Рабочая программа для студентов направления подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование



Сторінка1/5
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.83 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего образования

иШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. п.п.еРШОВА

(филиал) Тюменского государственного университета

УТВЕРЖДАЮ


Директор филиала

_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2015 года


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

профиля подготовки Среднее профессиональное педагогическое образование

заочной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 11.09.2015

Содержание: УМК по дисциплине Психология личности для студентов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиля подготовки Среднее профессиональное педагогическое образование, заочной формы обучения

Автор(-ы): Светлана Александровна Еланцева

Объем 39 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

Слизкова Е.В.

11.09.2015

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры

от 11.09.2015

№ 1


Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2015

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2015

3



Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

11.11.2015

Согласовано




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ишимский педагогический институт им. П.П.Ершова (филиал)

Кафедра педагогики и психологии



Еланцева С.А.


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.04.01Педагогическое образование

профиля подготовки Среднее профессиональное педагогическое образование

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2015

Еланцева С.А. Психология личности Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиля подготовки Среднее профессиональное педагогическое образование заочной формы обучения. Тюмень, 2015, 39 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология личности [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии.

Утверждено директором филиала ТюмГУ в г.Ишиме.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:Слизкова Е.В., к.п.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г.Ишиме, 2015 .

© Еланцева С.А., 2015.

Ф.И.О. автора


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель: сформировать у магистрантов целостное представление о психологии личности.

Задачи:


- повысить психологическую культуру магистрантов;

  • сформировать представления о личности как предмете психологического познания;

  • познакомить магистрантов с темпераментом как мерой развития и эволюции индивидных психологических свойств личности;

  • познакомить магистрантов с характером как мерой развития и эволюции индивидуальных психологических свойств личности;

  • сформировать знания о способностях как мере развития и эволюции объектных психологических свойств личности;

  • познакомить магистрантов с направленностью и мотивацией как мере развития и эволюции субъектных психологических свойств личности;

- сформировать умения применять методики диагностики личности;

- развивать у магистрантов рефлексивные способности применительно к личностным особенностям, учебно-профессиональной, познавательной деятельности с целью их совершенствования и коррекции.


1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Психология является структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования. Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, принимает только реальный живой человек, его психика. Поэтому чем больше мы будем знать о человеческой психике, чем грамотнее и гуманнее учитывать в образовательном процессе ее феноменологию, закономерности и механизмы, тем эффективнее и человечнее будет целенаправленный учебно-воспитательный процесс в вузе, колледже. Образование как образование человека без психологии немыслимо.



«Психология личности» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла (М.1) дисциплин. Она читается на 1 курсе во втором семестре.

Программа разработана для магистрантов направления 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистерская программа «Среднее профессиональное педагогическое образование»), в чью профессиональную деятельность «Психология личности» войдет как одна из основных дисциплин, расширяющих возможности профессионального совершенствования.

«Психология личности» опирается на изученные магистрантами дисциплины: Технологии профессионально-личностного роста педагога (1 курс, 1 сем); Технологии профессионально-педагогического образования (1 курс, 1 сем).

«Психология личности» изучается параллельно с дисциплинами: Современные проблемы науки и образования (1 курс, 2 сем.); Методы активного социально-психологического обучения (1 курс, 2 сем.); Методика преподавания психологии (1 курс, 2 сем.).

«Психология личности» выступает основой для изучения последующих дисциплин: Педагогика и психология профильной и высшей школы (2 курс); Творческая самореализация педагога (2 курс); Управление профессиональной рефлексией педагога (2 курс).
Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





Педагогика и психология профильной и высшей школы

+

-

+

+

+

+

+

+

+



Управление профессиональной рефлексией педагога

-

-

-

-

+

+

+

+

+


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):


  • способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области педагогической деятельности:

  • способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

в области проектной деятельности:

  • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8).


1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать:

- основные категории и понятия психологии личности;

- основные направления, подходы, теории личности и современные тенденции развития психологических концепций за рубежом и в России;

- феноменологию развития личности;

- представления о темпераменте как мере развития и эволюции индивидных психологических свойств личности;

- представления о характере как мере развития и эволюции индивидуальных психологических свойств личности;

- представления о способностях как мере развития и эволюции объектных психологических свойств личности;

- представления о мотивации как мере развития и эволюции субъектных психологических свойств личности;

- профессиональное развитие личности;

- развитие профессионально обусловленных деструкций личности.



Уметь:

- применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты, анкетирование и др.) и интерпретировать результаты в диагностических и исследовательских целях;

- кодировать текстовую информацию при помощи геометрических форм описания;

- составлять характеристики личности;

- научно излагать материалы дисциплины в устной и письменной речи.

- дискуссировать на актуальные для курса темы;

- осуществлять рефлексию собственных личностных особенностей, учебно-профессиональной, познавательной деятельности с целью их совершенствования и коррекции, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Владеть:

- технологией проведения психологических методов (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты);

- приемами кодирования текстовой информации при помощи геометрических форм описания;

- приемами составления характеристики личности и проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры в соответствии с личностными особенностями;

- приемами научного изложения материалов дисциплины в устной и письменной речи.

- технологией ведения дискуссии;



- приемами осуществления рефлексии собственных личностных особенностей, учебно-профессиональной, познавательной деятельности с целью их совершенствования и коррекции.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 2. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов, из них 6 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (2 ч. – в интерактивной форме), 102 часов, выделенных на самостоятельную работу, и 0,5 ч. – на иные виды работ.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

Контактная работа:

6

-

6

-

-

-

Аудиторные занятия (всего)

6

-

6

-

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

-

Лекции

2

-

2

-

-

-

Практические занятия (ПЗ)

4

-

4

-

-

-

Семинары (С)

-

-

-

-

-

-

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

-

-

-

-

Иные виды работ:

0,5

-

0,5

-

-

-

Самостоятельная работа (всего):

102

-

102

-

-

-

Общая трудоемкость зач. ед.

час


3

-

3

-

-

-

108

-

108

-

-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

-

зачет

-

-

-

3. Тематический план

Таблица 3



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Формы контроля

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

1,2







-

40

40










Историко-методологический анализ понятия личности в психологии



























Личность как объект и субъект психологического познания.

1










10

10




тестирование

портфолио структурно-логических схем и таблиц





Общая характеристика теорий личности в западно-европейской и американской психологии

1










10

10




тестирование

реферат, портфолио структурно-логических схем и таблиц





Общая характеристика концепций психологии личности отечественных ученых.

2










10

10




тестирование

реферат,

портфолио структурно-логических схем и таблиц




Феноменология развития личности.

2










10

10




тестирование

портфолио структурно-логических схем и таблиц






Всего

1,2







-

40

40










Модуль 2

1,2

2

4

-

22

28

2







Характеристика свойств личности



























Темперамент как мера развития и эволюции индивидных психологических свойств личности.

1




1




5

6




портфолио структурно-логических схем и таблиц

портфолио методик по диагностике свойств личности

собеседование




Характер как мера развития и эволюции индивидуальных психологических свойств личности.

1




1




5

6




портфолио структурно-логических схем и таблиц

портфолио методик по диагностике свойств личности

собеседование




Способности как мера развития и эволюции объектных психологических свойств личности.

2




2




6

8

2

портфолио структурно-логических схем и таблиц

портфолио методик по диагностике свойств личности

собеседование составление характеристики личности магистранта

эссе




Мотивация как мера развития и эволюции субъектных психологических свойств личности.

2

2







6

8




портфолио структурно-логических схем и таблиц

портфолио методик по диагностике свойств личности






Всего

1,2

2

4

-

22

28

2







Модуль 3

1,2







-

40

40










Профессиональное развитие личности



























Феноменология профессионального развития личности

1










20

20




портфолио структурно-логических схем и таблиц

проект программысовершенствования личностных свойств в аспекте будущей профессиональной деятельности





Развитие профессионально обусловленных деструкций личности.

2










20

20




портфолио структурно-логических схем и таблиц

проект индивидуального профессионального маршрута и профессиональной карьеры в соответствии с личностными особенностями






Всего

1,2







-

20

40










Итого (часов):

1,2

2

4

-

102

108

2







Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме







2







2

2





*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Содержание дисциплины.



Модуль

Содержание модуля

1.

Историко-методологический анализ понятия личности в психологии

1.Личность как объект и субъект психологического познания.

Многоуровневая психологическая сущность человека: индивид, личность, субъект сознания и самопознания, индивидуальность. Понятие о личности. Проблема соотношения биологического и социального в личности. Общие положения в разнообразии трактовок определений личности. Критерии сформировавшейся личности: активность, направленность, глубинные смысловые структуры, степень осознанности. Аспекты научного изучения личности и их общая характеристика: структура, мотивация, развитие личности, психопатология личности, психическое здоровье личности, трансформация личности в процессе корректирующего психологического воздействия.



2.Общая характеристика теорий личности в западно-европейской и американской психологии.

Периоды развития психологии личности. Проблема личности в трудах античных философов. Исследования проблем личности в 19 веке (клинический период). Классификация теорий личности Р.С.Немова: психодинамические, социодинамические и интеракционистские теории; эспериментальные, неэкспериментальные. Экспериментальные теории личности. Классификация теорий личности Л.Хьелла и Д.Зиглера: психодинамическое направление, эго-психология, диспозициональное направление, научающее-бихевиоральное направление, социально-когнитивное направление, когнитивное, гуманистическое, феноменологическое. Теории личности фрейдизма и неофрейдизма (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Г.С.Салливан, Э.Эриксон, Э.Фромм). Диспозициональная теория личности Г.Олпорта. Структурная теория черт личности Р.Кеттела. Теория типов личности Г.Айзенка. Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера. Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры. Когнитивная теория личности Дж.Келли. Проблема личности в гуманистической психологии (К.Роджерс, Г.Олпорт, А.Маслоу).



3.Общая характеристика концепций психологии личности отечественных ученых.

Общие постулаты теории личности в отечественной психологии. Концепция Б.Г.Ананьева. Этапы формирования личности по Л. И.Божович. Личность и ее развитие с точки зрения Л.С.Выготского. Концепция структуры личности К.К.Платонова. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Понятие личности в трудах В.Н.Мясищева. С.Л.Рубинштейн о личности. Системно-уровневая концепция развития личности Л.И.Анцыферовой. А.Г.Асмолов о личности. Комплексный подход Б.Ф.Ломова. Личность с точки зрения Б.С.Братуся. Личность с позиции А.В.Петровского и В.А.Петровского. Понятие личности в трудах В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека по А.Б.Орлову.



4.Феноменология развития личности.

Периодизации онтогенетического развития личности (Ст.Холл, В.Штерн, Э.Шпрангер). Теория психосексуального развития личности З.Фрейда. Эпигенетическая теория Э.Эриксон. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже. Учение Л.С.Выготского о структуре и динамике детского возраста, Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. Теория развития личности Л.И.Божович. Социально-психологический подход к проблемам возрастной периодизации онтогенетического развития А.В.Петровского: адаптация, индивидуализация, интеграция. Логика процессов личностного развития человека по О.П.Елисееву: оптация, адаптация, интернализация, интеграция.



2.

Характеристика свойств личности

5.Темперамент как мера развития и эволюции индивидных психологических свойств личности.

Определение темперамента по Б.М.Теплову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинистический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и способностей. Учения о темпераменте. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э.Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента У.Шелдона. Исследования проблемы темперамента в трудах И.П.Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М.Теплову. Ситуации отчетливого проявления свойств темперамента: ранний онтогенез, невозможность обращения к личному опыту, стрессовые ситуации, строго контролируемые условия экспериментальных ситуаций, новые, привлекательные ситуации.Концепция темперамента В.М.Русалова. Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И.П.Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И.П.Павлову. Исследования свойств нервной системы, проведенные Б.М.Тепловым и В.Д.Небылицыным. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Типы нервной системы и психологические описания темпераментов по Н.И. Красногорскому. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.



6.Характер как мера развития и эволюции индивидуальных психологических свойств личности.

Определение и особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности. Типология характера как центральная проблема экспериментальных исследований и теоретических поисков. Гороскопы. Физиогномика И.К.Лафатера. Хиромантия и дерматоглифика. Концепции акцентуаций характера К. Леонгарда и А.Е.Личко. Классификация типов характера по Э.Фромму. Типология характера по К.Г.Юнгу. Взаимосвязь характера и темперамента. Развитие представлений о связи темперамента и характера в истории психологии ( В.Вундт, И.П.Павлов). Интегративная модель взаимоотношения типов темперамента и характера по параметрам реактивности и активности О.П.Елисеева. Факторы формирования характера: общение с окружающими людьми, самовоспитание, деятельность. Сензитивный период формирования характера. Трансформации характера на протяжении жизненного пути человека.



7.Способности как мера развития и эволюции объектных психологических свойств личности.

Определение способностей по Б.М.Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Общие и специальные способности, их разновидности и характеристики. Классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность. Природа человеческих способностей. Френология. Концепция способностей Ф.Галлея и Ф. Гальтона. Близнецовый метод в исследовании способностей. Концепция способностей К.А.Гельвеция. Биосоциальная природа способностей человека. Проблема развития способностей. Условия микро-, макросреды и развитие способностей. Амплификация развития по А.В.Запорожцу. Зона ближайшего развития по Л.С.Выготкому. Проблема профориентации. Концепции профориентации: диагностическая и воспитательная. Классификация профессиональной пригодности и классификация профессий по Е.А.Климову.



8.Мотивация как мера развития и эволюции субъектных психологических свойств личности.

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность. Психологические теории мотивации. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч.Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация потребностей по А.Маслоу. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н.Леонтьева. Основные закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития мотивов по А.Н.Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей, подростков и юношества. Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиации и власти. Мотив отвержения. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Четыре типа мотивации по О.П.Елисееву: «Лев», «Пантера», «Тигр», «Медведь».



3.

Профессиональное развитие личности

9. Профессиональное развитие личности.

Смыслообразующие понятия: «профессиональное становление личности», «профессионализация субъекта деятельности», «профессиональная деятельность», «профессиональное самоопределение», «профессиональное образование». Пространство профессионального развития личности. Факторы профессионального становления личности в профессиональном пространстве: возрастные изменения, система непрерывного образования, ведущая профессионально ориентированная деятельность. Траектории профессионального развития личности: бескризисное становление, стагнирующее становление, спад профессиональной активности, ускоренное движение, кардинальная смена профессии, уход из профессиональной деятельности. Психофизиологические, психологические, социально-профессиональные, социально-экономические факторы влияния на траекторию профессионального развития личности. Факторы достижения вершин профессионального развития: актуализация личностно-профессионального потенциала, самоорганизация и самоактуализация личности. Типология конфликтов профессионального самоопределения личности: мотивационно-потребностные, когнитивно-деятельностные, поведенческие, смысловые. Кризисы профессионального становления личности и факторы, их детерминирующие: учебно-профессиональной ориентации (14-17 лет), профессионального выбора (16-21 год), профессиональных экспектаций (18-23 года), профессионального роста (30-33 года), профессиональной карьеры (38-40 лет), социально-профессиональной самоактуализации (48-50 лет), утраты профессиональной деятельности (55-60 лет), социально-психологической адекватности.



10. Развитие профессионально обусловленных деструкций личности.

Понятие и виды профессиональных деструкций личности: профессиональные деформации, профессионально обусловленные акцентуации, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность и стагнация.





5. Планы семинарских занятий.

Практическое занятие 1

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка