ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Историко-филологический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан историко-филологического
факультета
_______________ /И.Ф. Ялтаев/
(подпись/ Ф.И.О.)
«_____»______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина ____Б.3.В.1. История южных и западных славян_______________
(наименование)
Направление подготовки _____________________030600.62 История_________________
Профиль подготовки _______________________История_____________________________
Квалификация (степень) выпускника
_______бакалавр___________
Кафедра ________________всеобщей истории____________________________________
(название)
Курс _____III, IV______ семестр ____6,_7_______
форма обучения ________очная__________________
Программа разработана
|
ст. преподавателем кафедры всеобщей истории
Лежниной Еленой Владимировной
|
|
(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
|
|
| Рецензент(ы) __________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола 2012
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
________________________________________
|
(назв. факультета/института, направления подготовки)
|
|
(название кафедры)
|
протокол заседания №____ от
|
|
протокол заседания №___ от
|
«____»_____________ 20__г.
|
|
«____»_____________20__г.
|
|
|
|
(подпись, Ф.И.О. председателя)
|
|
(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ (название кафедры) протокол заседания №__ от «__»___________20__г_____________________________________________________ (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
|
Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
|
Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
|
Номер изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание.
-
Пояснительная записка.
-
Структура и содержание дисциплины (модуля)
-
Образовательные технологии
-
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
-
Пояснительная записка
Целями освоения дисциплины «История мировых религий» являются:
- основываясь на доступных исторических источниках и литературе проследить процесс зарождения, формирования и развития славянских народов в Центральной и Юго-Восточной Европе;
- выделить политические, социально-экономические, культурные особенности становления славянского региона в целом и каждой из ветвей славянства в отдельности;
- определить место славян во всеобщей истории;
- выработать у студентов навыки работы с источниками и литературой, освоить специфический терминологический и понятийный аппарат.
-
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Б.3.В.1. «История южных и западных славян» / История стран Центральной и Восточной Европы входит в «Профессиональный цикл» раздела «Дисциплины по выбору студентов», изучается в 6-7 семестрах. Курс имеет междисциплинарный характер, находясь в тесной взаимосвязи с отечественной историей, историей Византии и Западной Европы, пересекаясь так же в ряде параметров с историей стран Востока (в большей степени Османской империи). Не менее тесными являются контакты проблем истории славян с историей международных отношений, историей культуры, этнологией, всем комплексом вспомогательных исторических дисциплин. Поэтому данный курс предполагает сочетание компоративного подхода и системного анализа исторических процессов в славянском мире Центральной и Юго-Восточной Европы в сравнении с западноевропейским, восточным и отечественными вариантами развития.
Учитывая специфику курса для освоения дисциплины учащиеся должны:
- иметь представление об общих закономерностях экономико-социального, политического и культурного развития народов Европы и Ближнего Востока начиная с древнейших времен и заканчивая современностью;
- знать географию изучаемого региона;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, характеризующим экономико-социальное, политическое и культурно-духовное развитие общества;
- уметь применять на практике методы (методики) анализа исторических источников;
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
ОК – 1: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК – 2: способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК – 3: готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК – 6: стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации;
ОК – 7: способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ОК – 8: осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК – 9: использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК – 15: имением навыков работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК – 16: способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
ПК – 1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории;
ПК – 2: археологии и этнологии;
Знать:
- географию и этническую карту изучаемого региона;
- о последних достижениях славяноведения в изучении основных проблем данной дисциплины, о предмете и содержании курса;
- общие черты и особенности развития политической и социально-экономической жизни славянских народов, их материальной и духовной культуры, иметь представление об их повседневной жизни, обычаях и традициях, этническом сознании;
Уметь:
- использовать понятийный и терминологический аппарат, связанный с историей славянских народов;
- выявлять закономерности развития славянских государств и определять роль славянских народов и государств в мировой истории;
Владеть:
- навыками анализа анализ исторических источников и литературы по истории славян;
-
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов (в VI семестре – 3 зачетные единицы, 108 часов).
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п раздела
|
Наименование
разделов и тем
|
Семестр
|
Количество часов по
учебному плану
|
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Всего
|
Виды учебной работы
|
Аудиторная работа
|
Индивидуальная
работа
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Практические (семинарские) занятия
|
Лабораторные занятия
|
1
|
1.Введение в курс истории южных и западных славян
|
VI
|
6
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
2. История южных и западных славян в древности и средневековье
|
VI
|
|
|
|
|
|
|
тест
|
|
2.1. Формирование раннефеодальных государств у южных и западных славян.
|
|
11
|
2
|
6
|
|
|
3
|
|
|
2.2. Болгарские земли в доосманский период.
|
|
2
|
2
|
|
|
|
1
|
|
|
2.3. Сербские земли в У11-ХУ веках.
|
|
2
|
2
|
|
|
|
1
|
|
|
2.4. Государство сербов по «Законнику» Стефана Душана
|
|
6
|
|
4
|
|
|
2
|
|
|
2.5. Хорватские земли в VII – XVI вв
|
|
6
|
4
|
|
|
|
2
|
|
|
2.6. Хорваты в империи Габсбургов
|
|
1
|
|
|
|
|
1
|
|
|
2.7. Балканы под властью Османской империи.
|
|
4
|
2
|
|
|
|
2
|
|
|
2.8. Чешское государство в Х11-Х1У веках.
|
|
3
|
2
|
|
|
|
1
|
|
|
2.9. Гуситское движение в ХУ веке.
|
|
9
|
2
|
4
|
|
|
3
|
|
|
2.10. Польское государство в Х11-ХУ веках.
|
|
3
|
2
|
|
|
|
1
|
|
|
2.11. Интеграция чешских земель в монархию Габсбургов
|
|
3
|
2
|
|
|
|
1
|
|
|
2.12. Чехия в 1620-х гг. – конце XVIII вв.
|
|
4
|
2
|
|
|
|
2
|
составление сравнит таблицы (15 нед)
|
|
2.13. Польское государство в XVI – первой половине XVII века.
|
|
3
|
2
|
|
|
|
1
|
эссе (16 нед)
|
|
2.14. «Шляхетская демократия» в польских землях
|
|
5
|
|
4
|
|
|
1
|
реферат (17 нед)
|
|
2.15. Польское государство во второй половине ХVII – XVIII вв. Падение Речи Посполитой.
|
|
4
|
2
|
|
|
|
2
|
Зачет (18 нед – итоговый контроль)
|
|
2.16. Социально-экономическое развитие Польши и Чехии в ХУ-ХУ111 вв.
|
|
6
|
|
4
|
|
|
2
|
|
|
2.17. Культура славянских народов в средневековье и раннее новое время
|
|
6
|
|
4
|
|
|
2
|
|
|
Зачет
|
|
4
|
|
|
|
|
|
Зачет
|
|
Итого
|
|
108
|
28
|
28
|
|
|
32
|
|
Программа лекционных занятий
Тематический план лекций:
№
п/п
|
Темы лекций
|
Кол-во часов
|
Формы текущего контроля успеваемости
|
1
|
2
|
|
|
1
|
Введение в курс истории южных и западных славян
|
2
|
Тест
|
2
|
Формирование раннефеодальных государств у южных и западных славян.
|
2
|
Тест
|
3
|
Болгарские земли в доосманский период.
|
4
|
Тест
|
4
|
Сербские земли в У11-ХУ веках.
|
2
|
Тест
|
5
|
Хорватские земли в VII – XVI вв
|
4
|
Тест
|
6
|
Балканы под властью Османской империи.
|
2
|
Тест
|
7
|
Чешское государство в Х11-Х1У веках.
|
2
|
Тест
|
8
|
Гуситское движение в ХУ веке.
|
2
|
Тест
|
9
|
Польское государство в Х11-ХУ веках.
|
2
|
Тест
|
10
|
Чехия в 1620-х гг. – конце XVIII вв.
|
2
|
сравнит табл.
|
11
|
Польское государство в XVI – первой половине XVII века.
|
2
|
истор. эссе
|
12
|
Польское государство во второй половине ХVII – XVIII вв. Падение Речи Посполитой.
|
2
|
Тест
|
|
Итого
|
28
|
Зачет, экзамен
|
Поділіться з Вашими друзьями: |