике. Основные принципы и понятия.

  3. Диалог как разновидность текста. Виды диалога. Отношение к разговорной речи. Диалог и монолог.

  4. Текст и дискурс. Неоднозначность понятия дискурс.

  5. Активные процессы русского языка. Аббревиация как продуктивный способ словообразования.



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учебное пособие для вузов /сост. Л. Н. Чурилина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 411 с.

  2. Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие для вузов /Н. Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 412 с.

  3. Маслова, В.А. Современные направления в лингвистике: учебное пособие для вузов /В. А. Маслова. – М.: Академия, 2008. – 266 с.

  4. Даниленко, В.П. Методы лингвистического анализа: Курс лекций. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 280 с.

  5. Юдина, Н.В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? (монография) – М.: Гнозис, 2010. -293 с.

  6. Шулежкова, С. Г. – История лингвистических учений: учебное пособие /С. Г. Шулежкова. –М.: Флинта: Наука, 2007. – 406 с.

Дополнительная литература

Тема 1. Понятие научной парадигмы. Антропоцентрическая парадигма современного языкознания.

  1. Алпатов, В.М. Об антропоцентрическом и семантикоцентрическом подходе к языку // ВЯ. – 1993. - № 3. – С. 15-26.

  2. Апресян, Ю.Д. Теоретическая семантика в конце XX столетия.// Известия РАН. – Сер. Лит и яз. – 1999. – т. 58. № 4. С. 39-54.

  3. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // ФН. – 2001. - № 1.- С. 64-72.

  4. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию В. фон Гумбольдт. – М.: Прогресс, 1984. – 397 с.

  5. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века / Под ред. Ю.С. Степанова. – М.: РГУ, 1995. – С. 149-238.

  6. Кузнецов, А.М. Когнитология, «антропоцентризм», «языковая картина мира» и проблемы исследования лексической семантики // РАН. ИНИОН. ЦГНИИ. Отдел языкознания. – М., 200. – С. 8-22.

  7. Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

  8. Паршин, П.Б. Теоретические перевороты и методологический мятеж в лингвистике XX века // ВЯ. – 1996. - № 2.- С. 19-42.

  9. Попова, Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания // ФН.- 2002. - № 3. – С. 69-77.

  10. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сэпир. – М.: Прогресс, 1993. – 654 с.

  11. Фрумкина, Р.М. Самосознание лингвистики – вчера и завтра // Известия РАН. – Сер. лит. и яз. – 1999. – т. 58. - № 4. – С. 21-28.

Тема 2. Когнитивная лингвистика: истоки, проблемы, задачи. Терминология концептуальных исследований.

  1. Баранов, А.Н., Добровольский, Д.О. Постулаты когнитивной семантики // Известия РАН. Сер. Лит и яз. – 1997. – т. 56. - № 1. – С. 11-21.

  2. Воробьев, В.В. Лингвокультурология в кругу гуманитарных дисциплин // РЯЗР. – 1999. - № 2. – С. 76-83.

  3. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // ВЯ. – 1994. - № 4. – С. 3-15.

  4. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука. // ВЯ. – 1994. - № 4. – С. 3-15.

  5. Рахилина, Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Известия РАН. Сер. Лит и яз. – 2000. – т. 59. - № 3. – С. 3-15.

  6. Сулимов, В.А. Когнитивное описание языка и его культурологическая интерпретация: когнитивные трансформации // ФН.- 2006. - № 1. – С. 40-47.

  7. Толстой, Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин. // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред . В.П. Нерознака. – М.: Академия, 1997. С.267-280.

  8. Ченки, А. Современные когнитивные подходы к семантике: Сходства и различия в теориях и целях // ВЯ. – 1996. - № 2. – С. 68-78.



Тема 3. Понятие картины мира в концептуальных исследованиях.

  1. Бурвикова, Н.Д. , Костомаров, В.Г. Образ мира, в слове явленный // Русиситика и современность. Т. 1. – Спб., 2005. – С. – 17-23.

  2. Васильева, В.Ф. «Языковая картина мира»: миф и реальность (полемические заметки) // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2009. № 3. – С. 22-30.

  3. Гак, В.Г. Русская динамическая языковая картина мира // Русский язык сегодня. Сб. ст. Вып. 1. /Отв. ред. Л.П. Крысин. – Ин-т рус. яз. АН. – М.: Азбуковник, 2000. – С. 36

  4. Караулов, Ю.С. Языковое сознание, языковая картина мира, менталитет // Вавилонская башня – 2: Слово. Текст. Культура. Ежегодные чтения памяти Н.С. Трубецкого. 2002-2003. - М., 2003. – С. 17-28.

  5. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский.- М.: Наука, 1990. – 108 с.

  6. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова.- Минск: ТетраСистем, 2004. – 256 с.

  7. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика. / З.Д. Попова, И.А. Стернин - М.: АСТ, 2007. – 314 с.

  8. Попова, З.Д., Стернин И.А. Концептосфера и картина мира // Язык и национальное сознание. Вып. 3. – Воронеж: Истоки, 2002. – С. 4-8.

  9. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б.А. Серебренникова. – М.: Наука, 1988.- 212 с.

  10. Телия, В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. - М.: ЯРК, 1996. – 288 с.

  11. Урысон, Е.В. Языковая картина мира vs обиходные представления // ВЯ. – 1998. - № 2.

  12. Черемисина, Н.В. Языковые картины мира: типология, формирование, взаимодействие // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. Тезисы докладов. – Екатеринбург: УГУ, 1995. – С. 15-16.

  13. Яковлева, Е.С. К описанию русской языковой картины мира // РЯЗР. – 1996. - № 1-2-3. – С. 47-56.

Тема 4. Понятие концепта. Методика концептуальных исследований.

  1. Аскольдов, С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред . В.П. Нерознака. – М.: Академия, 1997. С.267-280.

  2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд./ Н.Д. Арутюнова. - М.: ЯРК, 1999. – 896 с.

  3. Воротников, Ю.Л. Врожденные концепты, семантические кварки и смысловые исходы. // ФН. – 2007. - № 3. – С. 47-52.

  4. Даниленко, В.П. Метод когнитивного анализа в лингвистике // В.П. Даниленко. Методы лингвистического анализа. – М.: Флинта, 2011. – С. 196-209.

  5. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред . В.П. Нерознака. – М.: Академия, 1997. С.267-280.– С. 280-288.

  6. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке // Вопросы филологии. – М., 2001. № 1 (7). – С. 35-46.

  7. Залевская, А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: ВГУ, 2001. – С. 36-44.

  8. Карасик, В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: ВГУ, 2001. – С.75-80.

  9. Кузлякин, С.В. 1) Проблема создания концептуальной модели в лингвистических исследованиях. 2) К вопросу о толковании понятия концепт в современной научной парадигме // Русистика и современность. Сб. ст. Т. 1. – СПб., 2005. – С.136-141; 172-179.

  10. Чернейко, Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени. // ВЯ. – 1995. - № 4.

Тема 5. Достижения сравнительно-исторического направления в области славяноведения. Судьба структурального направления.

  1. Виноградов, В.В. О некоторых вопросах русской исторической лексикологии // Виноградов, В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. – М.: Наука, 1977. – С. 69-94.

  2. Демьянков, В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века: сб. статей / Под ред. Ю.С. Степанова. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 239-254.

  3. Земская, Е.А. Зарубежная русистика 70-х-начала 80-х годов (вступительная статья) // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XV. Современная зарубежная русистика. – М.: Прогресс, 1985. – С. 5-25.

  4. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века: сб. статей / Под ред. Ю.С. Степанова. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 144-183.

  5. Толстой, Н.И. Некоторые проблемы сравнительной славянской семасиологии // Славянское языкознание. VI междунар. съезд славистов (Прага, авг. 1968): Доклады советской делегации. – М.: Наука, 1968. – С. 339-365.

  6. Трубачев, О.Н. О составе праславянского словаря (проблемы и результаты) // Славянское языкознание. VI междунар. съезд славистов (Прага, авг. 1968): Доклады советской делегации. – М.: Наука, 1968. – С. 366-378.

  7. Трубачев, О.Н. Славянская филология и сравнительность. От съезда к съезду // Славянское языкознание. XII междунар. съезд славистов: Доклады советской делегации. – М.: Наука, 1998. – С. 3-33.

  8. Шмелев, Д.Н. Основные процессы в лексике современных восточнославянских языков // Славянское языкознание. VI междунар. съезд славистов (Прага, авг. 1968): Доклады советской делегации. – М.: Наука, 1968. – С. 393-406.

  9. Якобсон, Р. (США) Выступления: Якобсон Р. (Заключительное слово) // IV Международный съезд славистов: Материалы дискуссии. Т 2. Проблемы славянского языкознания. – М.: АН СССР, 1962. – С. 47-48

  10. Якобсон, Р. (США) Морфологические наблюдения над славянским склонением (резюме доклада) // IV Международный съезд славистов: Материалы дискуссии. Т 2. Проблемы славянского языкознания. – М.: АН СССР, 1962. – С. 31-33.

Тема 6. Русистика в XXI веке. Специфика «гибридных», междисциплинарных наук.

  1. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 288 с.

  2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.

  3. Крысин, Л.П. Лингвистический аспект изучения этностереотипов (постановка проблемы) // Встречи этнических культур в зеркале языка: (в сопоставительном лингвокультурном аспекте). – М.: Наука, 2002. – С. 171-175.

  4. Маслова, А.Ю. Введение в прагмалингвистику: учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 152 с.

  5. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика: пособие для студ. гуманит. вузов и учащихся лицеев. – 2-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с.

  6. Основы психолингвистики: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2001. – 303 с.

  7. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / отв. ред. Л.П. Крысин. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 568 с.

  8. Сорокин, Ю.А. Человек говоорящий в его модусах и отношениях (обзор-дискуссия) // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: Человек и его дискурс: сб. науч. тр. – М.: Азбуковник, 2003. – С. 7-23.

  9. Стернин, И.А. Коммуникативное поведение в стуктуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. статей. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. – С. 97-112.

  10. Толстой, Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 306-315

  11. Уфимцева, Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб. статей. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1998. – С. 135-170.

  12. Хроленко, А.Т. Введение в лингвофольклористику: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с.

  13. Язык. Личность. Текст: Сб. ст. к 70-летию Т.М. Николаевой. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 976 с.

Тема 7. Из истории функционального подхода к лингвистике. Теоретические основы функционального подхода к языку.

  1. Демьянков, В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века: сб. статей / Под ред. Ю.С. Степанова. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 262-273.

  2. Золотова, Т.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М.: Наука, 1973. – 351 с. (Гл. 1 Введение. С. 5-29)

  3. Золотова, Т.А. Русский язык: От системы к тексту. 10 кл: Учеб пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Т.А. Золотова, Т.П. Дручилина, Н.К. Онипенко. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

  4. Кибрик, А.А., Плунгян, В.А. Функционализм // Фундаментальные направления современной американской лингвистики / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. – М.: МГУ, 2002. – С. 276-339.

  5. Матезиус, В. О так называемом актуальном членении предложения // Матезиус, В. Избранные труды по языкознанию: пер с чеш., англ. – 2-е изд. – М. Едиториал УРСС, 2010. – С. 161-167.

  6. Матезиус, В. Основная функция порядка слов в чешском языке // Матезиус, В. Избранные труды по языкознанию: пер с чеш., англ. – 2-е изд. – М. Едиториал УРСС, 2010. – С. 168-187.

  7. Тестелец, Я.Г. Введение в общий синтаксис. – М.: РГГУ, 2001. (Введение. С. 19-36; Гл. XV. Функциональная синтаксическая типология. С. 693-721)

Тема 8. Сопоставление модели функционального синтаксиса с другими соответствующими моделями описания.

  1. Бондарко, А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка. – М.: Языки славянской культуры, 2002. (Ч. I. Из истории вопроса о соотношении языкового и мыслительного содержания. Гл. 4. Из работ 30-60-х годов XX в (Л.В. Щерба, И.И. Мещанинов, В.В. Виноградов). Концепция В.В. Виноградова. С. 87-95; Ч. IV. Грамматика функционально-семантических полей и категориальных ситуаций. С. 289-356)

  2. Всеволодова, М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: учебник. – М.: МГУ, 2000. – 502 с.

  3. Золотова, Т.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Т.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова; под общ. ред. Т.А. Золотовой. – М.: Филол. ф-т МГУ, 2004. – С. 6-35, 36-58, 382-485.

  4. Мельчук, И.А. Опыт теории лингвистических моделей «СМЫСЛ↔ТЕКСТ». – М.: Языки русской культуры, 1999. – I-XXII, 346.

  5. Мустайоки, А. Теория Функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 512.

  6. Норман, Б.Ю. Грамматика говорящего. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1994. – 228.

  7. Шелякин, М.А. Функциональная грамматика усского языка. – М.: Рус. яз., 2001 (Введение в функциональную грамматику. С. 5-14)

Тема 9. Формальная, смысловая и коммуникативная организация предложения.

  1. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – М.: Наука, 1976. (Гл.VI. Коммуникативная функция и значение слова. С. 326-356; Заключение. Логико-синтаксические отношения и структура текста. С. 357-366).

  2. Арутюнова, Н.Д. О работе группы «Логический анализ языка» Института языкознания РАН // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995. – М.: Индрик, 2003. – С. 7-23.

  3. Современный русский язык: учебник для филологических специальностей вузов /В. А. Белошапкова, В. Н. Белоусов, Е. А. Брызгунова и др.; под ред. В. А. Белошапковой. – М.: Альянс, 2011. – 926 с. (Гл. 4. Организация простого предложения).

  4. Ильенко, С.Т. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка. – СПБ., 2009. – 398 с.

  5. Кобозева, И.М.Лингвистическая семантика: учеб. пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.

  6. Крылова О.А. Коммуникативно-синтаксическая организация текста // Современный русский язык: учебник / под общ. ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Лань, 1999. – С. 655-690; 816-825.

  7. Никитин, М.В. Курс лингвистической семантики: учеб. пособие для студ., аспирантов и преподавателей лингв. дисциплин. – СПб.: Научный центр проблем диалога, 1996. – 760 с.

  8. Падучева, Е.В. О семантике синтаксиса: Материалы к трансформационной грамматике русского языка. – Изд. 3-е. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 296 с.

  9. Падучева, Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений). – 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с.

  10. Распопов, И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М.: Просвещение, 1970. – 191 с.

  11. Русская грамматика. Т. II. Синтаксис / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Наука, 1980. – 709 с.

Тема 10. Текст как объект лингвистического исследования.

  1. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. – 280 с.

  2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М. – Наука, 1981. – 139 с.

  3. Демьянков, В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык. Личность. Текст. Сб. ст. к 70-летию Т.М. Николаевой. – М.: Языки славянских культур, 2005. – С. 36-55.

  4. Кубрякова, Е.С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания // Язык. Личность. Текст. Сб. ст. к 70-летию Т.М. Николаевой. – М.: Языки славянских культур, 2005. – С. 23-33.

  5. Лаптева, О.А. Русский разговорный синтаксис. – М.: Наука, 1976. – 397 с.

  6. Мельчук, И.А. Язык: от смысла к тексту. – М.: Языки славянской культуры, 2012. – 176 с.

  7. Моно-, диа-, полилог в разных языках и культурах / отв.ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Индрик, 2010. – 472.

  8. Николаева, Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики текста // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. VIII. Лингвистика текста. – М.: Прогресс, 1978. – С. 467-472.

  9. Николаева, Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. VIII. Лингвистика текста. – М.: Прогресс, 1978. – С. 5-39.

  10. Чернявская, В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 208 с.

  11. Чикина, Л.К. Лингвистика текста: учеб. пособие. – Саранск: Мордов. ун-т, 1986. – 84 с.

  12. Шведова, Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. – М.: АН СССР, 1960. – 377 с.

  13. Якубинский, Л.П. О диалогичности речи // Избранные работы. Язык и его функционирование. – М.: Наука, 1986. – С. 17-58.

Тема 11. Использование функционального синтаксиса в прикладных целях.

  1. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие. – М.: Эдиторал УРСС, 2001. – 360 с.

  2. Всеволодова, М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: учебник. – М.: МГУ, 2000. – 502 с.

  3. Кибрик, А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке). – 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2011. – 336 с.

  4. Мустайоки, А. Теория Функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 512. (Ч. III Использование функционального синтаксиса в прикладных целях. С. 375-410)

  5. Национальный корпус русского языка: 2003-2005. Результаты и перспективы. – М.: Индрик, 2005. – 344 с.

  6. Национальный корпус русского языка: 2006-2008. Новые результаты и перспективы / отв. Ред. В.А. Плунгян. – СПб: Нестор-История, 2009. – 502 с.

  1. Нещименко, Г.П. К вопросу о лингвистическом статусе компьютерных диалогов // Язык. Личность. Текст. Сб. ст. к 70-летию Т.М. Николаевой. – М.: Языки славянских культур, 2005. – С. 56-72.

  2. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Грамматика / Под ред. О.Б. Сиротининой. – 2-е изд., стер. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 312 с.

  3. Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практической руководство / А.Т. Хроленко, А.В. Денисов. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 128 с.

Тема 12. Активные процессы в современном русском языке (общее понятие).

  1. Активные процессы в различных типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и интернет-коммуникация: Материалы междунар. конф. М. – Ярославль: Ремдер, 2009. – 624 с.

  2. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. – М.: Логос, 2001. – 304.

  3. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 688 с. (Ч. третья. Активные процессы в русском языке на рубеже XX-XXI вв. С. 511-569).

  4. Иванов, В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 208 с.

  5. Логический анализ языка. Лингвофутуризм. Взгляд языка в будущее. М.: Индрик, 2001. – 520 с.

  6. Русский язык сегодня. Вып. 2: сб. ст. Активные процессы конца XX века / Отв. ред. Л.П. Крысин. – М.: Азбуковник, 2003. – 634 с.

Тема 13. Основные тенденции, проявляющиеся на разных языковых уровнях современного русского языка.

  1. Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). – М.: Языки русской культуры, 1996. – С.90-141.

  2. Золотова, Т.А. О традициях и тенденциях в современной грамматической науке //Вопросы русского языкознания: сб. статей. вып XII. Традиции и тенденции в современной грамматической науке. – М.: МГУ, 2005. – С.7-12.

  3. Китайгородская М.В., Розанова, Н.Н. Современная городская коммуникация: тенденции развития (на материале языка Москвы) // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). – М.: Языки русской культуры, 1996. – С.345-383.

  4. Лаптева, О.А. Жизнь слова. Учебное пособие по лексикологии русского языка / О.А. Лаптева. – М.: Высшая школа, 2009. – 557 с.

  5. Николина, Н.А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы: Монография. – М.: Гнозис, 2009. – 336 с.

  6. Ремчукова, Е.Н. Креативный потенциал русской грамматики. – Изд. 2-е, испр и доп. – М.: ЛИБРОКОМ, 2011. – 224 с.

  7. Язык средств массовой информации: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.Н. Володиной. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.

Internet-ресурсы:

  1. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск: Новое знание, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narod.ru/disk/16627351000/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%85.djvu.html.

  2. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособ. М.: Высш. шк., 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narod.ru/disk/17563418000/%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf.html.

  3. Кашкин В.Б. Сопоставление языков в истории языкознания. Вып. 1 – 2: Учеб. пособие. ВГУ, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/089/40089

  4. Кондратенко М.М., Мирошниченко Н.А. Философские основы языкознания. Сущность языка, язык и мышление: Учеб. пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met64/met64.html

  5. Мусорин А.Ю. Основы науки о языке: Учеб. пособ. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narod.ru/disk/18648379000/%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%20-%20%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5.pdf.html.

  6. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narod.ru/disk/18136833000/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.doc.html.

  7. Сусов И.П. История языкознания: Учебное пособие для cтудентов старших курсов и аспирантов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/TEXTBOOKS/yazykoznanie.txt



Каталог: bbcswebdav -> orgs
orgs -> Учебно-методический комплекс дисциплины
orgs -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства»
orgs -> Школа гуманитраных наук
orgs -> Филиал двфу в г. Уссурийске
orgs -> Учебно-методический комплекс дисциплины
orgs -> Филиал двфу в г. Уссурийске
orgs -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы медицинских знаний и здорового образа жизни
orgs -> Школа экономики и менеджмента
orgs -> Учебно-методический комплекс дисциплины Методология и инновационные технологии обучения в физической культуре и спорте Разработчик: Банку Т. А
orgs -> Филиал двфу в г. Уссурийске

Скачати 355.02 Kb.

Поділіться з Вашими друзьями:




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2022
звернутися до адміністрації

увійти | реєстрація
    Головна сторінка


завантажити матеріал