МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института психологии и педагогики
_______________________ /Л.М. Волосникова/
«_____» _______________ 2015 г.
Возрастная педагогика
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов, обучающихся по направлению 44.04.01 Педагогическое образование
магистерским программам
«Методология и методика социального воспитания», «Управление образованием»,
очная и заочная форма обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от «____»____________201__ г.
Содержание: УМК по дисциплине «Возрастная педагогика» для студентов, обучающихся по направлению 44.04.01 Педагогическое образование
магистерским программам «Методология и методика социального воспитания», «Управление образованием»
очная (2 года) и заочная (2 года, 5 месяцев) форма обучения
Автор: Емельянова И.Н..
Объем 22стр.
Должность
|
ФИО
|
Дата согласования
|
Результат согласования
|
Примечание
|
Заведующий кафедрой общей и социальной педагогики
|
И.Н. Емельянова
__________
|
__.__.201__
|
Рекомендовано к электронному изданию
|
Протокол заседания кафедры от __.__.201_
№ __
|
Председатель УМК Института психологии и педагогики
|
Т.В. Акунеева
___________
|
__.__.201__
|
Согласовано
|
Протокол заседания УМК от __.__.201__
№ __
|
Менеджер ИБЦ
|
___________
|
__.__.201__
|
Согласовано
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт психологии и педагогики
Кафедра общей и социальной педагогики
Емельянова Ирина Никитична
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов, обучающихся по направлению 44.04.01
Педагогическое образование
магистерским программам
«Методология и методика социального воспитания»,
«Управление образованием»,
очная и заочная форма обучения
Тюменский государственный университет
2015
Емельянова И.Н. Возрастная педагогика Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, магистерским программам «Методология и методика социального воспитания», «Управление образованием», очной и заочной форм обучения. – Тюмень, 2015, 22 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и программе подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Возрастная педагогика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики.
Утверждено директором Института психологии и педагогики.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав. кафедрой ОиСП, д.п.н., проф. Емельянова И.Н.
© Тюменский государственный университет, 2015
© Емельянова И.Н., 2015
1. Пояснительная записка
-
Цели и задачи дисциплины.
Возрастная педагогика направлена на повышение уровня общепедагогической подготовки, формирование системы знаний об особенностях работы с людьми разного возраста, формирования гуманистической педагогической позиции.
Основные задачи дисциплины
-
Дать представление об особенностях возрастного развития личности.
-
Познакомить с воспитательными доминантами дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов, периода молодости, зрелости и старости.
-
Приобщить к педагогическому анализу возрастных проблем.
-
Сформировать навыки разработки рекомендаций взаимодействия с различными возрастами.
1.2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Возрастная педагогика» содержательно связана
- с дисциплиной «Современные подходы и технологии социального воспитания» (связь осуществляется через выявление общих подходов к работе с различными возрастами в сфере социального воспитания);
- с дисциплиной «Современные теории и методики воспитания» (связь осуществляется через конкретизацию содержания и форм работы с личностью в различном возрасте).
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 1
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Современные теории и методики воспитания
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Современные подходы и технологии социального воспитания
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы
В результате освоения ОП выпускник должен овладеть компетенцией:
ПК 17 Способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
Знать:
-
Особенности возрастного развития личности.
-
Педагогические доминанты возраста.
-
Общие воспитательные проблемы возраста.
Уметь:
-
Осуществлять педагогический анализ возрастных проблем.
-
Формулировать педагогические рекомендации по взаимодействию с личностью в определенном возрасте.
-
Выявлять культурные потребности личности в различные возрастные периоды.
Владеть:
-
Методикой разработки педагогических рекомендаций.
-
Способностью анализировать литературные источники.
-
Методикой анализа современных проблем в группах различного возраста.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
ОДО
Семестр – 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 ч. Из них лекции – 6 ч., семинары и практические занятия – 20 ч. Всего учебные групповые занятия составляют 26 часа, из них в интерактивной форме 12 часов. На самостоятельную работу предусмотрено – 45,5 ч., 0,5 ч. Отводится на иные виды работ. Предусмотрена 1 контрольная работа.
ОЗО
Семестр – 5. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 ч. Из них лекции – 8 ч., семинары и практические занятия – 10 ч. Всего учебные групповые занятия составляют 18 ч., из них в интерактивной форме 8 ч. На самостоятельную работу предусмотрено – 52,6 ч., 1,4 ч. отводится на иные виды работ.
Таблица 1
Тематический план ОДО
№
|
Тема
|
недели семестра
|
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
Лекции*
|
Семинарские занятия*
|
Самостоятельная работа*
|
Из них в интеракт.форме
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Воспитательные доминанты в дошкольный период детства
|
1
|
2
|
4
|
6
|
2
|
2.
|
Воспитательные доминанты в младшем школьном возрасте
|
3
|
|
2
|
6
|
2
|
3.
|
Воспитательные доминанты в подростковом возрасте
|
5
|
|
2
|
6
|
2
|
4.
|
Воспитательные доминанты период юности
|
7
|
2
|
4
|
6
|
2
|
5.
|
Воспитательные доминанты в период молодости
|
9
|
|
2
|
6
|
|
6.
|
Педагогика периода «акме»
|
15
|
2
|
2
|
6
|
2
|
7.
|
Доминанты развития личности в пожилом возрасте
|
17
|
|
2
|
3.5
|
2
|
8
|
Доминанты развития личности в старости
|
18
|
|
2
|
6
|
|
|
Итого (часов, баллов):
|
|
6
|
20
|
45,5
|
12
|
Таблица 2
Тематический план OЗO
№
|
Тема
|
недели семестра
|
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
Лекции*
|
Семинарские (практические) занятия*
|
Самостоятельная работа*
|
Из в интеракт.форм.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
1.
|
Воспитательные доминанты в дошкольный период детства
|
12
|
2
|
2
|
7
|
2
|
2.
|
Воспитательные доминанты в младшем школьном возрасте
|
12
|
|
2
|
7
|
2
|
3.
|
Воспитательные доминанты в подростковом возрасте
|
13
|
|
2
|
7
|
2
|
4.
|
Воспитательные доминанты период юности
|
13
|
2
|
|
7
|
|
5.
|
Воспитательные доминанты в период молодости
|
14
|
|
2
|
7
|
2
|
6.
|
Педагогика периода «акме»
|
15
|
2
|
|
6
|
|
7.
|
Доминанты развития личности в пожилом возрасте
|
15
|
|
2
|
6
|
|
8.
|
Доминанты развития личности в старости
|
16
|
2
|
|
5,6
|
|
|
Итого часов
|
|
8
|
10
|
52,6
|
8
|
-
Содержание дисциплины
Тема 1. Воспитательные доминанты в дошкольный период детства
Физиологические особенности дошкольника. Влияние особенностей мышления на формирование личности дошкольника. Педагогические возможности игры в дошкольный период детства. Роль сказки в формировании мировосприятия. Рисование как преимущественный вид творчества. Типы конструктивной деятельности дошкольников. Кризис 7 лет
Тема 2. Воспитательные доминанты в младшем школьном возрасте
Классики педагогики об учебной деятельности младших школьников. Особенности формирования самосознания. Моральные ориентиры младшего школьника. Особенности построения межличностных отношений. Творчество младшего школьника.
Тема 3. Воспитательные доминанты в подростковом возрасте
Физиологические изменения в подростковом и периоде и их влияние на формирование личности подростка. Стадии развития подростка. Взрослость как основное новообразование подросткового периода. Источники и пути формирования чувства взрослости. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимоотношение со взрослыми. Изменение отношения к учебной деятельности. Роль общественной деятельности в формировании личности подростка.
Тема 4. Воспитательные доминанты периода юности
Общая характеристика возраста. Особенности самосознания юноши. Влияние сексуальности на развитие личности юноши. Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте. Особенности построения отношений со сверстниками и взрослыми. Мировоззрение юноши. Жизненные планы юноши.
Тема 5. Воспитательные доминанты в период молодости
Молодость как пик интеллектуального развития. Развитие самосознания в период молодости. Особенности построения межличностного взаимодействия. Юношеская любовь. Начало профессиональной деятельности в юношеском возрасте. Развитие мировоззрения в период молодости.
Тема 6. Педагогика периода «акме»
Особенности формирования Образа Я в период зрелости. Интеллектуальная деятельность в период зрелости. Кризис середины жизни.
Тема 7. Доминанты развития личности в пожилом возрасте
Физическое состояние пожилого человека. Изменение самосознания в пожилом возрасте. Возможности интеллекта в пожилом возраста. Проблемы развития личности. Нравственные доминанты в пожилом возрасте.
Тема 8. Доминанты развития личности в старости
Общая характеристика старости. Физическое состояние. Самосознание старого человека. Отношение личности к собственной старости. Интеллект в старческом возрасте. Личностные новообразования старого человека. Помощь старому человеку.
5. Планы семинарских занятий
Тема 1. Воспитательные доминанты в дошкольный период детства
Задания к семинарскому занятию:
-
Подобрать литературные и педагогические тексты, где описан дошкольный период детства.
-
Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов по воспитанию дошкольника.
Тема 2. Воспитательные доминанты в младшем школьном возрасте
Задания к семинарскому занятию:
-
Подобрать литературные и педагогические тексты, где описан младший школьный возраст.
-
Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов по воспитанию младшеклассника.
Тема 3. Воспитательные доминанты в подростковом возрасте
Задания к семинарскому занятию:
-
Подобрать литературные и педагогические тексты, где описан подростковый возраст.
-
Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов по воспитанию подростка.
Тема 4. Воспитательные доминанты периода юности
Задания к семинарскому занятию:
-
Подобрать литературные и педагогические тексты, где описан возраст юности.
-
Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов по воспитанию юноши.
Тема 5. Воспитательные доминанты в период молодости
Задания к семинарскому занятию:
-
Подобрать литературные и педагогические тексты, где описан возраст молодости.
-
Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с молодым человеком.
Тема 6. Педагогика периода «акме»
Задания к семинарскому занятию:
-
Подобрать литературные тексты, где описан зрелый возраст.
-
Разработать педагогические рекомендации по взаимодействию с личностью в период зрелости.
Тема 7. Доминанты развития личности в пожилом возрасте
Задания к семинарскому занятию:
-
Подобрать литературные и педагогические тексты, где описан период развития личности в пожилом возрасте.
-
Разработать педагогические рекомендации по взаимодействию с личностью в период пожилого возраста.
Тема 8. Доминанты развития личности в старости
Задания к семинарскому занятию:
-
Подобрать литературные и педагогические тексты, где описана старость.
-
Разработать педагогические рекомендации по взаимодействию с личностью в период старости.
6. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов
ОДО
№
|
Модули и темы
|
Виды СРС
|
Неделя семестра
|
Объем часов
|
обязательная
|
дополнительная
|
|
1.
|
Воспитательные доминанты в дошкольный период детства
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
1
|
6
|
2.
|
Воспитательные доминанты в младшем школьном возрасте
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
3
|
6
|
3.
|
Воспитательные доминанты в подростковом возрасте
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
5
|
6
|
4.
|
Воспитательные доминанты период юности
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
7
|
6
|
5.
|
Воспитательные доминанты в период молодости
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
9
|
6
|
6.
|
Педагогика периода «акме»
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
15
|
6
|
7.
|
Доминанты развития личности в пожилом возрасте
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
17
|
3.5
|
8.
|
Доминанты развития личности в старости
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
18
|
6
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
45,5
|
Таблица 4
Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО
№
|
Модули и темы
|
Виды СРС
|
Неделя семестра
|
Объем часов
|
аудиторная
|
внеаудиторная
|
|
1.
|
Воспитательные доминанты в дошкольный период детства
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
12
|
7
|
2.
|
Воспитательные доминанты в младшем школьном возрасте
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
12
|
7
|
3.
|
Воспитательные доминанты в подростковом возрасте
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
13
|
7
|
4.
|
Воспитательные доминанты период юности
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
13
|
7
|
5.
|
Воспитательные доминанты в период молодости
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
14
|
7
|
6.
|
Педагогика периода «акме»
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
15
|
6
|
7.
|
Доминанты развития личности в пожилом возрасте
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
15
|
6
|
8.
|
Доминанты развития личности в старости
|
Решение педагогических ситуаций
|
Работа с литературно-педагогическими текстами
|
16
|
5,6
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
52,6
|
7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
Профессиональная компетенция (ПК) – это способность успешно действовать при выполнении задания, решении задачи в конкретной профессиональной деятельности.
ПК-17 – способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения.
Таблица 5
Реализация компетенции в разрезе учебных дисциплин
Дисциплины ОП
|
ПК 17
|
Философия воспитания
|
+
|
Педагогика и психология семейного воспитания
|
+
|
Медиа-психология и меда-педагогика
|
+
|
Психология массовой коммуникации
|
+
|
Молодежные субкультуры
|
+
|
Молодежное движение и развитие социальной активности
|
+
|
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 6
Карта критериев оценивания компетенций
Код компетенции
|
Формулировка
компетенции
|
Результаты обучения в целом
|
Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП
|
Виды занятий (лекции, практические, семинарские)
|
Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)
|
пороговый
(удовл.)
|
базовый
(хор.)
|
повышенный
(отл.)
|
|
ПК
17
|
Способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения
|
Знает:
|
содержание культурных потребностей разных возрастных групп и способы их изучения и формирования
|
сущность и объективное назначение культурно-просветительской деятельности в разных возрастных группах
|
общественную значимость изучения и формирования культурных потребностей и повышения культурно-образовательного уровня разных возрастных групп
|
лекции семинары
|
проекты
|
Умеет:
|
применять знания о содержании культурных потребностей личности в различные возрастные периоды для решения относительно простых воспитательных задач
|
применять знания о содержании культурных потребностей личности в различные возрастные периоды для решения комплексных воспитательных проблем
|
самостоятельно выявлять культурные потребности личности в различные возрастные периоды и находить оригинальные решения по их учету в педагогической деятельности
|
лекции семинары
|
проекты
|
Владеет:
|
навыками анализа и оценки социально-культурных потребностей личности в различные возрастные периоды
|
навыками разработки культурно-просветительских программ для разных возрастных групп
|
навыками реализации культурно-просветительских программ для разных возрастных групп
|
лекции семинары
|
проекты
|
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Контрольная работа для студентов ОДО (познавательный проект). Темы:
-
Тема детства в русских народных сказках.
-
Детство, юность, зрелость и старость в пословицах и поговорках.
-
Особенности восприятия личностью себя и других по произведению Д.Селинджера «Над пропастью во ржи».
-
Характерные проблемы в межличностных взаимоотношениях подростков по произведению В.К. Железникова «Чучело».
-
Кризис нереализованности в период зрелости по книге Иванова «Географ глобус пропил».
-
Влияние эпохи на становление личности в период зрелости по произведению В. Пелевина «Поколение П».
-
Особенности развития личности в младшем по произведению В. Драгунского «Денискины рассказы».
-
Характерные проявления подросткового кризиса по книге М. Твена «Тома Сойера».
-
Формирование самосознания подростка по книге В. Медведева «Баранкин, будь человеком!».
-
Формирование мировоззрения в подростковом возрасте по книгам В.Крапивина.
-
Смыслы жизни в зрелом возрасте по книге Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы».
-
Становление личности в юности по книге Ж.М.Г. Леклезио «Пустыня».
-
Формирование жизненных целей в юности и зрелости по книге Дорис Лессинг «Великие мечты».
-
Формирование смысла жизни в процессе жизненного пути по книге Л.Толстого «Исповедь».
-
Конец жизни как разгадка судьбы по книге А. Солженицына «Матренин двор».
Исследовательский проект для студентов ОДО и ОЗО:
Задание:
-
Проведите опрос респондентов не менее 10.
Тема опроса: «События в жизни, которые Вы сами оцениваете как значительные».
-
Дайте общую характеристику респондента:
-
возраст респондента на момент опроса;
-
пол (мужской-женский);
-
сфера деятельности (учеба, профессиональная деятельность);
-
объективные достижения: успехи, награды, звания;
-
семейное положение.
-
Опишите событие по структуре:
-
возраст респондента в момент события;
-
предшествующие ожидания (ожидалось, произошло неожиданно, тщательно готовилось);
-
эмоции, которые испытывал сам респондент и другие участники события;
-
самооценка последействия этого события.
-
Выстройте цепь событий «до» и «после», согласующихся с этим событием. Сделайте вывод о влиянии данного события на дальнейший жизненный путь личности. Оцените поведение личности. Обоснуйте свой вывод.
Рекомендации по подготовке и защите проекта
Подготовка и защита проекта является необходимым этапом освоения модуля. Подготовка проекта способствует:
-
систематизации знаний;
-
закреплению и расширению теоретических и практических знаний;
-
овладению методикой компьютерных исследований;
-
приобретению опыта формулировки выводов.
Проект выполняется на базе теоретических знаний, полученных в течение обучения. Защита проекта проводится на практическом занятии с презентацией материалов.
Требования к текстовой части проекта:
-
введение, в котором должна быть раскрыта актуальность и сущность исследуемой проблемы.
-
обзор материалов, которые использовались для подготовки проекта.
-
характеристика методов исследования.
-
характеристика результатов исследования.
-
выводы.
Проект оценивается по следующим критериям:
-
уровень практического анализа проблемы;
-
качество текстового материала;
-
качество презентации;
-
ориентировка в проблеме, умение отвечать на вопросы.
Требования к оформлению контрольных работ
- Требования к структуре.
Структура контрольной работы должна способствовать раскрытию темы: иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы.
- Требования к содержанию (основной части).
а) во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель работы, задачи и методы исследования.
в) основная часть работы включает два-четыре вопроса. Каждый из которых, посвящается решению задач сформулированных во введении и заканчивается констатацией итогов;
г) приветствуется иллюстрация содержания работы таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами и т.п.);
д) необходимо давать ссылки на используемую Вами литературу;
е) заключение должно содержать сделанные автором работы выводы, итоги исследования;
ж) вслед за заключением идёт список литературы, который должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах и должны быть соответственно пронумерованы.
- Объём контрольной работы – 15 страниц формата А 4,
- Требования к оформлению. Текст печатается с одной стороны листа 1,5 интервал, шрифт Times New Roman. Выравнивание текста по ширине – страницы; отступ первой строки – 1,25 мм.; межстрочный интервал – полуторный. Поля: верхнее – 2,5 см.; нижнее – 2 см.; левое – 3 см.; правое – 1 см. Нумерация страниц начинается с титульного листа. На титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается. Нумерация указывается с третьей страницы. На титульном листе указывается название вуза; тема контрольной работы; курс обучения, группа, ФИО автора; ФИО, учёное звание, степень преподавателя; город и год. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТом.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.
Вопросы для зачета
-
Общая характеристика младенческого возраста
-
Зарождение сознания в младенческом возрасте
-
Развитие первичных познавательных процессов в период младенчества
-
Материнство как основа построения продуктивной связи ребенка с миром
-
Общение как основной вид деятельности в младенческом возрасте
-
Овладение младенцем предметной деятельностью
-
Основы нравственного развития младенца
-
Воспитательные доминанты в период младенчества
-
Общая характеристика раннего детства
-
Формирование образа «Я» в раннем детстве
-
Развитие познавательных процессов в раннем детстве
-
Развитие общения в раннем детстве
-
Включение ребенка в деятельность
-
Основы нравственного развития ребенка в раннем детстве
-
Воспитательные доминанты в период раннего детства
-
Общая характеристика дошкольного детства
-
Развитие образа «Я» в дошкольном возрасте
-
Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве
-
Виды деятельности дошкольника
-
Общение в дошкольный период детства
-
Нравственное развитие дошкольника
-
Воспитательные доминанты в период дошкольного детства
-
Общая характеристика младшего школьного возраста
-
Формирование образа «Я» младшего школьника
-
Развитие познавательных процессов в учебной деятельности
-
Развивающее значение программ начального образования
-
Общение в младшем школьном возрасте
-
Нравственное развитие в младшем школьном возрасте
-
Воспитательные доминанты в период младшего школьного возраста
-
Общая характеристика подросткового возраста
-
Формирование образа «Я» подростка
-
Познавательное развитие подростка
-
Основные виды деятельности подростка
-
Общение как специфический вид деятельности подростка
-
Нравственное развитие в подростковом возрасте
-
Воспитательные доминанты в подростковый период
-
Общая характеристика школьной юности
-
Формирование образа «Я» в школьной юности
-
Развитие познавательных процессов в период школьной юности
-
Учебная деятельность старшеклассника
-
Общение в период школьной юности
-
Нравственное развитие в период школьной юности
-
Воспитательные доминанты в период школьной юности
-
Общая характеристика студенческой юности
-
Формирование образа «Я» в период студенческой юности
-
Развитие познавательных процессов в период студенчества
-
Развивающие виды деятельности на стадии профессионального обучения
-
Общение в период студенчества
-
Нравственное развитие в период студенческой юности
-
Воспитательные доминанты в период студенческой юности
-
Общая характеристика ранней зрелости
-
Формирование образа «Я» в период ранней зрелости
-
Развитие познавательных процессов в период ранней зрелости
-
Начало профессионального становления
-
Общение в период ранней зрелости
-
Нравственное развитие личности молодого человека
-
Доминанты развития в период молодости
-
Общая характеристика зрелости
-
Образ «Я» в период зрелости
-
Интеллектуальная деятельность в период зрелости
-
Профессиональная деятельность в период зрелости
-
Общение, семейные отношения в зрелом возрасте
-
Нравственное развитие зрелого человека
-
Доминанты развития зрелой личности
-
Общая характеристика пожилого возраста
-
Образ «Я» пожилого человека
-
Познавательные процессы в пожилом возрасте
-
Изменение сферы деятельности пожилого человека
-
Общение в пожилом возрасте
-
Нравственное развитие личности в пожилом возрасте
-
Доминанты развития пожилого человека
-
Общая характеристика старости
-
Образ «Я» старого человека
-
Интеллектуальные процессы в период старости
-
Общение в старческом возрасте
-
Сферы деятельности старого человека
-
Нравственное развитие личности в старости
-
Доминанты развития личности в старости
8. Образовательные технологии
-
анализ педагогических ситуаций,
-
анализ педагогических текстов,
-
аннотация статей,
-
структурирование информации в таблицах,
-
моделирование,
-
работа и Интернет-сайтами,
-
разработка проектов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература:
-
Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых [Электронный ресурс]: учебное пособие. − М.: Юнити-Дана, 2012. − 497 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru [ Дата обращения 19.02.2015 ]
-
Емельянова И.Н. Возрастная педагогика: учебное пособие 2-е изд. перераб. и доп. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 132 с. (гриф УМО по профессионально-педагогическому образованию).
-
Емельянова И.Н. Сборник практических зданий по курсу «Возрастная педагогика»: учебно-методическое пособие для магистрантов направления «Педагогическое образование». – Тюмень Издательство ТюмГУ, 2015. – 36 с.
-
Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Издательство: «Владос», 2008. − 264 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com [ Дата обращения 19.02.2015.
9.2. Дополнительная литература:
-
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для педвузов /А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
-
Батюта М. Б. , Князева Т. Н. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. − М.: Логос, 2011. − 306 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru [ Дата обращения 19.02.2015 ]
-
Волынская Л.Б Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла [Электронный ресурс]: Издательство «Флинта»: 2012. Режим доступа: http://e.lanbook.com [ Дата обращения 19.02.2015 ]
-
Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от себя: о саморазрушающих страстях человеческих [Электронный ресурс]: Издательство: «Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет, 2011. − 200 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com [ Дата обращения 19.02.2015 ]
-
Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Электронный ресурс]: Издательство «Флинта», 2012. − 120 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com [ Дата обращения 19.02.2015 ]
-
Целуйко В.М. Взрослые проблемы взрослых людей. Психология для всех [Электронный ресурс]: Издательство: «Владос», 2012. − 319 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com [ Дата обращения 19.02.2015 ]
-
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов педвузов / Сост. И.В.Дубровина. – М., 2005.
-
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2003.
-
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М. 1989.
9.3. Интернет-ресурсы:
-
http://www.ed.gov.ru/ Сайт Министерства общего и профессионального образования РФ. Разделы сайта: Дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование; обеспечение учебного процесса, научно-техническая и инновационная деятельность, международное сотрудничество, управление образованием. На сайте размещены научно-технические программы, материалы диссертационных советов, государственные образовательные стандарты и др.(Дата обращения 20.02.2015).
-
http://www.informika.ru/windows/magaz Ссылки на газеты и журналы, посвященные вопросам образования (электронные версии). (Дата обращения 20.02.2015).
-
http://www.eidos.ru/journal/ Электронный научно-педагогический журнал "Эйдос" (центр дистанционного образования) .(Дата обращения 20.02.2015).
-
Univertv.ru - новый образовательный видеопортал в рунете, который предоставляет видеоматериалы с записями лекций в ведущих ВУЗах Москвы, учебными материалами и документальными фильмами по вопросам системы образования.(Дата обращения 20.02.2015).
-
Window.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам. Эта информационная система удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов.(Дата обращения 20.02.2015).
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Виды информационных технологий, применяемые на занятиях:
-
текстовая обработка;
-
электронные таблицы;
-
мультимедийные системы.
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Информационные технические средства служат для введения учебной информации, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала. К таким средствам можно отнести:
-
Компьютеры, мультимедийные проекторы.
-
Множительную технику, применяющуюся для копирования раздаточных материалов.
Поділіться з Вашими друзьями: |