Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»



Скачати 155.73 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір155.73 Kb.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения» составлена на основе  авторской программы доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2006. Данная программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Одной из форм обучения основам делового общения служит элективный курс «Основы делового общения».

Цель курса: содействовать формированию знаний об основах делового общения и профессионально-ориентированных умений в рамках деловой коммуникации.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:



  • Познакомить учащихся с основными требованиями к хорошей речи

  • Познакомить учащихся с принятыми нормами делового общения;

  • Познакомить учащихся с правилами эффективного общения;

  • Познакомить учащихся с невербальными средствами этикетного общения

  • Познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;

  • Способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям;

  • Способствовать формированию у учащихся грамотной работы с письменной документацией;

  • Способствовать формированию у учащихся умений бесконфликтного общения.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данному курсу основные теоретические положения сопровождаются профессиональными пробами, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирования, ролевого обыгрывания ситуаций, выполнение практических заданий по составлению деловых текстов, презентаций, проектов. Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил письменных форм делового общения и деловой переписки.

Программа курса обладает необходимой конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения и обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Для проведения мониторинга используются различные формы диагностики: анкетирование учащихся, проверка уровня знаний, умения и навыков по системе тестирования, оценка работы в малых группах, контроль анализа конкретных ситуаций, беседа, дискуссия, деловая игра, защита рефератов. Система оценки предлагается накопительная. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме защиты творческого проекта. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимися содействия в самоопределении.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:



  • Способы и формы эффективного общения;

  • Основные особенности профессий группы « человек – человек»;

  • Деловые качества необходимые по данным профессиям;

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:



  • Бесконфликтно и эффективно общаться с партнёрами;

  • Действовать в соответствии с нормами делового общения;

  • Грамотно работать с письменной документацией.

  • Определять своё отношение к тем действиям, которые характерны для профессий типа «человек – человек».

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Каждый человек уникален, неповторим. Знать себя, управлять собой, ощущать радость общения, адаптироваться в новых условиях, жить в согласии с другими, а также научиться слышать, слушать и понимать человека – вот основные задачи изучаемой дисциплины.



У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.

Учебно-тематический план



Наименование тем

Количество часов

Практические работы

Защита проекта




Введение

1

-




1

Я-Я

2







2

Я-Общество

6

1




3

Имидж современного человека

2

-




4

Культура речи

7

2




5

Этикет письменной деловой речи

9

5




6

Этикет электронных коммуникаций

3

1




7

Формы делового общения

4

3




8

Итоговое занятие


2


-


2



Итого:

36


12


2



Примечание. Распределение часов на изучение отдельных тем может быть скорректировано с учетом интересов и потребностей учителя и учащихся, специфики профильной подготовки учащихся в школе.
Содержание программы учебного курса «Основы делового общения»

8 класс.

36 часов

Введение. Значение общения. Образовательные задачи, решаемые в процессе делового общения.

Тема 1 . Я-Я.

Основные психологические характеристики культуры общения

Эмоции. Чувства. Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Значение и смысл.

Тема 2. Я- Общество.

Основы коммуникации.Конфликты в деловом общении

Конфликт как отсутствие согласия. Типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Основные причины конфликтов — ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях, ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, плохие коммуникации. Пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы. Значение комплимента. Правила поведения в обществе и за рубежом.

Тема 3. Имидж современного человека.

Создание имиджа. Успешный человек.



Тема 4. Культура речи

Требования к хорошей речи: правильность, ясность, простота. Звучный, гибкий, красивый голос. Речевое дыхание. Дикция.

Понятие и значение невербального общения. Жесты, мимика, интонация — важнейшая часть делового общения. Движения тела — замена слов физическими движениями. Положения тела. Зрительный контакт. Как человек смотрит. В какую сторону или на какого собеседника. Выражение лица как знак невербального общения. Мимика. Манеры поведения человека как составная часть невербального общения. Значение улыбки. Взгляд.

Тема 5. Этикет письменной деловой речи. Письменные документы

Письменная коммуникация как составная часть имиджа. Письменное изложение мыслей как проявление интеллекта и умения общаться с людьми. Два основных метода передачи информации. Отчет как средство коммуникации. Основное назначение отчета — передавать информацию. Разнообразие докладов. Доклад как изложение и обоснование результатов работы. Этапы подготовки докладов и разделы. Конспект — короткое изложение какой-либо информации. Составление, редактирование конспектов. Анкета как источник информации. Структура и форма анкеты. Составление анкеты. Деловая переписка как составная часть делового общения. Виды официальной переписки. Общие правила оформления официальной корреспонденции. Требования к составлению официальной корреспонденции и некоторые общепринятые правила. Знакомство с нотой, памятной запиской, меморандумом. Письма деловые и дружеские. Структура делового письма: организация-отправитель, ссылки, дата, адрес. Вступительное обращение. Тема письма. Основной текст письма. Заключительная формула вежливости. Подпись. Указание на приложение. Указание на рассылку копий.



Тема 6. Этикет электронных коммуникаций.

Этикет пользования электронной почтой. Разговор по телефону как составная часть делового общения. Отличие прямого визуального общения и общения по телефону. Основные правила общения по телефону. Приветствие. Скорость передачи информации. Тактичность. Окончание разговора. Этикет телефонного разговора, когда звоните вы. Приветствие. Учет интересов того, кому вы звоните. Длительные переговоры, или «телефонный день».



Тема7. Формы делового общения

Деловые беседы, встречи и переговоры. Планирование и подготовка встречи. Деловой протокол. Непрерывность деловых отношений и «письма о намерениях». Визитные карточки как элемент деловых отношений. Виды визиток — официальные, семейные, личные. Размер, шрифт и содержание визитной карточки. Проведение переговоров. Предварительная договоренность о встрече и содержании беседы. О чем говорить в начале деловой беседы или во время паузы. Инициатива беседы. Представление или обмен визитными карточками. Окончание беседы.



Календарно-тематическое планирование

уроков по учебному курсу «Основы делового общения»

(1 час в неделю, всего 36 часов)


занятия

Тема занятия

Кол.

Час.

приёмы

Основные понятия

1

Введение. Значение общения.

1

10 качеств

Тест



Общение, деловое общение

Я-Я

2

«Что я такое?».«Я весьма недоволен собой» Л.Н.Толстой

1

Составление правил для себя

Дневник, «правила внутренние»

3

Эмоции и чувства

1

беседа

Эмоции, чувства: моральные, эстетические, интеллектуальные;

Я - ОБЩЕСТВО

4

Основы коммуникации

1

Работа в группах

Коммуникация, межличностное общение

5

Причины конфликтов и их разрешение
Типы конфликтов

2

Работа в группах

конфликтная ситуация, стиль общения, способы решения конфликтов

Как нужно критиковать



6

Пр/р Разбор конфликтных ситуаций

Конфликт, функциональный конфликт, дисфункциональный конфликт, внутриличностный, межличностный, межгрупповой

7

«Давайте говорить друг другу комплементы»

1

Аудиолекция

Комплимент

8-9

Правила поведения в обществе

1

Работа в группах

Этикет, гостевой этикет, застольный этикет, особый этикет

Правила поведения за рубежом

1

«Два мира есть у человека…»

10

Имидж современного человека

1

Сочинение -миниатюра

Имидж. Успешный человек.

11

Создание своего имиджа

1

Аудиолекция

Привычки успешных людей

Культура речи

12- 13

Культура речи и языка в деловом общении. Речевой этикет.

2

Образцы речи

Основные качества речи.Правильность, точность, ясность, логичность, чистота речи, образность и выразительность речи. Публичное выступление

14

Голос и дикция

1

скороговорки

Звук, артикуляция, дикция, голос, дыхание, темп речи, интонация

15-16

Пр/р. Совершенствование навыков устной речи

2

Подготовка выступлений

Композиционное построение речи

17

Пр/р. Определение стиля делового общения

1

тест

Стиль общения

18-19

Понятие и значение невербального общения.

1

Говорим без слов.

Невербальное общение, жест, мимика, интонация

Движения тела, зрительный контакт, манера поведения

Невербальные средства создания имиджа



Положение тела, взгляд, выражение лица, улыбка, манеры, тактичность, сознательная вежливость, выдержка, уравновешенность, воспитанность, стиль поведения, самоанализ


Этикет деловых коммуникаций

Этикет письменной деловой речи

20

Письменная коммуникация

Отчет


Доклад

Конспект


1

образцы

Письменная коммуникация

Отчет


Доклад

Конспект



21

Пр/р. Составление конспекта статьи на заданную тему

1

конспект

конспектирование

22

Пр/р Анкета

1

анкетирование

Анкета, резюме

23

Пр/р. Составление резюме

1

Составление резюме

резюме

24

Деловая переписка

1

образцы

Деловая переписка, письмо, официальная корреспонденция. коммерческие письма, правила составления делового письма, его структура и содержание

25

Пр/р. Составление официального приглашения на торжественный вечер

1

Виды приглашений

приглашение

26

Нота, меморандум, памятная записка

1

образцы

Нота, меморандум, памятная записка

27

Письмо. Структура делового письма

1

образцы

Коммерческие письма, правила составления делового письма, его структура и содержание

28

Пр/р. Составление делового письма

1

Работа в группах




Этикет электронных коммуникаций

29

Этикет пользования электронной почтой

1

Электронная переписка

Электронная почта

30

Разговор по телефону

По телефону звонят вам. По телефону звоните вы



2

Работа в интерактивных парах

Деловое общение по телефону, правила ведения деловых переговоров по телефону

Телефонный этикет, «телефонный день», «повисший звонок»



Пр/ р. Проведение теста «Телефонные разговоры», тренинг телефонного общения


Формы делового общения

31

Деловые беседы, переговоры, встречи

1

Ведение беседы и переговоров

Подготовка деловой встречи, деловой протокол, определение круга вопросов, организационные мероприятия, типы поведения участников переговоров и т.д.

32

П/р. Составление плана подготовки к переговорам с предполагаемым партнером

1

Работа в группах

Составление плана

33

Визитные карточки

Пр/р. Практикум по составлению визитной карточки



1

Работа в группах

Порядок вручения визиток, личная визитная карточка, деловая визитная карточка

34

Проведение переговоров
Пр/р. Ролевая игра «Развитие навыков ведения переговоров»

1

игра

Принимающая сторона, партнер по переговорам, тактика ведения переговоров, мягкий метод, жесткий метод, метод принципиальных переговоров, переговорная позиция, соглашение

35-36

К. Итоговое занятие по всему курсу (теоретическое и практическое)

Защита проектов.



2

Работа в группах

Презентации



Методическое обеспечение

Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. — М., 1998.

Наин А.Я. Культура делового общения. — Челябинск, 1997.

Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей / Пер. с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1992.

Сизикова С.Ф. Основы делового общения. 10-11 кл.:учеб. Пособие. – М.:Дрофа, 2006.

Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: ИНФРА-М, 1995.



Энциклопедия этикета.- М.,Астрель, Полиграфиздат,2014

Кузнецов И.Н.Деловое общение.- Ростов –на-Дону,2014


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка