Рабочая программа по живописи для детской художественной школы срок реализации 4 года Мичуринск 2013



Сторінка1/3
Дата конвертації24.04.2016
Розмір0.56 Mb.
  1   2   3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская художественная школа

им. А.М. Герасимова» город Мичуринск


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «Детская

художественная школа

им. А.М. Герасимова»

________________ И.В. Платицин

«_____»_______________2013 год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ЖИВОПИСИ
ДЛЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

срок реализации 4 года


Мичуринск

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой предмета «История изобразительных искусств» для детских художественных школ предусматривается последовательное изучение всеобщей истории искусств в процессе исторического развития человеческого общества, начиная с искусства Древнего мира.

Программа включает основные разделы из истории зарубежного, русского и советского искусства.

Задачей предмета является не только ознакомление учащихся с главными художественными направлениями и школами, выдающимися мастерами и наиболее важными художественными явлениями, но и осуществление общего идейно-эстетического воспитания учащихся.

Изучение «История изобразительных искусств» должно быть тесно связано с практической работой по рисунку, живописи и специальной композиции.

Занятия с учащимися следует проводить в форме доходчивой и интересной беседы, сопровождаемой демонстрацией репродукций, диапозитивов и диафильмов.

По некоторым темам рекомендуется, по усмотрению преподавателя, проводить занятия в музеях и картинных галереях.

Преподавателю необходимо развивать у учащихся любовь и интерес ко всем видам изобразительного искусства, воспитывать у них реалистическое восприятие действительности.

Характеризуя отдельных мастеров, следует подчеркнуть связь их творчества с той эпохой, в которой оно развивалось.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

2

3



4

5

6



7

8


Введение
Раздел I. Искусство Древнего мира
Искусство первобытного общества

Искусство Древней Индии

Искусство Древнего Египта

Искусство Древней Мессопотамии

Эгейское искусство

Искусство Древней Греции

Искусство Древнего Рима

Искусство Византии


Всего по разделу:

1

2

2



4

2

1



4

3

1


19 часов

9


Раздел II. Искусство средних веков в Западной Европе
Искусство средних веков в Западной Европе (X—XV вв)
Всего по разделу:

3

3 часа



10
11

12

13

14



15


Раздел III. Русское искусство XIXVII вв.
Роль и значение русского искусства в истории мирового искусства

Искусство Киевской Руси XI—XII вв.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII в.

Искусство Новгорода и Пскова XI—XV вв.

Искусство Москвы XIV—XV вв.

Искусство Москвы XVI—XVII вв.



Всего по разделу:

1

2



2

2

2



2

11 часов

п/п





Итого:
Наименование разделов и тем



34 часа
Количество часов

16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29



Раздел IV. Искусство Западной Европы XIVXX вв.
Искусство эпохи Возрождения в Италии
Усиление самостоятельной роли скульптуры и ее связь с архитектурой
Искусство Высокого Возрождения (XVI век)
Искусство Италии в XVII в.
Испанское искусство XVII в.
Фламандское искусство XVII в.
Голландская живопись XVII в.
Французское искусство XVII—XVIII вв.
Искусство эпохи Французской революции.
Испанская живопись конца XVIII — начала XIX в
Французская живопись первой половины XIX в.
Французская живопись 60 — 80 гг. XIX в.
Скульптура конца XIX—начала XX вв.
Краткий обзор искусства XX в.
Всего по разделу:

2
1


5
2
2
2
4
2
1
2
5
3
1
2
34 часа

п/п





Итого:

Наименование разделов и тем


34 часа

Количество часов

30
31
32
33





Раздел V. Русское искусство XVIII — начала XX вв.
Русское искусство XVIII в.
Русское искусство первой половины XIX в.
Русское искусство второй половины XIX в.
Русское искусство конца XIX - начала XX вв.

Всего по разделу:

7
9
10
8

34 часа

п/п





Итого:

Наименование разделов и тем


34 часа

Количество часов

34

35

36


37

38


39




Раздел VI. Советское изобразительное искусство
Советское изобразительное искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1917 - 1920)
Искусство в период восстановления народного хозяйства, борьбы за социалистическую индустриализацию страны и создания колхозного строя(1921 - 1932)
Искусство в период завершения еоциадиетической реконструкции народного хозяйства, упрочения и развития социалистического общества (1933 - 1941)
Советское искусство в годы Великой Отечественной войны (1941 —1945)
Советское искусство в период восстановления и развития социалистического народного хозяйства (1946 - 1955)
Советское искусство в годы завершения строительства социализма и вступления в период строительства коммунизма.
Всего по разделу:


4

6
8


4

4


8


34 часа




Итого:

136 часов


1 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
История искусства и ее задачи. Освоение культурного наследия. Значение искусства как средства общественного воспитания. Активная роль искусства в жизни общества. Специфика изобразительного искусства.
РАЗДЕЛ I. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Искусство первобытного общества
Происхождение искусства. Его связь с трудовой деятельностью человека. Выразительность рисунков, изображающих животных. Памятники первобытного искусства на территории СССР. Наскальные изображения на берегах Ангары. Рисунки на скалах Ладожского озера, связанные с поклонением солнцу и охотой.

Памятники первобытного искусства на территории Европы. Росписи Альтемиры (Испания). «Пещеры фон-де-Гом» (Франция). Мегалитические сооружения: дольмены, кромлех в Сточхендже, менгиры в Бретани.


Т е м а 2. Искусство Древней Индии
Археологические находки в долине Инда в начале XX века. Связь искусства с народной мифологией и религиозными представлениями. Мифы о Вишну и Шиве. Ступа в Санчи. Рельефы ворот ступы. Пещерные храмы в Карли и Аджаите.

Статуи Будды. Рельеф на скале - «Нисхождение Ганга».

Храмы типа «Нагара» (север Индии) и типа «Радха» (рог Индии).

Рельефы, украшающие эти храмы. Раскрытие в них содержания народных легенд о Вишну, Шиве, Дурге и других богах.

Завоевание Индии династией Великих Моголов.

Мусульманская архитектура в Индии. Крепость в Дели. Тадж-Махал в Агре.


Тема 3. Искусство Древнего Египта
Понятие об исторической периодизации Египта.

Переход от родового строя к рабовладельческому.

Объединение земель долины Нила, образование государства.

Положение низших классов египетского общества. Роль знати и жречества.

Развитие культовой архитектуры (храмы, пирамиды) и связанных с ней круглой пластики, рельефа, живописи.

Основные черты искусства Древнего Египта: повествовательный характер египетского рельефа и связь его с письмом.

Условность и плоскостность в изображении человеческой фигуры.

Синтез архитектуры и скульптуры в Египетском искусстве. Основные этапы развития египетской архитектуры в Древнем, Среднем и Новом царстве. Пирамиды Древнего царства. Комплекс в Гизе. Скальные гробницы Среднего царства. Три типа храмов Нового царства.

Постепенное нарастание реалистических черт в портретной скульптуре. Статуя фараона Хефрена, Луврский писец.

Развитие живописи в период Древнего, Среднего и Нового царства. Росписи гробниц в Медуме. Росписи Бени-Хасаиа (сцены охоты).


Тема 4. Искусство Древней Мессонотамии
Сходство и различия искусства пародов Передней Азии с искусством Египта. Искусство Ассирии периода расцвета. Клинопись (IX-VII вв. до н. э.). Преобладание крепостной и дворцовой архитектуры. Реконструкция дворца Саргона II в Хорсабаде, его композиция. Зиккурат. Восточная форма монументальности. Роль портальной скульптуры. Рельефные фризы дворцов в Нимруде (IX в. до н. э.) и Куюнжике (VIII—VII вв. до н. э.). Раненая львица из Куюнжика.

Завоевания Двуречья персами. Строительство Вавилона. Общее понятие об искусстве Ахеменидов. Стрелки из Суз.


Тема 5. Эгейское искусство
Исторические особенности Эгейской культуры, районы ее распространения. Архитектура. Дворец в Кноссе. Его план, интерьеры (тронный зал). Декоративные росписи («Игры с быком», «Дама в голубом»). Дворец в Тиринфе, Мегарон. Циклопические крепостные сооружения в Микенах, Львиные ворота.

Керамика и ювелирные произведения. Ваза с осьминогом. Кубки из Вафио. Роль эгейского искусства в формировании искусства Греции.


Тема 6. Искусство Древней Греции
Города-государства Древней Греции VII-VI вв. до н. э. Укрепление рабовладельческого строя. Борьба с персами. Возвышение Афин и Спарты. Развитие наук и искусств.

Ордера как основа греческой архитектуры. Реалистические искания греческих скульпторов. «Сокровищница сифносцев» в Дельфах.

Метопы храма в Селинунте. Статуи кор. Их роль в украшении портиков.

Расцвет греческого искусства в V в. до н. э. Ведущая роль афинской демократии. Господство в искусстве V в. героических гражданских идеалов. Перестройка Афин при Перикле - мраморные общественные здания, гавань Пирей, соединенная с городом. Ансамбль Афинского Акрополя.

Скульптура V в. до н. э. Творчество Фидия и его школы (Фронтоны Парфенона, статуя Афины, статуя Зевса).

Творчество Мирона и Поликлета. Борьба Афин и Спарты за гегемонию в Греции (Пелопонесская война).

Искусство Греции в IV в. до н. э. Упадок афинской демократии. Возвышение Македонии. Монархия Александра Македонского.

Рост индивидуалистических тенденций в искусстве IV в. в противовес героическим гражданским идеалам V в. Творчество Скопаса, Праксителя, Леохара.

Мавзолей в Галикарнассе - надгробное сооружение царя Мавсола. Его декоративное оформление (скульптуры Скопаса, Леохара, Тимофея).

Искусство эпохи эллинизма (III-II вв. до н. э.). Распадение монархии Александра Македонского. Упадок старых эллинистических центров. Расцвет городских центров Востока.

Рост реалистических исканий. Расширение тематики искусства.

Александрийская школа. Развитие жанра. Статуэтки рыбаков, нищих, играющих детей. Рельефы на жанровые темы. Статуя Нила.

Родосская школа. Ее особенности: стремление к патетике, к внешним эффектам, виртуозность исполнения. «Колосс Родосский», его гибель от землетрясения. Статуя Лаокоона. Группа «Фарнезский бык».

Искусство Пергама. Величественные образы гигантов и богов в рельефах Пергамского алтаря. Статуи галлов.


Тема 7. Искусство Древнего Рима
Краткие сведения о первых веках Римской республики. Искусство республиканского Рима. Скульптурные портреты предков. Статуи ораторов, полководцев, задрапированные в тоги. Строгий, суровый стиль искусства этого периода.

Завоевания римлян в III-I вв. до н. э. Образование Римской империи. Искусство эпохи императора Августа. Перестройка Рима. Создание форумов, мраморных храмов, терм, вилл, «Алтарь мира». Достижения римского инженерного искусства; акведуки, купольные и цилиндрические своды, арки.

Рим при преемниках Августа. Роскошь зданий и храмов. «Золотой дом» Нерона. Интерьеры домов того времени, о которых можно судить по раскопкам Помпейских зданий. Характер помпейских росписей.

Строительство династии Флавиев, отражающее рост могущества Римской империи. Арка Тита. Колизей.

Кризис Римской империи во II в. н. э. Восстание в провинциях. Восстание Спартака. Наступление варварских племен. Распространение в Риме суеверий, праздников, связанных с религиями Востока. Появление храмов и статуй богов других народов в Риме (Изиды, Осириса).

Влияние Востока на развитие римского искусства в эпоху императоров Адриана и Марка Аврелия. Статуи Антииоя, Вилла Адриана. Конная статуя Марка Аврелия.

Искусство Римской империи в III-IV вв. Организация власти императора по типу восточных деспотий. Частые дворцовые перевороты, восстания легионов, восстания в провинциях. Роскошь императорского двора. Грандиозное народное строительство. Арка Септимия Севера. Термы Каракаллы. Арка Константина. Упадок монументальности и гармоничности в декоративном оформлении построек. Рельефы саркофагов. Развитие реализма в скульптурных портретах III века. Рост схематизма в портретах IV века. Живопись. Фаюмские портреты.
Тема 8. Искусство Византии
Архитектура и строительство в Византии. Императорские дворцы, ипподром, украшенный античными статуями. Развитие базиликального и центрально-купольного храма. Храм св. Софии в Константинополе. План, конструкция, интерьер. Широкое применение цветного мрамора и мозаик. Мозаика церкви св. Виталия в Равенне. Роль Византии в сохранении традиций античности. Абстрактность искусства Византии, подчиненного строгим канонам. Его замедленная эволюция. Завоевание Византии турками в XV в.
РАЗДЕЛ II. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Тема 9. Искусство средних веков в Западной Европе (X-XV вв)
Западная Европа в период феодальной раздробленности.

Ведущее значение архитектуры в искусстве этого времени. Наличие многочисленных местных школ. Реакционная роль католической церкви, требовавшей соблюдения в искусстве абстрактных канонов.

Романское зодчество, его основные конструктивные принципы. Роль декоративной скульптуры, ее религиозная тематика. Проникновение мотивов, связанных с народными поверьями. Порталы соборов в Отэне и Муассаке.

Строительство замков и городских укреплений.

Расцвет городов-коммун в XIII-XIV вв. Рост королевской власти во Франции. Борьба французских королей и городов с феодалами. Начало объединения французских земель в XIII в. Строительство готических соборов, длившееся десятилетиями и даже веками. Особенности конструкций соборов.

Кельнский собор. Собор Парижской богоматери. Соборы в Реймсе и Страсбурге. Их декоративная скульптура. Широкое распространение в ней фольклорных мотивов: сказ о Рейнекелисе, месса Осла (в Страсбургском соборе), времена года (в Парижском соборе). Витражи; эффектное освещение интерьеров, создаваемое ими. Усиление пышности и вычурности в декоративных композициях и орнаментах XV в.

Здания ратуш.

РАЗДЕЛ III. РУССКОЕ ИСКУССТВО XI-XVII вв.
Тема 10. Роль и значение русского искусства в истории мирового искусства
Многообразие художественного наследия русского народа и его значение в истории мирового искусства.

Роль искусства в общественной жизни. Национальное своеобразие русской художественной культуры. В. И. Ленин о двух культурах в России.


Тема 11. Искусство Киевской Руси XIXII вв.
Международное значение и культурные связи Киевского государства с другими странами, особенно с Византией.

Распространение христианства и его прогрессивное значение. Живучесть народных традиций и сказов о древних богах. Борьба церковной идеологии с язычеством и его отражение в искусстве.

Развитие монументального искусства. Византийские традиции. Самобытность искусства Киевской Руси.

Архитектура. Крепостные сооружения. Церковная архитектура конца X-XI вв. Киевская София (1037). Ее план. Многокупольность. Убранство интерьеров. Мозаики и фрески Киевской Софии (сюжеты, система расположения). Портреты семьи князя Ярослава. Светские и бытовые сюжеты на башнях. Мозаика Дмитриевского (Михайловского Златоверхого) монастыря. «Дмитрий Солунский». Черты русского воина-героя в его образе. Иконопись, книжная миниатюра и другие виды искусства. Икона Владимирской богоматери и ее история. Эмоциональность образа. Высокое живописное мастерство.

Прикладное искусство. Расцвет ювелирного искусства XI-XIII вв.

Значение искусства Киевской Руси для формирования русской, украинской и белорусской художественной культуры.


Тема 12. Искусство Владимиро-Суздальского княжества ХII в.
Распад Киевской Руси на феодальные княжества. Появление местных художественных школ. Сочетание в них киевской художественной традиции с местными особенностями.

Общественный строй Владимиро-Суздальской Руси.

Развитие типа одноглавых четырехстолпных храмов. Церковь Покрова на Нерли (1165). Связь архитектуры с пейзажем. Крепостные сооружения Владимира. Золотые ворота (1164). Краткие сведения о Боголюбовском замке (1165 - 1166). Архитектура последней четверти XII к. Успенский собор (1185 - 1189).

Дмитриевский собор (1193 - 1197). Мифологическая тематика в скульптурном декоре.

Недолговечность политического и экономического расцвета Владимирского княжества.

Татаро-монгольское нашествие и его тяжелые последствия для русского народа.


Тема 13. Искусство Новгорода и Пскова XI-XV ив.
Особенности общественного и политического строя Новгорода в XI-XII вв. Образование феодалыю-аристократической республики. Роль веча. Простота, сила, суровость как характерные черты новгородской культуры и искусства. Новгородский кремль, его укрепления.

Новгородская София (1045 - 1050). Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119, строитель - русский мастер Петр). Церковь Спаса на Нередкие (1198), особенности развития четырехстолпного небольшого храма в Новгороде. Данные раскопок.

Экономический расцвет Новгорода в конце XIII и начале XIV вв. Нарастание антифеодального народного движения. Развитие элементов новой городской культуры. Дальнейшее развитие местных черт в искусстве. Появление типа восьмискатного храма и расцвет монументальной живописи во второй половине XIV в. «Спас Преображенья» на Ильине улице (1374). Фрески Феофана Грека в этом соборе.

Отступление от канонов Византийской живописи. Стремление к эмоциональности образов. Фольклорный характер Новгородской иконописи XV в.

Гражданская и крепостная архитектура Пскова. Псковские звонницы. Палаты во Пскове. Связь архитектуры с ансамблем города и пейзажем.
Тема 14. Искусство Москвы XIV-XV вв.
Возвышение Москвы; ее роль в борьбе за национальную независимость и единство. Общенародный подъем и рост национального самосознания в конце XIV – начале XV в., его отражение в искусстве. Передовая роль московской художественной школы начала XV в.

Строительство и перестройка Московского Кремля в XIV - XV вв., его план, связь с рельефом местности. Стены и башни. Успенский собор (1475 - 1479). Интерьер собора. Благовещенский собор (1484 - 1489). Архангельский собор (1505 - 1509) Традиции архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, воплощение в постройках Кремля. Грановитая палата (1487 - 1491). Колокольня Ивана Великого и ее роль в архитектуре Кремля.

Творчество Андрея Рублева (ок. 1370 - ок. 1430 гг.). Его гуманизм. Исключительное значение работ Рублева в древнерусской живописи. Росписи в Благовещенском соборе Кремля, в Успенском соборе во Владимире. «Троица» - вершина творчества Андрея Рублева,

Завершение объединения Руси и свержение татарского ига. Рост международного значения Русского государства.



Тема 15. Искусство Москвы XVIXVII вв.
Образование централизованного русского государства. Успехи просвещения. Строительство Москвы. Палаты бояр. Оборонительные сооружения: Китай-город, Белый город, Земляной город. Городские монастыри-крепости. Возведение крепостей вокруг Москвы. Крепости-монастыри (Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиевский).

Сооружение башнеобразных каменных храмов-памятников. Церковь Вознесения в Коломенском (1532). Особенности композиции: динамичность, связь с окружающим пейзажем. Собор Василия Блаженного, композиция и группировка архитектурных объемов; декоративное решение (1555 - 1560). Связь храма с ансамблем Красной площади.

Освобождение русских земель от польских и шведских интервентов. Национальный подъем. Дальнейшее укрепление Московского государства.

Рост активности народа. Обострение классовой борьбы. Восстание Степана Разина. Развитие ремесла и торговли.

Возрастающее значение светского начала в искусстве, его декоративность и праздничность. Развитие гражданского строительства. Кремлевские терема (1635 - 1637). Спасская башня Московского Кремля.

Бесстолпные многоярусные храмы конца XVII в.

Церковь Покрова в Филях (1694). Особенности плана. Цветовое и декоративное решение.

Деревянное зодчество Севера и Средней полосы России.

Типы народной архитектуры. Крестьянская изба, ее декор.

Шатровые многоярусные и многоголовые храмы. Церковь в Панилове (1600), на Елгомском погосте (1644), в Кижах (1714). Дворец в Коломенском (1667—1681).




2 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ IV. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIV-XX вв.
Тема 16. Искусство эпохи Возрождения к Италии
Маркс и Энгельс о Возрождении как эпохе величайшего прогрессивного переворота в истории человечества.

Политическая самостоятельность городов Италии; их значение как экономических и культурных центров.

Гуманизм искусства эпохи Возрождения. Три этапа его развития в XIV - XVI в. (треченто). Джотто (1276 - 1337) - предвестник художников. Возрождения. Его росписи капеллы дель-Арена в Падуе.

Искусство XV века (кватроченто). Изучение перспективы, законов светотени, анатомии человека. Распространение храмов центрально-купольного типа. Строительство дворцов (палаццо). Использование строительных традиций готики и античности. Брунеллески (1377 - 1446). Купол флорентийского собора. Палаццо Питти, палаццо Строцци. Оформление интерьера палаццо. Орнамент.


  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка