Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование



Сторінка1/7
Дата конвертації15.04.2016
Розмір1.11 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме


УТВЕРЖДАЮ


Директор филиала

_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2014 года

Б.3.В.ДВ.6.1 Психология социальной работы с семьей

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология и социальная педагогика

очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 25.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине Б.3.В.ДВ 6.1 Психология социальной работы с семьей для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения
Автор(-ы): Дубровина Ольга Валериевна

Объем 50 стр.




Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

Слизкова Е.В.

25.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 25.09.2014

№ 2


Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3


Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

11.11.2014

Согласовано



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме
Кафедра педагогики и психологии


Дубровина О.В..


Б.3.В.ДВ.6.1 Психология социальной работы с семьей

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология и социальная педагогика

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014

Дубровина О.В. Б3.В.ДВ 6.1 Психология социальной работы с семьей Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения. Тюмень, 2014, 50 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Б3.В.ДВ 6.1 Психология социальной работы с семьей [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.п.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 201 4 .

© Дубровина О.В. , 2014.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:



  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостных представлений о психологических особенностях, структуре и функциях семьи как особом социальном институте и основах семейного воспитания, ознакомления студентов с актуальными проблемами развития современной семьи, ее проблемами в организации отношений между поколениями, продуктивными тактиками воспитания детей.
Задачи:

  • овладеть знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений;

  • овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику психологии семьи и семейного воспитания;

  • познакомить студентов с различными аспектами супружеских, детско-родительских взаимоотношений (конфликты, разводы, критические точки развития семьи, особенности воспитания ребенка, становления его личности в различных семьях), условиями формирования и способами поддержания благополучных отношений в семье;

  • сформировать целостное представление об основных подходах к работе с семьей, анализа проблемного поведения ребенка, напряженности во взаимоотношениях между представителями разных поколений;

  • познакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методиками диагностики психологических особенностей родительско-детских отношений, обследования;

  • сформировать навыки применения методик первичной диагностики детско-родительских отношений и применения полученных результатов обследования для оказания психологической помощи семье в вопросах воспитания;

  • овладеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей и воспитанием детей.


1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психология социальной работы с семьей» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.ДВ).

Изучение студентами дисциплины «Психология социальной работы с семьей» опирается на сформированные компетенции в рамках учебных курсов «Общая педагогика», «Общая и экспериментальная психология». Дисциплина «Психология социальной работы с семьей» связана со смежными курсами базовой и вариативной части профессионального цикла: «Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска», «Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях», «Психолого-педагогическая диагностика», с педагогической практикой.


Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





Б.3.В.ОД.18 «Техники первичных бесед специалиста с трудными подростками и их семьями»







+

+


















Б.3.В.ОД.21 «Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков»




+




+


















Б.3. В.ДВ 7

«Деятельность социального педагога школы по социальной защите учащихся»



+

+

+

+

















1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося (ПКСП-1); умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3); готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5); способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7);



1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать психолого-педагогические модели семейного воспитания; актуальные проблемы родительско-детских отношений; методы семейной психодиагностики детско-родительских отношений..

Уметь выделять психологические проблемы семейного воспитания; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; уметь диагностировать различные аспекты семейного воспитания; правильно интерпретировать полученную информацию; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; стимулировать интерес клиентов к самосовершенствованию в качестве родителей; профессионально обосновывать даваемые рекомендации, неся персональную профессиональную ответственность за результаты своей деятельности.

Владеть планированием, проведением и обработкой конкретного исследования психологических особенностей семейного воспитания (отношений); разнообразными методиками исследования семейных отношений; индивидуальной и групповой формами работы с родителями; способностью повышения психолого-педагогической культуры родителей; навыками организации комплексной работы по оказанию социально-психолого-педагогической помощи семьям с детьми.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 8 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 108 академических часов, из них 56 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 52 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контактная работа:































Аудиторные занятия (всего)

56






















56




В том числе:































Лекции

16






















16




Практические занятия (ПЗ)

40






















40




Семинары (С)































Лабораторные занятия (ЛЗ)































Иные виды работ:































Самостоятельная работа (всего):

52






















52




Общая трудоемкость зач. ед.

час

3






















2




108






















108




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет





















зачет





3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

25-27 (8 сем)

4

12

-

16

32

2

0-20

1.

Семья как объект психологического анализа



























Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.

25-26

2

6

-

8

16

-

0-10



Подготовка к браку и вступление в брак. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.

27

2

6

-

8

16

2

0-10




Всего

25-27 (8 сем)

4

12

-

16

32

2

0-20




Модуль 2

28-31 (8 сем)


6

14




16

36

6

0-40

2.

Воспитание детей в семье



























Психологические условия семейного воспитания. Родительские стили воспитания. Проблемы семейного воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей.

28-31

6

14




16

36

6

0-40




Всего

28-31

6

14




16

36

6

0-40




Модуль 3

32-38

(8 сем)

6

14




20

40

10

0-40

3.

Основы семейного психологического консультирования



























Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.

32-38

(8 сем)

6

14




20

40

10

0-40




Всего

32-38

6

14




20

40

10

0-40




Итого (часов, баллов):

32-38

(8 сем).

16

40




52

108

18

0-100




Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме







18










18




*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

Моделирование диагн. деят.

Моделирование тренинговых занятий

Теор. ответ на семинаре

Составить генограмму семьи

Конспект, тезисы

Таблицы, схемы

Портфолио

Метод. раз-ка родит. Консультир-я
















Модуль 1

1.1.

-

-

0-5

-

0-2

0-3

-

-

-

-

-

-

0-10



-

-

0-5

-

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-10

Всего







0-10




0-2

0-8



















0-20

Модуль 2



0-5

-

0-5

0-5

-

0-5

0-20

-

-

-

-

-

0-40

Всего

0-5




0-5

0-5




0-5

0-20
















0-40

Модуль 3

3.1.

-

0-15

0-5

0-5

-

-

0-10

0-5

-

-

-

-

0-40

Всего




0-10

0-5

0-5







0-10

0-5













0-40

Итого

0-5

0-10

0-20

0-10

0-4

0-13

0-30

0-5













0-100


5. Содержание дисциплины.



№ темы

Наименование темы

Содержание

Модуль 1. Семья как объект психологического анализа

1.1.

1. Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.

Подходы к анализу семьи. Системный подход в описании семьи. Структурно-функциональные характеристики семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Правовые основы семейного воспитания. Жизненный цикл семьи. Динамика супружеских отношений.

1.2.

2. Подготовка к браку и вступление в брак

Родительство как социокультурный феномен. Образование и формирование семьи. Подготовка к крепкому браку. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.

Модуль 2. Воспитание детей в семье

2.1.

4. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания.

Семейное воспитание ребенка и его значение. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Особенности воспитания детей в неполных семьях. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Методы повышения педагогической культуры родителей.

Модуль 3. Основы семейного психологического консультирования

3.1.

5. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.

Объект, предмет и результаты психологического консультирования родителей. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.


6. Планы семинарских занятий.
Семинарское занятие №1.

Тема: Структурно-функциональные характеристики семьи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие функции семьи. Различные подходы к классификации функций семь, их характеристика.

  2. Значение для общества и для личности важнейших функций семьи.

  3. Как изменяются функции семьи с течением времени?

  4. Понятие структуры семьи. Основные компоненты структуры семьи.

  5. Понятие роли. Параметры ролевой структуры: характер главенства, распределение ролей в соответствии с задачами определенной стадии жизненного цикла.

  6. Требования к ролевой структуре для эффективного функционирования семьи. Факторы, влияющие на принятие и исполнение ролей.

  7. Понятие структурно-функциональных нарушений семьи или нарушение функционирования семьи.

Практические задания:

  1. Подготовьте конспекты по следующим вопросам, используя учебное пособие А.Г.Лидерс «Психологическое обследование семьи»:

  • Характер эмоциональных связей в семье (с.15-17).

  • Ролевая структура семьи (с.17-21).

  • Особенности межличностной коммуникации (с.21-23).

  • Решение конфликтов (с.23-24).

  • Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы (с.24-28).

  • Удовлетворенность супругов браком как индикатор функционирования семейной системы (29-33).

  1. Выстройте иерархию функций семьи. Аргументируйте свой выбор.

  2. Подготовьтесь к обсуждению следующих дискуссионных вопросов, обсуждаемых на семинарском занятии:

  • Докажите, что функции семьи взаимосвязаны, взаимодополняемы.

  • В печати высказывается точка зрения, согласно которой в настоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Выскажите аргументированное мнение по этому поводу.

  • Известный отечественный философ А.Г. Харчев в 70-е гг. неоднократно высказывал мысль о том, что общество, заинтересованное в увеличении населения, должно максимально удешевить содержание ребенка в семье, вы согласны с этим мнением? Что вы понимаете под удешевлением содержания ребенка в семье? Какие аргументы вы приведете в защиту положения «на детях нельзя экономить», если вам доведется встретиться с представителями государственных органов страны?

  • Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье семьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтвердите или опровергните это выражение.

  • Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему?

  • Какие ваши интересы, увлечения, способности помогут сделать досуг в вашей семье содержательным, ценным в педагогическом отношении?

Темы докладов:

  1. Возникновение городской цивилизации. Законы Хаммурапи – царя Вавилонии. Брак в Древнем Египте.

  2. Брак в Древней Иудее. Истории счастливых и несчастливых браков в Ветхом Завете. История Иакова и Рахили.

  3. Брак в Древней Греции. Брак в Спарте и в Афинах. Теория мыслителя Пифагора Самосского.

  4. Брак в Древнем Риме. Ромул – основатель первых законов Римского права о браке. Законы Рима. Идея, положенная в основу брака.

Основная литература:

  1. Бочанцева, Л.И. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. И. Бочанцева ; Н.В. Дмитриева. - Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - 192 с., 2 экз.

  2. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст] : учеб.пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - 5-е изд. - М. : Академ.Проект ; Киров : Константа, 2011. - 736 с. 20 экз.

Дополнительная:
  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка