



Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шолоховская средняя общеобразовательная школа
Красносельского района Костромской области
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № ___
от «___» _______20___г.
Руководитель МО
________/_____________/ подпись (Ф.И.О.)
.
|
Согласовано
на МС школы
Протокол №____
от «___» ________20___г.
Руководитель МС
________/_____________/
подпись (Ф.И.О.)
|
Утверждаю
Директор школы
_______/_______________/
(Ф.И.О.)
Приказ № _____
От «___» ______20___г
|
Рабочая учебная программа по
ИСТОРИИ
(наименование учебного предмета \ курса)
Основного общего образования (5-9 классы)
Срок реализации – 5 лет
Составлена на основе - Рабочая программа по истории составлена на основе Примерной (типовой) программы, разработанной Министерством образования по истории России и Всеобщей истории.
(наименование программы)
Д.Шолохово
2010 год.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативные основы рабочей программы
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Закон РФ " Об образовании";
-" Федеральный компонент государственного стандарта общего образования", утвержденный приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г;
-" Федеральный базисный учебный план общего образования", утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г;
- Региональные базисные учебные планы для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования;
-учебный план МОУ Шолоховской СОШ на 2010-2011 учебный год;
- Рабочая программа по истории составлена на основе примерной (типовой) программы, разработанной Министерством образования по истории России и Всеобщей истории.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.
Общая характеристика учебного предмета:
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в 5 классе. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
2. Цели и задачи обучения.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории:
познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;
вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 374 часа для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII классах по 68 часов сиз расчета 2 учебных часа в неделю, в IX классе 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 374 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
3. Характеристика рабочей программы.
-Рабочая программа включает :
Компонент
|
Классы
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Федеральный
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Региональный
|
-
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
Школьный
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
- Программа рассчитана на:
Класс
|
Количество часов в год
|
5
|
68
|
6
|
85
|
7
|
85
|
8
|
85
|
9
|
102
|
- Содержание рабочей программы направлено на изучение на базовом уровне.
4. Особенности организации учебного процесса по предмету.
Образовательные технологии
| -
Метод проектов в обучении и воспитании;
-
Личностно - ориентированные технологии;
-
Информационные технологии;
-
Коммуникационные и развивающие технологии;
-
Технология развития критического мышления;
-
Технология исследовательского обучения;
-
Технология эвристического обучения.
|
Формы обучения
|
Урок
|
Методы обучения
| -
Объяснительно-иллюстративный;
-
Репродуктивный;
-
Проблемный;
-
Частично-поисковый;
-
Исследовательский.
|
Средства обучения
| -
Словесные средства: учебники и другие тексты.
-
Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, изображения и пр.
-
Сложные средства:
Компьютеры, проектор, локальная сеть, Интернет.
-
Аудиовизуальные средства: видео фильмы.
|
Описание методов обучения
Краткое содержание метода
|
Деятельность обучающего
|
Деятельность обучаемого
|
Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества
|
Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.
|
Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации
|
Репродуктивный метод.
Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний
|
Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения
|
Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий
|
Проблемный метод (проблемное изложение).
Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения
|
Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.
|
Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
|
Частично-поисковый метод, или эвристический метод.
Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем
|
Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы
|
Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
|
Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем
|
Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.
|
Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.
|
5. Контроль по предмету.
Виды контроля
|
Содержание
|
Методы
|
Вводный
|
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
|
Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.
|
Текущий
|
Освоение учебного материала по теме, учебной единице.
|
Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
|
Коррекция
|
Ликвидация пробелов.
|
Повторные тесты, индивидуальные консультации.
|
Итоговый
|
Контроль выполнения поставленных задач.
|
Представление продукта на разных уровнях.
|
6. Учебно-методический комплекс.
А) Пособия для учители и учащихся:
5 класс
УМК: учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой История Древнего мира, 5-й класс, М. Просвещение, 2009; О.В. Арасланова поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой, 5-й класс, «ВАКО», М. 2009; пособие для учащихся – Г. И. Годер, методические рекомендации – Годер Г.И., методическое пособие по истории Древнего мира.
6 класс
УМК: История Средних веков: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 класс общеобразовательных учреждений, М, Просвещение, 2009 г.; История Средних веков. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского / автор О.В. Арасланова, К.А. Соловьев - , «ВАКО», М. 2008. ( универсальное издание); рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2008 г..
УМК: История России: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М, Просвещение, 2009 год; История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 кл.: поурочные разработки: пособие для учителя / К.А. Соловьев, Б.Н. Серов- М.: ВАКО, 2009 г. ; рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2010 г. ;
7 класс
УМК: История Нового времени: учебник А.Я. Юдовская Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Я. Юдовская, П.А., Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008; Поурочные разработки по новой истории: 7 класс, К.А. Соловьева – М., ВАКО, 2008; рабочая тетрадь Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800 под ред. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина.- М., Просвещение 2009;
УМК: История России: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России конец XVI – XVIII век», 7-й класс, М, Просвещение, 2009 год; История России конец XVI – XVIII век: 7 кл.: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт. Сост. НК.А. Соловьев, Б.Н.; Серов, М., ВАКО 2006; рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2008г.;
8 класс
УМК: История Нового времени: учебник А.Я. Юдовская Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Я. Юдовская, П.А., Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2009 г..
УМК: История России: учебник А.А. Данилова История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.– М.: Просвещение, 2009 г.; История России, ХIХ век, поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 8-й класс, М., ВАКО, 2007г;
9 класс
УМК: Новейшая история: учебник Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. –. – М.: Просвещение, 2009г.. Программа Сороко-Цюпа О. С., Стеловой А.Ю. Новейшая история зарубежных стран. ХХ – начало ХХI века. 9-й класс, 2008 год;
УМК: История России: учебник А.А. Данилова История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.– М.: Просвещение; ОАО «Московские учебники», 2009г..Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 9-й класс, М, Просвещение 2007 год;.
Б.) Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
5-й класс
CD «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г.;
Интернет-ресурсы: http://lesson-history.narod.ru/DM.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html http://calenda.ru/presentat.asp
6-й класс
Интернет-ресурсы: http://lesson-history.narod.ru/sv.htm http://lesson-history.narod.ru/russia6.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html http://dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm http://calenda.ru/presentat.asp
7 класс
CD проекты «Романовы», «История России», «Мировая историческая энциклопедия», Интернет- ресурсы http://lesson-history.narod.ru/nh7.htm http://lesson-history.narod.ru/russia7.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html http://dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm
8-й класс
CD проекты «Романовы», «История России», «Мировая историческая энциклопедия»,
Интернет-ресурсы: http://lesson-history.narod.ru/nh8.htm http://lesson-history.narod.ru/russia8.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html http://dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm http://www.proshkolu.ru/user/Elenarop/ http://svlk-history.blogspot.com/2009/02/8.html
9-й класс
CD проекты «Романовы», «История России», «Мировая историческая энциклопедия», История 9-11 (экспресс-подготовка) «Тригон» 2007.
Интернет- ресурсы: http://lesson-history.narod.ru/nh9.htm http://lesson-history.narod.ru/russia9.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html http://dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm http://www.proshkolu.ru/user/Elenarop/
http://www.prosv.ru/ebooks/danilov8/index.htm
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
5 класс ( 68 часов)
РАЗДЕЛ
|
Всего часов
|
Из них
|
|
|
Контрольных работ
|
ИСТОРИЯ
|
ИСТОРИЯ Древнего мира 5 класс ( 68 часов)
|
Введение
|
1
|
|
Жизнь первобытных людей
|
5
|
1
|
Древний Восток
|
21
|
2
|
Древняя Греция
|
19
|
1
|
Древний Рим
|
21
|
1
|
Итоговая контрольная работа .
|
1
|
1
|
6 класс ( 85 часов)
РАЗДЕЛ
|
Всего часов
|
Из них
|
|
|
Контрольных работ
|
ИСТОРИЯ
|
ИСТОРИЯ России к. XVI - XVIII в. ( 57 часов)
|
Россия на рубеже XVI - XVII веков
|
9
|
|
Россия в XVII в.
|
13
|
1
|
Россия при Петре I
|
12
|
1
|
Россия в 1725-1762 гг.
|
9
|
1
|
Россия в 1762-1801 гг.
|
13
|
1
|
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
|
1
|
1
|
|
|
|
ИСТОРИЯ Нового времени 1500-1800 гг. ( 28 часов)
|
Введение
|
1
|
|
Европа и мир в начале Нового времени
|
12вого времени 1500-1800 гг. на Руси
|
1
|
Ранние буржуазные революции . Международные отношения
|
5
|
|
Эпоха просвещения. Время преобразований.
|
8
|
1
|
Начало европейской колонизации.
|
1
|
|
РАЗДЕЛ
|
Всего часов
|
Из них
|
|
|
Контрольных работ
|
ИСТОРИЯ
|
ИСТОРИЯ России с древнейших времен до к. XVII в. ( 57 часов)
|
Введение
|
1
|
|
Русь Древняя
|
14
|
1
|
Политическая раздробленность на Руси
|
15
|
1
|
Русь Московская .
|
23
|
1
|
Повторение по теме « Русь Древняя», « Раздробленновть Руси», « Русь Московская».
|
3
|
|
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
|
1
|
1
|
ИСТОРИЯ Средних веков ( 28 часов)
|
Введение
|
1
|
|
Раннее Средневековье
|
7
|
|
Расцвет Средневековья
|
6
|
1
|
" Осень средневековья
|
9
|
1
|
Вдали от Европы
|
5
|
|
Контрольная работа по курсу « История Средних веков».
|
1
|
1
|
7класс ( 85 часов)
8 класс ( 85 часов)
РАЗДЕЛ
|
Всего часов
|
Из них
|
|
|
Контрольных работ
|
ИСТОРИЯ
|
ИСТОРИЯ России XIX век . ( 58 часов)
|
Россия в первой половине XIX в
|
23
|
2
|
Россия во второй половине XIX вв
|
34
|
2
|
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
|
1
|
1
|
ИСТОРИЯ Нового времени 1800-1900 гг. ( 27 часов)
|
Становление индустриального общества
|
6
|
1
|
Строительство новой Европы
|
8
|
1
|
Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв.
Успехи и проблемы индустриального общества.
|
4
|
|
Две Америки.
|
3
|
|
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма.
|
6
|
|
Итоговая контрольная работа по курсу " Новое время 1800- 1900 год."
|
1
|
1
|
9 класс (102 часа)
РАЗДЕЛ
|
Всего часов
|
Из них
|
|
|
Контрольных работ
|
ИСТОРИЯ
|
ИСТОРИЯ России XX - XX Iвек . ( 75 часов)
|
Россия на рубеже XIX - XX вв
|
15
|
1
|
Великая российская революция 1917-1921 гг.
|
7
|
1
|
СССР на путях строительства нового общества
|
11
|
1
|
Великая Отечественная война 1941-1945 гг
|
10
|
1
|
СССР в 1945-1953 г
|
5
|
1
|
СССР в 1953- середине 60-х гг XX
|
5
|
1
|
СССР в середине 60-х - середине 80-х гг XX века
|
5
|
1
|
Перестройка в СССР ( 1985-1991)
|
5
|
1
|
Россия в конце XX - начале ХХIвека ( Родной край в 20 веке)
|
5
|
1
|
Россия в начале ХХIвека
|
6
|
-
|
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
|
1
|
1
|
Новейшая ИСТОРИЯ ( 27 часов)
|
Новейшая история. Первая половина ХХ века.
|
16
|
1
|
Новейшая история. Вторая половина ХХ -начало ХХI века.
|
10
|
-
|
Итоговая контрольная работа по курсу " Новейшая история"
|
1
|
1
|
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
5 класс
1. Введение
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. особенности обозначения дат до нашей эры ( " обратный счет лет"). Понятия "год", "век ( столетие)", " тысячелетие".
Раздел I. Жизнь первобытных людей. ( 5 часов).