Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс (фгос) срок реализации данной программы: 5 лет разработана на основе: примерной программы по учебным предметам. «Обществознание 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/», М.: Просвещение, 2010



Сторінка1/4
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.78 Mb.
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 1 г. Благовещенска




Рассмотрено на заседании предметной лаборатории

Руководитель: _____ Хомутова Н.И.

Протокол №___________

«___» ____________ 20__г.





Согласовано

Заместитель директора по УВР:


_____ / Санарова Н.Н./

«___» ____________ 20__г.




Утверждаю

Директор


МОБУ гимназия №1

_____ Жданова И.Р.

Приказ №____________

«___» ______ 20__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию 5-9 класс (ФГОС)
срок реализации данной программы: 5 лет
разработана на основе: примерной программы по учебным предметам. «Обществознание 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/», М.: Просвещение, 2010.

Составитель: Путилова Людмила Анатольевна

Год составления программы: 2015 год

Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (5-9 классы). Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.

1. Нормативная основа:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года № 373;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 года № 1897;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 года № 413;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения гимназия № 1 г. Благовещенска (Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения гимназия №1 г. Благовещенска утвержден Главой администрации муниципального района Благовещенский район РБ (30 декабря 2011 года);

- Основные образовательные программы ООО;

- Примерные программы по учебным предметам;

- Учебный план МОБУ гимназия № 1 г. Благовещенска;

- Положение о рабочей программе учителя (Приказ 001/1 от 13.01.2014)

- Список учебников и образовательных программ 1-11 классов, составленный согласно Федеральному перечню учебников и утвержденный приказом директора гимназии на учебный год.




Цели и задачи учебного предмета «Обществознание»

на ступени основного общего образования.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражаю­щих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулиро­вание общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманисти­ческих ценностей; правовые нормы, лежащие в основе пра­вомерного поведения. Не менее важным элементом содер­жания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной инфор­мации; решение познавательных и практических задач, от­ражающих типичные социальные ситуации; учебную комму­никацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

• взросления человека (10—15 лет), её познавательных интере­сов, критического мышления в процессе восприятия социаль­ной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• ответственности, уважения к социальным нормам; привер­женности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

• знаний, необходимых для социальной адаптации: об обще­стве; основных социальных ролях; о позитивно оценивае­мых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отно­шений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми раз­личных национальностей и вероисповеданий; самостоятель­ной познавательной деятельности; правоотношений; семей­но-бытовых отношений.



Общая характеристика учебного предмета в 5-9 классах.


Программа предусматривает выделение двух относитель­но самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращён­ное к младшему подростковому возрасту, посвящено акту­альным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержа­ния являются моральные и правовые нормы. Это создаст ус­ловия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойно­го поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами соци­ализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окру­жающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывает­ся курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институ­тов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» — через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг све­дений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, про­являющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое пред­ставление о личности и её социальных качествах, о человече­ской деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвяще­на тема «Нравственные основы жизни».

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они полу­чают паспорт гражданина Российской Федерации, расши­ряются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом ру­беже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли соци­альных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о пра­вах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вто­рая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — про­изводству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлет­ворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рациональ­ного поведения основных участников экономики — потреби­телей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 клас­сы) все его содержательные компоненты (социально-психо­логические, морально-этические, социологические, экономи­ческие, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного обще­ства и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем мора­ли, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными про­цессами в обществе. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнацио­нальные отношения. На их основе характеризуются социаль­ные отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических про­явлениях (производство, обмен, потребление) через раскры­тие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватываю­щие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, огра­ниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребите­ли, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную тор­говлю.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жиз­ни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представ­ление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и зако­на. Часть уроков посвящается вопросам теории права, дру­гая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы консти­туционного строя РФ, федеративного устройства РФ, госу­дарственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъ­являются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основ­ной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содер­жанием программ дополнительного образования, деятельно­стью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы высту­пает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явле­ниям.



Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают ис­пользование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по об­ществознанию, особое значение приобретают методы, помо­гающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых поня­тий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собствен­ными наблюдениями детей и с учётом уже сложившихся представлений (а возможно, и стереотипов и предубеждений) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Раз­витию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению помогут реконструк­ция и анализ типичных социальных ситуаций и сложившихся практик поведения с позиций норм морали и права.

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка