Рабочая программа специальность: 030301. 65 (020400) Психология калининград 2010



Скачати 215.81 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір215.81 Kb.
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права» в

г. Калининграде

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специальность: 030301.65 (020400) - Психология


КАЛИНИНГРАД

2010

История психологиии: Рабочая программа/ Автор-составитель:

Баркаева И.Л., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель дисциплины: сформировать у студентов представления о путях становления и развития психологической науки, раскрыть содержание важнейших психологических направлений и школ в их связи с внутренней логикой развития науки, социокультурными условиями, показать вклад отдельных ученых в развитие психологической мысли.

Задачи дисциплины:

1. Представить наиболее значительные достижения психологической науки как связный исторически обусловленный процесс

2. Способствовать интеграции психологических знаний, полученных в процессе изучения других дисциплин («Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология личности»)

3. Обосновать необходимость изучения исторического опыта и создать установку на применение полученных в курсе знаний к анализу актуальных проблем современной психологии и к практической работе в прикладных областях

4. Способствовать расширению научного кругозора и повышению культуры психологического мышления и уровня подготовки к будущей профессиональной деятельности

5. На материале биографий ученых прошлого показать специфику научного труда, его этическую и гражданскую стороны.



Студент должен знать:

-социально-исторические, предметно-логические и личностные детерминанты развития психологического знания; важнейшие достижения мировой и отечественной психологической мысли.



Студент должен уметь: анализировать современные направления и школы мировой и отечественной психологии в их преемственности с историческим опытом науки; давать адекватную историческую оценку достижениям прошлого, выявлять их достоинства и ограничения; проводить сопоставительный анализ научных теорий; использовать полученные знания в собственной профессиональной деятельности.

Студент должен владеть: системой понятий и категорий, разработанных в разных научных школах в процессе развития психологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


п/п


Название темы

Общ.кол-во

час

Количество аудиторных часов


Кол-во часов на самост.

работу


Лекц.


Семинар/Практ.

Всего


1.

История психологии: теоретические и методологические основы. Связь с другими науками


6

0




0

6

2.

Описательный этап психологии. Психологические воззрения в Античную эпоху

6

0

2

2

4

3.

Развитие психологической мысли периода Средневековья

4

0

-

0

4

4.

Психологическая мысль периода Возрождения (конец XV–XVII в.)

4

0

-

0

4

5.

Философско-психологические воззрения Нового времени (период XVII в – XVIII в.)

4

0

-

0

4

6.

Этап становления социально-психологического знания

6

0

2

2

4

7.

Методологический кризис начало ХХ века. Основные направления развития психологии в этот период (начало ХХ в.)

6

2

-

2

4

8.

Основные факторы, определяющие развитие психологии как науки. Принципы развития психологии

6

0




0

6

9.

Этап экспериментально-теоретического развития психологии в ХХ веке.Основные научные теории и подходы

6

0

2

2

4

10.

Развитие отечественной психологии XIX начале XX в.

6

0

-

0

6

11.

Теоретические подходы в развитии отечественной психоло-гии. Основные направления

6

2

-

2

4

12.

Развитие советской психологии в 50-е – 80-е гг. XX в. и настоящее время).

6

0

-

0

6

13.

Современные научные направления в психологии

6

0

-

0

6

Всего

180

14

4

10

162

ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основы. Связь с другими науками

Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими науками.



Тема 2. Описательный этап психологии. Психологические воззрения в Античную эпоху

Возникновение первой научной гипотезы о психике - психологии - как науке о душе. Понятие души в мифологии и философии. Особенности Античной психологии. Воззрения античных философов. Социцентризм Платона. Эгоцентрическая теория Аристотеля. Основные достижения в эпоху Античности.


Тема 3. Развитие психологической мысли периода Средневековья

Общая характеристика развития психологической мысли в период Средневековья. Схоластика как основа философско-психологической мысли средневековой Европы. Достижения в психологии в эпоху Средневековья. Идеи Р. Бэкона. Исследования Д.Скота



Тема 4. Психологическая мысль периода Возрождения (XV–XVII в.)

Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения. Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей (Н. Коперник, Л. да Винчи) Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке. Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций. Теория о «плохом» и «хорошем» человеке. Идеи Макиавелли, Б. Телезио.



Тема 5. Философско-психологические воззрения Нового времени (период XVII в.- XVIIIв.)

Р.Декарт и начало нового этапа в развитии психологии: рефлекторная концепция и интроспективное понимание сознания. Преобразование предмета психологии - от изучения души к изучению сознания. Полемика о природе человека и души (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).

Особенности мироощущения и специфика культуры эпохи Просвещения. Ньютоновская механика и ее влияние на формирование научных идей Д. Гартли и его картину психического мира человека. Дальнейшее развитие интроспективных представлений. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо). Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX в. (В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, И. Кант).

Тема 6. Этап становления социально-психологического знания XIXв.

Основы дифференциальной психологии. Теория В. Штерна. Исследования в области возрастной психологии, генетики (С. Холл, М.Мид). Создание первой экспериментальной лаборатории В.Вундта. Изучение духа нации, народа (Х.Штейнталь, М. Лазарус). Теория доминирующего фактора (Г.Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм)



Тема 7. Методологический кризис начало ХХ века. Основные направления развития психологии в этот период

Поиск бъективных методов исследования психики после первой мировой войны. Разделение психологии на разные школы. Развитие разных психологических направлений. Предмет изучения: глубинные структуры психики (З.Фрейд, А.Адлер). Бихевиоризм (Дж.Б.Уотсон, Ф.Скиннер). Теория социального научения (А. Бандура). Экзистенциально-гуманистическая психология (А.Маслоу, В.Франкл, Р.Мей)



Тема 8. Основные факторы, определяющие развитие психологии как науки. Принципы развития психологии

Объективные факторы, определяющие развитие психологии: логика развития психологических знаний, социальная ситуация развития. Субъективный фактор: особенности личности конкретного ученого.

Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип психологической системности, принцип психологического развития, принцип объективности.

Тема 9. Этап экспериментально-теоретического развития психологии в ХХ веке. Основные научные теории и подходы

Развитие экспериментальной психологии в Европе и в Америке в конце ХIХ - начале XX в. Психоанализ З.Фрейд. Структура личности. Механизмы психологической защиты.

Аналитическая теория К.Юнга (коллективное бессознательное; напрапвленность личности).

Индивидуальная психология А.Адлера. Понятие «чувство неполноценности». Формы компенсации по А. Адлеру.

Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм). Основные положения в социальном контексте.

Бихевиоризм: рефлекторное и социальное направления. (Дж.Б.Уотсон, Ф.Скиннер). Теория социального научения (А. Бандура). Локус контроля как устойчивое качество человека (Дж.Роттер).

Экзистенциально-гуманистическая психология (А.Маслоу, В.Франкл, Р.Мей). Самоактуализация личности. Интенциональная концепция Ш. Бюлер.

Когнитивная психология. Теория личностных конструктов Дж.Келли. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.

Теория поля К. Левина. Поведение человека в жизненном пространстве, восприятие себя и других.

Работы Ч.Кули. Понятие «Я-концепции» личности. Структура «Я-концепции». Понятие первичной группы (семья, группа, коллектив)



Тема 10. Становление отечественной психологии 40-60г.г. XIX в.

Трагедия прикладной психологии в России. Запрет на психологические исследования, разработки.

Период становления отечественной психологии. Работы И. Сеченова о саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности. Учение И. Павлова о высшей нервной деятельности.

Тема 11. Теоретические подходы в развитии отечественной психологии. Основные направления исследований

Работы П.Лаврова и Н. Михайловского (анализ солидарных действий, психология толпы, теории внушения-подражания)

Развитие экспериментальных исследований в России во второй половине ХIХ - начале XX в. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М. Бехтеревым (1885) и других экспериментальных лабораторий.

Работы В. Бехтерева 1923г – «Объективное изучение личности». Понятия: индивид, индивидуальность, личность; 1925г. «Роль внушения в общественной жизни». Формирование методологических основ советской психологии. Вклад Л. Выготского. Культурно-историческая теория развития психики.



Тема 12. Развитие советской психологии в 50-е – 80-е гг. XX в.).

Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку теоретико-методологических основ общей психологии. Развитие отечественной психологической науки в период со второй половины 50-х - 80-х годов. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований. Конкретно-научные исследования в области психологии. Теория установки Д. Узнадзе. Исследования в области психологии индивидуальных различий. Создание лаборатории психологии в Ленинградском университете (1962г. – эмприческое исследование фольклора. 1968-1972г.г. - открытие первых кафедр психологии, написание первых учебных пособий, психологические исследования в учебных заведениях, вузах – исследование межличностных отношений в группах.

Формирование новых направлений и отраслей психологии: развитие диагностического инструментария, модификация тестов, технологий, повышение профессиональной квалификации кадрового состава.

Тема 13. Современные научные направления в психологии

Основные тенденции в развитии современной мировой психологии. Развитие необехивиоризма, гуманистического направления в психологии. Появление интегральных концепций в русле новейших науковедческих и социальных идей - информатизации, компьютеризации. Когнитивная психология. Экологическая психология. Психология жизненного пути. Историческая психология.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Описательный этап психологии. Психологические воззрения в Античную эпоху

  1. Возникновение первой научной гипотезы о психике - психологии - как науке о душе.

  2. Понятие души в мифологии и философии. Особенности Античной психологии.

  3. Воззрения античных философов. Социцентризм Платона.

  4. Эгоцентрическая теория Аристотеля.

  5. Основные достижения в эпоху Античности.

Темы для докладов

  1. Представления о душе в трудах Платона и Аристотеля.

  2. В каких произведениях Платона представлена психологическая концепция? Как понимал Платон развитие души?

  3. Работы древних философов в эпоху Античности

Литература

  1. Ждан А.Н.История психологии. От античности до наших дней : учебник / Ждан А.Н., - М.: Академический проект, 2008. - 576 с.

  2. Лучинин А.С. История психологии [Электронный ресурс]: Конспект лекций / А.С. Лучинин. – М.: Эксмо, 2008. – Режим доступа: электронная библиотечная система"КнигаФонд":http://www.knigafund.ru/

  3. Марцинковская Т.Д.История психологии : учебное пособие / Марцинковская Т.Д., - М.: Академия, 2007. - 544 с.

  4. Методика преподавания психологии [Электронный ресурс]: история, теория, практика: Учебное пособие / Н.Ю. Стоюхина; Российская академия образования. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 184 с.- Режим доступа «znanium.com»


Дополнительная

  1. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 1, М., 1976.

  2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.4.М., 1984.

  3. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 1, М., 1976.

  4. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4-хт. Т.4. М., 1984.

  5. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 1, М., 1976.

  6. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4-хт. Т.4. М., 1984.

  7. Гиппократ. Избранные книги. М, 1936.

  8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  9. Ждан А.Н. История психологии: от античности к. современности.

Раздел 1, M., 1997.

10.Лукреций Кар. О природе вещей. М.-Л., 1947.

11.Платон. Соч. в 3-х тт. М., Т. 1. 1968-1970.

12.Римские стоики. М,, 1995.

13.Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

Семинар 2. Этап становления социально-психологического знания XIXв.


  1. Создание первой экспериментальной лаборатории В.Вундта.

  2. Изучение духа нации, народа (Х.Штейнталь, М. Лазарус).

  3. Теория доминирующего фактора (Г.Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм)

Темы для обсуждения

  1. Основы дифференциальной психологии. Теория В. Штерна.

  2. Исследования в области возрастной психологии, генетики (С. Холл, М.Мид).

Литература

  1. Ждан А.Н.История психологии. От античности до наших дней : учебник / Ждан А.Н., - М.: Академический проект, 2008. - 576 с.

  2. Лучинин А.С. История психологии [Электронный ресурс]: Конспект лекций / А.С. Лучинин. – М.: Эксмо, 2008. – Режим доступа: электронная библиотечная система"КнигаФонд":http://www.knigafund.ru/

  3. Марцинковская Т.Д.История психологии : учебное пособие / Марцинковская Т.Д., - М.: Академия, 2007. - 544 с.

  4. Методика преподавания психологии [Электронный ресурс]: история, теория, практика: Учебное пособие / Н.Ю. Стоюхина; Российская академия образования. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 184 с.- Режим доступа «znanium.com»


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Вклад Античных философов в становление науки «о душе»

  2. Развитие психологических идей в эпоху Средневековья

  3. Развитие психологии в эпоху Возрождения

  4. Развитие зарубежной психологической мысли в XVIII веке: познавательные процессы как предмет исследования в психологии

  5. Развитие зарубежной психологической мысли в XIX веке: характеристика психологичских механизмов в массовом сознании

  6. Зарубежные психологические школы: история возникновения и теоретические основания их деятельности

  7. Развитие отечественной психологии в XIX веке: осознание предмета исследования, выбор научной программы

  8. Естественнонаучные предпосылки развития психологии как науки в конце XIX-начале XX вв. в России: взаимодействие «героя» и «толпы» в исследованиях Н. Михайловского

  9. Развитие отечественной психологии в XX в.: вклад В. Бехтерева в изучение коллективной и индивидуальной психики

  10. Вклад в развитие отечественной психологии Л.С. Выготского

  11. Вклад в развитие отечественной психологии С.Л. Рубинштейна

  12. Вклад в развитие отечественной психологии Б.Г. Ананьева

  13. Развитие отечественной психологии на современном этапе: направления исследований

  14. Развитие психоанализа в трудах З.Фрейда

14. Исследование инстинктов социального поведения в работах У. Мак- Даугалла

15. Развитие бихевиоризма в начале и середине XX века.

16 Необихевиоризм как направление в психологии

17. Гештальтпсихология: ее основные представители и концепции

18. Генетическая психология Ж..Пиаже.

22. Гуманистическое направление в зарубежной психологии

23. Гуманистическая психология. Анализ психологических воззрений А.Маслоу

24. Личностная и социальная идентичность в теории Э. Эриксона


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Предмет истории психологии

  2. Место истории психологии в системе наук

  3. Описательный этап: зарождение социально-психологического знания: причины возникновения понятия "душа" и его содержание на ранних этапах эволюции общества

  4. Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике в Античном мире

  5. Учение Гиппократа о факторах развития человека и его индивидуальных характеристиках

  6. Характеристика социоцентрической теории Платона

  7. Соотношение души и тела, функции души в учении Аристотеля

  8. Развитие психологии в эпоху Средневековья

  9. Особенности психологической мысли периода Возрождения

  10. Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения. Идеи Макиавелли, Б. Телезио.

  11. Учение Леонардо да Винчи о человеке и познании человеком мира

  12. Философско-психологические воззрения Нового времени

  13. Р.Декарт и начало нового этапа в развитии психологии: интроспективное понимание сознания

  14. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо)

  15. Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX в. (В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, И. Кант)

  16. Этап становления социально-психологического знания на Западе XIXв.

  17. Исследования в области возрастной психологии, генетики (С. Холл, М.Мид)

  18. Создание первой экспериментальной лаборатории В.Вундта

  19. Психологическая концепция В.Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.

  20. Изучение духа нации, народа (Х.Штейнталь, М. Лазарус)

  21. Теория доминирующего фактора (Г.Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм)

  22. Поиск бъективных методов исследования психики после первой мировой войны. Разделение психологии на разные школы

  23. Методологический кризис в психологии. Развитие разных психологических направлений

  24. Психоаналитическая теория. Предмет изучения: глубинные структуры психики. Роль бессознательного (З.Фрейд)

  25. Индивидуальная психология А. Адлера.

  26. Аналитическая теория К.Юнга

  27. Неофрейдизм как направление в психологии (К. Хорни, Э.Фромм)

  28. Бихевиоризм: рефлекторное и социальное направления (Дж.Б.Уотсон, Ф.Скиннер; Дж. Роттер)

  29. Теория социального научения (А. Бандура)

  30. Экзистенциально-гуманистическая психология (В.Франкл, Р.Мей)

  31. Теория мотивации и модель самоактуализации личности А. Маслоу.

  32. Теория поля К. Левина.

  33. Когнитивная психология. Теория личностных конструктов Дж.Келли

  34. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.

  35. Основные факторы, определяющие развитие психологии как науки

  36. Методологические принципы развития психологии

  37. Становление отечественной психологии 40-60г.г. XIXв. Трагедия прикладной психологии в России. Запрет на психологические исследования, разработки.

  38. Период развития отечественной психологии. Работы И. Сеченова о саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности.

  39. Учение И. Павлова о высшей нервной деятельности

  40. Теоретические подходы в развитии отечественной психологии. Работы П.Лаврова и Н. Михайловского (анализ солидарных действий, психология толпы, теории внушения, подражания)

  41. Развитие экспериментальных исследований в России во второй половине ХIХ - начале XX в.

  42. Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии.

  43. Формирование методологических основ советской психологии. Вклад

Л. С.Выготского: культурно-историческая теория развития психики

  1. Развитие советской психологии в 50-е–80-е гг. XXв. Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку теоретико-методологических основ общей психологии.

  2. Теория установки Д. Узнадзе

  3. Развитие психологических направлений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Б.Эльконина

  4. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.

  5. Современные научные направления в психологии


ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Ждан А.Н.История психологии. От античности до наших дней : учебник / Ждан А.Н., - М.: Академический проект, 2008. - 576 с.

  2. Лучинин А.С. История психологии [Электронный ресурс]: Конспект лекций / А.С. Лучинин. – М.: Эксмо, 2008. – Режим доступа: ЭБС"КнигаФонд":http://www.knigafund.ru/

  3. Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX - начала XX в. [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 192 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com


Дополнительная

  1. Галустова О. В. История психологии в вопросах и ответах : учебное пособие / Галустова О. В., - М.: Проспект, 2006. - 216 с.

  2. Дрынкина Т.И. История социальной психологии: учебное пособие / Т.И. Дрынкина. -СПб.: ИВЭСЭП, 2012.-187 с.

  3. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. - С-Пб.: Речь, 2007. – 912с.

  4. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В.М. Лейбин. – М., 1994., 384с.

  5. Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В. Лейбин. — М.: Территория будущего, 2006. Т. 1. — 472 с.; Т. 2. — 568 с.

  6. Лихи Т. История современной психологии.- СПБ.: Питер, 2003. – 448с.

  7. Марцинковская Т.Д.История психологии : учебное пособие / Марцинковская Т.Д., - М.: Академия, 2007. - 544 с.

  8. Меньшикова Л. В. Конспекты по истории психологии / Л. В. Меньшикова.- Новосибирск: НГТУ, 2009. -185 с.

  9. Методика преподавания психологии [Электронный ресурс]: история, теория, практика: Учебное пособие / Н.Ю. Стоюхина; Российская академия образования. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 184 с.- Режим доступа «znanium.com»

  10. Смит Р. История психологии / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. -249 с.

  11. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. -М., 2007. - 295 с

  12. Якушин В.А. История психологии. - СПб: Питер 2011.- 478 с.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. http://psychology.net.ru - многочисленные материалы по психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.

2. http://psychology-online.net. ru - психологическая библиотека содержит тексты по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии.

3. http://www.eti-deti.ru - крупнейший сайт о детской психологии, статьи по психологии и педагогике для родителей и специалистов.

4. http://www.voppsy.ru - научный журнал «Вопросы психологии» с основополагающими статьями, доступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг.; имеется тематическая подборка статей.

5. http://www.mospsy.ru - Московский психологический журнал: проект сетевого издания: актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.

6. http://www.psycheya.ru - библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов.

7. http://www.flogiston.ru - обширная психологическая библиотека: книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов; анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов; интервью с ведущими психологами России и зарубежья.

8. http://www.ipd.ru - информация о программах института развития личности, статьи по психологии и личностному развитию, обзоры интересных книг и др.



9. ttp://www. psychology.ru –виртуальная библиотека, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры); новости психологии, календарь, события, конференции.

10. http://psi.webzone.ru - электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РА


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка