Рабочая программа культура речи и деловое общение Направление подготовки 080100. 62 Экономика Профиль Мировая экономика



Скачати 371.13 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір371.13 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский государственный университет»







УТВЕРЖДАЮ




Проректор по учебной работе

______________ Н.В. Савина






«_______» _______________ 20__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Культура речи и деловое общение
Направление подготовки 080100.62 Экономика

Профиль Мировая экономика

Степень выпускника Бакалавр
Курс________1_________ Семестр __________1________

Лекции 18(час.)

Практические занятия ____18______ (час.) Зачет ___1______

(семестр)

Самостоятельная работа ______36__________ (час.)

Общая трудоемкость дисциплины___72_______ (час.), ______2_____ (з.е.)

Составитель Н.В.Лагута, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка



(И.О.Ф., должность, ученое звание)

Факультет филологический

Кафедра русского языка

2014г.


Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика». Настоящая рабочая программа разработана с учетом СТО СМК 4.2.3.04-2011
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка
«__» _____________20____ г., протокол № ______________

Заведующий кафедрой ____________________ Е.А.Оглезнева


Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методического совета направления 080100.62 «Экономика».
«____» _____________20___ г., протокол № _____
Председатель ________________________

(подпись, И.О.Ф.)

Рабочая программа переутверждена на заседании кафедры от ____________ протокол № _________

Зав.кафедрой _________________________ __________________

подпись, дата И.О.Ф.





СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебно-методического управления_______________

(подпись, И.О.Ф.)

Председатель учебно-методического совета факультета

__________________



(подпись, И.О.Ф.)

«__» _____________20___ г.

«__» _____________20___ г.






СОГЛАСОВАНО


СОГЛАСОВАНО



Заведующий выпускающей кафедрой

__________________



(подпись, И.О.Ф.)

Директор научной библиотеки

_______________



(подпись, И.О.Ф.)

«__» _____________20___ г.

«__» _____________20___ г.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Культура речи и деловое общение» являются изучение норм русского литературного языка и особенностей функциональных стилей речи, а также овладение теоретическими основами культуры делового общения и навыками устного делового общения.

Для достижения поставленных целей выделяются следующие задачи курса:



  • краткая характеристика литературных и нелитературных страт русского языка, а также функциональных стилей русского литературного языка;

  • изучение орфоэпических, морфологических, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка;

  • изучение видов и форм делового общения;

  • овладение навыками устного делового общения.




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Б1.Б5Программа курса «Культура речи и деловое общение» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, относится к базовой части цикла Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ООП, согласно ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 080100.62 «Экономика».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе. Место учебной дисциплины – в системе дисциплин профильной подготовки в совокупности дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных гранях.




  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией

к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать: основные понятия и термины учения о культуре речи; нормы литературного языка и их варианты; функциональные стили речи и правила их использования; особенности, законы и правила делового общения.

уметь: применять полученные знания в профессиональной деятельности; говорить и писать точно, логично, ясно, выразительно, т.е. соблюдать нормы хорошей речи.

владеть: навыками свободной собственной речи в различных условиях общения; навыками комплексного анализа письменного текста и устного высказывания; навыками и нормами делового этикета; навыками работы с лингвистическими и специальными словарями;навыками литературной и деловой письменной и устнойречи на русском языке, навыками публичной и научнойречи;навыками аргументации, ведения дискуссии.

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2___ зачетных единиц, __72__ часа.



п/п


Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)















Всего часов

Лек-ции

Пр.за-нятия

Самост. работа




1

Речевая культура, ее важность для духовной жизни человека и нравственного состояния общества.

1

1

4

2




2




2

Функциональные стили современного русского литературного языка.

1

2

4




2

2

Устный опрос

3

Правильность речи. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма.

1

3-4

6

2

2

2

Устный опрос, тестирование

4

Грамматическая норма: морфологическая и синтаксическая. Соблюдение грамматических норм в разных частях речи и синтаксических конструкциях

1

5-8

12

4

4

4

Тестирование

Контрольная работа



5

Ясность речи. Основные ошибки, нарушающие ясность.

Точность речи. Основные ошибки, нарушающие точность.



1

9

6




2

4

Устный опрос

6

Общение как обязательная человеческая потребность.

1

10

6

2




4




7

Невербальные особенности в процессе делового общения.

1

11

6




2

4

Моделирование речевых ситуаций, Выполнение практических упражнений

8

Деловое общение, формы делового общения.

1

12-13

8

2

2

4

Устный опрос, Деловая игра

9

Конфликтные ситуации в деловом общении. Причины, пути разрешения конфликтов.

1

14

4

2




2




10

Деловой этикет.

1

15-16

8

2

2

4

Моделирование речевых ситуаций, Подготовка презентации в программе PowerPoint и ее озвучивание.

11

Деловое письмо. Характеристика языка, стиля, структуры документов.

1

17-18

8

2

2

4

Выполнение практических заданий

Контрольная работа






  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Лекции

Речевая культура, ее важность для духовной жизни человека и нравственного состояния общества.

  1. Культура речи как наука. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этикетный. Понятие о речи правильной и речи хорошей.

  2. Современный русский язык (особенности, международный статус, тенденции развития).

  3. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Его отличие от других форм национального языка.

  4. Устная и письменная формы русского литературного языка.

  5. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

  6. Виды норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Вариантность норм.

  7. Типы ортологических словарей.


Функциональные стили современного русского литературного языка.

    1. Понятие «стиль» как функциональная разновидность литературного языка. Стилеобразующие факторы.

    2. Система функциональных стилей русского языка, их подстилевое и жанровое своеобразие.

    3. Нейтральная (межстилевая) лексика и лексика стилистически окрашенная.

    4. Научный стиль речи: цель, сфера функционирования, жанры, стилеобразующие черты, языковые особенности.

    5. Официально-деловой стиль речи: цель, сфера функционирования, жанры, стилеобразующие черты, языковые особенности.

    6. Публицистический стиль речи: цель, сфера функционирования, жанры, стилеобразующие черты, языковые особенности.

    7. Разговорный стиль речи: цель, сфера функционирования, жанры, стилеобразующие черты, языковые особенности.


Правильность речи. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма.

  1. Правильность речи. Орфоэпия. Орфоэпическая норма.

  2. Особенности произношения безударных гласных звуков.

  3. Законы произношения согласных звуков и звуковых сочетаний.

  4. Произношение заимствованных слов.

  5. Акцентологическая норма. Ударение как признак слова.

  6. Особенности русского ударения (свободное/разноместное; подвижное/неподвижное, силовое/динамическое).

  7. Функции русского ударения.

  8. Ударение в именах существительных, прилагательных, глаголах, причастиях.


Грамматическая норма: морфологическая и синтаксическая. Соблюдение грамматических норм в разных частях речи и синтаксических конструкциях

  1. Морфологическая и синтаксическая нормы как разновидности грамматической нормы.

  2. Категория рода имён существительных.

  3. Особенности склонения имён и фамилий.

  4. Варианты падежных окончаний имён существительных.

  5. Особенности образования форм степеней сравнения качественных прилагательных. Ошибки при речевом использовании форм степеней сравнения качественных прилагательных.

  6. Трудные случаи употребления в речи местоимений.

  7. Употребление в речи числительных разных грамматических разрядов.

  8. Трудности употребления некоторых форм глагола.

  9. Порядок слов в предложении. Актуальное членение предложения. Ошибки, вызванные неправильным порядком слов.

  10. Согласование сказуемого с подлежащим в формах числа.

  11. Согласование определений / приложений с определяемым словом.

  12. Правила управления.

  13. Предложения с однородными членами.

  14. Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов.

  15. Употребление сложных предложений. Ошибки в построении сложных предложений.


Ясность речи. Основные ошибки, нарушающие ясность. Точность речи. Основные ошибки, нарушающие точность.

1. Ясность речи как качество хорошей речи.

2. Основные типы ошибок, нарушающих ясность:

а) смещенное логическое ударение;

б) неправильное понимания значения словоформы;

в) ошибочная смысловая связь слов;

г) ошибочное смысловое разъединение слов.

3. Точность как качество хорошей речи. Виды точности.

4. Типы ошибок, нарушающих коммуникативную точность:

а) слова, сходные по значению;

б) слова, сходные по звучанию;

в) слова, сходные по звучанию и по значению;

г) слова одного семантического поля.
Общение как обязательная человеческая потребность.


  1. Общение как обязательная человеческая потребность. Функции, условия общения.

  2. Коммуникационный процесс. Структура коммуникативного акта. Речевые ситуации. Роль коммуникантов в процессе общения.

  3. Виды общения.

  4. Психологические механизмы межгруппового и межличностного общения. Факторы, мешающие правильному восприятию людей.


Невербальные особенности в процессе делового общения.

  1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика). Виды жестов: жесты открытости, жесты подозрительности и скрытности, жесты защиты, жесты размышления и оценки, жесты сомнения и неуверенности, жесты несогласия и др.

  2. Проксемические особенности невербального общения. Дистанция и взаимная ориентация людей в пространстве.

  3. Визуальный контакт. Виды взглядов, их трактовка.

  4. Межнациональные различия невербального общения.


Деловое общение, формы делового общения.

  1. Деловая беседа как основная форма делового общения: структура, психологические закономерности ведения.

  2. Деловые переговоры. Стратегии ведения деловых переговоров. Психологические аспекты переговорного процесса.

  3. Деловые переговоры по телефону: правила общения, типичные темы. Этикет телефонных разговоров.


Конфликтные ситуации в деловом общении.

Причины, пути разрешения конфликтов.

  1. Понятие о конфликте. Сущность и структурные элементы конфликта, его социальная роль.

  2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации.

  3. Причины и последствия конфликтов.

  4. Конфликтные ситуации делового общения.

  5. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

  6. Прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов.


Деловой этикет.

    1. Этикет делового человека.

    2. Имидж делового человека.

    3. Внешний облик делового человека (мужчины/женщины).

    4. Этикет приветствий и представлений.

    5. Визитная карточка. Правила оформления. Порядок вручения.

    6. Этикет деловых отношений:

а) поведение в общественных местах;

б) этикет деловых приемов;

в) особенности делового общения с иностранными партнерами;

г) искусство комплимента;

д) правила вручения подарков.
Деловое письмо. Характеристика языка, стиля, структуры документов.

1. Понятие служебный документ.

2. Типы служебных документов:

а) документы для внутреннего пользования;

б) документы для внешнего пользования.

3. Текстовая форма служебных документов.



4. Типы и виды деловых писем. Структура и языковое оформление делового письма.
5.2. Практические занятия

Речевая культура, ее важность для духовной жизни человека и нравственного состояния общества.

  1. Культура речи как наука. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этикетный. Понятие о речи правильной и речи хорошей.

  2. Современный русский язык (особенности, международный статус, тенденции развития).

  3. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Его отличие от других форм национального языка.

  4. Устная и письменная формы русского литературного языка.

  5. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

  6. Виды норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Вариантность норм.

  7. Типы ортологических словарей.


Функциональные стили современного русского литературного языка.

  1. Понятие «стиль» как функциональная разновидность литературного языка. Стилеобразующие факторы.

  2. Система функциональных стилей русского языка, их подстилевое и жанровое своеобразие.

  3. Нейтральная (межстилевая) лексика и лексика стилистически окрашенная.

  4. Научный стиль речи: цель, сфера функционирования, жанры, стилеобразующие черты, языковые особенности.

  5. Официально-деловой стиль речи: цель, сфера функционирования, жанры, стилеобразующие черты, языковые особенности.

  6. Публицистический стиль речи: цель, сфера функционирования, жанры, стилеобразующие черты, языковые особенности.

  7. Разговорный стиль речи: цель, сфера функционирования, жанры, стилеобразующие черты, языковые особенности.


Правильность речи. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма.

  1. Правильность речи. Орфоэпия. Орфоэпическая норма.

  2. Особенности произношения безударных гласных звуков.

  3. Законы произношения согласных звуков и звуковых сочетаний.

  4. Произношение заимствованных слов.

  5. Акцентологическая норма. Ударение как признак слова.

  6. Особенности русского ударения (свободное/разноместное; подвижное/неподвижное, силовое/динамическое).

  7. Функции русского ударения.

  8. Ударение в именах существительных, прилагательных, глаголах, причастиях.


Грамматическая норма: морфологическая и синтаксическая. Соблюдение грамматических норм в разных частях речи и синтаксических конструкциях

  1. Морфологическая и синтаксическая нормы как разновидности грамматической нормы.

  2. Категория рода имён существительных.

  3. Особенности склонения имён и фамилий.

  4. Варианты падежных окончаний имён существительных.

  5. Особенности образования форм степеней сравнения качественных прилагательных. Ошибки при речевом использовании форм степеней сравнения качественных прилагательных.

  6. Трудные случаи употребления в речи местоимений.

  7. Употребление в речи числительных разных грамматических разрядов.

  8. Трудности употребления некоторых форм глагола.

  9. Порядок слов в предложении. Актуальное членение предложения. Ошибки, вызванные неправильным порядком слов.

  10. Согласование сказуемого с подлежащим в формах числа.

  11. Согласование определений / приложений с определяемым словом.

  12. Правила управления.

  13. Предложения с однородными членами.

  14. Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов.

  15. Употребление сложных предложений. Ошибки в построении сложных предложений.


Ясность речи. Основные ошибки, нарушающие ясность. Точность речи. Основные ошибки, нарушающие точность.

1. Ясность речи как качество хорошей речи.

2. Основные типы ошибок, нарушающих ясность:

а) смещенное логическое ударение;

б) неправильное понимания значения словоформы;

в) ошибочная смысловая связь слов;

г) ошибочное смысловое разъединение слов.

3. Точность как качество хорошей речи. Виды точности.

4. Типы ошибок, нарушающих коммуникативную точность:

а) слова, сходные по значению;

б) слова, сходные по звучанию;

в) слова, сходные по звучанию и по значению;

г) слова одного семантического поля.
Общение как обязательная человеческая потребность.


  1. Общение как обязательная человеческая потребность. Функции, условия общения.

  2. Коммуникационный процесс. Структура коммуникативного акта. Речевые ситуации. Роль коммуникантов в процессе общения.

  3. Виды общения.

  4. Психологические механизмы межгруппового и межличностного общения. Факторы, мешающие правильному восприятию людей.


Невербальные особенности в процессе делового общения.

  1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика). Виды жестов: жесты открытости, жесты подозрительности и скрытности, жесты защиты, жесты размышления и оценки, жесты сомнения и неуверенности, жесты несогласия и др.

  2. Проксемические особенности невербального общения. Дистанция и взаимная ориентация людей в пространстве.

  3. Визуальный контакт. Виды взглядов, их трактовка.

  4. Межнациональные различия невербального общения.


Деловое общение, формы делового общения.

  1. Деловая беседа как основная форма делового общения: структура, психологические закономерности ведения.

  2. Деловые переговоры. Стратегии ведения деловых переговоров. Психологические аспекты переговорного процесса.

  3. Деловые переговоры по телефону: правила общения, типичные темы. Этикет телефонных разговоров.


Конфликтные ситуации в деловом общении.

Причины, пути разрешения конфликтов.

  1. Понятие о конфликте. Сущность и структурные элементы конфликта, его социальная роль.

  2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации.

  3. Причины и последствия конфликтов.

  4. Конфликтные ситуации делового общения.

  5. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

  6. Прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов.


Деловой этикет.

  1. Этикет делового человека.

  2. Имидж делового человека.

  3. Внешний облик делового человека (мужчины/женщины).

  4. Этикет приветствий и представлений.

  5. Визитная карточка. Правила оформления. Порядок вручения.

  6. Этикет деловых отношений:

а) поведение в общественных местах;

б) этикет деловых приемов;

в) особенности делового общения с иностранными партнерами;

г) искусство комплимента;

д) правила вручения подарков.
Деловое письмо. Характеристика языка, стиля, структуры документов.

1. Понятие служебный документ.

2. Типы служебных документов:

а) документы для внутреннего пользования;

б) документы для внешнего пользования.

3. Текстовая форма служебных документов.

4. Типы и виды деловых писем. Структура и языковое оформление делового письма.
6. Самостоятельная работа

п/п


№ раздела

(темы) дисциплины



Форма (вид)

самостоятельной работы



Трудоём-кость в часах

1

1

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

2

2

2

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

2

3

3

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

- выполнение контрольно-тренировочных упражнений с целью глубокого изучения тем курса;



2

4

4

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

- выполнение контрольно-тренировочных упражнений с целью глубокого изучения тем курса;



4

5

5

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

- выполнение контрольно-тренировочных упражнений с целью глубокого изучения тем курса;



4

6

6

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

4

7

7

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

4

8

8

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

- выполнение контрольно-тренировочных упражнений с целью глубокого изучения тем курса;



4

9

9

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

- выполнение аудиторных и внеаудиторных тестовых работ



2

10

10

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

- подготовка презентации



4

11

11

- чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы по курсу;

- выполнение контрольно-тренировочных упражнений с целью глубокого изучения тем курса;



4


7. Матрица компетенций учебной дисциплины

Компетенции


Темы

Тема 1-2

Тема 3-5

Тема 6-8

Тема 9

Тема 10

Тема 11

ОК1

+




+







+

ОК6




+




+







ОК7




+

+

+

+




ОК10







+

+

+




ОК11

+

+

+

+

+

+

ПК12

+




+







+

Итого

Σ

общее количество компетенций



3

3

5

4

3

3

8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивныхформах, определяется содержание дисциплины, в учебном процессе они составляют не менее 20 процентов (18 ч.) аудиторных занятий. Курс делится на 3 блока. В рамках первого из них рассматривается стратификация русского национального языка, дается краткая характеристика различным функциональным стилям литературного языка, определяются понятия нормы и вариантов нормы. Данный блок является теоретическим, его главная задача – дать необходимую базу для понимания двух других блоков курса (лекция-беседа, проблемная лекция).

Второй блок совмещает в себе теорию и практику: в нем описываются нормы русского языка на разных уровнях; предполагается выполнение практических упражнений, нацеленных на отработку навыков правильного произношения, словоупотребления, согласования слов в предложении и построения фраз(разбор конкретных речевых ситуаций, балльно-рейтинговая система оценки результатов, электронные базы учебно-методических ресурсов).

Третий блок также носит смешанный, теоретико-практический характер: изучаются принципы и правила делового общения, студентам предлагается выполнить ряд практических упражнений. Кроме традиционных заданий написать служебную записку, составить текст договора, написать деловое письмо, реферат и т.д. студенты должны будут подготовить небольшую презентацию на заданную тему в компьютерной программе PowerPoint, также включает в себя имитационные игры, призванные отработать навыки делового общения (информационные технологии, деловые игры).


9.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В течение семестра работа каждого студента оценивается на основе суммы баллов, набранных на потоковых контрольных работах, на практических занятиях и полученных за самостоятельную работу.

Итоговая оценка за семестр рассчитывается на основе полученной суммы баллов, а также баллов, набранных при заключительном контроле знаний на недифференцированном зачете (см. п.12).

Недифференцированный зачет проводится в письменной и устной форме, включает в себя три блока заданий:



  • выполнение теста по культуре речи;

  • написание делового письма;

  • ответ на 1 теоретический вопрос.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие “Культура речи”. Аспекты культуры речи.

  2. Литературный язык. Его признаки и формы. Нелитературные разновидности национального языка.

  3. Норма, ее источники и особенности. Виды норм русского литературного языка.

  4. Функциональный стиль речи, основные признаки функционального стиля.

  5. Разговорный стиль речи.

  6. Научный стиль речи.

  7. Официально-деловой стиль речи.

  8. Художественный стиль речи.

  9. Публицистический стиль речи.

  10. Орфоэпическая норма. Законы произношения гласных, согласных звуков, звуковых сочетаний, заимствованных слов.

  11. Акцентологическая норма. Основные принципы постановки ударения в глаголах, причастиях, прилагательных и существительных.

  12. Грамматическая норма. Особенности определения рода несклоняемых (склоняемых) существительных иноязычного происхождения и аббревиатур.

  13. Сложные существительные, образованные путем сложения целых слов. Особенности склонения и определения рода.

  14. Склонение имен и фамилий.

  15. Варианты падежных окончаний имен существительных.

  16. Синонимия полных и кратких имен прилагательных. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения имен прилагательных.

  17. Трудности в употреблении имен числительных.

  18. Особенности употребления в речи местоимений.

  19. Правила употребления в речи некоторых глагольных форм.

  20. Синтаксическая норма. Правила согласования сказуемого с подлежащим.

  21. Согласование определений и приложений.

  22. Некоторые случаи управления.

  23. Особенности построения предложений с однородными членами.

  24. Правила построения предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  25. Законы построения простого и сложного предложения.

  26. Понятие речи хорошей. Качества хорошей речи.

  27. Ясность как качество хорошей речи. Ошибки, нарушающие коммуникативную ясность.

  28. Точность как качество хорошей речи. Ошибки, нарушающие точность.

  29. Роль общения в жизни человека. Виды общения.

  30. Вербальные и невербальные средства общения.

  31. Формы делового общения (Деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры).

  32. Конфликтные ситуации в деловом общении.

  33. Деловой этикет.

  34. Деловое письмо.



Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы:

    1. Расставить ударения в приведенных словах, указать наличие акцентологических вариантов и различий между ними.

    2. Определить род несклоняемых иноязычных существительных и сложносокращенных слов.

    3. Образовать формы сравнительной и превосходной степени прилагательных, именительного и родительного падежа мн.ч. существительных, форму прошедшего времени, настоящего времени 1 л. ед.ч., повелительного наклонения глаголов, возможные формы причастий и деепричастий.

    4. Найти ошибки в образовании форм слов разных частей речи.

    5. Определить правильную координацию подлежащего и сказуемого, найти ошибки в согласовании прилагательного с существительными, в глагольном и именном управлении.

    6. Выбрать необходимую предложно-падежную форму имени.

    7. Выбрать слово из ряда синонимов, подходящее для данного контекста.

    8. Исправить ошибки в использовании синонимов и паронимов.

    9. Определить вид лексических ошибок и устранить их.

    10. Найти ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов, исправить их.

    11. Отредактировать текст научного, официально-делового, рекламного стиля.

    12. Написать введение к курсовой работе.

    13. Сделать краткий реферат на основе имеющихся источников.

    14. Составить текст официально-делового документа.

    15. Подготовить презентацию с использованием программы PowerPoint.


Примеры тестовых заданий

1. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов?

1.    гру[пп]а, аг[рэ]сия, о[пэ]ка;

2.    гру[п]а, аг[рэ]сия, о[п’о]ка;

3.    гру[пп]а, аг[рэ]сия, о[п`э]ка;

4.    гру[п]а, аг[рэ]сия, о[п’э]ка;

5.    гру[пп]а, аг[рэ]сия, о[п’о]ка;



2. Твердый согласный перед Е произносится в словах:

1.    сессия, бутерброд, девальвация;

2.    шинель, патент, фанера;

3.    аксессуары, свитер, компьютер;

4.    тест, диспансер, бизнесмен;

5.    музей, брюнет, терапевтический.



3. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией.

2) Сотня ребят разбежались во все стороны.

3) В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков.

4) Огромное большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке.

5) В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.



4. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

2) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

3) Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

4) Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.

5) Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.



5. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов.

1) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами.

2) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.

3) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

4) Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.

5) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.


10.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература

1. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб.: / под ред.: В.И.Максимов, А.В.Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 383 с. (ЭБС «Университетская библиотека-onlinewww.biblioclub.ru)

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для вузов: доп. Мин. обр. РФ / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 19-е, 20-е, 21-е, 23-е, 24-е, 26-е, 29-е изд. - Ростов н/Д: Феникс,2010. - 540 с.

3. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб.: рек. Мин. обр. РФ / ред. В.Д.Черняк. – М.: Юрайт, 2012. – 494 с. (ЭБС «Университетская библиотека-onlinewww.biblioclub.ru)



Б) Дополнительная литература

1. Введенская Л.А. Теория и практика русской речи: Трудные темы/ Л. А. Введенская, П. П. Червинский. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

2. Введенская Л.А. Русский язык: практикум : учеб.пособие: рек. УМО / Л.А. Введенская, М.Ю. Семёнова. - М.: КноРус; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2009. - 352 с.

3. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учеб./ Н.А Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: Проспект, 2009. - 439 с.

4. Культура русской речи: Энцикл. слов.-справ./ под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. -840 с.

5. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи/ В. Э. Морозов. - М.: Изд-во гос. ин-та рус.яз. им. А.С. Пушкина, 2007. - 267 с.

6. Русский язык и культура речи: учеб.-метод. пособие/ Д. Н. Галимова [и др.]; под ред. Н. В. Лагута; АмГУ, ФФ. -Благовещенск: Изд-во Амур.гос. ун-та, 2007. -119 с.

7. Русский язык и культура речи : учеб.: рек. Мин. обр. РФ/ под ред. В. Д. Черняк. - СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2007. - 368 с.

8. Галимова Д.Н. Русский язык и культура речи: тестовые задания [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Д.Н.Галимова, Н.В.Лагута, Н.А.Сосина; АмГУ, ФФ. – Электрон.текстовые дан. – Благовещенск: Изд-во Амур. Гос. ун-та, 2011. – 54 с.

9. Русский языки культура речи: учеб. для высш. и ср. учеб. завед./ под ред. В. Д. Черняк. - 2-е, 3-е изд. -М.: Юрайт, 2010. - 493 с.

10. Трудности современного русского произношения и ударения : краткий слов.-справ./ Л. А. Вербицкая, Н. В. Богданова, Г. Н. Скляревская. - 5-е изд., стер. - СПб.: Изд-во филолог.фак. С.-Петерб. гос. ун-та; М.: Академия, 2005. - 147 с.

В) Периодические издания

1. Вопросы языкознания

2. Русский язык в школе

3. Русская речь



Г) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http: //www.gramota.ru

Данные новейших словарей. Комментарии. Имеется справочный раздел.

http: //www.gramma.ru

Портал «Культура речи».

http: //www.slovari.ru

Словари

Электронная библиотечная система «Университетская библиотека- online»www.biblioclub.ru

ЭБС по тематике охватывает всю область гуманитарных знаний и предназначена для использования в процессе обучения в высшей школе, как студентами и преподавателями, так и специалистами-гуманитариями

11.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Оргтехника: интерактивная доска, компьютер, экран, таблицы.

Презентации лекций, видеоролики с примерами ситуаций делового общения, описания деловых игр, образцы тренингов.

Демонстрационные тексты, издания. Тестовые задания.



12. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Текущий контроль




Зачет

Итого

Контр. 1

Контр. 2

Тестирование

Уст.ответ

Самостоятельная работа/практ. задания

Итого







10

10

10

10

10/10

60

40

100


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка