РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«тюменский государственный университет»
Филиал ТюмГУ в г. Ишиме
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2014 года
Б.3.В.ДВ.6.1 Психология социальной работы с семьей
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки Психология и социальная педагогика
очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от 25.09.2014
Содержание: УМК по дисциплине Б.3.В.ДВ 6.1 Психология социальной работы с семьей для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения
Автор(-ы): Дубровина Ольга Валериевна
Объем 50 стр.
Должность
|
ФИО
|
Дата согласования
|
Результат согласования
|
Примечание
|
Заведующий кафедрой педагогики и психологии
|
Слизкова Е.В.
|
25.09.2014
|
Рекомендовано к электронному изданию
|
Протокол заседания кафедры от 25.09.2014
№ 2
|
Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме
|
Поливаев А.Г.
|
11.11.2014
|
Согласовано
|
Протокол заседания УМС от 11.11.2014
№ 3
|
Начальник ОИБО
|
Гудилова Л.Б.
|
11.11.2014
|
Согласовано
|
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Ишиме
Кафедра педагогики и психологии
Дубровина О.В..
Б.3.В.ДВ.6.1 Психология социальной работы с семьей
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки Психология и социальная педагогика
очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2014
Дубровина О.В. Б3.В.ДВ 6.1 Психология социальной работы с семьей Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения. Тюмень, 2014, 50 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Б3.В.ДВ 6.1 Психология социальной работы с семьей [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.п.н., доцент
Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой
© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 201 4 .
© Дубровина О.В. , 2014.
Ф.И.О. автора
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
-
Пояснительная записка:
-
Цели и задачи дисциплины (модуля)
Цель: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостных представлений о психологических особенностях, структуре и функциях семьи как особом социальном институте и основах семейного воспитания, ознакомления студентов с актуальными проблемами развития современной семьи, ее проблемами в организации отношений между поколениями, продуктивными тактиками воспитания детей.
Задачи:
-
овладеть знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений;
-
овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику психологии семьи и семейного воспитания;
-
познакомить студентов с различными аспектами супружеских, детско-родительских взаимоотношений (конфликты, разводы, критические точки развития семьи, особенности воспитания ребенка, становления его личности в различных семьях), условиями формирования и способами поддержания благополучных отношений в семье;
-
сформировать целостное представление об основных подходах к работе с семьей, анализа проблемного поведения ребенка, напряженности во взаимоотношениях между представителями разных поколений;
-
познакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методиками диагностики психологических особенностей родительско-детских отношений, обследования;
-
сформировать навыки применения методик первичной диагностики детско-родительских отношений и применения полученных результатов обследования для оказания психологической помощи семье в вопросах воспитания;
-
овладеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей и воспитанием детей.
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Психология социальной работы с семьей» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.ДВ).
Изучение студентами дисциплины «Психология социальной работы с семьей» опирается на сформированные компетенции в рамках учебных курсов «Общая педагогика», «Общая и экспериментальная психология». Дисциплина «Психология социальной работы с семьей» связана со смежными курсами базовой и вариативной части профессионального цикла: «Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска», «Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях», «Психолого-педагогическая диагностика», с педагогической практикой.
Таблица 1.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
…
| -
|
Б.3.В.ОД.18 «Техники первичных бесед специалиста с трудными подростками и их семьями»
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
| -
|
Б.3.В.ОД.21 «Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков»
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
| -
|
Б.3. В.ДВ 7
«Деятельность социального педагога школы по социальной защите учащихся»
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося (ПКСП-1); умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3); готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5); способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7);
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
Знать психолого-педагогические модели семейного воспитания; актуальные проблемы родительско-детских отношений; методы семейной психодиагностики детско-родительских отношений..
Уметь выделять психологические проблемы семейного воспитания; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; уметь диагностировать различные аспекты семейного воспитания; правильно интерпретировать полученную информацию; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; стимулировать интерес клиентов к самосовершенствованию в качестве родителей; профессионально обосновывать даваемые рекомендации, неся персональную профессиональную ответственность за результаты своей деятельности.
Владеть планированием, проведением и обработкой конкретного исследования психологических особенностей семейного воспитания (отношений); разнообразными методиками исследования семейных отношений; индивидуальной и групповой формами работы с родителями; способностью повышения психолого-педагогической культуры родителей; навыками организации комплексной работы по оказанию социально-психолого-педагогической помощи семьям с детьми.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 8 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 108 академических часов, из них 56 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 52 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Контактная работа:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
56
|
|
|
|
|
|
|
|
56
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лекции
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
40
|
|
|
|
|
|
|
|
40
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные занятия (ЛЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иные виды работ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего):
|
52
|
|
|
|
|
|
|
|
52
|
|
Общая трудоемкость зач. ед.
час
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
108
|
|
|
|
|
|
|
|
108
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
зачет
|
|
3. Тематический план
Таблица 3.
№
|
Тема
|
недели семестра
|
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
Итого часов по теме
|
Из них в интерак
тивной форме, в часах
|
Итого количес
тво баллов
|
Лекции *
|
Семинарские (практические) занятия*
|
Лабораторные занятия*
|
Самостоятельная работа*
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Модуль 1
|
25-27 (8 сем)
|
4
|
12
|
-
|
16
|
32
|
2
|
0-20
|
1.
|
Семья как объект психологического анализа
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.
|
25-26
|
2
|
6
|
-
|
8
|
16
|
-
|
0-10
| -
|
Подготовка к браку и вступление в брак. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.
|
27
|
2
|
6
|
-
|
8
|
16
|
2
|
0-10
|
|
Всего
|
25-27 (8 сем)
|
4
|
12
|
-
|
16
|
32
|
2
|
0-20
|
|
Модуль 2
|
28-31 (8 сем)
|
6
|
14
|
|
16
|
36
|
6
|
0-40
|
2.
|
Воспитание детей в семье
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
Психологические условия семейного воспитания. Родительские стили воспитания. Проблемы семейного воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей.
|
28-31
|
6
|
14
|
|
16
|
36
|
6
|
0-40
|
|
Всего
|
28-31
|
6
|
14
|
|
16
|
36
|
6
|
0-40
|
|
Модуль 3
|
32-38
(8 сем)
|
6
|
14
|
|
20
|
40
|
10
|
0-40
|
3.
|
Основы семейного психологического консультирования
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.
|
32-38
(8 сем)
|
6
|
14
|
|
20
|
40
|
10
|
0-40
|
|
Всего
|
32-38
|
6
|
14
|
|
20
|
40
|
10
|
0-40
|
|
Итого (часов, баллов):
|
32-38
(8 сем).
|
16
|
40
|
|
52
|
108
|
18
|
0-100
|
|
Курсовая работа *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из них в интеракт. форме
|
|
|
18
|
|
|
|
18
|
|
*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4.
№ Темы
|
Устный опрос
|
Письменные работы
|
Технические формы контроля
|
Информации
онные системы и технологии
|
Итого количество баллов
|
Моделирование диагн. деят.
|
Моделирование тренинговых занятий
|
Теор. ответ на семинаре
|
Составить генограмму семьи
|
Конспект, тезисы
|
Таблицы, схемы
|
Портфолио
|
Метод. раз-ка родит. Консультир-я
|
|
|
|
|
|
Модуль 1
|
1.1.
|
-
|
-
|
0-5
|
-
|
0-2
|
0-3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0-10
| -
|
-
|
-
|
0-5
|
-
|
-
|
0-5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0-10
|
Всего
|
|
|
0-10
|
|
0-2
|
0-8
|
|
|
|
|
|
|
0-20
|
Модуль 2
| -
|
0-5
|
-
|
0-5
|
0-5
|
-
|
0-5
|
0-20
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0-40
|
Всего
|
0-5
|
|
0-5
|
0-5
|
|
0-5
|
0-20
|
|
|
|
|
|
0-40
|
Модуль 3
|
3.1.
|
-
|
0-15
|
0-5
|
0-5
|
-
|
-
|
0-10
|
0-5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0-40
|
Всего
|
|
0-10
|
0-5
|
0-5
|
|
|
0-10
|
0-5
|
|
|
|
|
0-40
|
Итого
|
0-5
|
0-10
|
0-20
|
0-10
|
0-4
|
0-13
|
0-30
|
0-5
|
|
|
|
|
0-100
|
5. Содержание дисциплины.
№ темы
|
Наименование темы
|
Содержание
|
Модуль 1. Семья как объект психологического анализа
|
1.1.
|
1. Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.
|
Подходы к анализу семьи. Системный подход в описании семьи. Структурно-функциональные характеристики семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Правовые основы семейного воспитания. Жизненный цикл семьи. Динамика супружеских отношений.
|
1.2.
|
2. Подготовка к браку и вступление в брак
|
Родительство как социокультурный феномен. Образование и формирование семьи. Подготовка к крепкому браку. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.
|
Модуль 2. Воспитание детей в семье
|
2.1.
|
4. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания.
|
Семейное воспитание ребенка и его значение. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Особенности воспитания детей в неполных семьях. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Методы повышения педагогической культуры родителей.
|
Модуль 3. Основы семейного психологического консультирования
|
3.1.
|
5. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.
|
Объект, предмет и результаты психологического консультирования родителей. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.
|
6. Планы семинарских занятий.
Семинарское занятие №1.
Тема: Структурно-функциональные характеристики семьи.
Вопросы для обсуждения:
-
Понятие функции семьи. Различные подходы к классификации функций семь, их характеристика.
-
Значение для общества и для личности важнейших функций семьи.
-
Как изменяются функции семьи с течением времени?
-
Понятие структуры семьи. Основные компоненты структуры семьи.
-
Понятие роли. Параметры ролевой структуры: характер главенства, распределение ролей в соответствии с задачами определенной стадии жизненного цикла.
-
Требования к ролевой структуре для эффективного функционирования семьи. Факторы, влияющие на принятие и исполнение ролей.
-
Понятие структурно-функциональных нарушений семьи или нарушение функционирования семьи.
Практические задания:
-
Подготовьте конспекты по следующим вопросам, используя учебное пособие А.Г.Лидерс «Психологическое обследование семьи»:
-
Характер эмоциональных связей в семье (с.15-17).
-
Ролевая структура семьи (с.17-21).
-
Особенности межличностной коммуникации (с.21-23).
-
Решение конфликтов (с.23-24).
-
Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы (с.24-28).
-
Удовлетворенность супругов браком как индикатор функционирования семейной системы (29-33).
-
Выстройте иерархию функций семьи. Аргументируйте свой выбор.
-
Подготовьтесь к обсуждению следующих дискуссионных вопросов, обсуждаемых на семинарском занятии:
-
Докажите, что функции семьи взаимосвязаны, взаимодополняемы.
-
В печати высказывается точка зрения, согласно которой в настоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Выскажите аргументированное мнение по этому поводу.
-
Известный отечественный философ А.Г. Харчев в 70-е гг. неоднократно высказывал мысль о том, что общество, заинтересованное в увеличении населения, должно максимально удешевить содержание ребенка в семье, вы согласны с этим мнением? Что вы понимаете под удешевлением содержания ребенка в семье? Какие аргументы вы приведете в защиту положения «на детях нельзя экономить», если вам доведется встретиться с представителями государственных органов страны?
-
Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье семьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтвердите или опровергните это выражение.
-
Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему?
-
Какие ваши интересы, увлечения, способности помогут сделать досуг в вашей семье содержательным, ценным в педагогическом отношении?
Темы докладов:
-
Возникновение городской цивилизации. Законы Хаммурапи – царя Вавилонии. Брак в Древнем Египте.
-
Брак в Древней Иудее. Истории счастливых и несчастливых браков в Ветхом Завете. История Иакова и Рахили.
-
Брак в Древней Греции. Брак в Спарте и в Афинах. Теория мыслителя Пифагора Самосского.
-
Брак в Древнем Риме. Ромул – основатель первых законов Римского права о браке. Законы Рима. Идея, положенная в основу брака.
Основная литература:
-
Бочанцева, Л.И. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. И. Бочанцева ; Н.В. Дмитриева. - Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - 192 с., 2 экз.
-
Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст] : учеб.пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - 5-е изд. - М. : Академ.Проект ; Киров : Константа, 2011. - 736 с. 20 экз.
Дополнительная:
Поділіться з Вашими друзьями: |