Рабочая программа по дисциплине цикла опд. Ф. 01 «музыкальная информатика»



Скачати 254.29 Kb.
Дата конвертації16.04.2016
Розмір254.29 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра информатики и информационных технологий

Рабочая программа
по дисциплине цикла ОПД. Ф.01

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»

для студентов специальностей:

050900 – «Инструментальное исполнительство»

051000 – «Вокальное искусство (по видам вокального искусства)»

051100 «Дирижирование» (по видам исполнительских коллективов)

051300 – «Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)»

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальностей: 050900 - «Инструментальное исполнительство» (от 22.04.2003 г.); 051000 – «Вокальное искусство (по видам вокального искусства)» (от 22.04.2003 г.); 051100 «Дирижирование» (по видам исполнительских коллективов)» (от 22.04.2003 г.); 051300 – «Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)» (от 26.05.2003 г.).



Составитель: А.Н. Шешуков, профессор кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов

Рабочая программа

обсуждена и утверждена

на заседании кафедры ИИТ

02.09. 2010 г.

Протокол № 1


Зав. кафедрой ______________________________ / Гусева В.Е. /

ОГЛАВЛЕНИЕ




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

Выписка из Государственного образовательного стандарта 7

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10

Тема 1. Предмет музыкальной информатики. Музыкальная информатика как учебный курс 10

Тема 2. Устройство персонального компьютера. Функции комплектующего оборудования (внутренние и внешние устройства) 10

Тема 3. Виды и способы хранения информации. Понятие файла и его типы. Файловые менеджеры. 11

Тема 4. Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/ XP: общие принципы работы 11

Тема 5. Компьютерные программы и типы программного обеспечения 12

Тема 6. Разновидности текстовых редакторов. 12

Использование редактора Microsoft Word. 12

Тема 7. Цифровая запись музыкального звука. Форматы ком­пьютерного представления аудиоданных 13

Тема 8. Синтез электронного звука и его методы 14

Тема 9. Электронное музыкальное оборудование 14

Тема 10. Звуковые редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab 14

Тема 11. MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры 15

Тема 12. Программы сведения аудио и MIDI-данных: Sonar, Steinberg Cubase 16

Тема 13. Запись и копирование цифровых компакт-дисков 17

Тема 14. Нотно-издательские системы: разновидности, принципы работы. Нотные редакторы Finale, Encore, Sibelius 17

Тема 15. Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные ресурсы. Исследование сети 18

Тема 15. Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальной науке и педагогике 19

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 20





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс музыкальной информатики является составной частью подготовки специалистов с высшим музыкальным образованием и входит в цикл обязательных общепрофессиональных дисциплин по специальностям: 0519000 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов); 051000 – «Вокальное искусство (по видам вокального искусства)»; 051100 «Дирижирование» (по видам исполнительских коллективов); 051300 – «Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)»

Он предусматривает приобретение и углубление теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий применительно к задачам профессиональной деятельности дирижера, концертного исполнителя, артиста ансамбля и оркестра, музыковеда, преподавателя различных музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин.

В современных условиях знакомство с электронным оборудованием, владение персональным компьютером, умение пользоваться новыми информационными технологиями становится всё более необходимым для квалифицированной работы в самых различных отраслях производства, науки и культуры, в том числе в области музыкального искусства. Основы этих знаний даются в средней школе. В музыкальных училищах и колледжах предусмотрено изучение дисциплины «Музыкальная информатика», цель которой сформировать у учащихся первоначальные представления о возможностях современных компьютерных технологий в работе с музыкальным звуком и мультимедиа. В музыкальном высшем учебном заведении (консерватории, институте или академии искусства) эти представления должны быть расширены и углублены. Но главная цель заключается в том, чтобы выработать у студентов потребность и умение самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности – творческой, научной и преподавательской.

Педагогический опыт подсказывает, что положительный результат изучения информатики в музыкальном вузе может быть достигнут только в том случае, если планируемая тематика нацелена на решение конкретных, практически ясных и понятных музыканту задач. Вот почему в тематический план курса не включено изучение языков программирования, методологии составления компьютерных программ, особенностей функционирования разнообразных информационных систем. По той же причине не затронуты вопросы, связанные с проблемами музыкальной акустики, психологии восприятия и пр. Изучение этих вопросов – задача других дисциплин.

Примерный учебный план рекомендует прохождение всего этого материала на первом курсе в течение учебного года из расчета 70 часов практических занятий под руководством преподавателя. Вместе с тем оговаривается необходимость самостоятельной работы каждого студента в минимальном объеме 70 часов (2 часа в неделю). Задача учебного заведения – технически и организационно обеспечить студентам возможность такой работы. Это требование является необходимым условием изучения дисциплины, которая предполагает индивидуальное (персональное) освоение студентами тех или иных компьютерных программ.

Программа курса, составлена с учетом сложившихся традиций музыкального образования, и среднего уровеня подготовленности контингента обучающихся. Не секрет, что большинство студентов музыкального вуза имеет весьма общие представления об естественнонаучных и технических дисциплинах. Кроме того, в познавательной деятельности музыканта значительную роль играет образно-ассоциативный механизм. Принимая это во внимание, необходимо укладывать содержательную часть курса, независимо от степени сложности изучаемых вопросов, в предпочтительные для музыканта образные формы и обязательно сопровождаться звуковыми и визуальными иллюстрациями, т.е. пропускаться педагогом через призму знакомого и хорошо известного.

Следует также иметь в виду, что часть студентов могли не получить полноценного объема знаний и навыков по начальному курсу музыкальной информатики в музыкальных училищах и колледжах в силу новизны этой дисциплины, которая только начинает вводиться и требует времени для соответствующего технического и кадрового обеспечения. Но наряду с этим, другие студенты способны не только хорошо разбираться в принципах работы на ПК, но и достаточно грамотно пользоваться теми или иными профессиональными компьютерными программами. Вследствие этого учебная программа, с одной стороны, должна быть рассчитана на разный уровень подготовки студентов, т.е. не избегать изложения простых вопросов, а с другой – развивать уже имеющиеся навыки. Последнее должно достигаться через изучение самых последних версий компьютерных программ и через индивидуальный характер заданий для самостоятельной работы. В принципе же индивидуальный подход к студентам в изучении курса музыкальной информатики, особенно в процессе руководства их самостоятельной работой, должен проявляться не в меньшей степени, чем при преподавании любой другой общепрофессиональной или специальной дисциплины.

Таким образом, проблематика курса построена из расчета последовательного освоения сначала стандартных пользовательских навыков и операций, а затем приобретения необходимых знаний о специфических музыкальных функциях компьютера. При этом особое внимание уделяется различным текстовым и нотным редакторам, способам представления музыкальных данных и технических приемам их обработки, методам синтеза звука, изучению электронного музыкального оборудования и освоению тех специальных программ, без которых использование компьютера в деятельности композитора и музыковеда невозможна.

Изучение курса завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта, который выставляется по результатам выполнения индивидуальных практических заданий, связанных с применением изученных компьютерных программ (компьютерная аранжировка фрагмента музыкальной композиции, нотный набор, редактирование аудиозаписи и т.п.). Зачёт может сопровождаться устный опросом или выполнением письменных тестов, отражающих степень усвоения студентами теоретической части курса.

Дальнейшее расширение знаний и развитие навыков студентов в области музыкальной информатики должно происходить в ходе изучения специальных дисциплин. Студенты-дирижеры смогут применить свои знания при подготовке партитур, партий, научных докладов, рефератов и исследований, а также использовать компьютер в процессе аранжировки муз произведений. Программа обучения студентов-инструменталистов предполагает последующее освоение и применение электронных средств в создании музыкального сопровождения (минусовки) для пьес по специальности.

Поскольку обновление информационных технологий и компьютерных программных продуктов осуществляется непрерывно и быстрыми темпами, данная примерная программа, включая список литературы, актуальный на время её составления, должна рассматриваться лишь как основа для подготовки и систематического пересмотра рабочих учебных программ по курсу «Музыкальная информатика».



Выписка из Государственного образовательного стандарта


требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки по специальности:
050900 – «Инструментальное исполнительство»

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь музыкальной информатики с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно. Музыкальные файлы в сети Интернет.


051000 – «Вокальное искусство (по видам вокального искусства)»

051100 «Дирижирование» (по видам исполнительских коллективов)

051300 – «Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)»



ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.



Рекомендуемый объем курса – 140 часов, из них 70 – с преподавателем и 70 – самостоятельных. Все занятия практические.




ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№№ тем

Наименование тем

Кол-во часов




Введение.




1.

Предмет музыкальной информатики. Музыкальная информатика как учебный курс.

2



Раздел 1. Основы работы с компьютером




2.

Устройство персонального компьютера. Функции комплектующего оборудования (внутренние и внешние устройства).

2

3.

Виды и способы хранения информации. Понятие файла и его типы. Файловые менеджеры.

2

4.

Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/ XP: общие принципы работы.

4

5.

Компьютерные программы и типы программного обеспечения.

4

6.

Разновидности текстовых редакторов. Использование редактора Microsoft Word. Сканирование и распознавание текстовых документов.

8



Раздел 2. Компьютер в деятельности музыканта, композитора, музыковеда




7.

Цифровая запись музыкального звука. Форматы компьютерного представления аудиоданных.

2

8.

Синтез электронного звука и его методы.

2

9

Электронное музыкальное оборудование.

2

10.

Звуковые редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab.

8

11.

MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры.

2

12.

Программы сведения аудио и MIDI-данных: Sonar, Steinberg Cubase.

8

13.

Цифровая запись и копирование компакт-дисков.

4

14.

Нотно-издательские системы: разновидности, принципы работы. Нотные редакторы Finale, Encore, Sibelius.

8

15.

Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные ресурсы. Исследование сети.

4

16.

Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальной науке и педагогике.

4




Зачетный урок

2

ВСЕГО:

70



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




Тема 1. Предмет музыкальной информатики. Музыкальная информатика как учебный курс


Понятие информации. Музыкальная информация и её предметные границы. Универсальные принципы и способы цифровой записи, отображения и моделирования информации, в том числе музыкальных сообщений: акустических и интонационных параметров звука, нотного текста, особенностей исполнительской манеры.

Компьютеризация музыкальной деятельности как объективный социокультурный процесс. Технические возможности современного электронного оборудования в формализации музыкальных представлений и знаний о музыке.

Электронные средства управления музыкальным звуком, синтеза и преобразования звука, создания нотных партитур, сканирования нотного текста и перевода его в параметрические данные. Использование компьютера в процессе музыкальной аранжировки и сочинения музыки. Применение новых информационных технологий в музыкальной науке (статистические методы музыкального анализа, психоакустические исследования), в музыкальной педагогике (электронные учебники, дистанционное обучение), в исполнительском искусстве (автоматический режим исполнительской версии).

Роль курса музыкальной информатики в подготовке современного музыканта. Цель и задачи вузовского курса музыкальной информатики. Порядок распределения тематического материала. Содержание практических, в том числе самостоятельных занятий. Итоговые зачетные требования.


Тема 2. Устройство персонального компьютера. Функции комплектующего оборудования (внутренние и внешние устройства)



Компьютер как инструмент интеллектуальной деятельности. Стандартная конфигурация персонального компьютера. Наименование и технические характеристики основных узлов и устройств, их назначение.

Системный блок и внутренние устройства (комплектующие): центральный процессор, системная плата, оперативная память (ОЗУ), видеоплата, звуковая карта, постоянная память (ПЗУ), жесткий диск (HDD), дисководы, оптические дисководы (CD-ROM, CD-RW, DVD, DVD-RW).

Внешние устройства ввода и вывода информации (периферия). Виды и функциональное назначение стандартного периферийного оборудования: монитор, принтер, акустические системы, алфавитно-цифровая клавиатура, MIDI-клавиатура, манипулятор «мышь», сканер, модем.

Порядок работы и условия корректного взаимодействия узлов и устройств, «сбои» и способы их преодоления. Основные пользовательские правила и предупредительные меры.


Тема 3. Виды и способы хранения информации. Понятие файла и его типы. Файловые менеджеры.


Единицы компьютерной информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб). Понятия: «данные», «файл». Способы представления различных типов данных в компьютере.

Иерархическая структура организации данных в персональном компьютере. Папки, директории, каталоги.

Разновидности файлов: исполняемые файлы, файлы конфигурации, файлы-библиотеки, файлы-документы (текстовые, графические, звуковые). Типовые расширения файлов.

Файловые менеджеры и их виды. Norton Commander. Volkov Commander. Windows Commander. Операции с файлами в файловых менеджерах (поиск, копирование, перенос, удаление, переименование).


Тема 4. Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/ XP: общие принципы работы


Понятие операционной системы. Дисковая операционная система (DOS). Операционная система Microsoft Windows 98/ME/2000/XP.

Графический интерфейс Windows в пользовательском режиме. Настройка и стандартизация интерфейса.

Уровни и постановка задач. Загрузка операционной системы. Определение задач в меню «Пуск». Главное и подчиненные меню. Содержание основных папок: «Рабочий стол», «Мой компьютер», «Сетевое окружение», «Корзина», «Мои документы» и пр.

Файловый менеджер Windows «Проводник». Операции с папками, файлами и ярлыками: контекстный поиск, запуск файлов, просмотр, присвоение имени, переименование, копирование, перенос, вырезка, удаление, размножение, сортировка, редактирование, архивирование. Буфер обмена.

Запуск и завершение работы приложений. Управление окнами (сворачивание, развертывание, масштабная коррекция, смена расположения).

Ждущий и «спящий» режимы. Ошибки и сбои в работе Windows. Выход из системы.


Тема 5. Компьютерные программы и типы программного обеспечения


Понятие «программное обеспечение» (ПО). Роль программного обеспечения в работе персонального компьютера. Основные типы программного обеспечения: системное и прикладное. Назначение и функции системного программного обеспечения.

Назначение и функции прикладного программного обеспечения. Общие сведения о прикладных программах.

Программы-утилиты, в т.ч. архиваторы, просмотрщики (viewers), проигрыватели (players).

Офисные программы (редакторы текста и электронных таблиц, системы управления базами данных, распознаватели текста, переводчики).

Состав сервисного пакета Microsoft Office. Назначение и общая характеристика программ Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft Power Point.

Программы для верстки текста. Программы для графики и дизайна. Программы для работы с мультимедиа. Игровые программы.

Разновидности мультимедийных программ: звуковые редакторы, MIDI-секвенсоры, нотные редакторы, программы для работы с семплами, программы для работы с видеоизображением.

Техника установки и удаления программ.



Тема 6. Разновидности текстовых редакторов.

Использование редактора Microsoft Word.


Сканирование и распознавание текстовых документов

Виды текстовых форматов и кодировок текста. Стандартные текстовые редакторы Windows: Notepad и WordPad. Текстовый редактор Microsoft Word.

Создание и редактирование документа в Microsoft Word:

Установка параметров страницы. Набор текста и работа со шрифтами. Вставка символов. Вставка сносок.

Создание таблиц и работа с таблицами.

Форматирование абзацев и фрагментов текста. Создание нумерованных и маркированных списков. Создание колонок. Использование оформительских стилей.

Создание рисунков и вставка в документ графических иллюстраций. Использование текстового дизайнера WordArt.

Разбивка документа на разделы. Вставка номеров страниц и оформление колонтитулов. Создание оглавлений.

Проверка орфографии и грамматики. Предварительный просмотр и печать документа.

Способы предохранения текста от потерь: быстрое сохранение документа, создание резервных копий. Восстановление документа.

Сканирование и распознавание текстовых документов с помощью программы Abby Fine Reader. Перенос и редактирование распознанных документов в программе Microsoft Word.

Выполнение практических заданий: подготовка документов (статей, листовок, афиш) c таблицами и графическими вставками в программе Microsoft Word.

Тема 7. Цифровая запись музыкального звука. Форматы ком­пьютерного представления аудиоданных


Основные принципы цифровой записи (оцифровки) и обработки музыкального звука. Обработка звука на основе цифровой задержки. Понятия «модуляция» и «фильтрация» звука.

Характеристика основных звуковых форматов: WAV, CDA, AIFF, MP3, WMA, RA, MIDI. Понятие конвертации звуковых файлов. Программы конвертации звуковых файлов.

Разновидности архиваторов звуковых файлов; принцип их работы, достоинства и недостатки.

Тема 8. Синтез электронного звука и его методы


История создания и развития средств синтеза электронного звука. Распространенные методы синтеза – частотно-модуляционный, семплерный. Синтезаторы физического моделирования звука.

Понятие «семплер». История развития семплеров. Принцип действия и качественные характеристики семплеров.

Создание семплерных звуков. Редактирование звуковых банков. Библиотеки семплерных звуков. Достоинства и недостатки «семплерной» технологии.

Тема 9. Электронное музыкальное оборудование


Типы электронного музыкального оборудования.

Микшерные пульты и принцип их работы. Процессоры динамической обработки звука. Эффект-процессоры. Вокодеры. Контрольные мониторы и наушники.

Необходимые внутренние и внешние устройства компьютера для работы со звуком: дисковод CD-ROM, звуковая плата (Sound Blaster Live, Audigy), звуковые колонки. Дополнительные устройства: MIDI-клавиатура, микрофон, плата видеозахвата. Сторонние устройства: проигрыватель CD и DVD, аудиомагнитофон, видеомагнитофон, усилитель, синтезатор. Подключение внешних и сторонних устройств.

Возможности современных звуковых плат: от многоголосного синтезатора и MIDI-интерфейса до цифровой стереозаписи (stereo-sampling).


Тема 10. Звуковые редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab


Редактор звука как средство преобразования и записи аудио информации. Функции звуковых редакторов.

Работа в программе Sound Forge 8:

Режимы работы, структура, интерфейс программы. Способы ввода данных. Запись звука и настройка параметров записи.

Основные операции по редактированию данных. Операции звукового монтажа: копирование, вставка, наложение, повторение, перестановка, склейка фрагментов звука.

Операции по динамической обработке и преобразованию звука: «нормализация», «компрессия», «ограничение», спектральная обработка (применение частотных фильтров). Специальные преобразования: изменение высоты без изменения времени звучания и изменение времени звучания без изменения высоты звука.

Встроенные эффекты: частотная модуляция, транспозиция звукового фрагмента, реверберация, вибрато, эхо, хорус, флэнджер.

Очистка фонограммы от шумов и других дефектов.

Особенности других звуковых редакторов: Adobe Audition, WaveLab.

Использование многоканальных редакторов звука в аранжировке, композиции и записи музыки. Создание звуков для семплеров.

Современные тенденции в развитии звуковых редакторов.

Выполнение практических заданий: редактирование фрагментов аудиозаписи с помощью программ Sound Forge или Adobe Audition.

Тема 11. MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры


MIDI-данные – коды нот, сигналы «нажатия» клавиш (Key-On, Key-Off), условные коды фирм и инструментов. Общие сообщения и «исключительные сообщения» (Exclusive Message). Параметры и контроллеры MIDI-данных: Program Change (Bank, Patch, Voice), Volume, Velocity, Pitch, Modulation, Expression, Panning.

Основные музыкальные компьютерные стандарты.

Стандарт MIDI (Musical Instrument Digital Interface). Физический и информационный уровни функционирования MIDI-систем. Аппаратные составляющие стандарта MIDI: разъемы IN, OUT, MIDI-кабели. Скорость передачи MIDI-сообщений. Роль стандарта MIDI в развитии музыкальных компьютерных технологий.

Стандарт GM (General MIDI). Упорядочивание групп и номеров тембров музыкальных инструментов. Систематизация звуков ударных инструментов. Значение стандарта GM для электронной музыки.

Стандарт SMF (Standard MIDI File). Единая форма представления музыкальной пьесы в MIDI-данных. Значение стандарта SMF для распространения музыкальных данных.

Новые стандарты и дальнейшее развитие MIDI технологии.

MIDI-секвенсор как средство записи MIDI-данных. Назначение и функции MIDI-секвенсора.

Тема 12. Программы сведения аудио и MIDI-данных: Sonar, Steinberg Cubase


Возможность сведения аудио и MIDI-данных в современных MIDI-секвенсорах.

Работа в программе Sonar 6:

Структура и интерфейс программы. Окна Track, Event List, Piano Roll, Staff View. Установка параметров записи (трек, канал, источник, инструмент, банк, громкость, панорама, канал).

Способы записи (ввода) MIDI-сообщений: с MIDI-клавиатуры или внешнего синтезатора в режиме реального времени и пошаговая; без MIDI-клавиатуры с помощью манипулятор «мышь».

Операции редактирования данных. Копирование, вставка, повторение, перестановка. Транспозиция, квантизация, временное смещение, изменение длительностей.

Использование контроллеров: усиление и ослабление громкости (volume), изменение силы отдельного звука (velocity), панорамирование звука, включение педали (sustain), смягчение звучания (soft), хорус, экспрессия, портаменто, модуляция и др. Задание кривой изменения темпа.

MIDI-эффекты: арпеджиатор, эхо, фильтрация, сессия ударных инструментов.

Работа с оцифрованным звуком. Запись звука, импорт звуковых файлов. Перезапись MIDI-треков на аудиодорожки. Многоканальное сведение звуковых дорожек. Экспорт полученных аудиоданных в файлы форматов MP3, WAV и др.

Другие программы-секвенсоры, их особенности и возможности. Общая их характеристика. Достоинства и недостатки

Использования MIDI-секвенсоров в аранжировке и композиции, в исполнительском искусстве.

Современные тенденции в развитии программ-секвенсоров.



Выполнение практических заданий: аранжировка или подготовка композиции «минус один» в программе Sonar с использованием сведения MIDI и аудиоданных с последующим экспортом в формат MP3 или WAVE.

Тема 13. Запись и копирование цифровых компакт-дисков


Возможности цифровой записи компакт-дисков в домашних условиях. Устройство и типы компакт-дисков: по цифровым форматам (CDAudio, SuperAudio-CD, Video-CD, SuperVideo-CD, DVD-Audio, Video-DVD, CD-ROM), по способу записи (моносессионный и мультисессионный), по возможности перезаписи (CD-R, CD-RW). Необходимое оборудование: привод CD-RW или DVD-RW и его устройство.

Копирование и запись аудио компакт-дисков с помощью программы Nero Burning ROM.

Создание компакт-дисков в формате MP3 на основе копирования и конвертирования Audio-CD.

Выполнение практических заданий: запись на CD или DVD результатов работы, выполненной по темам 10 и 12.

Тема 14. Нотно-издательские системы: разновидности, принципы работы. Нотные редакторы Finale, Encore, Sibelius


Назначение и функции нотно-издательских систем и редакторов. Основные требования к программам данного типа: набор музыкальных символов и их полиграфическое качество, возможность озвучивания партитуры.

Работа в программе Finale 2007.

Структура, интерфейс, функции основных «окон» программы. Настройка нотоносцев и тактов. Установка и изменение размера, ключа и тональности.

Способы ввода данных: MIDI-клавиатура, манипулятор «мышь», алфавитно-цифровая клавиатура компьютера. Простой и скоростной ввод нот и пауз.

Группировка длительностей. Создание межстрочных групп и внутритактовая работа с нотами. Нестандартные обозначения нот.

Расстановка динамических оттенков и артикуляционных знаков. Расстановка графических указаний (лиг, линий и др.). Вставка текстовых обозначений.

Работа с выделенными участками (глобальные преобразования, копирование, вставка).

Форматирование страницы. Вставка дополнительных нотоносцев и скрытие нотоносцев. Печать партитур.

Дополнительные возможности программы. Воспроизведение и сохранение введенного текста как MIDI-файла, возможность распознавания сканированного нотного текста (модуль SmartScore).

Импорт и экспорт графических файлов: использование данной возможности для создания нотных примеров с последующей вставкой в текстовый документ Microsoft Word.

Общая характеристика других нотных редакторов: Encore 4.5, Sibelius 4.1. Достоинства и недостатки.

Современные тенденции в развитии нотно-издательских программ.

Выполнение практических заданий: подготовка фрагментов нотного набора партитуры (разной сложности), подготовка нотных примеров и вставка в документ Microsoft Word.

Тема 15. Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные ресурсы. Исследование сети


Понятие «компьютерная сеть». Локальные и глобальные сети. Возникновение и развитие компьютерных сетей.

Интернет и его структура. Понятия «сервер», «сайт». Строение корпоративных и персональных страниц. Главная страница, карта сайта, меню.

Процедура обмена информацией. Сведения о поисковых серверах. WWW – гипертекстовая информационно-поисковая система Интернета.

Программа браузер Internet Explorer. Навигация и поиск информации в сети. Выбор имени и ключевых слов.

Поисковые системы: AltaVista, Yahoo, Google, Rambler, Yandex, Aport.

Загрузка, сохранение и печать Web-станиц и файлов.

Работа с электронной почтой. Общение в сети Интернет.

Музыкальные ресурсы Интернета. Музыка в сети (Real Audio, архивы MP3 и MIDI-файлов). Электронные нотные библиотеки. Электронные музыкальные энциклопедии и справочники.

WEB-сайты музыкальных организаций, обществ, учреждений, учебных заведений, издательств, конкурсов, фестивалей. Официальные и альтернативные сайты. Персональные страницы композиторов и музыкантов-исполнителей.

Порядок и техника создания собственного персонального сайта.



Выполнение практических заданий: самостоятельное исследование музыкальных ресурсов сети Интернет с целью решения конкретной поисковой задачи.

Тема 15. Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальной науке и педагогике


Применение компьютерных технологий в музыкальной науке: в области музыкально-акустических исследований, при использовании методов статистического и матричного анализа, при моделировании стилей музыкального исполнения и изучении количественных параметров исполнительского искусства, и т.п. Использование компьютера как источника научной информации (обращение к справочным, музыкально-теоретическим и музыковедческим ресурсам Интернета).

Возможности и формы применение новых информационных технологий в музыкальной педагогике. Использование обучающих и игровых музыкальных программ на начальных ступенях музыкального образования и воспитания. Компьютер как вспомогательное средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин (подготовка с помощью MIDI-технологий и написание музыкальных диктантов, решение гармонических и полифонических задач, выполнение заданий по инструментовке). Мультимедийные музыкальные энциклопедии в изучении музыкальной литературы, истории музыки, инструментоведения. Решение с помощью компьютера учебно-творческих задач по аранжировке и сочинению музыки.

Развитие дистанционных форм музыкальной деятельности. Элементы дистанционного музыкального обучения на основе компьютерных технологий (интернет-лекции, виртуальные уроки, электронные учебные пособия). Дистанционные формы композиторской деятельности.

Перспективы интеграции и интеллектуализации компьютерных технологий, развития звуковых систем, внедрение нейронных технологий и самообучающихся программ.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная


  1. Белунцов, В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов / В. Белунцов. – М.: ДЕСС КОМ, 2003. – 560 с.

  2. Будилов, В.А. Работаем с Finale 2001 / В.А. Будилов.– СПб.: Наука и Техника, 2001. – 240 с.

  3. Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера / В.П. Леонтьев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование. – 2006. – 224 с.

  4. Никамин, В.А. Цифровая звукозапись. Технологии и стандарты / В.А. Никамин . - СПб.: Наука и Техника, 2002. – 256 с.

Дополнительная



  1. Лысова, Ж.А. Англо-русский и русско-английский музыкальный словарь / Ж.А. Лысова. – СПб.: Лань, 2008. – 288 с.

  2. Михайлов, А. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке / Михайлов А., Шилов В. – М.: Русь, 1991. – 119 с.

  3. Николенко, Д.В. MIDI - язык богов / Д.В. Николенко. – СПб.: Наука и Техника, 2000. – 144 с.

  4. Петелин, Р. Propellerhead Reason - музыкальная студия - (Мастер) (+CD) / Р. Петелин, Ю. Петелин. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2007. – 224 с.

  5. Петелин, Р. Sonar 4. Секреты мастерства / Р. Петелин, Ю. Петелин.– СПб.: BHV -Петербург, Арлит, 2002. – 214 с.

  6. Петелин, Р. Аранжировка музыки на PC / Р.Петелин, Ю. Петелин. – СПб., BHV-Санкт-Петербург, 1999. – 243 с.

  7. Петелин, Р. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства / Р. Петелин, Ю. Петелин. - СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2001. – 608 с.

  8. Петелин, Р. Персональный оркестр в PC. / Р. Петелин, Ю. Петелин.– СПб., BHV-Санкт-Петербург, 1999. – 240 с.

  9. Резник, Ю.А. Графика, звук, видео на ПК.. Популярный самоучитель / Ю.А. Резник. – СПб., 2003. – 332 с.

  10. Устинов, А.А. Моделирование музыкального исполнения: возможности и ограничения / А.А. Устинов. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2002. – 174 с.

  11. Харуто, А.В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза / А.В. Харуто. – М.: Московская государственная консерватория, 2006. – 387 с.

  12. Харуто, А.В. Музыкальная информатика: Теоретические основы / Харуто, А.В. – М.: Московская государственная консерватория, 2009. - 400 с.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка